Укажите что обеспечивают мультимедийные программы
Мультимедийные программы и технологии
Особенности применения мультимедийных технологий в информационном обеспечении, обучении, программировании, бизнесе. Характеристика программ для воспроизведения звука и видеофайлов, просмотра изображений и работы с графикой. Основные функции кодеков.
Рубрика | Программирование, компьютеры и кибернетика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.11.2011 |
Размер файла | 1,3 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Понятие мультимедиа
2.1 Программы для воспроизведения звуковых файлов
2.2 Звуковые кодеки
3.1 Программы для воспроизведения видеофайлов
4. Изображение. Программы для просмотра изображений
5. Flash. Программы просмотра Flash
Список используемых источников
На рынке программного обеспечения наблюдается очень хорошая тенденция: появляется все больше бесплатных программ, по функциональности и удобству не уступающим коммерческим приложениям, а некоторые, ранее платные программы переходят в разряд бесплатных. Сегодня можно найти достойный бесплатный файловый менеджер, почтовый клиент, менеджер загрузки и многие другие программы, необходимые в повседневной работе с компьютером.
1. Понятие мультимедиа
Мультимедиа в информационном обеспечении
Мультимедиа в обучении
Мультимедиа в программировании
— предоставить массивы информации в большем объеме, чем это может ожидать пользователь;
— наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графику, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.;
— отбирать виды информации в той последовательности, которая соответствует логике познания и темпам восприятия конкретного пользователя.
Мультимедиа в бизнесе
Велика роль мультимедиа в учреждениях и офисах. Владельцы магазинов, киосков, торговых фирм могут демонстрировать свои товары с помощью мультимедийной технологии. Пользователь может сам ознакомиться с образцами товаров, сравнить их друг с другом. Это то, что сейчас делается в Интернет-магазинах. Разнообразны базы данных, дающие информацию о производителях той или иной продукции, например, база данных «Российский генеральный регистр производителей товаров и услуг», юридические базы данных, которые все чаще готовятся с использованием мультимедиа-технологии, сопровождая текстовую информацию звуковыми, изобразительными эффектами. Известным поставщиком гипертекстовых баз данных по юриспруденции является «Консультант Плюс», а также компания «Гарант-Парк» представляющая собой информационно-аналитическое объединение с разветвленной сетью представительств по России. Эта фирма обрабатывает по специальной технологии огромный массив текстовой, табличной и графической информации от ведущих агентств, газет и журналов, министерств и ведомств и дает возможность доступа одновременно ко всем источникам базы данных. Здесь применен интуитивный поиск по близким по смыслу понятиям (реализованный на принципах искусственного интеллекта), имеются гипертекстовые переходы по важнейшим понятиям. Кроме того, «Гарант-Парк» предоставляет возможности создания по заказу мультимедийных продуктов на СD-RОМ, разработки программно-инструментальных средств мультимедиа; применения мультимедиа технологий в Интернет.
Мультимедиа в играх
Мультимедиа в других сферах
2.1 Программы для воспроизведения звуковых файлов
Одной из первых программ, воспроизводящих на персональном компьютере широкий спектр звуковых файлов и получивших массовое признание, стал знаменитый WinAmp, разработанный программистами компании Nullsoft. Парадигма WinAmp была и остается максимально простой: пользователь должен получить в свое распоряжение небольшое, нетребовательное к системным ресурсам приложение с современным, но не усложненным сверх надобности интерфейсом, которое выступало бы в качестве «командного центра» мультимедийного компьютера. WinAmp удовлетворяет всем этим требованиям. При работе он не сильно загружает центральный процессор системы (пользователь зачастую предпочитает слушать музыку в фоновом режиме, занимаясь в это время какой-то другой работой) и в управлении прост, как обычный бытовой магнитофон. Вместе с тем он смотрится стильно даже в базовом варианте, а при желании владелец может целиком изменить его внешний вид при помощи сменных скинов. WinAmp последней версии (2.65) работает под управлением операционных систем Windows 9x и Windows NT/2000. В будущем должны появиться версии и для других ОС.
Так выглядит WinAmp сразу после установки. Внешний вид программы легко меняется с помощью богатейшей коллекции скинов.
Обычно панель управления WinAmp содержит минимум необходимых элементов управления: кнопки пуск/стоп, переход по списку песен. Информационный экран выводит сведения о текущем файле, включая данные об исполнителе, названии песни, ее продолжительности, а также частоте семплирования и скорости записи. Для визуализации используется встроенный спектральный анализатор или осциллограф.
Из более продвинутых функций WinAmp наиболее часто используются менеджер списков и эквалайзер. При помощи первого можно создавать неограниченное количество списков пользователя и управлять ими, что заметно экономит время на поиск нужного файла на жестком диске компьютера. Десятиполосный эквалайзер (со встроенным предусилителем) не только настраивает частотные характеристики воспроизведения конкретной записи, но и сохраняет их для последующего применения.
WinAmp поддерживает не весь набор форматов звуковых файлов, но большинство на нем запускаются. К их числу относятся CD Audio, МР3, WAV, MIDI, VOC, WMF, MJuice и Audiosoft. Благодаря открытой архитектуре программы к WinAmp можно подключать модули-плагины для наложения разнообразных эффектов на воспроизводимый звук.
Много нового и в такой фирменной особенности WinAmp, как сменные скины, например применение многослойных картинок со смешиванием по альфа-каналу: наложив поочередно два скина и задав параметры взаимодействия слоев, пользователь получит в итоге новый скин.
— скромные системные требования;
— возможность подключения plug-in и скинов;
Недостатки: работает только со звуковыми файлами.
Microsoft, как всегда, пошла своим путем в деле освоения рынка цифровых медиасервисов и разработала целую программную архитектуру для создания, распространения и использования данных мультимедиа под общим названием Windows Media Technologies. Наряду со сложным серверным программным обеспечением в ее состав вошли и средства, предназначенные конечному пользователю.
Первой программой, воплотившей в принципы Windows Media Technologies, стала седьмая версия MediaPlayer. Мы хорошо знакомы с предыдущими редакциями этой программы, т. к. они включались в базовые наборы дистрибутивов различных операционных систем Microsoft. Однако широкой популярности среди пользователей мультимедийных продуктов Windows Media Player не пользовался вплоть до версии 6.4, которая более или менее восполнила функциональные недостатки своих предшественниц.
Удобство интерфейса всегда было козырем Microsoft. Доступ к любой из многочисленных функций программы можно получить нажатием всего одной-двух кнопок.
Достоинства: поддержка большого числа аудио- и видеоформатов; возможность создания собственных CD; встроенный средства поиска в Internet.
Недостатки: большой размер дистрибутива.
Эта программа появилась на свет позже, нежели WinAmp, поэтому ряды ее поклонников менее многочисленны. Однако, по словам разработчиков, на сегодняшний день в мире насчитывается более 5 млн. установленных версий программы, а количество загрузок дистрибутива из Internet (не учитывая других каналов популяризации и неавторизованных сайтов и ftp-архивов) превышает 10 тыс. в день.
Двадцатиполосный эквалайзер с регулировкой предусиления и баланса позволяет улучшить и без того неплохое звучание качественного mpeg-декодера.
Стандартный внешний вид Sonique. Хотя язык не поворачивается применять слово «стандартный».
В программу встроены полнофункциональный редактор наборов песен и контекстная справочная система. Sonique поддерживает и потоковые МР3-форматы типа Ice-Cast и Shout-Cast, а также декодирование сигнала при помощи собственного декодера AE4 MPEG Audio, который считается одним из лучших во всей индустрии оцифрованного звука. Проигрыватель сделан на основе модульной архитектуры, что позволяет подключать к нему плагины, отвечающие как за звуковые эффекты, так и за визуализацию. Очень интересна функция автоматического обновления: когда Sonique обнаруживает, что компьютер, на котором он установлен, подключается к Internet, он самостоятельно обращается к сайту разработчиков и ищет новые модули для загрузки.
Впрочем, Sonique 2 будет доступен не только пользователям Windows. Специальные версии будут созданы для BeOS и Linux. Кроме того, разработчики обещают добавить в программу поддержку различных языков, в т. ч. и русского. Бета-версия новой программы должна появиться на сайте компании к зиме, а релиз готового продукта намечен на следующую весну.
Достоинства: необычный, красивый внешний вид; возможность подключения plug-in и скинов; высококачественный mpeg-декодер; расширенные функции настройки звучания.
Недостатки: работает только со звуковыми файлами.
С интерфейсом программы разберется любой человек, умеющий пользоваться бытовой аудиосистемой.
Распространяется бесплатно, однако при желании пользователь может купить несколько дополнительных модулей, повысив тем самым эффективность и функциональность продукта. Во-первых, это модуль Jet-Audio MP3 Encoding Module 4.71, который, как следует из его названия, помогает создавать собственные записи в формате MP3 с компакт-диска или подключенного внешнего источника, например микрофона. Во-вторых, это расширенная версия тюнера Jet Audio Plus.
Достоинства: поддержка большого числа аудио- и видеоформатов.
Недостатки: модули расширения распространяются только за деньги.
Ultra Player создан программистами из компании Ultra Co Inc. Программа предназначена как для воспроизведения оцифрованных аудио- и видеофайлов (MP3, WMF, WAV, AVI и MPEG), так и для приема из Сети потокового вещания Internet Radio. Принятые по сетевому вещанию передачи можно оперативно записывать и хранить на локальном жестком диске. Через механизм подключения внешних плагинов к Ultra Player присоединяются различные DSP-модули.
Ultra Player обладает очень симпатичным пользовательским интерфейсом, хотя, на наш взгляд, элементы управления проигрывателя выполнены в миниатюрном масштабе. Программу можно наряжать в фирменные динамические скины. Ultra Player полностью поддерживает концепцию Windows Drag’n’Drop. Другой интересной функцией проигрывателя является наличие встроенного будильника, который можно настроить на воспроизведение выбранного звукового файла. Разнообразных процедур визуализации у Ultra Player не так много, как у других мультимедийных плееров, но разработчики постепенно выкладывают на своем сайте новые дополнения.
Необычный внешний вид стал для мультимедийных плееров своеобразным промышленным стандартом.
В Ultra Player инкорпорирована технология Easy MP3 компании Proteron. С ее помощью пользователи программы могут создавать свои собственные MP3-файлы. При этом Easy MP3 очень бережно относится к системным ресурсам, а также позволяет перекодировать файлы напрямую из Windows Explorer.
— поддержка большого числа аудио- и видеоформатов;
— возможность создания собственных CD;
— встроенные средства поиска в Internet.
Недостатки: большой размер дистрибутива.
* содержать 16-разрядные ЦАП и АПЦ, аналоговый микшер;
* иметь до четырех линейных стерео входов и до двух моно входов;
* иметь один или два микрофонных входа с возможностью усиления (+20 дБ);
* иметь один линейный стерео выход;
* иметь расширенные возможности управления питанием.
Необязательные требования к кодекам включают:
* увеличение разрядности ЦАП и АЦП до 18 или 20 бит;
* аппаратное преобразование частоты дискретизации;
* управление громкостью (не уровнем) и тембром (отдельная настройка низких и высоких частот);
* расширение стереобазы (3D Enhancement);
* отдельный вход для записи голоса;
* наличие трасмиттера для цифрового интерфейса S/PDIF, поддержка независимого вывода S/PDIF (требование спецификации 2.2);
* определение типа подключенного к каждому входу или выходу устройства по его сопротивлению (требование спецификации 2.3).
Перечисленные необязательные требования могут быть реализованы программно, на уровне драйверов AC’97-звука. Так, кодеки, обрабатывающие данные только с фиксированной частотой дискретизации требуют, чтобы преобразования выполнялись на стороне хоста. То же самое касается эквалайзеров, разрядности данных (18- и 20-разрядный звук), расширения стереобазы.
Таким образом, от самого аудиокодека зависят такие параметры звука, как соотношение «сигнал/шум», уровень сигнала на выходе, нелинейные искажения, передача различных частот, поддержка нескольких аналоговых и цифровых входов и выходов. Различные звуковые эффекты (позиционирование, реверберация), поддержка нескольких потоков, соответствие требованиям различных API, работа с MIDI, общая устойчивость работы зависят от возможностей цифрового контроллера и его драйверов.
На современных материнских платах чаще всего устанавливаются кодеки ALС201A (двухканальный) и ALC650 (шестиканальный). Первый слабовато воспроизводит низкие (
Мультимедиа
Основные составляющие мультимедиа:
Мультимедиа — взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Например, в одном объекте-контейнере (англ. container ) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.
Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были Компакт-диски). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст. [1]
Содержание
Классификация
Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное.
Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.
Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».
В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации…
Возможности
Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.
Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс.Видео, пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.
Мультимедийный Интернет-ресурс – Интернет-ресурс, в котором основная информация представлена в виде мультимедиа. Это современный и очень удобный механизм, который не заменяет собой выполнение классических функций, а дополняет и расширяет спектр услуг и новостей для посетителей.
Для мультимедийных Интернет-ресурсов характерно:
Ресурс этого типа дает возможность быстро сообщать о событиях, которые организуется, демонстрировать обзорный взгляд на сферу, учреждение или творческий коллектив, налаживать обратную связь со своими посетителями, раскрывать цели и материалы, используя современные механизмы представления информации и способствовать узнаванию представленного объекта посредством сети Интернет.
Использование
Мультимедиа находит своё применение в различных областях, включая, но этим не ограниченными, рекламу, искусство, образование, индустрию развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования и пространственно-временные приложения (см. Банерджи & Гош, 2010г.). Далее приводится лишь часть примеров.
В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов (популярное название CBTS) и справочников, таких как энциклопедии и сборники. CBT позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment – неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения. Теория обучения за последнее десятилетие была значительно развита в связи с появлением мультимедиа. Выделилось несколько направлений исследований, такие как теория когнитивной нагрузки, мультимедийное обучение и другие. Возможности для обучения и воспитания почти бесконечны. Идея медиа-конвергенции также становится одним из важнейших факторов в сфере образования, особенно в сфере высшего образования. Определяемая как отдельные технологии, такие как голосовые (и функции телефонии), базы данных (и производные приложения), видео-технологии, которые сейчас совместно используют ресурсы и взаимодействуют друг с другом, синергетически создавая новые оперативности, медиа-конвергенция – это стремительно меняющийся учебный курс дисциплин, преподаваемых в университетах по всему миру. Кроме того, она меняет наличие, или отсутствие таковой, работы, требующей этих “подкованных” технологических навыков. Газетные компании также пытаются охватить новый феномен путём внедрения его практик в свою работу. И пока одни медленно приходят в себя, другие крупные газеты, такие как The New York Times, USA Today и The Washington Post создают прецедент для позиционирования газетной индустрии в глобализованном мире.
Разработчики программного обеспечения могут использовать мультимедиа в компьютерных симуляторах чего угодно: от развлечения до обучения, например: военного или производственного обучения. Мультимедиа для программных интерфейсов часто создаётся как коллаборация между креативными профессионалами и разработчиками программного обеспечения.
В промышленном секторе мультимедиа используют как способ презентации информации для акционеров, руководства и коллег. Мультимедиа также полезно в организации обучения персонала, рекламы и продаж продукта по всему миру посредством фактически неограниченных веб-технологий.
Математические и научные исследования
В математических и научных исследованиях мультимедиа в основном используется для моделирования и симуляции.Например: учёный может взглянуть на молекулярную модель какого-либо вещества и манипулировать ею с тем, чтобы получить другое вещество. Образцовые исследования можно найти в журналах, таких как Journal of Multimedia.
Врачи также могут получить подготовку с помощью виртуальных операций или симуляторов человеческого тела, поражённого болезнью, распространённой вирусами и бактериями, таким образом пытаясь разработать методики её предотвращения.
Мультимедийные возможности компьютера
Основные понятия мультимедиа
Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д.
Именно этот продукт аккумулировал в себе три основны[ принципа>мультимедиа:
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:
Основные носители
В качестве носителей мультимедийных продуктов используются средства, способные хранить огромное количество самой разнообразной информации. Как правило, мультимедийные продукты ориентированы либо на компьютерные носители и средства воспроизведения (CD-ROM), либо на специальные телевизионные приставки (СD-i), либо на телекоммуникационные сети и их системы.
Цели применения продуктов, созданных в мультимедиа-технологиях
Основными целями применения продуктов, созданных в мультимедиа технологиях (CD-ROM с записанной на них информацией), являются:
Быстpо возникают фиpмы, специализиpующиеся на пpоизводстве изданий гипеpмедиа-книг, энциклопедий, путеводителей.
Сpавнительно большой объем компакт диска делает его идеальным носителем для энциклопедических изданий. Пользователь «путешествует» по энциклопедии с помощью клавиатуpы либо с помощью гpафических обpазов, котоpые включают в себя фотогpафии, каpты, экpаны подсказок, электpонные закладки и словаpь состоящий из 150000 статей.
Весьма пеpспективными выглядят pаботы по внедpению элементов искусственного интеллекта в системе мультимедиа. Они обладают способностью «чувствовать» сpеду общения, адаптиpоваться к ней и оптимизиpовать пpоцесс общения с пользователем; они подстpаиваются под читателей, анализиpуют кpуг их интеpесов, помнят вопpосы, вызывающие затpуднения, и могут сами пpедложить дополнительную или pазъясняющую инфоpмацию. Системы, понимающие естественный язык, pаспознаватели pечи еще более pасшиpяют диапазон взаимодействия с компьютеpом.
Мультимедийный продукт – наиболее эффективная форма подачи информации в среде компьютерных информационных технологий. Он позволяет собрать воедино огромные и разрозненные объемы информации, дает возможность с помощью интерактивного взаимодействия выбирать интересующие в данный момент информационные блоки, значительно повышая эффективность восприятия информации.
Классификация и области применения мультимедиа приложений
Мультимедиа приложения можно разделить по способу представления информации на линейные и нелинейные (интерактивные).
Интерактивный способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».
В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то этот способ донесения информации линейный, просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.
Области применения мультимедиа:
— редакционная деятельность (ММ-издательства);
— информационная и рекламная продукция (презентации, брошюры, рекламные листки);
Идея применения компьютера в обучении возникла довольно давно, но ее воплощение стало возможным лишь с появлением ПК, оснащенных мультимедиа устройствами.
Мультимедиа продукты учебного назначения:
— курсы лекций, учебные пособия;
— учебные фильмы, видеоуроки.
Средства мультимедиа
Средства мультимедиа (multimedia – многосредовость) – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др.
К средствам мультимедиа относятся:
платы видеозахвата, снимающие изображение с видеомагнитофона или с видеокамеры;
Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства.
Для построения мультимедиа системы необходима дополнительная аппаратная поддержка: аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи для перевода аналоговых аудио- и видеосигналов в цифровой эквивалент и обратно, видеопроцессоры для преобразования обычных телевизионных сигналов к виду, воспроизводимому электронно-лучевой трубкой дисплея, декодеры для взаимного преобразования телевизионных стандартов, специальные интегральные схемы для сжатия данных в файлы допустимых размеров и т. д.
Аппаратные средства
Все оборудование, отвечающее за звук, объединяется в звуковые карты, а за видео – в видеокарты.
Аппаратные средства мультимедиа:
Программные средства мультимедиа технологии
Программные средства мультимедиа складываются из трех компонентов:
Системные программные средства – это набор программ, входящих в состав операционной системы компьютера и осуществляющих управление устройствами мультимедиа, причем это управление на двух уровнях – физическое управление вводом-выводом информации на низком уровне с помощью машинных команд и управление пользователем характеристиками устройств с помощью графического интерфейса, изображающего пульт управления устройством, например регулировки громкости звука, тембра, стереобаланса и т. д. Как правило, программы физического управления устройствами называют драйверами устройств.
Инструментальные программные средства – программы, позволяющие модифицировать мультимедийные файлы и создавать мультимедийные приложения.
Инструментальные программные средства – это пакеты программ для создания мультимедийных приложений:
Инструментальные средства существенно расширяют возможности управления мультимедийными устройствами по сравнению с теми, которые предоставляют системные средства, но это всегда платные продукты и некоторые из них стоят очень дорого, например профессиональные системы видеомонтажа.
Прикладные программные средства – это готовые и, как правило, продаваемые программные системы на CD или DVD дисках – фильмы, учебники, энциклопедии, игры, книги, виртуальные музеи, путеводители, рекламные материалы и т. д.
Звуковые карты
С течением времени перечень задач выполняемых на ПК вышел за рамки просто использования электронных таблиц или текстовых редакторов. Компакт- диски со звуковыми файлами, подготовка мультимедиа презентаций, проведение видеоконференций и телефонные средства, а также игры и прослушивание аудио CD для всего этого необходимо чтобы звук стал неотъемлемой частью ПК. Для этого необходима звуковая карта.
Наличие дисковода CD-ROM позволяет только прослушивать звуковые компакт-диски. Звуковая карта необходима, чтобы получить профессиональное качество звукового сопровождения, создавать и записывать звуки, синтезировать сложные аудиоэффекты, смешивать звуковую информацию от нескольких источников, самостоятельно включать звуковое сопровождение в мультимедийные презентации, дополнять документы голосовыми аннотациями и др. Звуковая карта (или Sound Blaster) устанавливается, как правило, в виде электронной платы в разъём материнской платы компьютера.
История развития звуковых карт начинается с выпуском самых первых моделей компьютеров фирмы IBM. Изначально компьютеры были снабжены только PC Speaker-ом (Динамиком), который не предназначен для воспроизведения нормального звука.
Цифровой звук карты воспроизводят и записывают благодаря цифро-аналоговому и аналого-цифровому преобразователям (ЦАП и АЦП).
Файлы, содержащие видеоизображения и звук, имеют расширения *.avi, *.mov, *.mpg. Специальный фонограф — Sound Recorder, предназначен для записи и воспроизведения звука, а также для редактирования звуковых файлов.
Звуковые файлы имеют расширения *.wav, *.mid, *.mod, *.voc, *.fli.
Лазерные диски, CD-ROM
В связи с ростом объемов и сложности программного обеспечения, широким внедрением мультимедиа приложений, сочетающих движущиеся изображения, текст и звук, огромную популярность в последнее время приобрели устройства для чтения компакт- дисков CD-ROM.
Компакт- диски изначально разработанные для любителей высоко качественного звучания, прочно вошли на рынок компьютерных устройств. Оптические компакт- диски перешли на смену виниловым в 1982 году. Было решено, что стандарт рассчитан на 74 минуты звучания «Red Book». Когда 74 минуты пересчитали в байты получилось 640 Мбайт. Первые приводы имели единичную скорость (Single speed) равную 150 Кбайт/с. Модели накопителей с удвоенной скоростью появились в 1992 году. Приводы с утроенной и с учетверенной скоростью в начале 1994 году. Сегодня речь уже идет о скорости увеличенной в шесть и даже восемь раз. Коэффициент увеличения скорости не обязательно целый.
Дисководы для CD производят такие известные фирмы, как Sony, NEC, Panasonic, Plextor, Creative, LG и др.
Видеокарты
При смешении сигналов основные проблемы возникают с видеоизображением. Различные ТВ–стандарты, существующие в мире (NTSC, PAL, SECAM), применение разных мониторов и видеоконтроллеров диктует разнообразие подходов в разрешении возникающих проблем. Однако в любом случае требуется синхронизация двух изображений, для чего служит устройство генлок (genlock). С его помощью на экране монитора могут быть совмещены изображение, сгенерированное компьютером (анимированная или неподвижная графика, текст, титры), и “живое” видео. Если добавить еще одно устройство — кодер (encoder), компьютерное изображение может быть преобразовано в форму ТВ–сигнала и записано на видеопленку. «Настольные видеостудии”, являющиеся одним из примеров применения систем мультимедиа, позволяют готовить совмещенные видео–компьютерные клипы, титры для видеофильмов, помогают при монтаже кинофильмов.
Системы такого рода не позволяют как-то обрабатывать или редактировать само аналоговое изображение. Для того, чтобы это стало возможным, его необходимо оцифровать и ввести в память компьютера. Для этого служат так называемые платы захвата (capture board, frame grabbers). Оцифровка аналоговых сигналов порождает огромные массивы данных. Так, кадр стандарта NTSC (525 строк), преобразованный платой типа Truevision, превращается в компьютерное изображение с разрешением 512×482 пиксель. Если каждая точка представлена 8 битами, то для хранения всей картинки требуется около 250 Кбайт памяти, причем падает качество изображения, так как обеспечивается только 256 различных цветов. Считается, что для адекватной передачи исходного изображения требуется 16 млн. оттенков, поэтому используется 24-битовый формат хранения цветной картинки, а необходимый размер памяти возрастает. Оцифрованный кадр может затем быть изменен, отредактирован обычным графическим редактором, могут быть убраны или добавлены детали, изменены цвета, масштабы, добавлены спецэффекты, типа мозаики, инверсии и т.д. Естественно, интерактивная экранная обработка возможна лишь в пределах разрешения, обеспечиваемого данным конкретным видеоадаптером.
Обработанные кадры могут быть записаны на диск в каком–либо графическом формате и затем использоваться в качестве реалистического неподвижного фона для компьютерной анимации. Возможна также покадровая обработка исходного изображения и вывод обратно на видеопленку для создания псевдореалистического мультфильма.
Запись последовательности кадров в цифровом виде требует от компьютера больших объемов внешней памяти: частота кадров в американском ТВ–стандарте NTSC — 30 кадров/с (PAL, SECAM — 25 кадров/с), так что для запоминания одной секунды полноцветного полноэкранного видео требуется 20–30 Мбайт, а оптический диск емкостью 600 Мбайт вместит менее полминуты изображения. Но последовательность кадров недостаточно только запомнить, ее надо еще вывести на экран в соответствующем темпе. Подобной скоростью передачи информации — около 30 Мбайт / с — не обладает ни одно из существующих внешних запоминающих устройств. Чтобы выводить на экран компьютера оцифрованное видео, приходится идти на уменьшение объема передаваемых данных, (вывод уменьшенного изображения в небольшом окне, снижение частоты кадровой развертки до 10–15 кадров / с, уменьшение числа бит / пиксель), что, в свою очередь приводит к ухудшению качества изображения.
Более радикально обе проблемы — памяти и пропускной способности — решаются с помощью методов сжатия / развертки данных, которые позволяют сжимать информацию перед записью на внешнее устройство, а затем считывать и разворачивать в реальном режиме времени при выводе на экран. Так, для движущихся видеоизображений существующие адаптивные разностные алгоритмы могут сжимать данные с коэффициентом порядка 100:1— 160:1, что позволяет разместить на CD–ROM около часа полноценного озвученного видео. Работа этих алгоритмов основана на том, что обычно последующий кадр отличается от предыдущего лишь некоторыми деталями, поэтому, взяв какой–то кадр за базовый, для следующих можно хранить только относительные изменения. При значительных изменениях кадра, например, при монтажной склейке, наезде или панорамировании камеры, автоматически выбирается новый базовый кадр. Для статических изображений коэффициент сжатия, естественно, ниже — порядка 20–30:1. Для аудиоданных применяют свои методы компрессии.
При использовании специальных видео–адаптеров (видеобластеров) мультимедиа–ПК становятся центром бытовой видео–системы, конкурирующей с самым совершенным телевизором.
Новейшие видеоадаптеры имеют средства связи с источниками телевизионных сигналов и встроенные системы захвата кадра (компрессии / декомпрессии видеосигналов) в реальном масштабе времени, т.е. практически мгновенно.
Видеоадаптеры имеют быструю видеопамять до 512 Мбайт и специальные графические 3D-ускорители процессоры. Это позволяет получать до 100 кадров в секунду и обеспечить вывод подвижных полноэкранных изображений.
Имеется большое количество устройств, предназначенных для работ с видеосигналами на IBM PC совместимых компьютеров. Условно можно разбить на несколько групп: устройства для ввода и захвата видеопоследовательностей (Cupture play), фреймграбберы (Framegrabber), TV-тюнеры, преобразователи сигналов VGA-TV и др.
TVтюнеры
Эти устройства выполняются обычно в виде карт или бокса (небольшой коробочки). Они преобразуют аналоговый видеосигнал поступающий по сети кабельного телевидения или от антенны, от видеомагнитофона или камкордера (camcorder). TV-тюнеры могут входить в состав других устройств таких как MPEG-плейеры или фреймграбберы. Некоторые из них имеют встроенные микросхемы для преобразования звука. Ряд тюнеров имеют возможность для вывода телетекста.
Фреймграбберы
Мультимедиа презентации
Мультимедиа презентация представляет собой мультимедийный продукт, в состав которого могут входить текст и текстовые спецэффекты, речевое и музыкальное сопровождение, анимации, видеоклипы, галереи картин и слайдов (слайд-шоу) и т.д.
Мультимедиа презентации широко используются при создании обучающих программ, в том числе и на на лазерных дисках, при создании рекламных роликов, видеоклипов и т.д. Существует ряд программ, позволяющих создавать мультимедиа презентации, например MicroSoft PowerPoint (4.0, 7.0, 97). Среди этих программ большое значение имеют программы, которые могут захватывать видеоролики с экрана и преобразовывать их в AVI и EXE видеофайлы. К таким программам относятся программы MicroSoft Camcorder, Hiper Cam, Lotus ScreenCam. Однако, такие презентации не являются интерактивными, но они могут стать частью большой интерактивной презентации.
Большие возможности при создании мультимедиа презентаций даёт применение Интернет-технологий, например использование редактора языка HTML и просмотрщика Web-страниц MicroSoft Internet Explorer, который установлен на большинстве современных компьютеров. В простейшем случае в качестве редактора языка HTML можно использовать редактор Блокнот (Notepad) для Windows. Такая технология значительно проще, чем использование программы PowerPoint, а эффективность её достаточно высока (на уровне возможностей компьютерной сети Интернет).
Можно на языке HTML создавать Web-страницы — файлы формата htm или html, содержащие текст, картинки, анимации, речевое и музыкальное сопровождение, видеоклипы, связанные между собой гипертекстовыми ссылками. Переходя от одной Web-страницы к другой при помощи гипертекстовых ссылок, можно создавать при помощи кнопок и других элементов диалога интерактивную мультимедиа презентацию (мультимедиа проект) на любую тему.
Программные средства мультимедиа
Графика и фотоизображения
Один из способов представления изображения в компьютере — растровая графика (bitmap). В этом случае изображение делится на элементы (pixels), которые определяют размер картинки — X пикселов по ширине и Y пикселов по высоте. Важной характеристикой является цветовое разрешение растровой графики, определяемое числом битов, используемых для кодирования цвета каждого пиксела (его называют также числом битовых плоскостей). Понятно, что чем больше битовых плоскостей в файле, тем больше места требуется на диске для его сохранения.
Другой способ представления — векторные изображения, которые сохраняются в виде геометрического описания объектов, составляющих рисунок. Эти изображения могут также включать в себя данные в формате растровой графики. В векторных форматах число битовых плоскостей заранее не определено.
Виды мультимедиа продуктов
В соответствии с многочисленными применениями мультимедиа продукты представляются самыми разнообразными форматами. Представим некоторые из них.
Имиджевая мультимедийная презентация. Необходима каждому предприятию, организации для формирования брэнда. Например, это диск или корпоративный сайт с описанием истории, представлением сотрудников, с обращение руководителя о миссии, целях, задачах, контакты, яркое и выразительное представление продукции. Может быть реализовано в виде виртуального здания с «прогулкой» по его офисам. Необходим элегантный фирменный стиль, запоминающийся логотип.
Слайд-шоу. Как правило, это «конспект» доклада, сопровождающий выступление. Требует профессионального дизайнерского оформления с использованием различных эффектов – анимационных, звуковых.
Рекламный ролик. Современное телевидение настолько перенасыщено данного вида продукцией, многообразие настолько велико, что охватывает практически весь арсенал мультимедийных технологий.
Сферическая 3D-панорама и виртуальный тур. Представим этот вид более подробно как один из наиболее эффектных способов представления объектов.
3D-панорамы, сферические панорамы, виртуальные 360-градусные панорамы – это названия-синонимы, которые определяют фотореалистический способ демонстрации объемного пространства в интерактивном режиме. В данной технологии панорамное изображение выглядит так же, как и обычная фотография, но только до тех пор, пока пользователь не начнет, двигая мышью по изображению, перемещать угол зрения во всех возможных направлениях. На экране монитора создается панорамное 3D-изображение, окружающее зрителя сферой в 360 градусов. Просматривая виртуальную 3D-панораму, зритель получает больший объем визуальной информации, чем на обычной фотографии. Управляя клавишами или мышью, можно оглядеться вокруг или обернуться, приблизить и отдалить интересующий предмет, развернуть картину под нужным углом. Такая интерактивность виртуальных панорам создает эффект присутствия. Это значимое преимущество, которое выделяет виртуальные сферические панорамы среди других средств визуализации.