Родился в 1772 году в г. Обервидерштед (Саксония) в семье солезаводчика. В 10 лет был послан в религиозную школу, но не смог там учиться из-за суровой дисциплины. Он переезжает с отцом в Вайсенфельс, где поступает в гимназию Айслебен. В 1790—1791 слушает лекции по праву в Йенском университете. С 1791 по 1793 года изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797—1798 годах учился в горной академии Фрайберга. Благодаря своим поездкам по различных учебным заведениям, он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Шиллером. В 1795 году Новалис был помолвлен с Софи Кюн, которую очень любил. Она рано умерла (15 лет), но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.
После окончания университета в 1797 году, Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В одной из своих статей — «Христианство или Европа» (она была опубликована посмертно) — он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперед только с помощью средневековой католической церкви и рекомендовал бросить все силы на возрождение её. Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере.
Новалис не успел воплотить в жизнь хоть что-то из своих предложений. Он умер в возрасте неполных 29 лет от туберкулёза.
Творчество
Этот роман писался до 1799 года. Толчком к этому роману стал роман Гете «Ученические годы Вильгельма Мейстера», посвященный воспитанию и духовному росту. Гете в своем романе впервые поднимает тему профессии. Новалис же воспитание напрямую связывает с духовным ростом. Голубой цвет в романе — это символ самораскрытия, внутреннего, духовного. В этом романе Новалис полно раскрывает смысл лирической стихии. Офтердинген — сновидец и мечтатель, он открыт впечатлениям. Это история о том, как мир воспринимает новую душу, как новая душа воспринимает мир. Все очень лирично. Роман написан простым общедоступным языком. Роман пронизывают философские диалоги и рассказы. Сам Офтердинген ищет себя, слушает рассказы других героев, сопоставляет их с собой, со своей жизнью. Каждая профессия символизирует поиск смысла жизни. Например, рудокоп. Он роет вглубь также, как познается смысл жизни.
Наследие и признание
Новалис, ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX века его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов, экспрессионистов и неоромантиков конца 1890-х.
Интересные факты
Слова Новалиса «Теории — сети, ловит только тот, кто их забрасывает» является эпиграфом к труду Карла Поппера «Логика научного исследования».
«Ihre sogenannte Religion wirkt bloß wie ein Opiat: reizend, betäubend, Schmerzen aus Schwäche stillend».
Публикации на русском языке
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Новалис» в других словарях:
Новалис — (псевдоним Фридриха фон Гарденберга) (1772 1801) немецкий писатель, один из самых крупных представителей нем. романтизма. Происходил из родовитой дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей карьере, изучал юридические науки. Н. неразрывно связан с… … Литературная энциклопедия
НОВАЛИС — (Novalis), псевдоним; настоящее имя Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772 1801) философ, поэт, один из вождей йенского романтизма. Изучал право в Йене, Лейпциге, Виттенберге, в 1797 горное дело во Фрейбурге. Некоторое время работал горным… … Философская энциклопедия
Новалис — Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии Новалис, настоящее имя которого Фридрих фон Гарденберг, родился в 1772 г. и скончался в неполные двадцать девять лет от туберкулеза в 1801 г. Его называют поэтическим… … Западная философия от истоков до наших дней
Новалис — (Фридрих фон Хартенберг) (1772 1801 гг.) писатель и философ Безумие и колдовство очень схожи. Кудесник это художник безумия. В основе, каждый человек живет в своей воле. Твердое намерение есть общеуспокаивающее средство. Все случаи нашей жизни… … Сводная энциклопедия афоризмов
НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 1801), немецкий писатель романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство ( магический идеализм ) духа, Бога и природы, существующих … Современная энциклопедия
НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были… … История Философии: Энциклопедия
НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Haardcnbcrg) (1772 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были… … Новейший философский словарь
Новалис — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 – 1801), немецкий писатель романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство (“магический идеализм”) духа, Бога и природы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Новалис — (Novalis), настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772 1801), немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и… … Энциклопедический словарь
НОВАЛИС — (Novalis, псевд.; настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг Georg Philipp Friedrich von Hardenberg) (1772 1801), наиболее влиятельный поэт раннего немецкого романтизма. Жизнь Новалиса небогата событиями. Родился 2 мая 1772 в родовом… … Энциклопедия Кольера
Новалис (барон Фридрих фон Гарденберг; псевдоним Новалис писатель взял от своих предков, которые величали себя де Новали (de Novali) или magna Novalis, после переезда в Гроссенроде) – немецкий философ, писатель, поэт мистического мироощущения, один из йенских романтиков – родился 2 мая 1772 году в родовом замке Обервидерштедт (Саксония) в семье солезаводчика из древнего нижнесаксонского рода Гарденбергов, один из представителей которого возглавлял в начале XIX века прусское правительство. Семья не была богатой.
В 10 лет был послан в религиозную школу, но не смог там учиться из-за суровой дисциплины. Он переезжает с отцом в Вайсенфельс, где поступает в гимназию Ауслебен. В 1790-1791 слушает лекции по праву в Йенском университете. С 1791 по 1793 изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797-1798 учился в горной академии Фрайберга.
Благодаря переездам из одного образовательного центра в другой Новалис был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Фридрихом Шиллером. В 1795 Новалис был помолвлен с Софи фон Кюн (1782-1797), которую очень любил. Она рано умерла (15 лет) от туберкулёза, но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.
После окончания университета в 1797 Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В своей статье «Христианство или Европа», опубликованной посмертно, он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперёд только с помощью средневековой католической церкви, и рекомендует бросить все силы на возрождение её. Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере. Он считается членом масонского общества.
Новалис не успел воплотить в жизнь многое из своих намерений. Он умер 25 марта 1801 года в Вайсенфельсе (Германия) в возрасте неполных 29 лет от туберкулёза.
В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается переход раннего немецкого романтизма от субъективно-радикально-бунтарского к объективно-мистическому идеализму, в котором неустойчивость земного и социального бытия преодолевается противопоставлением остро ощущаемой «бренности» сущего — миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира.
Отсюда возникает идеал непосредственно творящего, ищущего, вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного тяжёлыми размышлениями поэта. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Новалиса — неоконченном романе «Генрих фон Офтердинген» (1797-1800).
История немецкой литературы. Новалис (Novalis, 1772—1801)
Новалис
(Novalis, 1772—1801)
Характерные черты романтического мировоззрения нашли яркое воплощение в творчестве Фридриха Леопольда Гарденберга (Friedrich Leopold von Hardenberg), печатавшегося под псевдонимом Новалис. Гете полушутя, полусерьезно называл его «императором немецкого романтизма». Новалис, как никто другой из членов иенского кружка, верил во всемогущество поэзии, в силу человеческого духа, в их способность пересоздать жизнь на гуманистических основах, спасти ее от разгула индивидуализма, принявшего размеры бедствия в буржуазную эпоху, духовно сплотить народы, объединить мир, распавшийся в результате революционных потрясений и войн. Однако в воззрениях Новалиса есть реакционные черты. Высшим выражением духовности он считал религию, рассматривая ее как основу подлинного искусства. Поэтому будущность человечества Новалис связывал прежде всего с деятельностью католической церкви. Он идеализировал также патриархальные общественные отношения, монархический строй, считал монарха покровителем искусств, выразителем интересов всей нации, защитником идеи национального единства. Но это не мешало писателю относиться критически к отдельным сторонам жизни феодально-монархического общества, питать симпатии к трудовому народу.
Новалис происходил из культурной дворянской семьи и сам получил хорошее образование. Из гимназии и университета он вынес отличное знание классических языков, философии и литературы. Новалис занимался также естественными науками, в частности геологией, и в дальнейшем служил в должности инженера на солеварне близ Иены.
— смерти невесты, 15-летней Софии Кюн. Новалис любил ее возвышенно-романтической любовью, находил в ней проявление божественной «мировой души». Его умиляли ее детская наивность, непосредственность, он считал ее олицетворением поэтического начала жизни.
Под влиянием трагического переживания, вызванного кончиной невесты, Новалис пишет «Гимны к ночи» (Hyrnnen an die Nacht, 1797—1798), опубликованные в «Атенее». Это цикл стихотворений, проникнутых спиритуалистическими мотивами. Поэт выражает в нем свою неприязнь к реальной жизни и рвется в мир теней, который, как ему кажется, освободит его от душевной тоски. Новалис жаждет смерти, рассматривает ее как единственную возможность навеки соединиться с умершей возлюбленной.
«Гимны к ночи» созданы во вдохновенном порыве религиозной экзальтации. Они написаны большей частью ритмической прозой и проникнуты искренним и сильным чувством. Отсюда их эмоциональная выразительность. Новалис пишет о лично пережитом, придавая своим переживаниям широкий обобщающий смысл. Ночь, как символ жизни потусторонней, свободной от мирских волнений и тревог, противостоит у него реальной действительности с ее житейской суетой и непрочностью всего истинно прекрасного.
Антирационалистической направленностью отличается также эстетика Новалиса. Теория искусства в ней строится на интуитивной, религиозно-мистической основе. Творческий процесс рассматривается Новалисом как акт подсознательный. Поэт, по его мнению, «воистину творит в беспамятстве», уподобляясь сомнамбуле. Как эстетик Новалис решительно порывает с традициями Лессинга и других просветителей, отмечавших сознательный характер творчества. В своих эстетических высказываниях он опирается на философию Шеллинга, доказывавшего интуитивную основу поэтической деятельности.
Другой характерной чертой эстетических воззрений Новалиса является их крайний субъективизм. Не принимая современной ему действительности, он меньше всего был заинтересован в объективном ее изображении. Новалис ориентирует писателя прежде всего на выражение своих чувств и идеалов. Романтизм им понимается как искусство, пронизанное пафосом субъективности. «Поэзия, — пишет он, — есть изображение души, настроенности внутреннего мира в его совокупности». «Все поэтическое должно быть сказочным».
«Фрагментах» (Fragmente), затрагивающих широкий круг вопросов. Он развил их и художественно воплотил в неоконченном романе «Генрих фон Офтердинген» (Heinrich von Ofterdingen), вышел посмертно в 1802,. в основе которого лежит религиозно-мистическая концепция действительности.
Новалис полагает, что существует некая «мировая душа», духовное творческое начало, дающее жизнь всему сущему. Только в ней заключен источник всего прекрасного, подлинно человеческого. В зачаточном состоянии она содержится во всех формах неорганической и органической природы, достигая наибольшего расцвета в человеке. В реальной, повседневной жизни духовная, творческая субстанция часто бывает, по мысли Новалиса, погребена под толстым слоем материальных напластований, и задача художника как раз состоит в том, чтобы освободить дух из плена материи, дать ему возможность свободно развиваться, и тогда наступит царство вечной красоты.
Новалис верил в безграничные потенции поэзии, и в этом привлекательность его эстетического учения, несмотря на его мистический характер. Он рассматривает искусство как основную силу, преобразующую не только общество, но и природу. Поэт для него — подлинный волшебник, чародей, который с помощью слов, звуков способен оживить весь мир, придать ему поэтическое очарование.
Чем дальше идет процесс общественного развития, тем больше, как полагает Новалис, материальное порабощает духовное. Эта тенденция достигла своего апогея в условиях буржуазного общества, где красота, поэзия принесены в жертву вещам, денежному расчету и т. д. И немало сил надо потратить художнику, чтобы вдохнуть жизнь в косное буржуазное общество, сделать его соразмерным духовной сущности человека. Не так было в глубокой древности, во времена античности. Мир был тогда иным, восприимчивым к прекрасному. Поэты в ту эпоху «дивными звуками волшебных инструментов пробуждали жизнь лесов», даже «оживляли мертвые семена растений. и создавали цветущие сады, укрощали зверей, смягчали нравы дикарей. превращали стремительные потоки в тихие воды». Эта счастливая пора отразилась, по мнению Новалиса, в легенде об Орфее, который своим пением завораживал не только людей, но и обитателей морей.
«Генрих фон Офтердинген» —это своеобразный гимн, прославляющий поэзию, красоту и осуждающий жизнь бездуховную, основанную на материальной выгоде. Роман полемически направлен против «Годов учения Вильгельма Мейстера» Гете, который казался Новалису произведением насквозь прозаическим. Его, очевидно, не удовлетворяло намерение автора показать, как главный герой, юноша, мечтающий стать актером, постепенно разочаровывается в поставленной цели, увлекается иными, более прозаическими задачами. Отсюда становится понятным упрек Новалиса Гете, что в его романе «романтическое, а также чудесное. гибнут», речь ведется исключительно об обычных человеческих делах, «природа же и мистицизм совершенно забыты. Это поэтизированная бюргерская и домашняя повесть». В «Генрихе фон Офтердингене» Новалис ведет своего героя совершенно иным путем, чем Гете. Он заставляет его избавиться от бюргерских привычек, раскрыть свою поэтическую сущность. Генрих под влиянием любви постепенно приобретает романтические черты, превращаясь из бюргера в поэта, захваченного мечтой о поэтическом преображении мира.
— личность полулегендарная. Жизнь Генриха фон Офтердингена обросла легендами. В народных преданиях он сохранился как талантливый миннезингер, победитель ряда поэтических состязаний в Вартбурге. Новалис, разумеется, не случайно избрал временем действия XIII столетие. Это эпоха расцвета феодально-монархических отношений, период, с его точки зрения, наиболее благоприятный для развития поэзии.
Роман, по замыслу автора, должен был состоять из двух частей. В первой из них («Ожидание») повествуется о юношеских годах Генриха, о его знакомстве с жизнью, о пробуждении в нем поэтического таланта под влиянием чувства к девушке. Вторая часть («Свершение») не была закончена. Известны только ее главные сюжетные линии в пересказе Л. Тика. Генрих в ней выступает уже как сформировавшийся романтический поэт, находящийся в зените своей славы.
Основное развитие событий предваряет сон Генриха, носящий пророческий, символический характер. Ему привиделся голубой цветок, из лепестков которого выступало лицо прекрасной девушки. Отныне Генрих не находит себе покоя, он во власти любовного томления. Любовь изображается Новалисом, так же как и Ф. Шлегелем, как сила, помогающая познать духовную сущность действительности, ее «мировую душу». Дальнейшее содержание романа связано с рассказом о путешествии Генриха в обществе матери и купцов в город Аугсбург к своему деду. Эти сцены также несут весьма большую идейную нагрузку. В них предстает жизнь средневековой Германии, правда, показанная через восприятие писателя-романтика. Новалис в целом идеализирует средние века.
Влюбленность Новалиса в средневековье объясняется главным образом тем, что тогда высоко ценился поэтический талант. Эту мысль он иллюстрирует рассказом о бедном юноше, который своим пением и стихами покорил сердце королевской дочери и в конце концов добился ее руки, стал правителем страны. Поэтический дар рассматривается Новалисом как самая большая общественная ценность, дающая человеку право на высшие почести и уважение в обществе.
«Генрих фон Офтердинген» — произведение типично романтическое. Каждый образ в нем по существу символичен, отражает в самом обобщенном плане определенные слои феодальной Германии. Человек изображается Новалисом лишь в сфере своего сознания. В романе, собственно, нет конфликта в традиционном смысле этого слова. Перед Генрихом, словно на экране, проходят отдельные люди, символизирующие отдельные классы средневекового общества, взятые в их духовном содержании,
время своего путешествия. Новалис нисколько их не идеализирует. В его изображении — это типичные прожигатели жизни, весело проводящие время в ожидании очередной военной кампании по освобождению гроба господня. Новалис не находит в них черт подлинного рыцарского благородства. Он вообще неодобрительно относится к идее решения религиозных распрей кровавым путем. От имени восточной пленницы Зюлеймы, насильно разлученной с родиной, Новалис выступает против крестовых походов, «страшной ненужной войны, которая всех озлобила, принесла бесконечно много горя и навсегда отделила Восток от Европы». Новалис против межнациональной вражды, его одобрение получают войны, ведущиеся в защиту национальной независимости. Он характеризует их как «настоящие поэмы». «Они создают, — пишет Новалис, — истинных героев». Идея единства человечества, основанного на принципах взаимного уважения всех входящих в него народов,— важнейший пункт политической программы Новалиса.
Новалис настроен весьма критично к паразитизму правящих классов феодальной Германии. В явно контрастном сопоставлении с рыцарями он создает образ трудолюбивого рудокопа, который «родится в бедности и бедным умирает». Добывая золото, он тем не менее не поддается его растлевающему влиянию, оставаясь нравственно незапятнанным. «Металлы,— пишет Новалис, — теряют для него притягательную силу, когда становятся товаром, и он предпочитает искать их в недрах земли, чем следовать их зову в жизни».
Человек-труженик, наделенный физическим и нравственным здоровьем, — неотъемлемая часть эстетического идеала писателя. Это тот критерий, с помощью которого он оценивает все социальные слои феодального общества. «Труд, — пишет Новалис о рудокопе, — сохраняет свежесть его сердца и бодрость духа. Только он и знает прелесть света и покоя, отраду чистого воздуха и широкого горизонта; только он один вкушает еду и питье благоговейно и радостно, как причастие».
