Что говорить в конце тренинга

Заключительный этап тренинга: рефлексия

Примеры тренингов

Социально-психологический тренинг эффективного общения

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Знакомство

«А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел, чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».

Упражнение «Глаза в глаза»

В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин. Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

Вопросы для обсуждения: «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?»

Принятие правил

Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

1. Физическая и психологическая закрытость группы.

Физическая закрытость – т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может, и никто не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то опаздывает, то мы все его ждем.

Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит.

2. Правило искренности.

Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.

5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется». ).

6. Активность. Упражнения подразумевают включение всех участников.

В начале занятий могут быть проведены психогимнастические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяли бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренинговой группы.

Сценарий тренинга “Эффективное общение”

Тренинг подходит как для работы со взрослыми (преподаватели), так и со студентами. Участники тренинга знакомятся с технологиями эффективного общения, развивают навыки и умения — играя.
Минимум теории для повышения уровня образованности и компетентности, максимум практических знаний.

Подготовительный этап

Основная часть

Вступительное слово ведущего тренинга: «Здравствуйте, уважаемые участники! Я думаю, вы согласитесь, что эффективность процесса взаимодействия взрослых друг с другом, во многом зависит от их осведомленности в области психологии общения. Сегодня, мы с вами познакомимся с некоторыми технологиями эффективного общения, помогающими лучше разбираться в сути проблемных, спорных или просто важных вопросов, возникающих в вашем коллективе, а также будем развивать у себя умения и навыки, необходимые для успешного общения.»

Что говорить в конце тренинга. Смотреть фото Что говорить в конце тренинга. Смотреть картинку Что говорить в конце тренинга. Картинка про Что говорить в конце тренинга. Фото Что говорить в конце тренингаИгра «Броуновское движение»
Ведущий объясняет правила: «Вы сейчас будете двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. А встречаться вы будете тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача – за 4 минуты встретиться с набольшим числом игроков. Через 4 минуты игра будет окончена.»

Тайминг игры: 4 минуты

Вопросы к участникам тренинга после окончания игры:

· Понравилась ли вам игра?

· Какие чувства вы испытали? (радость, удивление, изумление, некоторое волнение…)

· Чему научила вас игра?

Резюме (ведущий совместно с участниками тренинга). Благодаря этой игре:

· Мы узнали новое о себе и о других.

· Остановились на бегу, уделили внимание каждому, кто встретился нам в ходе игры.

· Получили заряд бодрости, хорошего настроения, а значит и здоровья.

· Узнали, что игра помогает здоровью, налаживанию контактов между людьми. А еще игра помогает научиться приемам эффективного взаимодействия, в частности, в команде, и поговорить о важных вопросах.

Что говорить в конце тренинга. Смотреть фото Что говорить в конце тренинга. Смотреть картинку Что говорить в конце тренинга. Картинка про Что говорить в конце тренинга. Фото Что говорить в конце тренингаТИРК (технопроектная игра развивающей кооперации)

Цель:воспитание умения принимать, ценить и эффективно использовать более высокий уровень толерантного взаимодействия между людьми.

Задача: формирование навыков тактичного ведения диалога и навыков работы в команде.

Тема игры: предметом обсуждения можно взять наиболее актуальный для коллектива вопрос. Например, для педагогического коллектива может быть такой: Как жить в мире преподавателям и студентам?

Деление на команды: Каждый участник выбирает любую (цветную) полосочку бумаги. Те у кого цвет совпадает — садятся вместе (по парам).

Ведущий (вступительное слово):Нам предстоит работа в группах и для того, чтобы она получилась, позвольте напомнить о том, что:

· Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять.

· Взаимопонимание, доброжелательность, терпимость, — эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости – деловые отношения.

Правила игры вывешиваются на видном месте:

Ход работы (этапы игры):

I Этап: Каждый участник письменно отвечает на вопрос (тема игры).

Ведущий: Старайтесь использовать личный опыт, помня, что очень важно для нашей работы — ваш индивидуальный взгляд на эту проблему.

Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).

II Этап: Участникам необходимо совместить свое мнение с позицией еще одного человека. Точка Отсчета от Помощника.

Ведущий: Помните, необходимо из двух мнений получить одно, при этом каждый из вас обогащает свое понимание – точкой зрения на этот вопрос вашего соседа, и рождается третья позиция. Не забываем о правилах игры!

Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).

III Этап: Совмещение интеллектуального продукта двух участников с общим мнением двух соседних игроков.

Ведущий: Хоть сложно, но продолжайте соблюдать правила!

Тайминг: 2 минуты (время ограничено).

IV Этап: Совмещение интеллектуального продукта четверок. Продукт группы. Выбор спикера.

Ведущий:Наконец-то! Соблюдаем правила! И при этом не забудьте выбрать спикера: того, кто будет представлять ваш творческий совместный продукт.

Тайминг: 4 минуты (увеличенный).

V Этап: Выступление спикеров

Тайминг: 2 минуты каждому спикеру.

VI Этап: короткая игра-передышка“Поймай ритм”

Описание:вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

VII Этап: на доску прикрепляются основные идеи, высказанные участниками игры. Выводы.

Что говорить в конце тренинга. Смотреть фото Что говорить в конце тренинга. Смотреть картинку Что говорить в конце тренинга. Картинка про Что говорить в конце тренинга. Фото Что говорить в конце тренингаИгра “Шесть шляп мышления”

Ведущий: в процессе игры мы учились навыкам тактичного ведения диалога, использовали свой личный опыт для анализа предмета разговора, анализировали вопрос с различных точек зрения.Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение. Мы сейчас поработаем с методом обучения эффективно мыслить, который называется «шесть шляп». Шесть шляп – это шесть различных способов мышления.

На доске вывешивается перечень шляп:

Ведущий:

Сейчас мы снова разделимся на команды: шесть подгрупп и распределим шляпы. Затем выберем какое-либо событие жизни и попробуем «примерить» чудесные шляпы.
Тем, кто «оденет» Белую шляпу важно умение отделять эмоции от информации. Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:
Тем, кто «оденет» Черную шляпу надо подумать над тем, что самое плохое в этой ситуации, самое неприятное, что самое страшное может произойти.
Тем, кто «оденет» Красную шляпу важно умение проживать чувства, побыть в роли «актера». Что чувствовал человек, когда все происходило?
Те, кто «оденут» Желтую шляпувидят мир в «розовом» свете, умеют видеть хорошее во всем. А что хорошего в том. что произошло?
Те, кто «оденет» Зеленую шляпу – «писатели», художники, изобретатели.
Можно нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, отразить ее в творческой деятельности. И не забывать о чувстве юмора!
Те, кто «оденет»Синюю шляпу – «философы», они умеют находить смысл, извлекать уроки. А это зачем? Чему меня это учит?
После небольшого обсуждения докладчик «от каждой шляпы» представляет точку зрения группы.
Итак, мы с вами развиваем способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.

Заключительный этап тренинга: рефлексия

1. Все становятся в круг.
Ведущий: Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2-3 минут). А сейчас все мы будем, бросая, по очереди, друг другу этот мяч, говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

2. Участники сидят в кругу и отвечают на вопросы:

· какие чувства вы испытывали во время тренинга?

· возникали ли трудности? Если да, то какие?

Источник

Пять приемов, как красиво завершить тренинг

Как говорят психологи, что может страшнее незавершённого гештальта? Только незавершённое окончание тренинга. Когда время уже заканчивается, когда тренер торопиться «побольше дать», будто участники изголодавшиеся желторотые птенцы знаний и умрут без последней часовой мини лекции тренера.

Как завершить тренинг так, чтобы сохранить баланс эмоций и правильных действий?

1 прием: Чемодан «сухого остатка»

Каждый участник говорит, что он взял полезного, и что будет использовать в работе. Вы говорите: «Мы сейчас собираем чемодан навыков, умений, открытий. Каждый может положить, то что возьмет с собой с тренинга».

Это классический вариант завершения тренинга. Самый простой и полезный вопрос, который поможет человеку осознать практичность тренинга:

Еще вопрос, больше связанный с переосмыслением и приоритетами в развитии:

2 прием «Самый легкий первый шаг»

Задайте вопрос: «Какой самый первый шаг, который вы можете сделать прямо сегодня?». Участники говорят: «Я позвоню этому человеку, или напишу эти планы и отправлю e-mail». Тренер должен развернуть в правильном направлении к цели, дать четкую последовательность шагов. «что они будут делать в понедельник».

3 прием: «Домашняя работа»

Бывает, участники спрашивают: «А что почитать дополнительно? Какие материалы? Фильмы рекомендуете?». Напишите на флипчарте, а лучше распечатайте список дополнительной литературы, фильмов, или корпоративных пособий. У меня есть такие список «5 лучших фильмов для продаж», или книги дополнительные. Так вы проявляете заботу об участниках, и поддерживаете огонек мотивации к дальнейшему развитию.

4 прием «Визуальная метафора».

Например, метод сбора ожиданий в начале тренинга, и соответственно в конце подведения итогов. В начале тренинга, я нарисовала большое дерево на флипчарте. И попросила участников написать свои ожидания от тренинга, и наклеить вниз дерева, в корни. В конце тренинга участники переклеивают свои ожидания на ветви дерева – «плоды знаний и тренинга». Для разнообразия, я иногда «сажаю клумбу», или цветник. Для этого нужны красивые яркие стикеры, я купила яркие разноцветные клубнички, звезды, и смайлы. Вообщем, тут ваше творчество, господа тренеры!

5 прием «Психологический бензин».

Подходит для определенного типа тренингов. Например, тренинг команды, или развитие лидерских качеств. Суть приема: это сбор позитивных пожеланий, ресурсов, комплиментов для каждого участника.

— Конверт с именем каждого участника – пусть люди пишут записки с пожеланиями и бросают в конверт

— Листок на спине участника. Прикрепляется лист на спине, и каждый участник анонимно пишет хорошие слова

— Просто листок по кругу. Сверху пишется имя участника, и каждый пишет что – то хорошее этому человеку.

Как говориться «Конец, делу венец». Давайте же красиво поставить эмоциональную точку, точку поддержки и отпустить с миром!

Хотите получить больше практических приемов для своего тренинга?

Источник

Упражнения на завершение тренинга

И вот все задачи тренинга решены, а цели достигнуты. Не зависимо от того, продолжался ли он несколько недель или всего пару часов, групповой работе необходимо придать завершенный вид. Хорошо, если эта завершенность будет положительной.

Цель упражнений на завершение тренинга заключается в том, чтобы закрепить атмосферу работы в группе, эффективно завершить интерактивное общение, зарядить положительным эмоциональным настроем, оставить хорошие воспоминания и впечатления в памяти участников, мотивировать их к использованию полученных знаний.

Завершающие процедуры тренинга

Что говорить в конце тренинга. Смотреть фото Что говорить в конце тренинга. Смотреть картинку Что говорить в конце тренинга. Картинка про Что говорить в конце тренинга. Фото Что говорить в конце тренинга

Процесс завершения тренинга содержит несколько составляющих – содержательную и эмоциональную. Завершение по содержанию предполагает обобщение итогов, обсуждение практических результатов и возможностей их переноса в реальную жизнь, обратную связь от участников. Под эмоциональными итогами подразумевают сохранение в памяти участников хороших впечатлений от тренинга.

В конце курса формулируется итоговое резюме по содержанию тренинга – по сути, его тематическое заключение, которое должно 1) оставить у группы ощущение ценности и новизны изученного и 2) вызвать желание действовать. Часто бывает так, что участники, столкнувшись с прежней реальностью, отказываются от всех полученных в тренинге приобретений. Поэтому по завершению тренинга необходимо дать им возможность определить последовательность шагов внедрения его результатов в реальную жизнь.

Упражнения на завершения тренинга должны помочь участникам:

Для этого в конце тренинга обязательно выполняют упражнения на рефлексию содержания учебного материала. Рефлексия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии и помогает выявить такой фактор, как осознание содержания пройденного, а также узнать эмоциональное состояние отдельного члена группы в финале учебного дня, понять, насколько продуктивным был тренинг для каждого. Участники оценивают свою активность в тренинге, полезность и интересность методов подачи знаний, увлекательность занятия, групповое взаимодействие.

На последнем занятии рефлексию направляют на личный опыт участников. Каждый член команды высказывается о том:

Важно, а в личностно-ориентированном тренинге – необходимо акцентировать внимание на возможностях применения результатов тренинга в реальной практике. Устремленность в будущее ведет к логичному завершению взаимодействия. Участники усвоили групповой опыт – можно ставить точку в групповом процессе.

Эмоциональные итоги подразумевают обмен пожеланиями и благодарностями, выдачу сертификатов, ритуал прощания. Последний имеет особое значение не только по завершению работы группы, но и по окончанию каждого занятия. Его цель – снятие напряжения, позитивное закрепление новой конструктивной информации.

Ритуал, или установленный порядок прощания един для всех дней тренинга. Можно предложить участникам стать в общий круг, и закрыв глаза, постоять минуту, мысленно передавая сокурсникам свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда во время этой процедуры само собой рождается ощущение легкости и полета.

Дары стоит подготовить заранее – выложить в привлекательную вазу на красиво оформленном столе в центре зала. Каждому участнику предлагается взять немного сладостей и, со словами « Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…» подойти к одному из товарищей, заканчивая предложение в зависимости от сложившихся в процессе обучения отношений («За понимание, помощь и пр.»). Пока дарящий проговаривает свою речь, тот, кому дарят, съедает «подарок». Так символично завершаются отношения в тренинге.

Примеры упражнений

Приведенные ниже упражнения на завершение несут несколько функций:

«Радуга мнений». Для красочного (в буквальном и переносном смысле) окончания дня можно задействовать наборы карточек из цветного картона. На них участники записывают ответы на вопросы.

Каждому цвету соответствует определенный вопрос, неизменный на протяжении всей сессии, примерно так:

Вопросы следует заранее напечатать на одной стороне карточки, на другой члены команды излагают свои ответы, после чего отдают цветные наборы ведущему – опрос проходит анонимно. Ознакомившись с ответами, тренер на следующий день дает участникам обратную связь. Также его задача – учесть замечания участников и оптимизировать дальнейшую работу, например, изменить темп выполнения заданий, давать больше теории или наоборот, сконцентрироваться на практической отработке навыков.

«Сенкан». Подвести итоги дня можно и в поэтической манере. Сенкан – это нерифмованный стих, в котором информация и факты синтезированы в краткое высказывание из 5 строк:

Для удобства схема и пример сенкана выдается на руки участникам.

Что говорить в конце тренинга. Смотреть фото Что говорить в конце тренинга. Смотреть картинку Что говорить в конце тренинга. Картинка про Что говорить в конце тренинга. Фото Что говорить в конце тренинга

Сенкан – достаточно удобный способ обобщить информацию, выделить основные идеи и мысли.

«Факт или вымысел». Участники объединяются в 2 команды. Задача каждой – сформировать перечень фактов и вымыслов, основанных на пройденном материале. После участники обмениваются готовыми списками утверждений, и пытаются определить, какие из них – правдивые, а какие – ложные.

«Соковыжималка». Ведущий вывешивает 3 больших листа с изображением:

Выдает каждому члену группы по 2-4 клейких стикера. На них каждый записывает то, что осталось в памяти к концу занятия: описание игр, упражнений, тренинговых процессов, впечатлений от общения с товарищами по обучению, тренером, и т.д. Далее, по команде ведущего, эти записки наклеиваются на картинку:

Рефлексивная мишень. Тренер размещает на доске мишень, которая разделена на несколько частей.

Что говорить в конце тренинга. Смотреть фото Что говорить в конце тренинга. Смотреть картинку Что говорить в конце тренинга. Картинка про Что говорить в конце тренинга. Фото Что говорить в конце тренинга

«Действуй!». Упражнение используется для завершения тренинга, помогает сформулировать планы на будущее с учетом знаний, полученных во время обучения.

Участникам предлагают ненадолго задуматься о том, что они получили от курса, и будут делать после окончания обучения. А после выдают по листу бумаги – его нужно разделить на 3 столбца с надписями «Шесть месяцев», «Три месяца» и «Завтра», и заполнить их. Спустя 15 минут участники по очереди должны зачитать одну важнейшую вещь с каждого столбца.

«Подведение итогов». Упражнение поможет вспомнить все пройденное и задуматься о способах применения приобретенных знаний в реальной жизни.

Участники объединяются в мини-команды, каждой выдается лист бумаги А3 и персональное задание подготовить:

1-й команде – доклад, суммирующий основные пункты, рассмотренные в течение курса;

2-й команде – комплекс мер, которые следует принять в реальной жизни (на работе) для максимального использования приобретенных знаний;

3-й команде – перечень (описание) возможных препятствий для применения приобретенных знаний на практике, и варианты их преодоления.

Дается 10 минут на то, чтобы набросать идеи (сформулировать основные пункты, нарисовать схемы) и обдумать способ их презентации группе. По истечении времени представители команд презентуют соображения своей группы. По окончанию выступлений можно обсудить, с какими идеями участники согласны, с какими нет, попросить что-то добавить к сказанному.

«Автобусная остановка». На стенах зала, в котором проходит тренинг, вывешивается несколько листов большого формата с записанными в верхнем углу незаконченными предложениями («объявления на столбах»), например:

«С этой минуты я буду…»

«Этот тренинг для меня…»

«Сегодня я сделал открытие, что…»

«Бесплатные советы». В результате упражнения члены группы получают персональные рекомендации по использованию приобретенных знаний.

Каждый участник берет лист бумаги, в верхнем углу подписывает свое имя и передает лист соседу справа. Тот в течение минуты записывает на обратной стороне – что бы он мог рекомендовать товарищу, листочек которого получил.

Затем, по сигналу ведущего, все записки передаются дальше направо – свои рекомендации добавляет очередной сосед. Так повторяется до тех пор, пока каждый получит листочек с рекомендациями всей команды.

«Делать – не делать». Это упражнение одинаково хорошо подходит для подведения итогов дня и завершения тренинга в целом.

Все участники получают по листу бумаги, делят его на 4 части, каждой дают заголовки:

Прекратить делать вовсе.

«Древо знаний». Перед группой ставится флипчарт с изображением ствола дерева с множеством веток. Задача участников – помочь ему покрыться листвой. Для этого им нужно вспомнить полученные на тренинге идеи, выводы, инструменты, записать их на клейких стикерах – «листочках», и приклеить на «дерево». Полная крона означает, что участники тренинга усвоили много знаний.

«Гадание на именах». Любой тренинг начинается с запоминания имен – уместным будет вспомнить о них и по завершению. Для этого следует заранее напечатать на отдельных листах имена участников – вертикально с левой стороны. В конце занятия листы раскладывают на столе, и участники записывают на них пожелания друг другу. То, чего желают тому или иному члену команды, должно начинаться на одну из имеющихся в его имени букв.

Что говорить в конце тренинга. Смотреть фото Что говорить в конце тренинга. Смотреть картинку Что говорить в конце тренинга. Картинка про Что говорить в конце тренинга. Фото Что говорить в конце тренинга

Если в группе имеются тезки, стоит напечатать на листе имя и фамилию участника.

Важно

Завершение – важный этап, во многом определяющий успешность тренинга. Ведущий должен помочь группе не только закрепить новые знания и навыки, но и положительно повлиять на установки участников, подготовить их к жизни с приобретенными изменениями. Для этого в последний день тренинга стоит выполнить упражнения на завершение, которые помогут участникам провести рефлексия рефлексию своего поведения, своих достижений, и связать приобретенные знания и навыки с ситуациями реальной жизни. И, конечно же, не забудьте про упражнения, которые дают участникам возможность попрощаться друг с другом. Они помогут закрепить полученный во время обучения положительный эмоциональный заряд.

Источник

Что говорить в конце тренинга

Что говорить в конце тренинга. Смотреть фото Что говорить в конце тренинга. Смотреть картинку Что говорить в конце тренинга. Картинка про Что говорить в конце тренинга. Фото Что говорить в конце тренинга

Как мы знаем, у любого явления нам лучше всего запоминаются начало и окончание. Так и в тренинге, эти знаковые этапы имеют большое значение. Если яркое начало оказывает прямое влияние на динамику тренинга и степень активности участников, то его окончание имеет не менее важную роль: именно в этот момент участники осознают итоги дня, оценивают его и выносят суждение о степени его ценности. Кроме того, хорошо проведенный этап завершения тренинга позволяет создать эффект «сжатой пружины» — это тот самый эмоциональный подъем, который остается у участников еще несколько дней и подталкивает их к тому, чтобы начать действовать.

Правила, которые помогут вам завершить тренинг наиболее продуктивно:

Режим труда и отдыха

Обязательно следите за тем, чтобы к концу тренинга у участников остались силы. Если они истощены морально и физически, это может означать только одно – их единственная мысль это «скорее бы попасть домой». Поэтому все самые сложные упражнения ставьте в середине тренинга, а к концу они должны упрощаться. Делайте больше перерывов, чаще проветривайте помещение, давай упражнения, связанные с двигательной активностью. Я не случайно ставлю это правило первым, так как хорошее самочувствие участников является обязательным условием удачного завершения тренинга.

Итоговые упражнения

Проведите финальное упражнение, которое поможет воссоздать структуру полученных знаний и логично завершить тренинг. Это упражнение должно быть простым, веселым и интересным. Вы можете дать задание по типу «Общий рисунок», «Коллаж», «Командная презентация» и другие аналогичные. Эти упражнения хороши тем, что в ходе совместной работы участники делятся друг с другом выводами, размышлениями и приходят к совместному результату. При этом оно простое и веселое, что помогает сбросить напряжение и подготовиться к завершению тренинга.

Подведение итогов

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы вспомнить все, что вы прошли и создать ощущение ценности изученного. Поэтому в завершение тренинга напомните участникам основные блоки, которые вы разобрали, и попросите их озвучить свои впечатления. При этом необходимо правильно сформулировать свой вопрос, дабы направить мысль участников в нужное направление (а вы, как тренер, должны знать, какое главное ощущение от тренинга должно остаться):

При этом вопросы должны быть достаточно конкретными и обращенными к личному опыту каждого участника. Используйте формулировки «что для ВАС было полезным», «что именно ВЫ возьмете в работу». Это поощряет участников давать более развернутые ответы. Не принимайте ответы в общей форме «все было хорошо, спасибо». Обязательно задайте участнику уточняющие вопросы. Старайтесь избегать использования слова «нравится». Не радуйтесь, если ваши участники рассказывают, как им «понравилось», это слово говорит лишь о том, что: ваши участники вежливые; им было весело; им лень думать об итогах тренинга. Поощряйте рассказывать о том, что именно им запомнилось и почемуименно это. А, как мы помним, проговаривание часто помогает осознанию.

И последняя, но очень важная рекомендация, как завершить тренинг

Завершение нужно проводить на эмоциональном подъеме. От тренера требуется не только структурность, но и способность зарядить энергией группу. Ускоряйте темп общения, ведите его в максимально энергичном стиле и делитесь со своей группой эмоциональным зарядом. Часто тренер, как и все участники, устает к вечеру, ему тяжело собраться, он становится вялым, апатичным, или же наоборот, старается как можно скорее проскочить этот этап и отпустить группу. Однако такой подход может полностью перечеркнуть все потраченные днем усилия, и именно поэтому, крайне важно оставить силы на яркое и позитивное завершение учебного дня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *