подробная биография виктора цоя
Биография Виктора Цоя
Цой Виктор Робертович (1962-1990) – советский музыкант и актёр, кумир поколения перестройки. Основатель рок-группы «Кино», в ней он пел и играл на гитаре, был композитором и автором песенных слов.
Детство
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года.
Его дедушка по отцу, Максим Максимович Цой, родом из Казахстана, а по происхождению кореец (на корейском его имя и фамилия звучали как Сын Дюн Цой). У него было 4 сына и дочь, так что родня Виктора Цоя по отцовской линии очень большая. Отец Виктора Цоя, Роберт Максимович, родился в 1938 году, всю жизнь проработал инженером.
Мама Виктора, Валентина Васильевна (девичья фамилия Гусева), коренная ленинградка, родилась в 1937 году в Пушкине, работала преподавателем физкультуры в школе. После того, как она познакомилась со своим будущим мужем Робертом Цоем, прошло всего каких-то три дня, как молодой человек сделал девушке предложение стать его женой. Очень спешная свадьба зачастую ведёт к непродолжительным супружеским отношениям, но к родителям Цоя это не относилось. Они прожили в вместе около 40 лет.
В школе Виктор Цой учился неважно, преподаватели не видели в нём способного ученика, в результате чего ему пришлось поменять три учебных заведения. Зато с ранних лет у ребёнка проявлялась тяга к рисованию. Родители, заметив такое увлечение, отдали Виктора в среднюю художественную школу, где он проучился три года.
Но с пятого класса жизненные интересы мальчика резко повернулись в сторону музыки. Родители, уезжая в отпуск, оставили ему сумму денег на проживание. Виктор пошёл в магазин и почти на все деньги купил двенадцатиструнную гитару. Остаток потратил на беляши, которых наелся на голодный желудок, да так, что потом было плохо. С тех пор он принял для себя решение – никогда не есть беляши.
Юность
В подростковом возрасте Виктор организовал с Максимом Пашковым музыкальный коллектив под названием «Палата № 6». Его кумирами в музыке на тот момент были Михаил Боярский и Владимир Высоцкий.
После девятого класса Цой решил продолжить обучение в ленинградском художественном училище имени Серова, он поступил учиться на художника-оформителя. Но былая страсть к изобразительному искусству так и не вернулась, большую часть своего времени Цой посвящал музыке. На втором курсе его отчислили из училища за неуспеваемость.
Тогда Виктор устроился работать на завод, а летом снова сдал документы для учёбы. На этот раз он решил осваивать профессию резчика по дереву в художественно-реставрационном профессиональном лицее № 61. Резчиком в жизни он не стал, но часто вырезал из дерева маленькие китайские фигурки – нэцкэ.
Но, где бы Виктор ни учился и ни работал, музыка его не отпускала, и со временем он понял, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить свою жизнь. В конце 1981 года Виктор Цой вместе с Олегом Валинским и Алексеем Рыбиным создали рок-группу под названием «Гарин и Гиперболоиды». Через несколько месяцев группу переименовали в «Кино».
Созданная Цоем группа «Кино» очень быстро стала популярной на ленинградских квартирниках. Это такие небольшие концерты, которые проводились в обычных квартирах. В непринуждённой обстановке проходило тесное общение исполнителей с аудиторией слушателей. Приобретая известность, Цой и Рыбин стали ездить на квартирники в Москву. В одну из таких поездок в электричке они играли на гитаре, и ребят услышал Борис Гребенщиков. При его содействии группа «Кино» вступила в знаменитый Ленинградский рок-клуб.
Музыканты группы «Аквариум» и Борис Гребенщиков помогли коллективу «Кино» записать свою первую пластинку под названием «45» (такое название она получила потому, что продолжительность записей на пластинке как раз составляла 45 минут).
К 1984 году поменялся состав группы «Кино», Рыбин и Валинский покинули коллектив, вместо них пришли новые музыканты:
В новом составе группа записала свой второй альбом «Начальник Камчатки», так называлась котельная, на которой Цой работал кочегаром. Помимо этой профессии Виктор освоил и уборщика в бане, спасателя на пляже. Но всё это было как бы для записи в трудовой книжке, что где-то работал. А смысл всей жизни заключался только в музыке. Он писал, писал и писал песни. И они не были спекуляцией на модные темы. Все музыкальные композиции Цоя лёгкие, немного романтичные, в какой-то степени неформальные, но все до единой стоящие и настоящие.
В 1984 году в Ленинграде проводился второй рок-фестиваль, группа «Кино» выступила на нём и стала сенсацией. В следующем году на таком же фестивале коллектив только закрепил свой прошлогодний оглушительный успех.
Музыканты группы «Кино» начали трудиться над записью своего очередного альбома, которому было дано рабочее название «Ночь». Но работа затянулась, и вместо «Ночи» вышел другой магнито-альбом «Это не любовь», имевший на всей территории СССР невероятный успех.
В конце осени 1985 года в коллективе произошло ещё одно изменение: на бас-гитаре вместо Александра Титова стал играть Игорь Тихомиров. Такой состав сохранился до конца существования группы «Кино».
Популярность группы росла, во всех дворах Советского Союза подростки брынчали на гитаре песни Цоя.
А Виктора стали приглашать режиссёры для съёмок в своих картинах. Он снялся в фильмах:
После выхода на экраны фильма «Игла» и альбома «Группа крови» в стране началась настоящая «киномания». Популярность коллектива перевалила за границы Советского Союза. Альбом «Звезда по имени Солнце» сделал Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными.
В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.
В июне 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в Москве на Олимпийской арене Лужники.
Смерть и бессмертие
Летом 1990 года Цой и Каспарян на даче под Юрмалой трудились над новым альбомом под акустическую гитару.
Альбом, над которым трудился в Прибалтике Цой, вышел зимой 1990 года, он назывался «Чёрный альбом».
Для многих Виктор Цой – это молодость, японские кассетные магнитофоны, джинсы-варёнки или пирамиды, поход толпой на фильм «Игла» в кинотеатр, первая любовь, и первый брейк-данс на дискотеке, и надписи на домах и автобусных остановках «Цой жив!» Но его песни поют и те, кто родился после гибели великого музыканта. А это уже и есть бессмертие…
Личная жизнь
Со своей супругой Марианной (девичья фамилия Ковалёва, в первом замужестве Родованская) Виктор познакомился на дне рождения у общего приятеля. Она была старше на 4 года, и Цой первое время из-за этого комплексовал.
Зимой 1984 года Виктор и Марианна сыграли свадьбу. По воспоминаниям Марианны:
В августе 1985 года у Виктора и Марианны родился сын Александр. Детство мальчика нельзя назвать лёгким, когда ему было 5 лет, погиб отец. Несмотря на это, Саша хорошо учился в школе, особенно ему нравились изучение языков и рисование. Сейчас он работает веб-дизайнером, женат, но ведёт закрытый образ жизни и не общается с журналистами.
Марианна и Виктор Цой расстались в 1987 году, потому что он влюбился в другую женщину, переводчицу и киноведа Наталью Разлогову. Виктор переехал в Москву, но брак с Марианной они так и не расторгли. Сохранили хорошие отношения, и однажды Цой ей сказал: «У нас есть сын, и всё равно мы с тобой семья. Давай загадаем, когда мы умрём, пусть нас похоронят рядом, как родных людей».
После смерти Цоя его последняя любовь Наталья вышла замуж за журналиста Евгения Додолева, у них родилось двое детей, сейчас проживают в США.
Марианна умерла в возрасте 46 лет, перенесла операцию на груди, но вскоре у женщины обнаружили опухоль мозга. Она скончалась в своей квартире в центре Санкт-Петербурга 27 июня 2005 года, похоронена на Богословском кладбище, недалеко от могилы Виктора. Теперь они навсегда рядом, как родные люди…
Виктор Робертович Цой
Фото Все
Видео Все
Виктор Цой в передаче До 16 и старше 1988
Д/ф: Виктор Цой. Группа крови (Первый канал) 2010
Виктор Цой — биография
Виктор Цой всегда делал то, к чему лежала его душа. Наперекор всем он шел своим путем и сумел добиться невероятного успеха. Благодаря его творчеству, русский рок стал совсем другим, облачился в новую форму, приобрел лиричность и просто бешеную популярность. Сам певец стал настоящей иконой и символом 80-х. О его творческом наследии до сих пор спорят критики и профессиональные музыканты, но все они едины во мнении, что Виктор Цой – это феномен, разгадать который очень непросто. Он пользовался бесконечной любовью и уважением при жизни, и эта любовь не ослабела и сейчас, когда прошло почти тридцать лет с момента его смерти.
Детство и юность
Родился Виктор Цой 21 июня 1962 года в Ленинграде, в интеллигентной семье. Отец Роберт Цой по профессии инженер, мама Валентина Цой школьный учитель физкультуры. Дедушку Виктора по отцовской линии звали Цой Сын Дюн, он был корейцем. Отец мальчика родился в Казахстане. Обычно представители этой национальности имеют средний рост, а вот Виктор вырос до 184 см.
Виктор Цой в детстве
Творческие наклонности мальчика проявились в раннем детстве. Ему было всего пять, а он уже отлично лепил, рисовал, и мог отстучать руками любую мелодию, даже сложную. Родители решили, что талант пропадать не должен, и Витя оказался в художественной школе, которую посещал на протяжении трех лет. В обычной школе будущий известный музыкант особых талантов не проявлял, поэтому учителя быстро махнули на него рукой и занимались с более перспективными учениками.
В пятом классе Виктор решил, что рисование его мало волнует, и всерьез увлекся музыкой. В это же время он купил себе первую гитару, с которой практически не расставался.
Музыка буквально ворвалась в его жизнь и вот уже он подбивает друзей собраться в группу под названием «Палата №6».
Музыка настолько овладела всеми его мыслями, что он готов был на любые жертвы, лишь бы стать обладателем 12-струнной гитары. Как раз в то время родители уехали отдыхать и оставили сыну определенную сумму денег. Он не задумываясь отдал их за гитару. У него осталось 3 рубля, и на них были куплены беляши. Виктор был таким голодным, что умял их все и заработал проблемы с желудком. После этой истории Цой пообещал сам себе, что беляши он больше даже в руки не возьмет.
Виктор Цой в юности
Окончив 9 классов, Виктор ушел из школы и поступил в Ленинградское художественное училище им.Серова. По окончании учебы он должен был получить профессию художника-оформителя. Но вскоре это занятие Виктору разонравилось и он все больше времени проводит с любимой гитарой. Итог был неутешительным – отчисление за неуспеваемость на втором курсе.
Цой устроился на работу. Немного времени он проработал на заводе, потом учился в Художественно-реставрационном профессиональном лицее №61, после которого стал резчиком по дереву. Он даже научился вырезать китайских нэцкэ.
Все это было хорошо и здорово, но морального удовлетворения не приносило. Парень по-прежнему бредил музыкой, он с каждым годом все больше понимал, что это именно то дело, которому он готов отдаваться без остатка.
Музыка
Творческая биография молодого музыканта началась к концу 1981-го, когда Цой, Олег Валинский и Алексей Рыбин решили создать рок-группу «Гарин и Гиперболоиды». Но через некоторое время длинное и вычурное название группы было изменено на лаконичное «Кино». Коллектив «Кино» в составе трех музыкантов стал членом Ленинградского рок-клуба, и вскоре уже выпускает свой дебютный альбом под названием «45». Большую помощь в создании этого альбома начинающим артистам оказал Борис Гребенщиков и коллектив «Аквариум». Музыкантам часто задавали вопрос, что означает название пластинки – вес, возраст, количество песен. Все оказалось просто – ровно столько звучат его записи.
Первое творение Цоя и его группы приобрело необычайную популярность. В те годы музыкант уже имел четкие жизненные принципы и не собирался сходить с выбранного пути.
В 1984-м вышел второй альбом группы «Кино», который музыканты назвали «Начальник Камчатки». И опять странное название, и объяснение почему – так называлась котельная, где Цой работал кочегаром. Изменился и состав группы, бывшие коллеги Цоя ушли, и на их место он взял басиста Александра Титова, гитариста Юрия Каспаряна, барабанщика Георгия Гурьянова (Густава). В том же, 1984-м, коллектив выиграл второй Ленинградский рок-фестиваль и произвел фурор среди его зрителей.
В 1985 году музыканты снова приняли участие в фестивале, и сумели повторить прошлогодний успех. У них появилась идея записать альбом под названием «Ночь», который должен был полностью соответствовать жанру рок-музыки. Но работу над ним временно приостановили, зато выпустили новую пластинку «Это не любовь».
В ноябре того же года из коллектива ушел Александр Титов, и на его место взяли Игоря Тихомирова. В таком составе группа доработала до конца своей деятельности.
1986-й стал пиком славы группы «Кино» и ее лидера Виктора Цоя. Ничего особенного музыканты не делали, просто их музыка в сочетании со словами лидера коллектива вносили новизну и неповторимость, а темы, которые поднимал Цой были очень актуальными для того времени(впрочем они до сих пор остаются актуальными). Помимо этого их композиции было легко спеть под гитару, и благодаря этому популярность участников группы росла с каждым новым «дворовым концертом».
Виктор Цой на концерте в Москве
В том же 1986-м музыканты наконец-то дописали альбом под названием «Ночь» и выступили с концертом на фестивале, организованном ленинградским рок-клубом и московской рок-лабораторией. Фестиваль прошел в Москве. Альбомы коллектива «Кино» расходились с бешенной скоростью, музыканты приобретали невероятную популярность, клипы смотрел «и стар и млад», причем на всей территории СССР.
После того, как в 1988-м вышел новый альбом под названием «Группа крови», о советских музыкантах заговорили за границей. «Кино» посетило с концертами Данию, Францию, Италию, фотографии музыкантов украшали обложки модных глянцев. В 1989-м выходит первый студийный альбом группы, записанный на профессиональном уровне. Он получил название «Звезда по имени Солнце», и после него коллектив не останавливается, немедленно начинает работу над новой пластинкой.
Слушайте Пачка сигарет — Виктор Цой на Яндекс.Музыке
Лучшие композиции этого альбома не только прославили музыкантов группы и самого Цоя по всему миру, они можно сказать, возвели их в ранг бессмертных. Песню «Пачка сигарет» распевали на каждом углу в Советском Союзе, ее продолжают петь и сейчас на территории постсоветских стран. Эту композицию подхватывают новые поколения, и она остается актуальной вот уже три десятка лет.
В 1989-м музыканты снова отправились во Францию и дали несколько концертов в Штатах. В июне 1990-го Виктор Цой и его прославленная группа «Кино» последний раз выступили всем составом в московских «Лужниках».
Потом музыканты выпустили еще один альбом под названием «Кино», который завершил дискографию прославленного коллектива. Композиции «Следи за собой» и «Кукушка» понравились больше всех и в последующем вошли в репертуар многих певцов и коллективов.
Виктор Цой сумел достучаться до спящего сознания жителей страны Советов, он разбудил их своими песнями. Его воспринимали, как вестника близких перемен, новой жизни и свободы. Именно это стремление прослеживается в композиции «Хочу перемен!», которую музыканты впервые представили на 4-м фестивале ленинградского рок-клуба, который состоялся во Дворце культуры «Невский» в мае 1986-го.
Сразу может сложиться впечатление, что певец призывал к радикальным решениям, но в действительности все было немного не так. У Виктора было свое, особое представление о музыке, которое он выразил в этих словах: «Музыка создана для того, чтобы охватывать – она должна смешить, когда это нужно, или веселить, когда потребуется, и заставлять думать — желательно всегда. Музыка не должна быть призывом к разгрому Зимнего дворца. Она предназначена для того, чтобы ее слушали».
В одном из своих интервью журналистам певец сказал, что не является вестником перевоплощений. Для него самого важно всегда быть самим собой. Возможно, это прозвучало в контексте развития его профессиональной карьеры актера, а не как комментарий своего отношения к тогдашней политической ситуации.
Спустя некоторое время он сказал, какими видит перемены советского общества: «Я хотел, чтобы перемены коснулись в первую очередь сознания людей, освободили их от привычки оглядываться на кого-то и ждать, что этот кто-то примет за тебя решение. Я хотел, чтобы перемены произошли в сознании советского человека, а не выражались в новых съездах и пленумах».
Фильмы
Кинематографическая биография Виктора Цоя началась с сотрудничества с режиссером Алексеем Учителем, который тогда только заканчивал учебу и приступил к съемкам своей дипломной работы. Это был киноальманах «Конец каникул». Для съемок этого фильма группа оправилась на озеро Тельбин в Киеве. Это был новый этап творчества тогда еще не очень популярного певца Цоя.
Виктор Цой в фильме «Конец каникул»
После нахлынувшей популярности группы «Кино» Виктор стал желанным гостем на съемочной площадке картин, которые принято считать «новой формацией». В общей сложности фильмография музыканта насчитывает четырнадцать картин, среди которых есть такие, которые отразили в себе «эпоху перемен».
Сразу хочется сказать о нашумевшей «Ассе», снятой режиссером Владимиром Соловьевым. В ней явно присутствует ощущение, которое можно назвать «Начало конца», какая-то безнадега и тупик, который возник практически у каждого в те годы.
Виктор Цой в фильме «Игла»
Потом была лента «Игла», где Виктору досталась роль главного героя Моро. Он решил сразиться с наркомафией, но это было непросто. Роль наркодельца по имени Артур блестяще изобразил Петр Мамонов. Картина побила все рекорды просмотров в 1989 году, а Цоя назвали лучшим актером года. Во всяком случае, так считали читатели журнала «Советский экран».
Личная жизнь
В школьные годы на Виктора абсолютно не обращали внимания — ни одноклассницы, ни подружки во дворе. Наверное, причина кроется в его национальности. Но к двадцати годам все кардинально изменилось. Он стал мега популярным, поклонницы преследовали его повсюду, даже устраивали дежурство у подъезда. Но популярность пока никак не отражалась на его личной жизни, пока в ней не появилась его вторая половинка. Они познакомились на какой-то музыкальной вечеринке, девушку звали Марианна, и она была старше Виктора на 3 года. Полгода конфетно-букетного периода вскоре закончились решением о совместном проживании.
Виктор Цой с женой Марианной и сыном
Они оформили свои отношения официально, и в этом браке родился первый и единственный ребенок Виктора Цоя – сын Александр, который потом продолжил дело отца. Марианна занималась хозяйственной деятельностью группы, помогала готовить концертные костюмы и решать все организационные вопросы.
В 1987-м, когда Цой снимался в картине «Асса», в его жизни появилась ассистент режиссера Наталья Разлогова. У них закрутились романтические отношения, результатом которых стал уход певца из семьи. Марианна говорила, что у них с Натальей абсолютно разные темпераменты – Марианна была настоящим «вулканом страстей», а новая любовь Цоя изображала «неприступную скалу».
Виктор Цой с Натальей Разлоговой
Официального развода так и не произошло, Марианна так и оставалась его женой, и когда Виктора не стало, то сумела выпустить все его последние записи и неизданные материалы. Марианна получила диплом Санкт-Петербургского университета в 1999-м, она стала переводчиком с английского и японского.
В начале 2000-х доктора диагностировали у вдовы Цоя онкологию. Ей удалили опухоль в груди, но этим дело не закончилось. Медики нашли у нее еще и опухоль головного мозга. Марианна понимала, что это конец и ничего нельзя предпринять, поэтому выписалась из клиники и решила умирать дома. На протяжении трех месяцев, которые она еще прожила, рядом были ее мама и новый муж Александр Аксенов, которого больше знают, как Рикошета.
Смерть
Виктора Цоя не стало 15 августа 1990 года. Его жизнь оборвалась в автокатастрофе, которая случилась на трассе Слока – Талси близ латвийского городка Тукумс. Он отдыхал в Прибалтике и возвращался домой. Его машина протаранила автобус «Икарус». Водитель автобуса остался жив, а Виктор Цой погиб на месте. Расследование пришло к выводу, что певец от переутомления просто уснул за рулем.
Машина Виктора Цоя после аварии
Одно время говорили, что он не спал, просто наклонился поменять кассету в магнитоле и пропустил поворот, но никаких подтверждений этой версии нет.
Страна пережила настоящий шок после этого известия. Его похоронили 19 августа 1990-го на Богуславском кладбище Санкт-Петербурга. Провести в последний путь своего кумира собрались тысячи его фанатов.
Его могила всегда укрыта живыми цветами, там всегда горят свечи. Недалеко от него похоронены и две его любимые женщины – мама Валентина и жена Марианна.
Похороны Виктора Цоя
Память о Цое увековечена в многочисленных памятниках, причем не только на родине, но и за рубежом. Самая главная из всех скульптур находится на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Там великий «певец перемен» изображен сидящим на мотоцикле.
Могила и памятник Виктору Цою
По задумке скульптора Амирана Хабелашвили и художника Руслана Верещагина, авторов этого монумента, на нем красуются строки из композиции «Легенда»: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».
Память
Достаточно часто композиции Цоя и группы «Кино» звучат в исполнении других артистов. Их можно слышать в репертуаре Константина Кинчева, лидера группы «Алиса». Одно время двух музыкантов связывала дружба, поэтому он хочет, чтобы творчество Виктора как можно дольше жило в сердцах и памяти людей.
В исполнении симфонического оркестра Эрмитажа часто можно услышать композиции из репертуара прославленной группы, которые звучат в концерте его памяти.
Стена Цоя в Москве
После гибели Виктора в 1990-м в столице появилась Стена Цоя. В Кривоарбатском переулке на стене дома №37 поклонники творчества музыканта покрыли надписями всю стену. Там были цитаты из его композиций и бесконечные надписи «Цой жив!». Так они выражали любовь к своему кумиру и не хотели принимать факт его смерти. Вскоре эта стена стала достопримечательностью Москвы, к ней даже приводят на экскурсию туристов.
Режиссеры тоже оказались в числе поклонников музыканта и сняли несколько картин о его творческом пути и жизни.
В 2012-м на суд зрителей представлен документальный проект «Цой «Кино», который снял режиссер Евгений Лисовский. В этой картине звучит ранее не известная композиция Виктора «Атаман». Оказывается, кассета хранилась у Натальи Разлоговой, и только спустя много лет она представила ее общественности.
В 2018-м режиссер Кирилл Серебренников снял картину «Лето», которая рассказывала о начале творческой деятельности прославленного музыканта. О том, как он дружил с Майком Науменко, какие отношения были у него с женой друга – Натальей. Роль Цоя сыграл корейский актер Тео Ю, роль его друга Роман Билык, музыкант группы «Звери». Наталью сыграла актриса Ирина Старшенбаум.
Раз в 5 лет фанаты Виктора Цоя собираются, чтобы отметить очередной юбилей любимого артиста. В 2017-м они отметили его 55-летие, и сняли клип на композицию «Звезда по имени Солнце».
Альбомы
Слушать песни
Слушайте Последний герой — Кино на Яндекс.Музыке