самостоятельные физические упражнения в течение учебного дня обеспечивают

Тест по физической культуре на тему «Профилактика здоровья»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Организация ППФП студентов вуза предполагает использование специальную подготовку

1. Вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной деятельности в физкультурных занятиях, называется:

а) физической культурой;

б) физическим воспитанием;

в) физическим образованием.

2. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат:

а) разрядные нормативы и требования по видам спорта;

б) методики занятий физическими упражнениями;

в) научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

3. Какой термин подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности:

а) физическая культура;

б) физическое совершенство;

в) физическая подготовка.

4. Перечислить основные физические (двигательные качества):

а) быстрота, нравственность, сила воли, гибкость, ловкость;

б) быстрота, выносливость, сила воли, гибкость, ловкость;

в) быстрота, выносливость, сила, гибкость, ловкость.

5. При какой частоте сердечных сокращений (ЧСС) появляются наилучшие возможности для тренировки сердца?

6. Процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды называется:

7. Нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечение полноценных трудовых, социальных и биологических функций называется:

а) здоровый образ жизни;

б) здоровый стиль жизни;

8. Какой процедурой нужно начинать закаливание водой:

а) купанием при пониженных температурах;

9. Физическое самовоспитание может быть сопряжено с другими видами самовоспитания:

а) нравственное, интеллектуальное;

б) трудовое, эстетическое;

в) нравственное, интеллектуальное, трудовое, эстетическое и др.

10. Способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности:

а) повышает работоспособность;

б) снижает работоспособность;

в) повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий.

12. Оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями высокой прочностью и надежностью исполнения, называется:

а) двигательной одаренностью;

б) двигательным навыком:

в) двигательным умением.

13. . Под методом физического воспитания понимаются:

а) те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения;

б) конкретные побуждения, принципы, заставляющие личность действовать, выполнять двигательные действия;

в) способы применения физических упражнений.

14. Под формами занятий в физическом воспитании понимают:

а) способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий;

б) упорядоченные виды деятельности преподавателя и учащихся, направленные на достижение заданной цели обучения;

в) совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

15. К формам самостоятельных занятий относятся:

а) утренняя гигиеническая гимнастика, учебные занятия, самостоятельные тренировочные занятия;

б) утренняя гигиеническая гимнастика, факультативные занятия, самостоятельные тренировочные занятия;

в) утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

16. Для здоровья женщины большое значение имеют упражнения, развивающиеся:

а) мышцы брюшного пресса и спины;

б) мышцы тазового дна;

17. Явление, возникающее в результате выполнения нагрузок, не соответствующих функциональным возможностям называется:

18. Спорт (в широком понимании) – это:

а) вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей;

б) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности;

в) педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека.

а) конкретное предметное соревновательное упражнение;

б) специализированная соревновательная деятельность, в которой два или больше соперников стремятся победить друг друга при условии судейского контроля;

в) исторически сложившийся в ходе развития спорта вид соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельная её составляющая.

20. Система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и т.п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, называется:

а) адаптивной физической культурой;

21. Если развивать какое-то физическое свойство, то тем самым:

а) параллельно развиваются и другие свойства;

б) ухудшаются другие свойства;

в) остаются без изменений.

22. Основные разделы планирования:

а) перспективное и годичное планирование;

б) круглогодичное планирование;

в) текущее и оперативное планирование.

23. Разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности называется:

а) вспомогательной физической подготовкой;

б) специальной физической подготовкой;

в) общей физической подготовкой.

24. Резко выраженный изгиб позвоночника вбок называется:

а) планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом;

б) регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом;

в) комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом.

26. Педагогический контроль проводится для того, чтобы:

а) проверить, эффективность тренировочных занятий;

б) выявить срочный, отставленный и кумулятивный эффекты;

в) изучить состояние здоровья и влияние на организм регулярных физических нагрузок.

27. Специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности – это:

б) общая физическая подготовка;

в) профессионально-прикладная физическая подготовка.

28. Организация ППФП студентов вуза предполагает использование специальную подготовку в:

а) только в учебное время;

б) только во вне учебное время;

в) в учебное и вне учебное время.

29. ППФП должна опираться на:

Источник

Самостоятельные физические упражнения в течение учебного дня обеспечивают

2.6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

2.6.1. Самостоятельные занятия как компонент системы физического воспитания студентов

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре – важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, самостоятельные занятия физическими упражнениями играют значительную роль. Они позволяют увеличить общий объем двигательной деятельности, способствуют лучшему выполнению программы, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры в быт студентов. В содержание самостоятельных занятий входит изучение отдельных вопросов по литературным источникам; выполнение специальных упражнений, направленных на устранение недостатков в физическом развитии; воспитание определенных физических качеств; разучивание комплексов гигиенической гимнастики и т.д. Самостоятельные занятия могут носить и тренировочный характер. В период экзаменационных сессий и каникул с их помощью обеспечивается непрерывность занятий физическими упражнениями.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную двигательную деятельность. К ним относятся состояние здоровья, техническое состояние и оснащенность спортивной базы, личность преподавателя, частота, продолжительность и эмоциональность занятий и др. Смещение акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности в определенной степени снижают образовательно-воспитательный эффект работы. В вузе формирование мотивов, переходящих в потребность занятий физическими упражнениями, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, спортивно-оздоровительные мероприятия. Если мотивы для занятий физическими упражнениями сформированы, определяется цель и задачи занятий. Целью самостоятельных занятий может быть укрепление здоровья, коррекция форм тела, активный отдых, достижение спортивных результатов и др.

2.6.2. Направления, формы и содержание самостоятельных занятий

После определения цели и задач занятий выбираются направления и формы самостоятельных занятий. При выборе учитываются пол, возраст, состояние здоровья, уровень подготовленности занимающихся.

Среди направлений выделяют лечебное, гигиеническое, общеоздоровительное, профессионально-прикладное, спортивное, оздоровительно-рекреативное направления (лекция 1).

В содержание самостоятельных занятий рекомендуется включать упражнения аэробного характера (длительный бег, плавание, езда на велосипеде и т.д.), с отягощениями (со штангой, гантелями и т.д.), силовые упражнения с собственным весом (на перекладине, брусьях, сгибание-разгибание рук в упоре, поднимание и опускание туловища и т.д.), спортигры, ритмическую гимнастику, турпоходы и др.

Цель и задачи самостоятельных занятий предопределяют выбор форм занятий физическими упражнениями. Выделяют три основные формы самостоятельных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, выполнение упражнений в течение учебного дня и самостоятельные тренировочные занятия. Учитывая особое значение утренней гигиенической гимнастики, ее следует ежедневно включать в распорядок дня всем студентам.

2.6.3. Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка)

Зарядка включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. Она скорее приводит организм в состояние повышенной работоспособности, что достигается за счет активизации деятельности ЦНС, обмена веществ. Систематическое выполнение зарядки улучшает деятельность коры полушарий, пищеварительных органов, кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, двигательный аппарат, что способствует развитию физических качеств, особенно таких, как сила, гибкость, ловкость. Дополненная водными процедурами, ежедневная утренняя гимнастика – эффективный фактор повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

В комплекс утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость, дыхательные упражнения. Не рекомендуется включать упражнения статического характера, со значительными отягощениями, длительные упражнения аэробного характера с большой нагрузкой (длительный бег, плавание и др.). Можно включать упражнения со скакалкой, мячом (элементы деятельности в игровых видах спорта), эспандером и резиновым жгутом.

Во время выполнения комплекса упражнений утренней зарядки большее значение придается правильному выполнению дыхания. Во время выполнения упражнений рекомендуется сочетать вдох и выдох с движениями. Вдох рекомендуется сочетать с разведением рук в стороны или с подниманием их вверх, с потягиванием и прогибанием туловища, с выпрямлением туловища после наклонов, поворотов и приседаний. Выдох производится при опускании рук вниз во время наклонов и поворотов туловища, при приседаниях, поочередном поднимании ног вперед маховыми движениями и т.п.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5-7 минут) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

2.6.4. Упражнения в течение учебного дня

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Содержание и методика выполнения этих упражнений сходны с упражнениями утренней гигиенической гимнастики. Здесь можно выполнять упражнения по совершенствованию элементов техники спортивных упражнений, по развитию физических качеств. Очень полезно выполнение упражнений в течение учебного дня на открытом воздухе. При наличии гимнастического городка, свободного доступа в спортивные залы можно выполнять упражнения на гимнастических снарядах, позаниматься с гирями, штангой, гантелями и даже провести небольшое соревнование (кто прыгнет выше или дальше, большее число раз выжмет гири или штангу, подтянется на перекладине, большее количество раз выполнит сгибание и выпрямление рук в упоре лежа и т. п.). Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 минут через каждые 1-1,5 ч работы оказывает больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

2.6.5. Самостоятельные тренировочные занятия

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Заниматься рекомендуется 3-4 раза в неделю по 1-1,5 часа. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 часа после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (утром необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма. Специализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов,

Каждое самостоятельное тренировочное занятие состоит из 3 частей.

Специально-подготовительная часть разминки преследует цель подготовить к основной части занятий те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат и обеспечить нервно-координационную и психологическую настройку организма на предстоящее в основной части занятия выполнение упражнений. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений, имитация, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. При этом учитываются темп и ритм предстоящей работы. Например, в занятии по тренировке в беге на 100 м специальная разминка может состоять из бега с ускорением на 30-60 м, семенящего бега на 30-40 м, бега с высоким подниманием бедра на 30-40 м, бега прыжковыми шагами на 20-30 м. Каждое упражнение повторяется 2-4 раза. Если в тренировке запланировано два и более вида занятий, то специальную разминку необходимо сделать перед началом каждого вида.

В заключительной части выполняются медленный бег (3-8 минут), переходящий в ходьбу (2-6 минут), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.

2.6.6. Самоконтроль в физическом воспитании и спорте

В процессе самостоятельных занятий следить за состоянием своего здоровья можно и нужно самим занимающимся.

Самоконтроль – это регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.

О состоянии организма судят главным образом, по четырем простым и доступным показателям: частоте пульса, сну, самочувствию и работоспособности. Наиболее объективным из них является пульс.

Частота пульса

Частота сердечных сокращений (ЧСС) весьма информативно отражает воздействие различных нагрузок: физической, терморегуляторной, нервно–эмоциональной и др. Изменение величины пульса четко характеризует меняющуюся величину функционального напряжения организма в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому при врачебном, педагогическом контроле и самоконтроле оперативная пульсометрия, т.е. быстрое определение ЧСС по данным кратковременного единичного подсчета, крайне необходима.

Пульс измеряется как в состоянии покоя, так и перед нагрузкой (состояние организма перед работой), сразу после нее (степень напряжения организма от воздействия нагрузки), а также некоторое время спустя (определение скорости восстановления организма).

Как подсчитать пульс. Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них – пальпаторный – это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной или других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар\мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца – в районе пятого межреберья. Необходимо найти у себя место отчетливой пульсации и посчитать пульс за 10 сек. Результат умножается на 6, и это дает приближенное значение ЧСС в минуту.

Различают три тренировочные зоны, которые могут быть определены по пульсу: аэробную, аэробно-анаэробную (смешанную) и анаэробную.

Аэробная зона. Частота пульса в аэробной зоне не превышает 150 уд/мин, в противном случае мощность работы превысит возможности организма в доставке кислорода, и запросы в нем не будут удовлетворены.

Для начинающих занимающихся верхняя граница аэробной зоны может быть вычислена по формуле, предложенной Хольманом (1963 г.):

ЧСС = 180 уд/мин – возраст ( в годах). (1)

У подготовленных занимающихся недостаток кислорода начинает проявляться при более высокой ЧСС. Поэтому к полученной по формуле (1) величине прибавляют еще 5-10 ударов пульса.

Нижняя граница аэробной зоны, как, впрочем, и верхняя, устанавливается с учетом задач, которые ставит человек, и возможностей его организма. Однако следует иметь в виду, что занятие, во время которого пульс не превышает 110 уд/мин, недостаточно эффективно решает задачи оздоровления. Эта величина и может быть принята за минимальную.

В аэробной зоне выделяют три ступени, где в зависимости от интенсивности упражнения и ЧСС решаются те или иные задачи оздоровления.

— подготовленными студентами для восстановления организма после больших нагрузок аэробного и анаэробного характера;

— занимающимися, имеющими отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы;

— ослабленными людьми в качестве восстановления и поддержания уровня подготовленности.

Анаэробная зона. Достигнув уровня максимального потребления кислорода (нижняя граница анаэробной зоны) организм переходит преимущественно на анаэробный (бескислородный) способ энергообеспечения мышечных сокращений. Пульс во время выполнения упражнений в этой зоне превышает 180-190 уд/мин, образуется значительное количество молочной кислоты, что затрудняет обменные процессы и может вынудить человека прекратить занятие или снизить нагрузку.

Анаэробная тренировочная зона используется главным образом профессиональными спортсменами при подготовке к состязаниям. Задачи оздоровления, коррекции фигуры и др. успешно решаются в аэробной зоне. Подготовленные занимающиеся, не имеющие отклонений в состоянии сердечно–сосудистой системы, могут использовать для тренировок границу аэробной и смешанной зон, или выполнять работу чуть большей мощности, когда увеличение концентрации молочной кислоты в крови незначительно.

2.6.7. Сон и самочувствие

По этим показателям судят о том, не чрезмерна ли нагрузка для организма занимающихся.

Если выполненная нагрузка не превысила ваших функциональных возможностей, то вы быстро уснете, сон будет крепким и освежающим, а пробуждение – быстрым и приятным. На протяжении дня у вас будет хорошее самочувствие и настроение, бодрость и желание тренироваться. Если выполненная работа оказалась для вашего организма чрезмерной, сон будет прерывистый, с тяжелыми сновидениями. На протяжении дня вас могут преследовать вялость и сонливость, раздражительность и вспыльчивость. При таких симптомах необходимо внести коррективы в планы занятий: для восстановления организма увеличить интервал отдыха перед следующим занятием и уменьшить нагрузку на последующих занятиях. В противном случае, неизбежно наступит перетренированность организма со всеми ее последствиями: бессонницей, падением работоспособности, аритмией, обострением различных хронических заболеваний.

Причиной переутомления может стать не только чрезмерная физическая нагрузка, но и напряженная умственная деятельность, стрессы, постоянное недосыпание. Эти и другие факторы, и их суммарное воздействие на организм также необходимо учитывать при планировании предстоящей работы.

Незаменимую помощь в оценке своего организма и его возможностей окажет вам дневник самоконтроля. Примерная форма записи в таком дневнике для занимающихся оздоровительным бегом представлена в таблице 2.

Анализируя величины физических нагрузок, ответные реакции организма на нагрузки и скорость его восстановления (по ЧСС, сну и самочувствию), вы сможете быстро и точно оценить состояние своего организма, своевременно выявить начальные признаки переутомления и внести необходимые коррективы в планы своих тренировок.

Примерная форма записи в дневнике самоконтроля за неделю.

Спал хорошо (8 часов). Самочувствие хорошее.

16.00. ЧСС перед занятием – 65 уд/мин. Бег 5 км (35 мин).

ЧСС сразу после окончания бега – 140 уд/мин, через 1 мин – 112 уд/мин, через 5 – 88 уд/мин, через 10 – 70 уд/мин.

Спал хорошо (8 часов). Самочувствие хорошее.

ЧСС сразу после просыпания – 56 уд/мин.

Спал хорошо (8 часов). Самочувствие хорошее.

16.00. ЧСС перед занятием – 68 уд/мин. Бег 5 км (36 мин).

ЧСС сразу после окончания бега – 142 уд/мин, через 1 мин – 114 уд/мин, через 5 – 89 уд/мин, через 10 – 72 уд/мин.

Спал хорошо (8 часов). Самочувствие хорошее.

ЧСС сразу после просыпания – 58 уд/мин.

Отдых. 18.00. Парная баня.

Спал хорошо (8 часов). Самочувствие хорошее.

16.00. ЧСС перед занятием – 68 уд/мин. Бег 5 км (36 мин).

ЧСС сразу после окончания бега – 148 уд / мин, через 1 мин – 116 уд / мин, через 5 – 90 уд / мин, через 10 – 72 уд / мин.

Спал хорошо (8 часов). Самочувствие хорошее.

ЧСС сразу после просыпания – 58 уд / мин.

Спал хорошо (8 часов). Самочувствие хорошее.

10.00. ЧСС перед занятием – 66 уд / мин. Бег 6 км (43 мин).

ЧСС сразу после окончания бега – 150 уд / мин, через 1 мин – 120 уд / мин, через 5 – 90 уд / мин, через 10 – 70 уд / мин.

ИТОГО

НЕДЕЛЮ

Свою физическую работоспособность можно узнать, используя известный тест Купера.

Тест Купера

Знание уровня своей работоспособности необходимо для того, чтобы правильно определять величину тренировочной нагрузки, которую вы в состоянии выполнить без ущерба и с максимальной пользой своему здоровью. При самостоятельных занятиях у людей возникает также естественное желание узнать, чего они достигли в результате тренировок, на правильном ли пути находятся.

К. Купер разделил мужчин и женщин по уровню подготовленности на 5 степеней: «очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». В таблице 3 представлены результаты для определения степени вашей физической подготовленности.

Методика проведения тестирования. Необходимо определить, какую максимальную дистанцию вы способны пробежать в течение 12–ти минут. Тестирование можно проводить самостоятельно или с посторонней помощью. Если во время бега вы задыхаетесь, замедлите бег до восстановления дыхания. При крайней усталости, сильной одышке или тошноте необходимо немедленно прекратить занятие. Не старайтесь повторять тест, пока уровень вашей физической подготовленности не будет урегулирован систематическими упражнениями.

Важно проводить тестирования в одинаковых условиях:

— величина нагрузки в разминке перед каждым тестированием должна быть по возможности равной;

— начинать тестирование нужно при одинаковом пульсе (в диапазоне 80-120 уд\мин);

— бежать во время тестирования необходимо по ровной поверхности без подъемов и спусков (по дорожке стадиона, дороге и др.);

— степень восстановления после предыдущей тренировки перед каждым тестированием должна быть как можно равной;

— погодные условия (скорость и направление ветра и др.) во время тестирования должны быть по возможности одинаковыми.

Определение степени подготовленности человека с помощью 12-ти минутного теста Купера (в км).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *