Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя

Пост перед Причастием

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.

Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.

В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.

Что едят в пост перед причастием?

Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?

Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.

Можно ли морепродукты в пост перед причастием?

Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.

Можно ли кофе в пост перед причастием?

Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.

Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.

Пост перед причастием в сплошную седмицу

И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.

Источник

Пост перед Причастием

Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Смотреть фото Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Смотреть картинку Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Картинка про Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Фото Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя

Зачем нужен пост перед Причастием

Пост заключается в духовном (прежде всего) и телесном, физическом воздержании. Пост — обязательный элемент в подготовке к Таинству Святого Причастия, наряду с молитвой и исповедью. Готовясь к Причастию, человек должен понимать, что духовное и телесное воздержание тесно связаны друг с другом и одного только ограничения в еде — недостаточно. Так же и отказ от определенных продуктов тоже играет важную роль. Ведь Господь недаром дал нам не только душу, но и тело для жизни в земном мире, а, значит, отказ от земных наслаждений влияет на наше духовное состояние и пост перед Причастием очень важен.

Постящийся должен соблюдать телесную чистоту, ограничив себя в еде, воздерживаясь от супружеских обязанностей и духовную, посещая церковные службы, читая молитвы и каноны к Причастию, держа свои мысли в чистоте и, примирившись со всеми. Именно так проходит пост перед Причастием по замыслу Бога.

Что касается ограничений в еде, следует знать, что Типиконом прописано шесть степеней.

Сколько дней поститься перед Причастием

Какой степени телесного поста и, как долго придерживаться перед Причастием, решает сам человек, но новоначальным лучше согласовать со своим священником в Церкви. Излишнее усердие, которое приведет к ухудшению состояния здоровья — так же плохо, как послабление из лени или чревоугодия. В этом вопросе также важно учитывать возраст, общее состояние организма. Разобравшись в вашей личной ситуации, священник даст совет и определит количество дней поста, так как в обязательных церковных правилах об этом не говорится.

Можно ли не поститься перед Причастием

Несмотря на это, существуют определенные православные принципы и обычаи, соблюдающиеся в Церкви. Они существуют в течение длительного времени и православные христиане стараются их придерживаться. Человек, соблюдающий все посты — многодневные и однодневные, прописанные в церковном уставе, хорошо подготовлен к Причастию, и ему необязательно длительное время придерживаться воздержания в пище перед этим Таинством.

Если же человек еще ни разу в жизни не постился, ему, как уже было сказано, необходимо поговорить со священником. Самый распространенный срок соблюдения поста перед Причастием — три дня. Он может быть увеличен, но максимального временного предела не существует.

Обязательное каноническое правило, которого придерживаются все православные христиане — это запрет принимать пищу перед Причастием. Строгий пост, то есть полный отказ от пищи и воды, начинается с полуночи. Приступать к Таинству Причастия надо натощак. Тщательно подготовившись к Причастию во время Поста и, исповедовавшись в собственных грехах, человек может приступить к этому Великому Таинству, приближающему человека к Богу.

Читайте также

Источник

Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Смотреть фото Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Смотреть картинку Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Картинка про Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Фото Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Источник

Как соблюдать пост перед исповедью и причастием

Пост в православии – это очень ответственное для каждого верующего время, в которое происходит борьба со страстями, воздержание от всего, что может встать между человеком и Богом. Соблюдая его, христиане употребляют более легкую пищу, ограничивают себя в общении и в различных удовольствиях. Согласно Священному Писанию, пост считается одним из средств спасения души. По утверждению многих духовных отцов, он укрепляет дух и тело. Церковь рекомендует поститься накануне некоторых священных обрядов, о которых будет рассказано далее.

Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Смотреть фото Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Смотреть картинку Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Картинка про Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Фото Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя

Всегда ли нужен пост перед исповедью и причастием

Пост перед исповедью не является строго обязательным, если она проводится без последующего причастия. Поститься надо лишь в том случае, если исповедальный обряд будет соединяться с данным таинством.

В отличие от исповеди поститься перед причастием нужно всегда. Этот ритуал считается одним из важнейших для христиан. Причастие символизирует собой единение с Богом посредством принятия Христовых Тайн – хлеба (Тела Христова) и вина (Его Крови). Причащаясь, мирянин получает надежду на спасение своей души. Делать это можно достаточно часто, однако лучше всего – не менее одного раза в месяц

Каждое воскресенье в православных храмах проходит литургия – утренняя Божественная служба, во время которой обязательно проводится исповедь с причастием. Приходя в церковь в этот день для исповедания и причащения, нужно обязательно правильно подготовиться.

В прошлом верующим людям, которые держали пост перед причастием, требовалось поститься не менее одной недели. Сегодня православная церковь позволяет мирянам ограничивать себя меньше – на протяжении трех дней.

Что можно есть постящимся

В список пищи, разрешенной к употреблению во время поста перед исповедью с причастием, входят:

Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Смотреть фото Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Смотреть картинку Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Картинка про Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Фото Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя

Из напитков допускаются соки, компоты, чай, кофе, какао, кисель, морс, обычная и минеральная вода. Молоко животного происхождения рекомендуется заменять растительными аналогами (соевым, кокосовым или миндальным). В пост можно употреблять многие сладости – козинаки, мармелад, халву, леденцы, рахат-лукум, мед.

Во время поста вместо обычной воды рекомендуется пить святую. Употреблять ее нужно в количестве 2 л в сутки. Если предстоят исповедь и причастие, постящийся христианин должен постоянно читать покаянные молитвы, размышлять о содеянных грехах, в которых собирается покаяться.

Запрещенное меню

Постящимся людям потребуется отказаться от определенных продуктов:

Необходимо обязательно убирать из меню пряности, острую пищу, возбуждающую аппетит и желание есть. В дни, на которые приходится строгий пост, под запрет также попадает рыба.

Алкоголь и курение полностью исключаются. Стоит заметить, что эти вредные привычки неприемлемы для верующих не только в период поста, но и в обычные дни.

Другие ограничения

Пост не только требует соблюдать диету. Он также подразумевает духовное воздержание. В такой период необходимо:

Дни перед причастием следует проводить в постоянной молитве. Согласно церковным правилам, обязательно читаются каноны Господу, Царице Небесной и Ангелу-Хранителю. В день проведения обряда после полуночи нельзя ничего есть. С утра, незадолго до таинства, запрещено вкушать пищу и пить святую воду. Перед обрядом ни в коем случае не стоит курить.

Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Смотреть фото Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Смотреть картинку Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Картинка про Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя. Фото Трехдневный пост перед причастием что можно а что нельзя

Некоторым категориям мирян исповедоваться и причащаться временно нельзя. Запрещается присутствовать в храме женщинам, у которых проходят критические дни. Исключением может стать особая ситуация, когда речь идет о смертельной опасности или тяжелой болезни.

В воскресный день, когда будет проводиться исповедь с причастием, необходимо вставать в 5–6 часов утра. Именно поэтому в субботу лучше лечь спать пораньше. В воскресенье, перед походом в храм, необходимо читать покаянный канон Господу Иисусу Христу, канон к причастию, а также молитвенные тексты из молитвослова.

Кому разрешено ослабление поста

Иногда пост перед исповедью или причастием становится менее строгим. Он может послабляться:

Некоторые из запрещенных продуктов могут кушать кормящие мамы. Однако нужно помнить, что во всех случаях, считающихся исключением, предполагается обязательный пост душевный.

Если взрослому или ребенку предстоит таинство причастия, возможность ослабления или отмены поста должна быть согласована со священником. Батюшка примет правильное решение после изучения всех деталей имеющейся ситуации.

В заключение необходимо напомнить о том, что пост нужен верующему человеку не только для телесных ограничений. Сами по себе они мало что означают, если отсутствует важнейшая духовная составляющая. Отказавшись от употребления определенных видов пищи, необходимо одновременно всячески избавляться от внутренней грязи, от греховных мыслей и намерений. Только комплексное воздержание души и тела позволит христианину правильно подготовиться к великим церковным таинствам, заповеданным самим Спасителем, – исповеди и причастию.

Источник

Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка

Суще­ствуют разные меры гове­ния перед При­ча­стием, еди­ного пра­вила, кото­рое было бы уста­нов­лено для всех, не суще­ствует.

Прак­тика трёх-семи­днев­ного поста перед При­ча­стием воз­никла в 18–19 веках, в период евха­ри­сти­че­ского охла­жде­ния, когда люди при­ча­ща­лись раз-два в год, соот­вет­ственно они и пости­лись около недели.

Пра­вила трех­днев­ного поста перед при­ча­стием не суще­ствует

мит­ро­по­лит Воло­ко­лам­ский Ила­рион

Еди­ного для всех пра­вила поста перед при­ча­стием не суще­ствует, оно уста­нав­ли­ва­ется инди­ви­ду­ально, заявил глава сино­даль­ного Отдела внеш­них цер­ков­ных связей (ОВЦС) мит­ро­по­лит Воло­ко­лам­ский Ила­рион.

«Пра­вила трех­днев­ного поста перед при­ча­стием, кото­рое бы пред­пи­сы­ва­лось цер­ков­ными кано­нами или уста­вом, просто не суще­ствует», – заявил вла­дыка, отве­чая на вопросы слу­ша­те­лей лекции, кото­рую он про­чи­тал в Цен­траль­ном доме жур­на­ли­ста в Москве. По его мнению, сего­дня, если живу­щий пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью чело­век желает часто при­ча­щаться, осо­бенно если он испол­няет уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью посты, «нет необ­хо­ди­мо­сти нала­гать на него какие-то допол­ни­тель­ные посты сверх уста­нов­лен­ных цер­ков­ным уста­вом и кален­да­рем». Но эти вопросы в конеч­ном итоге каждый должен решать со своим духов­ни­ком, под­черк­нул иерарх.

Что каса­ется прак­тики нало­же­ния епи­ти­мьи, когда, напри­мер, веру­ю­щего отлу­чают от при­ча­стия, то это, по его словам, целе­со­об­разно и пра­во­мерно, если свя­щен­ник уверен, что такое нака­за­ние «при­не­сет плод, помо­жет чело­веку осо­знать свою гре­хов­ность и, в конеч­ном итоге, при­бли­зит каю­ще­гося к Богу, а не отда­лит от Него».

«К сожа­ле­нию, в наше время отказ от при­ча­стия Святых Хри­сто­вых Таин часто озна­чает, что чело­век просто ока­зы­ва­ется перед необ­хо­ди­мо­стью отойти от глу­бо­кой рели­ги­оз­ной жизни. Поэтому в данном вопросе необ­хо­дим инди­ви­ду­аль­ный подход, и каждый духов­ник должен при­ни­мать очень взве­шен­ное и точное реше­ние», – под­черк­нул мит­ро­по­лит Ила­рион, слова кото­рого при­во­дит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евха­ри­стия есть «самое боль­шое чудо, кото­рое может совер­шаться в жизни чело­века и в жизни Церкви, причем для уча­стия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, поку­пать билеты, сна­ря­жать само­леты, не надо отправ­ляться в долгое палом­ни­че­ство – доста­точно лишь дойти до бли­жай­шего храма».

Вла­дыка с сожа­ле­нием кон­ста­ти­ро­вал, что сего­дня в цер­ков­ной среде есть увле­че­ние чуде­сами, «а то чудо, кото­рое совер­ша­ется в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совер­ша­ется Боже­ствен­ная евха­ри­стия, часто оста­ется неза­ме­чен­ным и вос­при­ни­ма­ется как что-то обыч­ное и рутин­ное, как и те изме­не­ния, кото­рые совер­ша­ются с очень мно­гими людьми, – их духов­ное пре­об­ра­же­ние».

Мит­ро­по­лит Ила­рион также указал на важ­ность испо­веди перед при­ча­стием – прак­тики, кото­рая имеет место не во всех помест­ных Церк­вях.

«Для чего важна испо­ведь? Она нужна не только для того, чтобы чело­век был допу­щен к при­ча­ще­нию Святых Хри­сто­вых Таин, но и для того, чтобы каю­щийся осо­знал свои грехи, про­из­вел некий само­ана­лиз перед лицом Бога и перед лицом свя­щен­ника», – сказал он, доба­вив, что испо­ведь – это тоже таин­ство, кото­рое имеет цели­тель­ную силу.

По словам архи­ерея, истин­ное пра­во­сла­вие невоз­можно без посто­ян­ного уча­стия каж­дого хри­сти­а­нина в евха­ри­стии, но «сего­дня, к сожа­ле­нию, многим людям мысль о частом при­ча­ще­нии все еще кажется неви­дан­ным нов­ше­ством». Он напом­нил, что вопрос о частоте при­ча­ще­ния был поднят в про­цессе под­го­товки к Помест­ному Собору Рус­ской церкви 1917–1918 годов, и было реко­мен­до­вано, со ссыл­кой на свя­то­оте­че­ское пре­да­ние, вер­нуться к пер­во­хри­сти­ан­ской прак­тике при­ча­ще­ния в каждый вос­крес­ный день.

«Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются»

Мит­ро­по­лит Кал­лист (Уэр) хорошо знаком нашим чита­те­лям, и не только бла­го­даря своим книгам, тиражи кото­рых рас­хо­дятся очень быстро. В про­шлом году «Пра­во­сла­вие в Укра­ине» пуб­ли­ко­вало интер­вью с этим выда­ю­щимся совре­мен­ным бого­сло­вом и цер­ков­ным дея­те­лем, где под­ни­ма­лись вопросы един­ства Церкви и поло­же­ния пра­во­сла­вия в Укра­ине. Сего­дня мы пред­ла­гаем вам позна­ко­миться с пас­тыр­ской сто­ро­ной слу­же­ния вла­дыки Кал­ли­ста – архи­ерея Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­ар­хата и Окс­форд­ского про­фес­сора.

Наша беседа с почтен­ным бого­сло­вом каса­лась акту­аль­ных сего­дня вопро­сов под­го­товки ко При­ча­стию, соот­но­ше­ния при­ча­ще­ния с испо­ве­дью и неко­то­рых раз­ли­чий в гре­че­ской и рус­ской прак­тике.

– В про­шлом году в Москве состо­я­лось пас­тыр­ское сове­ща­ние по типу круг­лого стола, на кото­ром обсуж­да­лись вопросы поста, молит­вен­ного пра­вила и испо­веди перед при­ча­ще­нием. В Рус­ской Церкви сло­жи­лась тра­ди­ция перед При­ча­стием поститься три дня, про­чи­ты­вать три канона и после­до­ва­ние ко При­ча­ще­нию, а также обя­за­тельно испо­ве­до­ваться. Как вы пола­га­ете, можно ли облег­чить под­го­товку ко при­ча­ще­нию?

– Мы должны при­ни­мать во вни­ма­ние тра­ди­ции каждой мест­ной Церкви и не менять тре­бо­ва­ния вне­запно. Под­ня­тый вами вопрос очень важен, осо­бенно для нас, живу­щих на Западе, где пра­во­слав­ные греки живут бок о бок с рус­скими и порой ока­зы­ва­ются даже в одном при­ходе, как, напри­мер, про­ис­хо­дит в Окс­форде. Лично я под­дер­жи­ваю частое при­ча­ще­ние. Частое – но не лег­ко­мыс­лен­ное или небреж­ное. Частое при­ча­ще­ние – да, но всегда с долж­ной под­го­тов­кой. Но что пони­мать под долж­ной под­го­тов­кой?

Во-первых, что каса­ется таин­ства испо­веди. В визан­тий­ской и совре­мен­ной гре­че­ской тра­ди­ции, насколько я могу это про­сле­дить, нико­гда не тре­бо­ва­лось, чтобы хри­сти­а­нин каждый раз испо­ве­до­вался перед при­ча­ще­нием. Испо­ведь и При­ча­стие рас­смат­ри­ва­ются как два отдель­ных таин­ства. Мне неиз­вестно, чтобы Все­лен­ские соборы при­ни­мали какие-либо каноны в отно­ше­нии обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­ще­нием. Этот обычай имел осно­ва­ние в Румын­ской и сла­вян­ских церк­вах. Я пред­по­чи­таю гре­че­ский подход. При этом каждый хри­сти­а­нин обязан регу­лярно испо­ве­до­ваться, но не обя­за­тельно всякий раз, когда при­сту­пает ко При­ча­стию. Такая прак­тика и в Окс­форде, как у греков, так и у рус­ских. Я бы хотел, чтобы испо­ведь рас­смат­ри­вали как отдель­ное таин­ство, а не просто эле­мент под­го­товки ко при­ча­ще­нию. Я пони­маю, что суще­ствуют пас­тыр­ские труд­но­сти в России, где очень много людей желает при­сту­пать ко при­ча­ще­нию, а свя­щен­ники просто не имеют время выслу­шать все испо­веди. Думаю, что лучше было бы не так часто испо­ве­до­ваться, но чтобы испо­ведь была дей­стви­тельно серьез­ным таин­ством, чтобы было доста­точно вре­мени для каю­ще­гося открыть свое сердце, а для свя­щен­ника – серьезно иссле­до­вать его состо­я­ние, что невоз­можно сде­лать, когда за каю­щимся стоит оче­редь в сотню чело­век.

– Тогда встает вопрос: как я могу при­сту­пать ко Свя­тому При­ча­стию, если за время, про­шед­шее после послед­ней испо­веди, я совер­шил некие грехи? Пусть это не такие серьез­ные грехи, как убий­ство или пре­лю­бо­де­я­ние, а так назы­ва­е­мые повсе­днев­ные, но это ведь все равно грехи.

– Вы совер­шенно правы: мы все греш­ники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны раз­ли­чать доста­точно серьез­ные грехи, кото­рые непре­менно должны испо­ве­до­вать, и грехи менее серьез­ные. Конечно, такое раз­ли­че­ние не вполне может быть обос­но­вано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серье­зен, но все-таки мы можем раз­ли­чать грехи. Если кто-либо совер­шил пре­лю­бо­де­я­ние, он обя­за­тельно должен испо­ве­до­ваться и, веро­ятно, поне­сти опре­де­лен­ную епи­ти­мию. С другой сто­роны, если мы согре­шили просто помыш­ле­нием, это не пре­пят­ствует нам при­ча­щаться. Если мы очень сильно поссо­ри­лись с другом, то должны вна­чале пока­яться в этом, прежде чем при­сту­пать ко При­ча­стию; но если эта ссора была мимо­лет­ной и мы сразу при­ми­ри­лись, то можем, мне кажется, при­ча­щаться без испо­веди.

Давайте осо­знаем, что само При­ча­стие пре­по­да­ется во остав­ле­ние грехов, – ведь такие слова мы про­из­но­сим при при­ча­ще­нии. Хотя, конечно, При­ча­стие не заме­няет испо­веди. Кроме того, в молит­вах перед При­ча­стием мы также просим о про­ще­нии грехов.

– Давайте вер­немся к такому аспекту под­го­товки ко При­ча­стию, как пост.

– Тра­ди­ция поститься три дня или неделю перед При­ча­стием – это тоже мест­ный рус­ский обычай. Если мы обра­тимся к кано­нам или опре­де­ле­ниям Все­лен­ских собо­ров, то не найдем такого тре­бо­ва­ния. Каноны гово­рят о посте по средам и пят­ни­цам, о четы­рех мно­го­днев­ных постах в тече­ние года, кроме того, в бого­слу­жеб­ных книгах мы встре­чаем ука­за­ние еще на несколько пост­ных дней, напри­мер, день Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи или празд­ник Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня. Но в кано­нах ничего не ска­зано о необ­хо­ди­мо­сти поститься три дня или целую неделю перед при­ча­стием. Мне кажется, что тре­бо­ва­ния испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­ще­нием и поститься неделю или три дня воз­никли тогда, когда При­ча­стие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упад­ком. В древ­ней Церкви хри­сти­ане обычно при­ча­ща­лись каждое вос­кре­се­нье. Я думаю, что в тех Церк­вах, где при­ча­стие стало редким, было бы непра­вильно резко менять тра­ди­цию и тре­бо­вать непре­менно при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье. Но я уверен, что при­ча­щаться три-четыре раза в год недо­ста­точно. На прак­тике очень хорошо при­сту­пать ко При­ча­стию каждое вос­кре­се­нье. Поэтому я скажу так: соблю­дайте пост по средам и пят­ни­цам, воз­дер­жи­вай­тесь также в суб­боту вече­ром, испо­ве­дуй­тесь хотя бы раз в месяц, но при­ча­щай­тесь по воз­мож­но­сти чаще. Такую прак­тику я реко­мен­дую людям, кото­рых готовлю ко вступ­ле­нию в Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Если же чело­век при­ча­ща­ется раз в месяц или реже, я говорю, что это слиш­ком редко. Если мы посмот­рим на прак­тику древ­ней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они сви­де­тель­ствуют о частом при­ча­ще­нии. Не только ранние, но и более позд­ние отцы, такие как святой Симеон Новый Бого­слов или живший в XVIII веке пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец, соста­ви­тель «Доб­ро­то­лю­бия», гово­рят в пользу частого при­ча­ще­ния. И я считаю, что дви­же­ние в Гре­че­ской Церкви за частое при­ча­стие – это хоро­шее явле­ние. Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются. Думаю, что пра­вила в отно­ше­нии испо­веди и поста перед при­ча­ще­нием могут быть изме­нены. Но эти вопросы, как мне кажется, нахо­дятся в ком­пе­тен­ции мест­ных Церк­вей.

Помню, когда я только принял пра­во­сла­вие, около пяти­де­сяти лет назад, свя­щен­ник на литур­гии выхо­дил с Чашей и гово­рил: «Со стра­хом Божиим, верою и любо­вию при­сту­пите», – но никто не под­хо­дил. Никто не при­ча­щался. И я еще тогда ощутил: это не может быть пра­виль­ным. Теперь же на Западе в пра­во­слав­ных церк­вах при­ча­ща­ются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы при­ча­ща­емся не потому, что уве­рены в соб­ствен­ной пра­вед­но­сти, но потому что верим в милость Божию. Мы под­хо­дим к Чаше, потому что мы при­званы, мы ведь назы­ваем При­ча­стие Свя­тыми Дарами. При­ча­стие – это не нечто такое, что можно зара­бо­тать или заслу­жить, это всегда сво­бод­ный дар любви Божией.

– Перед при­ча­ще­нием свя­щен­ник воз­гла­шает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отве­чает: «Един Свят, един Гос­подь Иисус Хри­стос…». Однако мы, не будучи свя­тыми в этом смысле, все же дер­заем при­ча­щаться… С другой сто­роны, мы знаем, в Новом Завете и в литур­ги­че­ских текстах свя­тыми назы­ва­ются все хри­сти­ане, кто не отлу­чен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соот­но­сится свя­тость и личное нрав­ствен­ное совер­шен­ство чело­века?

– Прежде всего, если гово­рить о пони­ма­нии свя­то­сти, сле­дует исполь­зо­вать три слова: один, неко­то­рые, все. Один свят – Иисус Хри­стос. Свя­тость при­над­ле­жит Богу, только Он свят по Своей при­роде. Мы можем быть святы только через при­ча­стие свя­то­сти Божией. Далее, мы гово­рим, что к свя­то­сти при­званы все. Когда апо­стол Павел адре­сует свои посла­ния всем святым в Риме, в Колос­сах и т. д., он обра­ща­ется к хри­сти­ан­ским общи­нам. Также и апо­стол Петр пишет о хри­сти­а­нах как о «святом народе». В этом смысле святы все хри­сти­ане. Нако­нец, мы гово­рим о тех святых, кото­рые про­слав­лены Цер­ко­вью и кото­рые отме­чены в цер­ков­ном кален­даре. То же самое мы можем ска­зать и о свя­щен­стве. Один только Пер­во­свя­щен­ник – Иисус Хри­стос, как гово­рится в Посла­нии к Евреям. Затем, через кре­ще­ние все хри­сти­ане ста­но­вятся свя­щен­ни­ками, как пишет апо­стол Петр, назы­вая хри­стиан не только святым наро­дом, но и «цар­ствен­ным свя­щен­ством». Далее, свя­щен­ни­ками ста­но­вятся неко­то­рые – кого Цер­ковь избрала и поста­вила на это слу­же­ние через воз­ло­же­ние рук. Таким обра­зом, и у свя­то­сти, и у свя­щен­ства есть три уровня.

Мы все при­званы к свя­то­сти. Поэтому, если я под­хожу к При­ча­стию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я греш­ник, тре­бу­ю­щий Божией помощи, кото­рая пода­ется мне в Святом При­ча­стии.

Разу­ме­ется, неко­то­рые люди по при­чине совер­шен­ных грехов не могут при­ни­мать При­ча­стие. Но в основ­ном, конечно, При­ча­стие – это не награда святым, а помощь для греш­ни­ков. В неко­то­рых житиях мы читаем, что были такие святые, кото­рые после при­ча­ще­ния долгое время не при­сту­пали вновь к Чаше, как, напри­мер, святая Мария Еги­пет­ская. Она при­ча­сти­лась в храме Гроба Гос­подня и затем ушла в пустыню, где многие годы не при­ни­мала Святые Дары, при­ча­стив­шись затем лишь перед самой кон­чи­ной.

– Но может ли это быть общим пра­ви­лом?

Конечно, это не общее пра­вило. Это пра­вило для святых, кото­рые в тече­ние многих лет могут жить одним При­ча­стием. Но мы должны при­ча­щаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуж­да­емся в помощи, в бла­го­дати.

– Какое место в под­го­товке к при­ча­ще­нию зани­мает нрав­ствен­ное совер­шен­ство? Многие люди у нас в Киеве испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, испо­ве­до­вав­шись с вечера, утром снова просит при­нять испо­ведь, потому что за вечер или ночь чем-то согре­шил – небла­го­че­сти­выми мыс­лями, дви­же­ни­ями сердца и пр. Кроме того, многие хри­сти­ане каждый раз, неделя за неде­лей, испо­ве­дуют одни и те же грехи. Как можно давать обе­ща­ние на испо­веди не повто­рять эти так назы­ва­е­мые «повсе­днев­ные» грехи, если я точно знаю, что буду их совер­шать?

– Слиш­ком частое хож­де­ние на испо­ведь может выра­жать своего рода суе­ве­рие. Стоит пом­нить, что При­ча­стие – это бла­го­дать, а дьявол не хочет, чтобы мы при­ни­мали бла­го­дать. И поэтому он ищет любые спо­собы сде­лать так, чтобы мы пере­стали при­ча­щаться. Когда слу­ча­ется, что нас посе­щает гре­хов­ный помысл, что может слу­читься даже во время Боже­ствен­ной литур­гии, мы должны просто рас­ка­яться в этом внутри себя и при­сту­пать ко При­ча­стию, поскольку это дья­воль­ское иску­ше­ние.

Бла­го­дать, кото­рая пода­ется в таин­стве пока­я­ния, очень важна для каж­дого из нас. Но мы должны при­ни­мать на себя ответ­ствен­ность и «играть свою партию». Нельзя пре­вра­щать испо­ведь в меха­ни­че­ское пере­чис­ле­ние одних и тех же грехов. Она должна быть доста­точно редкой, чтобы быть собы­тием, дей­стви­тельно рас­кры­тием своего внут­рен­него состо­я­ния. Каждый день в вечер­них молит­вах мы просим о про­ще­нии грехов. И если мы искренне молимся о про­ще­нии, Бог про­щает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на испо­ведь ходить не нужно. Неко­то­рые наши про­ступки пре­пят­ствуют при­ча­ще­нию до тех пор, пока мы их не испо­ве­дуем. Но мы должны все­рьез отно­ситься к пока­ян­ным молит­вам из нашего еже­днев­ного пра­вила. Испо­ведь не должна ста­но­виться слиш­ком частой. Сле­дует более ответ­ственно под­хо­дить к этому. Слиш­ком частое хож­де­ние на испо­ведь обес­це­ни­вает ее.

Мы должны пони­мать, что дей­стви­тельно нуж­да­емся в том, чтобы снова и снова испо­ве­до­вать одни и те же грехи. Не сле­дует избе­гать испо­веди по той при­чине, что грехи повто­ря­ются. Обычно за ночь мы не ста­но­вимся свя­тыми. Нам нужна борьба, посто­ян­ное аске­ти­че­ское усилие над собой. Но Божия бла­го­дать совер­шает в нас пере­мену. Воз­можно, мы ее не заме­чаем, но она про­ис­хо­дит. С помо­щью еже­днев­ных усилий, бла­го­дати Божией, испо­веди и прежде всего при­ча­ще­ния мы можем дви­гаться вперед – сми­ренно и тихо.

– Но бывает и так, что люди разо­ча­ро­вы­ва­ются в своих уси­лиях, поскольку испо­ве­дуют одно и то же, при­ча­ща­ются, а ника­кой пере­мены к луч­шему за собой не наблю­дают. Осо­бенно это чув­ству­ется в боль­ших горо­дах с их суетой, когда у чело­века прак­ти­че­ски не оста­ется вре­мени на духов­ную жизнь. Работа, долгая выма­ты­ва­ю­щая дорога в проб­ках, семей­ные заботы… Далеко не все нахо­дят время даже для утрен­них или вечер­них молитв.

– На самом деле мы, кли­рики, и осо­бенно монахи, кото­рым не надо забо­титься о семье и детях, пони­маем те усло­вия, в кото­рых живут семей­ные хри­сти­ане. Люди вынуж­дены много рабо­тать, подолгу доби­раться на работу и домой, а вече­ром дома тоже много чего нужно сде­лать… Мы должны пони­мать эти непро­стые усло­вия, в кото­рых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый хри­сти­а­нин может найти хотя бы немного вре­мени утром и вече­ром, чтобы помо­литься перед иконой. Даже пять минут утром и вече­ром имеют огром­ное зна­че­ние. Эти минуты задают «направ­ле­ние» целому дню и дают ту глу­бину, кото­рой невоз­можно достичь иначе. Сле­дует ска­зать и о крат­ких молит­вах, кото­рые можно тво­рить в тече­ние дня. Мы можем молиться, когда при­ни­маем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем исполь­зо­вать крат­кие молитвы, напри­мер, Иису­сову: «Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя», – или «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе», или «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», либо другие крат­кие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое заня­тое время, или, напри­мер, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно уви­деть, что кроме спе­ци­аль­ного отве­ден­ного вре­мени для молитвы перед иконой (кото­рое нужно каж­дому из нас), есть воз­мож­ность сво­бодно молиться и в тече­ние дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в тече­ние дня, то надо выби­рать для этого самые крат­кие и про­стые молитвы, такие как Иису­сова. Тво­рить молитву Иису­сову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путе­ше­ствуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апо­стол Павел пишет: «Непре­станно моли­тесь». Он гово­рит о том, что весьма трудно, но начи­на­ется с очень про­стого: с частых крат­ких молитв в тече­ние дня. С помо­щью таких молитв мы можем напол­нить весь свой день при­сут­ствием Христа – и это есть путь к истин­ной молитве. Ищите Христа везде. Иису­сову молитву могут тво­рить не только монахи или кли­рики, но и миряне, име­ю­щие семьи и мир­ские обя­зан­но­сти. Тво­рите Иису­сову молитву – не тогда, когда тре­бу­ется повы­шен­ная кон­цен­тра­ция вни­ма­ния, но во все про­ме­жу­точ­ные моменты. Мы можем соеди­нить время молитвы и работу. Учиться такому спо­собу Иису­со­вой молитвы очень важно в нашей повсе­днев­ной жизни. И также Иису­со­вой молитве хорошо учить детей. Они могут время от вре­мени повто­рять Иису­сову молитву с самого ран­него воз­раста, потому что она очень про­стая.

Тра­ди­ция трех­днев­ного поста

Марк, епи­скоп Его­рьев­ский,
заме­сти­тель Пред­се­да­теля Отдела внеш­них цер­ков­ных связей Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии

Тра­ди­ция трех­днев­ного поста идет от тра­ди­ции сино­даль­ного пери­ода, когда при­ча­ща­лись один-два раза в год. В этой ситу­а­ции нор­мально и очень хорошо, если чело­век перед при­ча­стием попо­стится 3 дня. Сего­дня, как пра­вило, духов­ники и свя­щен­ники реко­мен­дуют при­ча­щаться гораздо чаще. Полу­ча­ется некое про­ти­во­ре­чие: люди, кото­рые хотят при­ча­щаться часто, обре­кают себя на почти посто­ян­ный пост по чет­вер­гам и суб­бо­там, что ста­но­вится для многих непо­силь­ным подви­гом. Если мы и в даль­ней­шем не будем отно­ситься к этому вопросу с рас­суж­де­нием, то это будет ока­зы­вать свое отри­ца­тель­ное воз­дей­ствие на духов­ную жизнь нашей Церкви.

Нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием

игумен Вато­пед­ского мона­стыря архи­манд­рит Ефрем

– Ска­жите, батюшка, как пра­вильно гото­виться ко Свя­тому При­ча­стию? У нас в тра­ди­ции – миряне должны поститься три дня, а свя­щен­ники не постятся перед При­ча­стием. Чем объ­яс­ня­ется такое раз­ли­чие?

– Я знаю, что в России неко­то­рые свя­щен­ники гово­рят, что перед При­ча­стием надо поститься три дня, а неко­то­рые – пять дней. На самом деле нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием. Дока­за­тель­ством этому служит то, что свя­щен­ники не постятся в обя­за­тель­ном порядке, а потом не только при­ча­ща­ются на сле­ду­ю­щий день, но и служат Литур­гию. Мы ведь соблю­даем посты опре­де­лен­ные – четыре поста в году и посты в среду и пят­ницу, думаю, что этих постов доста­точно. Если кто-то хочет поститься перед При­ча­стием даже целую неделю ради аскезы, ради бла­го­го­ве­ния, пожа­луй­ста, но чтобы это уза­ко­ни­вали духов­ники – об этом мы нигде и нико­гда не слы­шали. Если бы это было обя­за­тель­ным усло­вием для При­ча­стия, во-первых, свя­щен­ники должны были бы поститься всегда. Иногда гово­рят, что хри­сти­а­нам надо только раз в два-три месяца при­ча­щаться, – такого закона тоже нет. Когда у хри­сти­а­нина нет смер­тель­ных грехов, он вправе при­ча­щаться зна­чи­тельно чаще.

Фраг­мент встречи с миря­нами в Духовно-про­све­ти­тель­ском центре Ека­те­рин­бург­ской мит­ро­по­лии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *