павел сорокин зам министра энергетики биография
Сорокин Павел Юрьевич
Заместитель Министра энергетики России. Член совета директоров акционерного общества «Зарубежнефть» и публичного акционерного общества «Совкомфлот». Победитель Всероссийского конкурса «Лидеры России». Ранее работал в компаниях «UniCredit Securities», «Альфа-Банк».
Павел Сорокин родился 1 августа 1985 года в городе Москва. После школы, в 2007 году с отличием окончил Российскую экономическую академию имени Георгия Плеханова по специальности «Мировая экономика». Являясь студентом, уже занимал должность старшего аудитора нефтегазового сектора в компании «Ernst&Young». В 2009 году защитил диплом магистра Лондонского Университета по специальности «Финансы и Финансовое право».
С 2007 по 2012 год Сорокин работал в аналитических отделах корпоративно-инвестиционных блоков Альфа-Банка и банка Unicredit в руководстве, регулярно входил в списки лучших аналитиков.
Павел Юрьевич с 2012 по 2015 год занимал должность вице-президента в нефтегазовый секторе компании «Morgan Stanley», ответственную за анализ нефтегазового сектора Российской Федерации и Восточной Европы, считающуюся одним из ведущих российских нефтегазовых экспертов.
С сентября 2015 по март 2018 года Сорокин возглавлял Дирекцию «Аналитический центр ТЭК» Российского энергетического агентства Министерства энергетики России, занимающуюся анализом, материалов и информационной поддержкой ключевых направлений деятельности Министерства.
Сорокин является победителем Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России», состоявшегося в городе Сочи с 7 по 11 февраля 2018 года. По итогам конкурса 300 финалистов получили образовательные гранты размером до одного миллиона рублей. Лучшие управленцы России в течение года поделятся с ними эффективными практиками из собственного опыта.
Награды Павла Сорокина
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
О персоне
Родился 1 августа 1985 года в Москве. Окончил Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (2007).
Работал на финансовом рынке в компаниях Ernst & Young и UniCredit Securities. В 2010 году устроился аналитиком нефтегазового сектора в Альфа-Банк. С 2012 года по 2015 год был вице-президентом нефтегазового сектора в Morgan Stanley. С 2015 года — глава аналитического центра ТЭК Российского энергетического агентства министерства энергетики, участвовал в переговорах по взаимодействию России со странами ОПЕК по ограничению добычи нефти. 12 марта 2018 года назначен заместителем министра энергетики.
Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Биография
Родился 1 августа 1985 года в Москве. Окончил Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (2007).
Работал на финансовом рынке в компаниях Ernst & Young и UniCredit Securities. В 2010 году устроился аналитиком нефтегазового сектора в Альфа-Банк. С 2012 года по 2015 год был вице-президентом нефтегазового сектора в Morgan Stanley. С 2015 года — глава аналитического центра ТЭК Российского энергетического агентства министерства энергетики, участвовал в переговорах по взаимодействию России со странами ОПЕК по ограничению добычи нефти. 12 марта 2018 года назначен заместителем министра энергетики.
Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени.
СОРОКИН
Павел
Юрьевич
Заместитель министра энергетики
Биография
Павел Юрьевич Сорокин родился в Москве 1 августа 1985 года.
ОБРАЗОВАНИЕ
В 2007 году Сорокин стал выпускником Российской экономической академии имени Плеханова, в стенах которой изучал мировую экономику.
В 2009 году окончил факультет «Финансы и финансовое право» в Лондонском университете.
На нефтегазовом форуме
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 2005 году Павел Юрьевич устроился на должность старшего аудитора по нефтегазовому сектору в компанию Ernst & Young.
С 2007 по 2012 год работал на руководящих постах в аналитических департаментах банков Unicredit и Альфа-банка.
С 2012 по 2015 год, занимая должность вице-президента, возглавил аналитическое направление нефтегазовой отрасли Восточной Европы и России в инвестиционной структуре Morgan Stanley.
С 2014 по 2015 год находился в рейтинге лучших аналитиков по версии Institutional Investor и Extel.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С 2015 по 2018 год работал в должности директора аналитического центра ТЭК в Минэнерго. В его задачи входила информационная поддержка ключевых направлений деятельности ведомства, подготовка документации и анализ.
В марте текущего года Сорокина назначили замглавы Минэнерго России.
НАГРАДЫ
В 2017 году Павел Юрьевич удостоился ордена второй степени «За заслуги перед Отечеством».
Замминистра энергетики: «Нефтяная отрасль – не дойная корова, а гигантский инвестор»
Павел Сорокин пришел в Минэнерго в 2018 г. Его вертикальный взлет был быстрым: до 2015 г. он несколько лет работал в коммерческом инвестбанке, затем возглавил аналитический центр при Минэнерго, а через три года пересел в кресло замминистра энергетики. За эти три года он успел поучаствовать в создании нефтяного союза России и Саудовской Аравии (сделки ОПЕК и не-ОПЕК по балансировке рынка) и обратил на себя внимание президента России Владимира Путина. Сорокин считает, что чиновников нужно увольнять, если они работают неэффективно, придерживается взгляда, что нефтяной рынок может сам себя регулировать и главное – ему в этом не мешать.
«Госслужба ради госслужбы меня никогда не интересовала»
– Повезло в какой-то степени. Работал в Morgan Stanley, занимался аналитикой нефтегазовой отрасли, и в 2015 г. друзья сказали, что министр энергетики Александр Новак ищет себе человека возглавить аналитическое направление. Была нужна дополнительная информация, чтобы лучше понимать рынок, чтобы была связь с внешним миром. Создание аналитического центра (АЦ) тогда курировал первый замминистра Алексей Текслер, мы ему представили проект, долго разговаривали о том, как это лучше сделать. Из Morgan Stanley, известного инвестбанка, уходить было боязно. Тогда я надеялся, что этот шаг позволит лучше понять отрасль. Все же аналитика – это больше теоретические изыскания, а тут была возможность приблизиться к практике, и вот так и появился АЦ.
– Нас было 11. В основном мы брали молодых ребят из институтов и обучали их. Костяком было три человека – я и два старших аналитика, тоже из инвестбанков: по нефтегазу и электроэнергетике. Получилась очень дееспособная, динамичная структура, сейчас она развивается.
– Всегда хотел приносить пользу стране. Я видел много возможностей. Люди, которые уезжают, делают свой выбор по разным причинам, но они упускают возможность жить и развиваться вместе со своим домом. Потенциал в России колоссален. Госслужба ради госслужбы меня никогда не интересовала – должно быть желание что-то изменить к лучшему, участвовать в создании системы, которая поможет тем, кто хочет реализовать свой потенциал. Когда появился определенный багаж знаний и возможность пойти в министерство, применить его, я посчитал, что это очень хороший шанс сделать что-то полезное.
– Я пообщался с Новаком и Текслером. И увидел, что эти два человека, во-первых, реально работают и имеют очень прагматичное мышление, выкладываются на пользу дела. Впоследствии много раз убеждался, что оказался прав, особенно с точки зрения командной работы. Это проявилось и на этапе подготовки сделки ОПЕК+, и в остальных вопросах. Такая взаимная поддержка, настоящая командная работа, если честно, очень редко сейчас встречается. Когда я увидел, что на госслужбе непосредственно в том ведомстве, куда я хочу сам пойти, есть вот такие люди в руководстве, то подумал, что стоит попробовать.
Павел Сорокин
– Нет. Я шел на конкретную позицию в аналитический центр. Просчитывать и готовить аналитику по конкретным направлениям. У меня задача была работать, а конкретных планов идти дальше или целенаправленно пробиваться в Минэнерго не было. Конкурс помог показать результат, и глава Минэнерго это оценил. А в самом конкурсе «Лидеры России» привлекло наличие наставников. Это люди, которые прошли большой путь и многого достигли. Интересна была возможность пообщаться с ними для личного развития. Никто не знал, когда это все начиналось, какой этот конкурс будет иметь статус и какой из этого «выхлоп» может получиться. Но возможность пообщаться с такими наставниками – это дорогого стоит.
– Этот человек достиг очень большого успеха и на госслужбе, и в бизнес-сфере. Это человек, который своей карьерой всегда показывал системность подхода и готовность брать на себя ответственность за часто смелые и не всегда популярные решения, но которые тем не менее были необходимы стране или предприятию. И это одно из таких качеств, которых в современном мире обществу не всегда хватает. Умение брать на себя ответственность – это одна из самых важных черт в человеке.
«То, что Россия обладает такими нефтегазовыми ресурсами, – подарок судьбы»
– Так сложилось, что именно когда я пришел в АЦ при Минэнерго, начиналась подготовка к сделке ОПЕК+. После долгих переговоров, длившихся почти год, сделка материализовалась в соглашение, я начал работать с аналитикой, просчитывать последствия и возможные варианты развития событий. У нас была достаточно маленькая команда, которая работала над этим проектом, на деле в министерстве во все детали сделки было посвящено всего четыре человека. Это позволило действительно сохранить секретность и эффективность работы. Министр был лидером процесса, но финальное решение, естественно, было за президентом.
– Точные показатели роста или падения добычи сланцевой нефти в США за последние 10 лет не угадывал никто, особенно в момент смены тренда. Конечно, в свои модели мы закладывали несколько меньшее наращивание производства в США, но это были довольно близкие цифры к реальным – мы прогнозировали рост добычи на 1,1–1,3 млн барр. в сутки (с 2017 г. по конец 2018 г. добыча нефти в США выросла на 32%, или на 3 млн барр. в сутки. – «Ведомости»). Превышение добычи сланцевой нефти над нашими прогнозами не стало для нас сюрпризом. Это объективная реальность, в которой нам предстоит существовать в обозримом будущем, и этого бояться не нужно. Необходимо работать над эффективностью, чтобы мы и дальше оставались одним из наиболее конкурентоспособных производителей в мире.
– Отголоски кризиса 2014–2016 гг. мы будем чувствовать достаточно долго. Где-то с 2020 г. начнет ощущаться то недоинвестирование, которое случилось в эти годы. И США не покроют выпадающую добычу, которая сформировалась в тот момент. Нужно понимать, что происходит и естественное падение добычи на отдельных месторождениях, которое составляет примерно 4–5% в год, которое нужно также покрывать новыми проектами в дополнение к росту спроса на 1–1,3% в год. При низких ценах и таких колебаниях, какие были в 2014–2016 гг., не все возможные инвестрешения были приняты. Поэтому здесь встает вопрос долгосрочного планирования и сценарного анализа. У ОПЕК+ нет задачи таргетировать цену, но есть задача снизить волатильность рынка. Мы понимаем, что добровольное ограничение добычи поможет создать более предсказуемый рынок, особенно с учетом, что в этом добровольно участвуют почти все страны, обладающие свободными мощностями по добыче. При этом, конечно, фактор сланца США теперь является крайне важным, и мы были бы неправы, если бы сказали, что он несущественен, – конечно, риск того, что рост в США окажется выше прогнозов, существует. Важно всегда держать руку на пульсе и оперативно реагировать. Итоговая цель – это рынок.
– Что такое доля рынка? Доля рынка в первую очередь – это сколько ты зарабатываешь. У России нет проблемы с тем, чтобы продать свою нефть на рынке. Поэтому потерей доли это назвать точно нельзя. Как только мы решили восстановить добычу в июне 2018 г. – мы сразу же разместили всю дополнительную добычу на рынке, а это почти 0,5 млн барр. Если бы доля рынка была потеряна, мы бы не смогли этого сделать.
Все остальное – налоги. Это значит, что налоговой системой мы можем регулировать наше положение на кривой предложения и нашу конкурентоспособность. Поэтому долю рынка мы можем потерять, только если сами будем вести безграмотную налоговую политику и терять добычу. Это один из вызовов, с которым мы будем бороться совместно с Минфином. У нас сейчас с ним налажен очень хороший диалог.
То, что Россия обладает такими нефтегазовыми ресурсами, – подарок судьбы, они дают нам ту ресурсную ренту, которой мы можем распорядиться для роста других секторов экономики. Но по мере роста конкуренции в мире между производителями и источниками энергии эта рента будет снижаться, это неизбежно. Время, когда мы можем использовать наше конкурентное преимущество, не безгранично.
Западная Сибирь в этом плане идеальный пример – там существует огромный потенциал по замедлению темпов падения добычи и наращиванию инвестиций.
Я также хочу отметить, что это позволит нам создать спрос на российские промышленные и сервисные активы у иностранных инвесторов – успешный опыт РФПИ, Кирилла Дмитриева в привлечении инвесторов в те сферы, где виден долгосрочный спрос и технический потенциал, показывает, насколько эффективным инструментом может быть слаженная работа суверенного фонда и промышленности. Это особенно справедливо по отношению к предприятиям, поставляющим технологические решения для ТЭКа.
Можно стимулировать развитие за счет государства – забирать деньги в бюджет и потом их перераспределить, а можно разрешить это сделать рынку. И тот и другой подход имеют право на жизнь. Но нефтянка – один из наиболее эффективных и крупных инвесторов в России, потому что они конкурируют на мировом рынке, где не помогут ни административный ресурс, ни связи, ни уговоры: если ты не можешь вкладывать эффективно, ты в рынке не работаешь.
Часть инвестиций при этом идет на стимулирование цифровизации отрасли. В России уже сегодня где-то чуть больше четверти расходов на информационные технологии и цифровизацию несут именно нефтяные компании. Поэтому одна из задач Минэнерго на этот год – показать для страны, что нефтяная отрасль – не дойная корова, а гигантский инвестор в промышленное оборудование и цифровые технологии, драйвер того самого инвестиционного и инновационного рывка, который мы должны сделать.
Для нефтяников цифровые системы критически важны. Именно нефтяники могут обеспечить отечественной информационной индустрии якорный заказ, который потом сделает новый продукт конкурентоспособным. Нельзя этим преимуществом – нефтью – пренебрегать. Не надо смотреть на нефтяные доходы как на проклятье или называть их «иглой». Это подарок судьбы нашей стране, которым нужно правильно воспользоваться для развития экономики.
Нефтяная отрасль должна стать драйвером и источником трансформации, потому что она может обеспечить заказ для всех остальных отраслей, науки, промышленности, чтобы они потом стали тоже конкурентоспособными за счет использования наработок в других отраслях. Просто нужно здесь не мешать переизбытком регулирования, поощрять конкуренцию и задавать направление развития.
Понятный и прозрачный заказ для промышленности также является основой эффективного импортозамещения. Именно для этого мы создали Центр компетенций технологического развития при Минэнерго, который уже приступил совместно с Минпромом к анализу реального отраслевого спроса на отдельные критические позиции оборудования, а также предложения со стороны производителей; кооперация на данном направлении – залог успеха в высокотехнологичных сегментах, ведь технология может стать окупаемой (т. е. если на нее есть достаточный спрос).
Министерство энергетики
Вы здесь
Сорокин Павел Юрьевич
Родился 1 августа 1985 г. в г. Москве
Образование / специальность:
Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова, специальность «Мировая экономика»
Лондонский Университет, специальность «Финансы и Финансовое право»
Краткая биографическая справка:
В 2007 г. с отличием закончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова по специальности «Мировая экономика».
В 2009 г. защитил диплом магистра Лондонского Университета по специальности «Финансы и Финансовое право».
В 2019 г. прошел профессиональную переподготовку по программе кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В компании Ernst & Young в 2005 г. занимал должность старшего аудитора нефтегазового сектора.
С 2007−2012 гг. работал в аналитических отделах корпоративно-инвестиционных блоков Альфа-Банка и банка Unicredit на руководящих должностях, регулярно входил в списки лучших аналитиков.
В 2012−2015 гг. в ранге вице-президента возглавил направление анализа нефтегазового сектора России и Восточной Европы инвестиционного банка Morgan Stanley.
В 2014−2015 гг. входил в тройку лучших аналитиков нефтегазового сектора по России и рынкам EMEA по версии Extel и Institutional Investor.
С сентября 2015 г. по март 2018 г. возглавлял Дирекцию «Аналитический центр ТЭК» Российского энергетического агентства Минэнерго России, занимающуюся анализом, подготовкой материалов и информационной поддержкой ключевых направлений деятельности Министерства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.03.2018 № 413-р назначен заместителем Министра энергетики Российской Федерации.
Действительный государственный советник Российской Федерации
3 класса. (Указ Президента Российской Федерации от 16.07.2021 г. № 420).
Награды:
Полномочия
1. Организует и координирует осуществление полномочий Министерства, в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в пределах компетенции Министерства, по следующим направлениям деятельности:
1) в сфере нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газодобывающей, газоперерабатывающей, газохимической и нефтехимической промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, включая отдельно вопросы:
налоговой и таможенно-тарифной политики в сфере нефтегазового комплекса;
управления государственным имуществом в установленной сфере деятельности, в том числе определение в установленном порядке по отдельным вопросам позиции акционера – Российской Федерации, а также координация деятельности по отдельным вопросам представителей интересов Российской Федерации в советах директоров и ревизионных комиссиях акционерных обществ, разработка и реализация стратегии приватизации государственного имущества;
ценовой политики, снижения издержек в энергетике, земельных отношений в части территориального планирования и размещения объектов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, нефтехимической промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки;
экологической политики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, чрезвычайных ситуаций в указанных сферах;
импортозамещения, а также формирования и обеспечения реализации основных технологических и научных приоритетов в целях инновационного развития, в том числе внедрение принципов деятельности организаций ТЭК на основе наилучших доступных технологий, включая создание отраслевых справочников наилучших доступных технологий;
развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации в части использования в качестве моторного топлива природного газа;
предоставление государственной услуги по утверждению графика транспортировки нефти по магистральным трубопроводам за пределы территории Российской Федерации по направлениям отгрузки;
2) освоение месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции;
3) формирование общей позиции Министерства (свод) по цифровой трансформации отраслей ТЭК, включая отдельно вопросы развития цифровых технологий в топливных секторах в рамках национальной программы «Цифровая экономика», ведомственного проекта «Цифровая энергетика»;
4) формирование общей позиции (свод) по вопросам подготовки сводного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в отраслях ТЭК;
5) формирование общей позиции (свод) по вопросам подготовки стратегий развития в отраслях ТЭК, включая вопросы модернизации, инновационного развития и научного сопровождения;
6) формирование общей позиции Министерства (свод) по вопросам:
разработки и реализации государственных программ, предоставления государственных услуг;
налоговой, таможенной, тарифной, инвестиционной и антимонопольной политики;
внедрения принципов деятельности организаций ТЭК на основе наилучших доступных технологий;
инноваций и импортозамещения в отраслях ТЭК;
экологии и климатической повестки;
развития среднего и малого предпринимательства;
взаимодействия с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и организациями ТЭК в сфере управления государственным материальным резервом;
7) формирование и исполнение плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства;
8) государственное управление использованием атомной энергии в отношении подведомственных организаций, а также организаций, координацию и регулирование деятельности которых осуществляет Министерство;
9) обеспечение поставок продукции ТЭК по государственному оборонному заказу;
10) формирование общей позиции (свод) по вопросам финансово-экономического анализа деятельности организаций ТЭК, включая вопросы перспективного развития, внутренней эффективности и оптимизации инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и иных организаций ТЭК;
11) координация управления государственным имуществом в установленной сфере деятельности, в том числе определение в установленном порядке по отдельным вопросам позиции акционера – Российской Федерации, а также координация деятельности по отдельным вопросам представителей интересов Российской Федерации в советах директоров и ревизионных комиссиях акционерных обществ, разработка и реализация стратегии приватизации государственного имущества.
2. Имеет право подписи:
приказов и распоряжений Министерства о создании рабочих групп, комиссий и иных координационных и совещательных органов, в том числе межведомственных, для решения конкретных задач в установленной сфере деятельности из числа сотрудников Министерства с участием представителей подведомственных Министерству организаций, иных федеральных органов исполнительной власти и организаций (по согласованию);
государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке.
3. Осуществляет координацию и контроль деятельности следующих структурных подразделений Министерства:
Департамента нефтегазового комплекса;
Департамента сводной государственной политики и цифровой трансформации.