проклятие золотого цветка актеры
Проклятие золотого цветка актеры
Китай, X век. Из дальнего похода возвращается император Пин (Чоу Юн-Фат). Он поражён холодной встречей придворных. Императрица Феникс (Ли Гонг) тщательно скрывает тайную связь с кронпринцем Ваном (Е Лиу). Странно ведёт себя и его сын Цзай (Джей Чоу). Император предчувствует, что его хотят свергнуть с престола. За время его отсутствия дворец оплели любовные и политические интриги, словно гирлянды золотых хризантем. Во время пышной церемонии традиционного осеннего фестиваля дворец заполняют воины в золотых доспехах. На залитой лунным светом площади — тысячи раздавленных хризантем, обагрённых предательской кровью.
|
Рецензия |
© Евгений Нефёдов, 2007.04.29 | Авторская оценка: 6/10 |
Близкий по духу фильм
классическая версия того, какими непримиримыми средствами велась борьба за власть на Востоке в средние века.
И формально предъявить претензии попросту не к чему, даже если прекрасно отдаёшь себе отчёт в том, что одарённый кинематографист подчас откровенно повторяется. Чжан Имоу лично адаптировал пьесу Ю Као, классика китайской драматургии и литературы XX столетия, придав актуальное звучание событиям, столь отдалённым от нас по времени. Кроме того, западной аудитории «Проклятие Золотого цветка» может показаться ещё более близким по духу, нежели упомянутые выше фильмы, всё-таки зиждившиеся на постулатах конфуцианства. Это, кстати сказать, косвенно подтверждает и факт номинации ленты на «Оскар», и её сравнительно неплохой ($6,5 млн. за 3 месяца демонстрации) приём в североамериканском прокате. Сложно не проникнуться атмосферой воистину шекспировских страстей, бушующих в Поднебесной империи с той же силой, что и на земле Дании, Италии, Англии или Шотландии. Даже внешне ситуации различаются немногим. По мысли авторов, ныне, в эпоху свершающейся глобализации, становится всё очевиднее незыблемость природы человека, одержимо борющегося за власть в любых условиях – и не считаясь ни с чем. Высокие чувства переплетаются с низменными инстинктами, толкающими на самые жестокие и подлые преступления, государственные интересы же вступают в непримиримое противоречие с личными устремлениями. А поединок несгибаемых характеров 2 и изощрённых умов должен рано или поздно вылиться в грандиозное противостояние на физическом уровне. И пусть это не всегда выглядит так броско, как в канун празднования Фестиваля Чон Ян, когда Императорский дворец устлан тысячами золотых цветков. Впрочем, Чжан Имоу всё же не смог (да и едва ли желал) проигнорировать традиции предков, вновь показав, что для китайского мироощущения нет ничего хуже, чем потерять лицо. Лично меня больше всего поразили финальные кадры, когда территория дворца, пережившего попытку кровавого переворота, на утро проворно приводится в порядок… Никто не должен узнать о том, что, как гласит рекламный слоган, «чудовищные тайны сокрыты в Запретном Городе».
__________
1 – В числе прочего средства пошли на возведение рекордного (для национальной кинематографии) по своим размерам здания, а одна лишь батальная сцена снималась свыше 20 дней.
2 – Особенно эффектно и необычно выглядит Чоу Юн-Фат, чей Император видится воистину «львом зимой».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
Уже очень-очень давно не было такого, чтобы я на какой-то фильм сходила в кинотеатр два раза и проводила дни, отплясывая качучу с бубном в ожидании лицензионного DVD. Более того, положа руку на сердце, вынуждена признать, что не отказалась бы и от третьего похода на фильм, и это не смотря на то, что показывают его в пользующемся моей личной неприязнью Кристалл Паласе.
ОТСТУПЛЕНИЕ 1 (про историю)
Гонконг очень забавно снимает костюмно-исторические фильмы. Берется толстый учебник родной истории из него выдергивается сюжет, заворачивается в красивые костюмы, все герои от мала до велика начинают скакать выше самых высоких бамбуков и героически размахивать мечем / мечами / метать ножи / подручные предметы / использовать все техники боя разоми… получается что-то, что даже костюмно-историческим фильмом можно назвать с огромной такой натяжкой. Интересно, как это воспринимают сами китайцы? Это западного зрителя можно дурить как удастся. Собственно в Европе, никто кроме специалистов по истории древнего Китая и не сможет сказать, как лихо врал Имоу. Даже очень сильно сосредоточившись я смогла выжать из своей памяти лишь то, что время правлении династии Тан считают золотым веком в истории древнего Китая. Во время правления этой династии Китай был объединен, затем получил административное деление, общие законы и вообще было всяческое благолепие до тех пор, пока последний император династии не дозволил крестьянам продавать землю, что в итоге вылилось в разорение оных крестьян, бунтам и свержению династии. А мне, как ни как приходилось это учить. Таки очень любопытно к чему применяли обычные зрители надпись в начале фильма, которая заявляла, что действо на экране происходит во время правления династии Тан? Как я не силилась соотнести события фильма с учебником, получался полнейший фигвам. Так что оценить действо с точки зрения истории не возьмусь пока не разорю книжный на толстую книгу, но то, что мистер Имоу всех дурит – это к бабке не ходи. Жанр честнее обозначить как костюмно-историческое-героическое-фэнтези.
ОТСТУПЛЕНИЕ 2 (пара слов про Имоу)
Собственно фильм я ждала чуть не с момента, когда заявили о том, что что-то такое планируется. На костюмно-героические и историко-фэнтезийные фильмы оного режиссера я плотно подсела еще на засмотренном до дыр в диске «Герое». «Дом летающих кинжалов» закрепил привыкание, а«Проклятие» стало контрольным выстрелом в голову. Если предыдущие два фильма цепляли вкусным кадром, музыкой и китайской сказкой, то «Проклятие» оказалось еще и полноценным с точки зрения содержания.
ЗВУК
Честно сказать после «Дома» с подчеркнуто китайской музыкой музыкальное оформление «Проклятия» показалось по началу слишком европеизированным и класикообразным. Грешным делом не к месту вспомнился помпезный Вагнер. Но режиссер знал что делал – музыка работает на фильм и отлично создает настроение. Посмотрев рип с частично отвалившимся родным звуком (притом отвалилась исключительно музыка) берусь утверждать это вполне ответственно
АКТЕРЫ
Собственно фильм держится на дуэте Гон Ли и Чоу Юн-Фата. Остальные актеры тоже сыграли отлично, но эти сделали главное – фильм. Ни на секунду не возникало ощущения что тебе врут. Гон Ли так и вовсе великолепна – она тащит за собой своими эмоциями. Ни одному герою не сопереживаешь так, как ее императрице. Честно сказать, не видела еще ни одного фильма, в котором она была бы столь совершенна.
Не знаю, осознанно ли Имоу создал сценарий в подражание или просто получилось так, но схожего много. Сами посудите:
1)
— За основу Греческой трагедии брался мифический сюжет – то есть что-то подтекст чего все итак знают. По существу, все происходящее на сцене это тайна полишинеля – все зрители и так знают, сколько персонажей погибнет и как
— У фильма есть историческая привязка – любой Китайский зритель и так знает чем дело кончится и с чего все началось. Как повезло Китайцам и как еще больше повезло нам – мы-то смотрим как в первый раз и каждый кадр для нас открытие
2)
— В греческой трагедии не раскрываются характеры персонажей. Описывается действие, но ни каких объяснений, почему герой поступает именно так, а не иначе. Почему одни подчиняются судьбе, а другие с ней борются?
— Имоу показывает события, но не объясняет их. Любила ли императрица пасынка или просто развлекалась с тоски? Как она относилась к мужу в самом начале? Она осознанно манипулировала старшим сыном? И если да, то зачем? Начала ли она сходить с ума, когда задумала заговор или еще нет? Почему младший сын так ненавидел безобиднейшего старшего брата? Жаждал власти? Считал, что тот похитил внимание матери? На что рассчитывал император, когда позволил вернуться среднему сыну? Вопросов много как горшочков с цветами на площади и все они безответны. Вы вольны придумать историю как вам понравится, актеры же сыграют так, чтобы вам этого захотелось.
Если вы любите, чтобы вам плевали жеванной морковкой в рот, и действе на экране было исчерпывающим и однозначно понятным – то это не ваш фильм. С огромной долей вероятности вы скажете, что у него и сюжета-то толком нет и вас раздражает линейный монтаж.
Монтаж и в самом деле линейный. Уже очень и очень давно я не видела настолько тупо последовательного монтажа. Даже параллельные действия смонтированы без выкрутасов. Не будут блистать красотой и переходы от сцены к сцене. Имоу и в остальных фильмах не сильно заморачивался на этом моменте, но тут уж как-то излишне рублено. (скорбно вздохнув вспоминаю Копполу, вот уж кто способен даже этот технический момент превратить в феерию)
Толпы людей одевающих форменные халаты строго по команде. Шокирующее доложу вам зрелище – толпа женщин по свистку обувающая тапки. Вы погружаетесь в быт дворца ходите вместе со всеми среди стекольно-прозрачных кислотных колонн, поглядываете на большой фонарь в руках прислужницы, чтобы тот не погас, нарезаете меленькими лопушками корешки которые пойдут на ароматную баню, швыряете лепестки в ванну принца Дзао. Наслаждайтесь зрелищем еще немного, вводная часть закончится, и главные персонажи начнут действо.
Финальная сцена – императрица потеряла все и кажется сломленной, она примет лекарство предписанное императором, но вот показывают ее глаза и…
В СЕМЬЕ НЕ БЕЗУРОДА
Не обошелся фильм и без излишеств и благоглупостей.
1) Сцена выяснения отношений с императора с принцем Ю. Я все понимаю, сцена красивая, но император прежде всего правитель и должен заботится о продолжении династии. Так что, то, что показали есть странно.
2) Смущают также японские интервенты ака личная гвардия императора. Полеты под небесами и размахивание кривыми кынжалами с системой удержания цели это конечно зрелищно, но совершенно не выпадает из общего контекста
3) Как военачальник проведший три года на границе мог не знать, что такое разведка и не приметить толпу воинов оставшуюся в замке? Ребят, да если они только пожрут разок, то гора объедков будет выше самой высокой крыши дворца.
Но в целом это все пустяки, не испортившие мне впечатление от фильм.
Невероятно красивая картина со страстями в духе «Гамлета». От костюмов и декораций невозможно отвести взгляд, а игра Ли Гонг вызывает восхищения.
Остается только ждать олимпиады, постановкой открытие и закрытие которой заниматься Имоу Чжан.
П.С. Меня шокировал момент, когда после кровавой резни, где погибло несколько тысяч человек и члены императорской семьи, приспокойно смыли кровь, поменяли ковры и продолжили трапезу в честь Праздника Хризантем.
«Проклятие золотого цветка»: Хороший, плохой, плагиат
Моральное разложение довлеет над императорской семьей. Словно стихийное бедствие, безумие и интриги поглощают её в пышный водоворот кровавого безумия и саморазрушения.
Сегодня мы разберемся, насколько удачно произведение Цао Юи, «Гроза», о сложных взаимоотношениях между двумя разносословными семьями, перекочевала в формат кино. Какая история на самом деле легла в основу фильма? Почему главный герой стал его главной проблемой и при чем здесь Тарантино?
В первую очередь «Проклятие золотого цветка» привлекает внимание зрителя картинкой. Каждая деталь, от декораций до многослойных костюмов, расшитых замысловатыми узорами, создает выразительную визуальную палитру, краски которой надолго оседают в памяти.
Феноменальный саундтрек Сигэру Умэбаяси наполняет окружение зловещей триумфальностью и трагичностью и на этом фоне, несравненная Гун Ли выглядит прирожденной императрицей. В паре с ней стоит не менее убедительный государь, внушающий трепет одним своим видом. А вот сыновья императорской семьи — сплошь разочарование. Старший сын периодически переигрывает, а младшего не любили не только родители, но и сценаристы. Средний сын, Цзао, по сравнению с братьями владеет меньшим спектром эмоций, недостаток которых, остро ощущается в большинстве драматических сцен.
Внимание спойлеры! Обсуждение недостатков данной картины невозможно без анализа его персонажей и сюжета. Настоятельно рекомендуется ознакомиться с фильмами «Проклятие золотого цветка» и «Император и убийца» (1998). Финальная оценка и итог приведены в конце материала.
Исход мятежа в ночь праздника хризантем оставляет после себя смешанные чувства, вызванные неубедительным поражением главного героя, Цзао. Правда, несмотря на четкую цель и мотивацию, сын императрицы вовсе не главный герой. По неоднократным заявлениям его собственной матери, возвращение Цзао во дворец и его дальнейшие действия фундаментально незначительны.
Цзао: «Если бы я не вернулся, вы поступили бы так же?»
Императрица: «Так же».
Из всех обитателей дворца Цзао — самый малоосведомленный человек. Без лишних вопросов он принимает роль минорного дополнения в коварном плане императрицы. Но сомнения в собственных силах, обрекают его на верную гибель.
Главный герой художественного произведения это двигатель, запускающий сюжетную цепочку в действие. Активное участие в ней императивно. Пассивный главный герой — верный способ утомить зрителя и получить на выходе слабый сценарий, которому не хватает действия и конфликта. Нельзя забывать и о цели и мотивации, нераздельно следующих друг за другом. Если у персонажа нет четкой цели, а его мотивация неубедительна, из него не выйдет правдоподобного героя.
Прежде, чем мы узнаем, что именно движет императрицей, рассмотрим характеристики присущие большинству успешных у публики главных героев.
Первая отличительная черта героя это храбрость. На первый взгляд кажется, что императрица, обладает этим качеством. Организация переворота — дело не из легких и грозит серьезными последствиями, в случае, если хотя бы одна переменная даст сбой. Вот только действия императрицы в первую очередь продиктованы инстинктом самосохранения и говорить о храбрости в сложившейся ситуации не приходится.
Несправедливость и слабости заставляют зрителя сопереживать герою. Императрица, по загадочным причинам, лишена недостатков и это, не в последнюю очередь, мешает проникнуться к ней и её целям симпатией. Безупречные люди не вызывают у публики сочувствия, поскольку среди нее и за стенами кинотеатров попросту нет подобных сказочных созданий. И даже в сказках героям нужны недостатки, как солнечный свет нужен цветам.
Отсутствие недостатков делает изменение персонажа невозможным. Испытания трансформируют героя и заставляют его преодолеть свои слабости. Только так он в конечном итоге добивается справедливости и достигает желаемой цели.
Грамотно написанный протагонист отличает успешный фильм от провала и требует исключительных инвестиций внимания и времени со стороны сценариста. Пренебрегать подобными фундаментальными элементами истории непозволительно, потому что герой и есть зритель.
попьесе Цао Ю
и
Гамлета Шекспира
Чжан Вэйпин
Чжан Имоу
Сюжет основан на пьесе Цао Юя « Гроза» 1934 года (雷雨pinyin : Léiyǔ), но действие происходит при императорском дворе в древнем Китае.
СОДЕРЖАНИЕ
участок
Накануне двойного девятого фестиваля император ( Чоу Юнь-фат ) и второй из трех его сыновей, принц Джай ( Джей Чоу ), возвращаются из военной кампании в Нанкин, чтобы отпраздновать праздник со своей семьей. Однако у императрицы был роман с первым сыном, наследным принцем Ванем ( Лю Е ), который родился от предыдущей жены императора. В то же время наследный принц Ван был в романе с Цзян Чаном ( Ли Ман ), дочерью имперского доктора, и очень хотел отказаться от престола, чтобы сбежать с ней.
Тем временем на внешнюю площадь дворца нападают 10 000 солдат с золотыми цветочными символами во главе с принцем Джаем. Они побеждают убийц и идут на внутреннюю площадь дворца, топчая ложе из золотых цветов, устроенное для церемонии. Однако тысячи солдат, резервная армия Императора, появляются и убивают золотых солдат; выживает только принц Джай, и он попадает в плен. За его спиной двор механически очищает легион слуг, тела убирают, полы моют и застилают коврами, а горшки с желтыми цветами заменяют, создавая впечатление, будто всего восстания никогда не было. В полночь, как и было запланировано, начинается Фестиваль двойной девятки. За столом Император выражает разочарование принцем Джаем, говоря, что он уже планировал отдать ему трон. Принц Джай говорит, что он восстал не ради престола, а ради своей матери. Император отвечает, предлагая помиловать принца Джея, если он будет сотрудничать в отравлении Императрицы. Принц Джай отказывается и убивает себя, и при этом его кровь проливается на еще одну чашку отравленного чая, которую принесли Императрице, делая чай красным. В ужасе Императрица смахивает чай, и показано, что жидкость разъедает дерево стола вместе с изображением золотого цветка, выгравированного на дереве.
Бросать
Императорская семья
Семья врача Цзяна
Заголовок
(Оригинальный китайский текст: 待到 秋 來 九月 八 , 我 花開 後 殺。 沖天 香 陣 透 長安 滿城 盡 帶 黃金 甲。)
Из-за того, что фильм был громким, когда он еще находился в производстве, его название, которое можно буквально перевести как «Весь город одет в золотые доспехи», стало яркой метафорой песчаных бурь весны 2006 года в Пекине и термином «золотые доспехи». «(黄金 甲, huángjīnjiǎ) с тех пор стало метафорой песчаных бурь среди местных жителей.
Историческая перспектива
Два главных героя известны в китайской версии как «Король» и «Королева», которые в английской версии были обновлены до более стереотипно китайских «Император» и «Императрица». Это различие нетривиально, поскольку нижний титул «король» претендует только на определенный регион, тогда как верховный «император» претендует на господство над всем (говорящим по-китайски) миром. Таким образом, выбор названия подразумевает, что, несмотря на великолепие своего двора, государство, изображенное в фильме, на самом деле не управляет всем Китаем.
Прием
Саундтрек
Награды и номинации
Проклятие Золотого цветка выиграло четыре награды из 14 номинаций 26-й Гонконгской кинопремии в 2007 году.
Проклятие золотого цветка
Man cheng jin dai huang jin jia
Боевик, Драма, Мелодрама
Информация о фильме
Китай. X век. Из долгого похода возвращается император. Он поражен холодной встречей придворных. Императрица тщательно скрывает тайную связь с кронпринцем. Странно ведет себя и его сын. Двор погряз в любовных и политических интригах, оплетающих дворец, словно гирлянды золотых хризантем. Император чувствует, что его хотят свергнуть с престола.Во время пышной церемонии традиционного осеннего фестиваля дворец заполняют воины… На площади — тысячи раздавленных золотых цветов, обагренных предательской кровью…
Боевик, Драма, Мелодрама
В ролях:
Эмоции от фильма
Рейтинг Фильм Про
10 (1 оценок)
Отзывы о фильме
Смотри новинки онлайн
Семейный фильм, Приключения, Фэнтези
Боевик, Ужасы, Научно-фантастический
Комедия, Семейный фильм, Приключения
Семейный фильм, Приключения, Фэнтези
Комедия, Драма, Мелодрама
Боевик, Комедия, Драма
Драма, Мультфильм, Приключения
Боевик, Комедия, Ужасы
Боевик, Триллер, Фэнтези
Боевик, Комедия, Приключения
Фильм Про
© 2019 Сетевое издание «Фильм Про (filmpro.ru)». Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-69132 от 24.03.2017. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Главный редактор: Кудрявцев И.А. Адрес электронной почты редакции: info@vesti.ru, телефон редакции:+7(495)232-63-33. Для детей старше 16 лет.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК).
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Рецензия на фильм «Проклятие золотого цветка»
Трейлер
Кадр из фильма «Проклятие золотого цветка»
После «Героя» и особенно «Дома летающих кинжалов» казалось: красивее в кино попросту не бывает. Но бывает! В «Герое», где многосоттысячная компьютерная массовка посильнее, чем в «Гладиаторе» /Gladiator/ (2000), достаточно уже того, что каждая из трех основных частей фильма выдержана в своей цветовой гамме. В первой части главенствует синий цвет, во второй – красный, в третьей – белый (не удивлюсь, если эти цвета что-то говорят китайской публике, при этом, в отличие от Европы, ассоциируются отнюдь не с понятиями «свобода-равенство-братство»). Когда звезда гонконгско-французского кино Мэгги Чун и новая красавица китайско-голливудского кино Чжан Зийи бьются в воздухе на мечах в развевающихся красных одеждах и в вихре желтых осенних листьев или когда та же Чун в голубых одеждах уходит вдаль на фоне голых серо-голубых гор, а сбоку стоит ослепительно белый конь, возникает желание набрать чернил и плакать.
В «Доме летающих кинжалов» в один и тот же день на расстоянии в километр соседствуют три времени года: золотая осень (в лесных сценах), лето с полевым разнотравьем и зима – финальная сцена разыгрывается в красиво падающем снегу, который заливает горячая красная кровь. Чжану Имоу на алогичность наплевать. Для него важнее эмоциональное воздействие на зрителя. Ему требовался то золотой – а то снежный окрас кадра.
В «Проклятии золотого цветка» главные цвета в одеждах героев и интерьерах императорского дворца – золотой, желтый, красный. Желтые хризантемы, которыми усыпана гигантская площадь перед дворцом в Запретном городе. Золото украшений. Золотая парча. Золотая нить, которой императрица вышивает узор в виде тех же хризантем. Поединок золотого с цветом металлик в эпизоде грандиозного сражения, когда десятки тысяч воинов, выступивших против императора (они в золотых латах), бьются с десятками тысяч воинов, верных ему.
Особо высокий статус новым китайским блокбастерам придают фирменные звезды. В «Цветке» императрица и император – это вернувшаяся в фильмы Чжана Имоу Гон Ли, которая по-прежнему хороша в свои 41, и Чоу Юн-Фат, который уже не похож на своих отважных обаятельных мальчиков-киллеров из классических гонконгских лент Джона Ву, зато напоминает Сергея Федоровича Бондарчука в роли Бориса Годунова.
Кадр из фильма «Проклятие золотого цветка»
С тем – и к общим оценкам. Если говорить об идеологии фильма, то она вызывает сомнения, но и восхищает. Голливудские якобы исторические фильмы, которые по степени историзма недалеко ушли от «Сказки о царе Салтане» или «Ильи Муромца», оправдывает хотя бы то, что их снимают чужие. Не потомки древних греков или римлян. Другое дело, что они представляются потомками. Голливуд экспроприирует истории Древних Греции и Рима, считая их демократии предтечами американской и выводя свою историю напрямую из Эллады и итальянского сапожка – словно бы там и родился Томас Джефферсон. Китайцы же снимают про себя. И чем дальше, тем больше убеждают публику, а главное, самих себя, что так все и было. Что роскошь была несусветная. Что воины сражались в латах из чистого золота. Что могли летать по воздуху. И т.д. Нигде ведь, ни в каких аннотациях «Проклятия золотого цветка» не сказано, что это легенда, основанная на исторических фактах. Говорится следующее: это исторический фильм, действие которого происходит в X веке, и пр.
Но вот что восхищает: Имоу создает в фильме собирательный, как прежде выражались, образ коварного и не сомневающегося в своей правоте восточного тирана. Весьма актуальный для нашего государства на всем протяжении его истории. Фильм дает ответ на вопрос: что есть классический восточный император?
Он Иван Грозный в сотой степени. Он не думает о благе людей, справедливости, вознаграждении, многотысячных людских потерях, гибели отборных, необходимых империи воинов. Он не скорбит даже по поводу смерти наследников (ничего, другие родятся). Он заботится лишь о том, чтобы никто и никогда не усомнился в его власти и авторитете. Не засомневался, что он: а) непременно отомстит; б) быстро отомстит; в) жестоко отомстит. Он пытается сделать подлеца из своего наиболее достойного среднего сына – и явно убежден, что таким образом формирует из него истинного императора, передает ему опыт. Вероятно, он искренне верит и в то, что заботится при этом о благе страны, поскольку любой ущерб его авторитету нанесет непоправимую рану авторитету империи.
Кадр из фильма «Проклятие золотого цветка»
Хорош ли такой император для народа, вопрос бессмысленный: понятие народа не значится в моральном кодексе строителя империи. Но народ и сам, если верить Имоу, считает, что подобный подход – правилен. Так, дескать, с нами, сволочами, и надо. Народ в «Проклятии золотого цветка» – рой, муравьиная куча. Жизнь не стоит ни гроша. Заметьте, как все легко и толпами идут сражаться. Как беспрекословно толпами погибают. Как после кровавой битвы тут же появляются дрессированные тысячи другого народа – обслуживающего. Быстро – каждый знает свой маневр, – привычно убирают тысячи трупов, замывают кровь, и, словно ничего и не было, вновь декорируют место битвы у императорского дворца желтыми хризантемами. Как тут же начинают массово петь и танцевать в честь праздника – каждый опять-таки знает свой маневр. В какой-то момент «Проклятие золотого цветка» напоминает экранизацию абсурдистской пьесы.
Такой Китай восхищает (красота-то какая!) и пугает одновременно. Широк Китай. Сузить бы немного. Вдобавок – слишком близок.