придает «мировая душа», духовная творческая субстанция, сцепляющая в единое целое все звенья развития мира — и природу и общество. Более сложные образования содержат все основные свойства низших структур, и в результате возникает непрерывная, взаимосвязанная цепь развития, достигающая своего завершения в человеческой личности. Следовательно, элементы духовного, человеческого, как полагает Новалис, содержатся в тех или иных пропорциях и в камне, и в воде, и в растениях, и в животных. В связи с этим познание действительности понимается Новалисом как самопознание. Человеку достаточно погрузиться в недра своей собственной сущности, и он может «вспомнить» свое прошлое, все фазисы своего инобытия, своего предшествующего существования, и перед ним откроются все тайны истории. Именно такого взгляда придерживается Отшельник. Это провидец, обладатель книги человеческих судеб, где можно узнать и прошлое и будущее всех людей. Генрих прочел в ней о своей прошлой и будущей жизни.
Реальное общество представлено в рассказе Клингсора владениями короля Арктура. Здесь царят холод и мрак, все мертво, не ощущается никакого дыхания жизни. Спасение приходит от детей Арктура —сына Эрота, символизирующего любовь, и дочери Басни, воплощающей поэтическое начало бытия. Главный враг их — Писец, защитник сухого рационализма. Новалис дает понять, что противник Эрота и Басни представляет эпоху Просвещения, столь нелюбимую консервативными немецкими романтиками. Борьба между поэтическими и антипоэтическими силами идет в романе с переменным успехом, но завершается в конце концов победой детей Арктура. Маленькой Басне удается, проникнув в преисподнюю, скормить тарантулам злобных Парок, союзниц Писца. В царстве Арктура снова сияет солнце. Радость переживают не только люди, но и природа. Испытав благотворное влияние любви и поэзии, она также пробудилась от сна. «Цветы и деревья мощно росли и зеленели. Все казалось одушевленным. Все говорило и пело. Звери подходили к проснувшимся людям, радостно приветствуя их. Растения угощали их плодами и ароматами и очаровательно наряжали их. Ни один камень не давил больше человеческой груди. » Таково реальное, по мнению Новалиса, воплощение в жизни «голубого цветка», той мечты, которая воодушевляла и вдохновляла писателя.
Знатный немецкий дворянин Фридрих фон Гарденберг не случайно выбрал себе псевдоним Новалис, производный от de novali, что на латыни означает «возделывающий новь». Он считал себя и своих товарищей, йенских романтиков, первооткрывателями новых путей — и не только в искусстве: они мечтали перестроить саму жизнь. В поэтическом словаре Новалиса рядом со словом «новь» стоят «первозданность», «девственность», «изначальность». Именно в изначальное, в глубь времён был нацелен взгляд Новалиса — поэта, прозаика, философа, мистика и. горного мастера, рудокопа. В эту глубь Новалис вглядывался для того, чтобы найти там пророчество о будущем.
«Он пел о начале мира, о происхождении звёзд, растений, животных и людей, о всемогущем взаимовлечении всех вещей в природе, о древнем золотом веке и о властительницах его — любви и поэзии, о возникновении ненависти и варварства и об их распрях с этими добрыми богинями и, наконец, о грядущем торжестве последних, о конце печали, обновлении природы и возвращении золотого века навсегда». Эти слова из сказки о старом короле — правителе Атлантиды, покровителе поэтов, его прекрасной дочери и её возлюбленном вполне можно отнести ко всему творчеству Новалиса. Сказка включена в третью главу романа «Генрих фон Офтердинген» — главного сочинения Новалиса.
После самого драматичного события в жизни Новалиса — смерти пятнадцатилетней невесты — он всё чаще думает о нераздельности жизни и смерти, о способах преодоления грани-цы между видимым и невидимым мирами. Переживания, связанные со смертью Софии, вызвали к жизни «Гимны к ночи» (1800 г.) — один из шедевров немецкой романтической лирики
Это произведение можно назвать романом только в том смысле слова, какой вкладывали в него сами романтики: свободно скомпанованный, всеобъемлющий, открытый в бесконечное текст, «книга жизни». Действие романа условно отнесено автором к XII—XIII столетиям, когда жили поэты-миннезингеры Генрих фон Офтердинген и Клингсор. Впрочем, Новалису нужно не реальное историческое Средневековье: в творчестве немецких миннезингеров, провансальских трубадуров, Данте и других поэтов «высокого» Средневековья «возделыватель нови» прозревал начало Нового времени.
Сказки, сны, разговоры-диспуты героев, песни (едва ли не каждый из основных персонажей романа, включая героев «вставных» историй, имеет свою «сольную» партию), лирические описания природы, трактат-похвала рудному делу (он занимает почти всю пятую главу) объединены условной фабулой романа воспитания. Этот жанр к концу XVHI в. прочно утвердился на немецкой почве. Его классикой стал «Вильгельм Мейстер» И. В. Гёте. Роман Новалиса — и продолжение традиции, и одновременно спор с великим предшественником. В «Генрихе фон Офтердингене» повествуется о том, как сын плотника Генрих искал своё призвание. Оно в том, чтобы постичь не только «науку» поэзии, поэтическое ремесло, которым по средневековому обычаю овладевали в доме Наставника-учителя, но и своё высшее, мистическое назначение.
Роман «Генрих фон Офтердинген» опубликован другом Новалиса Людвигом Тиком в 1802 г., уже после смерти автора. Новалис работал над романом последние два года своей недол-гой жизни и успел написать только первую его часть (девять глав) и самое начало второй
Это назначение сравнимо с миссией Иисуса Христа (тоже сына плотника): Генриху предстоит остановить течение времени, преобразовать, «воспитать» саму Природу так, чтобы она перестала быть дикой «пожирательницей» человеческих жизней, воскресить всех мёртвых и вернуть на «новую» землю золотой век. Практические «магические» деяния Генриха должны были стать темой второй, ненаписанной части романа. Но читателю известно, о чём пойдёт в ней речь.
Внешне простое, текущее от главы к главе по ходу путешествия героя и его матери повествование в «Генрихе фон Офтердингене» основано на принципе предварения: всё, что произойдёт с героями, предсказано заранее — в их снах, в сказках, в магической книге. Роман начинается сном Генриха, в котором он, уже прожив бурную, пёструю жизнь, пройдя сквозь тёмный лес, проникает в пещеру, вырубленную в горах, и затем выходит на луг, к ручью, где растёт голубой цветок. В венчике цветка Генрих видит лицо своей будущей невесты — Матильды, дочери Клингсора. Голубой цветок — символ Божественной Любви и Вечной Женственности, воплощение идеала, к которому устремлена душа поэта. Сотканный из отголосков средневекового «Романа о Розе», «Божественной комедии» Данте и рыцарских романов, миф о голубом цветке стал своего рода эмблемой немецкого романтизма.
В «Генрихе фон Офтердингене» в роли учителя выступает поэт Клингсор, живущий в Аугсбурге. Туда направляются Генрих и его мать. В пути им встречаются купцы, с которыми они ведут возвышенные беседы о природе и о существе поэзии, возвращающиеся из похода крестоносцы, старый рудокоп. Он показывает им пещеру в глубине горы, где проводит остаток своих дней граф фон Гогенцоллерн. В магической книге, хранящейся у графа-отшельника, Генрих видит всю свою прожитую и будущую жизнь, изображённую на картинках и записанную тайными письменами. Позднее колумбийский писатель Г. Гарсиа Маркес использует тот же сюжетный ход в романе «Сто лет одиночества»
Помимо «Генриха фон Офтердингена» перу Новалиса-прозаика принадлежит также незаконченная повесть «Ученики в Саисе» (1798—1799 гг.; издана в 1802 г.). Это, по сути, такая же «повесть», как «Офтердинген» — «роман». Её текст представляет собой сплетение голосов, принадлежащих последователям некоего Учителя. Из этого хора возникает смутная, очень условная фабула повести. Ученики собираются в Саисе — городе в Древнем Египте. Их жизнь возле Учителя — приготовление к обряду посвящения, после которого путь одних лежит на Восток, к истокам земной мудрости, других — к родительскому очагу. Учитель приуготовляет учеников и к духовной, и к практической деятельности.
«Ученики в Саисе» — не только «поэма» о природе, это и трактат о воспитании. Саис предстаёт идеальной школой человечности, где всё обучение протекает на лоне природы в свободном общении учеников и Учителя, который ничего не вещает им с кафедры и никак формально не возвышается над ними. Сама его жизнь, его занятия и его речи — предмет подражания и осмысления.
«Наверное, никто не отклоняется так далеко от цели, как тот, кто воображает себя уже знающим необычайное царство и умеющим в немногих словах изложить его устройство и найти везде верный путь. Никому, кто отъединился и сделался как бы островом, не даётся само собой понимание. Долгое непрестанное общение, свободное и искусное созерцание, чуткость к тихим знакам и приметам, внутренняя поэтическая жизнь, развитые чувства, простая и благочестивая душа — вот что по существу требуется от настоящего друга природы. » Новалис