Три солянки три лангета что это
«Афоня». Мрачная тоска советской жизни.
Кстати, примерно такое же впечатление об этом фильме сложится у среднестатистического западного гражданина, не зашоренного совком — ради интереса покажите это кино какому-нибудь своему западному знакомому (можно с субтитрами) — и он вряд ли оценит этот фильм как «комедию». Комедия — это где весело и смешно, где добрые герои весело одерживают победу над злом, где наконец есть какие-то смешные недотёпы, попадающие в нелепые ситуации — но это точно не про «Афоню» — в котором показана история опускания в общем-то неглупого, обаятельного и харизматичного человека на дно.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о мрачной тоске советской жизни в фильме «Афоня».
02. Надо сразу сказать, что я отношу снявшего «Афоню» Георгия Данелия к числу весьма годных режиссёров, вроде Гайдая и Рязанова — который почти так же, как и те двое, троллил совок насколько это было возможно. Начинается кино с фигуры алкаша Федула (в блестящем исполнении Брондукова), который, разыскивая друга Афоню в каком-то ДК, в засаленной робе сталкивается с балериной на сцене — прямой намёк на то, насколько вся советская «культура» вроде балета была в действительности далека от обычного народа, от реалий его жизни и быта.
03. Главный герой фильма, Афоня Борщов, работает слесарем-сантехником в ЖЭК-е №2 в одном из типовых панельных микрорайонов типового советского города. Первое, что делают Афоня и Федул, встретившись — это посреди рабочего дня планируют пойти бухнуть в одну из городских «наливаек». Постучавшись в окошко бухгалтерии, Афоня выпрашивает зарплату, которую ему должны были выдать ближе к вечеру — Борщов на ходу сочиняет историю для бухгалтера о якобы заболевшем племяннике.
Тут целых два показательных момента. Во-первых — денег у Борщова нет, и он (как и большинство советских рабочих) живёт от зарплаты до зарплаты. Во-вторых — зарплату ему дадут в любом случае (даже если он будет бухать и прогуливать работу), так как алкашей и лентяев в СССР особо не наказывали.
05. К работе в этот день Афоня Борщов уже не возвращается — со своим новым знакомым, штукатуром Колей, он напивается в «Ассоле» ерша и буквально «на бровях» приползает с новоявленным другом к себе домой — в говняную бесплатную однокомнатную панельную квартиру, в которой из остановки есть только какой-то допотопный круглый стол с оборванным шпоном, дешевая кровать, засаленные обои, треснутый осколок зеркала в ванной и облупленная плитка в микроскопической кухне с парой украденных казённых табличек в виде украшений.
Что интересно — даже такое плохонькое жильё Афоне не принадлежит, его сюда просто пустили пожить — как это и было с большинством «бесплатных» советских квартир. У Афони не было собственности, кроме драного полосатого матраса и ржавого велосипеда на балконе — и при переезде в деревню в конце фильма Афоня не может эту квартиру ни продать, ни как-то обменять на какие-то блага — в фильме прямо говорится, что «ключи Афоня сдал».
А теперь сравните это с тем, как жил обычный водитель в Финляндии — сходный по социальному положению с советским Афоней работник.
07. Денег у Борщова больше нет — мизерные то ли аванс, то ли получка были вчера пропиты с Колей в «Ассоли», и Борщов пытается одолжить «пятёрку» у других рабочих ЖЭКа чтобы «поправить здоровье». Коллега Борщова в исполнении Раднэра Муратова (Василия Алибабаевича) попрекает Афоню в том, что тот пьёт — рассказывая историю про своего дядю Абдулу, который в пожилом возрасте сдал на разряд по шахматам.
В развитой стране Адбула привёл бы пример дяди, который всю жизнь упорно работал и заработал себе на трёхэтажный дом с садом и безбедную жизнь детей — но в совке с его нищей старостью остаётся гордиться только бессмысленными хобби, вроде шахмат или коллекционирования марок. Вот это достижение, вот это стимул! Не пей, Афоня — в старости сдашь на разряд по шахматам, значок получишь.
08. Далее Борщов от скуки и для повышения социального статуса в глазах знакомых женщин выпрашивает себе в ученики двух практикантов — которых сразу же начинает «обучать жизни», впаривая дядьке-астроному копеечную советскую резиновую прокладку за три рубля под видом «японского дефицита». Эпизод показан как бы с осуждением, но тут нельзя не сказать, что именно так работало большинство совковых сантехников — в отсутствии конкуренции они чувствовали свою власть над клиентами — тулили копеечные прокладки по десятикратной цене, по-хамски входили в квартиру в грязных сапогах и так далее.
10. В следующих кадрах в квартиру к Афоне перебирается друг и соратник по алкоголическому фронту Коля — второго спального места в клетушке Борщова нет, и Коле приходится брать с собой раскладушку. Денег, чтобы купить раскладушку у Коли нету тоже — её приходится брать на прокат. Телевизор в доме у Афони отсутствует — вместо него из бесплатной радиоточки раздаются какие-то бравурные советские песни.
11. После эпизода с дракой на танцах Афоня снова просыпается в своей квартирке и бреется у разбитого зеркала в облупленной ванной, а затем нам показывают эпизод с завтраком на кухне. Этот эпизод очень примечателен — сейчас любители СССР распространяют фото-фейки семидесятых годов, на постановочных фото в которых «обычный советский завтрак» изображён в виде гор осетрины, ветчины и варёных раков. На самом деле типичный совковый завтрак выглядел именно так, как в фильме «Афоня» — плохие разваренные советские макароны из алюминиевой кастрюли вприкуску с чёрным хлебом, посыпанным солью из консервной банки-солонки. Альтернативной была яичница с тем же хлебом, какая-нибудь каша-говняша или (реже) дефицитные сосиски.
Итог подобных собраний чаще всего был заранее известен — алкаша в очередной раз строго журили и отпускали, но все участники события старательно отыгрывали свои роли — начальник делал вид, что ещё не знает, какое решение примет, алкаш делал вид, что ему стыдно и он раскаивается, а люди делали вид, что голосуют и делают выбор. Весь спектакль имел одну цель — имитировать «демократию» в стране с полностью отсуствующими выборами правящей партии и политического курса страны.
13. В тот же день ближе к вечеру Афоню Борщова разыскиывают два собутыльника, чтобы «сообразить на троих». Этот эпизод хорошо известен диалогом Федула и случайного прохожего («третьим будешь?»), но я хотел бы обратить внимание на другое. Действие происходит возле продуктового магазина, и что мы видим за стеклом витрины? А видим мы всё те же трёхлитровые банки с водой с добавлением сахара и лимонной кислоты и этикетками «берёзовый сок» — практически весь большой стеллаж забит ими.
Я уже неоднократно писал про убогий ассортимент совковых магазинов не только в Перестройку, но и в семидесятые годы — что ещё раз подтверждается в фильме «Афоня» (который был снят в 1975 году).
14. Примерно в середине фильма сантехник Борщов начинает задумываться о том, на что похожа его жизнь. Что самое печальное — в СССР у Афони не было никакого выхода, он не мог начать своё дело и как-то улучшить свои жизненные условия, его потребности определялись не им самим — их за него определяло государство. Афоне не приходит в голову ничего лучшего, как всё бросить и уехать в деревню.
16. А дальше в гости к Афоне приходит его ЖЭКовский начальник, разражаясь пафосной речью о том, что «самое плохое в тебе, Афоня, это то, что ты равнодушный — именно с согласия равнодушных в мире и совершаются все преступления».
17. Интересна в фильме и линия с понравившейся Борщову девушкой явно из номенклатурной семьи — не будучи в курсе того, что она замужем (скорее всего, за каким-то «шишкой» местного значения) Афоня воровал для неё раковины и сантехнику, однажды нос к носу столкнувшись с «шишкой» в подъезде его дома. Вот так в якобы «бесклассовом» советском обществе смотрят друг на друга обычные работяги и номенклатура, имеющая доступ ко всему:
Продолжать можно ещё долго, но я на этом закончу и подведу итог. В фильме «Афоня» весьма ярко и достаточно образно показана тоскливая совковая жизнь образца семидесятых-восьмидесятых годов — с работягами, у которых нет никакого стимула качественно работать и что-то делать в жизни, с дворовыми алкашами, с мелким бытовым воровством на работе (которое в СССР и за воровство-то не считалось), с убогими магазинами и в целом с серой советской жизнью — в которой в обмен на мизерную зарплату люди отказывались от свободы быть личностью.
Сейчас фанаты СССР называют это время «эпохой стабильности» и стонут по «великой стране, которую мы потеряли».
А в комментариях напишите, что вы обо всём этом думаете, интересно.
Афоня
Точность | Выборочно проверено |
«Афо́ня» — драматическая комедия режиссёра Георгия Данелии.
Содержание
Цитаты [ править ]
— Авдеев и Буряк! — Будете учиться у Беликова.
— Ключи терять…
— О Господи! К Рахимову пойдут… Ким, Кривонос и Бубнов! А к дяде Паше Шевченко — нашему уважаемому — пойдут Васильев, Иванов и Седин!
Афоня: Да ты на себя в зеркало-то посмотри! Сорок лет! Да тебе больше двадцати шесть в жизни не дашь!
— Три солянки, три лангета!
— Нам бы молочного, Афанасий Николаевич, и котлеты картофельные.
— Разговорчики!
— У вас совершенно атрофировано честолюбие.
— Чё?
— Ну отсутствует тяга к славе…
— А ты чего не обедаешь, верблюд что ли?
— Товарищ, третьим будешь?
— Что?
— Третьим будешь?
— Что?
— Иди домой, что!
Сценарий [1] [ править ]
Борщов сообщил:
— Слыхал, Федул-то скелет свой загнал!
— Ну?! — изумился дворник.
— Ага!
— Кому?
— В институт! В научных целях.
— А где ж он сам?
— К Витьку пошёл…
— Ну?! Как же он без скелета ходит?
— Я предлагаю на всех фонтанах написать — что они не бассейны! На всех бассейнах — что они не фонтаны, на всех унитазах— что они не фонтаны и не бассейны! — на собрании по поводу ныряния Афони в фонтан
— Ну как Борщов? Исправляется? — спросила Вострякова.
Воронков ответил:
— Его исправишь! Легче из шимпанзе человека сделать, чем из этого джигита!
О фильме [ править ]
… когда я показывал фильм «Афоня» в Америке, то на пресс-конференции после просмотра меня спросили, собираюсь ли я возвращаться в СССР. Я сказал, что да. «Не стоит — вас там непременно посадят. Вы сняли антисоветский фильм». Возвращался я с опаской. А дома узнал, что «Афоне» дали высшую категорию. (Максимальная денежная выплата постановочных.) Потом была ретроспектива моих фильмов на фестивале в Сан-Ремо. После «Афони» на сцену вылез какой-то тип, сказал, что в первый раз видит живого диссидента, и стал жать мне руку. А зал дружно аплодировал. Вернулся из Сан-Ремо — «Афоню» выдвинули на Государственную премию…
Про Афоню-2
Афоня с практикантами идёт по массиву.
Массив выглядит конечно чуток веселее, чем это выглядит сейчас.
Потому, что в принципе задумка архитекторов в виде «балконов» в общем-то не предназначалась для «заделывания» тем более всяким муорообразными досточками, пластмассками и.т.д. и.т.п. Но не стоит думать что в СССР это вяззанно с особой строгостью. Достаточно просто было получить разрешения на остекления дав кому-то там на лапу.
Прото у людей не было денег даже не дощечки. Лишь отдеьные вундеркинды выпиливали собственоручно годами остекляя балкончеги. Поскольку газ был халявным и никто его не экономил чтобы продать за валюту в таком количестве как сейчас, то его нещадно жгли плюс трубы были новыми. Потому в квартирах было не то чтобы сильно холодно. Особенно когда жильцы меняли батареи. Вот как раз быа работа Афоням. Советские дома в 70-е снабжались дешёвенькими листовыми радиаторами. Которые жильцы после первой же зимы тут же меняли на старые чугунные. Просто советская строительная индустрия так быстро клепала дома что такие трудоёмкие процедуры как монтаж чугуных батарей сдвигали бы сроки сдачи «объЭктов». Потому лепили лёгенькие игрушечные батарейки.
А кто хотел потом менял.
Так вот вид отноительно аккуратный у этих домов ещё и потому что они новые. Ну покрашено всё хотя и дешёвой краской которая не выдержет первого же дождя. А больше никто красить не будет уже никогда разе только если лично генсек будет проежать мимо этого дома. Даже в исторчиеском центре красили только там где шастали интуристы.
А чтобы красить вот эти вот муравейники это в принципе не реально было.Потому если бы каждый выкрасил бы в собтвенный цвет балконы это выглядело бы также уёбищно как и остекление.
«Индивидуальность решений» с балкончиками придаёт этому всему советскому богатсву не только вид мусорника. Это само собой. Оно, в отличие от 70-х придаёт вид обречённости живёщих там людей. Именно поэтому эти трущёбы выглядят сейчас намного более жалкими. Потому что в 70-е это имело вид «временного» жилья. Сейчас это имеет вид «обустроенных заботливо состоятельными гражданами элитных апартаментов» а по сути как был мусорник так и остался. А ведь бешеные тысячи и тысячи денег вложено в ремонт и особенно «балкончегов» «сантехники» и прочей «аппаратуры» населением. В обустройство помойки советской население потратило в разы больше чем СССР на её постройку. При чём абсолютно бессмыслено что особенно феерично.
За эти деньги если бы не уроды, которые пришли к власти особенно в конце 90-х и начали плакать по Совку можно было бы новую страну построить с нуля.
Так вот приходит Афоня в практикантами в квартиру «крутого». Некто интеллигент. Работник планетария. Какой-то ушлый еврейчик, у которого финская мойка.
Ванна у «буржуя» уже выложена аккуратненьким голубеньким кафелем. Наверняка в СССР роскошь неописуемая.
Хотя только до половины.
Да и судя по комнате, где впритык стоят два нелепых огромных книжных шкафа бардак в такой же крошечной квартирке ещё тот. Правда дом кирпичный. хотя кирпич силикатный.
Дальше следует диалог «Вот, отец, воду я тебе перекрыл, но ты не вздумай открывать!» Вот она квинтэсенция советского «бесплатно».. Если кто-то думает что врачи в больницах по другому разговаривали, а не в том же стиле «вот больной, я вам укол сделал а там не вздумайте на ноги становится» то он очень ошибается. Вымагательство было на каждом шагу. Здоровых резали. При чём мелочное, но только потому, что население было нищим. А гос. служащие денег не нюхали наличных тоже. Они могли только «натурой» расплачиваться.
В конце концов понятно что астроном даёт Афоне денежку. Я так думаю не меньше трёшки. То есть вообще-то не мало. А мог и пятёрик дать. Вообще большие деньги достаточно. Дневной заработок среднесоветский просто за то что тот прокладку поменял за 5 минут. Ясно что никакая она не «японская». Это называлось в Совке «пузырить»
И конечно самые талантливые в этом были «бесплатные» врачи. Потому что жизнь и здоровье всё-таки не кран на кухне. При том поди проверь так или не так он тебя лечит. Кран то понятно течёт или не течёт. А тут врач всегда может сказать что «поздно обратились» «тяжёлый случай» «у нас таких операций не делают» «нет оборудывания» и.т.д. и.т.п. И поди знай. Да и действительно ведь человек не кран. Немного сложнее устроен. И не всё можно и заменить.
Видимо тот астроном дал всё-таки пятёрик а не трёшку. Раз Афоня потратил 2-40 на обед и по рубли ещё дал своим ученикам типа «тоже заработали».
Конечно если был украинский слесарь, то он бы ничего не дал. Но не в этом дело. суть в том что это была реально пятёрка. Шальные деньги надо сказать по советским временам за нефиг делать получнная.
Тем более это характеризует СССР. Раз даже имея подобные возможности Афоня жил как бомж.
Как же жили тогда простые люди? Которым не у кого было вымагать ничего и пользоваться нечем было? Просто невероятная нищета. И это типа «лучшие» «жирные» годы как говорят любители СССР.
Дальше идёт советские танцы. Разумеется бессплатные. И буфета там даже нет. Охраны тоже никакой само собой.
В итоге неизменно бесплатный мордобой. Обычно толпой. Милиция. За побитого толпой Афоню ещё и «сигнал на производство» как «дебошира» менты дают.. То есть понятно как работает советская миллиция. А что могло быть по другому? А что они будут выполнять функцию за всех? На Западе куча работы делают ведомственные подразделения либо частные охранные фирмы. К тому же там и население немножко приличней.
Вообще наивно думать что в стране где менты защищают незаконную власть воров и убийц от народа может быть какой-то там «правопорядок» Это прото совсем смешно.. Так думать. Только за счёт того что народ попался относительно приличный эта их система и держалась. А отдеьные элементы только портили идилличеку картину. Но про них можно было прото молчать делая вид что ничего этого нет. Ну или «разбирайтесь сами».
Вот и разбирались. Вдесятиром на одного.
Под сирену промчались икарусы с пионерусами. Едут в пионерский концлагерь. С флагами. На здании напиано что-то вроде «вперёд к победе коммунизма». Реально так было написано. Красными нелепыми буквами. Там где сейчас лепят рекламу не менее нелепую. те же самые коммунисты в тех же самых кабинетах которые часто сидят.
Прямо на здании обкомов комумнитичеких прямо за спиной ленина «Банк Аззезелло и Ко». Там где про коммунизм было там щас про банки.
Вот Афоня попадает в какую-то квартиру роскошную по советским меркам. Дама с собачкой. Такая вся из себя строит. Синие импортные обои в прихожей. И даже какой-то красный явно импортный дермантин на дверях. Правда замок советкий, накладной, но не суть. В принципе роскошь. И даже досточки разделочные все такие из себя в цветочках.
Афоня влюбляетя по уши. Забирает у того астронома мойку. Афоне снятся сны, про деревенскую избу, 6 детишек и это девицу в качестве Маруси. Но советская реальность вновь бессцеремонно вверается.
Девица оказыетя не простая само собой а что называется «оторви да выбрось». И о ней есть кому позаботится. Какие-то «крутые» комсомольцы или кто там хрен их знает какая-то в общем элита, у которой 10 рублей не деньги.
В общем Афоня оказывается разочароован и тут.
Да, до этого он попытался клеется к какой-то, которая на кассе в столовке работает.. Но там вышел какой-то азербайданец и Афоня сразу слинял. Что и понятно. Подобное к подобному. Воровки из столовки предпочитают настоящих мужчин, которые на рынке хурмой торгуют а не каких-то там Афонь. Я так думаю азербайджанец тоже подъедается не плохо. Потому воображаю какие там были «лангеты» «солянка» и даже компот.
Впоминается анекдот про то как хотели в советской столовке сделать котлеты из хлеба но потом пожалали и хлеба.
К Афоне клеется какая-то медсестричка. Она ему не очень. Но она настойчиво клеется. В общем-то типичная советская дамочка. Изображает саму невинность, но вцепиться клешнями как вощь в кожух. Потому и изображает,
Переигрывает просто.
Живёт в «старом» городе. То есть собтвенно в городе. Понятно что тамошние условия не смотря на более высокие потолки и прочие вещи на самом деле ничуть не лучше. Потому как выдавалось там жильё с ещё меньшими параметрами площади на человека. Кучу всякого старья оталось от прежних жильцов, которое может быть и было «богатсвом» но только вот в 1915-м а на дворе 1975-й. Малость поизносилось так сказать. Тараканник иными словами полнейший.
Медсестричка угощает своим богатсвом. Варенья какого-то хочешь! Сахарные заводы в СССР работали хорошо. Потому варьеньем народ запасался впрок. Килограм сахара вот вам и килограм варенья! Дёшево и сердито!
А у медсестрички даже ссть и мёд!. Вау. Мама из Кубани привезла мёд. Мёд в СССР был очень дорогим потому что не научились ещё подделывать. Не было смысла. Смысл появился именно потому что с успехом советской медицины население стало поголовно «лечиться» мёдом.. От всех болезней. Его рекомендовали своетские журналы общества «Знания».
Потом она его пытается соблазнить какими-то советскими туристическими мероприятиями. То ли пешком по тайгге то ли вплавь по воздуху.. В общем явно ни на какую Турцию Афоня не откладывал. И даже в какой-то кавказских «санаторий» где-то там в гораз искупался исключительно в фонтане. За что от какого-то хачика из тамошней ментуры с непроизномой фамилией получил строгий выговор прямо на работу. По этому поводу даже собрания собьрали в ЖЭК. Мол мы тебя отправили по путёвке со скидкой а ты, не оправдал наших надежд! Ясно что собьрание собрали те, кто сами хотят чтобы следующий раз путёвка дсталась им.
Вообще любили распекать. Особенно так какой-то старый придурок советский, который кричал всем «товарищи. «
Вот такие вот наверное до сих пор за Зюганова и голосуют. Хотя им наверное уже 100 лет.. А нет. Живучие эти комумняки. Вамирили народ на собраниях ни за что ни про что. Для «отчётности» перед вышестоящими.
На самом же деле это ещё опять же говорю что народ попался. Всёрьёз это всё не воспринимал. С другой стороны русский похуизм и позволял делать то что делали коммунисты. Издеваться над людьми как только можно.
Сам Афоня где-то под 35-40. Потому что его отца убили на фронте. Мать тоже умерла. Видимо в колхозе или в эвакуации советской. Осталось Тётя Фрося. У неё мужа тоже убили на войне финской.
А скорее всего и братьев. Так они и остались вдвоём с Афоней.
У тёти Фроси большой добротный дом с масандрой, с деревяной резкой. Что явно говорит о дате постройке дореволюционной. Но понятное дело что даже при надлежащем уходе сстолько деревянные дома не стоят.
Потому за 70 лет конечно покосился.
Но как жила тётя Фрося понятно по эпизоду, когда она разрезала своё единственное платье красивое на рубашку Афоне. Чтобы пошить самостоятельно. То есть всё понятно. Это так оно и было.
В итоге Афоня приезжает к себе в деревню, а конечно тётечки давно нет.. А он ей, которая его выростила и выкормила сироту даже не писал. Так затуркали ь, что даже забыл про свою родню единственную.
Иван родства не помнящий. А тётечка бегала сама себе письма писала. Очень трогательная место. Какая уж тут «коммедия». Дебилы советские думают, что это «смешно».
Ну и там ещё несколько мелких сцен. Уже подробно тоже можно конечно разбирать. Но достаточно думаю.
Всё понятно в целом.
В драме про Афоню показана в общем-то драма того самго поколения военногго. Которое ещё выросло в деренях.
То есть ещё в общем-то не совсем советское поколение. Ибо воспитывали их тёти Фроси вот такие вот.
И вот они метались между так назыаемым «городом» и деревней. Ни там ни там жизни не было уже им.
Миллионы людей из глубинки российской особенно советская власть загналав тупик. В капкан. При чём до такой степени что в конце главный герой пытается улететь уже куда угодно. Чем тут же вызывает подозрения ментяры.
Который даже не узнаёт его фото на паспорте. Настолько изменили человека.
В общем-то Афоня оптимист. Пофигисст. Но в принципе внутрення трагетия показана целого поколения людей которое уже жило без надежды. Предыдущие поколения ещё надеялись на другую жизнь.
Как советкая власть испахабила всё и ввся. На ровном месте создав людям чудовищные проблемы.
А ведь казалоь бы. Что такого особенного? Сантехники нужны всем. У всехх краны ломаются. Не сантехник так что-то другое. Мало ли где люди нужны. Как в США. Нет же такого чтобы людям за работу не платили. Ясен пень что далеко не каждому платят миллионы за то что он только пукнет. Часто приходится тяжело работать. Но ведь никто не работает забесплатно практически.
Это они называют «персспектвой»? «Была уверенность в завтрашнем дне»? У кого она была? У грущика Федулова?
У медсестрички той, которую в Афррику звали или может быть у балерин тех? У Людмилы Ивановны, которая никак мужа себе найти не могла? У тёти Фроси? У кого она была эта «уверенность»? Не было ещё давным давно в 70-е уже над страной повис затхлых смрад. Люди ещё не совсем осознавали, но вот такие вот фильмы людям нравились потому, что они отражали их мироощущения. При чём тогда они дажже ничего этого не понимали. Это было бессознательно.
Если бы это было снято в США. Никому бы было не понятно. Американцам не понятен этот фильм был бы если бы действие картины просиходило в США. Это бы полный бред. Но в СССР всё понятно.
Фильм совсем не про любовь слесаря и медсестры. Фильм про советскую действительность.