место власти в общественной жизни

ВЛАСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

С одной стороны, в данном действие нет приказа и нет подчинения, что дает нам возможность рассмотреть это как влияние, а не власть одного над другим. Но присутствует сам факт отдачи приказного распоряжения, что также дает нам возможность определиться в том, что не всякий приказ, адресованный какому-либо субъекту, будет им выполнен. Для этого требуется как убежденность отдающего приказ в том, что он имеет на это право, так и подчинение воле, выраженной в приказе (со стороны того, кому он адресован).

Сформулирует существенные признаки отношений власти:

— наличие не менее двух партнеров для отношения власти;

— приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;

— общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;

— подчинение воле, выраженной в приказе.

На основе признаков дадим определение власти.

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (источников власти).

На основание данного определения власти и руководствуясь признаками власти определим что же является источником власти. Все источники можно выразить следующей таблицей.

место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизниИсточники власти

место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизниместо власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни

СилаБогатствоЗнание и информацияПраво
Положение, занимаемое в обществеНаличие организации (например, политич. партии)

Зная определение власти и источники, которые являются основами, началами формирования власти, ответим на вопрос: возможно ли существование общества без власти? Ответ на данный вопрос не вызывает затруднений и дискуссий: всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием функционирования общества как социальной системы и возникает вместе с ним.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов, с другой – организацию для достижения общих целей.

НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Характеризуя нормы поведения и организации власти в первобытном обществе вспомним исторические моменты. Первым периодом истории человеческого общества была эпоха первобытнообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда – низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего существования люди должны были объединять как средства производства, так и свой труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну властью. Основной ячейкой первобытного общества был род.

Род – это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство.

Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном родстве, а не общности занимаемой территории. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

Родовая власть в то время носила сугубо общественный характер. Она исходила от всего рода: все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения – обычаями.

Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

Обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм.

Первобытные обычаи имели несколько характерных признаков:

— они исходили от рода, выражали его волю и интересы и передавались из поколения в поколение. Очевидно, что при таком уровне развития человечества эти нормы нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей, исполнявших их в силу привычки;

— они соблюдались добровольно; главной гарантией, обусловившей их соблюдение, было внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. В случае же не соблюдения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры. Применение этих мер входило в функцию общественной власти;

— в них не проявлялось никаких различий между правами и обязанностями членов общества; право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Источник

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества

Понятие власти

Структура власти

Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга. 4

Власть можно разделить на типы:

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти:

Политическая власть обычно разделяется на:

Таким образом, понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».

Можно выделить основные функции политической (прежде всего государственной) власти:

Роль политики в жизни общества

Что представляет собой политика? Для того чтобы уяснить ее сущность, целесообразно обратиться к истории.

Мысленно представим себе первобытно-общинный строй. Господствуют родоплеменные отношения. Властных структур еще пока нет, и все вопросы решаются на основе религиозных норм, обычаев, традиций или просто родственных связей.

Однако жизнь не стоит на месте. С появлением частной собственности происходит социальная дифференциация (усложнение) общества, расслоение его на группы людей с различными, а порой и прямо противоположными интересами. Старые регуляторы общественных отношений уже не срабатывают. Появляется потребность в новой социальной силе, которая смогла бы выполнять функции организатора совместной жизни и деятельности, арбитра при решении спорных вопросов в обществе.

Эту роль взяла на себя «публичная власть», которая по мере развития была преобразована в государство. Общество разделилось на управляющих и управляемых. Социальное положение граждан, их благосостояние и степень реализации своих интересов стали зависеть от близости к органам власти, возможности влиять на них для принятия выгодного решения.

Понимая это, люди начали группироваться в различные ассоциации (объединения) для проведения своих людей во властные структуры, изыскания других способов влияния на них. Появилась новая сфера общественных отношений, получившая название «политической».

Все вышеназванное позволяет сделать вывод, что под политикой понимаются отношения в обществе по поводу власти: ее завоевания, удержания и использования.

В этой связи политику необходимо понимать как деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Главным субъектом политики является государство. Деятельность государства определяется как государственная политика. Государственная политика подразделяется по сферам общественной жизни, по уровням проявления, по объему, по функциям.

По сферам общественной жизни выделяются следующие виды политики:

По уровням проявления выделяются следующие виды политики:

По объему политика подразделяется на:

По функциям государственная политика подразделяется на:

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям. 6

Источник

Власть в обществе

место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни

место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни

место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает внешнее воздействие. В повседневной жизни мы часто это воздействие обозначаем словом «властью Мы говорим о власти природы, когда подчиняемся ее законам и в холодную погоду надеваем теплую одежду, а в дождь берем с собой зонтик. Мы говорим о власти общества, когда подчиняемся принятым в данном обществе нормам и правилам, потому что не хотим быть предметом насмешек или выслушивать чьи-то замечания. Мы говорим о власти других людей, когда вынуждены подчиняться их приказам или распоряжениям.

В научном языке принято случай зависимости от природных условий определять как обусловленность действий человека окружающей физической, материальной средой, зависимость от общества, социума — как социальный контроль или обусловленность действий человека социумом, обществом. И только третий случай определяется как собственно власть. Иными словами, власть — это не любое ограничение свободы человека, а лишь то, которое вытекает из воздействия одного человека на другого или одной группы людей на другую.

Власть — это социальное взаимодействие, отношение, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а тот, в отношении которого осуществляется власть, кто подчиняется — объектом власти. Итак, если констатируется факт способности одного субъекта влиять на другого субъекта и добиваться поставленных целей, несмотря на нежелание и даже сопротивление последнего, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над Б.

Почему один человек подчиняется другому? Из нашей повседневной практики, из нашего знания об окружающем мире, мы можем констатировать, что подчинение возникает там, где человек сталкивается с тем, кто сильнее (как, например, грабитель, угрожающий пистолетом), или умнее и опытнее (и человек следует его совету, рекомендации, приказу, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее право отдавать распоряжения. То есть в любом случае мы указываем, что в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физическое, интеллектуальное) или неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т.п.).

Однако неравенство как таковое не порождает неизбежно и обязательно отношения власти. Физически сильный человек может не стремиться к господству над слабым, руководитель предприятия не может приказывать рабочим другого предприятия, помещик в крепостнической России не обладал властью над холопами и крестьянами, принадлежавшими другому помещику. Для появления отношений власти необходимо, чтобы субъект власти мог и хотел использовать свои преимущества для давления на других людей. Вот почему для описания отношений власти вводятся понятия «ресурсы власти» и «мотивация властного взаимодействия».

Ресурсы власти —это средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Они указывают на те конкретные преимущества, которыми обладает субъект власти, уточняют содержание сложившегося неравенства, выявляют механизмы влияния.

Ресурсы, используемые для оказания воздействия на другого человека (группу), могут быть самыми разнообразными. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы:

1) принудительные, когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия. Надо сказать, что любое властное взаимодействие содержит в себе элемент принуждения, только в одних случаях наряду с принуждением могут использоваться и другие ресурсы, а есть и такие случаи, когда субъект власти опирается в своих действиях исключительно на силу. ‘Таким образом, например, устанавливается власть на захваченных территориях, так действуют грабители, так подавляют сопротивление инакомыслящих в тоталитарных государствах;

2) утилитарные, когда влияние обеспечивается за счет предоставления подчиняющемуся каких-либо материальных благ или других возможностей удовлетворения своих определенных потребностей, в том числе потребностей в причастности к группе, в уважении, любви. Иными словами, подчинясь, человек что-то обретает финансовую поддержку, право на защиту от третьих лиц, расположение и доброе отношение властителя и т.д.;

место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни

3) нормативные, обеспечивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномочиями. Этот вид ресурсов иначе называется статусным, т.е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом. Так, сотрудники фирмы подчиняются своему руководителю, члены партии — партийному лидеру, граждане — правительству.

Неравенство в обладании ресурсами еще не влечет за собой неизбежность властных отношений. Необходимо, чтобы предполагаемый ресурс имел значимость для объекта власти. Например, обладая таким ресурсом, как деньги, можно добиться подчинения лишь в том случае, если они представляют ценность для объекта власти. Угрозе применения силы можно противопоставить бесстрашие, нежелание подчиняться перед лицом самой смерти. И даже статусные нормы — «не указ» для отдельных индивидов, и они могут проигнорировать указание начальника, государственного чиновника. Не случайно некоторые исследователи вводят в определение властного взаимодействия понятие «ценности». Иными словами, необходима мотивация властного взаимодействия, т.е. и объект и субъект власти должны подталкиваться, побуждаться определенными внутренними причинами, т.е. мотивами к вступлению во властное взаимодействие. Конкретными мотивами подчинения могут быть желание сохранить себе жизнь, намерение получить какие-то блага, стремление поддержать свою статусную позицию и т.д. Конкретными мотивами властвования могут быть, как намерение что-то сделать в интересах людей, так и личные амбиции, желание самоутвердиться и т.п.

Итак, власть как один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы, отличается следующими признаками:

а) неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов;

б) способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения контрагента взаимодействия в соответствии с этими целями (мотивация властвования);

в) готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация подчинения);

г) наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить принуждение) в отношении подчиненного.

Исторически понятие «власть» связано с административным управлением древнегреческих полисов (городов-государств). На территории полисов возникла необходимость регулирования взаимоотношений граждан, а также реализации их общих интересом в данном государстве. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей. Искусство управления гражданами — «политами», регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика». Исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, закрепившаяся в формуле «политическая власть».

В определении и трактовке понятия «власть» имеются различные точки зрения. Рассмотрим кратко основные из них.

Реляционистские (от англ. relation — отношение) концепции происхождения и интерпретации власти.Характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Можно выделить три основных варианта теорий реляционной интерпретации власти: теории «сопротивления», «обмена ресурсами» и «раздела зон влияния».

В теориях «сопротивления» (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта. Соответственно раз­рабатываются классификации различных степеней и форм сопро­тивления.

В теориях «обмена ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс и др.) внимание акцентируется на ситуациях неравного распре­деления ресурсов между участниками социального отношения. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами», могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.

Теории «раздела зон влияния» (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

Бихевиористские концепции власти. Подобно реляционистским, бихевиористские концепции исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но в отличие от реляционистского бихевиористский подход акцентирует внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой цолитической активности человека. Власть — исходный пункт и конечная, цель политического действия.

Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для воз­никновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, обладание властью доставляет наслаждение. Политическая власть складывается из столкновения многообразных, воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Бихевиористы рассматривают политические отношения как рынок власти. Именно рыночные принципы: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей — и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества.

Системные концепции власти. Власть рассматривается как систематизирующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно.

В рамках системных концепций молено выделить три подхода к пониманию власти. Первыйистолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс); второй рассматривает власть на уровне конкретных систем — семьи, организации и т.п. (М. Крозье), а третий — как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс).

«Мы можем определить власть —-,писал Парсонс, — как реальную способность единицы системы аккумулировать свои «интересы» (достичь целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т.д.) в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Власть подразделяется на политическую, экономическую, социальную, духовно-информационную. Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании подростков. Есть в обществе и особый вид власти. Это — политическая власть.

Источник

Роль власти в жизни общества

Основные значения термина «государство», характеристика общества в условиях цивилизации. Понятие и функции власти, принцип ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Признаки нормативных юридических актов, иерархичность системы законов.

РубрикаГосударство и право
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления21.11.2010
Размер файла19,1 K

место власти в общественной жизни. Смотреть фото место власти в общественной жизни. Смотреть картинку место власти в общественной жизни. Картинка про место власти в общественной жизни. Фото место власти в общественной жизни

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Власть и ее роль в жизни общества

2. Теория разделения властей

3. Нормативно-правовые акты, их понятие, отличия, систематизация

Общенародное государство это орган выражения интересов и воли всего народа.

Особенности общенародного государства состоят в том, что оно не является орудием подавления класса, опирается на единую социальную основу.

Выражая волю народа, оно призвано организовать создание материально-технической базы, преобразовать общественные отношения в демократические, осуществлять контроль за мерой труда и мерой потребления, обеспечивать подъем благосостояния народа, охранять права и свободы граждан, общественный правопорядок и общественную собственность, воспитывать народные массы в духе сознательной дисциплины и сознательного отношения к труду, надежно обеспечивать оборону и безопасность страны, отстаивать дело всеобщего мира и поддерживать нормальные отношения со всеми странами.

Демократическое право представляет собой возведенную в закон волю народа, устанавливает и реально гарантирует подлинно демократические свободы, оно представляет трудящимся реальные права, гарантированные всеми средствами, находящимися в распоряжении государства.

1. Власть и её роль в жизни общества

Нередко этим словом обозначаются члены мирового сообщества.

Такими субъектами мирового сообщества могут быть и крошечные страны (например, в Древнем мире греческие полисы или ныне Ватикан, Монако), и обширные империи (например, в прошлом империя Александра Македонского или Римская, в новейшей истории Британская Империя и бывший Советский Союз).

В ряде же случаев понятие государства сужается и имеет иной смысл.

Да и в марксистской ортодоксальной теории государство сводилось к машине классового господства, к орудию насилия одного класса над другим.

Или вот сейчас. После распада Советского Союза. Все громче звучат слова о необходимости «действительной государственности», «сильного государства».

Так что же такое государство?

Есть два основных значения рассматриваемого термина:

во-первых, страны, т.е. политико-географического образования;

во-вторых, организация политической власти, системы институтов власти.

В нашем реферате, объединяющем оба значения, государство понимается как организация политической власти, существующая в определенной стране.

Главная черта общества состоит в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. особый, самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории.

Понятие «общество» может иметь и иное значение, в том числе и более узкое. Например, когда речь идет о «малых обществах», т.е. об ограниченном, региональном, профессиональном или ином объединении людей (общество филателистов, спортивное общество).

Общества многообразны. Они могут быть: феодальными и капиталистическими, отсталыми и передовыми, заидеологизированными (религиозными) и светскими и т.д.

Для понимания государства и права особо важно выделить неразвитые общества, т.е. общества с еще несложившимися, неутвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, и общества развитые, т.е. общества с уже сложившимися отношениями и институтами.

Существенно также деление обществ на следующие две группы:

А) общества, в которых необходимое единство и организованность достигаются в основном, за счет внутренних экономических и духовных факторов (а власть имеет вторичный характер); таковы демократические общества (государства).

Власть это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных).

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, организованность, надлежащее функционирование, в демократическом гражданском обществе служить личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан. Вместе с тем власть может приобретать значение самостоятельной силы, становиться самодовлеющем фактором, предметом острой борьбы и столкновений людей, организаций, слоев и классов.

В демократичном обществе власть играет огромную роль, она осуществляется на основе правовых норм, а преступное своеволие преследуется по закону.

Кроме того, это власть, подкрепленная силой закона: через законы и иные юридические механизмы она способна проводить государственные веления во всем обществе, делать их обязательными для всего населения, а в силу этого реально контролировать состояние дел, фактически осуществлять управление на территории страны.

Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. из внутреннего согласия с ней.

Политика и власть находятся в неразрывном единстве.

Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии оно превращается из «просто» организации политической власти, из примитивного, «варварского» принудительно- репрессивного образования в политически организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами государства в соответствии с принципом разделения властей.

2. Теория разделения властей

Идея разделения (сравнительной самостоятельности) ветвей государственной власти родилась давно. Люди подметили, что даже при демократических режимах нередко происходит сосредоточение власти в руках одного человека или узкого круга лиц. Такая концентрация власти ведет, как правило, к тирании.

Государственная власть тогда эффективно действует, когда в ней есть разделение труда, институты государства выстраиваются по-особому, формируются самостоятельные власти, каждая из которых сконцентрирована на «своей» особой стороне деятельности.

Принцип разделения властей проведен во всех демократических странах.

В то же время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесение в него коррективов, уточнений. Они касаются двух вопросов.

Во-первых, власть в государстве не должна быть одновременно и «разделена», и оставаться целостной, единой. Вот почему наряду с названными тремя властями необходим в качестве особого, самостоятельного института глава государства (президент в республике; монарх в конституционной монархии)

Во-вторых, оказалось, что в жизни, особенно в связи с переходом общества в индустриальную и постиндустриальную эпохи, деятельность исполнительных органов не исчерпывается одним лишь «исполнением законов». Это более основательная и многообразная управленческая деятельность, связанная с реализацией самого общественного предназначения государства, осуществлением его функций.

Для демократичного общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть.

Принципы разделения властей закреплены в статье 10 Конституции РФ.

Президент наделен Конституцией очень большими полномочиями. Он активно участвует в осуществлении исполнительной и законодательной властей. Президент является главой государств, гарантом Конституции, прав и свобод человека, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80).

Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение о его отставке, представляет на утверждение кандидатуры и других высших должностных лиц. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ст. 83-87).

Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Но обеспечивает руководство экономической, политической, правовой, международной, социальной, культурной, военной и другими сторонами жизни страны.

Судебная власть в России устанавливает справедливость в случаях тех или иных нарушений законов, интересов предприятий, организаций, граждан и т.д. Правосудие осуществляется только судом.

Кроме того, существуют: конституционный, верховный, высший арбитражный суды, а также Прокуратура.

Местное самоуправление гарантируется Конституцией РФ. Оно самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Законодательным органом Федеральное Собрание является потому, что Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации рассматривает эти законы и одобряет либо не одобряет их.

3. Нормативно-правовые акты, их понятие, отличия,

государство общество власть закон

В юридической литературе и практике широкое распространение получил термин «законодательство». Этим термином обозначаются либо только законодательные акты высших органов государственной власти, либо юридические нормативные акты высших органов государственной власти и органов управления государством.

в-третьих, закон нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического ранга; ему все под силу, он отличается юридической всеобщностью; все иные акты ниже закона, находятся под законом, должны соответствовать закону и ни в чем ему не противоречить.

во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество и т.п.

во-вторых, от интерпретационных актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие названия, например, «постановления», «разъяснения»)

Правильное понимание соотношения различных нормативных правовых актов, ведущей роли кодифицированных юридических дел позволяет юристу при разрешении конкретных юридических дел находить правильные правовые ориентиры, руководствоваться нормативными актами ведомств, местных органов власти и управления, локальными актами в той мере, в какой они не противоречат действующим актам законодательства.

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Необходимо, однако, иметь в виду, что в прошлом (да и в настоящее время) в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимались не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные постановления правительства). В принципе же в состав законодательства допустимо включать нормативные акты, например указы Президента, изданные в порядке делегирования законодательных правомочий, т.е. переданных ему законодательным органом.

Законодательство имеет свою систему, которая в основном соответствует системе права.

Система нормативных правовых актов Российского Федерации, прежде всего, характеризуется многообразием входящих в нее актов.

Оно обусловлено многообразием регулируемых правом общественных отношений и соответствует многообразию методов, средств и форм правового воздействия на эти отношения, отражает демократические формы участия трудящихся, трудовых коллективов, общественных организаций и государственных органов в управлении обществом, в решении вопросов политического, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Многообразие нормативных актов упорядочено государством:

а) определены формы нормативных правовых актов для каждого вида правотворческих органов;

б) установлен круг подведомственных органу вопросов, правовое регулирование которых получает соответствующее правовое оформление;

в) установлены пределы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;

г) закреплена соподчиненность нормативных актов между собой, их иерархия.

Система нормативных правовых актов тяготеет к системе права, обусловлена ею как своим содержанием и потому характеризуется глубоким единством.

Единство системы нормативных актов закрепляется и обеспечивается Конституцией РФ. Проявлением единства служат:

а) верховенство закона;

б) единые принципы правотворчества;

в) взаимодействие правовых актов между собой;

г) наличие кодифицированных актов.

Долгие тысячелетия существования человечества у людей теплится надежда на то, что когда-нибудь наступит время всеобщего благополучия и согласия: дети будут слушаться родителей, младшие уважать старших, не будет ни начальников и подчиненных, богатых и бедных, знатных и безродных.

Уйдут в прошлое преступления и ложь, зависть и нетерпимость, конфликты и войны.

Однако пока всеобщее благосостояние и согласие не достигнуты, пока в мире, в отдельных странах, в семьях очень часты столкновения противоположных интересов, конфликты и ссоры, необходима сила, которая регулировала бы эти отношения, спасая тем самым общество и отдельных людей от полного разлада и гибели.

Такой силой, регулирующей отношения в обществе, стала власть!

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Роль органов государства в осуществлении его внутренних и внешних функций. Конституция Республики Казахстан. Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Тоталитарный режим и жесткая идеология СССР.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 05.03.2017

Исследование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Анализ системы формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества. Характеристика сущности и характерных особенностей государственной власти.

реферат [25,6 K], добавлен 17.01.2012

Концепция правового государства И. Канта, государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье. Предпосылки создания и функционирования правового государства, его признаки. Характеристика принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную.

контрольная работа [19,0 K], добавлен 19.05.2009

Осуществление государственной власти в Российской Федерации посредством ее разделения на исполнительную, законодательную и судебную. Потребность государства в судебной власти; необходимость разрешения споров, защиты прав человека и гражданского общества.

курсовая работа [252,5 K], добавлен 30.10.2012

Сущность и структура государственной власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Понятие и признаки исполнительной власти РФ. Система и структура органов исполнительной власти в РФ. Президент РФ и исполнительная власть.

курсовая работа [46,4 K], добавлен 02.07.2008

курсовая работа [27,1 K], добавлен 27.01.2011

Появление, становление, возникновение и развитие концепции разделения властей, её сущность. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти. Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России.

дипломная работа [90,1 K], добавлен 05.07.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *