программа внеурочной деятельности нравственные основы семейной жизни

Программа внеурочной деятельности нравственные основы семейной жизни

«Нравственные основы семейной жизни»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» составлена на основе нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;

2. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа от 29.06.2017 № 613) (далее – ФГОС СОО);

3. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (в ред. приказа от 05.08.2016 № 422н, с изм., внесенными приказом от 25.12.2014 № 1115н) (далее – Профессиональный стандарт «Педагог»);

4. Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН).

4. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ № 76 с углубленным изучением отдельных предметов. Требования к результатам освоения образовательной программы СОО.

Структура рабочей программы:

Представляет собой целостный документ, включающий разделы: личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности, тематическое планированиес определением основных видов внеурочной деятельности.

Количество занятий в неделю – 1

Рабочая программа учебного курса «Нравственные основы семейной жизни»

Изучение курса «Нравственные основы семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно-ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся обобщают полученные ранее знания, курс помогает приобрести четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.

Планируемые результаты программы данного курса за счет усвоения преподаваемых нравственных основ и сопутствующих сведений состоят в оздоровлении нравственного климата молодежной среды, распространении нравственно-безупречного и ответственного поведения, стимуляции брака, укреплении семьи, росте рождаемости и совершенствовании семейного воспитания, устранении предрассудков и заблуждений в указанных областях.

Источник

Программа внеурочной деятельности «Основы семейной жизни»

Раздел I . Пояснительная записка

Программа составлена на основании программно-методического обеспечения для 9-х классов пособие для учителя В. Гребенникова «Основы семейной жизни» под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 с учетом ФГОС среднего (полного) общего образования.

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Нормативно-правовой основой для разработки программы явились следующие документы:

-Конституция РФ от 12.12.1993;

-Конвенция о правах ребенка 1989г.

-«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ ( с изм. от 26.07.2019г )

— Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года;

— Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (от 08.05.2007 N АФ163/06)

— Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями и дополнениями, ред. от 26.07.2019)

— Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) ст. 7 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

— письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

— Примерных программ внеурочной деятельности начального общего образования на основе федерального государственного стандарта;

— 1.8.СанПин 2.4.2.2821-10 (постановление от 29.12.2010г. № 189) с изменениями (Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10)

— Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Мулымская СОШ на 2020 – 2021 учебные года (в том числе: учебный план на 2020-2021 учебный год; календарный учебный график на 2020-2021 учебный год);

— локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности»;

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально-психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Программа «Основы семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 17,5 учебных часов.

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами ролевых игр.

Срок обучения: 35 учебных недель

Режим занятий: 1 час в две недели

Цель курса – формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно-семейных представлений.

Основная задача : ориентировать учащегося на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества.

Обучение детей по программе курса «Основы семейной жизни» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания:

Личностные результаты освоения программы :

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметным результаты освоения программы:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение;

— знание, понимание основных проблем молодой семьи на современном этапе;

— знакомство с основами психологии семейной жизни, понимание их значения в выстраивании адекватных брачно-семейных представлений;

— осознание семейных ценностей в человеческой жизни.

Раздел III . Содержание курса

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Основы семейной жизни» включает в себя 17 занятий по 40 минут и 1 занятие 20 минут.

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в две недели. Срок реализации программы 1 год.

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Источник

Разработка программы по курсу «Нравственные основы семейной жизни»

Разработка программа к курсу «Нравственые основы жизни» для 10-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы по курсу «Нравственные основы семейной жизни»»

СЛАВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Зам. директора по ВР Директор МБОУ «Большаковская СОШ»

______________З. Р. Аверина _________________М.А. Близнюк

«______» _________________ 2020г. «______» _____________ 2020 г.

«Нравственные основы семейной жизни»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни » разработана на основе:

— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

-(Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 413. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);

— Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

-Положения о рабочей программе МБОУ «Большаковская СОШ».

• Устава МБОУ «Большаковская СОШ»;

Программа предназначена для реализации в 10-11 классах.

В настоящее время, как в российском обществе, так и во всём мире, наблюдается кризис семейных отношений. Начиная с 90-х годов, в России наблюдается отрицательный прирост населения. Уже почти 20 лет смертность превышает рождаемость. Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны. При таких тенденциях в России существует реальная опасность утраты человеческих ресурсов для обеспечения обороноспособности страны и производства материальных благ. Можно сказать, что мы стоим на пороге демографической катастрофы. И сегодня демографический вопрос становится вопросом нашей национальной безопасности.

Огромную роль в сокращении рождаемости играет разрушение престижа семьи и традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв в культурной преемственности поколений, насаждение технологий демографического сдерживания. Сокращение населения обусловлено не столько экономическими трудностями, сколько падением духовности и нравственности. Одной из основных причин низкой рождаемости в настоящее время является ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий.

Демографический кризис во многом связан с разрушением духовно-нравственных ценностей. В современном российском обществе все более явной становится проблема конфронтации ценностей традиционной культуры и ценностей контркультуры. Это негативно отражается на жизни современной российской семьи, являясь одной из основных причин рассогласованности в сфере супружеских и детско-родительских отношений, искажений процесса семейного воспитания, неподготовленности детей к самостоятельной жизни. В этих условиях введение курса «Нравственные основы семейной жизни» особенно актуально.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций по распаду семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.

Цель программы: введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой многодетной, счастливой семьи.

Основные задачи курса: ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни – раскрытие для них категорий и таксономии семейных терминов; преподавание старшеклассникам основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; содействие формированию учащимися собственной системы семейных ценностей; пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью; снижение и предотвращение рисков на пути к созданию старшеклассниками в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи; ознакомление учащихся со средствами решения семейных проблем; обучение старшеклассников основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений; помощь старшеклассникам в решении ими смысложизненных проблем.

Отличительные особенности программы от уже существующих образовательных программ в том, что в ней присутствует системный подход, включающий одновременно психолого-педагогический, богословский и культурологический анализы. Данная программа предполагает использование более современных, полных и упорядоченных представлений о семейной жизни, синтез знаний разных научных областей: психологии и культурологии, христианской этики и богословия (теологии). Занятия объединения «Нравственные основы семейной жизни» проходят вне учебных занятий во второй половине дня.

— твердое стояние в православной вере, её традиции и культуре;

-приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;

-обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;

-приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;

-приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям;

-воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

-усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

— ставить учебную задачу под руководством педагога

— планировать свою деятельность под руководством педагога

— работать в соответствии с поставленной задачей, с предложенным планом;

— оценивать работу сверстников;

— проектировать свою жизненную стратегию (стратегию устроения жизни);

— определять критерии для сравнения фактов, событий, явлений, объектов;

— сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям;

— работать в формате мысленного эксперимента;

— создавать учебно-исследовательские и творческие работы по заданной теме;

— редактировать готовый текст учебно-исследовательской работы;

овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

знание православного учения о человеке,

представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,

понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,

представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,

понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,

понимание причин супружеских конфликтов и разводов,

знание святых семейств, покровителей семьи,

знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,

осознание ценности человеческой жизни,

представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);

знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.

Источник

Рабочая программа Нравственные основы семейной жизни 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Нравственные основы семейной жизни 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла

Протокол № 1 «27» августа

Руководитель ШМО _________/А.С. Шестернева/

на заседании методического совета

Протокол № 1 «28» августа 2019г.

на заседании педагогического совета

Директор МБОУ Пригорской СШ

Приказ от 31. 08.2019г. № 113/5

среднего общего образования

2019/2020 учебный год

Данная рабочая программа курса по выбору «Нравственные основы семейной жизни» ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017 г.);

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г.);

СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 29.06.2011г., 25.12.2013г., 24.11.2015г., 22.05.2019г.);

Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015 № 1822;

основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Пригорской СШ (10-11 классы) на 2019-2021 учебный год;

учебного плана МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;

календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год.

Рабочая программа по курса по выбору «Нравственные основы семейной жизни» для 10 класса ориентирована на использование УМК, в который входит:

Курс по выбору «Нравственные основы семейной жизни» входит в предметную область «Общественно-научных предметов».

Курс по выбору «Нравственные основы семейной жизни» изучается в 10 классе в количестве 34 часов.

Срок реализации настоящей программы один год.

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно – ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся обобщают полученные ранее знания, курс помогает приобрести четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.

Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:

твердое стояние в православной вере, её традиции и культуре;

приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;

обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;

приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;

приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям;

воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,

усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

ставить учебную задачу под руководством педагога;

планировать свою деятельность под руководством педагога

работать в соответствии с поставленной задачей, с предложенным планом;

оценивать работу сверстников;

проектировать свою жизненную стратегию (стратегию устроения жизни);

определять критерии для сравнения фактов, событий, явлений, объектов;

сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям;

работать в формате мысленного эксперимента;

создавать учебно-исследовательские и творческие работы по заданной теме;

редактировать готовый текст учебно-исследовательской работы;

создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т.д.);

выделять главное, существенные признаки понятий;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами (изображениями, аудио-, видеоматериалами);

работать с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации: искать информацию в учебных и справочных пособиях и словарях, библиотеках, интернете и других источниках;

анализировать информацию из разных источников: телевидение, радио, интернет, печатной прессы, книжных изданий, учебной литературы, содержания аудиторных занятий, разговоров на бытовом уровне и т.д. в контексте позитивного или негативного её содержания по отношению к семейному образу жизни;

классифицировать информацию по заданным признакам;

корректно излагать свою точку зрения, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

участвовать в образовательной деятельности в формате дискуссионной площадки, работы в группе;

анализировать собственные взгляды, убеждения, установки;

критически мыслить по отношению к воспринимаемой информации;

сравнивать собственное мнение с мнением сверстников, педагогов, родителей.

овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

знание православного учения о человеке,

представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,

понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,

представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,

понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,

понимание причин супружеских конфликтов и разводов,

знание святых семейств, покровителей семьи,

знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,

осознание ценности человеческой жизни,

представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);

знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.

Выпускник научится (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия)

— понимать и принимать ценности: семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;

— основы морали и нравственности, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека

Выпускник получит возможность научиться сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):

— личность и индивид,

— свобода и вседозволенность,

— взрослость и инфантильность,

— мужественность и женственность,

— гражданский и церковный брак,

— позитивное и негативное отношение к родительству,

— навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования.

— навык составления своей родословной;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

— способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

— потребность в дальнейшем изучении отечественной семейной культуры.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь­ной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструмента­рию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле­нию и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образователь­ных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется дости­жение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индиви­дуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учеб­ных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следую­щей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о круго­зоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (от­метка «5»);

повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения зада­ний базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учеб­ного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получе­ние 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Критерий оценки устного ответа:

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию.

II. Содержание курса по выбору

Раздел I. Личность и межличностные отношения (12 ч.)

Направленность личности (1 ч.) Понятие «направленность личности». Смысл жизни.

Понятие личности (1 ч.) Индивид. Индивидуальность. Личность. Отличие в понимании личности в современной психологии и в православном учении. Когда человек становится личностью.

Тайна возраста (1 ч.) Кризис переходного возраста. Анатомо – физиологические особенности личности на данной возрастной ступени. Особенности общения со взрослыми. Особенности общения со сверстниками.

Тайна пола (1 ч.) Понятие пола в психологии. Пол и гендер. Психология половых различий мужчин и женщин. Половые различия детей от рождения до подросткового возраста. Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления и в других сферах.

Подведение итогов главы «Кто я?» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Кто я?»

Быть или казаться (2 ч.) Ценность человеческого общения. Потребность человека в общении. Взаимопонимание между людьми. Лицо и личина. Честность и лицемерие. Образ и имидж. Манипуляция сознанием. Как не стать жертвой манипуляции.

Стыд и совесть (1 ч.) Понятие «стыд». Понятие «совесть». Требование совести и требование общества. Различение добра и зла. Свобода выбора. Ответственность.

Дружба и любовь в жизни человека (1 ч.) Нравственная природа дружбы. Понятие «друг». Дружба как школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое правило нравственности.

Мужественность (1 ч.) Понятие «Мужественность». Составляющие мужественности. Юношество. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Искажённое понимание мужественности в современном мире.

Женственность (1 ч.) Понятие «женственность». Составляющие женственности. Красота истинная и ложная. Нравственные основы взаимоотношений с юношами и девушками. Искажённое понимание женственности в современном мире и его последствия для человека, общества и семьи.

Подведение итогов главы «Я и Другие» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Я и Другие»

Глава III. Добрачные отношения (7 ч.)

Любовь и влюблённость (1 ч.) Понятие любви. Классификация любви. Первая любовь. Умение различать любовь и влюбленность. Особенности юношеской романтической любви. Этапы отношений: дружба, влюбленность, любовь.

Предбрачный период (1 ч.) Понятие «предбрачного периода». Задачи предбрачного этапа. Психологическая готовность к браку. Оптимальная продолжительность предбрачных отношений. Ведущие мотивы вступления в брак. Факторы, благоприятствующие созданию семьи. Факторы риска при создании семьи.

Союз двух родов (1 ч.) Знакомство с новыми родственниками.

Традиции сватовства (1 ч.) Помолвка и сватовство. Родословная (брак – начало новой родословной).

Подведение итогов главы «Добрачные отношения» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Добрачные отношения».

Глава IV. Свадьба. Начало совместной жизни (4 ч.)

Самый важный день (2 ч.) Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды в религиозных традициях России. Дни, в которые совершается брак. Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Целомудрие в браке. Рождение детей. Ведение своего хозяйства.

Первый год совместной жизни (1 ч.) Супружество. Муж и жена. Особенности семейных межличностных взаимоотношений. Особенности первого года семейной жизни. Первичная семейная адаптация. Пути преодоления кризиса первого года. Совместимость супругов. Культура общения в семье. Правила общения молодых супругов. Особенности любви до брака и в браке. Особенности взаимоотношений и правила поведения с новыми родственниками. Правила психологической безопасности в общении молодых супругов.

Подведение итогов главы «Свадьба. Начало совместной жизни» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Свадьба. Начало совместной жизни».

Глава V. Молодые родители (8 ч.)

Семья и ожидание ребёнка (1 ч.) Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Беременность и подготовка к родам. Целомудрие в период беременности. Рождение, воспитание и социализация детей – одна из основных функций семьи. Для чего в семье нужны дети?

Отцовство и материнство (1 ч.) Понятие «отцовство» и «материнство». Ответственность родителей за детей. Здоровье будущих супругов и их потомства. Влияние вредных привычек на здоровье и способность стать родителями. Негативные формы отношения к родительству: отказ от выполнения родительских ролей, суррогатное материнство, безотцовщина, социальное сиротство.

Чудо жизни (1 ч.) Жизнь – дар Божий. Уникальность человеческой жизни. Когда начинается человеческая жизнь? Стадии развития ребенка во внутриутробный период.

«Не убий» (2 ч.) Аборт. Что такое искусственное прерывание беременности. Влияние аборта на здоровье и психику женщины и окружающих ее людей. Постабортный синдром. Последствия регулирования рождаемости.

Молодая семья с новорождённым (2 ч.) Изменения в семье в связи с появлением ребенка. Второй кризис семейной жизни и пути его преодоления. Родительская любовь. Освоение родительских ролей. Влияние родителей на развитие ребенка в первый год жизни после рождения. Влияние родителей на развитие личности детей. Феномен детского госпитализма. Традиции фольклора в сфере материнства: колыбельные, пестушки, потешки. Влияние детей на развитие личности родителей.

Подведение итогов главы «Молодые родители» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Молодые родители».

Итоговое повторение (2 ч.)

Итоговый урок по курсу (1 ч.) Обобщение и систематизация знаний по курсу.

Промежуточная аттестация. Собеседование (1 ч.) Обобщение и систематизация знаний по курсу.

III. Тематическое планирование

Количество часов всего

Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *