одинцов павел петрович верховный суд биография
СМИ: на должность главы Верховного суда рассматривается председатель суда Подмосковья
Слишком раннее объявление конкурса на должность председателя Верховного суда Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) является одним из свидетельств предстоящей возможной смены председателя высшей судебной инстанции России.
Как сообщают «Ведомости», ожидается, что в течение ближайших дней ВККС объявит о вакансии на должность председателя Верховного суда. Об этом рассказали человек в судебном департаменте при Верховном суде (организация отвечает за публикацию объявления о вакансии) и еще один собеседник в судейском сообществе. Предполагается, что собрать заявки от желающих занять вакантную должность должны до 16 сентября. Руководитель аппарата квалификационной коллегии Андрей Мишин отказался от комментариев. Речь идет о стандартной процедуре, говорит пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов: срок полномочий председателя Верховного суда истекает в следующем году. В соответствии с законом вакансия замещается с использованием конкурсной процедуры, напоминает он.
Очередной срок полномочий нынешнего председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева истекает 21 мая следующего года: последнее переназначение на должность он проходил в 2014 г., при формировании объединенного Верховного суда после упразднения Высшего арбитражного. Не существует препятствий и для его переназначения на новый срок: с 2012 г. президентской поправкой отменен ранее существовавший для должности председателя Верховного суда возрастной предел в 70 лет, а также запрет занимать эту должность более двух сроков. С тех пор Лебедев успел пройти процедуру переназначения дважды: в 2012 и 2014 гг. Нет никаких причин для того, чтобы не сделать это в очередной раз, говорит собеседник «Ведомостей» в судейском сообществе.
Однако, как рассказал источник в Судебном департаменте, на этот раз далеко не все подчиненные Лебедева так уверены в повторении традиционного сценария: отставки председателя ждали еще в августе прошлого года, когда он отпраздновал 75-летний юбилей. По словам собеседника «Ведомостей», в качестве возможного преемника Лебедева тогда обсуждали кандидатуру бывшего судьи Верховного суда, а еще раньше – руководителя секретариата председателя Верховного суда Алексея Харламова, сейчас он возглавляет Московский областной суд.
Обращает на себя внимание и довольно ранний старт конкурсных процедур. По правилам, о вакансии должно быть объявлено минимум за полгода до ее появления, и обычно ВККС не спешит это делать заранее. Но на этот раз конкурс объявляется за девять месяцев до открытия вакансии.
Лебедев возглавляет высший суд страны уже более 30 лет: в июле 1989 г. он был назначен председателем Верховного суда РСФСР и с тех пор сохранял должность, невзирая на все политические потрясения.
Напомним, что отставка Лебедева ожидалась также в мае 2018 года после вступления в должность Владимира Путина.
Автор документального фильма «Князь» Павел Одинцов рассказал о рождении ценностей
Павел Петрович Одинцов, начальник Управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного Суда Российской Федерации, известный общественный деятель и историк рассказал о фильме «Князь», об исторических и культурных ценностях.
В беседе с телеведущим Павел Петрович Одинцов в эфире Катехон-ТВ вновь поднял тему образа Князя Владимира в мифах и произведениях литературы, напомнил о том, как проходил процесс крещения Руси, поделился мнением о возникновении ценностей, рассказал об историсофском прецеденте Патриарха Никона и дал оценку представлению о Справедливости в современной судебной практике.
Многие доводы, исторические факты и предположения Павел Одинцов ранее уже озвучивал в документальном фильме «Князь», автором которого в прошлом году выступил историк. Документальная картина повествует о духовном пути и политическом становлении князя Владимира от его рождения до крещения Руси. Целью проделанной работы сам автор назвал «осознание актуальности матрицы, которая была заложена этим историческим героем». В фильме уделяется большое внимание условиям, в которых рос молодой князь, рассказывается о его предках и истоках русской государственности.
Одинцов напомнил зрителям о разностороннем развитии Владимира Святого и целях, которые он преследовал:
«Он, как человек, был экспрессивным. Его политические амбиции были шире, чем амбиции обычного регионального князя, коим ему предполагалось быть. Владимир – это тип реформатора без жертв Вначале он меняется Сам, и лишь затем приводит людей к Днепру. Он избавил русский народ от идолопоклонства и напоминает нам о необходимости избавиться от него и сегодня»
На вопрос ведущего о том, что именно пресс-секретарь Верховного Суда понимает под такими понятиями как «русские ценности» и «русское сознание», автор документального фильма «Князь» отметил актуальность и важность этой тематики на сегодняшний день и рассказал свою точку зрения о возникновении подобных понятий.
«Если говорить о феноменологии самосознания и архитипах поведения, то в основу развития этой сложной системы должны быть положены ценности универсального характера».
Обсудили в эфире Катехон-ТВ и недавний инцидент с участием скандально-известной группы девушек, которые решили станцевать в Храме Христа Спасителя.
Павел Одинцов: манипуляции СМИ со статистикой работают против инициатив Вячеслава Лебедева и авторитета Верховного суда
Мифы и реальность
Начальник Управления по взаимодействию с общественностью и СМИ Верховного суда Павел Одинцов рассказал о работе судебной системы, критериях ее качества и репутации отечественного суда, а также о помехах, которые встречают на своем пути инициативы председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева.
Руководитель пресс-службы Верховного суда РФ Павел Одинцов дал интервью Владимиру Соловьеву в передаче «Полный контакт» на «Вести FM», в котором прокомментировал основные претензии, предъявляемые к отечественной судебной системе, и подробно ответил на вопросы, касающиеся ее деятельности.
Высказывание ведущего о том, что, по мнению многих россиян, российские суды практически всегда выносят обвинительное заключение, и ни о каком доверии не может идти речи, Одинцов назвал преувеличением и в подтверждение своих слов привел статистику. В соответствии с ее данными, сегодня в российских судах рассматривается 25 миллионов дел в год. Ранее, 7-10 лет назад, этот показатель не превышал 15 миллионов дел в год, а до этого – 10 миллионов. Таким образом, эта тенденция свидетельствует о том, что доверие к судебной системе растет, и россияне зачастую переносят на рассмотрение суда дела, которые ранее предпочитали разрешать иным образом, не всегда законным.
Известно, что некоторые СМИ в своих материалах часто пишут о так называемом «обвинительном уклоне» в деятельности судебных органов РФ, при этом не обращая внимания на те же статистические данные. Глава пресс-службы Верховного суда привел официальные цифры.
«Если в результате беседы с судьей выясняется, что такого рода позиция выбрана под давлением, то все рассматривается в общем порядке»
Так вот, судом рассматривается 963 тысячи уголовных дел в отношении одного миллиона человек, 763 тысячам из которых суд вынес обвинительный приговор, а 246 тысяч подсудимых освобождены от ответственности по различным основаниям. При этом, 65% дел суд рассматривает в особом порядке, когда подсудимый идет на сделку со следствием, и какой-либо иной альтернативы, кроме обвинительного приговора, просто не предусмотрено. Одинцов уточнил еще один важный момент: «Если в результате беседы с судьей выясняется, что такого рода позиция выбрана под давлением, то все рассматривается в общем порядке». Оставшиеся 35% дел рассматривается в обычной процедуре, причем по 22 тысячам из них (4,5% от общего числа дел) выносится оправдательный приговор. То есть не понятно, о каком «обвинительном уклоне» так напористо пишут некоторые СМИ.
Инициативы и критика
В соответствии с принципом разделения властей российский суд не может принимать законы, но обладает правом выдвигать законодательные инициативы. Он периодически выступает с различными предложениями, касающимися, в частности, декриминализации некоторых статей УК РФ. Это позволило бы, как уже заявлял председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, прекратить порядка 300 тысяч дел. Однако, нашлись критики, и особенно активно (что не может не вызывать удивления) против данного начинания выступили правозащитники, хотя инициатива встретила поддержку со стороны президента РФ Владимира Путина.
Как стало известно СМИ, на рассмотрение в турецкий суд было направлено дело задержанных на прошлой неделе в Стамбуле журналистов российского телеканала НТВ.
«Мы действуем в рамках законов, которые существуют – суд не может выходить за рамки своей компетенции»
Ситуация и в самом деле выглядит парадоксальной и довольно странной: с одной стороны, суд критикуют за обвинительные приговоры, с другой – тормозят инициативы, призванные рационализировать его деятельность. Впрочем, к вопросу о декриминализации ряда статей УК РФ еще предстоит вернуться. Ранее Лебедев сообщил, что эту тему планируется обсудить в декабре 2016 года в рамках IX Всероссийского съезда судей.
Качество судебной системы
Откуда в судебную систему приходят кадры?
Глава пресс-службы Верховного суда рассказал о кадрах, которые приходят работать в российскую судебную систему, упомянув об упреках в том, что в судебную власть попадают преимущественно люди, связанные с этой системой – секретари судебных заседаний, сотрудники аппаратов судов, а, например, представителей адвокатуры среди судей практически нет. Действительно, адвокат, имеющий уже сложившуюся клиентскую базу, просто не захочет менять сферу деятельности и ежедневно рассматривать по 20-25 дел в районном суде. В то же время, среди судей много ученых-правоведов, ранее работавших в крупных вузах.
Суд всегда виноват
Одинцов постарался дать объяснение тому факту, что российское общество практически всегда отрицательно относится к судебной системе. Суд является арбитром и не может публично комментировать свои решения. Однако, это могут делать представители защиты или обвинения, которые и занимают информационное пространство, формируя определенное общественное мнение из-за так называемых «имиджевых перекосов». И когда кто-то из них проигрывает, виноватым по умолчанию оказывается суд. Для общественного сознания характерно смешение компетенций судебной власти с другими властями, и, соответственно, суда с ведомствами, не имеющими к нему непосредственного отношения.
«Например, система исполнения судебных наказаний имеет отношение к суду? С точки зрения формального разделения властей, конечно, не имеет. Система предварительного следствия, следствие вообще имеет отношение к суду? Не имеет. Равно как и условия содержания под стражей. Но ассоциативно для подавляющего большинства населения во всем виноват суд».
Одинцов заметил, что представители судебной власти, в свою очередь, стремятся быть максимально корректными в оценке работы сотрудников других ведомств и уважают их за профессионализм.
«Князь Владимир». Светлый вечер с Павлом Одинцовым (21.12.2015)
У нас в гостях был историк, начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ Верховного Суда России Павел Одинцов.
Подводя итоги года 1000-летия преставления князя Владимира, мы говорили о роли этого святого и государственного деятеля в истории Руси и мира, а также о фильме «Князь», автором которого является наш гость.
Ведущий: Алексей Пичугин
А.Пичугин
— Дорогие слушатели, здравствуйте, это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». В этой студии Алексей Пичугин и сегодня мы поговорим про новый фильм, он называется «Князь» и посвящен князю Владимиру, святому равноапостольному князю Владимиру, тысячелетие со дня кончины которого в этом году мы отмечали, практически целый год. Вот год близится к завершению и, наверное, уже финальным аккордом поговорим о фильме. Такое значимое событие, выходит на экраны фильм «Князь», который еще раз напомню, посвящен равноапостольному князю Владимиру и крестителю Руси. А поговорим об этом мы с одним из создателей этого фильма, автором идеи фильма «Князь», начальником управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного суда России – Павлом Одинцовым, здравствуйте!
П.Одинцов
Павел Одинцов родился в 1968 году в Подмосковье. Окончил исторический факультет Московского педагогического университета, специалист по истории домонгольской Руси, позднее окончил Российскую академию правосудия уголовно-правовую специализацию. Также учился на отделении Истории искусств Московского университета. Более 15 лет возглавляет пресс-службу Верховного суда России. Женат, пятеро детей.
А.Пичугин
— Вот видите, как интересно, Вы и начальник управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного суда, но, то есть, можно сказать, если сделать чуть должность понятнее для наших слушателей, можно ее охарактеризовать, как пресс-секретарь, или руководитель управления по взаимодействию со средствами массовой информации и занимаетесь литературной творческой деятельностью, что, по-моему, в принципе, вообще очень даже сопоставимо и нормально сочетается.
П.Одинцов
— Да, ну, во-первых, это разрешено по закону, но и более того, надо сказать, что вообще междисциплинарность – это свойство времени, наверное. Почему – вот даже исследуя князя Владимира, мы пришли к заключению, что те лекала и тот исторический инструментарий, который есть смысл использовать – это все-таки инструментарий тоже междисциплинарного характера. Потому что говоря о святом равноапостольном князе, нельзя обойти тему агиографии, нельзя обойти тему, связанную с богословской трактовкой образа, или скажем так, с неким духовным измерением образа князя Владимира. Равно как и параллельно этому должны идти параллельно позитивистское историческое исследование. Вот если говорить о моей специальности, или о моей работе, в том статусе, в котором я обычно фигурирую, в общем, это тоже подразумевает наличие гуманитарной культуры, как минимум.
А.Пичугин
— Да, безусловно. Хорошо, что Вы об этом говорите, потому что часто приходится общаться с руководителями пресс-служб различных федеральных крупных ведомств, люди это относят скорее к профильному… к профильной работе самого ведомства, нежели к какой-то гуманитарной сфере знаний. Очень здорово, что Вы это упомянули. Идея сама фильма, создания этого фильма, написания сценария, Вам пришла в голову именно в связи с отмечанием тысячелетия со дня кончины князя Владимира, или это все-таки как-то совпало, а сама идея раньше была?
П.Одинцов
— Вы знаете, история вот этого замысла, она тоже некоторым образом парадоксальна. Почему –потому что первоначально мы не предполагали делать фильм о князе Владимире. В свою бытность мои коллеги, друзья, которые были озадачены темой качественного катехизаторского кино, озадачились темой, а вот как можно методологически, как стилистически можно подойти к теме объяснения таинств и их природы. Ну и задавшись таким вопросом, стали рассуждать на тему, что такое таинство крещения, что такое таинство венчания и вот когда речь зашла о таинстве крещения, мне подумалось, что это такое емкое понятие с одной стороны, в то же время – это такое обширное понятие, вот как к этому подойти? Можно рассказать о таинстве крещения, скажем, схематично, рассказать, как оно устроено внутри, какого рода аудитории это нужно – ну, скажем, людям, которые являются верующими людьми, ходят в храм – маловероятно, что такого рода подход будет интересным. Те люди, которые находятся за стенами церковной ограды – маловероятно, что такой подход тоже…
А.Пичугин
П.Одинцов
— Заинтересует, или может содержать в себе какой-то эффект дополнительный, или скажем, может быть по настоящему качественной катехизаторской работой. И мне пришло в голову, что если рассуждать в исторических категориях, в иллюстративных категориях, то образ князя Владимира вмещает в себя очень много составляющих, которые объясняют природу этого таинства. С одной стороны – это государственный деятель, который принимает христианство. С другой стороны – это руководитель, не побоюсь этого слова, целого континента, целого материка, который так, или иначе обращает подопечное ему население в христианство.
А.Пичугин
— А почему, давайте сразу оговоримся, потому что для людей, которые представляют себе исторический контекст, они представляют себе размеры Киевской Руси того времени. Люди, которые не очень хорошо знакомы с историей, для них вообще времена князя Владимира – это что-то такое дремучее-дремучее, только-только от шкур освободились люди.
П.Одинцов
— Вы знаете, это очень правильная постановка вопроса, почему – потому что вообще, откровенно говоря, отношение к древней русской истории, к раннему средневековью…
А.Пичугин
— Оно скорее навеяно мифами и легендами, чем историческим знанием.
П.Одинцов
— Абсолютно, это абсолютно мифологизированная компонента русской истории, тогда как это совсем не так. Если посмотреть на источниковедческий материал, на агиографический материал, который так, или иначе свидетельствует о житийной составляющей тех, или иных святых. Хотя Василий Осипович Ключевский склонен был считать, что житийный корпус не является полноценным историческим источником. Может быть это и так, но…
А.Пичугин
— Но это корпус источников, который надо в свою очередь очень пристально и очень критически внимательно изучать.
П.Одинцов
— Абсолютно, другое дело, что существует корреляция между памятниками материальной культуры, мощнейшей источниковедческой, археологической базой, скажем так, письменными источниками разного периода, разного цикла и разного происхождения и территориального в том числе, которые свидетельствуют о достаточно подробной, использую такой термин, исторической жизни народа, или правильнее сказать протонарода, который формировал государственность на территории нашего континента. То, что касается демифологизации истории – это крайне важный вопрос, потому что если мы не понимаем, как устроена наша корневая система, мы никогда не сможем понять собственные перспективы, мы не сможем переоценить, или скажем так, дооценить то историческое наследие, которое нам оставлено. Вот возвращаясь к теме князя Владимира – это как раз тот самый период. Тот период, который по большей части является мифом для массового сознания. Я как-то читал мифы древней Руси, причем они в такой узкой интерпретации – былины об Илье Муромце, они были составлены то ли в 1934, то ли в 1937 году, я уже не помню.
А.Пичугин
— Там очень сложная история, они не сохранились на территории по разным причинам, татаро-монгольского нашествия, потом еще разных коллизий, которые происходили на протяжении столетий на нашей земле, они не сохранились нигде, кроме как в Архангельской губернии, где их в середине XIX века благополучно обнаружили.
П.Одинцов
— Да, но даже и тот образ, который существует, образ в данном случае не Ильи Муромца, а некий собирательный, суггестивный образ князя Владимира, который там присутствует, он собирался из разных исторических эпох, с разной степенью рефлексии, он получается некоторым образом плоский и мало что объясняющий. Если взять официальную историческую науку, она, к великому сожалению, не выходит за рамки академической среды, чаще всего. Чаще всего дискуссия на эту тему, она, скажем, остается в ВУЗовских стенах, или в рамках аспирантуры, академической среды. Когда же мы говорим о популяризации русской истории, о ее расшифровке, если угодно, тут действительно не хватает, может быть, необходимых медийных форматов, которые такого рода тему раскрывали бы. Но вот возвращаясь опять же к теме князя Владимира, что немаловажно, если позволите, я сделаю некоторое историческое отступление.
А.Пичугин
— Да, конечно, мы собственно поэтому здесь и сидим.
П.Одинцов
— Суть которому сводится к следующему, вот сравнительно недавно, кстати для телеканала «History Channel» «Metro-Goldwyn-Mayer» сделала фильм, сериал, который, как мне кажется, стилистически сделан безупречно, но и надо сказать, что с точки зрения исторической реконструкции, он тоже сделан весьма неплохо, и в этой связи образы, которые кажутся настолько отдаленными от нас исторически, ну, казалось бы, Норвегия, там, все до X века, до христианизации Норвегии то, что показано, выглядит очень современно. Не потому, что это конъюнктурный продукт, а потому что сама по себе реконструкция была весьма и весьма деликатной. Так вот, если подойти деликатно к реконструкции периода правления князя Владимира и попробовать расшифровать этот период на уровне таких широких смыслов. Ну, к примеру, что из себя представляла Древняя Русь того времени, скажем так – это не было еще государством в строгом смысле слова. Вообще есть смысл вопрос, скажем так, ставить таким образом, все-таки институциональная государственность в какой период времени возникла на территории Древней Руси? Вот когда мы говорим о христианизации Руси, возникает некая универсальная модель взаимоотношений, в результате которой между собой разрозненные племена, скажем так, с разным уровнем бытовой и материальной культуры, тем не менее, начинают представлять из себя единое целое. И уже через столетие буквально, или через полтора столетия, мы имеем дело, пользуясь терминологией Константина Леонтьева с «цветущей сложностью». Мы видим Галицко-Волынскую землю, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородское княжество и так далее.
А.Пичугин
П.Одинцов
— Безусловно, это крайне сложный процесс.
А.Пичугин
— А это уже через 200 лет после крещения Руси.
П.Одинцов
— Да, многомерный процесс и надо сказать, что эта тема может быть, наверное, в полной мере раскрыта в результате исследования такого интересного исторического периода, как время правления и княжения князя Андрея Боголюбского. Вот в этом ракурсе, в этом контексте может быть мы поговорим в каких-то последующих передачах, если вы пригласите меня.
А.Пичугин
— Давайте, с удовольствием.
П.Одинцов
— А то, что касается князя Владимира, вот какую тему мне хотелось бы раскрыть.
А.Пичугин
— Кстати говоря, извините, что я Вас перебиваю, про Андрея Боголюбского, как раз никто фильм еще ни разу и не снял.
П.Одинцов
— Вот это предмет наших исканий, откровенно говоря и уже есть некие сценарные намерения, мы начали уже абрис формировать этого сценария. Это действительно уникальная фигура, потрясающая фигура во всех смыслах, необыкновенно красивая фигура, используя такой упрощенный термин.
А.Пичугин
— Но это фигура, оставившая нам какое-то совершенно бесконечно огромное наследие материальное.
П.Одинцов
А.Пичугин
— С его именем связано огромное количество памятников дошедших.
П.Одинцов
— И много тайн, которые могут быть, наверное, расшифрованы, раскрыты с течением времени. Почему – потому что это не в полной мере реализованный проект. Вот об этом Ключевский говорил критически, а мы склонны рассуждать несколько иначе, мы – это группа людей, которые так, или иначе эту тему исследуют уже сегодня, с учетом нового источниковедения, назовем это так. Так вот, возвращаясь к теме князя Владимира, что из себя представляла эта территория. Вот если предположить некий… или скажем так, предложить некие сравнительные характеристики, то ильменские словене, которые населяли территорию Северной Руси в цивилизационном отношении были одним из самых развитых племен на тот период времени. Материальные источники, памятники материальной культуры, исторические исследования говорят о том, что уровень развития цивилизации вот этого анклава был достаточно высоким. Они лили стекло, они делали достаточно сложную керамику и так далее, и так далее. Рядом находящиеся племена финно-угорского происхождения, они на тот период времени не располагали такими материальными, скажем так, возможностями, ну и надо сказать, даже зачатками строгого администрирования государственного, которое на территории все-таки Новгородского княжества в тот период были. В то же самое время, Северная Европа, та часть Северной Европы, которую мы традиционно называем варяжской, или той частью, которая находилась под контролем викингов – людей, которые занимались морскими промыслами, людей, которые занимались пиратством, людей, которые занимались тем, что пытались реализовать свои экономические амбиции, максимально удобными путями. Вот они сталкивались с такого рода проблематикой, что плавание по морям, и уж тем более по океаническим водам содержало в себе огромное количество опасностей, в результате которых их экспедиции гибли. Они искали путь, который был бы максимально эффективным для реализации собственных экономических, или военных намерений, назовем это так. Вот путь из варяг в греки, устье которого находилось недалеко от Новгородского княжества, формирующегося еще на тот период времени, оно как раз было уникальным местом, откуда можно было бы начать экспансию этой условной метрополии, назовем ее так. потому что надо сказать, что варяги, или правильнее сказать, племена викингов, которые так, или иначе посещали Европу в разных ее видах, приложили руку к созданию государственности на территории современной Франции, современной Англии, современной Германии. Потому что устья рек, с которых так, или иначе начинались эти государства, контролировали практически всегда они. В случае со славянскими племенами, в случае с новгородским в частности… племенем новгородских ильменских словеней, произошла такая условная конвергенция культурная. Варяги предложили некие административные функции, функции военной защиты этого племени, с одной единственной целью, чтобы получить беспрепятственное проникновение на вот эту… вот в эту водную артерию. Потому что ильменские словене, которые занимались тем, что волоком перетаскивали суда, помимо своих основных промыслов, они в этом смысле были прекрасными посредниками, тем более, что и культурных различий фундаментальных между викингами и населяющими территорию современного Новгорода ильменскими словенями не было – это процесс постоянных взаимопроникновений, он даже в языковой сфере так, или иначе отражен. На уровне наименований, фамилий, имен.
А.Пичугин
— Друзья, напомню, что в гостях сегодня у программы «Светлый вечер» на радио «Вера» Павел Одинцов – один из авторов идеи фильма «Князь», посвященного князя Владимиру, фильм вот сейчас выходит на экраны. И Павел Петрович также начальник управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного суда России. И так мы остановились, Павел Петрович, на том, что на формирование единого… ну даже не то чтобы единого, а на формирование государственности у славян, в котором, конечно же принимал участие князь Владимир, как правитель Киевской Руси.
П.Одинцов
А.Пичугин
— Да, ну там еще много вопросов относительно того, кто из этих людей были живыми людьми, а кто вымышленной мифологией.
П.Одинцов
— Или скажем так филологически…
А.Пичугин
П.Одинцов
— Совершенно верно. Другое дело, что Вы знаете, мне кажется, что вообще постановка вопроса, относительно того, насколько справедлива норманская теория, или антинорманская теория, он некоторым образом уводит в сторону от мейнстрима исторического, он уводит в сторону от рассуждений, как же все-таки формировалось государство. Если эта территория представляла экономический интерес первоначально, если эта территория одновременно нуждалась в каких-то формах контроля государственного, то необходимо было выработать, во-первых, формы административного воздействия на эту территорию, равно как, и создать некий идеологический феномен, посредством которого вот это объединение могло бы произойти, вот этих вот разрозненных и совершенно разных по уровню культурного развития племен, населявших эту территорию. Если посмотреть на развитие политической элиты того времени, как она, извините за термин, мутировала, с течением времени. Вот если посмотреть на князя Святослава и прибегнуть к неким библейским аналогиям, он очень в этом смысле похож на первых библейских царей, на Саула, может быть, да, который выступал интегратором земель тогдашнего государства, формирующегося. Потому что он не ставил перед собой каких-то содержательных политических амбиций, он не вырабатывал идеологии, он занимался исключительно экспансионистской политикой, он завоевывал территории, причем продвигаясь медленно к югу Европы, приобретая те территории, которые по его мнению были комфортабельными для жизни, для проживания. У князя Владимира совершенно очевидно, который первоначально попадает в Новгород, на ту территорию, которая не была в большей степени привлекательной, чем Киев, потому что шла борьба прежде всего всегда за киевский престол. Он еще совсем юношей попадает в Новгород, и когда из Киева переправляясь в Новгород, он проделывает огромный путь, он понимает, какого рода территории, какой масштаб земельных, так сказать возможностей, не только земельных, но и водных путей и всего остального, что из этого вытекает, мог бы стать подконтрольным. В тот период времени маловероятно, что он что-то для себя сформулировал. И здесь крайне важно попробовать проанализировать, какова же антропология князя Владимира, что же это за человек такой, какого рода аналогии здесь могут напроситься.
А.Пичугин
— И вот Вы в своем фильме пытаетесь это сделать, в первую очередь?
П.Одинцов
— Да, и исходим мы вот из чего. Например, в одном из тропарей про князя Владимира есть прямая аналогия с апостолом Павлом, но эта аналогия касается прозрения князя Владимира в тот момент, когда он слепнет по преданию, по тем текстам, которым мы располагаем.
А.Пичугин
— Но это тоже такой агиографический сюжет, который…
П.Одинцов
А.Пичугин
— Можем мы проверить, или не можем – это большой вопрос.
П.Одинцов
— Отчасти, Вы знаете, иногда исторические произведения 50-летней давности представляют более мифологический… еще более мифологический продукт из себя, нежели источники, которые могут быть отнесены к X-XI веку. В этом контексте, вот рассуждая об источниках, о, скажем так, о тех памятниках не устной, а письменной культуры, которые так, или иначе об этом периоде времени сохранены. Их достаточно много – есть византийские источники, например, Лев Диакон, который подробнейшим образом описывает период, связанный с правлением князя Святослава и системой его взаимоотношений с Византийским государством. Есть сага Олафа Трюггвасона, которая является потрясающим памятником поэтической культуры, он, этот источник, во многом, он многоуровневый по своей интерпретации, но тем не менее, этот источник является тоже косвенным свидетельством присутствия, исторического присутствия князя Владимира, его личностных характеристиках. Есть ранние арабские источники, которые так, или иначе, источники, связанные с деятельностью арабских путешественников и даже миссионеров, которые свидетельствуют об этом периоде времени. Есть потрясающий, на мой взгляд, исторический памятник Повесть временных лет. Сколько бы ни говорили по поводу того, что это почти мифологическое, или поэтическое произведение… так это или не так, вопрос остается дискуссионным. Но в то же самое время хочется сказать, что монах Нестор, который написал это произведение, в основе своей, был насельником Киевско-Печерской Лавры, формирующейся в тот период времени. Он был учеником величайших русских святых, отцов основателей Киевско-Печерской лавры, он прославлен не за то, что он написал Повесть временных лет, а за то, что он был благочестивым человеком. Совершенно очевидно, что у человека, который так, или иначе, располагал некой исторической методологией, был поистине духовным человеком, мало оснований лукавить, или даже интерпретировать с учетом политической конъюнктуры, деятельность тех правителей, которые от него недалеко отстоят. Ведь сам монах Нестор, он по сути дела, современник святых благоверных князей Бориса и Глеба. Вот это удивительно, он жил в это время практически, он практически был свидетелем этих событий. Наверное, у нас сегодня больше оснований доверять ему, нежели доверять тем людям, которые по истечении XX века пытаются интерпретировать достаточно сложный и разнообразный материал на эту тему.
А.Пичугин
— Ну, у нас появились огромное количество новых методик, в том числе археология, которая тоже позволяет судить о той, или иной… ну, позволяет судить как-то о правдоподобности того, или иного события.
П.Одинцов
— Совершенно верно, и в этом смысле, может быть, они нам только помогают. Даже в контексте рассуждений на тему подлинности Повести временных лет Нестора летописца. Но все-таки, возвращаясь к теме князя Владимира, что бы мне хотелось сказать, когда мы говорим об аналогии князя Владимира с апостолом Павлом, мы чаще прибегаем к тем параллелям, что князь Владимир по аналогии с апостолом Павлом прозрел по итогам некоего, скажем так, временной потери зрения. Но вероятно, есть и другая аналогия, которая нам, как авторам фильма кажется более существенной. Апостол Павел не был теплохладным человеком, будучи ревностным иудеем, будучи блестящим знатоком закона, будучи человеком, который совершенно очевидно искренне относился к своей вере, гнал христиан по той простой причине, что он полагал, он искренне полагал, что эти люди попирают устои его веры. Что они, скажем так, это племя таких вот формирующихся сектантов, разрушают его собственные устои. И вот это искреннее намерение, Господь часто ведь прощает и по намерениям людей, искреннее намерение Господом было увидено и в результате чего произошла эта удивительная метаморфоза с самим апостолом. Когда он весь свой богословский пыл, свою страсть, вот такую миссионерскую, он перенес уже для новой веры, для нового типа веры, назовем это так. И он стал одним из самых мощных, может быть, катехизаторов и если угодно, первых, наверное, таких фундаментальных богословов, которые сформировали вообще весь корпус, основной каркас вот этого исторического, богословского здания христианства. Он в этом участвовал активно. Если рассуждать в этом контексте о князе Владимире, совершенно очевидно, что это был тоже не теплохладный человек – это был страстный человек.
А.Пичугин
— Да, не мог быть теплохладным, потому что первый более, или менее упорядоченный пантеон языческих славянских богов составил тоже он.
П.Одинцов
— Безусловно, и что самое интересное, вот родившись, имея, если угодно, даже кризис легитимности по меркам языческого общества, все-таки он родился от рабыни, интересней всего то, что в рамках съемки этого фильма, мы побывали в месте, где предположительно князь Владимир проживал первые три года своего существования в Псковской губернии.
А.Пичугин
П.Одинцов
— Село Будник, оно же называется в Повести временных лет, Будутинова Весь, мы побывали на этом самом месте. Есть предание, с которым связано… предание, по которому юноша тогда еще совсем маленький князь чуть было не утонул, но зацепился за камень, вот якобы этот камень сохранен, он является объектом почитания паломнического, туда приезжают люди, там даже кто-то вот по своей собственной инициативе построил часовню. И надо сказать, это такое сокровенное место, сокровенное место, потому что если даже предположить, что это так, доподлинно так, то вот собственно такие корневые истоки государственности, вот места, где обитали первые русские князья, одни из первых русских князей.
А.Пичугин
— Мы продолжим говорить про фильм «Князь» о князе Владимире с автором идеи этой ленты – Павлом Одинцовым. Я также нашим слушателям напомню, что Павел Одинцов – начальник управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного суда России. Буквально через минуту снова здесь в студии на радио «Вера». Не переключайтесь!
А.Пичугин
— Это «Светлый вечер» на радио «Вера». Еще раз здравствуйте, друзья. Здесь в этой студии я – Алексей Пичугин и сегодня в гостях у нашей программы Павел Одинцов – историк, начальник управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного суда России, автор… один из авторов сценария, автор идеи фильма «Князь». Этот фильм о князе Владимире, я сразу проанонсирую, потому что не сделал это в начале программы, уже через несколько часов, точнее, в ночь на вторник, сегодня понедельник, вот грядущей ночью на канале «Культура» в 00.40 состоится премьера этого фильма. Мы, дорогие друзья, советуем вам очень его посмотреть. Заканчивается год, посвященный тысячелетию со дня смерти князя Владимира, и, наверное, финальным аккордом мероприятий, которые в этом году прошли, посвященных князю Владимиру, их было очень и очень много, является выход этого фильма. А сегодня мы говорим с одним из создателей ленты – Павлом Одинцовым. Еще раз здравствуйте!
П.Одинцов
— Добрый вечер еще раз. Продолжая тему.
А.Пичугин
— Да, мы остановились с Вами на том, что Вы готовясь к съемкам, готовясь к написанию сценария, вернее, побывали в тех местах, где князь Владимир рос – это нынешняя Псковская область, я так понимаю.
П.Одинцов
— Совершенно верно, это совершенно недалеко от Пскова, это село Будник, или Будутинова Весь, как его еще называют. Место удивительное, почему… И вообще надо сказать, что этот фильм для нас реанимировал русскую действительность, историю Древней Руси в памятниках материальной культуры, потому что посмотреть на храм Спаса на Ковалеве, или храм Спаса на Нередице воочию, побывать в тех местах, которые может быть и не соотносимы с исторической эпохой князя Владимира непосредственно, но увидеть этот вот дискурс культуры, той христианской зарождающейся культуры, XI-XII веков, которые являлись прямым следствием правления князя Владимира – это удивительно. Потому что Русь как бы заново оживает для тебя. Надо сказать, что мы в качестве заставок к фильму, поскольку памятников материальной культуры не так много, связанных непосредственно с периодом правления князя Владимира, все-таки используем такой, знаете, ландшафтный дизайн, не побоюсь такой формулировки.
А.Пичугин
П.Одинцов
— Нет, не спецэффекты, мы намеренно уходим. Вообще надо сказать о стилистической подоснове фильма, мы намеренно уходим от некой ходульности, некой искусственности изображаемого, он построен по принципу научно-популярного кино, которое широко практикуется на BBC, когда единственный ведущий приглашает к рассказу, или повествованию зрителя. А в качестве натуры, в качестве сопроводительного материала выбирает исторические ландшафты, связанные с деятельностью тех, или иных исторических персонажей.
А.Пичугин
— А художественные вставки там есть?
П.Одинцов
— Ну, практически нет, за исключением графики, которая тоже носит утилитарный характер, объясняет природу некоторых событий, которые просто очень сложно визуализировать иначе. Но надо сказать, что эффект при первом просмотре тоже удивительный, потому что один человек, который посмотрел этот фильм, он сказал: «Я потом проехал по всем этим местам и посмотрел их намеренно, потому что это для меня было просто открытием историческим».
А.Пичугин
— А очень важный вопрос, как мне кажется – проехал по всем этим местам – наверняка приходилось снимать что-то на Украине, или нет?
П.Одинцов
— Вы знаете, вот по странному стечению обстоятельств, так получилось, что когда началась реальная съемка, уже на Украине происходили те события, которые происходили.
А.Пичугин
— То есть, в Киеве снимать возможности не было?
П.Одинцов
— Это было просто нереально, но надо сказать, что та география, которую мы затронули, так, или иначе, снимая этот фильм, она позволила во всей полноте раскрыть образ, Ну насколько это возможно, применительно к святому равноапостольному князю.
А.Пичугин
— Но Киев хоть как-то присутствует?
П.Одинцов
— Присутствует, ассоциативно, опосредованно, безусловно присутствует и не может не присутствовать в русской истории. Другое дело, что мы побывали в Норвегии, мы побывали в Константинополе – в Стамбуле современном, мы побывали, скажем так, на территории практически всей Древней Руси – Псков, Новгород, что-то мы снимали в Москве, потому что здесь тоже некие ассоциации, во всяком случае, происхождение власти, они вольно, или невольно на уровне символов напрашиваются, хочешь этого, или не хочешь. Но все-таки возвращаясь к теме князя Владимира, его личностного роста, его личностных метаморфоз, которые безусловно происходили с этим человеком. Совершенно очевидно – это был человек с гигантским внутренним потенциалом, это человек, который в процессе трансформации власти, в процессе трансформации государственности, той ранней государственности, менялся сам. Одно только то, что он был достаточно последовательным по меркам того времени реформатором, стремящимся к некой универсализации отношений на территории, подведомственной ему, его реформы, связанные с попыткой создать некий пантеон, предполагающий такие зачатки монотеизма, потому что он Перуна намеренно ставил во главу угла с тем, чтобы создать достаточно жесткую иерархическую модель религиозную, посредством которой можно было бы тоже, наверное, управлять. Потому что совершенно очевидно, что аксиологический фактор, фактор религиозный является в том числе системой, посредством которой достигаются в том числе и мощные управленческие результаты.
А.Пичугин
— А можно я у Вас спрошу, как у историка, и как у человека, который в эту тему довольно глубоко погружался, в момент создания фильма, как Вы считаете, изначально выбор в пользу монотеизма и в первую очередь христианства у князя Владимира был личностным фактором… вот первостепенную роль играл личный фактор, или это было осознание того, что дальнейшее развитие государства возможно только в русле монотеистической религии в союзе с теми государствами, религию, признанную в которых принимают?
П.Одинцов
А.Пичугин
П.Одинцов
— Вы знаете, вот даже тот тип цивилизации, который был выстроен, не без участия князя Владимира с течением времени, ну фактически к XII веку, к домонгольскому периоду, в особенности, я даже может быть некоторым образом буду резонировать. Почему – потому что мне кажется, что тот тип цивилизации, та культура, которая возникла в результате вот этой личностной трансформации и государственной трансформации, современному человеку ближе, нежели все последующие историко-культурные наслоения. Вот, например, если взять эпоху, связанную с деятельностью Екатерины II, или Петра I, или других русских правителей более позднего периода – это все-таки культура, или правильнее сказать цивилизация, которая во многом базировалась на очень высоком уровне присутствия, скажем так, крестьянского населения, назовем это так – крестьянская цивилизация. Потому что основная продукция создавалась в системе, назовем это так, аграрных координат. При князе Владимире формировалась ремесленная, городская цивилизация, среди лесов, среди непролазных болот буквально за столетие выросла, как ее тогда называли, гардарика, или градарика – страна городов. В исторических источниках европейских того времени, и уже в бытность Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, последователей князя Владимира, мы имели дело с очень сложным цивилизационным кодом этой территории. Другое дело, как на это повлияло 250-летнее нашествие татаро-монгол, как на это повлияли все последующие культурные, властные и прочие инъекции, во что трансформировалась Древняя Русь в последующем. Но надо сказать, что вот этот эффект, который возник в результате выбора веры, в результате выбора культуры, потому что, если все-таки взять за основу византийскую традицию богослужебную и прочие традиции, конечно это вне всякого сомнения привнесло много чего в жизнь древних славян, населявших территорию Древней Руси. Но при всем при этом князь Владимир был удивительным человеком, он сумел еще и это трансформировать, то есть, это не было восприятием и принятием византийского православия в чистом виде. Все равно, в известном смысле слова, произошли некоторые изменения в природе восприятия христианства. И поэтому и тип богослужения, и культура, которая так, или иначе вытекает из вообще всей системы славянских христианских координат, они на лицо и вот они по сию пору живут, тысячу лет. И эту систему кодов, эту культурно-историческую духовную матрицу заложил князь Владимир, вне всякого сомнения. И здесь, как мне кажется, крайне важным является вот еще какой фактор, если протогосударство, или предгосударственность русская формировалась на протяжении нескольких веков, ну историки некоторые отмеряют дату VI век, с момента основания первых поселений на территории Киевской Руси, с момента организации власти административной на этих территориях, все-таки государственность институциональная, имеющая такую универсальную ценностную природу, она возникает только после князя Владимира – с момента христианизации этих территорий. Хотя сам процесс христианизации безусловно…
А.Пичугин
— Занял очень долгий процесс.
П.Одинцов
— Занял очень долгий процесс и занимает, потому что мы же не можем сказать, что он остановился по истечению вот такого количества времени.
А.Пичугин
— Да, естественно, он продолжается и после 70 лет советской власти он набирает, какие-то новые обороты. Ну да, это конечно все так, но очень интересно еще конечно вернуться к фильму к самому. Вы говорите, что… это мы уже перескакиваем из X века в XXI к премьерам фильма. Когда он вообще вышел? Вы же, я знаю, что с ним по стране уже успели поездить.
П.Одинцов
— Вы знаете, по стране нет, но фильм снимался в течение полутора лет. Это был очень сложный процесс, потому что для того, чтобы методологически по-новому подойти к съемке этого фильма, для того, чтобы не превратить его просто в сухой календарь исторический, или, скажем так, это действительно большая дерзость, снимать фильм про святого равноапостольного князя, большая дерзость. Ведь объяснить природу такую сложную, многомерную природу и этого человека, и скажем так, концептуального важнейшего события в русской истории, как крещение, было бы, наверное, большим дерзновением и я бы даже сказал, наглостью, при условии, что ты не имеешь какого-то духовного окормления.
А.Пичугин
— Да, но все-таки, где Вы уже успели показать его?
П.Одинцов
— Ну, вот пока только в Смоленской семинарии.
А.Пичугин
— Пока только в Смоленске, понятно.
П.Одинцов
— По сути дела премьера состоится на телеканале «Культура», мы не могли показывать этот фильм раньше, почему – потому что это и часть договоренностей наших. Я думаю, что сразу после трансляции этого фильма на телеканале, мы сделаем специальный сайт на котором будет размещен фильм, материалы сопроводительные, которые так или иначе будут разъяснять природу самого исторического события и скажем, некоторым образом рассказывать о том, как этот фильм снимался, с какого рода сложностями и трудностями пришлось столкнуться. И искушениями, которых было очень много.
А.Пичугин
— А Смоленск, Вы говорите, что в Смоленске пока он только был показан, в Смоленской семинарии. Смоленск же тоже древний город, который тесно связан с именем князя Владимира.
П.Одинцов
А.Пичугин
— Ну и с именем Бориса и Глеба, конечно.
П.Одинцов
— Надо сказать, что Смоленск в этом смысле вообще уникальное явление. Почему – потому что это средоточие разного рода притязаний. Потому что именно через территорию Смоленска всегда, во всех 100 случаях из 100 к нам приходили враги, ну за тем исключением, когда они приходили с Востока, например.
А.Пичугин
П.Одинцов
— И эта территория, и князь Владимир бывал на этой территории, и надо сказать, что меня Смоленск приятно поразил, как город. Почему – потому что, во-первых, сохранено большое… несмотря на частые разрушения, которым город подвергался, сохранилось большое количество памятников материальной культуры.
А.Пичугин
— Очень милый город, честно говоря, после Владимира, на территории современной России у нас не так много городов, среди них Смоленск.
П.Одинцов
— Меня поразила и семинария Смоленская.
А.Пичугин
— Там, если на секундочку отвлечься – Новгород, Псков, Смоленск, Владимир, Суздаль.
П.Одинцов
А.Пичугин
— Да, такие крупные, нет, это скорее даже крупные государственные центры, поэтому там и сохранялось и строилось.
П.Одинцов
— Безусловно. Надо сказать, что в известном смысле, наш фильм – это не только попытка рассказать о князе Владимире, о периоде историческом, который так, или иначе с ним связан – это еще и попытка реанимировать русскую историю. Причем реанимировать и демифологизировать ее. Потому что существует огромное количество в обиходе рассуждений на тему того, что вы знаете, русская история, она к сожалению таким образом формировалась, что вероятно выбор византийского православия, или скажем, восточного православия – это вообще историческая ошибка в результате чего нарушен цивилизационный код. Проводятся какие-то аналогии с Западной Европой, с частью стран Западной Европы, или например, с протестантской Европой по степени разного рода цивилизационных достижений.
А.Пичугин
— Протестантами мы не могли при князе Владимире стать, при всем большом желании.
П.Одинцов
А.Пичугин
— Кстати, не меньше, чем князь Владимир. Но, к сожалению, Андрей Боголюбский – немного забытая фигура русской истории, но очень важная.
П.Одинцов
— Иногда намеренно забытая фигура.
А.Пичугин
— Может быть не намеренно, просто вектор развития пошел в другую сторону, у него был Владимир, а Владимир теперь областной центр всего лишь, но не столица.
П.Одинцов
— Да, но Вы знаете, вот это интересно. Ключевский, когда говорит о том наследии, которое оставил Андрей Боголюбский, он говорит, ну Василий Осипович Ключевский – либеральный русский историк, он скажем, человек своего времени, он скорее с позитивистских позиций оценивал ту, или иную историческую фигуру. Рассуждая об Андрее Боголюбском он говорит, что с одной стороны он был первый великоросс, то есть, тот человек, который начал формировать вот эту почти монаршую традицию в системе государственной власти. С другой стороны он говорит, что все его деяния, все его, скажем так, последствия его правления, они оказались вот к сожалению не теми, которых ожидали. Но как к этому подходить, вот если взять опять же библейское измерение истории. Ну вот предположим, есть две традиции, два типа интерпретации исторических событий. Ну, предположим, если рассуждать в ветхозаветных категориях, вот есть Содом, с известными последствиями для него, есть Ниневия, которая покаялась и была соответственно на какой-то период времени прощена.
А.Пичугин
П.Одинцов
— Избавлена от того, к чему в конечном итоге все равно все пришло. Так вот, если говорить о предвосхищении некой перспективы исторической, князь Андрей Боголюбский – это удивительный образ. Во-первых, он отказывается от войны за киевский престол, потому что собственно борьба за киевский престол, она приводила к крайне деструктивным результатам, потому что деградировала не только система управления, но и просто люди погибали, князья погибали, погибала военно-политическая элита того времени. Ни о какой консолидации, ни о какой концентрации общенациональных интересов и речи не могло быть тогда, когда речь шла просто о войне за княжество между братьями, по большому счету. Он от этой идеи отказывается, он начинает формировать принципиально новый тип политического центра. Причем выбирая новую геополитическую локацию, он выбирает север по отношению к Киеву. И во многом предвосхищая те угрозы, которые нам уготовлены были.
А.Пичугин
— Я к сожалению вынужден Вас прервать. Потому что это очень интересная тема, снимайте скорее фильм про Андрея Боголюбского, мы его обязательно здесь в этой студии обсудим. А наше время нашей программы уже к сожалению закончилось.
П.Одинцов
А.Пичугин
П.Одинцов
А.Пичугин
— Ждем у нас в гостях снова, до свидания.
П.Одинцов
— Спасибо, непременно, всего доброго!
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.