Укажите концепцию которая утверждает что потребители будут благожелательны к товарам
Компьютерное тестирование для самопроверки
Задание 1
Распределить маркетинговые концепции в хронологической последовательности согласно периоду возникновения:
1. Концепция классического маркетинга;
2. Концепция совершенствования производства;
3. Концепция социально – этичного маркетинга;
4. Концепция совершенствования товара.
5. Концепция интенсификации коммерческих усилий
6. Маркетинг взаимодействия, коммуникационная концепция и другие
Задание 2
Укажите виды деятельности или инструменты, которые входят в состав комплекса маркетинга:
4. прямой маркетинг;
3а. Укажите концепцию, которая утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене ( ).
3 в. Укажите концепцию, которая утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим высокое качество и лучшие эксплуатационные свойства и характеристики при умеренных ценах ( ).
3 г. Концепция совершенствования производства применима в настоящее время в определенном состоянии товара, укажите это состояние ( ).
3 д. Идея концепции заключается в том, что ключом к достижению целей организации является определение потребностей и желаний целевых рынков, укажите название концепции( ).
3 е. Укажите концепцию, которая применима в условиях монополии или проблем со сбытом товара, т. к. не учитывает желания потребителей ( ).
3 ж. Укажите концепцию, которая ориентирована на использование комплекса маркетинговых коммуникаций, как одного из основных инструментов конкурентной борьбы (применима для предприятия рынка услуг) ( ).
Ответы : 1. Прибыль фирмы 2. Маркетинг взаимодействия. 3. Коммуникационная. 4. Интенсификация коммерческих усилий. 5. Концепция маркетинга. 6. Продвижение. 7. Совершенствование производства. 8. Товар. 9. Цена. 10. Удовлетворение запросов потребителей. 11. Интересы общества. 12. Совершенствование товара.13. Распределение. 14. Дефицит.
Концепции управления маркетингом
Концепция совершенствования производства Утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях.
1.Первая – когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство.
2.Вторая – когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.
Концепция совершенствования товара Утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилий Утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепцию интенсификации коммерческих усилий часто применяют и в сфере некоммерческой деятельности.
Концепция маркетинга Утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Коммерческие усилия по сбыту – это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг – это сосредоточенность на нуждах покупателя. Коммерческие усилия по сбыту – это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг – забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара.
По сути своей концепция маркетинга – это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации.
1.Концепция маркетинга отражает приверженность фирмы теории суверенитета потребителя.
2.Компания производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд.
Концепция социально-этичного маркетинга Утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Концепция чистого маркетинга обходит стороной проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием.
Вопрос 2. Концепции маркетинга
Маркетинговая деятельность с целью достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках должна осуществляться в рамках выбираемой единой концепции.
Основные концепции маркетинга и их сущность представлена в таблице 2.
Основные концепции маркетинга
Основные подходы | Сущность |
Концепция совершенствования производства | Она основана на том, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следователь но, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. |
Концепция совершенствования товара | Она утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики, а следователь, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. |
Концепция интенсификации коммерческих усилий | Она утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. |
Концепция маркетинга | Она утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. По сути своей концепция маркетинга – это ориентация на нужды и потребности клиентов. Подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации. |
Концепция социально-этического маркетинга | Она утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рисков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сокращением потребителя и общества в целом. |
Концепция маркетинга определяет ориентиры компании на настоящие и будущие нужды покупателей с созданием приемлемого предложения для удовлетворения существующей потребности и получения прибыли.
Исторически первой возникла так называемая концепция совершенствования производства, основывавшаяся на утверждении, что потребители будут благожелательно относиться к товарам, которые широко представлены на рынке и доступны по цене.
Последующая рыночная практика позволила структурировать круг задач, стоящих перед производителем:
— постоянное совершенствование технологии и организации производства;
— сосредоточение усилий на производстве максимального объёма товаров для получения экономии на масштабе производства и, следовательно, снижения себестоимости и цены продукции;
— массовое производство товаров.
Такой подход вполне оправдан, когда спрос существенно превышает предложение или, когда себестоимость единицы продукции достаточно велика и ее необходимо уменьшать за счет организации массового производства.
Начало периода рыночных преобразований в современной России, то есть 90- е годы 20 века, напомним, характеризовались нарастающими темпами инфляции, снижения уровня денежных доходов населения, с одной стороны. С другой стороны росла зависимость от импортной составляющей в обеспечении потребительского рынка. Перед отечественными предприятиями остро встала проблема обновления ассортимента, ускорения темпов технического, технологического обновления производства самых необходимых товаров и услуг потребительского назначения. Речь шла о преодолении проблемы тотального дефицита, так характерного для эпохи Советского Союза.
В мировой экономической истории классическим примером разработки и реализации такой концепции является автомобильная компания «Ford». Суть проблемы, которую вознамерился решить Г. Форд I заключалась в совершенствовании производства автомобиля модели «Т» таким образом, чтобы за счет снижения его себестоимости сделать автомобиль доступным широкому потребителю, что волне отвечало потребностям эпохи бурного развития американского общества конца XIX — начала XX века.
Практически одновременно с концепцией совершенствования производства сформировалась концепция совершенствования товара. Она исходит из утверждения, что потребители будут отдавать предпочтение товарам, имеющим более высокий уровень качества и обладающим лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками.
Задачи производителя существенно расширялись и касались не только проблем модернизации производства, но и важнейшего компонента маркетинговой системы – товарной политики:
— сосредоточение усилий на совершенствовании товара, при обеспечении умеренных и доступных основной массе потребителей ценах;
— расширение модельного ряда выпускаемой продукции;
— углубление ассортимента, в том числе за счет внедрения различных вариантов упаковки товара;
— улучшение качества продукции и обеспечение адекватности товара требованиям рынка с точки зрения конкурентоспособности.
Российский бизнес за 10 – 12 лет, прошедших с начала периода рыночных реформ, существенно продвинулся в сфере выпуска достаточно качественных, конкурентоспособных потребительских товаров. Прозвучавший, в свое время, призыв властей «Покупайте российское!», возымел положительные последствия. Период абсолютной экспансии и засилья импортных товаров миновал и сменился эпохой Российского Товаропроизводителя. Безусловно, положительными примерами является использование зарубежных технологий в производстве продовольственных, непродовольственных товаров, в сфере услуг. Например, производство мяса птицы на птицефабриках компании «Сибирская губерния» (г. Красноярск) с использованием передовых технологий выращивания, забоя, последующей обработки птицы.
Настоящая концепция реализуется на практике посредством решения следующих задач:
— акценты рыночной борьбы смещаются от сферы производства в сферу реализации товара;
— развитие сферы оптовой и розничной торговли с решением проблем товароснабжения, улучшения технологии продаж;
— развитие форм и методов стимулирования продаж, усиление значимости рекламных мероприятий, организация процесса коммуникации с потребителем как таковым.
Приведем примеры, связанные с российским продовольственным рынком, одной из важнейших тенденций которого, является развитие розничных сетей.
Исторически, в условиях нарастания конкуренции коммерческий успех имели те предприниматели, которые привлекали покупателей не только к разовым покупкам, но и ориентировали их на долгосрочные контакты со своей фирмой. Это можно было осуществить лишь в случае достаточно хорошего изучения потребностей и спроса, использования рекламы, стимулирования продаж и т.д. В результате в теории маркетинга был сделан акцент на конкретного потребителя с его реальными нуждами и потребностями и сформулирована собственно концепция маркетинга.
В соответствии с этой концепцией залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение их более эффективными, чем у конкурентов, способами.
В этой связи, вся деятельность предприятия должна базироваться на постоянным учете состояния рынка, точном знании нужд и потребностей покупателей, их оценке, предвидении возможных изменений в будущем.
Фирма достигает преимущества, решая широкий спектр рыночных задач:
— концентрация усилий на определении потребностей и желаний покупателей, в том числе посредством проведения маркетинговых исследований, системы мониторинга рынка;
— обеспечение потребителей теми продуктами и услугами, которые им необходимы и вероятность покупки которых довольно высока;
— сосредоточение усилий на определении сегментов (составных частей) общего рынка и концентрации своего внимания на одном или нескольких из них, которые, по мнению организации, являются предпочтительными и, для которых существует вероятность их эффективного использования;
— сосредоточение усилий на комплексной обработке целевого рынка сбыта (сегмента рынка), решение задач в области товарной, ценовой политики, системы продаж (сбыта) и их стимулирования.
Проблемы глобализации рынков, усиления деятельности ТНК (транснациональных корпораций), защиты окружающей среды, энергетический кризис второй половины 70-х г. радикальным образом повлияли на этические и, как следствие, на управленческие установки в сфере рыночной деятельности. Период, начиная с 80-х годов прошлого века связан с ориентацией на социально-этический маркетинг, который направлен не только на выявление нужд, потребностей и интересов целевых рынков, их удовлетворение более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами, но и с учетом требования сохранения и/или укрепления благополучия потребителя и общества в целом.
Постепенное увеличение выпуска экономичных малолитражных легковых автомобилей с катализаторами, электромобилей, производство экологически чистых продуктов питания все это свидетельства жизненности идей социально-этического маркетинга. Вспомним также усиление активности различных общественных движений, защищающих права потребителей.
В последнее время также заметно движение бизнеса в направлении обеспечения морального и физического здоровья потребителей и общества в целом. Достояние социально-этического маркетинга на практике реализуется, в том числе, через систему мер запрещающего характера. В России действует Федеральный Закон о запрете курения в общественных, образовательных учреждениях и т.д. Приняты и действуют существенные ограничения в сфере рекламы, продажи алкоголя, табачных изделий.
Концепции маркетинговой деятельности
Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящий перед ней целей. Проще говоря, управление маркетингом – это искусство управления спросом и приведения производства в режим работы, позволяющий наилучшим образом использовать ситуацию на постоянно меняющемся рынке.
Управление маркетингом связано с решением ряда задач для достижения желаемого уровня сбыта на разных рынках. При определении тактики поведения на рынке необходимо иметь общую концепцию, обеспечивающую достижение стратегической цели.
Концепция маркетинга – исходные положения, характеризующие активную ориентацию рыночной деятельности предприятий на различных стадиях ее развития.
Существуют шесть основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность:
концепция совершенствования производства;
концепция совершенствования товара;
концепция интенсификации коммерческих усилий;
концепция маркетинга (потребительская концепция);
концепция социально-этичного маркетинга.
концепция маркетинга взаимодействия
Эти концепции олицетворяют собой различные периоды в истории мировой экономики и основные социальные, экономические и политические перемены, произошедшие за 150 лет.
Общая тенденция развития – перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия и на удовлетворение требований потребителя, а также все большая ориентация на проблемы социальной этики.
Концепция совершенствования производства.
Это один из самых старых подходов, которым руководствуются продавцы.
Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, и, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствованию производства и повышении эффективности системы распределения.
Применение этой концепции оправдано в двух ситуациях:
когда спрос на товар превышает предложение и есть уверенность в сохранении устойчивого спроса на товар в течении длительного времени (т.е. есть смысл увеличивать производство);
когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.
Концепции совершенствования производства в наше время придерживаются и некоторые организации сферы обслуживания. Многие медицинские учреждения организованы по принципу конвейера. Несмотря на то, что они обслуживают большое число клиентов, в их адрес высказывается масса упреков в обезличивании и равнодушии к потребителям.
Концепция совершенствования товара базируется на утверждении, что потребители будут благосклонны к товарам, обладающим наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, и, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на постоянном совершенствовании товара.
Эта концепция приводит к «маркетинговой близорукости». Продавец так влюбляется в собственный товар, что упускает из виду нужды клиентов.
Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Эта концепция лежит в основе агрессивной практики продажи товаров пассивного спроса, т.е. товаров, о приобретении которых покупатель задумывается редко.
Концепцию интенсификации коммерческих усилий применяют и в сфере некоммерческой деятельности.
Это сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности.
Утверждает, что залогом достижения целей фирмы являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Суть это концепции определяют с помощью выражений типа «Отыщите потребность и удовлетворите ее», «Любите клиента, а не товар», «Клиент всегда прав», «Пусть будет по-вашему» и т.д.
Концепция маркетинга отражает приверженность фирмы теории суверенитета потребителя. Компания производит то, что необходимо клиенту, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд.
Концепция социально-этичного маркетинга – это явление самого последнего времени. Она утверждает, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребности и интересов общества. Использование этой концепции и отражение проводимых мероприятий в рекламной компании способствуют повышению популярности фирмы и увеличения спроса на продукцию.
Концепция маркетинга взаимодействия.
Новая концепция управления маркетингом на рынках товаров и услуг была предложена в 80-е годы шведскими учеными и названа маркетингом взаимодействия. Факторами, стимулирующими развитие новой системы взглядов, стали постоянный рост сферы услуг и всепроникающее развитие информационных технологий.
Маркетинг взаимодействия рассматривает коммуникации в более широком аспекте — как любые взаимоотношения компании со своими партнерами, способствующие извлечению дохода. Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления становится не совокупное решение, а отношения — коммуникации с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи. Прогрессивность концепции маркетинга взаимодействия подтверждается тем, что продукты становятся все более стандартизированными, а услуги унифицированными, что приводит к формированию повторяющихся маркетинговых решений. Поэтому единственный способ удержать потребителя — это индивидуализация отношений с ним, что возможно на основе развития долгосрочного взаимодействия партнеров. В этом контексте отношения становятся важнейшим ресурсом, которым владеет компания наряду с материальными, финансовыми, информационными, человеческими и другими ресурсами. Отношения, как результат эффективного взаимодействия, становятся продуктом, в котором интегрированы интеллектуальный и информационный ресурсы — главные факторы непрерывности рыночных отношений.
Концепции маркетинга
Концепция маркетинга – система основных идей, положений и инструментария маркетинговой деятельности, которые используются для достижения целей предприятия.
Концепция маркетинга определяется состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как производитель (продавец), потребитель (покупатель) и государство (общество).
Выделяют шесть концепций маркетинга: производственная, продуктовая, сбытовая, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга, маркетинга взаимодействия.
Первые пять концепций олицетворяют собой различные периоды в истории американской экономики и основные социальные, экономические и политические перемены более чем за 100 лет. Шестая концепция предложена шведскими учеными.
1. Производственная концепция (концепция совершенствования производства) – 1860-1920 гг. – утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Ведущая идея: произвожу то, что могу.
Основной инструментарий: себестоимость, производительность.
Пример: концепция Генри Форда заключалась в отлаживании производства модели «Т» до такого состояния, чтобы можно было снизить ее себестоимость и сделать машину доступной более широкому кругу лиц.
2. Продуктовая концепция (концепция совершенствования товара) – 1920–1930 гг. – утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, имеющим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Ведущая идея: произвожу качественные товары.
Основной инструментарий: товарная политика.
Концепция совершенствования товара может привести к «маркетинговой близорукости» – продавец так влюбляется в собственный товар, что упускает из виду нужды клиентов. Пример: лазерный капкан для мышей.
3. Сбытовая концепция (торговая, концепция интенсификации коммерческих усилий) – 1930–1950 гг. – утверждает, что потребители не будут покупать товары в достаточных количествах, если предприятие не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Ведущая идея: развитие сбытовой сети, каналов сбыта.
Основной инструментарий: сбытовая политика.
Примеры. Наиболее часто используют эту концепцию применительно к товарам пассивного спроса, т. е. товарам, о приобретении которых покупатель обычно не думает (страховки, энциклопедические словари и др.). В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных покупателей и «жесткой продажи» им товара. Практикуют «жесткую продажу» и в отношении автомобилей.
Применяют эту концепцию и в сфере некоммерческой деятельности. Политическая партия усиленно навязывает избирателям своего кандидата как блестяще подходящего именно на эту выборную должность. Кандидат посещает избирательные участки, встречается с пожертвователями, произносит наспех сымпровизированные зажигательные речи. Большое количество денег тратится на телевизионную и радиорекламу, плакаты, рассылку материалов по почте. Любые изъяны кандидата от публики скрывают, поскольку главное – его продвижение на должность.
4. Концепция традиционного маркетинга – 1950–1980 гг. – утверждает, что залогом достижения целей организации является определение потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами.
Ведущая идея: произвожу то, что нужно потребителю.
Основной инструментарий: комплекс маркетинга-микса, исследование потребителей.
Пример: различные девизы, лозунги фирм («Отыщите потребности и удовлетворите их», «Любите клиента, а не товар», «Пусть будет по-вашему», «Вы – наш босс»).
Эту концепцию используют такие фирмы, как «IBM», «Проктер энд Гэмбл», «Эйвон», «Макдональдс».
Основные принципы компании «IBM», которые были сформулированы в 1914 г. ее основателем Томасом Дж. Уотсоном-старшим и затем уточнены его сыном Т. Уотсоном-младшим:
1) каждый человек заслуживает уважения;
2) каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно;
3) добиваться совершенства во всем.
5. Концепция социально-этического маркетинга – 1980–1995 гг. – утверждает, что задачей организации является установление потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Ведущая идея: произвожу то, что нужно потребителю, с учетом требований общества.
Основной инструментарий: комплекс маркетинга-микса, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг.
Примеры: частые иски к компании «Кока-кола» по поводу неблагоприятного воздействия на здоровье человека некоторых компонентов напитка; реклама йогуртов («Данон», «Растишка» и др.) направлена на пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, на повышение благосостояния общества.
6. Новая концепция управления маркетингом была предложена шведскими учеными и названа маркетингом взаимодействия – с 1995 гг. по настоящее время – направлена на удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия.
Ведущая идея: произвожу то, что удовлетворяет потребителей, государство и партнеров по бизнесу.
Основной инструментарий: комплекс маркетинга-микса, методы координации, интеграции и сетевого анализа.
Продукты все больше становятся стандартизированными, а услуги унифицированными, рынки сбыта часто распределены между конкурентами, поэтому отношения (связи, знакомства) становятся важнейшим ресурсом, которым владеет компания наряду с материальными, финансовыми, информационными и человеческими ресурсами. Маркетинг взаимодействия повышает значимость личности, личных контактов в системе эффективных коммуникаций.
На рис. 1 представлена эволюция концепций маркетинга. Первоначально маркетинговая деятельность связывалась преимущественно с интересами производителей продукции, затем ключевым ориентиром в маркетинге становятся требования потребителей. Современная концепция маркетинга предполагает, что деятельность предприятий, организаций, учреждений, фирм должна способствовать повышению благосостояния всего общества.
Рис. 1. Эволюция концепций маркетинга