seo менеджер чем занимается
Профессия: SEO-специалист
Чем занимается специалист в области поисковой оптимизации и где этому учиться
Разбираемся, как сеошнику сделать карьеру в маркетинге и что даёт работа в агентстве. Материал подготовлен при участии SEO-специалиста «Фоксфорда» Лены Дьяковой.
Кто такой SEO-специалист
SEO-специалист отвечает за то, чтобы сайт получал поисковый трафик. Главная задача заключается в том, чтобы пользователь в ответ на поисковый запрос находил релевантную страницу сайта компании. Поисковые машины, например, Яндекс и Google, индексируют документы в интернете и помещают их в собственную базу. SEO (search engine optimization), поисковая оптимизация, помогает сайту занимать первые строчки на страницах выдачи результатов поиска и давать пользователю необходимую информацию.
Разбираться в работе поисковиков полезно любому, кто планирует продвигать контент в интернете.
Чем занимается сеошник
Конкретные рабочие задачи SEO-специалиста зависят от нескольких факторов. Оптимизация сайтов по продаже товаров, услуг или по продвижению личного бренда отличается. Обязанности сеошника в агентстве и в проектной команде in-house тоже будут разными.
SEO-специалист смотрит на проект с двух сторон: оптимизирует его внутреннюю структуру, делает сайт более удобным и понятным для пользователей и заботится о количестве и качестве ссылок на сайт на других ресурсах. Например, SEO-специалист с помощью специальных инструментов видит, по какому запросу пользователь пришёл на сайт, сколько времени провёл на странице, оставил ли заявку или покинул ресурс. Эта информация помогает выдвинуть гипотезы, внести и протестировать изменения на сайте так, чтобы приходили не только посетители, но и покупатели. Cеошник анализирует, какие онлайн-площадки рекомендаций повышают рейтинг сайта для поисковиков.
«SEO — это только один из инструментов наряду с SMM, email маркетингом или, например, контекстной рекламой. Важно видеть его возможности и ограничения, чтобы встраивать в общую стратегию продвижения», — Лена Дьякова.
С чего начать работу в SEO
Стажировка
«На одном из этапов работы в агентстве, задолго до того как я пришла в „Фоксфорд“, мы решили расширяться и искать новых сотрудников, но оказалось, что найти сеошника очень сложно. К нам приходили выпускники курсов без реального опыта, которые думали, что всё понимают, но путались в базовых понятиях и толком не могли объяснить, как работает поиск. Мы решили, что проще научить человека, чем переучивать и начали проводить стажировку для заинтересованных соискателей без опыта», — Лена Дьякова.
Поначалу стажёр изучает, как поисковики индексируют документы, как документы попадают в результаты поиска, читает рекомендации Яндекса и Гугла. Коллеги учат новичков пользоваться специальными сервисами и объясняют, как строится рабочий процесс. Постепенно стажёрам поручают отдельные задачи.
Вакансия без опыта
Работа в агентстве — отличная возможность быстро освоить необходимые навыки. Здесь SEO-специалисты работают над проектами разных тематик из разных регионов, могут понять их специфику и научиться решать типичные проблемы. При работе на потоке приходится постоянно переключаться с проекта на проект и погрузиться в каждый не хватает времени», — Лена Дьякова.
Поскольку в агентстве высокий темп и большие объёмы работы, новичку важно чувствовать плечо опытных коллег. При выборе работодателя стоит обращать внимание на профессиональный состав агентства. Лучше на старте карьеры попасть в сильную команду, где могут помочь или дать совет.
Формат работы
SEO — одна из интернет-профессий, которой можно заниматься in-house, то есть в офисе с 9 до 18 или удалённо. Новичку лучше устроиться в офис на полный рабочий день, чтобы быстрее набраться опыта и увидеть рабочие процессы своими глазами.
Профессиональный сеошник, которому не нужна постоянная поддержка коллег, может работать из дома. Специалисты на удалёнке могут быть постоянными сотрудниками компании, фрилансерами на краткосрочных проектах в разных фирмах или брать небольшие временные заказы в дополнение к основной постоянной работе.
Какие навыки пригодятся в работе
Умение анализировать данные
Важная часть работы начинающего сеошника — изучение рекомендаций поисковых систем. Опытному специалисту тоже приходится к ним регулярно обращаться, чтобы не пропустить нововведения.
Внимательность и способность быстро адаптироваться
Одна из особенностей SEO состоит в том, что требования к документам постоянно меняются. Например, в 2015 году Яндекс запустил алгоритм «Минусинск», который понижал рейтинг сайтов с недобросовестными SEO-ссылками. Это происходило в том случае, если на сайт вели ссылки мелким шрифтом из подписей на форумах, фотогалерей или подвалов (нижних блоков страницы) сайтов неблизкой тематики.
В 2019 году у Google появился алгоритм mobile-first: приоритет в поисковой выдаче стали получать сайты с мобильной версией. Алгоритмы поисковиков совершенствуются, поэтому курсы и пособия быстро теряют актуальность. SEO-специалисту нужно быстро перестраиваться и следовать новым принципам работы, а также бдительно следить за нововведениями.
Самостоятельность и умение проверять гипотезы
Желающие разобраться в тонкостях профессии читают гайды Яндекса и Гугла. Сначала нужно просто следовать рекомендациям, а затем набираться опыта и экспериментировать.
На курсах дают актуальную информацию в короткий срок, но успех зависит только от упорства и применения знаний на практике.
Нет универсальных рецептов, как попасть в первые строчки поисковой выдачи. Сегодня сайт может быть в верхней пятёрке по ключевому запросу, а завтра правила игры или структура сайта поменялась, и поисковики понизили ранг ресурса. Чтобы разобраться в ситуации, нужно уметь формулировать гипотезы и проверять их.
Зарплата, график работы и карьера
Профессия SEO-специалиста востребована, поскольку оптимизация сайта помогает увеличить бесплатный органический трафик. Начинающий специалист может рассчитывать на зарплату от 27 до 40 тысяч рублей в месяц в зависимости от региона. По мере роста опыта повышается и уровень дохода: специалисты выбирают вакансии в офисах или работают удалённо с несколькими заказчиками или агентствами.
В последние два года зарплаты SEO-специалистов в России достигли уровня 100 тысяч рублей. Речь идёт об опытных профессионалах и московских заказчиках или работодателях.
Офисный сеошник работает, как и большинство сотрудников, с 8–10 утра до 17–19 вечера. На удалёнке специалист сам выстраивает свой график и регулирует количество заказов.
SEO — узкая область в маркетинге, где постоянно происходят изменения. Чтобы сделать карьеру в этой сфере, нужно разбираться в смежных областях. Для этого можно получить высшее образование в сфере IT, маркетинга, менеджмента.
Что запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Кто такой SEO специалист
Если проанализируете предложения таких крупных образовательных проектов, как Skillbox и Netology, в сфере маркетинга и IT, обнаружите, что направление «SEO-специалист» является одним из самых дешевых. Всё из-за мнения, будто «SEO мертво», которое бытует в народе уже 15 (!) лет. SEO можно сравнить с известным героем мультфильма South Park — ежегодно аналитики находят новые поводы писать направлению SEO эпитафию, однако воз и ныне там. Точнее, не воз, а SEO-специалист за компьютером.
Нужно смотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Раз сейчас можно обучиться SEO за бесценок, это однозначно стоит сделать. Статья расскажет, какие обязанности возлагаются на SEO-оптимизатора. Увидев, насколько велик перечень, вы поймёте, почему SEO-шников не спешат сокращать.
Содержание
SEO-специалист: кто это и чем занимается?
Объясним, чем занимается SEO-специалист, с самых азов. Когда человек вводит запрос в поисковую строку «Яндекс», Google или другой системы, он видит, что результаты поиска (сайты) выстраиваются по рангу — с первой строки по десятую на первой странице, так же — на второй и последующих. Это происходит не случайным образом. Чем лучше подходящая страница сайта и сайт в целом, тем выше строчку в выдаче занимает. Награда за высокую строчку — большой трафик. Вы можете по себе заметить, что при поиске информации кликаете на ссылки в выдаче, находящиеся выше.
Страница на первой строчке в выдаче забирает примерно 49% трафика по запросу, страница на второй строчке — около 20%. Тем, кто занимает строчки с 4-ой по 10-ую, достаются «крохи». Сайтам из второй десятки не остаётся почти ничего — кроме случайных, «залётных» посетителей.
Вывод: продвинув сайт в первую десятку, получите бесплатный — в отличие от случая с контекстом — трафик. А если удастся протолкнуть ресурс в «тройку» по «вкусному» коммерческому запросу, отбоя от потенциальных клиентов не будет.
Но что значит «продвинуть»? Как это сделать? Это знает SEO-специалист, который профессионально занимается продвижением сайтов в поисковых системах. SEO-специалист отвечает за то, чтобы сайт не прозябал в «чистилище» второй десятки. Каковы же обязанности SEO-специалиста и что конкретно он делает?
Ну и конечно, в обязанности SEO-специалиста входят регулярные отчёты перед заказчиком по поводу проведённых работ.
Требуемые навыки
Если специалист занимается продвижением сайтов в поисковых системах, он должен обладать такими личными качествами:
Касаемо необходимых профессиональных навыков, они таковы:
Если специалист знаком с HTML и CSS, это плюс. Однако досконально знать эти языки не обязательно.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы профессии SEO-оптимизатора сайта таковы:
Теперь поговорим о минусах:
Форматы работы SEO-специалиста
Окончив курсы обучения SEO, вы окажетесь перед выбором: что делать — устроиться в офис на полный день или заниматься фрилансом дома. Одно из преимуществ профессии — можно работать на себя.
Однако начать карьеру SEO-шника стоит с работы в офисе. Вы просто не сможете найти заказчиков, если нет ни портфолио, ни опыта — только сертификат об окончании обучения. Сертификат — признак надлежащего усвоения теоретического материала. С сертификатом, как с дипломом о «вышке» — де-юре ты профессионал, но когда тебя сажают в офисное кресло и нагружают задачами, ты не знаешь, как подступиться. Позиция Junior SEO — must-have для вчерашнего студента. Спрос невелик, зато можно повариться в digital-каше, получить первый опыт (если повезёт — то и портфолио), подоставать Senior SEO вопросами по теме. В сфере SEO карьерный рост быстрый — уже через полгода или год удастся перебраться на Middle-уровень.
Или уйти в свободное плаванье. У фриланса масса выгод:
Особенности работы в SEO
Работа в SEO довольно парадоксальна. С одной стороны, ты должен обладать способностью концентрироваться и уходить в себя, с другой, интровертам приходится туго. Нужно постоянно общаться с заказчиком и уметь «продавать» текущий результат, который с точки зрения самого заказчика — всегда недостаточный. Необходимо применять фантазию, чтобы объяснить клиенту суть работ на простых примерах, не обращаясь к профессиональной терминологии.
Заказчики SEO-услуг всегда настроены по отношению к подрядчику предельно скептически. Понятно почему — наверняка уже «обжигались». Между клиентом и SEO-специалистом заключается договор, но защищает документ прежде всего исполнителя — бумага является гарантом, что его не лишат финансирования спустя 1-2 месяца. Сам исполнитель гарантий вывода сайта в топ дать не может, ведь SEO — не точная наука, где всё просчитывается наперёд.
SEO-шнику не стоит быть слишком самонадеянным и самоуверенным. Лучше избегать громких обещаний в духе «выведу в топ любой сайт». Опытный SEO-специалист — реалист, понимающий, что есть сайты, с которыми в принципе невозможно ничего поделать. Структура устарела, контент — наследие «олдскульного» SEO с лютым переспамом. Нужно начинать с нуля, но бюджета в «5 копеек», на котором настаивает заказчик, не хватит даже на десятую часть работы. Лучше отказаться, поскольку наиболее вероятная альтернатива — негативная карма, такой же отзыв и глаз, дёргающийся от стресса.
Признаки хорошего SEO-специалиста
Обычно хорошего SEO-шника от дилетанта отличают по ряду критериев:
К сожалению, шансы заказчика передать проект дилетантам всё равно довольно велики — как ни проверяй. Дилетант может запросто «примазаться» к чужому успеху — внести в портфолио проекты, над которыми работал всего ничего. По сути единственным эффективным инструментом поиска толкового SEO-подрядчика является «сарафанное радио».
Советы начинающим SEO-специалистам
Никто не хочет отдавать проект в работу новичку. Но как быть начинающему SEO-специалисту? Главное — не отчаиваться, пробиться можно. Вот ряд рекомендаций, следуя которым новичок рано или поздно обретёт авторитет в отрасли:
Краткое резюме
Должность того, кто занимается продвижением сайтов, называется SEO-специалист. Этот человек отвечает за то, чтобы ресурс в выдаче занимал одну из лидирующих позиций. Услуги SEO-специалиста щедро оплачиваются компаниями, поскольку от SEO-трафика напрямую зависит доход предприятия. Однако мастерство сеошника приходит исключительно с опытом — поэтому начинающему оптимизатору лучше устроиться в «подмастерья» к авторитетному специалисту, а не пытаться сразу получить проект под полную ответственность.
Кто такой SEO-специалист и чем он занимается?
Работу SEO-специалиста на каждом шагу смешивают с обязанностями администратора сайта, контент-менеджера, интернет-маркетолога, SMM-специалиста, сисадмина и прочих работников IT-сферы. А не должен ли такой мультифункциональный SEO вдобавок годиться на роль нового героя Marvel? Этот параметр отлично бы вписался в современный список требований малограмотных работодателей.
Эта статья посвящена работникам тыла, воинам, которые борются за первые позиции в Google и Яндекс ради Вашей выгоды. Да, мы решили раскрыть все карты и рассказать о том, кто он такой — истинный SEO-специалист.
Кратко о профессии
Хоть SEO-специалисты и не носят плащи, они вполне достойны этого. Хотя бы за безмерную терпимость к непониманию со стороны окружающих. Да и, конечно, за их ежедневную борьбу с конкурентами и алгоритмами поисковой оптимизации.
На самом деле SEO-специалист отвечает за поисковое продвижение, выполнение стратегии интернет-маркетинга и формирование ТЗ для подчиненных ему специалистов. Все эти действия он совершает с той целью, чтобы сайт заказчика находится в ТОПе по ключевым запросам и привлекал все больше посетителей. Для остальных задач есть специальные исполнители.
Обязанности SEO-специалиста
Чтобы Вы могли точнее представить сущность работы SEO-специалиста, мы опишем модель работы в нашей компании, она же является стандартной и принятой в большинстве развитых кампаний интернет-маркетинга.
Интернет-маркетолог анализирует цели и требования заказчика и разрабатывает комплексную стратегию продвижения в интернете. Эта стратегия и задает вектор работ сеошника: указывает приоритетные направления, помогает с коммерческими факторами сайта, курирует контент и т. д.
В свою очередь SEO-специалист проводит SEO-аудит, выделяет приоритетные направления работ. Если позиции и юзабилити сайта повысятся благодаря изменению в коде, сеошник составляет ТЗ для программиста. Программист вносит корректировки и дорабатывает функциональность в соответствии с этим запросом.
Часто продвижение сайта связано с созданием уникального и актуального контента, в таком случае он составляет ТЗ для копирайтеров и рерайтеров. Статьи, написанные авторами, проверяет редактор и передает на размещение контент-менеджеру.
Заметили ли Вы, что в этой цепочке действий SEO-специалист отвечает лишь за трафик из поисковых систем? Это характерная черта всех компаний, ясно осознающих роль этого специалиста в коллективе.
Работая над продвижением интернет-ресурсов, сеошник может выполнять ряд операций:
Современная SEO-оптимизация сильно отошла от привычной всем технической области. Сейчас к ней относятся больше как к инструменту интернет-маркетинга, способному повысить юзабилити ресурса в сети.
Особенности работы в SEO
Основная фишка работы сеошников — совмещение проработки как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на состояние интернет-ресурса. В комплексе эти направления позволяют улучшить позиции в поисковиках, однако по отдельности они бесполезны. В этом и заключается искусство SEO-специалиста — совместить два дела в одном и соблюсти равновесие между ними.
Работая на внутренними факторами, специалист выявляет технические недоработки сайта; анализирует качество, количество и уместность контента; прорабатывает навигацию сайта, делая ее интуитивно понятной; работает над ускорением работы ресурса и всячески «подчищает» работу специалистов, имевших дело с ресурсом до него.
Занимаясь же внешними факторами, он анализирует современные алгоритмы ранжирования ссылок в поисковике и проводит аудит сайтов в ТОПе. В соответствии с полученными данными выстраивается система продвижения: стимулируется создание внешних ссылок; связывается сайт и страницы в социальных сетях; регистрация в тематических каталогах; написание статей о сайте на сторонних ресурсах и т.д.
Знания и необходимые навыки
Основываясь на функции, которые ежедневно приходится выполнять SEO-специалистам, можно сформировать список важнейших требований к кандидату на эту должность:
В какой-то степени SEO-специалист является и маркетологом, и техническим работником, и тонким психологом, так как на нем лежит большая ответственность — регулировать поток клиентов, приходящих из поисковых систем.
Личные качества сеошника
В сети можно найти немало списков обязательных качеств, присущих каждому SEO-специалисту. «Целеустремленность, усидчивость, организованность, ответственность …». Такие списки напоминают гороскоп, так как составлены с целью соответствовать всем и вся.
Мы проанализировали работу в сфере интернет-маркетинга, побеседовали с нашим штатным сеошником, Алексеем, и составили свой ТОП важнейших качеств, без которых в этом деле не выжить:
Ну и самое главное — безумно любить свое дело, экспериментировать и не сдаваться. Если дружить со всеми вышеперечисленными характеристиками не получается, никакие технические знания не помогут профессионально работать на высоком уровне.
Востребованность оптимизаторов
В последние годы вокруг SEO ходит немало разговоров — в основном о том, что оптимизаторы в скором времени станут ненужными. Мы готовы поспорить с этим.
Ненужными станут только те сеошники, которые используют топорные методы, применяют типичные алгоритмы без какого либо креатива со своей стороны. Да, такие специалисты скорее всего не выдержат постоянного изменения условий и перестанут выдавать хотя бы удовлетворительные результаты.
Однако на годных спецов, которые разбираются в тонкостях работы с поисковиками, генерируют новые идеи и постоянно развиваются, будет стабильный спрос, как бы не менялись поисковики. Нет никаких намеков на то, что в ближайшем будущем заказчики будут рады простому наличию сайта на 2 странице выдачи, а пользователи будут начинать анализ поисковой информации с последних позиций. И до тех пор, пока этого не произойдет, спецы, которые могут не только продвинуть страницу в ТОП, но и удерживать ее там при любых обстоятельствах, будут цениться на вес золота.
Как найти хорошего SEO-специалиста?
Итак, Вы решили, что Вам просто необходима помощь оптимизатора — что делать дальше?
Для начала, мы рекомендуем, оценить свои силы. Решите «на берегу» каких результатов ожидаете, сколько Вы готовы заплатить, насколько длительным будет сотрудничество. В соответствии с этим выберите место поиска специалиста.
Найти сеошника можно на фриланс-биржах и в специализированных компаниях. SEO-фрилансеры чаще всего работают удаленно, берут за свои услуги меньше, но и требуют четко составленного ТЗ, достигнув которого они умывают руки. Обращаясь в SEO-компанию, будьте готовы выложить немалую сумму в обмен на то, что все Ваши прихоти будут скрупулезно выполняться.
Также нелишним будет ознакомиться хотя бы с азами SEO. Так, Вы сможете более точно оценить работу оптимизатора и не позволите себя «надуть». Также даже с минимальным багажом знаний Вам будет в разы проще общаться с исполнителем и доносить до него свои предпочтения.
И, напоследок, «лицо» сеошника — его портфолио. Прежде всего обращайте внимание на сам сайт: качественно ли он проработан и «цепляет» ли он Вас. Также стоит ознакомиться с готовыми проектами и кейсами, которые подтвердят профессионализм и опыт претендента.
Как проверить и контролировать работу SEO?
Даже когда Вы тщательно отобрали претендентов и пригласили к себе лучшего из лучших, не стоит успокаиваться. Вполне реально, что Вы не получите желанный результат даже с ним. Чтобы это предотвратить, придется контролировать.
Повторимся: оценить качество работы оптимизатора без малейших знаний SEO не получится. Единственный вариант в таком случае — довериться специалисту и «плыть по течению».
Заранее договоритесь, что раз в месяц исполнитель должен предоставлять подробный отчет о проделанной работе. В отчетах должны быть не только позиции сайта, но и его ключевые показатели: посещаемость, время пребывания посетителей на сайте, выводы об анализе тепловых карт, уровень достижения целей и т.д.
Также качество работы оптимизатора стоит оценивать по конкретным результатам. Проведите опрос среди клиентов: легко ли было найти Ваш сайт? Удовлетворял ли он их интерес? Следите за практическими результатами: увеличение количества клиентов и обращений, рост активности среди подписчиков групп.
Важно понимать, что SEO не дает моментальных результатов. Даже грамотному и опытному специалисту может понадобится месяц-полтора на ознакомление с проектом и изучение всех его нюансов. Однако, если практическая польза не проявляется ни через 2, ни через 3 месяца упорной «работы» — смело меняйте исполнителя.
Как стать SEO-специалистом? Можно ли сделать это самостоятельно?
Вы прочитали эту статью и зарядились энтузиазмом для покорения вершин SEO? Тогда давайте разбираться, что Вам делать дальше.
Для начала оцените свои силы — хватит ли их для длительного обучения, работы за еду и опыт, а также для постоянного совершенствования. Если Ваш ответ «да», мы видим 3 выхода из ситуации:
Начнем с более простого, но накладного варианта — обучение на курсах. Если Вам посчастливится найти проверенные обучающие курсы по SEO, то это нереальная удача. Так, помимо необходимых знаний, Вы сможете также пройти небольшую практику, а значит приобрете реальный опыт. Это позволит Вам в полной мере понять, кто такой SEO-специалист, в каких направлениях он работает и к чему стремится. В дальнейшем это возвысит Вас в глазах потенциальных работодателей, а также подарит возможность работать не только в качестве интернет-фрилансера, но и штатного сотрудника фирмы.
Далее в нашем мини-ТОПе способов постижения тонкостей SEO самообучение. В интернете сейчас такое количество теории, кейсов, SEO-порталов, форумов, текстовых и видеоблогов, конференций, что недостатка в информации Вы не будете испытывать. Однако, Вам придется усердно «отделять зерна от плевел», в результате потратив большое количество времени и сил. Также с багажом частичных знаний Вам будет тяжело найти подходящую работу или хотя бы набраться опыта. Но ведь легкие пути для слабаков, верно?
Последний способ «обучения» могут рассматривать, пожалуй, те, кто имеет хоть какое-либо отношение к IT-сфере и хочет переучиться. В таком случае Вам стоит найти опытного наставника, который будет готов вложиться в развитие молодого специалиста. Будьте готовы к тому, что придется Вам очень нелегко — будет очень много мало или вовсе не оплачиваемой работы, есть риск «подхватить» олдскульные методы или «зависнуть» на месте стажера.
Какой бы метод обучения Вы ни выбрали, будьте готовы к тому, что работодателя будет интересовать лишь Ваш опыт и реальные навыки, так что параллельно стоит проработать собственное портфолио.
Заключение
Как видите, SEO-оптимизаторы — это не программисты, маркетологи или шаманы. Это специалисты, которые знают и умеют делать сайты и бизнес-предложения востребованными, нужными и заметными. Мы надеемся, теперь Вы четко понимаете, чего ожидать от сеошника, как его выбрать, как им стать, и никогда больше не свяжите его с представителями других IT-профессий.