Тридоша что это означает
Тридоша
Тридоша
Тридоша — гармоничное соотношение дош в человеке, при котором ВАТА, ПИТТА и КАПХА равны, что соответствует превосходному здоровью и счастливой жизни. Тридоша также именуется принцип аюрведической медицины, состоящей из трех дош. Динамическое равновесие трех дош поддерживает идеальное здоровье, а их дисбаланс приводит к болезням.
Равновесное состояние — тридоша необходимо для здоровья. Например, воздух — возбудитель телесного огня, но для контроля над огнем необходима вода, иначе огонь в теле сожжет ткани. Вата двигает капху и питту, ибо капха и питта сами неподвижны. Анаболизм (ассимиляция) — капха, катаболизм (диссимиляция) — вата и метаболизм (обмен) — питта. Когда вата выходит из равновесия, метаболизм будет нарушен, что приведет к излишку катаболизма, который является процессом порчи или разрушения в теле. Когда анаболизм больше, чем катаболизм — возрастает норма роста и восстановления органов и тканей. Излишек питта нарушает метаболизм, при излишке капха возрастает уровень анаболизма, а излишек вата создает истощение (катаболизм).
Любой элемент мироздания, по учениям метафизической науки и медицины, состоит из пяти первоэлементов — эфир, воздух, огонь, вода и земля.
Человек это макрокосмос. И если пять элементов существуют в материи, то значит эти пять элементов находятся и в каждом человеке.
Пять элементов проявляются в физиологии человека и в функциях пяти его чувств. Таким образом, эфир связан со слухом, воздух с осязанием, огонь со зрением, вода со вкусом, земля с обонянием.
Основные элементы в человеческом теле проявляются как три фундаментальных признака и называются Тридошей: эфир и воздух называется Вата-доша, огонь и воды — Питта-доша, а земля и воды — Капха-доша.
Вата, Питта и Капха отвечают за все психологические, физиологические и физиопатологические функции тела, ума и сознания. При разбалансировке элементов возникают болезни. При этом изначальное распределение дош именуется пракрити, а текущее викрити.
Тридоша отвечает за индивидуальные склонности к еде (вкус пищи, ее температура), естественные потребности, за удаление продуктов распада, за психические проявления (сочуствие, любовь понимание, страх, алчность, гнев).
Каждый человек рождается с основной конституцией и она определяется при зачатии. Существует семь типов конституции: вата, питта, капха, вата-питта, питта-капха, вата-капха, питта-капха.
На санскрите изначальная конституция означает пракрити (первоначально созданное, природа).
Для здоровья необходимо равновесие Тридоша. Например, если посредством воздуха возбуждается огонь, то для контроля огня нужна вода, иначе в теле произойдет сожжение тканей, для движения неподвижных Питты и Капхи необходима Вата.
В целом, вся Тридоша руководит обменным процессами: Капха- анаболизмом (ассимиляцией), Питта — метаболизмом (обменом), Вата — катаболизмом (диссимиляцией).
Для детства характерен элемент Капха и анаболизм, для зрелости — элемент Питта и метаболизм, для старости — элемент Вата и катаболизм.
Три Доши
Мы уже познакомились с теорией Пяти Великих Элементов (в упрощенном виде, достаточном для понимания теории дош). Согласно аюрведе, существуют 3 основные био-энергетические силы, руководящие нашей жизнедеятельностью. На санскрите эти силы называются «доши» и означают «Испорченное, ведущее к разрушению, то, что выходит из равновесия». Доша, вышедшая из баланса, приводит к болезни. Доша в аюрведе считается субстанцией, то есть чем-то вещественным, которое может быть оценено количественно. Доши постоянно образуются в организме и постоянно выводятся из него. Таким образом, дошу можно представить как реку. Реку наполняют родники, дожди, талые воды и т.д. Так и дошу может наполнять несколько источников — Пять Великих Элементов.
Каждая доша состоит из двух первоэлементов.Сами же первоэлементы могут поступать в организм с праной, пищей и питьем. Ситуация с дошами очень похожа на поведение реки: с рекой все обстоит хорошо до тех пор, пока из нее не стали забирать больше воды, чем она может дать, и тогда идет обмеление реки. Или же на реке может возникнуть запруда и тогда она разливается, затопляя все вокруг. В последствии на месте разлива может образоваться болото. Точно так ведут себя и доши – они постоянно образуются, но и должны постоянно выводиться. Когда эти два процесса уравновешены, то это и есть равновесие дош.
Аюрведу называют наукой о дошах. При изучении аюрведы мы должны понять и запомнить основные свойства дош, характерные признаки, месторасположение в организме, ее функции, состояния повышения или понижения доши, факторы, приводяшие каждую дошу к расстройству. Как только вы это усвоите, аюрведа станет вам ближе и понятней.
Доши участвовали в создании нашей врожденной конституции и на протяжении всей жизни участвуют в регулировкe жизнедеятельности организма. Наши ткани имеют капха основу (вода, слизь). Система пищеварения – это питта (огонь, желчь). Нервная система – это вата (воздух, ветер).
Из Аштанга-Хридая-самхита, Вагбхата Муни, Глава 1. Аюшкамия адхьяя (стремление к долгой жизни):
6. Вайю (вата), питта и капха – это названия трѐх дош. Находясь в дисгармонии, они разрушают человеческое тело, и они же поддерживают его, когда пребывают в гармонии.
Комментарий:
Доши – это интегральные показатели, отражающие те или иные стороны нейроэндокринной системы. Каждая из них имеет характеристики прамана (количество), гуна (особенности) и карма (функция). Будучи в норме (авикрита), они участвуют в выполнении различных функций тела и таким образом поддерживают его. Но они имеют тенденцию выходить из равновесия (викрита), когда их количество, свойство или функция увеличивается (вридхи) или уменьшается (кшайя). Когда они выходят из нормы, то оскверняют места своего пребывания – дхату (ткани). Эта склонность к осквернению дала им название доши (осквернители).
Три доши – вата, питта и капха – непосредственно связаны с телом, поэтому их называют шарирака-доши, в отличие от трѐх манаса-дош – саттва, раджас и тамас, которые связаны с тонким телом (психикой). Специально подчѐркивается, что имеется только три шарирака-доши, несмотря на заверение некоторых авторов, что имеется якобы четвѐртая доша – ракта (кровь).
7. Хотя доши распространены по всему телу, они сосредоточены, главным образом, в областях ниже, внутри и выше пространства между сердцем и пупком.
Комментарий:
Во многих аюрведических канонах говорится, что царством вата-доши является толстый кишечник, царством питта-доши – тонкий кишечник, а царством капха-доши – желудок и поджелудочная железа. Эти утверждения могут показаться весьма странными для человека, знакомого с современной физиологией.
Tем не менее, научные исследования показали, что слизистая толстого кишечника крайне богата рецепторами, связанными с различными отделами центральной нервной системы. Так называемые «балластные» вещества (не перевариваемые остатки пищи), попадая в толстый кишечник, вызывают раздражение рецепторов, связанных через центры спинного мозга с соответствующими органами тела.
В аюрведе это называется эффектом випак (регулирующего влияния пищи и лекарств на вата-дошу). Что касается питта-доши, то её связь с тонким кишечником вполне очевидна. Именно здесь происходит окончательный распад пищи на аминокислоты, глюкозу и жирные кислоты, которые, всасываясь в кровь, становятся основным строительным материалом для всех органов и тканей. Кроме того, здесь обнаружены особые клетки, названные апудацитами, способные под воздействием пищи вырабатывать индукторы определённых гормонов и ферментов, преимущественно катаболического действия. Это называется эффектом вирья (регулирующего влияния пищи и лекарств на питта-дошу).
Желудок и поджелудочная железа относятся к стихии «земля», поскольку от их состояния зависят пластические процессы организма. Известно, что если человек имеет слабый желудок и поджелудочную железу, он склонен к худобе, повышенной утомляемости и снижению защитных сил организма. Особые клетки поджелудочной железы, называемые островками Лангерганса, вырабатывают главный анаболический гормон – инсулин, обеспечивающий регенерацию всех клеток организма и синтез гликогена и жиров. Вероятно, поэтому аюрведа называет эти органы царством капха-доши.
8. Они преобладают, соответственно, в конечный, средний и начальный периоды жизни, а также днём, ночью и во (время переваривания) пищи.
Три доши создают, соответственно, вишамагни, тикшиагии и мандагни, равновесие же трёх дош создаёт самагни.
Комментарий.
Вата преобладает в пожилом возрасте (в период угасания функции гормональной системы), после полудня (примерно между 14.00 и 18.00), после полуночи (между 2.00 и 6.00), а также на конечном этапе переваривания пищи (действие «балластных» веществ на рецепторы толстого кишечника).
Питта преобладает в среднем возрасте (в период от начала половой зрелости до времени угасания репродуктивной системы), в районе полудня (между 10.00 и 14.00) и полуночи (между 22.00 и 2.00) и в период распада пищи в тонком кишечнике.
Капха преобладает в начальный период жизни (от рождения до полового созревания, когда преобладают анаболические процессы, связанные с формированием и ростом тела), утром примерно между 6.00 и 10.00), вечером (между 18.00 и 22.00), а также в начале переваривания пищи.
Kаждый человек имеет свою уникальную врожденную конституцию – Пракрити, которая описывается теорией трех дош. Три доши – это вата, питта и капха. Вата является первопричиной движения, питта – преобразования, капха – связи и бездействия. Все три доши работают в нашем организме вместе, отвечая за развитие, обновление, поддержание и увядание. В аюрведе ни одна сторона функционирования организма не может быть описана без участия дош. Доши участвуют в создании организма и поддерживают на протяжении всей жизни его здоровье, если они находятся в балансе.
Однако, когда доши выходят из баланса, это ведет к заболеваниям. Организм находится в балансе, когда существует тридоша баланс. Болезнь начинается, когда одна или две доши значительно отклоняются от своего равновесия. Для того, чтобы понимать, как доша выходит из баланса, мы должны знать природу того, что нас окружает: еда, мысли, погода, люди, отношения.
Свойства дош:
Вата – холодная, сухая, легкая, тонкая, быстрая, переменная, неустойчивая, плотная, ясная.
Питта – горячая, острая, легкая, маслянистая, немного влажная, распостраняющаяся.
Капха – тяжелая, медленная, холодная, маслянистая, влажная, плотная, мягкая, густая, неподвижная, липкая, мутная, слизистая.
Зная основное правило аюрведы «Подобное усиливается подобным и уменьшается противоположным» мы можем регулировать баланс дош нашего организма. Мы будем понимать, что сухой, холодный, ветреный климат будут усиливать вату, так как «подобное будет усиливаться подобным». Привести вату в баланс поможет отдых в климате, противоположном перечисленному – теплом и влажном. Точно так и сухие отношения будут повышать вату. Для нормального функционирования вате нужны теплые отношения.
Учитывая холодную и влажную натуру капхи, климат, балансируюший ее – это теплый и сухой.
Каждая доша имеет похожее качество с другой дошей и противоположна двум другим.
Общее у ваты и питты – они обе легкие.
Общее у ваты и капхи – они обе холодные.
Общее у питты и капхи – они обе влажные.
Зная это, можно понять чем нам «грозить» конституция 2-х дош. Например у питты-капхи общее будет повышенная влажность организма, которая скорее всего будет приносить неполадки. Значит этот тип надо будет «подсушивать».
На вату-капху будет влиять общий холод и этот тип нуждается в постоянном тепле (только надо будет выбирать – если ваты больше, то тепло должно быть влажным, если капхи больше – то сухим).
Ну а если вата-питта – то берегись, за ними не угонишься ни в мыслях, ни в делах. Про таких говорят «Сначала делают, потом думают». Этот тип надо «приземлять» и успокаивать.
Самые слабые в физическом отношении – люди вата-констируции. Им единственным показан дневной отдых, так как они быстро устают из за своей подвижности и желания к смене впечатлений. Люди питта-конституции повыносливее, но работать сильно не любят, а поруководить – пожалуйста. Самые выносливые – люди капха-конституции. Но из-за своей лености капха ничего не любят делать, но если уж их сдвинули с лежанки – держитесь все, переработают вату и питту вместе взятых.
[Аюрведа] Тридоша: симптомы и лечение амы
Ама, или накопление токсинов, непереварившейся пищи или шлаков осложняет лечение 3-х дош. В общем, ама обладает теми же характеристиками, что и капха. Она тяжелая, плотная, холодная и слизеобразная и состоит, главным образом, из выделений мукоидного характера. Однако она может сочетаться с любой из дошей.
Доши, сочетающиеся с амой, называются «сама» («са» означает «с» и в сочетании с «ама» становится «сама» в санскрите).
Агни и ама по своим характеристикам противоположны.
Чтобы лечить аму, необходимо усилить агни.
Психологически ама возникает за счет сдерживания негативных эмоций. Негативные эмоции подавляют ментальную агни, или ясность сознания. В результате физическая агни также снижается. «Непереваренные» впечатления оказываются токсичными, подобно непереваренной пище.
Симптомами амы являются снижение вкуса и аппетита, плохое пищеварение, обложенный язык, неприятный запах изо рта, снижение физической силы, ощущение тяжести, замедленности, а также закупорка каналов и сосудов. Другими симптомами являются накопление шлаков, дурно пахнущее тело, а также дурно пахнущая моча и каловые массы, глубокий, тяжелый или притупленный пульс, снижение внимания, утрата ясности сознания, депрессивное состояние, раздражительность и закупорка других дошей.
Ама является первопричиной большинства простудных состояний, лихорадки и гриппов, а также хронических заболеваний, характерных для слабой аутоиммунной системы – они охватывают диапазон от аллергий и сенной лихорадки до астмы, артрита и раковых заболеваний.
Во всех ситуациях, где имеются подобные признаки амы, лечение в первую очередь должно быть направлено на ее устранение. Лечить 2 доши простым и непосредственным образом, если им сопутствует ама, невозможно. Например, проведение тонизирующей и омолаживающей терапии возможно только осле того, как из организма удалена ама.
Ама снижается травами, которые обладают горьким или острым, едким вкусом. Горький вкус, состоящий из воздуха и эфира, помогает отделить аму, которой присуще качество тяжести, из тканей и органов, в которых она находится. Этот вкус катализирует и тем самым ослабляет лихорадку, к которой приводит присутствие амы в тканях организма. Этот вкус стимулирует метаболические процессы, благодаря которым чужеродный материал подвергается распаду. Подобно сухому льду, он помогает разрушить аму.
Острый, едкий вкус, состоящий из огня и воздуха, сжигает и искореняет аму. Он обладает теми же свойствами, что и агни, и, усиливая агни, он переваривает аму. Обычно в начале используют горький вкус с тем, чтобы приостановить развитие амы, в последующем прибегают в острому, едкому вкусу для оживления метаболизма с тем, чтобы ама израсходовалась и не могла восстановиться. Горький вкус сам по себе может быть недостаточен для того, чтобы полностью разрушить аму, или должным образом восстановить агни.
Ама усиливается веществами, которые имеют сладкий, соленый или кислый вкус. Сладкий вкус, подобно аме, является холодным, тяжелым и мокрым. Соленый вкус тиакже тяжелый и мокрый. Соленый и кислый вкусы, посредством присущим им качествам жара и влажности, могут усилить лихорадку и токсический жар крови, который обычно сопутствует аме.
Терпкий (вяжущий) вкус оказывает смешанный эффект на аму. Его связывающий элемент в своем действии на ткани и отделяемое может способствовать удержанию амы в организме. В то же время он может использоваться для лечения мембран, поврежденных инфекционными состояниями, обусловленными амой. Поэтому этот вкус следует использовать как добавление к горькой и острой терапиям.
Поскольку главной характеристикой амы является тяжесть, то ее лечат, главным образом, травами и диетой, природа которых является легкость. Часто полезно рекомендовать голодание до тех пор, пока не очистится язык и не вернутся аппетит. Ама, как первичный фактор заболевания, определяет ценность и широкое использование таких видов терапии, как голод, использование диет, лишенных слизевого компонента, и детоксикации, к которым прибегают при лечении многих различных заболеваний. Эти виды лечения могут оказаться полезными также в том случае, если конституция пациента не выяснена.
Поскольку свойства доши смешаны с таковыми амы, то травы, которые могут ослабить дошу, могут оказаться неэффективными в состоянии «сама». И, наоборот, травы, которые в обычных условиях усугубляют ту или другую дошу, могут ослабить ее, если пациент находится в состоянии «сама». Таким образом, мы должны не только выделить дошу, но также и определить, является ли она связанной с ама, или свободной от нее (состояния «сама» или «нирама», («нир» означает «без»).
Мутность, вязкость и плотность, которые присущи аме, изменяют характеристики дошей.
Сама и нирама
Вата, сама
Симптомы
Запоры, дурной запах изо рта и такой же плохой запах экскрементов, обложенный язык, боли в области живота и его вздутие (что усиливается под действием пальпации, массажа и при использовании масла), скопление газа в тонком кишечнике и боли спазматического характера, плохой аппетит, ощущение тяжести, слабость, медленный пульс, который агравируется облачной погодой.
Лечение
Главным образом, острые, едкие травы, стимулирующие и оказывающие ветрогонное действие, параллельно с применением лаксативных или слабительных средств для удаления токсинов.
Вата, нирама
Симптомы
Отсутствие запора, отсутствие дурного запаха, боли несильные (уменьшающиеся при пальпировании), язык не обложен, слизистая рта пересохшая, вязкий привкус во рту, тело (пациента) легкое, иссушенное, с более выраженной изможденностью, большая степень оскуднения тканей, чувство усталости – в меньшей степени.
Лечение
Тонизирующая терапия и омоложение посредством преимущественно сладких и острых, едких трав с тем, чтобы физически укрепить организм.
Питта, сама
Показания
Утрата аппетита, пониженная потребность в воде, обложенный язык, желтого оттенка, моча, каловые массы и слизистая с желтой или зеленоватой окраской, чувство тяжести в области желудка, рвота желчью и густой массой, неприятный запах изо рта, горький или кислый привкус во рту, ощущение умеренного жжения, кожные воспаления, замедленное и неясное сознание, причем эти симптомы усиливаются при охлаждении.
Лечение
Преимущественно – травы с горьким или едким вкусом, горькие тонизирующие и стимулирующие средства для того, чтобы удалить токсины.
Питта, нирама
Показания
Избыточный аппетит и потребность в жидкости, красный или воспаленный язык без налета, моча и каловые массы без примесей, красноватые или темного оттенка, сильное ощущение жжения, горячие приливы, головокружения, восприятие адекватно.
Лечение
Охлаждающая и тонизирующая терапия, преимущественно посредством трав со сладким и горьким вкусом.
Капха, сама
Показания
Наличие мутной, липкой или густой, плохо отходящей слизи, которая обволакивает горло, покрывает язык; слюна тянется в виде нитей; кислый или соленый привкус во рту, застой крови, ощущение дискомфорта и сжатия в грудной клетке, затрудненное дыхание, слизь в каловых массах и в моче, сниженный аппетит, ощущение тяжести, тупая боль, общее недомогание, чувство усталости.
Лечение
Преимущественно – травы с едким или горьким вкусом, в целях стимуляции и устранения застоя крови с тем, чтобы удалить токсины и удалить слизь и жир из организма.
Капха, нирама
Симптомы
Наличие слизи водянистого, жидкого характера, иногда пенящейся, которая легко отходит; сладкий привкус во рту, нормальный аппетит, язык не обложен, слизи в экскрементах и моче не наблюдается, болевых ощущений нет.
Лечение
Преимущественно – едкие и сладкие травы, отхаркивающие, с тем, чтобы устранить избыток слизи и капху.
Обычный подход в Аюрведе заключается в том, чтобы изменить состояние сама той или иной доши в состояние нирама. После того, как удалось избавиться от амы, необходимо действовать непосредственно на соответствующую дошу, устраняя ее избыточное проявление и усиливая те качества, которые при данной доше находятся в дефиците.
Авторы: Васант Лад, Дэвид Фроули
Источник: книга «Йога растений. Руководство Аюрведы по траволечению»
Нет безнадежных больных.
Есть только безнадежные врачи.
Однажды в Луганской областной больнице я встретила группу студентов из Луганского медицинского университета. Они обсуждали монографию своего преподавателя, который утверждал, что его научный труд написан в свете учения школы Авиценны.
Полистав монографию, отпечатанную на ротапринте, я обнаружила в ней таблицу о количестве калорий в разных продуктах и рекомендации, сколько калорий нужно «съедать» человеку в день, чтобы похудеть. От методики расчетов калорий и цифр просто рябило в глазах. Интересно, кто, кроме самого организма, знает, сколько ему нужно калорий?
И причем здесь Авиценна? Для придания весомости «научному» труду? Задаю автору монографии вопрос:
— А на чем основана школа Авиценны?
— Ну, понимаете, Авиценна – это гениальный средневековый ученый, врач. Знаменит своим трактатом «Канон врачебной науки».
— Это общеизвестный факт. Но мне бы хотелось знать, что является квинтэссенцией учения Авиценны?
К моему удивлению, ученый муж толком ничего не ответил.
А между тем, школа Авиценны, его настоящее имя Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980–1037), эиждется на аюрведической теории Тридо’ша.
Вата-доша состоит из воздуха и пространства (телесный воздух).
Питта-доша состоит из огня и воды (телесный огонь).
Капха-доша состоит из воды и земли (телесная вода).
В наших телах эти три доши управляют всеми физиологическими функциями организма. Вата, Питта и Капха присутствуют в каждой клетке, ткани и органе. Находясь в равновесии, они создают здоровье, будучи выведены из равновесия, становятся причиной болезни.
Нормальное состояние Ваты обеспечивает правильное дыхание и движение тела, быстроту понимания, ровное выделение метаболических отходов и общую бдительность.
Питта-доша присутствует между сердцем и пупком, в желудке, верхних отделах тонкого кишечника, в поте, лимфе, крови, глазах и коже. Любой дисбаланс Питты отражается в бледности глаз, коже, стуле и моче, неустойчивом аппетите. Тело испытывает ощущение жжения, а бессонница является типичным симптомом. Кожа теряет свой естественный блеск, часто происходит дрожание тела.
Результатом должного баланса Питты является хороший аппетит, правильное пищеварение, телесное тепло, проницательное зрение, острая память, мудрость, мужество и блестящая кожа.
Капха-доша находится в груди, горле, голове, суставах, носу, жировой ткани и языке. Любой дисбаланс Капхи приводит к вялому пищеварению, делает тело (на ощупь) плотным и вялым. Нередко бывает чрезмерное выделение слюны, холод в суставах, затрудненное дыхание, кашель и сонливость.
Надлежащий баланс Капхи с Ватой и Питой сохраняет суставы крепкими, обеспечивает хорошую гибкость тела.
Соотношение трех дош в человеке формируется еще в утробе матери и определяет его индивидуальную природу и тип. Если доши в равновесии, здоровье в норме. Если же равновесие нарушается, начинаются болезни. Баланс дош чаше нарушается из-за неподходящего режима дня, питания.
Однако, доши можно сбалансировать, если изменить образ жизни. Способы древнейшего учения Аюрведы просты, доступны и эффективны. Требуется только использовать естественные методы оздоровления – питание, зарядку, массаж!
Следует сказать еще об одной особенности этих дош. А заключается она в том, что Тридоша присутствует не только в теле человека, но и в продуктах питания, во временах года, суток, климате.
Зная свою конституцию, каждый человек имеет возможность глубокого понимания того, какие пищевые продукты ему идеально подходят, как их правильно готовить и как избежать таких сочетаний, которые приведут к накапливанию токсинов (амы) в организме.
Психическая энергия есть синтез всех нервных излучений в организме человека. Королевой дош считается Вата. Любое неблагоприятное обстоятельство, влияющее на организм, выводит Вату из равновесия, и этим она угнетает две другие доши.
Как это происходит?
Если Вата, выходя из равновесия, наоборот, угнетает Капху, то тогда увеличивается Питта, и пищи сжигается более, чем это нужно организму. Так происходит у людей типа Питты, в основном, они худые.
Кстати, людей с дошами чисто Капха, Питта, Вата – не бывает. Каждому человеку соответствует сочетание двух дош, с превалирующим действием одной из них. Существуют специальные тесты, по которым можно определить дошу любого человека, и практики управления этими дошами.
Если знать доши своего тела, продуктов, временных периодов и следовать аюрведическим предписаниям и запретам, можно прожить долгую, здоровую жизнь, и никогда не быть заложниками медицины и фармации.
Для баланса дош и очистки организма применяются, в основном, очистительные процедуры, сбалансированное питание, терапевтические препараты на основе трав, рекомендуется практика йоги. Этот древний подход, рекомендованный Авиценной, особенно актуален в нашем современном мире, мире нанотехнологий, фастфуда и переизбытка информации.
Выражение «мощность желудка» в Аюрведе относится не к объему желудка, но к силе его пищеварительного огня.
Сильный пищеварительный огонь, свойственный Питте, способен справиться с любыми пищевыми неувязками, в то время, как слабый огонь, свойственный Капхе, этого сделать не может.
Некоторые продукты по-разному влияют на тело в зависимости даже от климата. Йогурт, будучи кислым, увеличивает Питту, оказывает согревающее воздействие, если принимать его в жаркий сезон, но в холодное время года такими своими качествами, как тяжесть и вязкость, он усиливает Капху, вызывая застойные явления, свойственные охлаждающему воздействию. Не нужно есть на ночь усиливающие Капху продукты, подобные йогурту.
Три доши – это невидимые силы, которые на физическом уровне проявляются только в виде влияний на организм. Подобно физическим продуктам отходов (моча, кал и пот) Вата, Питта и Капха помогают сохранять организм в здоровом состоянии лишь до тех пор, пока они свободно и беспрепятственно покидают его и поддерживают между собой равновесие.
Благодаря трем дошам, через физическое тело могут проявляться духовный и ментальные планы существования. Вата отвечает за всякое движение в теле и уме. Всё, от молекулы до мысли, движется благодаря Вате
Питта отвечает за трансформацию в организме. Переваривание пищи в желудке и кишечнике, обработка светового излучения глазом и всех сенсорных данных мозгом – все это примеры действия Питты.
Капха оказывает стабилизирующее влияние на организм. Она смазывает, содержит и поддерживает, и все различные виды ее деятельности тесно связаны между собой, как и виды деятельности Ваты и Питты.
Всякая, даже самая микроскопическая из клеток в организме имеет свою структуру, принимает пищу, переваривает ее и выделяет отходы метаболизма. Невозможно представить себе жизнь без этих трех тигров активности – движения, метаболизма и стабильности, или, иными словами, кинетической энергии (Вата), потенциальной энергии (Капха) и силы, регулирующей переход одного вида энергии в другой (Питта).
Топливо (Капха), то, что способно сжигать его (Питта), и воздух для поддержания процесса горения (Вата) – все эти компоненты совершенно необходимы для поддержания огня, и, если хотя бы одного из них недостает, возжечь огонь невозможно.
Вата перемещает пищу по пищеварительному тракту, и, если это перемещение, а вместе с ним и метаболизм, оказывается слишком медленным или слишком быстрым, нарушается усвоение пищи и удаление отходов.
Кроме того, Вата поддерживает процесс горения пищи: она «дует» на различные органы, побуждая их выделять пищеварительные ферменты.
Если «ветер дует» слишком слабо, то секреция пищеварительных ферментов тормозится, а слишком сильный «ветер» задувает «огонь». Питта расщепляет пищу, подготавливая ее для усвоения организмом.
Чрезмерное или недостаточное количество Питты нарушает этот процесс.
Капха смазывает кишечник и, подобно горшку, удерживает пищу до тех пор, пока она не «сварится» на пищеварительном огне. Нарушение Капхи сводит на нет усилия Ваты и Питты («с дырявым горшком каши не сваришь»).
В деятельности мозга Вата отвечает за процессы памяти, за перемещение мыслей из «запасников» в сиюминутное сознание, то есть, трансмутации сырого сенсорного материала в мысль и наоборот.
Питта контролирует как процесс сознания, так и процесс различения, то есть, сравнивание двух мыслей, которое приводит к умозаключению.
Капха обеспечивает стабильность, необходимую для того, чтобы ум действовал слаженно, как единое целое.
Когда три доши гармонично взаимодействуют между собой, то гармоничным становится и сознание, когда же равновесие между ними нарушается, нарушается и равновесие в сознании.
Три доши определяют индивидуальные особенности и предпочтения, оказывают влияние на всё, чем мы являемся и что делаем, от выбора пищи до манеры общения с другими людьми. Они управляют биологическими и психическими процессами тела, ума и сознания, регулируют создание, поддержание и разрушение тканей тела, удаляет отходы.
Кроме того, доши управляют нашими эмоциями. Пребывая в равновесии, они порождают такие благородные качества, как понимание, сострадание, любовь. Когда равновесие нарушается под влиянием стресса, неправильного питания, условий окружающей среды или других факторов, они могут давать начало негативным эмоциям: гневу, страху, алчности и т. д.
Вата, Пита, Капха (Ветер, Желчь и Слизь) – три основы человеческого тела, они ответственны за выполнение всех действий в теле. Также эти три доши определяют тип телесной конституции (пракрити). Знание собственного типа позволяет человеку регулировать доши и свой образ жизни, диету, индивидуальную практику с целью добиться идеального баланса дош.
Основная идея теории Тридоша заключается в том, что болезни у человека возникают от разбалансированного состояния дош.
Все пять элементов, проявляя себя через Вату, Питту и Капху, совершенно необходимы для жизни, и в своем взаимодействии они либо формируют здоровье, либо порождают болезнь.
Ни одна из дош в отдельности не способна ни творить, ни поддерживать жизнь. Все три должны обязательно действовать в совокупности, каждая на свой собственный лад.
Следуя теории Тридоша, мы можем восстановить естественный баланс в нашем организме, и наш организм сам вернется к здоровью.
Признательность ко всему и за всё, что есть во вселенной – это самая здоровая жизненная позиция.
Нужно молиться и благодарить Создателя за пищу, которую мы преподносим своему внутреннему огню. Пища – это вселенная, жертвующая себя нам.
Вселенная полагается на нас в том, что касается поддержания в ней порядка и гармонии. Это осуществимо тогда, если мы будем поддерживать гармонию внутри себя. А Тридоша и есть ключ к гармонии не только с собой, но и с окружающим миром.