picture disc что это
Picture Disc: Что это и действительно ли он звучит хуже?
3 мин. на прочтение
Коллекционирование пластинок — это нечто большее, чем просто отличный звук.
Виниловые пластинки предлагают слушателям уникальный и невероятно захватывающий опыт прослушивания, но это не всё, что они могут предложить. Виниловые пластинки не только обеспечивают отличное аналоговое звучание, но и обладают ярко выраженной эстетической привлекательностью. Проще говоря, пластинки выглядят просто потрясающе.
Если вы «прожжёный винилохед», вы знаете, что я имею в виду. Вы можете часами внимательно изучать каждую пластинку в своей коллекции, разглядывая вкладыши, обложки и сами пластинки. Эстетическая красота винила — один из главных факторов, который заставляет так много коллекционеров добавлять новые пластинки на свои полки. Для Владимира Борисенкова, нашего первого гостя рубрики «Винил и люди», визуальный аспект оказался чуть ли не основным в процессе коллекционирования винила.
Один из лучших моментов в процессе коллекционирования виниловых пластинок — то, когда вы открываете новую пластинку и принимаете её как «произведение искусства». Пластинка может стать настоящим шедевром для ваших глаз и ушей. Независимо от того, начинаете ли вы своё путешествие по коллекционированию винила или уже много лет являетесь страстным поклонником этого формата, чувство удивления и восторга, возникающее при открытии новой пластинки, никогда не проходит.
⠀
Винил «Picture Disc»: Ещё больше эстетики
Picture Disc издание альбома Deez Nuts — You Got Me Fucked Up. Inst: @frmcntrs
В чём отличия?
Виниловые пластинки «Picture Disc» изготавливаются из того же материала, что и стандартные пластинки. Однако эти записи также включают в себя двустороннее покрытие из полиэтилена, а также изображение, которые запечатываются поверх винила. Таким образом, между стилусом вашего проигрывателя и самим винилом находится слой материала, способный сделать звук записи более шумным и вызывать некоторые искажения, когда пластинка вращается на проигрывателе.
Пример того, как делается Picture Disc VinylОднако разница в качестве звука графических пластинок обычно не слишком заметна. Для многих любителей винила немного лишнего шума в сигнале — это жертва, которую стоит принести ради красоты пластинки. Кроме того, технологии производства, используемые для изготовления «пикчер дисков», с годами улучшились, что облегчило поддержание оптимального качества звука. Подобное вряд ли можно сказать про экземпляры 60-90-х годов — подробнее об этом можно прочитать в нашей статье про «первопроссы и новоделы»:
Отвечая на вопрос «Звучат ли пикчер диски хуже?», я могу определённо сказать «Нет». Точнее, не всегда. Ответ требует индивидуального подхода — старые версии пикчер дисков с большей вероятностью и правда будут звучать хуже стандартных изданий на чёрном виниле и современных версий «Picture Disc» изданий.
Чтобы составить своё собственное мнение по этому вопросу, советую также посмотреть видео популярного YouTube блоггера Vinyl Eyezz:
FRMCNTRS
Привет! Меня зовут Егор. Я влюбился в винил летом 2020го, когда решил подарить девушке проигрыватель. В итоге увлёкся настолько, что решил создать блог Vinyl Must Live 🙃
В чём разница между новыми и первыми «1st press» изданиями винила
7 мин. на прочтение
Великое противостояние первопрессов и новоделов
В этой статье поднимем, разберём и ответим на самый популярный и спорный вопрос среди виниловодов — почему первые и ранние издания виниловых пластинок звучат лучше, и так ли это вообще?
А в чём, собственно, заключается весь спор?
Я думаю, этот вопрос может сбить с толку многих коллекционеров-новичков виниловых пластинок, потому как, когда я сам только начал собирать пластинки, я не мог понять, почему прожжёные виниловоды осуждают переиздания и почитают оригинальные релизы и первые печати виниловых изданий. Для меня этот вопрос стал задачей, в которой я должен был тщательно разобраться — иначе, что я за автор винилового блога, если не могу ответить на этот вопрос??
Я нашёл огромное количество информации и много разных мнений на просторах интернета, и попытался обобщить всё то, что узнал, чтобы поделиться с вами своим мнением.
⠀
Настоящая причина покупать первопрессы
Основной причиной является превосходное, то самое high fidelity, качество звука, которое имеют эти альбомы. Очевидно, что качество звука важно для всех, тем не менее, не все обладают одинаковым уровнем аудиофильского восприятия. Многие, включая меня, вряд ли действительно услышат разницу между первым тиражом и переизданием в хорошем состоянии.
Есть много факторов, которые влияют на качество звука записи. Вот самые основные:
Мастеринг
Важная вещь, которую нужно знать при покупке переизданий классических альбомов — это мастеринг. Иногда новый мастеринг может сильно отличаться от того, как изначально звучал альбом. Звукозаписывающие компании всё чаще обвиняют в увеличении “громкости” в ремастированных версиях. Есть даже термин такой «Война громкости» или «Битва за громкость». Один из примеров, который приходит на ум — ремастеринг Nirvana Nevermind 2011 года, который многие поклонники назвали слишком громким и слишком отшлифованным по сравнению с оригинальным мастерингом Хоуи Вайнберга.
Однако это не всегда верно. Иногда новый мастеринг может улучшить оригинал. В основном речь идет о личных субъективных предпочтениях, а не об объективной “лучшей версии”. Стоит провести некоторые исследования альбомов с несколькими переизданиями, чтобы убедиться, что вы получите тот, который будет звучать лучше всего для вас.
Вот например, подробное сравнение всех версий Nirvana Nevermind сделал блогер Валерий Быковщенко на своём YouTube канале. Советую к просмотру:
Источник записи
Любой звукозаписывающий лейбл всегда будет стараться использовать лучший аналоговый источник, доступный ему. В большинстве случаев они будут использовать оригинальные мастер-ленты, в следствие чего результаты (переиздания/ремастеры) будут звучать так же хорошо, как и раньше. Если же для записи на винил в качестве источника вы попытаетесь использовать CD-диск, то полученная запись будет звучать хуже. Так часто бывает с пиратскими записями. Тем не менее, это может быть единственным способом владеть копией некоторых альбомов, пока звукозаписывающая компания не решит, что пришло время для нового репресса.
Многие также считают, что цифровой ремастеринг виниловой пластинки разрушает ценность винила. Это действительно применимо только в тех случаях, где исходный источник, до цифрового ремастеринга, был в аналоговом формате. Начиная с 80-х годов это определенно не так. Так что на самом деле, опять же, всё зависит конкретно от ваших предпочтений. Но если вы ищете классику 60-х и 70-х годов, я бы рекомендовал по возможности избегать цифровых ремастеров.
⠀
Качество и вес виниловой пластинки
Разные релизы могут быть напечатаны на разных типах винила. Вес виниловой пластинки может влиять на качество звука. Более тяжёлые пластинки, например 180 граммовые, менее подвержены деформации и потому не будут «ходить волной» на вашем проигрывателе — более стабильное воспроизведение гарантировано. Так что, если вы будете покупать старый пресс, то делайте выбор в пользу более тяжелых версий пластинок, так как он, скорее всего, будет в лучшем состоянии.
Также считается, что цветные винилы или диски с картинками (издания picture disc) звучат не так хорошо, как обычные пластинки из чёрного винила. Но время идёт, эта идея постепенно меняется и новые цветные пластинки играют так же хорошо, как и те, что были спрессованы на чёрном виниле. Но опять же, если вы ищете что-то во временном интервале 60-90х годов, то возможно, лучше придерживаться классики и обходить стороной цветные и picture disc издания.
Picture Disc издание альбома Deez Nuts — You Got Me Fucked Up. Inst: @frmcntrs
Некоторые также считают, что чем раньше была печать, тем в лучшем состоянии находился оригинальный шаблон («эталонный оригинал») — алюминиевый диск с покрытием из спец. лака («Laquer» в Америке или «Acetate» в Европе), с которого печатаются все копии издания. По-настоящему популярные пластинки, такие как «Битлз» или «Роллинг Стоунз», перепечатывались миллионы раз, и каждый раз шаблон изнашивался. Таким образом, запись из более ранней партии теоретически будет звучать лучше, чем одна из миллионов записей, записанных позже. Так ли это на самом деле, я не знаю.
«эталонный оригинал»
Эпоха производства
Эпоха печати/производства — ещё один момент, который нужно учитывать.
⠀
1970-ые
В 70-е годы многие производители выбирали более дешёвый и эффективный способ производства винила, называемый Dynaflex, который включал в себя переработанные обрезки виниловых пластинок. Во многом это было вызвано нефтяным кризисом того времени. Некоторые из этих записей получались очень низкого качества, содержали кусочки бумаги с предыдущих лейблов и были настолько тонкими, что просто гнулись и деформировались со временем.
Виниловая пластинка Dynaflex.
1980-ые
В 80-е годы продажи винила переживали трудные времена из-за роста производства кассет и компакт-дисков. Внедрение цифровых методов записи и мастеринга также изменило звучание пластинок.
Некогда тёплый аналоговый звук, который до сих пор рекламируется, как единственный способ слушать музыку, к тому времени стал более чистым и “идеальным” по качеству, поскольку лэйблы пытались эмулировать цифровой выход компакт-дисков. Если вы смотрите на какие-либо релизы 80-х годов, избегайте прессинга с такими фразами, как “электронное усовершенствование” или “цифровой ремастеринг” — они были популярны в то время, но не отличались особым качеством. Цифровой ремастеринг всё ещё можно увидеть и сегодня, но сейчас такие издания намного лучше, чем были в то время.
⠀
1990-ые
В 90-е годы спрос на виниловые пластинки практически иссяк. Прессовочные заводы начали закрываться, производственное оборудование переставало использоваться и обслуживаться, а опытный персонал уходил на пенсию. Это сделало оригинальные издания 90-х годов довольно редкими и дорогими, особенно сейчас, когда их ищут новые коллекционеры, выросшие на этой музыке. Покупка хорошо сделанных переизданий, безусловно, более дешевый и доступный вариант.
⠀
2000-ые
Затем в конце 2000-х произошло великое возрождение винила. Люди снова начали интересоваться музыкой как иммерсивным и осязаемым времяпрепровождением. Однако у этого есть и обратная сторона: тогдашний и нынешний спрос на винил превышают возможности его производства. Вся промышленность снабжается небольшим количеством прессующих заводов. В США работает всего около 20 заводов. За последние 40 лет не было построено ни одного нового оборудования для прессования винила.
Станок для прессовки винила.
Устаревшие станки работают свыше своих возможностей, и по большей части ими управляют люди, которые не так искусны, как их мастера-предшественники, хотя, я уверен, что с каждым годом эта ситуация улучшается.
Плохие издания ремастеров и новоделов и правда присутствуют на рынке — в моей коллекции есть одна такая:
Безусловно, красивое издание, но звучание. отвратное, прямо говоря: плоское и разбалансированное. Реально тот случай, когда лучше цифровое издание послушать. К счастью, это единичный экземпляр в моей коллекции.
⠀
Прессовочный станок («виниловая ферма»)
Место печати также может иметь значение. Например, вы точно не ошибётесь с японскими прессами 70-х и 80-х годов (не важно ремастер или нет). Также не прогадаете и с Францией, Германией и Нидерландами. А вот экземпляров из СССР, Ямайки и Бразилии стоит избегать, так как в этих странах не было отлаженного производства пластинок и было много пиратских копий — такие пластинки не могут похвастаться аудиофильским звуком.
Для новых релизов действуют те же правила — большинство записей печатается в США, Великобритании и Европе.
Ещё один момент, который следует помнить, заключается в том, что разные страны иногда получают релизы с разным материалом. Японские релизы часто имеют бонусный материал, не выпущенный в других странах. И иногда североамериканские релизы будут отличаться от британских релизов как содержанием треков, так и обложкой.
⠀
Самый важный совет
Покупая издание на виниле, независимо от того первопресс это или ремастер, ключ к правильному выбору — это исследование. Если ваша главная забота цена и доступность, и вы собираетесь покупать переиздания, то обязательно проверяйте форумы и блоги, чтобы убедиться, что новое издание и мастеринг удовлетворят вас.
Если вы нацелены на то, чтобы получить наиболее лучшую запись, какую только можете, и вы готовы платить большие деньги за ранние тиражи, то вам, опять же, нужно провести исследование, чтобы выяснить, какой мастеринг, из какой эпохи и в какой стране, по вашему мнению, звучит лучше всего.
Интернет полон блогов и форумов, переполненных мнениями о разных изданиях и переизданиях, которые помогут вам принять правильное решение. И, конечно же, Discogs — отличное место для начала вашего ресёрча.
В любом случае, вам будет необходимо убедиться, что издание, которое вы покупаете, находится в отличном состоянии. Если вы покупаете подержанную пластинку, убедитесь, что она в состоянии «Near Mint» или «Excelent», если вы действительно хотите услышать хорошее качество звука.
⠀
Каков вердикт?
Лично для меня вердикт таков: в вопросе «первопресс, ремастер или новодел?» ответ полностью сводится к вашему субъективному мнению, к вашему особому вкусу, вашему слуху и вашей цели коллекционирования. Честно говоря, я не могу сказать, что у меня тонкий и проницательный слух, как у некоторых аудиофилов, и, возможно, моя аудиосистема и не способна выдать максимальное качество звука пластинок из моей коллекции, но лично я счастлив просто слушать музыку на виниле. Я определённо слышу разницу между записями на виниле и в цифре — это небо и земля, выбор в пользу винила, для меня очевиден. Для меня коллекционирование пластинок и их прослушивание — это отдельный вид времяпрепровождения, моё хобби. Я люблю в выходной день поставить пластинку на проигрыватель, сесть на диван и просто слушать любимые альбомы от первого трека до последнего, слушать внимательно и вдумчиво, находя что-то новое. На данный момент, мне этого достаточно, у меня нет запроса на какое-то супер звучание и у меня нет цели собирать супер редкие и дорогие пластинки, над которыми я буду чахнуть, как кощей над златом)))
Кайфуйте, слушайте музыку, которую вам нравится слушать и при покупке издания на виниле руководствуйтесь здравым смыслом — не гонитесь за редкостью и высоким ценником, а если всё таки решительно хотите купить редкое 1st press издание, то обязательно изучите его мастеринг, происхождение и состояние. Vinyl Must Live!
FRMCNTRS
Привет! Меня зовут Егор. Я влюбился в винил летом 2020го, когда решил подарить девушке проигрыватель. В итоге увлёкся настолько, что решил создать блог Vinyl Must Live 🙃
Picture disc что это
7” – Seven Inch Single – пластинка диаметром 7 дюймов с записанными на ней 2 композициями. Называться может по-разному – сингл, сорокапятка, семидюймовка, семерка и т.д. На заре музыкальной индустрии синглы были 78-ми оборотными, затем на рубеже 40-50-х стали 45-ти оборотными, таковыми они и известны до сих пор. Иногда встречаются 33-х оборотные, но их гораздо меньше. Сингл содержит 2 трека: основная, заглавная вещь – A-side, и второстепенная, зачастую “не альбомная” (или т.н. “non-album track”) – В-side. Сам по себе сингл был очень удачным коммерческим носителем, поскольку в период самого расцвета сорокапяток – 50-60-е – выходило гораздо меньше альбомов, чем в последующие годы. Кроме того, сорокапятки всегда были на порядок дешевле и доступнее долгоиграющих пластинок, которые порой стоили в три-четыре раза дороже – до двух фунтов вместо десяти-пятнадцати шиллингов (в 50-е).
6” – Six Inch Single – обычный сингл, но вышедший на формате 6 дюймов и нечасто встречающийся. Содержит те же композиции, что и семидюймовое издание. Бывает как в обложке, так и без нее, и может иметь несколько отличный лейбл. Особого смысла в издании синглов в подобной форме нет, и такие релизы можно рассматривать, как попытку заставить коллекционеров и покупателей раскошелиться в очередной раз.
10” – Ten Inch Single – обычный сингл, но вышедший на формате 10 дюймов. Может содержать на одну композицию больше, чем семидюймовое издание. Бывает как в обложке, так и без нее. Особого смысла в издании синглов в подобной форме также нет, и данный формат можно также рассматривать, как попытку заставить публику выложить в очередной раз свои деньги на прилавок.
12” – Twelve Inch Single – двенадцатидюймовые синглы получили распространение во второй половине 70-х, с появлением диско-музыки. Самые первые макси-синглы часто не имели обложек, однако, с начала 80-х, большинство двенадцатидюймовок выходило в собственных конвертах “с картинками”, благодаря чему они и нашли свое место во многих коллекциях. Cинглы-двенадцатидюймовки бывают двух видов: просто Single и Maxi Single. Если первый является фактически тем же, что и обычная семерка (только больше размером), то второй содержит дополнительный ремикс на заглавную вещь, а иногда и сам ремикс вместо оригинала. Обычно Maxi-Singles содержат от трех до пяти треков, это могут быть несколько ремиксов плюс одна-две второстепенных вещи.
78 RPM (Seventy Eights) – пластинки на 78 оборотов, для большинства коллекционеров подобные экземпляры представляют достаточно малый интерес. Во-первых, изготовленные из шеллака, они очень ломкие; во-вторых, проигрывать их сейчас проблематично с технической точки зрения; в-третьих, большинство таких пластинок содержит материал “до рок-н-ролльной” эпохи, которая представляет интерес для узкого числа специалистов. Как ни странно, но 78-ми оборотные пластинки не представляют собой большую редкость и малое их число коллекционно. Эквивалентные сорокапятки эпохи рока пользуются большим спросом, нежели чем их 78-ми оборотные аналоги (стоят они, как правило, четверть-половину суммы от стоимости эквивалентной семи дюймовки).
EP – Extended Play – этот формат был очень популярен в Европе в середине 60-х, в особенности во Франции. На пластинку 7 дюймов “нарезалось” от 3 до 6 композиций (как правило 4). Пластинка обязательно сопровождалась глянцевой “твердой” обложкой с картинками. Подобные издания стоят сейчас у коллекционеров немалых денег, а в каталогах идут отдельной строкой. Со временем понятие ЕР расширилось, и теперь под ним также подразумевают пластинку 12 (реже 10) дюймов, на которой записано до 6-7 композиций на скорости 45 об/мин. Обычно такие ЕР представляют собой компиляцию новых и ранее изданных (на синглах, например) вещей. Если все композиции новые, то может именоваться как mini-LP.
LP – Long Play – “долгоиграющая пластинка” или альбом. LP печатаются на виниле диаметром 12 дюймов (реже 10) и время их звучания в среднем составляет около 40 минут. Такие пластинки появились на свет благодаря переходу в начале 50-х на скорость 33 1/3 об/мин. На одну сторону двенадцатидюймовой пластинки стало возможным записывать 20-25 минут музыки. Результат получил название “long play” и со временем LP стали одним из самых популярных видов музыкальных носителей. После окончательного воцарения компакт-диска на рынке записей этот формат изрядно сдал свои позиции, но не умер.
Autographs – к сожалению, автографы являются той самой “ахиллесовой пятой”, которую проще всего подделать. По этой причине автографированные копии пластинок стоят “чисто символически” больше, чем обычное неподписанное издание. Особенно в тех случаях, если речь идет о современном, активно концертирующем исполнителе, не мировой величины. С автографами “звезд” дело обстоит иначе. Цена многих редких пластинок “подстегивается” наличием оригинальных автографов исполнителей. Автографы Битлз или Элвиса Пресли – частые гости на Лондонских рок-аукционах. Подлинность автографа определяется путем его сравнения с оригинальной росписью исполнителя и заверяется экспертами. Некоторые дилеры требуют представления документов и доказательств того, как автограф был получен, в особенности, если его цена особо высока. Надо заметить, что подписанные фотографии Битлз, которые рассылал фан-клуб, не были реально подписаны четверкой. Хотя Ринго Старр очень любил подобные проявления славы и иногда, ради забавы, расписывался за всех четверых сразу.
Bootlegs – бутлеги, пластинки содержащие концертный материал или “студийные пробы и отбросы”, “репетиционный мусор”. Подобные издания не дублируют какие-либо официальные релизы, их производство, в отличие от подделок, является нелегальным и держится в строжайшем секрете, поскольку оно наносит “серьезный” финансовый ущерб крупным рекорд-компаниям. Иногда сам артист может быть вовлечен в производство бутлегов, и даже получать с этого какие-то отчисления. Стоят бутлеги недешево и, без сомнения, вызывают большой интерес коллекционеров, благодаря уникальности представленного на них материала. Популярные бутлеги периодически переиздаются различными пиратами-производителями, хотя и здесь коллекционеры предпочитают “оригинальные” издания. Например, релизы фирм “Wizardo Records”, “Trade Mark Of Quality” или “Amazing Kornyphone Label”.
Colour Vinyl – цветной винил, название говорит само за себя. “Расцвечивания” удостоился каждый из возможных пластиночных форматов. Бывает всевозможных цветов, включая прозрачный (т.н. clear) и многоцветный (т.н. multicolour). Цветной винил гораздо старше, чем многие коллекционеры могут себе представить. “В цвете” выходили еще пластинки на 78 об/мин. Время от времени цветные пластинки выпускались в 50-60-х годах. Все подобные блюзовые и рок-н-ролльные релизы тех времен сейчас являются настоящими коллекционными редкостями. На цветном виниле, преимущественно красном, было также напечатано огромное количество детских пластинок, однако такие издания раритетами не являются. В 70-х использование цветного винила приняло повальный характер. “Эпидемия” дошла до такой степени, что “расцвечивание” перестало быть гарантом покупаемости и коллекционности пластинки. Ситуация сохранилась и в первой половине 80-х, хотя на рубеже 90-х цветной винил снова стал “диковинкой”. Однако в любом случае, по сравнению с обычными пластинками, цветной винил издается в основном ограниченным тиражом, ценится выше и стоит дороже.
Counterfeit (Repro) – большое количество редких пластинок подделывается и бессовестно перепродается под видом “настоящего продукта”. Временами отличить подделку очень сложно, поэтому затруднительно давать советы в данной ситуации, в особенности, если вы не видели оригинала. Обратите внимание на наличие у пластинки матричных номеров, расцветку яблока и конверта: не слишком ли новыми и яркими они выглядят, соотвествуют ли краски, указана ли информация на торце конверта. Если пластинка – коллекционная вещь и выставляется на продажу по бросовой цене, а продавец вызывает у вас подозрения, то, скорее всего, это подделка (хотя встречаются фантастические распродажи, но это другой вопрос). В последнее время на рынке появилось множество неофициальных переизданий редких пластинок 60-70-х годов. Однако их производители (преимущественно итальянцы) вносят свои изменения на конверте и лейбле, и определить подделку не представляет никакого труда.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Export – периодически крупные британские звукозаписывающие компании печатали специальные тиражи пластинок своих, “отечественных” исполнителей для их продажи за пределами Туманного Альбиона. На родине подобные релизы неизменно становились раритетами и перепродавались коллекционерами “втридорога”. От изданий дочерних компаний данной страны подобные экспортные экземпляры могли отличаться измененным оформлением, каталожными номерами и клеймом “Manufactured in Great Britain”. Например, альбомы команды Level 42, предназначенные для продажи в Японии, выходили просто без имени группы на конверте, но со специально придуманными для этого названиями. Вся причина в том, что сочетание цифр 4 и 2, произнесенное по-японски, означает слова “смерть” или “смертный”, что никак не связывалось с группой и её прямо противоположной музыкой.
Flexi Disc – гибкий диск. Такие пластинки были самыми разнообразными по цвету, но практически неизменным оставался их формат – 7 дюймов. Гибкие грампластинки появились на свет в самом начале 60-х, во Франции, в качестве звуковых иллюстраций к различного рода изданиям. Flexies были одним из самых дешевых и самых популярных музыкальных носителей, который можно было, без особых опасений за его сохранность, вложить в журнал или газету. Flexies были широко распространены как разовое (или регулярное) бесплатное звуковое приложение к различным музыкальным изданиям (журналы “Flexipop” в Англии и “Кругозор” в СССР), в частности, независимым. Как эксклюзивное издание для членов различных фан-клубов (рождественские пластинки Битлз). Как дешевые лимитированные издания независимых фирм грамзаписи. Крупные рекорд-компании использовали flexies как промо-материал, представляя будущие релизы и бесплатно прилагая их к другим пластинкам (фирма “Harvest”). Единицы гибких пластинок коллекционны. Во многих случаях, их тестовые копии, отпечатанные на обычном черном виниле, стоят в 3-4 раза дороже, чем окончательный коммерческий “гибкий” вариант!
Gold Discs – наградные диски, которые вручаются звукозаписывающей компанией аристам, чьи пластинки разошлись определенными тиражами. Различают: серебряные, золотые и платиновые диски, соответствующие определенному числу проданных копий. На самом деле, подобных наградных дисков изготовлялось гораздо больше, чем кто-нибудь может себе представить. Тем не менее, на коллекционном рынке они – “редкие гости”, и чаще всего выставляются на аукционах, нежели чем продаются за фиксированную цену. В большинстве случаев они имеют вполне “земные” цены – порядка сотен фунтов. Наиболее ценными считаются диски, врученные непосредственно самим музыкантам, но это большая редкость. Продукция компаний, предлагающих Вам сделать “Золотой Диск Вашего Любимого Артиста”, имеет малое ко всему этому отношение и вообще никак не котируется.
Interview Discs – законы о соблюдении авторских прав в Соединенном Королевстве и в Соединенных Штатах Америки не распространяются на “живое слово”. Таким образом, пластинки с записями интервью того или иного исполнителя может выпускать кто угодно и как угодно, невзирая на то, что у самого артиста может быть сейчас свой контракт. Например, компания BAKTABAK специализируется на издании подобных интервью-дисков (очень симпатично оформленных). Некоторым такие пластинки могут показаться серьезным коллекционным материалом. На самом деле, мало коллекционеров всерьез интересуются подобными изданиями, и их “коллекционная” цена практически не превышает рыночной стоимости. Исключением являются пластинки, изданные компанией артиста как “промо-материал”. Но даже в таких случаях пластинки с записями интервью редко превышают в цене промо-диски, содержащие музыку.
Matrix number – матричный номер, который имеет каждая пластинка и который находится на виниловом поле в районе сбега звуковой дорожкой, недалеко от яблока. Иногда этот номер оказывает неоценимую помощь при определении и уточнении пластинки. Большая часть номера представляет собой каталожный номер фирмы, это жизненно необходимая информация, особенно в случае тест-прессинга, когда оба лейбла пластинки могут быть абсолютно белыми. Отдельные цифры, как правило, дают информацию о “клейме”, которым печаталась пластинка. (“Matrix” – так называется сама “форма” или “лекало”, с которого делалось “клеймо”). В некоторых случаях в процессе допечатки тиража версии песен заменялись, соответственно менялся и матричный номер. Таким образом, иногда пользуясь только этой информацией можно без прослушивания идентифицировать различные версии одной и той же композиции. Теоретически, матричные номера позволяют определить первую печать тиража пластинки и более поздние издания, каталожные номера которых одинаковы.
В случае английских изданий, матричные номера штамповались машиной, а рядом могли помещаться один-два слогана или послания, нацарапанных “от руки”. В особенности этим славилась одна из первых английских независимых фирм “Stiff”. По определенным фразам, речевым оборотам и почерку этих дружеских напутствий можно также получить дополнительную информацию о пластинке. Например, о звукоинженере.
Mispressed records – если музыка, записанная на пластинке, не соответствует тому, что заявлено на конверте и лейбле, то можно с уверенностью сказать, что вы имеете дело с пластинкой-опечаткой. Это одна из самых распространенных ошибок и происходит она в тех случаях, когда фабрика-изготовитель одновременно штампует несколько различных пластинок. Отдельные партии виниловых “заготовок” могут случайно попасть не под тот пресс. Это так же справедливо для тех пластинок, одна сторона которых “правильная”, а вторая – “ошибочная”. Подобные экземпляры являются, естественно, “диковинками”, но стоят они недорого. Исключения составляют самые собираемые артисты – Битлз и некоторые другие. Опечатки характерны и для компакт-дисков – циркулирует масса компактов, звуковое содержание которых не имеет ничего общего с информацией, напечатанной на самом диске и на этикетках.
Очень часто пластинки сопровождаются лейблами правильными, но неверно наклееными. Диски могут иметь на обоих сторонах этикетку А (или В), могут быть потеряны обе этикетки, А и В могут быть перепутаны. Этикетки могут содержать грамматические опечатки или ошибочную информацию. Подобные казусы на стоимости пластинки сильно не отражаются, если отражаются вообще, хотя бы потому, что их очень просто воспроизвести на подделках. Если лейбл пластинки не попал на свое место по центру, но пластинка тем не менее играет, то такие диски являются не опечатками, а простым браком и не представляют никакой ценности.
Picture Disc (PD) – дословно “диск с картинкой”. Представляет собой одну из самых интересных разновидностей пластинок – на каждую сторону диска (или на одну из них) нанесено изображение, поверх которого “нарезаны” дорожки. Пластинки изготавливаются в 2 слоя с использованием ломкого прозрачного пластика, поэтому диски получаются толстыми, тяжелыми и недолговечными. Первое такое “колесо” увидело свет в 1933 году в Америке. Это была пластинка формата 10 дюймов на 78 об/мин, на которой была записана вещь “Cowhands Last Ride” в исполнении Jimmy Rodgers. Впоследствии было издано еще какое-то количество подобных декоративных дисков, но все они отличались неудовлетворительным качеством записи, что плохо отражалось на продажах. Первые “рок-диски с изображением” вышли на рубеже 60-70 годов. Ими стали альбомы Curved Air “Air Conditioning” и Saturnalia “Magical Love”. Качество записи было также очень плохое, поскольку фактически, это было две односторонних гибких пластинки, наклеенных на картонку с изображением. С конца 70-х, “диски с картинками” прижились и, несмотря на то, что качество записи по-прежнему прежнему уступало оригинальному черному винилу, они нашли свое место во многих коллекциях, став элементом оформления. Пик популярности Picture Discs пришелся на восьмидесятые годы, эпоху расцвета new wave. Множество новых романтиков и их современников – Billy Idol, Frankie Goes To Hollywood, The Stranglers, Thompson Twins, etc – издавалось на таких дисках, выбор был огромен. Этот носитель удостоился особого внимания со стороны металлистов – каждая уважающая себя “металлическая” команда имеет в своей дискографии несколько подобных экземпляров. Такие “колеса” можно вешать на стену, здорово смотрятся семи- и десятидюймовки, еще лучше – двенадцати, совсем потрясающе выглядит Shaped Picture Disc.
Private Pressings – пластинка, которую группа по разным причинам самостоятельно финансировала, записывала, выпускала и продавала. Подобным образом была выпущена масса синглов эпохи пост-панка. Однако в действительности под этим термином подразумевают большое количество “прогрессивных” (и тому подобных) альбомов, изданных в 70-е годы. Большинство таких изданий перепродается коллекционерами за сумасшедшие деньги. Фактически, столь высокие цены есть результат ведения дел несколькими дилерами-специалистами. По крайней мере, споры об истинной стоимости этих пластинок до сих пор ведутся. Тем не менее, коллекционеров стоит предупредить, что данная область – настоящая “русская рулетка”, в особенности, если речь идет о вложении внушительной суммы денег.
Shaped Disc – виниловый диск, имеющий своеобразную, отличную от круглой, форму. Такие пластинки встречаются самых разных форм и расцветок, в том числе и “с картинкой” (в этом случае они обозначаются как Shaped PD) и имеют определенную коллекционную ценность. Это любимый формат звукозаписывающих компаний для издания интервью. Первыми Shaped PD стала серия синглов Police, изданная в США. Синглы имели форму полицейских значков, и к ним прилагались специальные картонные коробочки. По разным причинам Shaped PD не издавались широко до 1982-83 года, но в дальнейшем выпуск подобных пластинок стал одним из самых распространенных рекламных ходов многих звукозаписывающих компаний. Подобно обычным “дискам с картинкой”, Shaped PD часто просто вешают на стены в специальных прозрачных пакетах “для красоты”. Надпись в каталогах и журналах Uncut Shaped PD означает тот же самый “диск с картинкой”, только круглый, двенадцатидюймовый, с прозрачными “необрезанными” полями и дорожками, “нарезанными” под 7 дюймов. Такие копии стоят примерно раза в 3 больше, чем окончательный, “обрезанный” вариант.
Split – пластинка, стороны которой поделены между двумя исполнителями. Бывает различных форматов – 7, 10 и 12 дюймов, а артисты обычно “сходны” по жанру. Если в 50-60-е годы такие пластинки были обычным явлением, то в наши дни они встречаются в большинстве случаев в promo-виде. Нередкое явление – тройные BBC Transcription Discs в split-варианте с двумя артистами.
Transcription Disks – эти пластинки крайне редко указываются в справочниках и каталогах, но тем не менее, являются очень раритетными и коллекционными позициями. Музыкальные программы ВВС записывались на пластинки (а впоследствии и компакт-диски) с целью их дальнейшего распространения по радиостанциям. Такие диски очень просто было использовать для радиовещания. По большому счету, практически все значимые исполнители 80-х и 90-х присутствовали на этих пластинках, имея хотя бы по одной стороне своих записей. Также широко представлены артисты 70-х, у рок-коллекционеров большой популярностью пользуются записи программы “In concert” Radio 1. К сожалению, сами ВВС не санкционируют продажу таких пластинок, также они не предоставляют никакой информации или дискографии, что значительно препятствует их продаже. Тем не менее у коллекционеров подобные релизы не задерживаются и уходят из расчета 50-60 фунтов за штуку как минимум. Исключением из правил являются самые популярные артисты. Например, пластинка Битлз “Beatles at The Beeb” была продана за 500 фунтов. Естественно, циркулирует огромное число подделок и бутлегов. Так что, если подобная вещь вдруг попадет Вам в руки, то заметим, что любой черно-белый лейбл ВВС – подделка, оригинальными цветами были зеленый с белым (или зеленый с желтым). Также подделки могут иметь “правильные” цвета самого яблока, но затертые матричные номера.
Transcription Disks – эти пластинки крайне редко указываются в справочниках и каталогах, но тем не менее, являются очень раритетными и коллекционными позициями. Музыкальные программы ВВС записывались на пластинки (а впоследствии и компакт-диски) с целью их дальнейшего распространения по радиостанциям. Такие диски очень просто было использовать для радиовещания. По большому счету, практически все значимые исполнители 80-х и 90-х присутствовали на этих пластинках, имея хотя бы по одной стороне своих записей. Также широко представлены артисты 70-х, у рок-коллекционеров большой популярностью пользуются записи программы “In concert” Radio 1. К сожалению, сами ВВС не санкционируют продажу таких пластинок, также они не предоставляют никакой информации или дискографии, что значительно препятствует их продаже. Тем не менее у коллекционеров подобные релизы не задерживаются и уходят из расчета 50-60 фунтов за штуку как минимум. Исключением из правил являются самые популярные артисты. Например, пластинка Битлз “Beatles at The Beeb” была продана за 500 фунтов. Естественно, циркулирует огромное число подделок и бутлегов. Так что, если подобная вещь вдруг попадет Вам в руки, то заметим, что любой черно-белый лейбл ВВС – подделка, оригинальными цветами были зеленый с белым (или зеленый с желтым). Также подделки могут иметь “правильные” цвета самого яблока, но затертые матричные номера.
Sleeve – конверт, в котором (естественно) хранится пластинка. Нет нужды говорить о том, что поврежденный (или отсутствующий) конверт серьезно снижает стоимость издания в целом. Главное правило: конверт отвечает половине стоимости пластинки, сам носитель – другой половине. Исключением является тот случай, когда “обычная” пластинка сопровождается “необычным” конвертом, который и “несет” на себе основную часть коллекционной стоимости. Такие случаи в каталогах отмечаются отдельно. Конверты бывают нескольких видов: art sleeve, record company sleeve, picture sleeve, die-cut sleeve.
Die-Cut Sleeve (или Cut Out Sleeve) – так называют “жесткие” конверты с отштампованными вырезами. Подобные обложки характерны для пластинок различных форматов, а сами вырезы могут быть как отштампованными под лейбл пластинки, так и являться элементами оформления конверта.
Fold Out Sleeve – обложка пластинки, выполненная без склейки отдельных частей и раскладывающаяся подобно картам укрепрайонов Генштаба. В развернутом виде такой конверт представляет из себя плакат, постер или что-то вроде того. По сути дела, это и есть плакат, в который “заворачивается” пластинка. Для семерок такая упаковка может также иметь название wrap around cover.
Gatefold Sleeve – конверт, открывающийся наподобие книги. Периодически использовался в 50-60-х годах при издании альбомов мега-звезд, чтобы придать оформлению “еще больший шик”. Примерами тому являются пластинки Элвиса “Golden Records” и “Elvis Is Back”, Синатры “Sinatra-Basie” и Битлз “Beatles For Sale”. В середине 70-х подобные развороты стали “общим местом” и превратились в необходимый элемент оформления диска. Вместе с падением интереса к прогрессивному року в конце 70-х, развороты потеряли свою актуальность и использовались в основном при издании альбомов и сборников супер-звезд. В настоящее время подобные конверты используются как для одиночных пластинок, комплектов (пластинка + постер, вкладка и.т.д.), так и для двух пластинок и различных limited edition изданий.
Inner Sleeve – внутренний конверт пластинки. Он может быть выполнен как из жесткой, так и из обычной бумаги. Обычно внутренние конверты используются в альбомах и содержат тексты вещей, фотографии и дополнительную информацию. У синглов Inner Sleeve встречаются не часто.
Insert – вкладка в пластинку. Подобно Inner Sleeve, она также может быть выполнена как из жесткой, так и из обычной бумаги. Вкладки также содержат тексты вещей, фотографии, дополнительную информацию или рекламу звукозаписывающей компании. У синглов вкладки также встречаются редко.
Picture Sleeve – дословно “конверт с картинкой”. Picture Sleeve является неотъемлемой частью пластинки, а так же своего рода маленьким произведением искусства. Подобные конверты сопровождали большинство европейских семерок (с незапамятных времен), некоторые американские синглы, а со второй половины 60-х годов они появились и в Британии. С 1978 года в Англии стало обычной практикой выпускать первые несколько тысяч копий сингла с обложкой. В этих случаях коллекционеры ищут издания с картинками и мало интересуются синглами без обложек. Конверты у одного и того же сингла в зависимости от страны могут быть разными. Также оформление конвертов может изменяться в связи с более поздним переизданием диска (например, на другом лейбле). Необходимо заметить, что особенности оформления обложек для SP, EP и LP помогают определить оригинальность издания.
Special Art Sleeve – оригинальная обложка пластинки, которая дает мизерную информацию о фирме-производителе и музыке, записанной на диске. Оформление конверта настолько минимально, что его никак нельзя назвать “picture sleeve”.