safety depth safety contour в чем разница

Настройки безопасности ECDIS

Настройки безопасности ECDIS

Но что делать, если настройки ECDIS не достаточные или неправильные? Неправильные настройки представляют большую угрозу для безопасной навигации.

Настройки безопасности устанавливают параметры безопасности в соответствии со статическими и динамическими характеристиками судна. Это изменения настроек ECDIS, пришедшие из традиционных бумажных карт.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Итак, цвета на бумажной карте могут не отображать мелководье для всех кораблей. Но в ЭКНИС они могут быть установлены пользователем в соответствии с их проектом и другими параметрами.

Есть 4 настройки безопасности

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Настройка мелкого контура

Контуры имеют значения 5, 10, 15, 20, 30 и т. д.

Необходимо использовать значение контура,мелководья чтобы сообщить ЭКНИС, какова величина мелководья для нашего судна. Это значение глубины, ниже которой судно садится на мель.

Значение контура мелководья должно быть равно или больше, чем осадка судна.

Допустим, осадка судна составляет 9 метров, и мы вводим значение контура мелководья 9 метров. ECDIS будет отображать 10-метровую контурную линию как контур мелководья. Если 10-метровый контур недоступен, следующий контур будет принят как контур мелководья для судна.

Этот контур позволяет навигатору знать, что между глубиной 0 метров и контуром мелководья область вообще не является судоходной.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Настройка контура безопасности

Какая же глубина воды необходима для плавания судна без каких-либо проблем? Конечно, это глубина, которая соответствует политике UKC.

Снова посмотрим на это на примере. Осадка судна составляет 9 метров, а при максимальной скорости ожидаемый присед составляет 1,1 метра. Компания требует, чтобы судно имело UKC 10% от осадки.

Методом расчета UKC можно прийти к выводу, что этому судну потребуется 11 метров глубины для навигации.

Это самый простой случай. На самом деле необходимо следовать расчетным листам UKC вашей компании, чтобы достичь глубины, необходимой для соблюдения политики UKC. Это может зависеть от различных факторов, таких как состояние моря, увеличение тяги из-за качки, плотности морской воды и прилива.

Но идея состоит в том, чтобы знать минимальную глубину воды, при которой вы будете соблюдать политику UKC компании.

Эта глубина воды становится настройкой контура безопасности. Таким образом, если мы введем 11 метров в качестве настройки контура безопасности, он покажет 15-метровый контур в качестве контура безопасности.

Некоторые компании могут дать более простые инструкции по настройке безопасности в руководстве по навигации. Одна форма этой инструкции может основываться на осадке судна.

Когда значение контура безопасности вводится в ECDIS, оно дает глубину линии контура безопасности, которая превышает требования UKC.

Настройка безопасной глубины

В ЭКНИС нам нужно ввести эту минимальную глубину. Это то же самое, что мы рассчитали в качестве простого примера в настройке контура безопасности, и также должны следовать расчетной форме UKC компании, которая может учитывать ряд факторов для расчета требуемой глубины безопасности.

Но вопрос в том, зачем нам нужны настройки безопасной глубины, когда мы можем перемещаться в водах выше контуров безопасности? Это из-за двух простых причин:

1) Глубина над контуром безопасности не всегда может быть судоходной

Это в случае небольшой глубины в одной точке в судоходных водах. Хотя мы можем перемещаться в области выше контура безопасности, эта изолированная глубина представляет опасность. Глубина безопасности подчеркивает эту опасность.

2) Глубины ниже контура безопасности не всегда могут быть не судоходными

Мы можем понять это, если вернемся к введенному нами значению контура безопасности, а именно 11 метров, и когда мы выберем это значение, ECDIS примет следующий доступный контур. Это будет 15 метровый контур.

Теперь для нас доступны глубины от 11 до 15 метров, но они будут отображаться ниже контура безопасности. Таким образом, в области между контуром мелководья и контуром безопасной глубины ЭКНИС покажет глубину, на которую мы можем ориентироваться.

Допустим, мы установили безопасную глубину до 16 метров. На ECDIS все глубины ниже 16 метров будут показаны более четко (черным по сравнению с другими серым цветом).

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Но есть несколько способов, с помощью которых можно использовать настройку глубоководного контура.

Например, вы можете установить глубоководный контур, чтобы показать максимальные глубины, на которые судно может бросить якорь. Таким образом, если ваше судно может закрепить максимальную глубину 105 метров, вы можете установить глубоководный контур на 100 метров.

Или, если вы собираетесь заменить балластную воду, вы можете установить глубоководный контур на 200 метров. Таким образом, можно легко определить только по цвету на ECDIS, что вы находитесь на глубине, где можно выполнить замену балласта.

Настройка глубоководного контура может быть использована разными способами, и навигаторы могут применить ее так, как они хотят.

Разграничение настроек безопасности в ECDIS

Как же будет выглядеть экран ECDIS со всеми этими настройками? Допустим, осадка судна составляет 9 метров, а глубина судна должна составлять 14 метров, чтобы соответствовать политике компании UKC.

Итак, у нас есть такие настройки:

Если ввести все эти числа в ECDIS, то так на экране будут отображаться эти настройки:

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Здесь видно, что для контура безопасности ECDIS взял 20-метровый контур, потому что 15-метровый контур недоступен.

В ECDIS есть еще один вариант использования двух цветов для отображения этих областей. Когда выбрана эта опция, произойдет следующее

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Можно сказать, что голубой и синий цвета сливаются и становятся голубыми. Таким же образом серый и белый цвета сливаются и становятся белыми.

Даже на двухцветном дисплее мы не можем ориентироваться на мелководье. Это потому, что он показывает контур, а не глубину.

В нашем примере разделительной линией будет контур 15 метров. Область под этим контуром будет отображаться в виде мелководья (синего цвета). Но так как безопасная глубина составляет 11 метров (что будет ниже контура 15 метров), мы можем ориентироваться на мелководье, если глубина превышает 14 метров.

Настройки обнаружения опасности

Вход в настройки безопасности предупредит нас, когда судно входит в мелкие воды. Но когда он подаст тревогу, к тому времени может быть уже слишком поздно.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Настройки обнаружения опасности могут помочь предотвратить ее. Нам нужно только определить область, в которой нам нужна ECDIS, чтобы предупредить нас.

Мы можем определить область двумя способами

— Векторная область
— Площадь сектора.

Векторная область определяет область по длине и ширине. Площадь сектора определяет площадь в радиусе и ширину (угол).

Давайте определим эту область на JRC ECDIS. В JRC ECDIS перейдите в Меню, Настройки и затем выберите Настройки будильника.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Откроется панель настроек будильника.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

В разделе Вектор и сектор можно установить область, где вы хотите, чтобы ECDIS смотрела в будущее. Как только эти области определены, вы можете включить их, перейдя в «Владение / Отслеживание» и выбрав «Настройки».

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Затем вы можете выбрать «Векторная область» или «Область сектора». Вы даже можете перейти на страницу настроек тревоги, нажав «Установить предел тревоги» в разделе «Обнаружение опасности».

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Когда вы решите отобразить «Векторную область», она будет выглядеть следующим образом, и ECDIS сработает в случае тревоги, если обнаружит какую-либо опасность в этой области.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Настройки сигнала тревоги

Но все настройки безопасности, о которых шла речь, бесполезны, если не включена громкость сигнала тревоги. Если громкость зуммера отключена, ECDIS не сможет предупредить штурмана.

Однако бывают моменты, когда нам нужно отключить зуммер. Например, в районе с высокой плотностью движения, когда мы постоянно следим за движением. В этом случае частые тревоги будут иметь меньшее значение.

Штурманы должны использовать свою профессиональную компетентность, чтобы решить, когда им нужно включить зуммер.

На JRC ECDIS, чтобы включить громкость звукового сигнала, перейдите в «Main», «Setting», а затем выберите «Volume Buzzer Volume».

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Откроется панель, из которой вы можете увеличивать или уменьшать громкость различных типов оповещений.

Использование на борту ECDIS делает навигацию более безопасной. Конечно, было много инцидентов из-за интерпретации пользователем отображения ECDIS, но обучения и практика помогают устранить многие пробелы. Знание того, что означают эти настройки безопасности в ECDIS, может помочь в их правильном использовании, что определенно будет шагом вперед.

Источник

Что такое Safety Contour в ECDIS? Формула расчета

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Safety Countour (контур безопасности) является самым важным параметром безопасности в ECDIS для отображения небезопасных акваторий, обнаружения изолированных опасностей и для срабатывания сигнализации от посадки судна на мель. Контур безопасности в основном представляет контур линию, которая обозначает разделение между безопасными и небезопасными водами.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Синий цвет используется для обозначения небезопасных областей, в то время как белый или серый для безопасных областей. Контур безопасности по умолчанию, если он не указан судоводителем, установлен на 30 м. В отличие от бумажных карт ECDIS позволяет судоводителю устанавливать параметры безопасности в соответствии с статическими или динамическими характеристиками судна.
Контур безопасности можно рассчитать следующим образом:

SAFETY CONTOUR = SHIP’S DRAFT + SQUAT + UKC – HEIGHT OF TIDE, где

Ship’s Draft — осадка судна
Squat — проседание судна
UKC (Under Keel Clearance) — глубина под килем
Height of Tide — высота прилива

Согласно политике компании требование UKC (Under Keel Clearance) составляет 10%. Обратите внимание, что расчет UKC учитывает различные факторы, такие как состояние моря, плотность или увеличение осадки из-за бортовой качки. Under Keel Clearance должен быть рассчитан согласно расчетному листу UKC компании.

UKC = 1,0м
SQUAT AT MAX SPEED = 1м
Высота прилива = 1м

Таким образом, значение контура безопасности было бы равно 11м.

Контуры предоставляются в значениях 5, 10, 15, 20 и 30 и так далее. Если значение установленное судоводителем недоступно среди доступных контуров глубины, ECDIS выбирает следующий наиболее глубокий доступный контур в ENC.

Если в течение определенного времени, установленного пользователем, судно собирается пересечь контур безопасности, раздастся звуковой сигнал. Основываясь на значении контура безопасности, ECDIS отображает изолированный символ опасности подводных объектов и препятствий, которые могут представлять опасность для навигации. Символ изолированной опасности отображается, если присутствует какой-либо подводный объект или другие препятствия, которые имеют глубину, меньшую, чем контур безопасности в водах за пределами безопасного контура.

Источник

ECDIS – за и против Часть 1

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разницаКаких-то 15 лет назад, штурманы посмеялись бы с того, кто сказал, что вести судно можно без бумажных карт. Столетиями навигационные карты были сердцем и душой судовождения. Сама мысль, что придёт день, когда их вообще не будет на борту судна, считалась крамолой.

Но сюжеты фантастических фильмов всё чаще становятся нашей повседневностью. Переход на электронные карты начался с небольших судов – прогулочных катеров, буксиров. Теперь, вооружившись мандатом IMO об обязательном использовании ECDIS, огромные танкеры и контейнеровозы бороздят морские просторы без бумажных навигационных карт. Кто в ответе за перемены? Это — Electronic Chart Display & Information System (ECDIS) — Электронно-картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС).

Самый ярый приверженец старой школы навигации не может отрицать, что у ECDIS масса преимуществ перед бумажными картами. Обсудим некоторые достоинства и недостатки электронной навигации.

Доступность (всегда в наличии)

Одно из самых больших преимуществ электронных карт – их доступность. Это особенно важно, когда заказы на рейс принимаются в последнюю минуту. Канули в лету те дни, когда второй помощник, склонившись над старым добрым NP 131 (каталог карт и навигационных пособий), подбирал карты на переход. Потом надо было сделать заказ и надеяться, что их доставят вовремя. Чаще это было проблемой в трамповом судоходстве, где заказы получают в последнюю минуту.
Сегодня, с электронными картами, навигационному помощнику достаточно проложить предварительный маршрут в планировщике рейса и программа выдаст список всех карт на переход. Потом капитан отправляет список поставщику по электронной почте, который сообщит ключи активации нужных навигационных карт. Задача, которая при должном умении занимала часы, сейчас выполняется за несколько минут.

Скорость и точность

Используя ECDIS как основной источник навигации, судоводитель может планировать и просчитывать переход гораздо быстрее, чем по бумажным картам. В большинстве электронно-навигационных систем есть функция импорта поворотных точек в формат Excel, что сильно упрощает процесс составления табличного плана перехода. Быстро и без усилий можно получить данные для ежедневных отчётов – пройденное/оставшееся расстояние, средняя скорость и т.д.

До появления электронных карт, львиную долю рабочего времени штурмана занимала корректура навигационных карт (конечно у тех, кто не забывал её делать). Умение быстро и точно корректировать карты приходило совсем не сразу. Даже асы могли делать ошибки. Временные и предварительные извещения мореплавателям особенно утомляли – они шли без кальки и для хранения требовали толстой папки. Фолио с корректурами по всему миру было предметом особой гордости. Сейчас всё поменялось. Штурман получает еженедельные обновления для электронных карт по e-mail. Остаётся только сохранить их на жесткий диск и загрузить в ECDIS. Даже страшные Temporary and Preliminary (T&P) Notices теперь отображаются в электронном виде.

Непрерывное наблюдение за местоположением судна

Одно из самых больших преимуществ ECDIS – пользователь может непрерывно определять местоположение судна, в режиме реального времени. Электронно-картографическая навигационно-информационная система подключена к двум независимым GPS-приёмникам и продолжает работать, даже если один из них сломался. Но всем известно, что сигналы GPS могут быть ненадёжными и иногда – ошибочными. Проблему решает судовая радиолокационная станция (радар) сопряжённая с ECDIS. Сверив местоположение судна по радару и электронным картам, можно проверить точность GPS-приёмника.

ARPA Echo Referencing – ещё одна функция, позволяющая непрерывный мониторинг позиции судна. Надо выбрать неподвижную цель, например маленький остров, маяк, скалу и т.д. на радаре (ARPA), а затем активировать вкладку ARPA на ECDIS. Следующий шаг – отмените GPS в качестве источника позиционирования (Secondary Position Source) на ECDIS и выберите вместо него Echo Reference. После включения, можно наблюдать треки как от Primary (GPS), так и от Secondary (Echo Reference) источников позиционирования.

Наконец, для нахождения места судна, можно использовать дистанцию и пеленг, измеряя их с помощью РЛС и откладывая на дисплее системы – как на бумажной карте. Сегодня все типы ECDIS имеют возможность ручного построения по методу дистанция/пеленг. Просто измерьте дистанцию и пеленг любого радиолокационного объекта и отложите их на ECDIS, используя функцию Range/Bearing. В терминологии ECDIS это называется линией положения — Line of Position (LOP). Временная метка выводится на экране (см. рисунок ниже) с GPS и LOP. Можно увидеть любое смещение между GPS и радаром в режиме реального времени.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Сигнал о приближении судна к мелководью

Хотя сегодня ECDIS стала полноценным основным средством навигации, первоначально её создавали как систему предупреждения посадки судна на мель. И по сей день, способность предупреждать пользователя о приближении мелкой воды, делают ECDIS незаменимым оборудованием на мостике. Пользователь может гибко настраивать параметры безопасности. Большинство компаний разработали руководства по минимальным настройкам безопасности. Общие минимальные параметры следующие.

Safety Frame (Вперёдсмотрящий): настройка, подаст сигнал тревоги если судно находится в заданных пределах. Это значение должно быть установлено на уровне не ниже, чем 10 минут в открытых водах, в зависимости от скорости судна. Его можно уменьшить в прибрежных водах в зависимости от ситуации.

Shallow Contour: этот параметр указывает несудоходные области и отмечает границу за которой судно может безопасно перемещаться. Пересечение границы приведет к посадке судна на мель. Обычно показывается тёмно-синим цветом, означающим несудоходные районы. Устанавливается в зависимости от текущей осадки судна (без учёта проседания).

Safety Depth: это отметки минимальной глубины, необходимой для того чтобы судно оставалось на плаву. Эмпирическое правило: Безопасная глубина=Максимальная статическая осадка + Ожидаемое проседание + Минимальный запас воды под килем, установленный компанией

Safety Contour: Вообще, Safety Contour может быть установлен равным, но не меньше, чем значение Safety Depth. ВодЫ с глубиной меньшей, чем Safety Contour должны считаться зонами No-Go Area (несудоходными). Капитан может установить Safety Contour на значение выше, чем Safety Depth, если посчитает, что в сложившейся обстановке и условиях необходим дополнительный буфер безопасности. Отображается на ECDIS областями серого цвета.

Deep Contour: Эта настройка очень удобна для судов, выполняющих очистку грузовых танков или смену балласта в водах, превышающих определённую глубину. Судно, не занятое в таких операциях, может установить этот параметр, если посчитает нужным. Но в любом случае, оно не должно быть ниже, чем Safety Contour. Отображается на ECDIS областями белого цвета.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разницаКонтуры безопасности: тёмно-синий, серый, белый

Источник

Safety depth safety contour в чем разница

Tell me more about the Isolated danger symbol safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разницаЕвгений Богаченко 6 17108

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Что-то давненько уже не затрагивалась никакая тема о ECDIS. В таком случае, я предлагаю сейчас немного поговорить про эту систему. Хотя многое уже было сказано, но тема эта достаточно обширная и в этот пост хотелось бы посвятить такому понятию, как Isolated Danger Symbol.

Итак, давайте напомним себе, что такое Isolated Danger Symbol. Так же как на бумажных картах, так и на электронных, нанесена различная информация, включающая в себя также информацию о подводных препятствиях, которые могут представлять навигационную опасность. Думаю, все знают условные обозначения, которые применяются на картах для обозначения этих препятствий. Причем, постарались сделать так, чтобы символы на электронных картах (я имею в виду ENCs – официальные векторные карты) были максимально похожи на символы, к которым мы привыкли, пользуясь бумажными картами. Вообще за отображение символов на электронных картах (ENCs) отвечает обязательный стандарт, которому все электронные карты должны отвечать, этот стандарт называется S-52, стандарт этот установила Международная Гидрографическая Организация (IHO – International Hydrographic Organization).

Но использование ECDIS, дает некоторые преимущества, чтобы более наглядно отображать те подводные препятствия, которые могут представлять угрозу для нашего судна. Я вспоминаю, когда при использовании бумажных карт нужно было выделять все подводные препятствия, которые находятся неподалеку от предварительной прокладки и представляют угрозу безопасности мореплавания, яркими маркерами, чтобы они были легко различимы среди прочей информации. С ECDIS это теперь происходит автоматически. Что я имею в виду? Теперь уже конкретно по теме.

Мы знаем, что в ECDIS существуют такие параметры, как Safety depth, Safety contour, Shallow contour, Deep contour. Мы не будем их опять разбирать в этом посте, чтобы его не растягивать, тем более эта информация очень хорошо уже была освещена в прошлом.

Вкратце коснемся понятия Safety contour, потому что от него в большей степени зависит то, что мы будем видеть на экране. Величина Safety contour вводится оператором ECDIS – это глубина изобаты, пересечение которой может предупредить о риске посадки на мель или же может означать непосредственно саму посадку на мель. Все зависит от того, какие величины ввел оператор и также в некоторой степени зависит от того, какой вид презентации глубин стоит в настройках ECDIS (2 цвета или 4 цвета). Если в целом, то смысл параметра Safety contour – это обозначить мелководье, опасные районы, где возможна посадка на мель. На экране мелководье окрашивается в сине-голубой цвет, а безопасные глубины остаются белыми, сама же изобата, которая ограничивает мелководье, выделяется жирным серым цветом. Но опять-таки, все зависит от того, какие настройки цвета (2 цвета или 4 цвета) выставлены в параметрах. Величина Safety contour напрямую зависит от статической осадки судна и от скоростного проседания (Squat effect), а также от политики Вашей Компании в отношении минимального Under keel clearance. Т.е. суммируем эти 3 величины и получаем минимальное значение глубины, которое необходимо для безопасного прохождения судна. И эта величина уже может служить для ввода параметра Safety contour в ECDIS. Но тут есть два других нюанса.

Первый нюанс – это то, что на многих картах изобаты нанесены с шагом в 10 метром. Т.е. показаны изобаты 10м, 20м, 30 м и т.д. Иногда можно встретить шаг в 5 метром, очень-очень редко можно встретить шаг в 1 метр, я знаю только о картах Австралийского Гидрографического Офиса, которые описывают район Великого Барьерного рифа, там есть такой шаг, показаны изобаты с шагом глубины в 1 метр и это очень удобно. Но на большинстве карт интервал глубин между изобатами равен 10 метров и если Вы указали в настройке Safety contour какое-то промежуточное число, например 18 метров, а такой изобаты на карте нет, то ECDIS выделит следующую доступную изобату, т.е. 20 метров. Это очень распространенное явление и его необходимо учитывать при оценке информации.

Второй нюанс, лично я сталкивался с требованиями Компании выставлять параметр Safety depth равным сумме статической осадки судна, скоростного проседания и минимального допустимого Under keel clearance. И сразу жирным цветом выделялись глубины (soundings), которые были равны или меньше выставленной величине. А параметр Safety contour нужно было принять и выставить немного больше (глубже), чем параметр Safety depth, чтобы ECDIS выделил и обозначил границу мелководья, пересечение которой не будет сразу означать посадку на мель. В таком случае, если пересечь границу Safety contour, то будет еще какое-то время, чтобы предпринять маневр и выйти за зону мелководья, прежде чем судно войдет в действительно опасную для него опасную зону мелководья. Но очень легко потерять смысл всего этого, в том случае, если параметр Safety depth равен, к примеру, 12 метрам, тогда Safety contour можно выставить немного большим, скажем 14 или 15 метрам. Но изобаты у нас на карте показаны с шагом в 10 метров. Т.е. имеется изобата 10м и 20м, ECDIS все равно выделит мелководье вплоть до 20 метровой изобаты. Тот же результат мы бы получили, если бы ввели параметры Safety depth и Safety contour одинаковыми, т.е. 12 метров, при отсутствии изобаты 12 метров, ECDIS опять выделяет мелководье вплоть до 20 метровой изобаты. К слову, в иностранных пособиях эти величины вводят равными друг другу. Опять мы «немного” отвлеклись. Но это поможет нам легче понять смысл следующей информации.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Isolated danger symbol (показан выше) – это новый и приметный символ, который отображается на экране ECDIS над подводной опасностью, в том случае, если глубина над этой опасностью равна или меньше величины Safety contour, которую ввел вручную оператор и эта опасность находится за пределами границы Safety contour, т.е. другими словами, когда опасность лежит в «безопасных водах”, которые показаны белым цветом. Тогда вместо условного значка какой-либо опасности мы видим это условное обозначение.

Isolated danger symbol применяется только к таким видам опасностей, как wreck, rock, obstruction, которые находятся под водой. Этот символ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ к глубинам (soundings).

Рассмотрим следующий пример. У нас дисплей настроен на режим ‘All’ (отображаются глубины и прочая навигационная информация) и показаны 2 навигационные опасности. Глубина над опасностью, расположенной к югу равна 13.1 метров, а над той, которая расположена к северу – глубина 11.5 метров. Обе эти опасности находятся в области между изобатами 15-20 метров. Оператор ECDIS установил значение Safety contour равным 14 метров, но изобаты 14 метров на карте нет, поэтому ECDIS выделил автоматически следующую по возрастанию имеющуюся изобату – 15 метров. И так как обе опасности находятся ВНЕ Safety contour (вне обозначенного голубым цветом мелководья), они и обозначены значками Isolated danger symbol.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Если мы изменим параметр Safety contour на величину, равную 12 метров, то банка, которая находится к югу, с глубиной над ней 13.1 метров становится «безопасной” и поэтому значок Isolated danger symbol над ней исчезает. Банка, которая находится к северу, с глубиной 11.5 метров остаётся «опасной”, поэтому Isolated danger symbol продолжает отображаться над ней. ECDIS продолжает отображать мелководье вплоть до изобаты 15 метров, потому как изобата 12 метров, значение которой оператор установил в Safety contour тоже отсутствует.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

И если мы изменим настройки дисплея и включим режим ‘Standard’, то «безопасная” банка к югу больше не будет отображаться, т.к. опасности она больше не представляет, с настройками Safety contour 12 метров. Ну а банка к северу, представляющая опасность продолжает отображаться, согласно требованиям к ‘Standard display’.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

В большинстве случаев реальная глубина над подводной опасностью известна и её включают в электронную карту (ENC). Но бывают нередкими случаи, когда глубина над навигационной опасностью неизвестна, а известен только промежуток глубин между изобатами, где находится эта навигационная опасность. Т.е. если выделить опасность (ECDIS pick up report), то в описании, к примеру, может говориться: «точная глубина над опасностью неизвестна, минимальная глубина в данной области равна 15 метров, максимальная глубина – 20 метров”. Когда точная глубина над навигационной опасностью неизвестна (не включена в ENC, при ее создании), то ECDIS будет использовать всю имеющуюся дополнительную информацию из описания, чтобы определить, какой символ отображать в данном конкретном случае. И ECDIS всегда будет «ошибаться” в безопасную сторону.

Например, если разработчик ENC не указал глубину над навигационной опасностью, а указал только, что «она находится в районе с минимальной глубиной 15 метров и максимальной глубиной 20 метров”, то ECDIS будет считать, что глубина над опасностью 15 метров (выбирает наименьшую). И дальше уже в зависимости от настроек Safety contour будет выбирать, какой нужно символ отображать над этой опасностью. Если же изготовитель ENC указал, что «глубина над опасностью меньше, чем окружающие глубины в данной области” или когда он не дал вообще никакого дополнительного описания к навигационной опасности, то ECDIS будет считать, что глубина равна 0 метров и в таком случае будет отображать значок Isolated danger symbol.

В общем случае рекомендуется использовать ECDIS pick up report, чтобы определить, действительно ли данная навигационная опасность, обозначенная значком Isolated danger symbol, представляет опасность мореплавания, потому что мы знаем, что не везде указываются глубины над такими опасностями.

Отображение подводных опасностей, которые находятся вне Safety contour (вне обозначенного мелководья для нашего конкретного судна с его конкретной загрузкой) таким приметным значком, как Isolated danger symbol, является очень полезным инструментом при планировании перехода, потому как он сразу бросается в глаза. Но существует и другая сторона медали, она заключается в том, что на электронной карте часто обозначен малый диапазон изобат, это явление уменьшает преимущества использование параметра Safety contour. Простой пример, судно с осадкой 11 метров, которое вводит параметр safety contour равный 11 или 12-13 метров, а на карте присутствуют только изобаты 10 метров и 20 метров. В таком случае ECDIS выделит область вплоть до 20-ти метровой изобаты и эта область уже считается мелководьем, хотя с данной осадкой судно без проблем может пересекать 20 метровую изобату и в определенной степени может там маневрировать без риска посадки на мель. В такой ситуации очень удобно использовать параметр Safety depth, который выделит опасные глубины (ТОЛЬКО глубины (soundings). ) внутри мелководья жирным цветом. А в тех районах мелководья, где глубины не будут выделены жирным цветом, можно безопасно маневрировать. Однако было бы не лишним убедиться, для полной оценки ситуации, что глубины над подводными препятствиями, которые находятся внутри мелководья (внутри Safety contour), были глубже, чем введенное значение Safety contour.

Посмотрим на такой пример: банка с глубиной над ней 13.8 метров находится в зоне между 10 и 15 метровой изобатами. Величина Safety contour, введенная оператором равна 11 метров. Т.к. на карте нет изобаты 11 метров, ECDIS выделяет мелководье вплоть до 15 метров. И эта банка с глубиной 13.8 метров является «безопасной”, в то время как две другие банки на юго-западе, с глубинами 9.3 метров и 9.9 метров, являются для данного судна опасными.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

И чтобы оператор мог правильно оценить обстановку многие (НО НЕ ВСЕ!) производители ECDIS также делают возможным отображение Isolated danger symbol над подводными препятствиями, которые расположены внутри мелководья (внутри Safety contour), когда глубины над этими подводными препятствиями меньше, чем введенное оператором значение Safety contour. Это понятие называется «extended use of the Isolated danger symbol” – расширенное использование нового символа.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Это расширенное использование нового символа может быть стандартным способом работы для некоторых типов ECDIS. Для некоторых типов ECDIS это расширенное использование нового символа может быть как дополнительная опция, которую можно включить или выключить в любой момент. Ну и если переключить дисплей на режим ‘Custom’ или ‘All’, когда включены и подводные препятствия и глубины, и если включить это расширенное использование нового символа, то оператор ECDIS может определить зоны внутри мелководья (внутри Safety contour), где нет глубин выделенных жирным цветом функцией Safety depth, где нет этих ярких и броских в глаза значков Isolated danger symbol и где нет никаких надводных опасностей. И в таком случае, эта область мелководья может считаться безопасной для мореплавания, при условии, что карта составлена по данным свежего и качественного сюрвея, т.е. на ней отмечены все опасности. Качество сюрвея, как мы помним, можно проверить настройкой Quality pattern (знакомые нам звездочки), или она может как-то по-другому называться в зависимости от производителя оборудования.

Трудно подвести одну черту и сказать однозначно, что оборудование, с которым Вы можете столкнуться, будет работать именно так, как описано выше. Это происходит потому, что производители ECDIS трактуют установленные стандарты немного разными путями. Однако очень важно знать и понимать, как Ваш конкретный ECDIS на конкретном судне отображает Isolated danger symbol. Это дает возможность удостовериться, что все подводные препятствия, которые могут представлять опасность для судна не будут упущены и не останутся незамеченными.

Международная Гидрографическая Организация (IHO) разработала специальную карту (IHO Check dataset), которая помогает оператору проверить, как его конкретный ECDIS будет вести себя при различных настройках, т.е. как он будет отображать Isolated danger symbol. Подробную информацию по этому поводу можно найти на официальном сайте: http://www.iho.int/

Ну и в завершении этой статьи попробуем подвести итог, как ECDIS реагирует на различные настройки при различных режимах и как он отображает Isolated danger symbol над различными подводными препятствиями с различными глубинами над ними. Для наглядности будем использовать следующий рисунок.

safety depth safety contour в чем разница. Смотреть фото safety depth safety contour в чем разница. Смотреть картинку safety depth safety contour в чем разница. Картинка про safety depth safety contour в чем разница. Фото safety depth safety contour в чем разница

Условимся, что оператор ECDIS выставил параметры Safety depth и Safety contour равными 6 метров, а ECDIS обозначил область мелководья вплоть до изобаты 10 метров, потому что изобата 6 метров на карте отсутствует.

На рисунке показаны 4 банки, которые находятся глубже, чем отображаемый Safety contour 10 метров, т.е. они лежать ВНЕ мелководья. Только над одной банкой глубина меньше, чем введенное значение Safety contour 6 метров, поэтому такая банка будет всегда обозначена значком Isolated danger symbol.

Глубина над оставшимися тремя банками больше чем 6 метров, поэтому они будут отображаться обычными символами и будут видны, только если слой с подводными препятствиями будет включен (дисплей в режиме ‘Custom’ или ‘All’). Точный вид значка, который будет отображаться для оставшихся трех банок будет зависеть от того, добавлено ли значение глубины над банкой в описании или оно отсутствует. Заполнение значка банки цветом зависит от глубины над банкой, если глубина меньше 20 метров, значок закрашивается, если глубина над банкой больше 20 метров – значок не закрашивается.

На рисунке также показаны 4 банки, которые находятся внутри мелководья, внутри обозначенного Safety contour 10 метров. Глубина над одной банкой больше, чем введенное оператором значение Safety contour 6 метров, поэтому эта банка не будет обозначена значком Isolated danger symbol, даже если опция использования этого символа на мелководье будет включена (хотя для некоторых типов ECDIS это может быть не так). Эта банка будет видна только в случае, если слой с подводными опасностями будет включен (дисплей в режиме ‘Custom’ или ‘All’).

Глубины над оставшимися тремя банками меньше, чем 6 метров. За исключением банки Stranded wreck, т.е. опасности, которая не полностью погружена под воду, при условии включения опции использования Isolated danger symbol на мелководье, две другие банки должны быть обозначены новым приметным значком. Если эта опция расширенного использования нового символа на мелководье выключена, а слой с опасностями будет включен, то банки будут обозначены привычными символами, в зависимости от того, указана глубина над банкой или нет. Если глубина над банкой указана и эта глубина равна или меньше значению Safety depth, то значение глубины над банкой будет выделено жирным шрифтом.

Напоследок по поводу опасности Stranded wreck, которая выступает над поверхностью. Эта опасность обозначается только присвоенным ей значком (затонувшее судно) независимо от настроек опции Isolated danger symbol. В пределах мелководья эта опасность будет отображаться, только если включен слой с опасностями (дисплей в режиме ‘Custom’ или ‘All’), как и показано на рисунке. В режиме ‘Standard display’ эта опасность будет отображаться, только если она находится за пределами мелководья, т.е. вне Safety contour.

Довольно немаленький получился пост. Надеюсь, все было понятно, и эта информация будет полезна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *