Ушкуй что это такое
Ушкуй — парусник новгородской вольницы.
В конце 13 века на Руси был создан новый тип корабля – ушкуй. Это название, по мнению ряда лингвистов, произошло от древневепского слова «лодка», но более вероятно – от имени полярного медведя – ушкуя. Косвенным аргументом в пользу второй версии служит то, что норманны ходили по морям на «морских волках». Часто ушкуи украшались головами медведей. Так, в новгородской былине в описании корабля Соловья Будимировича сказано: «На том было соколе-корабле два медведя белые заморские». Впервые об ушкуях упомянуто в хронике Эрика в эпизоде, относящемся к 1300 году, когда шведский флот под командованием маршала Кнутссона вошел в Неву и сжег несколько новгородских ушкуев. Последнее упоминание об ушкуях содержится в Псковской летописи 1473 года. Кстати, в летописях они считались более крупными судами, чем ладьи.
Обычно ушкуй строился из сосны. Киль его вытесывался из одного ствола и представлял собой брус, поверх которого накладывалась широкая доска, служившая основанием для поясов наружной обшивки. Она скреплялась с килем деревянными стержнями (гвоздями), концы которых расклинивались. Морские ушкуи (в отличие от речных) имели плоскую палубу только на носу и корме. Средняя часть судна (около трети длины) оставалась открытой (туда под палубу клали груз-балласт для большей устойчивости в морской воде).
Речной ушкуй имел длину 12 – 14 м, ширину около 2,5 м, осадку 0,4 – 0,6 м и высоту борта до 1 м. Грузоподъемность достигала 4 – 4,5 т. Укрытий ни в носу, ни в корме на нем не было. Благодаря симметричным образованиям носа и кормы ушкуй мог, не разворачиваясь, моментально отойти от берега, что приходилось часто делать при набегах. При попутном ветре ставили мачту-однодревку с прямым парусом на рее. Для его подъема верхушка мачты снабжалась нащечинами. Простейший, без блоков, такелаж крепился за скамьи, а носовая и кормовая растяжки – на соответствующих оконечностях. Весла в местах соприкосновения с обшивкой обтягивали толстой кожей.
Эти суда использовались в военных и торговых целях. Но в историю они вошли как военные корабли новгородской вольницы – ушкуйников, походы которых начались в конце 13 века. Первый же их большой поход датируется 1320 годом во время войны Господина Великого Новгорода со шведами. Дружина Луки Варфоломеевича на морских ушкуях прошла Северной Двиной, вышла в Белое море, а затем в Северный Ледовитый океан и разорила область Финмаркен, располагавшуюся между южным берегом Варангер-Фьорда и г. Тромсе.
Ушкуйники – русские пираты
При разговоре о пиратах в памяти обычно всплывает блестяще сыгранный Джонни Деппом капитан Джек Воробей или современные сомалийские разбойники на моторных лодках с автоматами Калашникова, еще недавно регулярно захватывавшие у африканского побережья танкеры и контейнеровозы. При этом пиратство как явление существовало везде, где было регулярное судоходство. Свои морские разбойники имелись даже в античности. В Средневековье пиратство существовало в Северной Африке, в Северной Европе, у берегов Японии, Китая и Кореи. Были свои пираты и в России, их называли ушкуйниками.
Содержание
Пиратский промысел на Руси
Ушкуйники впервые появились в Новгородской республике в 9-11-м веках. Этому способствовало географическое соседство Новгорода с варягами и норманнами, а также активные контакты с ними. Пиратство появляется только там, где ходят торговые суда – основной объект для нападений.
Существовали разбойники и в других регионах Руси, но все же не в таких количествах, как в Новгороде. Именно там и появилось слово «ушкуйники». Ушкуй – русское парусно-гребное судно, распространенное в 11-15 веках. Это были небольшие легкие, маневренные и скоростные корабли, управляемые как веслами, так и парусами. Ушкуи делались речными и морскими. Во втором случае на обоих концах корпуса оборудовались трюмы, а вместимость составляла до 30 человек.
Пираты и не только
Судя по всему, ушкуйники занимались не только разбойным промыслом. Как и у многих пиратов из других регионов, грабеж для них был лишь одним из вариантов заработка на жизнь. У исследователей вопроса есть несколько теорий о том, кем в действительности были эти люди.
Одни считали ушкуйников неформальными военными формированиями, помогавшими Новгородской республике защищаться от внешних угроз. Другие называли их нашим аналогом викингов. Ушкуйники тесно контактировали со скандинавами, поэтому переняли от них образ жизни. Викинги по существу и были пиратами – они по собственной воле собирались в дружины и отправлялись грабить чужие суда и поселения исключительно ради личной наживы.
Кто-то видел в ушкуйниках первооткрывателей и завоевателей новых земель. В этом случае пиратов называют предшественниками казаков с их славным атаманом Ермаком. Существует мнение и о том, что ушкуйники были профессиональными наемниками, получавшими деньги от новгородских купцов. За эту плату они охраняли торговые караваны и собирали дань на контролируемых территориях.
В реальности, вероятно, в одной «чистой» роли ушкуйники никогда не выступали, и все, как обычно, было перемешано. Обоснованнее остальных звучит точка зрения о том, что это были новгородские пассионарии, которые в зависимости от окружающих обстоятельств могли вести самые разные занятия. В Новгороде для появления такой прослойки людей были все возможности: большие вольности, мало сдерживающих элементов демократической власти и постоянное противостояние партий. В результате в городе сформировался целый класс, не относящийся к какой-либо общине. Власти старались найти таким не в меру активным гражданам занятие и периодически отправляли их расширять границы республики или воевать за интересы местного бизнеса.
След в истории
Основную деятельность ушкуйники вели на Волге и Каме, а также на северных реках. Большую часть времени они могли заниматься «законной» работой – осуществлять торговые и промысловые экспедиции. Время от времени вольные вооруженные люди отправлялись в набеги.
Ушкуйники не были просто вооруженными бандами. Они представляли собой серьезную военную силу, способную на значительные свершения. В 1187 году ушкуйники из Новгорода вместе с карелами разграбили Сигтуну – древнюю столицу Швеции. После нападения город навсегда лишился столичного статуса.
В 1318 году ушкуи и ладьи добрались до тогдашней столицы Финляндии – города Або. Там пираты захватили церковный налог Ватикана, собиравшийся последние 5 лет. Еще через 5 лет нападения ушкуйников на норвежские области вынудили Шведское королевство заключить с Новгородской республикой Ореховский мир. Это был первый мирный договор между двумя этими субъектами, определявший границы между ними.
К середине 14-го века во многом за счет действий ушкуйников на севере Руси серьезные военные действия оказались прекращены. Новгородским воинам понадобился новый противник, и им стала Золотая Орда. В 1360 году они спустились по Волге и напали на ордынский город Жукотин (рядом с современным Чистополем), где перебили татар. В 1374 году ушкуйники взяли столицу Золотой Орды – Сарай, а затем пошли дальше и основали город Хлынов (нынешний Киров).
Конец ушкуйничества
Ушкуйническая вольница продолжалась еще сто лет. Воинственные пираты (или пиратствующие воины) брали Кострому, вновь ходили на Сарай и досаждали московским князьям. В 1489 году Иван III Васильевич собрал огромное войско, которое осадило Хлынов. Вятчане попробовали пойти проверенным путем – откупиться от неприятеля. Однако за принятый выкуп им был предоставлен лишь один день отсрочки штурма. Город капитулировал, значительная часть осажденных сбежала.
Хлынов ожидала та же судьба, что и Новгород. Большинство его жителей было принудительно отправлено в московские города, а на их место пришли столичные жители. Часть наиболее активных несогласных с новым порядком казнили.
Потомки разогнанных ушкуйников ушли в пермские и вятские леса, на Волгу и Дон. Победившая сторона, как это всегда и бывает, начала переписывать историю. Дьяки тщательно вымарывали записи об ушкуйниках из свитков, летописцы старались очернить их. Однако часть информации сохранилась, поэтому мы сегодня знаем, что русские пираты были не просто лихими людьми, жаждущими только наживы.
«Багрить на море кораблики урманские, да на Волге жечь остроги басурманские». «Детские» забавы ушкуйников
Господин Великий Новгород, от которого до ближайшего моря (Финский залив) по прямой целых 162 км (немало по средневековым меркам) через систему рек и волоков имел выход не только к Балтийскому, но также к Черному, Белому и Каспийскому морям. И ходили к этим морям не только купцы, но и лихие люди – ушкуйники, или (другое их название) повольники.
Впервые они заявили о себе в начале XI века (поход в Югру, не позднее 1032 г.) и с тех пор постоянно беспокоили соседей вплоть до 1489 г., когда их основная база, город Хлынов, был взят войсками Ивана III.
Сразу следует сказать, что все источники, рассказывающие об ушкуйниках, подверглись тщательной цензуре победителей: часть сведений была удалена, другие рассказы отредактированы, так, что все повольники обычно оказываются в них заурядными разбойниками и крамольниками. Поэтому полную картину их походов и их подвигов составить сейчас невозможно, но и дошедшие до нас сведения производят весьма сильное впечатление.
Многие исследователи указывают на определенное сходство ватаг повольников с дружинами викингов, что, в общем-то, неудивительно – Новгород имел самые тесные связи со своими скандинавскими соседями. На первом этапе ему пришлось соперничать с основанным выходцами из Упсалы Алдейгьюборгом (Старая Ладога) – пока Владимир Святославич (Святой) не завоевал этот город. А затем наступило время кондотьеров – норманнских наемников, которые сражались на стороне пригласившего их князя.
Подобно викингам, ушкуйники нападали внезапно – и так же внезапно исчезали с добычей. Так же, как и норманны, они часто приходили под видом купцов, либо промысловиков: если силы потенциального противника казались им значительно превосходящими собственные, уходили прочь – часто, чтобы вернуться вновь, уже более подготовленными. И, при любой возможности, атаковали города и деревни не ожидающих нападения «партнеров», продавцов и покупателей.
В Новгородских летописях походы ушкуйников часто называются «молодечеством». А. К. Толстой хорошо передал эти настроения в стихотворении «Ушкуйник»:
Никакой идеализации героя, никаких «высоких мотивов»: просто пассионарность, бьющая через край, которая должна найти выход – хоть в драках на улицах города, как у Васьки Буслаева, хоть в лихих ушкуйнических набегах на басурман, «урманов» или просто купеческие караваны пограбить.
Генетическая память об удалых предках и высокий накал пассионарности слышны и в строках стихотворения Велимира Хлебникова:
Новгородские летописцы обычно не видят ничего плохого в том, чтобы ушкуйники немного (а лучше – очень хорошо) побили и пограбили соседей или корабли конкурирующих купцов. Тем более, что соседи тоже были не ангелами, и наносили ответные визиты при малейшей возможности.
Ушкуйники и ватаманы
Рядовыми ушкуйниками обычно становились не приписанные к какой-либо общине (и потому не являвшиеся полноценными гражданами) новгородские бедняки и «низовые» люди (москвичи, смоляне, нижегородцы и прочие), которых нелегкая судьба занесла в Господин Великий Новгород. Что, конечно, не исключало участия в этих походах и выходцев из вполне благополучных семей, которым «живость характера» не позволяла вести приличный их положению степенный образ жизни. Финансировали экспедиции ушкуйников боярские семьи или богатые купцы, которые назначали этим «бригадам» опытных и авторитетных командиров – «ватаманов». О происхождении данного слова ведутся жаркие споры, многие считают, что это искаженное hauptmann – вожак, начальник. Однако, вполне возможно, что происходит оно от русского слова «ватага»: «ватаган» или «ватагман» в первоначальном варианте.
Ватаги ушкуйников направлялись на разведку новых земель, использовались для охраны купеческих факторий, однако могли и, напротив, разгромить опорные пункты конкурентов, либо разграбить чужой караван. Но ушкуйники часто отвлекались от основной задачи, если была возможность «поработать» и на себя.
Оказывали они и услуги по «защите» купеческих судов – главным образом, от себя любимых.
– говорится в одном из писем того времени.
Порой отряды ушкуйников отправлялись в поход без определенной, четко поставленной, задачи – «за зипунами». И горе было всем, кто оказывался у них на пути. Национальность потенциальных жертв и их вероисповедание для повольников не имели никакого значения.
Новгородские власти, как правило, дистанцировались от этих «частных военных компаний», но практически всегда были осведомлены о планах очередного похода, не только не мешая, но часто оказывая тайное содействие.
Новгородский ушкуй
Теперь немного поговорим о кораблях, по названию которых и получили свое прозвище эти повольники.
Наиболее известным широкому кругу читателей русским судном тех лет является, безусловно, ладья (струг): бескилевое судно с днищем из выдолбленного бревна и бортами, обитыми досками.
Ладья с палубой называлась учаном. В более поздние времена, начиная с XVI века, учан получил каюты на носу и корме. Так, на рисунке в Никоновской летописи учан изображен, как большое судно с парусом и каютами на носах и кормах (видны даже двери этих кают). В одной из летописей говорится, что Волхов в Новгороде был уставлен учанами, и на этих судах люди спасались от огня во время пожара.
Плавать на ладье и учане можно было только по рекам.
Большей грузоподъемностью обладала набойная ладья (набой) – с дополнительной нашивкой бортов. Для военных целей использовался насад – набойная ладья с дощатой палубой и рулями на корме и на носу – это позволяло, не разворачиваясь, отойти от берега и идти в любую сторону.
Новгородский ушкуй был вариантом насада, от которого отличался, в основном, внешним оформлением.
Для постройки ушкуев использовали сосны: широкий плоский киль вытесывали из одного ствола, к нему прикреплялись оконечности и шпангоуты-опруги, корпус обшивали досками. Длина корабля составляла от 12 до 14 метров, ширина – около 2,5 метра, высота борта – около метра, осадка – примерно полметра. Мачту с парусом ставили при попутном ветре. На этом судне можно было перевозить до 4-4,5 тонны груза и 20-30 человек. Морские ушкуи были больше речных, кроме того, они имели трюмы на носу и корме. Нос и корма и речных, и морских ушкуев были симметричными, часто украшались деревянной головой белого медведя, поморское название которого (ошкуй), возможно, дало название этому типу кораблей.
Согласно другой версии, название этих судов происходит от реки Оскуя (Аскуй) – правого притока Волхова близ Новгорода, где такие лодки строились. Подтверждением этой версии может служить традиция называть небольшие суда по рекам, на которых они строились: коломенки, ржевки, белозерки, устюжны.
Имеется также версия, которая выводит слово «ушкуй» от вепсского «уской» (а также старофинское wisko, эстонское huisk) – «небольшая лодка». Но, согласитесь, что способный вместить до 30 человек ушкуй «небольшой лодкой» назвать трудно.
Сторонники четвертой версии считают, что название кораблей произошло от тюркских слова «учкул», «учкур», «учур», означающего «быстрый корабль».
Ушкуи были довольно легкими кораблями, в случае необходимости дружинники могли переносить (либо – переволакивать) их на расстояние нескольких километров – чтобы обойти порог либо войти в систему другой реки.
Мелкие походы ушкуйников были обыденным явлением, на которые летописцы не обращали особого внимания. Они фиксировали лишь значительные достижения своих земляков. Как мы помним, первый большой поход ушкуйников (на Югру) зафиксирован ими в начале XI века.
«На враждебный Запад»
Согласно преданию, оставшиеся в живых жители Сигтуны решили найти более безопасное место для строительства нового города. Они спустили на воду бревно, и в том месте, где его прибило к берегу, был основан Стокгольм («сток», в переводе на русский – бревно, «хольм» – «укрепленное место»).
Однако историки считают, что основатель Стокгольма Биргер вряд ли полагался на волю Божию, и к выбору места строительства будущей столицы отнесся более ответственно: таковым стала местность у пролива, ведущего от Балтийского моря к озеру Меларен.
Но вернемся на Русь. Одним из трофеев того похода стали церковные ворота (изготовленные в 1152—1154 г.г. в Магдебурге), которые победители передали в новгородский Софийский собор. В ответ осенью 1188 г. в Швеции и Готланде были арестованы новгородские купцы.
А в первой половине XIV века ушкуйники совершили ряд громких походов в Финляндию, Норвегию и Швецию. Так, в городе Або (Турку) в 1318 г. им удалось захватить церковный налог, который собирался для Ватикана в течение 5 лет. Потерь в этом походе повольники не понесли: «приидоша в Новгород вси здорови», сообщает летопись.
В 1320 г., в ответ на агрессивные действия норвежцев, ушкуйники под руководством некоего Луки, разорили Финмарк (для этого пришлось пересечь Баренцево море):
(Новгородская IV летопись).
А в 1323 г. ушкуйниками был атакован Халогаланд юго-западнее Тромсе. Впечатленные их активностью шведы в том году заключили с Великим Новгородом Ореховецкий мир. А норвежское правительство 1325 г. обратилось в Ватикан с просьбой организовать Крестовый поход против Новгорода и карелов.
В 1349 г. ушкуйники совершили новый поход в Халогаланд, захватив при этом крепость Бьяркей.
Но главным направлением походов ушкуйников стало, всё же, восточное: северные реки, Волга и Кама.
«Идем на Восток»
За Верхнее Поволжье Новгород вел упорную борьбу с Ростовом, который поддерживали другие северо-восточные княжества. Так что никакой симпатии новгородские ушкуйники к низовским конкурентам не испытывали. Те отвечали им взаимностью.
Уже в 1181 г. ушкуйникам удалось взять черемисский город Кокшаров (сейчас – Котельнич, Кировская область).
А в 1360 г., воспользовавшись ослаблением Орды («Великая замятня» 1360-1381 г.г.) ушкуйники отправились вниз по Волге, и далее – по Каме, впервые взяв ордынский город – Джукетау (Жукотин – недалеко от Чистополя) и перебив множество татар.
Архимандрит нижегородского монастыря при храме Вознесения Господня Дионисий (будущий православный святой) приветствовал побиение «нечестивых агарян», но светские власти избрали другую позицию. Великий князь Владимирский Дмитрий Константинович (Суздальский) по требованию ордынских властей приказал арестовать в Костроме возвращавшихся в Новгород ушкуйников (которые в это время «пропивали зипуны» в злачных местах этого города) и выдал их хану. Но активность ушкуйников только возросла. До 1375 года они совершили еще семь больших походов на Среднюю Волгу (малые налеты никто не считал).
А в 1363 г. повольники, которыми руководили Александр Абакунович и Степан Ляпа, ходили на Урал и в Западную Сибирь.
В 1365-1366 г.г. новгородские бояре Есиф Варфоломеевич, Василий Федорович и Александр Абакумович профинансировали поход 150 ушкуев (Никоновская летопись увеличивает число ушкуев до 200), которые прошли по Волге до Нижнего Новгорода и Булгара и вышли в Каму. На своем пути ушкуйники перебили множество татар и ограбили большое количество купеческих кораблей, большинство из которых принадлежало мусульманам, но попадались и русские. В ответ на грозное послание князя Дмитрия (который позже получит прозвище «Донской»), новгородские власти заявили:
Дмитрия такой ответ не удовлетворил, и он отправил войско, которое разорило новгородские волости по Двине, Югу и Купину. О себе, выполняющий ордынский приказ, московский князь тоже не забыл, взяв с этих областей изрядный «откуп». Кроме того, в Вологде были арестованы возвращавшиеся с Двины новгородский боярин Василий Данилович и его сын Иван. Они были освобождены в 1367 г. после примирения Новгорода с Дмитрием.
В 1369 г. ушкуйники на 10 судах совершили рейд по Волге и Каме, вновь дойдя до Булгара. В 1370 г. они отомстили Костроме и Ярославлю, где в 1360 г. были схвачены их соратники, изрядно разграбив их. В 1371 году, ушкуйники повторно атаковали эти города.
В том же году ушкуйники в первый раз напали на Сарай Берке:
(Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191).
(Устюжская летопись. ПСРЛ. Т. 37, стр. 93).
Поселения ушкуйников на Вятке и в Заволочье
В верхнем и среднем течении Вятки и в бассейне Северной Двины (Заволочье) ушкуйники стали строить небольшие остроги, которые становились базами и для освоения территорий, и для их новых набегов.
Эти две группы новгородских колонистов уже чувствовали себя независимыми от метрополии, и часто координировали свои действия: два флота одновременно спускались к Волге: одни от Костромы, другие – от Камы и Вятки.
На Вятку ушкуйники пришли с Камы (из Искора и Чердыни) и Вычегды, где у них уже был построен небольшой город Усть Вымь. Святым новгородских поселенцев на Вятке стал Николай, называемый Вятским, Великорецким либо даже Никола-Бабай. Дело в том, что церковь святого Николая была построена в городке, основанном неким Гази Бабаем (по имени этой церкви город получил название Микулицын, сейчас – село Никульчино). Рассказывают, что здесь ушкуйники нашли много вырезанных из дерева «болванов» (или «баб»). На посохе уже упоминавшегося нами Стефана Пермского есть изображение, на котором епископ бьет топором по сидящему на «троне» бородатому деревянному идолу в длинной одежде и с короной на голове.
Следы язычества сохранялись здесь много лет. Ещё в 1510 г. митрополит Симон в «Послании князю Матвею Михайловичу и всем пермичам большим людем и меньшим» говорит о поклонении пермичей «Золотой бабе и болвану Войпелю».
Предполагают, что резные изображения христианских святых, прежде всего, Николая, столь характерные для Перми и Вятки, ставились для того, чтобы облегчить местным язычникам восприятие новой веры – христианства. Поэтому Микулицын порой называли «болванным городом». А резные скульптуры святых до конца XIX века в тех местах в народе назывались «бабами». По описи 1601 года известно, например, что в Вятском Трифоновом монастыре были два резных образа Николы в полный рост. В 1722 г. такие образы были запрещены, поэтому они были убраны в отдельное помещение, где хранились с резной статуей Параскевы Пятница и иконой, на которой святой Христофор был изображен с пёсьей головой.
А вот в других русских городах деревянные образы святых вызывали недоумение. Так, в Пскове в 1540 г. подобные изображения святого Николая и Параскевы Пятницы вызвали ропот, так как ревнители веры усмотрели в них «болванное поклонение».
Существовали и походные иконы этого святого, которые поднимались на шесте перед сражением. В одном из мусульманских источников о поражении вятчан в 1579 г. говорится следующее:
Интересно, что деревянная скульптура святого Николая после окончательной победы Ивана III вятскими ушкуйниками появилась на одной из башен Московского кремля, которая получила название Никольской. Возможно, это был трофей москвичей. Или символ победы над Вяткой?
Звездный час ушкуйников
В 1374 г., когда целая армия ушкуйников из 2700 человек на 90 кораблях ограбила Вятку, после чего, взяла выкуп в 300 рублей с жителей Булгара. Здесь ушкуйники разделились на 2 отряда. Первый, численностью около 1200 человек, на 40 ушкуях пошел, разоряя всё на своём пути, вверх по Волге до Ветлуги и Вятки. Некоторые источники сообщают, что тогда в устье реки Хлыновицы ушкуйниками был основан город Хлынов, но современные историки относятся к этим сведениям скептически.
Поскольку прежним путём возвращаться было нельзя – у Волги их уже ожидали многочисленные татарские отряды, они сожгли свои корабли, пересели на коней «и идучи, много сел по Ветлузе пограбиша».
Второй отряд ушкуйников на 70 судах под командованием некоего Прокопа снова захватил Кострому и в течение 2-х недель грабил этот город.
В 1375 году эти ушкуйники вновь отправились вниз по Волге, грабя купцов-христиан, и убивая купцов мусульманских (и не только купцов). Страх перед ними был так велик, что татары не сопротивлялись и бежали при одном известии об их приближении. Сарай Берке, столица Орды, был взят штурмом и разграблен. Не удовлетворившись этим триумфом, новгородцы дошли до устья Волги, где взяли дань от хана Салгея, правившим Хазтороканью (Астрахань).
Ушкуйников подвели самоуверенность и склонность к горячительным напиткам: во время пира, устроенного для них ханом, на потерявших бдительность новгородцев набросились вооруженные татары, которые убили их всех.
В 1378 г. татарский царевич Арапша из Волжской орды перебил русских купцов и захватил их товары, объяснив это местью за походы ушкуйников 1374-1375 гг.
В 1379 г. жители Колыванской волости (правый берег Вятки), недовольные поселившимися рядом ушкуйниками, организовали нападение на построенный ими острог:
В 1392 году ушкуйники захватили Жукотин и Казань, в 1398-1399 г.г. воевали за Северной Двиной. В 1409 г.г. отмечается новый всплеск их активности: воевода Анфал привел на Волгу 250 кораблей. Позже этот отряд разделился на два: сто ушкуев отправились вверх по Каме, 150 – вниз по Волге.
В 1436 г. в устье реки Которосль ушкуйники-вятчане (всего 40 человек) захватили в плен ярославского князя Александра Федоровича по прозвищу Брюхатый, который, кстати, находился во главе армии, насчитывавшей до семи тысяч человек. Князя подвело неуместное в походе сластолюбие: он взял с собой молодую жену, с которой и попытался уединиться в стороне от своих войск.
Столицей ушкуйников стал город Хлынов, в котором порядки были очень похожи на новгородские. Но не было, ни князей, ни посадников. Эта самостоятельность Хлынова очень раздражала и Новгород, и Москву.
Падение Хлынова и завершение эпохи ушкуйников
В 1489 году Великий князь Иван III с огромным войском осадил Хлынов. Его жители попытались договориться о выплате дани, но добились лишь одного дня отсрочки решающего штурма. После капитуляции Хлынова, были казнены самые непримиримые из ушкуйников, купцам было приказано перебираться в Дмитров, остальных расселили в Боровске, Алексине, Кременце и подмосковной слободе, которая стала селом Хлыново. В самом же Хлынове были поселены люди из московских сел и городов (с 1780 по 1934 г.г. Хлынов назывался Вяткой, в декабре 1934 г. ему было присвоено имя Киров).
Но часть ушкуйников, не согласных с новыми порядками, ушла на восток – в вятские и пермские леса. Полагают, что некоторым из них удалось бежать на Дон и Волгу. Некоторые лингвисты говорят о сходстве говоров донских казаков, новгородцев и жителей Вятского края.
Традиции ушкуйных походов не умерли на Руси: персидская экспедиция Степана Разина, например, весьма похожа на поход повольников Прокопа к низовьям Волги в 1375 году.