q фактор велосипеда что это
Q-factor, что это?
Q–фактор — это показатель расстояния между плоскостями, в которых вращаются головки шатунов. На числовое значение Q-фактора влияет форма шатунов и длина оси каретки. В случае с использованием контактных педалей, положение шипа на обуви также влияет на Q-фактор.
Так сложилось, что коленные суставы человека не предназначены природой нести длительные нагрузки, если ноги хотя бы немного разведены в сторону. На велосипеде, где при длительном педалировании, особенно с большой каденцией положение суставов имеет важное значение для здоровья велосипедиста приходиться учитывать Q-фактор. Необходимо, чтобы все три сустава ноги работали в плоскости, параллельной переднему треугольнику рамы.
На что влияет значение Q-фактора?
Значение Q-фактора очень сильно влияет на эффективность педалирования. Происходит это из-за того, что вектор силы, прикладываемой к педалям не находится под оптимальным углом в 90° к оси педалей. При правильно оптимизированном Q-факторе велогонщик выдаёт на 4% больше мощности, чем при перекосе оси вращения ног (это подтверждено тестами на стенде).
После появления широких покрышек для внедорожных велосипедов и увеличению грязевого зазора привело к расширению расстояния между перьями заднего треугольника рамы. Чтобы шатуны не задевали перья их стали делать изогнутыми. Что привело к увеличению Q — фактора и его негативного влияния на суставы гонщика.
От природы или в силу других факторов ноги у всех людей разные. У одних они могут быть искривлёнными в коленях, выгнутые наружу и к ступням снова сходиться на ось сустава таза. Или наоборот. Получается, что для отдельных людей более естественно крутить педали не параллельно плоскости рамы, а под небольшим углом.
Так что Q-фактор значение сугубо индивидуальное. Например у женщин таз по своей природе шире, чем у мужчин. Неизвестно, учитывают ли это производители женских велосипедов, но при массовом производстве учесть все варианты невозможно, а вот для профессиональных велогонщиков здесь делают исключение и подгоняют Q-фактор индивидуально.
Q — фактор
Q – фактор — это показатель расстояния между плоскостями, в которых вращаются головки шатунов. На числовое значение Q — фактора влияет форма шатунов и длина оси каретки. В случае с использованием контактных педалей, положение шипа на обуви также влияет на Q – фактор.
Так сложилось, что коленные суставы человека не предназначены природой нести длительные нагрузки, если ноги хотя бы немного разведены в сторону. На велосипеде, где при длительном педалировании, особенно с большой каденцией положение суставов имеет важное значение для здоровья велосипедиста приходиться учитывать Q –фактор. Необходимо, чтобы все три сустава ноги работали в плоскости, параллельной переднему треугольнику рамы.
На что влияет значение Q — фактора
Значение Q-фактора очень сильно влияет на эффективность педалирования. Происходит это из-за того, что вектор силы, прикладываемой к педалям не находится под оптимальным углом в 90° к оси педалей. При правильно оптимизированном Q-факторе велогонщик выдаёт на 4% больше мощности, чем при перекосе оси вращения ног (это подтверждено тестами на стенде).
После появления широких покрышек для внедорожных велосипедов и увеличению грязевого зазора привело к расширению расстояния между перьями заднего треугольника рамы. Чтобы шатуны не задевали перья их стали делать изогнутыми. Что привело к увеличению Q — фактора и его негативного влияния на суставы гонщика.
От природы или в силу других факторов ноги у всех людей разные. У одних они могут быть искривлёнными в коленях, выгнутые наружу и к ступням снова сходиться на ось сустава таза. Или наоборот. Получается, что для отдельных людей более естественно крутить педали не параллельно плоскости рамы, а под небольшим углом.
Так что Q-фактор значение сугубо индивидуальное. Например у женщин таз по своей природе шире, чем у мужчин. Неизвестно, учитывают ли это производители женских велосипедов, но при массовом производстве учесть все варианты невозможно, а вот для профессиональных велогонщиков здесь делают исключение и подгоняют Q-фактор индивидуально.
Также читать на эту тему:
Основные типы болей при езде на велосипеде. К сожалению, использование велосипеда и боль не чуждые друг другу вещи. Езда на велосипеде предполагает довольно интенсивную физическую активность. При этом основные части тела, системы организма, мышцы и даже кожа испытывают усиленные нагрузки…
Каденция при езде на велосипеде. Спринтеры могут показать результат до 170 об/мин, но в течении недолгого периода. А у гонщиков, которые участвуют в соревнованиях на горных велосипедах каденция может изменяться в широком диапазоне. При очень крутом подъёме она резко возрастает из за использования…
Особенности строения скелета спортсмена велосипедиста. По наблюдению врачей, занимающихся спортивной медициной, велосипедисты больше всех спортсменов теряют полезные вещества, запасённые организмом впрок, из за большой продолжительности нагрузок в велоспорте. Соответственно их необходимо регулярно пополнять, чего многие не делают и…
Сёдла для женщин. Женщина не сможет комфортно ездить на мужском седле из – за различий в анатомии. У женщин более широкий таз, чем у мужчин, и поэтому сёдла для женщин должны быть шире…
Q фактор велосипеда что это
Q-фактор, как его определяют?, можно ли его регулировать на уже установленные на велосипед комплектующие? и на что обращать внимание при покупке новых комплектующих ( и что это за комплектующие, которые влияют на Q-фактор? ), если мы ходим подогнать определенный под себя Q-фактор?
поставил минус за нежелание пользоваться поиском
Это расстояние между плоскостями, кудаприкреплены педали. Он определяет,насколько враскоряку ты будешь ехать. Изменить можно только заменой комплектующих.
Увеличить — но проблем, это — всегда пожалуйста. Кассеты для каретки бывают с осями разной длины. А, вот, уменьшть, — с этим проблема. Там и так, похоже, всё стараются загнать всё в минимум в самый притык. Разве только, — отказаться от систем с тремя ведущими звёздами, и оставить только две, или вообще, вообще одну. Пускай лучше на задней кассете будут звёзды от 11 до 42 зубов, — весь потребный диапазон накрывается полностью, а спереди пускай будет 46 или 48. Или даже 52 — 56. Больше мне в этом отношении нравятся шоссейные системы: всё что надо, и ничего лишнего. Тем более, что там всё более стандартизовано и взаимозаменяемо. Стёрлась звезда, — заменил только её, а не всю систему, к которой уже привык. Захотел 60 зубов, — купил, поставил, проблем — никаких. Захотел алюминиевую, стальную, титановую Да хоть золотую! Можно поэксперитентировать с эллипсами, если есть желание. И шатуны, как правило, — прямые, без лишних изгибов и прочих рюшечек-завитушечек.
Спасибо за ответ, а подскажите пожалуйста, как определить свой Q-фактор? Необходимо, чтобы все три сустава ноги работали в плоскости, параллельной переднему треугольнику рамы, но как мне точно понять параллельны мои суставы или нет, есть ли формулы или определение Q-фактора через размер ноги или роста человека или Q-фактор определяется по чуйке?
Параллельность суставов на зависит от Q-фактора. Хочешь подробнее, ищи Body Geometry Fit. В Москве 3 конторы этим занимаются.
@andrrog, Можно поподробнее:
И, наконец последнее: если у меня шоссейная система Shimano, могу ли я поставить любую понравившуюся мне звезду? только Shimano или можно другого производителя?
Понакупают систем с ку фактором 156мм, а потом продают, не встало видители в раму. Фэтбайкерам показать с их 100мм. кареткой, пусть поржут.
1. Имеется в виду длина оси под один стандарт стакана.
2. Дело не в квадрате или чём-то, а что на многих МТБшных системах звёзды жёстко приделаны на заклёпках. Неразъёмная конструкция.
3. Разное крепление. У шоссейных систем всё более-менее стандартно и взаимозаменяемо. У мтбшных — целый зоопарк, при том, что многие — вообще неразъёмные.
4. Не знаю почему. Но почему-то так делают.
И наконец, — надо померить конкретно. Но сколько я видел систем с 5 лапками (даже Харьковские), — все подходили. Даже итальянские какие-то там, не помню, но краем уха слышал, что итальяшки, — они сами с усами, и не особо дружат ни с шимано, ни со срамом. Но, вот, попробовал, — и встало. Но речь идёт о шоссейных системах с 5 лапками. Когда-то я видел с 3-6, но те были ещё на клиньях.
На сегодняшний день только группа турни и,пожалуй 311 система Шимано заклепана, Все остальные — на бонках. Все. По стандартам, гуглим BCD, не путать с BSD! И не будем писать чушь про зоопарки, стандартов посадки звезд всего 4. шт.
И про 5 лапки и Харьков это ИМХО, перебор.
На «чемпион», однако, — ставили. Там ещё в те года был уже квадрат.
Хотя, дотускаю,что на всякие «чемпионы», «тахионы», «олимпиада-80» и прочий эксклюзив сиавили некоторые импортные детали. А может,-сами выпускали по образу и подобию. Или даже круче — титановые и всякие такие. Тогда в ходу было слово «спецзказ».
Q-фактор — на что он влияет? Выбираем шатуны
Не все велосипедисты знают что такое Q-factor, редко слышу чтобы кто-то при выборе велосипеда, рамы или шатунов рассматривал этот параметр. Между тем, он является одним из основополагающих. Ку-фактор — это расстояние между внешними краями шатунов. В конечном итоге оно определяет расстояние между вашими стопами при педалировании.
Прежде чем начать, оговорюсь, что та вещь, которую в велосипедном мире принято называть «шатун», с точки зрения механики правильно называется «кривошип», а шатунами вообще-то являются наши голени. Но правильное название почему-то не прижилось, и все привыкли называть кривошипы шатунами, и в статье будет использоваться привычный неправильный термин «шатун».
Итак, для взрослого человека оптимальный ку-фактор находится примерно в пределах 130-150 мм, в зависимости от ширины таза. Если ку-фактор подходит вам идеально, вы педалируете чётко вертикально, т.к. каждая ваша нога находится в плоскости, параллельной своему шатуну, и усилие передается без потерь. Если ку-фактор шире идеального, вектор вашего усилия находится НЕ в плоскости шатуна, при этом каждый градус отклонения приводит к потерям около 1%.
Соответственно при «стандартном» для большинства современных МТБ-систем ку-факторе 177 мм потери могут достигать 10%, в зависимости от длины ног и ширины таза (чем длиннее ноги и шире таз, тем меньше потери).
Кроме того, педалировать «в стороны» это не совсем физиологично и вредит коленям. Реальные последствия, конечно, сильно зависят от объёмов которые вы накатываете и индивидуальных особенностей вашей анатомии.
Далее было бы неплохо понять, что при давлении на педаль образуется вредная сила, которая стремится сместить каретку в сторону и самортизировать наше усилие. Величина этой силы зависит в том числе от рычага, длиной которого является расстояние от центра рамы до педали.
Уменьшая ку-фактор, мы уменьшаем этот рычаг, вследствие чего КПД велосипеда возрастает.
Теперь к практике: что мы наблюдаем в сегодняшней реальности?
— у шоссейных систем, благодаря узким покрышкам и перьям рамы, достаточно хороший ку-фактор.
— на горных велосипедах из-за необходимости впихнуть в раму широкую покрышку увеличили грязевые зазоры, что привело к расширению перьев. Как следствие, система с хорошим ку-фактором встанет далеко не на все рамы. В результате, чтобы не столкнуться с проблемой несовместимости, производители выпускают массовый продукт с широким ку фактором, который встаёт на любую раму. Исключения есть в гоночном сегменте и мы о них поговорим позже.
Как выбрать шатуны?
— если у вас фэт или 27+ то здесь всё грустно, вы должны понимать что это абсолютно «фановые» велосипеды и заморочки с ку фактором тут неуместны и невозможны из-за ширины перьев.
— если у вас кантрийник, надо измерить расстояние между внешними краями перьев возле кончиков шатунов (»ширина перьев» на картинке).
Что такое Q-фактор в геометрии велосипеда и имеет ли он значение для вас?
Мы ответим на вопрос, что такое Q-фактор, чтобы разгадать часто обсуждаемый показатель геометрии велосипеда.
Q-фактор – это расстояние между внешней стороной одного шатуна и другого, измеренное не по диагонали, а сбоку, через среднюю линию нижнего кронштейна.
Представьте свой шатун сверху. Вы видите левый шатун в задней части хода педали, параллельно земле, и правый шатун в передней части хода педали, также параллельно земле. Двухмерное боковое расстояние между внешней стороной левого шатуна и внешней стороной правого шатуна – это Q-фактор.
Некоторые называют Q-фактор “шириной стойки”, что более логично, если подумать. Но важно отметить, что ваша фактическая ширина стойки – это расстояние между вашими ногами, когда вы стоите на педалях, и его можно изменить без изменения Q-фактора.
Если вы думаете о своей естественной стойке вне велосипеда, то существует определенная ширина, которая наиболее удобна для вас. Будь то ходьба, стояние, бег или спринтерский бег, существует естественная ширина стопы, в которую попадают ваши ноги. Расширьте или сузьте стопу, и вы почувствуете себя неправильно. Хуже того, ваши бедра и колени будут болеть, вам будет трудно держать равновесие, и вы даже можете получить травму, если не устраните дисбаланс.
Ширина стопы в велоспорте аналогична, и для каждого человека существует идеальная, предпочтительная ширина стопы при езде на велосипеде. В то время как Q-фактор зависит от вашего велосипеда и его компонентов.
Пределы Q-фактора
Существует ограниченный диапазон для Q-фактора, определяемый как биомеханиками, так и производителями.
В связи с размером нижнего кронштейна, минимальными рекомендациями по цепной линии и длиной стойки цепи существует приемлемый диапазон для Q-фактора, который обычно составляет от 150 мм до 170 мм. Шоссейные велосипеды обычно имеют более узкий Q-фактор (150 мм), в то время как горные велосипеды имеют более высокий Q-фактор (170 мм). Это связано с увеличением ширины шин, что заставляет шатуны выходить дальше от средней линии велосипеда для сохранения клиренса.
В крайнем случае, многие фэтбайки имеют Q-фактор 200 мм и более. В результате ноги и ступни оказываются намного дальше друг от друга, и некоторые велосипедисты сравнивают езду на толстом велосипеде с ездой на лошади – все из-за большого Q-фактора велосипеда.
Велосипедистам не стоит слишком беспокоиться об увеличении Q-фактора, потому что основная причина, по которой они хотят это сделать, – увеличение ширины стойки, что можно сделать, передвинув бутсы или купив более длинный шпиндель педалей.
Преимущества производительности
Как и при подгонке велосипеда, не существует рекомендаций по дюймам, основанных на вашем росте и весе. У каждого велосипедиста свои биологические пропорции, свои предпочтения и своя история травм, которые могут повлиять на посадку на велосипед, поэтому существуют протоколы, которые позволят подобрать вам уникальную посадку. Однако нам нужен не Q-фактор, а ширина посадки, которая влияет на то, насколько широко наши стопы и бедра расположены на педалях.
Самое главное – найти ширину стойки, которая будет удобной и мощной. Если вы чувствуете себя комфортно при езде в седле в течение нескольких часов, без каких-либо серьезных болей и ломоты, то нет никаких биомеханических причин, по которым вы хотели бы изменить ширину выноса или Q-фактор.
Как было сказано выше, существуют промышленные стандарты Q-фактора, которые устраивают большинство людей. Многим велосипедистам требуются небольшие корректировки для достижения идеальной посадки, но часто это можно сделать с помощью небольшой подстройки педалей или защелок, а не замены компонентов для изменения Q-фактора.
Фраза “узкий – значит аэро” не всегда верна и даже может привести к травме, если вы не будете осторожны. Уменьшение Q-фактора или сближение шатунов может сделать вас более аэродинамичным, но не обязательно сделает вас быстрее. Вы можете потерять значительное количество энергии или перестать задействовать ягодицы в таком узком положении. Если зайти слишком далеко, вы можете создать мышечный дисбаланс, который приведет к хроническим травмам.
Вы также можете менять положение педалей или бутсы по отдельности – с левой или с правой стороны, в то время как Q-фактор можно изменить только сразу. Такая двусторонняя регулировка особенно полезна для людей с уникальной физиологией или с историей травм, в результате которых одна нога значительно отличается от другой по длине или силе.
Как Q-фактор влияет на педалирование
В велоспорте ведется много споров о том, насколько Q-фактор изменяет или влияет на ваше педалирование. Многие утверждают, что педали, защелки и длина шпинделя педалей в совокупности оказывают большее влияние на педалирование, чем Q-фактор в отдельности. Добавьте к этому регулировку креплений на обуви, и у вас может быть совершенно другой стиль педалирования без изменения Q-фактора.
Ваше седло также может существенно повлиять на педалирование. Угол, поворот и ширина бедра могут измениться с новым седлом, и это окажет большое влияние на ваш стиль педалирования и идеальную ширину стойки.
Доподлинно неизвестно, в какой степени Q-фактор влияет на ваше педалирование, но сейчас мы можем с уверенностью сказать, что существует множество других изменений, которые вы можете внести в свою посадку и ширину стойки, которые окажут большее влияние на ваше педалирование, чем один только Q-фактор.
Заключение
Во многих случаях изменить свой Q-фактор очень сложно и утомительно. Будь то новый нижний кронштейн, новый шатун или целый новый велосипед, цена будет высокой. Поэтому, если ваша цель – изменить ход педалей или ширину стойки, вы можете добиться этого, изменив педали, положение зажима или длину шпинделя педали.
Научных доказательств в пользу более узких Q-факторов практически нет – исследование 2013 года с участием 24 испытуемых показало значительное увеличение общей механической эффективности и увеличение мощности на 1,5-2 процента в результате использования Q-фактора 90 мм против 150 мм – но такие исследования немногочисленны. Это теория, которая, будучи примененной в реальном мире, способна принести гораздо больше вреда, чем пользы. До тех пор, пока не начнут поступать результаты исследований, нет никаких доказательств того, что Q-фактор оказывает существенное влияние на ваше педалирование и выходную мощность.
Прежде чем изменять Q-фактор, попробуйте сначала изменить ваши бутсы, педали, шпиндель педали или выравнивание бутсов. Изменением этих факторов можно добиться чрезвычайно широкого диапазона посадки, и все они могут быть отрегулированы всего за несколько минут.
Рекомендуемые товары Запчасти для велосипеда – это огромная категория товаров, которые дополняют ваш байк. Многие велосипедисты покупают только основную его часть – раму, самостоятельно подбирая детали для создания индивидуального типа велосипеда. Здесь представлено большое разнообразие запчастей: от спиц, грипс, втулок, выносов руля до велокамер, педалей, тормозов и подшипников. Каждый сможет подобрать деталь, соответствующую его типу велосипеда, стилю, размерам, а также выбрать запчасти определенной фирмы-производителя.
Поиск по сайту
Меню Сайта
Популярное за неделю
Случайная запись
Товары для велоспорта
Велотренажеры. Поездки на велосипеде – хороший способ поддерживать себя в форме и даже сбросить вес. Но из-за того, что велосипедные прогулки на улице получается далеко не всегда, стоит рассмотреть альтернативное решение – велотренажер.
Cмарт-часы и гаджеты. Умные гаджеты прочно вошли в жизнь современного человека. Теперь почти у каждого есть не только хороший смартфон и наушники, но и смарт-часы или фитнес-браслет. Они стали обязательным аксессуаром для человека, который ценит своё здоровье и личное время.
ТОП 5
Архивы
Новое в категориях
Статьи
Руководство пользователя по шинам для циклокросса и советы о том, как подобрать правильное давление для вас. Поверхность в гонках циклокросса может быть сухой и скоростной или влажной и медленной в зависимости от времени года и погоды. На трассах могут встречаться корни деревьев …
Новости
Переднее колесо Филиппо Ганна теперь доступно каждому. Компания Princeton CarbonWorks объявила о выпуске колесной пары Mach 7580, заявив, что это самая легкая и аэродинамически эффективная колесная пара в своей категории. Благодаря фирменному дизайну Princeton CarbonWorks с перем…
Комплектующие
Действительно ли новые вентили Reserve Fillmore меняют жизнь бескамерных шин к лучшему? Компания Reserve утверждает, что ее новые быстродействующие бескамерные вентили изменят вашу жизнь. Честно говоря, это немного драматично, но они очень хороши, если вы часто меняете шины и/или не…
Аксессуары
Компания Alpkit на протяжении многих лет постоянно совершенствует и расширяет свой ассортимент велорюкзаков. В этой разработке бренд представил сумку Gravel Bag с рулоном-верхом для более удобного доступа к вашим вещам, будь то обычная поездка или многодневное путешествие. Еще неско…
Обзоры
Король умер, да здравствует король. Continental Grand Prix 5000S TR (или GP5000S TR, сокращенно) заменяет высококлассную бескамерную дорожную шину GP5000 TL от немецкого бренда. Выпущенная на фоне победы Сонни Колбрелли на Париж-Рубэ 2021 года, Continental смело заявила, что GP50…
Ремонт
Правильно подобранная длина звеньев обеспечивает оптимальную работу трансмиссии. Вы должны внимательно следить за цепью вашего велосипеда. Она изнашивается, и вы должны регулярно ее заменять. Цепи бывают разных типов, конфигураций и ширины. Существует также огромное количество комби…
Экипировка
Выживут ли носки с подогревом в велосипедных условиях в самые холодные и влажные поездки? Если вы проводите много времени, катаясь зимой, вы почти наверняка приобрели пару или две пары зимних носков для велоспорта, представленных на рынке. Затем, вероятно, вы захотите добавить пару …
Приключения
Веб-сериал рассказывает об острове Ванкувер и лучших малоизвестных местах на юго-западе провинции. Микайла Гатто ездила и гоняла на своем велосипеде по всему миру, но для сериала On the Road канадка сосредоточила свое внимание ближе к дому. Новый веб-сериал гонщицы из Ванкувера, …
Фитнес
Вы недавно начали кататься на велосипеде и боитесь, что вновь обретенная привычка нажимать на педали превратит вас в невероятного Халка? Или, может быть, вы активно стремитесь к пропорциям Халка? У нас есть ответы. Я до сих пор помню, как работал на мероприятии по велоспорту для н…
Спорт
Казахский гонщик финишировал седьмым на Туре 2021 года и вторым на Критериуме Дофине. Алексей Луценко заявил, что будет стремиться к подиуму на Тур де Франс. Казахстанец, выступающий за казахстанскую команду «Астана», был очень последователен на любой местности в различных видах …
ВЕЛОТОВАРЫ
Велосипеды на любой вкус. Горные, экстремальные, шоссейные, складные и двухподвесные велосипеды, с учетом возраста, пола и эстетических пожеланий сделают вашу жизнь насыщеннее и интереснее! Здесь представлен широкий модельный ряд велосипедов – от круизеров (суперкомфортные велосипеды) до спортивных и профессиональных байков. Шоссейные подойдут для длительных поездок, дорожные – для перемещения в городской черте, экстремальные – для спортивных соревнований, горные хардтейлы отлично подойдут для дорожного покрытия с разным уровнем сложности, кросс-кантри – для передвижения по пересеченной местности. Велоспорт покорил сердца многих людей и уверенно завоевывает внимание горожан и современной молодежи. Велосипед – мощное современное средство оздоровления и поддержания организма в хорошей форме. Велоспорт – это возможность совмещать приятное с полезным.
Аксессуары для велосипеда. Базовая комплектация велосипеда – это не только самое необходимое, это еще и поле для продуктивной фантазии веловладельца! Вы самостоятельно можете дополнить железного коня необходимым. В этом случае вам могут пригодиться разнообразные аксессуары для велосипеда. В разделе «Аксессуары» каждый может найти среди разнообразия товары, которые делают его поездки еще более комфортными. Так, для любителей вечерних прогулок представлен большой выбор фонарей, передних и задних фар, светоотражателей и нашивок на одежду. Тем, кто следит за своими результатами, просто необходим велокомпьютер, показывающий основные показатели: скорость, отрезок пути, время движения и прочее. Среди аксессуаров, облегчающих движение велосипедиста, также сумки, держатели для фляг и насосов, а также велокорзины. Благодаря им перед вами не встанет проблема перевозки всего необходимого.
Запчасти для велосипеда – это огромная категория товаров, которые дополняют ваш байк. Многие велосипедисты покупают только основную его часть – раму, самостоятельно подбирая детали для создания индивидуального типа велосипеда. Здесь представлено большое разнообразие запчастей: от спиц, грипс, втулок, выносов руля до велокамер, педалей, тормозов и подшипников. Каждый сможет подобрать деталь, соответствующую его типу велосипеда, стилю, размерам, а также выбрать запчасти определенной фирмы-производителя. Запчасти для велосипеда рано или поздно могут понадобиться любому велосипедисту. Абсолютно неважно, понадобилось ли вам устранить поломку или вы решили усовершенствовать свой байк. Запчасти для велосипеда просто обязаны быть под рукой у каждого велосипедиста.