сколько белка нужно детям в день
Сколько белка нужно ребёнку, чтобы он правильно развивался
К чему приводит недостаток белка в детском рационе:
Количество белка в рационе зависит от двух переменных: возраста и веса ребёнка. Чем младше ребёнок, тем больше белка он должен потреблять на каждый килограмм массы тела.
Новорожденные дети
Количество
Чтобы получить суточную норму белка для новорожденных деток, получите и сложите две величины.
Качество
Ребёнку важно не только количество, но и качество белка. Самый качественный белок (подходящий по составу и усваиваемый на 100%) – это белок из молока матери.
Когда малышу исполнится 4-6 месяцев, можно вводить прикорм. Он нужен, чтобы поддержать детский организм в период усиленного роста мышечной и соединительной тканей.
Усвояемость
Кишечные инфекции, дисбактериоз, аллергии и другие неполадки в работе пищеварительной системы ухудшают усвоения белка из маминого молока.
Плохо он усваивается и у деток с ослабленными функциями желудка, поджелудочной железы, тонкой и толстой кишки, а также при нарушении кишечной моторики и транзита.
Рекомендованная суточная норма белка рассчитывается с учётом этих потерь.
Дети старше 1 года
Учёные не сошлись в единой формуле подсчёта суточной нормы белка для детей, поэтому предлагаем усреднённые значения.
4 г на 1 кг тела, из которых 75 % должно приходиться на животный белок |
3,5 г на 1 кг тела, из которых 60-65 % животного белка |
3 г на 1 кг тела, не менее 50% животного белка |
2,5 г на 1 кг тела, также не менее 50% животного белка |
Детям необходим животный белок, так как он по составу максимально похож на белок в организме ребёнка.
Просчитайте норму потребления протеина для вашего ребёнка, кормите его разнообразно, чтобы ЖКТ укреплялся, а белок – усваивался.
О нормах физиологических потребностей детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии (к Всемирному дню прав потребителей в 2015 году)
О нормах физиологических потребностей детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии (к Всемирному дню прав потребителей в 2015 году)
Для гармоничного физического развития и роста детей и подростков питание должно удовлетворять их физиологические потребности в основных пищевых веществах и энергии.
В дошкольных организациях нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах должны быть не меньше значений, указанных в таблице№1.
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах в дошкольных организациях
* – потребности для детей первого года жизни в энергии, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела.
** – потребности для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании
Распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в дошкольной организации рекомендуется проводить с учетом таблицы№2.
Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в дошкольных организациях, %
Для детей с круглосуточным пребыванием
Для детей с дневным пребыванием 8-10 час.
Для детей с дневным пребыванием 12 час.
дополнительный прием пищи перед сном – кисломолочный напиток с булочным или мучным кулинарным изделием
Полдник (10-15%) */ или уплотненный полдник (30-35%)
* вместо полдника и ужина возможна организация уплотненного полдника (30-35%)
В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.
В общеобразовательных организациях при одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15% (для обучающихся во вторую смену – до 20-25%), ужин – 25%. При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак – 20%, обед – 30-35%, полдник – 15%, ужин – 25%, второй ужин – 5-10%. При организации шестиразового питания: завтрак – 20%, второй завтрак – 10%, обед – 30%, полдник – 15%, ужин – 20%, второй ужин – 5%. Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.
В суточном рационе питания обучающихся оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, должна составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности, как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1,5.
Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрастес 7 до 11 и с 11 лет и старше
Название пищевых веществ
Усредненная потребность в пищевых веществах для обучающихся двух возрастных групп
Энергетическая ценность, ккал
Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
Название пищевых веществ
Потребность в пищевых веществах для обучающихся юношей и девушек
в т.ч. животного происхождения
в т. ч. растительного происхождения
Энергетическая ценность, ккал
Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях
Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии, %
Завтрак в школе (первая смена)
Рекомендации по распределению в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в общеобразовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (школы-интернаты, кадетские корпуса и др.)
Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии, %
Питание воспитанников детских домов и школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации должно полностью обеспечивать растущий организм энергией и основными пищевыми веществами (табл. №7). Следует учитывать общее количество белков, жиров, углеводов, их соотношение (белки: жиры: углеводы – 1:1:4). Организация рационального питания предусматривает строгое выполнение режима. Оптимальным является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5-4 ч. Суточная калорийность рациона должна распределяться: завтрак – 25% калорий, второй завтрак – 10%, обед – 35-40%, полдник – 10%, ужин – 20-25%.
Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии
Примечание:Через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).
Питание в загородных стационарных оздоровительных организациях должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии и быть не меньше значений, указанных в таблице 8.
Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей
Название пищевых веществ
Усредненная потребность в пищевых веществах для детей возрастных групп:
Энергетическая ценность – калорийность, ккал
* – без учета повышенных энерготрат
Распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в загородных стационарных организациях следует проводить с учетом таблицы 9.
Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в течение дня
Доля суточной потребности в энергии, %
Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня в загородных стационарных оздоровительных организациях допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.
Распределение калорийности в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул по приемам пищи в процентном отношении от суточного рациона должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%.Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за оздоровительную смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.
Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей с учетом их возраста
Название пищевых веществ
Усредненная потребность в пищевых веществах для детей возрастных групп:
(допускается 335 за счет фруктов)
(допускается 383 за счет фруктов)
Энергетическая ценность – калорийность, ккал
(2359 при увеличении углеводов)
(2720 при увеличении углеводов)
Питание подростков в лагерях труда и отдыха должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии (табл. №11).
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для подростков в возрасте 14-18 лет
Показатели (в сутки)
Энергия и пищевые вещества
При повышенных энерготратах во время трудовой деятельности, нормы питания (в г на одного подростка) должны быть увеличены на 10-15% по сравнению с нормами, приведенными в таблице 11.
В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков питание должно быть 2-разовым, с круглосуточным – 4-разовое.
Питание подростков организуют с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Не менее 3-х приемов пищи должны быть с горячими блюдами. На полдник, второй ужин или второй завтрак целесообразно включать соки, фрукты и кондитерские изделия.
Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:
1-й и 2-й завтраки (суммарно) – 20-30%
1-й и 2-й ужины (суммарно) – 20-30%.
Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.
Указанные нормы физиологических потребностей детей в энергии и пищевых веществах устанавливают ниже перечисленные документы:
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26;
— СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и реднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. №45;
— СП 2.4.990-00 «2.4.Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 ноября 2000 г.);
— СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 марта 2003 г.;
— СанПиН 2.4.4. 3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №73;
— СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. №25;
— СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. №22.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания:
Белки в рационе. Кому, зачем и сколько?
Белки в рационе. Кому, зачем и сколько?
Белок жизненно важен, в том числе для иммунитета.
Белок является строительным материалом для каждой клетки, основой для химических процессов и играет одну из ключевых ролей в работе иммунной системы. Мышцы, сосуды, ткани внутренних органов, клетки крови, антитела, ферменты и гормоны — все это есть в нашем теле благодаря белкам.
Эти сложные органические соединения состоят из аминокислот. Разные их последовательности кодируют разные белки. Всего существует 20 аминокислот, но количество их комбинаций гораздо выше.
Некоторые аминокислоты организм может синтезировать сам — они называются заменимыми и их большее количество. Но есть и другие — незаменимые. Их всего восемь, и они обязательно должны поступать с пищей. Перечислим эти аминокислоты: триптофан, лизин, валин, лейцин, изолейцин, фенилаланин, метионин, треонин.
Нормы потребления белка напрямую связаны с полом и возрастом. Например:
А вот пожилым людям количество белка в рационе необходимо сокращать, поскольку процессы, происходящие в организме, не требуют столь высоких норм потребления.
При недостаточном поступлении белка с пищей нарушаются многие жизненные процессы: замедляется обмен веществ, снижается иммунитет, появляется слабость, развивается анемия, ухудшается состояние волос и ногтей.
Чтобы не допустить этого, необходимо своевременно пополнять запасы белка.
Источники белка
Полноценные белки — те, в которых содержатся все 20 аминокислот, чаще всего животного происхождения. Их можно получить из молочных продуктов, мяса (говядина, свинина, кролик), птицы, рыбы. Отдельно необходимо отметить белок куриного яйца. Он является наиболее полноценным из всех. К качественным белкам относятся и растительные белки, а именно белки бобовых растений: сои, фасоли, чечевицы, гороха, маша.
Если вы будете употреблять в пищу несколько источников белка, это принесет несравненную пользу. Это связано с тем, что организм получит разнообразные аминокислоты и сможет полноценно функционировать.
Предлагаем вашему вниманию инфографику о белках, где показано их содержание на 100 г продукта.
Правильное питание школьника: основы рациона и принципы составления меню
Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому к вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. В нашей статье Вы узнаете, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.
Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде.
Принципы здорового питания:
Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)
80 (в среднем 2300 ккал в сутки)
75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)
65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)
Потребность в белках (г в день)
Потребность в жирах (г в день)
Потребность в углеводах (г в день)
Молоко и молочные продукты
Из них ржаной хлеб
Крупы, макароны и бобовые
В зависимости от того в какую смену ребенок будет учиться, то следует соблюдать более подходящий режим питания:
Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того как он отправится спать.
Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течении дня.
Способы приготовления пищи для школьника
Готовить пищу школьникам можно любым способом, но все увлекаться жаркой не рекомендуется, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира.
Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.
Ограничения по продуктам питания
Следует ограничить в меню ребенка следующие продукты:
Рекомендуемые жидкости в рационе ребенка
Самые оптимальные напитки – это вода и молоко.
Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует давать во время прима пищи, либо разбавлять водой.
На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, то давайте больше воды или молока.
Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам такие напитки допустимо давать, но стоит обратить внимание, что во время приема пищи их следует огранить, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.
Как правильно составить меню для ребенка
К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150г. пшеничного хлеба и до 25г. ржаного.
ВАЖНО! Рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.
Обсуждайте и составляйте меню на всю неделю вместе, если уверены, что капризничать при этом ребенок не будет. Приветствуется и вовлечение ребенка в процесс приготовления еды.
Пример правильного меню на неделю
Сырники с яблоками и сметаной (300 г)
Салат из капусты и моркови (100 г)
Котлета из кролика (100 г)
Картофельное пюре (200 г)
Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)
Омлет с зеленым горошком (200 г)
Настой шиповника (200 мл)
Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)
Салат из свеклы (100 г)
Бульон с яйцом (300 мл)
Биточки из говядины (100 г)
Тушеная капуста с кабачками (200 г)
Яблочный сок (200 мл)
Булочка с творогом (100 г)
Яблоко свежее (100 г)
Картофельные зразы с мясом (300 г)
Чай с медом (200 мл)
Омлет с сыром (200 г)
Рыбная котлета (100 г)
Баклажанная икра (100 г)
Картофельный суп с клецками (300 мл)
Тушеная печень (100 г)
Кукурузная каша (200 г)
Фруктовый кисель (200 мл)
Запеченное яблоко (100 г)
Овсяное печенье (50 г)
Блины с творогом и изюмом (300 г)
Гречневая молочная каша (300 г)
Салат из редиса и яйца (100 г)
Рассольник домашний (300 мл)
Куриная котлета (100 г)
Цветная капуста отварная (200 г)
Гранатовый сок (200 мл)
Пирожок с яблоками (100 г)
Запеканка из вермишели и творога (300 г)
Чай с вареньем (200 мл)
Творожные оладьи с медом (300 г)
Чай с молоком (200 мл)
Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)
Бульон с лапшой (300 мл)
Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)
Компот из винограда и яблок (200 мл)
Фруктовое желе (100 г)
Простокваша (200 мл)
Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)
Овсяная каша с ягодами (300 г)
Кабачковая икра (100 г)
Запеченная рыба (100 г)
Картофель отварной с зеленым горошком (200 г)
Персиковый сок (200 мл)
Молочное желе (100 г)
Булочка с изюмом (100 г)
Омлет с помидорами (200 г)
Цикорий с молоком (200 мл)
Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г)
Чай с медом (200 мл)
Салат из огурцов и помидор (100 г)
Суп-пюре из овощей (300 мл)
Биточки из кальмара (100 г)
Отварные макароны (200 г)
Томатный сок (200 мл)
Творожное печенье (50 г)
Картофельные котлеты со сметаной (300 г)
Пищу следует принимать вместе с ребенком за общим столом, таким образом Вы будете показывать как правильно нужно питаться.
Что делать если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?
У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, но настаивать в таких случаях не стоит, поскольку из-за отвращения и неприятия такое поведение может еще больше усугубиться. Стоит готовить нелюбимые продукты разными способами, либо привлечь ребенка к приготовлению таких продуктов.
Если же это не помогло то все не стоит настаивать на употреблении какой-либо пищи, поскольку питание ребенка можно назвать разнообразным, если в него будут включены продукты:
Эти группы продуктов обязательно должны быть в меню ребенка.
Быстрые перекусы в школьной столовой
Для младших школьников в учебных заведениях обычно предусмотрен завтрак, а иногда и горячий обед. Если же ребенок покупает в столовой выпечку, то родителям стоит позаботиться о том, чтобы завтрак перед учебой или обед сразу после возвращения домой были питательными и сделанными из полезных продуктов. Так же Вы можете дать ребенку с собой альтернативу «школьным» булочкам, это могут быть такие продукты как фрукты, йогурты или домашняя выпечка.
Отсутствие аппетита из-за стресса
Во время учебы многие дети испытывают серьезные психологические нагрузки, что может сказываться на аппетите. Поэтому в период школьных нагрузок родителям следует более внимательно относится к детям, чтобы вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.
Таким образом, следует внимательно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают физические нагрузки (спортивные секции, походы на природу, катание на велосипеде, роликах). Поддерживайте ребенка и чаще говорите с ним по душам.
Отсутствие аппетита, как симптом болезни.
Снижение аппетита как признак заболевания можно определить по следующим факторам:
Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. Если из рациона ребенка следует исключить какой-либо вид продуктов (например сладости) — то в таком случае запрет будет распространяться на всех членов семьи, что бы для ребенка не было искушения. Кроме того он может это расценивать как неправомерные запреты и употреблять такую пищу тайком.
В случае когда Вы обращаетесь к диетологу, то следует что бы ребенок один его посетил, таким образом он легче воспримет советы врача и будет более ответственно к ним относится. По словам специалистов, переедание является признаком психологического неблагополучия — такое как одиночество. Потому так же имеет смысл посетить психолога.
Неправильное питание и стресс — самые частные причины повышенного веса ребенка.
Советы родителям ребенка-школьника.
Информация подготовлена с использованием интернет-ресурсов.
Самый главный элемент пищи. Что нужно знать о белке в питании детей 1 года жизни
О.А. Маталыгина, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии
На языке специалистов белки называют протеинами, что в переводе с греческого языка означает «первые, важные». Белки являются главной частью «кирпичиков», из которых ребенок строит свой неповторимый организм. Его самые яркие особенности будут переданы с помощью тех же белков следующим поколениям. По сравнению с другими биологическими молекулами белки участвуют в самом большом числе разнообразных процессов. Они составляют материальную основу химической деятельности клеток. Ни одно событие внутри клетки не может произойти без предварительной «работы» высокоспециализированных белков, заложенных в ее мембране. Без белков невозможны никакие формы движения, в том числе и высшая форма движения живой материи – мышление. Входя в состав биологически важных соединений (ферментов, гормонов), белки активируют физиологические процессы, принимают на себя роль транспортного средства, перемещающего различные вещества по всему организму, защищают ребенка от инфекций, поддерживают определенный объем жидкости, могут быть источниками энергии. Без белка нет жизни, поэтому ребенок должен постоянно получать белок извне, с пищей. К сожалению, накопить белки «про запас», чтобы пережить временные перебои с поставками, детский организм не может, как не может их выработать сам из других пищевых веществ, например, — углеводов или жиров.
Молекулы белков представляют собой цепочки, составленные из аминокислот. Для того чтобы использовать пищевые белки для построения своих тканей, ребенку необходимо их предварительно расщепить. Ферменты желудка «разрывают» белковую молекулу на отдельные крупные фрагменты, а ферменты кишечника – на более мелкие аминокислоты. С током крови аминокислоты попадают в печень, а затем распределяются по отдельным тканям организма и участвуют в процессах роста, жизнедеятельности и обновлении тканей. Невостребованные излишки аминокислот распадаются с выделением энергии, часть из них превращается в углеводы и жиры. Для построения собственных белков ребенок нуждается в наборе из 20 аминокислот. Снабжение организма аминокислотами, являющихся исходным материалом для построения тканевых белков – основное назначение пищевого белка. Процессы обновления белков протекают в организме непрерывно. Это не только непрерывный, но и чрезвычайно напряженный процесс. Чтобы представить себе его скорость, приведем пример. В одной клетке крови содержится 350-400 тысяч молекул гемоглобина[1]. Ежеминутно в организме образуется 2 млн. кровяных клеток, а это требует огромного оборота белка. Высокой скоростью обновления отличаются клетки слизистой оболочки кишечника, они полностью сменяются каждые 5-6 дней. В целом же белки человеческого тела в течение жизни обновляются не менее 200 раз.
Сколько пищевого белка нужно ребенку?
Проблема уровня потребления белка не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Если ребенок недополучит белка, то у него замедлится физическое и умственное развитие, ухудшится работа иммунитета, он будет плохо усваивать и переваривать другие питательные вещества, разовьется анемия, в дальнейшем сузятся его репродуктивные возможности. При снижении до некоего критического уровня, наиболее важные органы, прежде всего мозг, начнут питаться белками собственных тканей, черпая их в первую очередь из печени и мышц и разрушая их. А если дать много белка, руководствуясь принципом «для ребенка ничего не жалко»? К сожалению, это ничуть не лучше. Многолетнее изучение обмена белка показало, что его избыток действует на организм, как «биологическая плетка», заставляющая ребенка чрезмерно быстро и напряженно расти. Как правило, такие дети уже через несколько лет формируют ожирение, склонны к диабету, гипертонии и другим тяжелым заболеваниям, которые унесут во взрослую жизнь. Если количество белка окажется выше переваривающей способности ферментов желудочно-кишечного тракта, то его нерасщепленные остатки подвергнутся гниению, а образующиеся при этом токсические вещества будут отравлять ребенка. Печень и почки перестанут справляться с избыточной нагрузкой и значительно ухудшат свою деятельность.
Таким образом, ребенку нужно дать белка не мало и не много, а ровно столько, чтобы он мог надежно поддерживать жизнь и средние (самые выгодные для здоровья ребенка) темпы роста, развития и при этом обеспечивать высокий уровень сопротивляемости организма к действию инфекций, стрессов и других неблагоприятных факторов. Принцип «чем больше – тем лучше» в отношении белка пищи себя не оправдывает.
Какой белок должен получать ребенок первого года жизни?
Самым лучшим пищевым белком мог бы быть такой, который содержит все необходимые ребенку аминокислоты. Но одного этого мало, надо чтобы они находились еще и в определенном соотношении. Белок, который содержал бы все необходимые аминокислоты в оптимальном соотношении и наилучшим образом восполнял потребность организма, назван «идеальным». Он в природе не встречается. Природными белковыми эталонами, наиболее приближенными к этой модели и с которыми сравнивают все пищевые носители белков, являются грудное молоко и яйца.
Белки животного происхождения (яиц, молока, мяса, рыбы) считаются полноценными, потому что самых главных аминокислот в них столько же (или даже больше), чем в теоретическом «идеальном белке». Растительные белки в подавляющем большинстве являются неполноценными, т.к. они содержат некоторые аминокислоты в значительно меньших количествах, чем «идеальный белок». Тем не менее, они играют существенную роль в питании и нужны организму ребенка. Оптимальное диетическое соотношение животных и растительных белков составляет в среднем 55:45. Исключение составляют только дети первых 4–5 месяцев жизни, потребность в белке у которых может быть полностью удовлетворена белками животного (молочного) происхождения.
В повседневной жизни человек использует для своего питания смесь животных и растительных белков. Принято считать, что ее биологическая ценность равняется в среднем 70% по отношению к «идеальному белку».
Какие продукты питания могут обеспечить ребенку оптимальное потребление белка?
Для детей, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании, это, прежде всего – молочные смеси, производимые предприятиями детского питания. Основным сырьем для них является молоко животных. Однако в молоке любого животного – все не для ребенка. Ни один его белок не похож на белок женского молока. Белок молока — это смесь молекул с разным весом, размером и функцией. Их количество и относительное содержание отвечает требованиям развития млекопитающего. Приоритетной задачей ранних этапов развития всех животных является максимально быстрое формирование органов движения, питания и защиты. Выполнение этой задачи обеспечивается общим высоким уровнем белка в молоке самки (у коровы, в среднем 3,2%) и большой концентрацией его особой фракции – казеина (на его долю приходится 79%).
Темпы роста и характер развития маленького ребенка совершенно другие. Главное для ребенка после рождения — интенсивный рост головного мозга и нервной системы в целом. Молоко животного оказывается для этих целей физиологически неадекватным. Специфика человеческого развития обеспечивается особенностями состава женского молока. Относительно низкий уровень его белка (0,8-1,2г/100 мл) предрасполагает к плавному росту, а набор отдельных белковых фракций – к оптимальному качеству развития всех органов и систем. Самые важные белки женского молока находятся в его сыворотке. Их соотношение с казеином на ранних этапах лактации составляет, примерно, 80/20, при возрасте ребенка 4-6 мес. — 60/40, а к концу периода грудного вскармливания — может доходить до 50/50. Сывороточные белки содержат все основные аминокислоты и участвуют во многих физиологических процессах, например, иммунной защите. Они помогают также всасывать другие пищевые вещества, такие, как кальций, железо, цинк, способствуют поддержанию оптимального состава кишечной микрофлоры и прочее.
Принципиальные различия в составе и назначении молока млекопитающих не позволяют использовать для питания ребенка раннего возраста натуральное молоко животных. Специалисты по производству детского питания пытаются изменять его состав таким образом, чтобы максимально приблизить к женскому молоку. «Подгонка» белкового компонента молока животного к грудному молоку представляет собой очень сложный процесс. Он называется адаптацией, а молоко, прошедшее такую обработку – адаптированной смесью. Адаптация касается как количества, так и качества белка. Уровень белка искусственно понижают, примерно, до 1,2-1,9 г в 100 мл готовой смеси. Однако было замечено, что простое уменьшение общего уровня белка приводит к дефициту ряда важных аминокислот и искажению аминокислотных пропорций. Для того чтобы их ликвидировать, в состав смеси стали дополнительно вводить молочную сыворотку. Эта добавка не только увеличивает биологическую ценность смеси, но и облегчает усвоение белка, т.к. сывороточные белки в процессе пищеварения образуют в желудке мелкие нежные хлопья. Для улучшения аминокислотного состава передовые производители дополнительно вводят в смесь свободные аминокислоты, например, таурин. Таурин необходим для правильного формирования центральной нервной системы, особенно недоношенных детей, зрения, он улучшает процесс всасывания и усвоения жиров. Ребенок первых 1,5-2 месяцев жизни не может вырабатывать таурин самостоятельно и берет его из молока матери. В коровьем молоке этой аминокислоты нет, поэтому её искусственно добавляют в смесь в количестве 35-50г на литр. В стремлении имитировать состав грудного молока технологи детского питания не только усовершенствуют способы адаптации, но и обращают внимание на сырьё. Традиционным сырьём является коровье молоко, но в последние годы пристальное внимание обращено на козье молоко, обладающее уникальными питательными свойствами. Углубленное изучение его белков показало, что у них лучший набор аминокислот, они менее аллергенны и могут легче усваиваться ребенком. Высокая оценка качества белка козьего молока в значительной мере связана со значительным содержанием особой белковой фракции (α-лактоальбумина), характерной для грудного молока (её в 6 раз больше, чем молоке коровы). В результате переваривания этого белка образуются пептиды, обладающие антибактериальными и иммуностимулирующими свойствами. Вместе с тем козье молоко может стать базисным продуктом питания для маленьких детей только через создание адаптированных смесей. «Козьи» смеси уже созданы и успешно внедряются в практику питания детей, лишенных грудного молока. Важным этапом совершенствования состава «козьи» смесей стало производство продуктов, раздельно предназначенных для питания детей первого, второго полугодия жизни и после года (MD мил КОЗОЧКА 1, 2, 3). Их состав постоянно совершенствуется. В новой линейке (MD мил SP КОЗОЧКА 1, MD мил SP КОЗОЧКА 2, MD мил SPКОЗОЧКА 3) произошли существенные положительные изменения. Прежде всего, они касаются соотношения сывороточных белков и казеина. Следуя за изменением этого соотношения в грудном молоке по мере увеличения срока лактации, в смесях, предназначенных для детей первого полугодия жизни, преобладают сывороточные белки, а в смесях для второго полугодия казеиновая и сывороточная фракции сравниваются. Эти положительные изменения получены в результате дополнительного введения деминерализованной сыворотки козьего молока.
Одним из важнейших назначений пищевого белка является поставка в организм азота – фундаментального элемента жизни. Помогают ему в этом небелковые азотосодержащие вещества – нуклеотиды. Выступая единым фронтом с белками, они поддерживают интенсивные процессы роста, развития, восстановления тканей, способствуют более быстрому созреванию мозга и органа зрения, иммунной системы ребенка и непосредственно участвуют в иммунном ответе. Подтверждено их благотворное влияние на развитие желудочно-кишечного тракта и поддержание нормального микробного состава кишечника. Они настолько важны для маленького ребенка, что молочные железы матери синтезируют дополнительное их количество, которое поступает в грудное молоко. Чем меньше ребенок, тем выше концентрация нуклеотидов в молоке.
Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, получает в составе материнского молока около 13 нуклеотидов. Наибольшей биологической активностью обладают 5 нуклеотидов: аденозин-монофосфат (АМP), цитидинмонофосфат (CMP), гуанозин-монофосфат (GМP), инозин-монофосфат (IМP) и уридин-монофосфат (UМP). В молоке животных нуклеотиды есть, но они количественно и качественно отличаются от нуклеотидов грудного молока и в организме ребенка не проявляют адекватную биологическую активность. Огромное физиологическое значение нуклеотидов для развивающегося организма, послужило основанием для введения их в смеси для детского питания.
В первых поколениях смесей «козьего профиля» (MD мил КОЗОЧКА 1, 2, 3) введены четыре главных нуклеотида (АМP, GМP, IМP, UМP). В последних разработках (MD мил SP КОЗОЧКА 1 и MD мил SP КОЗОЧКА 2) их содержание увеличено содержание АМP, GМP, IМP, UМP и добавлен CМP.
Высокое качество белка и связанных с ним других пищевых веществ является одним из главных условий создания продуктов питания для детей 1 года жизни. Производители постоянно пытаются приблизить их состав его к грудному молоку. Все происходящие усовершенствования отражаются в декларации состава продукта. Она адресована потребителю и присутствует на упаковке. Родители должны её читать, оценивать и запоминать наиболее передовых производителей. Современные родители, заботящиеся о здоровье своих детей, должны быть грамотными в вопросах питания.
[1] белок, содержащийся в эритроцитах и переносящий кислород и углекислый газ