Триз педагогика что это такое
Триз педагогика что это такое
Советский инженер и писатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ).
За последние сто лет учёные сделали на 90% больше научных открытий, чем за всю историю, и их задачи от этого становятся всё труднее. Привычный метод проб и ошибок перестал действовать. В середине XX века изобретатель Генрих Альтшуллер открыл новый научный метод, которым теперь пользуется весь мир.
Как появилась ТРИЗ
Изначально Альтшуллер разрабатывал методику для инженеров, чтобы помочь им решать технические задачи.
С 1946 по 1971 год Генрих Саулович исследовал более сорока тысяч патентов, чтобы понять логику изобретательства. В результате он выделил сорок приёмов, лежащих в основе любого изобретения. Так возникла теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Позже на её основе разработали универсальную систему обучения.
Теория получила признание в СССР, а затем и во всём мире. В 1989 году основана Международная ассоциация ТРИЗ. С тех пор метод используют такие компании, как IBM, Intel, Samsung, Boeing, Toyota, General Electric и NASA. Но в нашей стране во время перестройки ТРИЗ-педагогика практически перестала использоваться.
С начала XXI века обучение по ТРИЗ-педагогике в России возрождается: открываются центры для детей и взрослых, издаются методические пособия, методы ТРИЗ снова используют в продвинутых школах и вузах.
Принципы ТРИЗ-педагогики
ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели.
Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения:
Как решать задачи в ТРИЗ
Правильного ответа у задач в ТРИЗ-педагогике нет — вариантов может быть сколько угодно. Но есть определённый метод, которому нужно следовать.
Поиск решения задачи начинается с выбора ресурса. Для решения изобретательских задач важно использовать ресурсы, которые уже есть в условии, поскольку идеальное решение ничего не добавляет извне. В ТРИЗ ресурсы делятся на следующие категории:
Пример: Контейнеровоз не может проехать под мостом, поскольку контейнер на сантиметр выше нижней балки. Для решения этой задачи используем ресурс пространства. В шинах автомобиля находится воздух. Если немного спустить его — машина проедет под мостом.
Важно не только определить ресурсы, но и понять, что с ними делать. Использование ТРИЗ предполагает следующие принципы:
Пример: Разделение мебельной стенки на отдельные модули упрощает транспортировку и позволяет комбинировать мебель разными способами.
Пример: Чтобы пользователи «ВКонтакте» проводили на сайте больше времени, разработчики создали алгоритм, позволяющий персонализировать выдачу новостей.
Пример: Дети часто проглатывают детали конструктора «Лего», поэтому производитель добавляет в пластмассу сульфат бария, хорошо видный в рентгеновском излучении.
Пример: Губернатор Новочебоксарска в 1994 году перед выборами устроил лотерею, где номера выигрышных билетов совпадали с номерами избирательных участков и его номером в списке. Это позволило увеличить явку вдвое, а расходы на лотерею были в три раза ниже, чем обычно тратится на предвыборную кампанию.
Пример: Если корабль получил пробоину, и часть трюма заполняется водой, нужно заполнить водой противоположную часть трюма. Корабль осядет, но не будет крениться и останется на плаву.
Пример: Вместо того, чтобы распиливать упавшую поперёк дороги секвойю, администрация Калифорнийского национального парка решила прорубить в ней тоннель, который стал местной достопримечательностью.
Пример: Чтобы снизить количество аварий, на проблемных участках трасс ставят картонные копии сотрудников и машин ГИБДД. Водители на большой скорости принимают их за настоящих и действует осмотрительней.
Пример: Поскольку постояльцы немецких отелей часто воруют вещи, на всех предметах печатается логотип гостиницы, который потом служит рекламой, а такие предметы часто переходят другим людям.
Пример решения задачи методом ТРИЗ
Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.
1. Формулируем противоречие и цель задачи
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их.
Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода.
2. Исследуем ресурсы
Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами.
Ресурсы: провода и любопытство лис.
3. Выбираем принцип решения
Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.
Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.
4. Анализируем решение
Единого верного ответа в ТРИЗ нет, как и единого верного метода. Чтобы понять, что больше подходит, нужно пробовать: творить, воображать, представлять, анализировать… В этом и состоит задача ТРИЗ.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»
Теперь нужно ответить на вопросы:
Способы обучения ТРИЗ
Чтобы заниматься с ребёнком по ТРИЗ, необязательно иметь специальное образование. Достаточно понимать принципы системы и подходить к задачам творчески, допуская любые варианты решения.
Любую бытовую проблему можно превратить в ТРИЗ-задачу, например:
С помощью принципа противоречий можно развить смекалку и научиться видеть в проблемах новые возможности. Область применения ТРИЗ неограничена, а находить занимательные задачи и решать их можно где угодно.
Для начала нужно найти единомышленников, которые готовы развивать своё творческое и критическое мышление. Вместе устраивать мозговые штурмы. Читать не только специальную литературу по этой теме, но и художественную. В ней можно найти много примеров решения ситуаций по ТРИЗ.
Очень важно находить решения и ежедневно внедрять их в жизнь. Ведь ТРИЗ — это практическое изобретательство. Всё, что можно придумать с помощью ТРИЗ, должно работать здесь и сейчас.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»
ТРИЗ-педагогика: как развить изобретательство и творческое мышление ребёнка
Это загадочное слово «ТРИЗ»
ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Автором теории стал советский писатель и инженер Генрих Альтшуллер (1926-1998). Он рассчитывал вывести изобретательство в «ранг» науки и для этого самостоятельно вывел законы развития технической мысли.
Одним из таких законов стало утверждение, что «каждое изобретение — это разрешение противоречия». Например, обувь должна быть на шнурках, потому что шнурки отлично помогают фиксировать обувь на ногах и не теряют своих свойств, как липучки. Но обувь и не должна быть на шнурках, потому что утомительно каждый раз их завязывать, да и маленькие дети не в состоянии справиться со шнурками самостоятельно. Обычным людям приходится выбирать что-то одно: жертвовать либо надёжной фиксацией стоп, либо удобством. Изобретатель же видит проблему — и устраняет её. Как итог, появляется изобретение — силиконовые шнурки-клипсы. Такие клипсы сочетают в себе фиксацию обычных шнурков и удобство использования, так как их не нужно постоянно завязывать.
Но зачем вообще нужна ТРИЗ.
. ведь для учёных давно существуют проверенные опыты, теоретические и прикладные разделы наук?
Альтшуллер не был согласен со старыми методами, он полагал, что метод проб и ошибок не удовлетворителен. Учёные тратят десятки лет в ожидании удачной мысли, теории, а потом тратят ещё такое же количество лет на исследования и опыты. А если использовать правила изобретательности, то даже обычные школьники легко справятся с трудными техническими задачами.
Итак, ТРИЗ-педагогика помогает изучить принципы решения сложных творческих задач, используя законы и разработки Альтшуллера. Но зачем изучать какие-то дополнительные разработки, если в школе давным-давно учат детей решать задачи. Да, это так, только следует учесть одно важное «НО» — школьные задачи далеки от задач житейских. В жизненных дилеммах не всегда «дана» вся информация, ответы посмотреть негде, да и верных решений может быть больше одного. Сталкиваясь с нетипичной проблемой, бывшие школьные медалисты оказываются в тупике.
С 1946 по 1971 годы Г.С. Альтшуллер исследовал более сорока тысяч патентов, классифицируя при этом изобретательские решения по пяти уровням изобретательности. Было выделено сорок приёмов, которые помогают изобретателям оправдывать своё имя. Первые занятия по ТРИЗ начали проводиться в 1948 году, и до 1970 года преподавание проходило в основном на экспериментальных семинарах. В начале 70-х по всей стране начали открывать специальные инженерные школы, но в скором времени проект закрыли. Семинары по ТРИЗ продолжались, но уже не на уровне школ.
В 90-е годы ТРИЗ заинтересовались зарубежные учёные. В 1999 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, включающая организации из России, США, Израиля, Японии и Франции. Методиками и законами ТРИЗ пользуются NASA, Boeing, Samsung, General Electric.
Задачи по ТРИЗ
Задача построена интересно, нетривиально, стимулирует интерес школьника, а также заставляет искать необычный подход к решению. И подобные задачки можно подобрать для любого предмета, правда, для составления подобных условий требуется и креативный подход учителя.
Требуется найти «золотую середину» (с которой у нас в стране, почему-то, всегда проблемы) — стандартные задачи, закрепляющие пройденную тему, должны сочетаться с креативными заданиями, стимулирующими учеников искать различные подходы к поставленной проблеме.
Вот несколько задачек по ТРИЗ, попробуйте их решить.
Без окон, без дверей.
Вопрос: В какую сторону едет автобус?
Ответ: Двери расположены на той стороне, которую мы не видим. Следовательно, автобус едет влево. Для стран, где движение левостороннее, ответ противоположный.
Бежит, журчит, волнуется.
Условия: Для устранения неполадок с водоснабжением рабочие раскопали часть металлической трубы, проложенной под землёй, по которой течёт вода. Однако, для того, чтобы работать дальше, необходимо понять, в какую сторону движется водный поток. Определить направление движения не получилось, ни когда по трубе постучали, ни когда пытались определить что-то на слух.
Вопрос: как определить, в какую сторону течёт вода по трубе, не нарушая герметичность последней ( нельзя резать, сверлить и т.п.)?
Ответ: Воздействовать на трубу нельзя, однако воздействовать на воду разрешается. Следует нагреть воду в трубе в одном месте (труба металлическая!) и,отступив некоторое расстояние от этого места, следить, в какой стороне труба тоже потеплеет. Где окажется тёплый участок трубы — в том направлении вода и движется.
Тайная посылка
Вопрос: Как вам быть абсолютно уверенным, что ваша любимая получит подарок (и сможет открыть посылку)?
Ответ. Получив посылку без ключа, девушка не сможет открыть её, но сможет закрыть её на свой замок и вернуть. Получив посылку с двумя замками, вы снимаете свой замок и возвращаете её девушке. В результате девушка получает подарок, а ключи никуда не пересылаются.
Лодка, волк, коза, капуста
Популярная задача про перевозку крестьянином его имущества имеет больше одного решения. Найдите хотя бы одно.
Условия: Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту.
Вопрос: Как перевез свой груз крестьянин?
Ответ 1: Начать перевозку следует с козы. Крестьянин перевозит козу и оставляет её на другом берегу. Возвращается и берет волка, которого также перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.
Ответ 2: Вначале крестьянин перевозит козу. Однако в этот раз он берёт не волка, а капусту. Отвозит ее на другой берег, оставляет там и возвращает на первый берег козу. Затем перевозит на другой берег волка, возвращается за козой и снова отвозит ее на другой берег. В этом случае количество рейсов (семь) точно такое же, как и в первом решении.
ТРИЗ для всех и каждого
Задачи встречаются не только в образовательных учреждениях. Нас везде поджидают трудности и проблемы, которые необходимо решить. То нужно открыть дверь кабинета, когда ключи остались дома, то телефон не во время сел, а надо совершить очень важный звонок, то рабочие перекрыли дорогу к дому и приходится подбирать альтернативный путь возвращения в родные стены.
Люди, с увлечением практикующие решения проблем по ТРИЗ, в каждой неурядице видят не беду, а задачу. Они формулируют условия, устанавливают данные и противоречия, ставят цель и подбирают ресурсы для решения. Для человека, практикующего совершение определённых действий, срабатывает метод «инерции», «набитой руки». Так и для людей, которые часто привыкли анализировать данные и искать ресурсы, нужные способы открываются намного быстрее, чем для человека, привыкшего действовать «по накатанной».
Тренировать способ мышления по ТРИЗ можно уже с малых лет. Для маленьких детей следует ставить лёгкие задачи, требующие разного подхода, вместе разбирать решения, придумывать альтернативу. Например, для ребёнка до четырёх лет можно использовать приём из мультфильма «38 попугаев». Малыш только начал осваивать счёт и может ещё не знать всех цифр, из которых состоит его рост. Попробуйте измерить рост ребёнка в других предметах. Например, каков его рост будет в письменных ручках? А в куклах или в машинках?
С пяти-семи лет уже можно начинать искать решения на открытые задачи из книг и потихоньку знакомить с основными принципами ТРИЗ.
Классическая же ТРИЗ, хоть и разработана для инженеров,в состоянии заинтересовать старших школьников и взрослых.
Но где же научиться решать задачки по ТРИЗ?
Практиковать решения по ТРИЗ довольно легко. Существуют открытые сервисы по ТРИЗ, например, сервис 4BRAIN или бесплатный курс Точилка для ума. Можно использовать готовые открытые задачи из книг (например, Д. Чернышев «Чем заняться вечером с семьёй на даче без интернета» или Ю. Тамберг «Как научить ребёнка думать»). Также в качестве пособия для родителей отлично подойдёт книга А. Гина «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» с перечнем основным методик и задач для детей.
В общем, как говорится, было бы желание, а возможности найдутся. Помните, чем больше ваш ребёнок умеет и чем больше он развивается, тем счастливее и успешнее сложится его дальнейшая жизнь.
ТРИЗ — педагогика.
Ольга Постник
ТРИЗ — педагогика.
ТРИЗ – педагогика.
Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность- состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
В российском образовательном процессе существует направление, называемое ТРИЗ – педагогикой. В её основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития личности (ТРТЛ).
Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование исследовательских умений у обучающихся. Предлагая детям творческие задания, важно учитывать следующие дидактические принципы.
Принцип свободы выбора. В любом обучающем действии предоставлять ребёнку право выбора.
Принцип открытости. Предоставлять ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.
Принцип деятельности. Любое творческое задание включает практическую деятельность.
Принцип обратной связи. Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций,
так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Умение манипулировать признаками объекта и их значениями
необходимо при решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является первым шагом в формировании творческих способностей человека. В репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике могут использоваться круги Луллия.
Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Для каждой возрастной группы целесообразно брать определённое количество кругов и секторов.
РЗ: найти маме детёныша.
2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались
изображения собаки и Цыплёнка.
РЗ: выбрать объект (ягода вишни, подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).
объектов (квартира, улица, лес, космический корабль). Четвёртый
РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из чего он изготовлен, его
цвет и определить место его нахождения (телефон- пластмасса-
2. Раскрутить круги.Под стрелкой оказались: стул стекло космический корабль, голубой цвет.
ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта.Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул голубого цвета, потому что. (Ответы детей).При помощи кругов Луллия можно играть в игры с творческими заданиями : «Необычайное место», «Новая сказка», «Необычные вещи».
Цель: учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.
РЗ: «Посмотри, какотгобъект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором».
ФЗ: «Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолёта». Придумай историю о том, как дом научился летать.»
Цель: закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.
РЗ: «Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой». («Красная Шапочка» Ш. Перро.» «Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет». (Корзина).
ФЗ: «Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой (Иллюстрация из сказки «Три поросёнка» и сковорода из сказки «Федорино горе»). Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?»
Цель: учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.
РЗ: «Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет». (Черепаха Тортилла живёт болоте.»
ФЗ: «Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства». (Черепаха Тортилла
живёт в волшебном саду.) Предлагается детям подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.
Все эти игры направлены на формирование воображения, умение выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или типичных, доказательно отстаивать своё мнение, уважительно относиться к высказываниям другим детей.
самостоятельно создавать развёрнутые рассказы о ней.
На каждой ступеньке лестницы в виде символов отображены методы и приёмы ТРИЗ и РТВ. Желательно, чтобы в выборе символов принимали участие дети, тогда они с удовольствием будут работать со схемой в дальнейшем. Можно менять количество ступенек от того, какие методы и приёмы ТРИЗ и РТВ используются на занятии и на какой возрастной группе.
Воспитатель показывает карточку с изображением дома. Беседуя с детьми, воспитатель передвигает карточку по ступенькам лестницы.
1 ступенька. Вопрос о выбранной системе.
— Где можно увидеть много домов? (В городе, в селе).
3 ступенька. Сектор круга (подсистемы).
— Из каких частей состоит дом? (Фундамент, стены, окна, Балкон,
4ступенька. Геометрические фигуры и формы (сравнение в целом или частично).
— Какую форму имеют стены, окна, крыша? (Форму прямоугольника, квадрата, треугольника).
5ступенька. Цветовые пятна (определение цвета).
— Какими карандашами мы будем рисовать дом? (коричневым.)
6 ступенька. Соотношение по размеру.
-Какой может быть дом? (Большой, маленький).
7 ступенька. Маленькие человечки (физическое состояние системы:
твёрдое жидкое газообразное).
— Из каких маленьких человечков состоит дом (Твёрдое).
8 ступенька. Знак равенства (на что или на кого похожа данная
— С чем можно сравнить дом? (С муравейником,.).
9 ступенька. Рука. (символизирует функции системы).
— Какая польза (вред) от дома?
10 ступенька. Продвижение во времени.
— Что нужно делать, чтобы дом долго оставался красивым?
11 ступенька. Крестик. (система исчезла во всё мире, как без неё
обходиться, чем заменить).
— Что произойдёт, если исчезнут все дома?
Решение проблемной задачи: что случиться, если на Земле вообще не будет домов?
12 ступенька. Буква Я и знак равенства (представить себя в роли
данной системы и рассказать от его имени о своих чувствах и
— Что чувствует дом (ночью, днём.? О чём он думает и мечтает?
По мере усложнения материала и увеличения его объёма
целесообразно переходить от отдельных занятий у циклу,
объединённому единой темой.
Например: цикл под общим названием «Космическое путешествие».
В цикле поставлены следующие цели, основанные на методах РТВ и базовых положениях ТРИЗ:
1. Моделирование объектов и явлений.
2. Закрепление умения решать изобретательские ситуации.
3. Установление системности различных элементов и явления в
4. Снижение психологической инерции.
5. Развитие творческого, созидательного мышления.
На этих занятиях дети разбирают и «преобразовывают» такие компоненты окружающего мира, как «огонь», «камень», «стекло» «дерево», «бумага». ; закрепляют знания о космосе (планеты, звёзды, Солнце).
Например: Мы отправляемся в путешествие на планету
— На чём полетим в космос? (На летающей тарелке, ракете).
Дети рисуют аппарат.
— Что мы оденем, чтобы выглядеть как настоящие космонавты? Дети рисуют скафандр.
-Что нам понадобится в путешествии? (Еда, лекарства, книги,
Дан старт. Первая планета, которая встретилась на нашем пути, называется «Стеклянная».
1. Когда стеклянные жители маленькие, они все прозрачные. Но
когда становятся взрослыми,то приобретают цвет: учитель- синий,
милиционер- серый. Какого цвета пожарные (красного, врачи
2. В школе дети пишут на стеклянных досках и в стеклянных
тетрадках. Что нужно сделать для того, чтобы были видны буквы?
(Рисовать и писать цветными мелками).
3. Дома на Стеклянной планете тоже сделаны из прозрачного
стекла. Подумайте, что нужно сделать для того, чтобы никто не
смог увидеть, что происходит внутри каждой квартиры? (Строить
стены из темного стекла).
Изучение материала, таким образом, даёт возможность заинтересовать детей в познании окружающего мира, развивать у детей творческое мышление, изобретательность.
Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,.