pas de six что это
Словарь основных балетных терминов
Балерины всегда танцуют на цыпочках. Не проще ли было бы брать девушек ростом повыше? — пошутил один комик. На самом деле, двигаются они не на цыпочках, а на пуантах. А мы расскажем что-такое пуанты, и что обозначают все эти красивые балетные термины.
Как медики изучают латынь одновременно со специальным образованием, так балетным артистам можно посоветовать учить французский, тогда в танцевальном классе не понадобится объяснять хореографию. Вокабуляр балета почти весь пришел из французского языка, и буквально описывает как выглядят движения.
В старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки ( фр. pas de chat), рыбы ( фр. pas de poisson), ножниц ( фр. pas de ciseaux) и другие.
А вот примеры общепринятых современных понятий:
Аттитюд (Attitude — поза, позиция, манера)
Одна из основных поз, при выполнении которой работающая нога, согнутая в колене, поднята на какую-либо высоту, при этом опорная нога стоит на целой ступне, полупальцах или пальцах, руки находятся в положении arrondie.
Арронди (arrondie — округлый) — округлённое положение руки.
Aрабеск (arabesque — арабский)
Поза, в которой танцовщик стоит на одной ноге, вторая отведена назад, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону.
Батманы (Battements — биение, удары)
Группа движений, вырабатывающих силу, выворотность, резкость и эластичность мышц. Характеризуются взмахами ноги вперед, назад или в сторону.
Бризэ (от Briser — разбивать или brise — лёгкий ветер)
Маленький прыжок, с продвижением вперед или назад за ногой.
Вариация (Variation) — короткий, но законченный виртуозный танец для одного или нескольких исполнителей. Обычно является частью Pas de deux, Pas de trois, Grand Pas, но возможен в качестве самостоятельного эпизода.
Глиссад (Па) (Glissade, от glisser — скользить)
Прыжок с продвижением, начинающийся и заканчивающийся в 5-й позиции. Или движение, состоящее из открывания одной ноги в каком-либо направлении на demi-plié и последующего шага на полупальцы в том же направлении с подтягиванием другой ноги в 5-ю позицию.
Деми-плие (demi-plié) — то есть полу-присед. Французская приставка “полу-” может использоваться и с другими терминами.
Дивертисмент (Divertissement — развлечение)
Ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров.
Кордебалет (corps de ballet, букв. — состав балета). Основная часть труппы, артисты, исполняющие вместе массовые сцены.
Круазэ (Croisée, от croiser — скрещивать)
Поза классического танца, выстраиваемая из 5-й позиции отведением ноги вперёд либо назад. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке.
Па (Pas — движение, шаг).
Просто движение, лейтмотив, на котором строится танец; в более общем смысле — законченная танцевальная фраза или целая композиция.
Pas de deux (букв. «танец двоих»)
Музыкально-танцевальная форма, принятая в балете с XIX века, состоящая из Entrée (начало), Adajio (адажио-дуэтного танца), Variation (вариации балерины и танцовщика), Coda (заключительной части).
Плие (Plié, от plier — сгибать [колени]). Приседание на двух ногах в любой из существующих позиций.
Пуанты — женские балетные туфли. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы (фр. sur les pointes — на кончиках пальцев/на носках)
Фуэтэ (Fouetté — от фр. fouetter — взбивать)
Движение, которое исполняется балериной на пуантах в финале Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, свободная нога делает махи, помогая вращению.
Классическая терминология
Содержание
В классической хореографии, как и в других танцевальных направлениях, существует свой набор терминологии. Особенность балета в том, что термины преимущественно взяты из французского языка. Изначально, во время зарождения этого искусства во Франции, названия заимствовались из итальянского, но уже в начале 18 века, лексикон балета развивался и основывался на французских терминах. Из итальянских слов в терминологии остались лишь:
Большая часть терминов подразумевает конкретное движение, которое выполняет танцор (вытягивание, сгибание, разгибание, скольжение, поднятие и пр.), некоторые акцентируют внимание на характере выполнения (торжественность, журчание и пр.), третьи определяют возникновение движения, например бурре. Некоторые названия не относятся ни к одной из категорий, например entrechatroyale (королевский прыжок в честь Людовика XIV) или sissonne (изобретено Франсуа де Руасси, графом Сиссонским, в 17 веке).
Чтобы понимать язык классической хореографии, предлагаем ознакомиться со словарем балетной терминологии.
Petit pas emboite saute – прыжок на месте или с поворотом вокруг своей оси со сменой ног. При каждом исполнении рабочая нога поочередно приводится в surlecou-de-pied вперед или назад. Grand pas emboite saute исполняется с продвижением с одновременным выбрасыванием согнутых ног максимально высоко зачастую вперед или, реже, назад.
Pas emboite может выполняться в виде бега. При этом каждая гона поочередно выбрасывается в воздух (вперед или назад).
Pas emboite sentournant выполняется на пальцах или полупальцах, вместо прыжка – шаги с одновременным поворотом. Согнутая в колене нога подводится в положении surlecou-de-pied до колена и выше.
Простейшая форма pas de chat. Когда ноги двигаются вперед, поочередно сгибаются и во время прыжка перемещаются в 5 или 4 позицию. Возможно и перемещение назад, однако это редко встречается на сцене. В зависимости от сгибания коленей варьируется высота и амплитуда прыжка: от маленького surlecou-de-pied до высокого и амплитудного passe (retire). Итальянский pas de chat – разновидность данного прыжка. В момент выполнения, нога, которая делает первое движение, вытягивается в стопе и колене и выбрасывается на 2 воздушную позицию;
Grand pas de chat (grand pas jete developpe) – амплитудный прыжок, во время которого одна нога подогнута и раскрывается в воздухе. Во время исполнения такой фигуры рабочая нога поднимается вверх, при этом сгибается в прямом положении, в момент взлета она раскрывается максимально высоко вперед. В это время вторая нога натягивается в колене и высоко выбрасывается назад. В современных постановках танцовщики в момент прыжка раскрывают ноги в шпагат. Руки могут быть в любой позиции. Возможно исполнение прыжка «в кольцо», со сгибанием задней ноги и прогибом корпуса назад;
Данное движение имеет несколько вариаций:
Французская балетная школа схожа с русской. Движения: les fouettesen dedans et endehors, les fouettes sautes, les fouettes sur pointes ou demi-pointes. Танцовщик выполняет pique на правую ногу. В это время левая поднимается вперед, танцовщица выполняет tour на пальце (surlapointe) или полупалце (demi-pointe), а левая остается вытянутой в воздухе. Заканчивается движение в en arabesque sur pointe (oudemi-pointe).
В американской балетной школе Fouette en tournant на 45° En dehors. В отличие от русской школы, где рабочая нога во время tour прикасается к середине икры сзади, а потом переходит на перед икры левой ноги (petit Battement), в американской школе рабочая нога выполняет demi rond на 45°. Это придает фигуре дополнительного форса, но в то же время может грозить «выпусканием бедра» и сходом балерины с оси. За счет такого исполнения Fouette выполняется с продвижением в сторону или вперед.
На пальцах/полупальцах фигура выполняется как вскок на обе ноги с одновременной сменой ног в позиции, либо в виде прыжка, который начинается и заканчивается на пальцах/полупальцах по 5 позиции, без полного опускания на стопу;
Существует вариант исполнения, когда pas echappe оканчивается на одну ногу, в то время, как вторая нога после второго движения остается в положении surlecou-de-pied впереди/сзади, или фиксируется в открытом положении в любую сторону. По тому же принципу pas echappe исполняется со вскоком на пальцы;
Pas double echappe заключается в том, что между двумя главными движениями вставляется temps leve на прыжке или с подъемом на пальцы/полупальцы без изменения позиции. Также возможна перемена позы epaulement.
Прыжки бывают малые и большие. В момент исполнения grand pas echappe во время прыжка ноги максимально долго задерживаются в исходной или толчковой позиции, а раскрываются во 2 или 4 позиции перед самым приземлением.
Прыжок может быть выполнен на продвижение, в повороте, или с заноской. Для petit pas echappe battu делается одна заноска, а для grand pas echappe нужная двойная заноска на максимальном взлете;
Итак, вы ознакомились с основными терминами классической хореографии. Надеемся, что эти знания помогут вам лучше разбираться в балете, понимать смысл танца и получать удовольствие от представлений.
па де сис
Смотреть что такое «па де сис» в других словарях:
СИС — специализированная информационная система Источник: http://www.e rus.ru/articles/analitics.shtml Пример использования СИС «Правительственный портал» СИС секретная разведывательная служба англ.: SIS, Secret intelligence service… … Словарь сокращений и аббревиатур
Сис — Сис, СИС: Фамилия Сис, Ференц (венг. Ferenc Szisz; 1873 1944) венгерский и французский автогонщик и инженер, победитель первого Гран при по автогонкам (1906). См. также полный список существующих статей о личностях с фамилией Сис, а также… … Википедия
СИС — англ. Secret Intelligence Service (SIS) Секретная разведывательная служба государственный орган внешней разведки Великобритании. араб. اتحاد المحاكم الإسلامية Союз исламских судов исламистская повстанческая группировка Сомали… … Википедия
Сис, Ференц — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сис. Ференц Сис венг. Ferenc Szisz Дата рождения 22 сентября 1873( … Википедия
Сис — гор. в азиатско турецком вилайете Адан, на северном конце Киликийской равнины (200 м высоты), с преимущественно армянским населением (3 4000 чел.); некогда резиденция армянских царей Киликии; на развалинах их замка построен укрепленный монастырь … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
сис- — (гп) δὐδ См. син (δὐγ ) … Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого
сисітії — ій, мн. У Спарті та ін. областях Стародавньої Греції – громадські обіди, які проходили за столами просто неба з однаково скромною їжею для всіх … Український тлумачний словник
сис- — (гп) δὐδ См. син (δὐγ ) … Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого
сис — з.б.п., номд … Орфографический словарь осетинского языка
сисæг — з.б.п., сджытæ … Орфографический словарь осетинского языка
сисæггаг — з.б.п., ггæгтæ … Орфографический словарь осетинского языка
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Село Дивеево Нижегородской области — жемчужина «Золотого кольца» России.
Hillwood Estate или Музей Хиллвуд обладает одной из лучших коллекций русского искусств.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Словарь основных балетных терминов
Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения – основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета. Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик – балетмейстер и исполнитель – артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения. Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.
В балете существуют основные движения и понятия, которые каждый любитель этого искусства должен знать! Основные 4 позы в балете носят названия – Арабеск, Экарте, Алясгон и Аттитюд. Это позы, в которых исполнитель балансирует на одной ноге, держа другую в этот момент в воздухе.
АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, «киты», на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).
Адажио – Танец двух или нескольких героев балета, нацеленный на раскрытие эмоционального состояния.
Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.
Глиссад – специальное движение, основная цель которого подготовка перед прыжком.
Глиссе (от glisser — скользить) — шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца.
Гранд батман (от фр. grands battements) — бросок ноги на максимальную высоту.
Плие (plié — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание.
ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета – арабеске, аттитюде, алясгоне.
КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.
Баллон (от фр. ballon, от balle – шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе.
Батри (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны).
Антре (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.
ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.
Кода (от фр. Coda) — быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией
ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.
ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.
Аронди (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки.
СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.
ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами – элемент мужского танца.
Бризе (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).
ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.
Ронд дэ Жамб – если переводить дословно с французского – круг ногой. На самом деле в этом движении ногой описывается полукруг.
Шажман дэ Пье – специальный прыжок из пятой позиции, при котором ноги меняются местами.
Фуэте – самое известное движение балерины, а если точнее, вращение ее на пальцах одной ноги как волчок. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.
Entrechat (антраша́ — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра.
ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог. Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых.
А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.
Элевация (от фр. elevation — возвышение, возвышенность) — в классическом танце означает высокий прыжок.
ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.
Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.
ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете – танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.
УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая – экзерсис (упражнение) у станка и большая – экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.
БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.
Дивертисмент (от фр. divertiss-ment — увеселение, развлечение) — 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного; 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).
ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.
Кордебалет (от фр. corps de ballet, от corps – личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах.
Премьер (от фр. premier — первый) — солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Первым танцовщиком-премьером в истории балета был Пьер Бошан — солист балета Королевской академии музыки, созданной в 1669 году королём Людовиком XIV (танцевал с 1673 по 1687 год).
Изучив эти понятия, вы всегда будете понимать о чем говорят различные знатоки в антракте очередного прекрасного балета.
Процитировано 7 раз
Понравилось: 8 пользователям
VI. СВЯЗУЮЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
VI. СВЯЗУЮЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
PAS DE BOURREE
В классическом танце для передвижения пользуются не простым шагом, а чеканно танцевальным. Один из наиболее распространенных видов такого шага — pas de bourree.
Pas de bourree существует в нескольких разновидностях и делается во всех возможных направлениях.
Долгое время pas de bourree держалось у нас в мягком, неподчеркнутом рисунке французской школы. С усилившимся в конце XIX века влиянием итальянцев вид pas de bourree изменился. Нога поднимается отчетливо sur le cou-de-pied, все движение — более рельефно. Я присоединяюсь к этому типу pas de bourree, испытав его в своей практике.
Нужно следить, чтобы нога отчетливо поднималась от земли при первоначальном изучении на полупальцах, а впоследствии и на пальцах.
Pas de bourree делится на два основных вида: с переменой ног и без перемены ног. В первом случае, если начать с правой ноги, по окончании впереди будет левая. Во втором случае — правая.
Pas de bourree с переменой ног. Для ознакомления с pas de bourree в младших классах берут именно этот вид.
Стать в позу croisee назад с левой ноги (правая нога на полу всей ступней). Руки в подготовительном положении. Demi-plie на правой ноге (левая — sur le cou-de-pied сзади).
Стать на левую ногу на полупальцы, подведя ее к правой; поднять правую sur le cou-de-pied вперед (но не прижимая к левой ноге, а на небольшом расстоянии от нее), переступить на правую на полупальцы в сторону II позиции, не перемещаясь чрезмерно с места; левая нога sur le cou-de-pied впереди описанным образом. (Подобную форму sur le cou-de-pied, когда ступня не охватывает щиколотки, можно назвать условной.) Упасть на левую ногу на denii-plie, на croise. Правая sur le cou-de-pied назад.
Руки принимают маленькую позу croisee. To же повторяется с другой ноги (с ходом в другую сторону) (рис. 39).
Так исполняется pas de bourree en dehors.
В обратном направлении, т. е. en dedans, при начале исполнения нужно стать в позу croisee вперед с левой ноги. Denii-plie на правой ноге (левая — sur le cou-de-pied впереди), стать на левую ногу на полупальцы, подведя ее к правой, поднять правую — sur le cou-de-pied сзади, переступить на правую на полупальцы в сторону II позиции, также не перемещаясь чрезмерно с места, левая нога sur le cou-de-pied сзади, упасть на левую ногу на demi-plie, на croise, правая sur le cou-de-pied впереди.
Рядом таких движений можно начать изучение pas de bourree, внимательно следя за тем, чтобы ноги хорошо поднимались, пальцы сильно вытягивались и были схваченными. Это приучает ступню в pas de bourree к тому, что, когда вы перейдете к быстрому темпу, ступня не будет мертвая, а будет двигаться, конечно не так раздельно и отчетливо, как при первоначальном изучении, но все же она участвует в движении.
Рис. 39. Pas de bourree (с переменой ног)
Pas de bourree не меняя ноги. Это pas de bourree делается с открыванием ноги в заключение pas и с продвижением в сторону, нога остается впереди та же, что в начале, причем надо следить, чтобы не расставлять ноги широко, делая шаг в сторону.
Стать в позу croisee, левая нога назад. Руки в подготовительном положении. Начиная движение, их чуть-чуть вскинуть — и вернуться к этой позе. Demi-plie на правой ноге, переступить на левую ногу на полупальцы; правая нога поднимается спереди sur le cou-de-pied (так же, как в предыдущем pas de bourree). Переступить на правую ногу на полупальцы, с движением в сторону направо, левая нога сзади sur le cou-de-pied; упасть на левую ногу на demi-plie — правая открывается на II позицию на 45°, руки раскрываются на невысокую II позицию (рис. 40).
Для продолжения стать на правую ногу и проделать то же самое с другой ноги, влево.
Повторяю, все эти движения можно делать в различных направлениях: вперед, назад, на efface, на croise, на ecarte, при этих позах нужно принимать соответствующие позы и руками.
Если вы делаете pas de bourree без перемены ног на ecarte, то при движении направо, при остановке правая нога будет на ecarte вперед, а при движении обратно, в левую сторону, левая нога откроется на ecarte назад.
Рис. 40. Pas de bourree (не меняя ноги)
Рис. 41. Pas de bourree dessua на пальцах
Pas de bourree dessus-dessous.B переводе dessus значит “на”, и открываемая при начале движения нога идет сначала вперед, подменяя собой другую ногу, а dessous означает “под”, и открываемая для движения нога сначала подменивает другую ногу сзади. Еще можно добавить, что в первом случае нога как бы находит на другую и в таком виде sur le cou-de-pied приходится всегда сзади ступающей ноги. Во втором —подходит под другую и каждый раз sur le cou-de-pied приходится впереди ступающей ноги. Pas de bourree dessus-dessous так же, как все виды pas de bourree, изучается сначала на полупальцах.
Dessus. Стать в V позицию, правая нога впереди. Руки в подготовительном положении. Demi-plie на правой ноге, открыть левую ногу на II позицию на 45° (приоткрыв руки также на II позицию на 45°), стать на левую ногу на полупальцы, перенеся ее впереди правой:[17] правая поднимается сзади sur le cou-de-pied так же, как в предыдущих случаях; переступить на правую ногу на полупальцы, перенеся ее вперед левой, левая назад sur le cou-de-pied (так же); упасть на левую на demi-plie, правая открывается на II позицию на 45°. Все движение направо.
Руки постепенно соединяются в подготовительном положении и открываются на II позицию к концу движения (рис. 41).
Рис. 42. Раа de bourree dessous на пальцах
Dessous. V позиция, demi-plie на левой ноге, открыть правую на II позицию и стать на правую ногу на полупальцы, левая нога идет sur le cou-de-pied вперед; переступить на левую ногу на полулальцы, позади правой ноги, правая идет sur le cou-de-pied вперед (так же), упасть на правую ногу на рlie, левая открывается на II позицию на 45°. Все движение налево. Руки идут так же, как и в предыдущем случае (рис. 42).
При первоначальном изучении pas de bourree акцент делается на заключительное рlie. Впоследствии движение переходит на форму безакцентную, pas следуют одно за другим.
Pas de bourree en tournant. Все разнообразные виды pas de bourree можно исполнять en tournant.
Рис. 43. Pas de bourree en tournant en dedans
Разберем для примера вид, который в танце часто служит preparation.
En dedans. Стать в V позицию, правая нога впереди. Demi-plie на правой ноге, левая идет на II позицию на 45°; став на левую ногу на полупальцы, повернуться направо на полкруга, правая проскальзывает sur le cou-de-pied вперед, довернуться на правой ноге на полупальцах, левая sur le cou-de-pied сзади, упасть на левую ногу на plie, правая sur le cou-de-pied впереди (рис. 43).
С этого движения можно продолжать pas de bourree en dehors следующим образом.
Рис. 44. Pas de bourree en tournant en debars
En dehors. Demi-plie на левой ноге, открыть правую на II позицию на 45°, став на правую ногу на полупальцы, повернуться направо на полкруга, левая проскальзывает назад sur le cou-de-pied; довернуться на левой ноге, правая sur le cou-de-pied спереди, и упасть на правую ногу, левая — sur le cou-de-pied сзади.
Pas de bourree при исполнении en tournant проделывается вокруг своей оси без смещения в сторону.
Руки открываются при начале движения на II позицию на 45°, закрываются в подготовительное положение во время pas de bourree и открываются в требуемом направлении, в зависимости от следующего движения (рис. 44).
Голова удерживает взгляд на зрителе возможно дольше, затем следует за поворотом корпуса.
PASCOURU
Когда делается несколько pas de bourree подряд, мы получаем pas couru. Большей частью оно исполняется в быстром темпе. Это pas применяется очень часто для разбега при больших прыжках, хотя бы для jete, и особенно в мужском танце.
Делается в большом количестве и в женском танце на пальцах, с продвижением по прямой линии по диагонали сцены или вокруг всей сцены. В этом случае его называют pas de bourree suivi.
COUPE
Это маленькое промежуточное движение, способствующее началу другого pas. Coupe исполняется обыкновенно за тактом. Предположим, задано pas ballonne вперед, в то время как вы стоите в позе croisee назад на правой ноге.
Надо сделать для начала demi-plie на правой ноге (левая нога sur le cou-de-pied сзади) и перейти на demi-plie на левую ногу, сделав это коротким движением, как бы притопнув ногой. Правая нога попадает sur le cou-de-pied и отсюда продолжает движение. Так же coupe делается и назад.
Coupe может быть и в других формах, сообразно с требуемым pas (см. например, grand jete, с. 98-100).
FLIC-FLAC
Flic-flac делается в экзерсисе и в adagio как связующее звено между движениями, в экзерсисе — при первоначальном изучении присоединяется к какому-нибудь другому pas, например battement tendu.
En dehors. В младших классах flic-flac проделывается в несколько более упрощенном виде, чем тот, в котором он будет исполняться в законченном танце как связующее и проходящее движение, а именно: его начинают изучать в два темпа следующим образом.
Нога открыта на II позицию, с маленького размаха (45°) скользнуть по V позиции полупальцами вытянутой ноги назад, попав носком в положение дальше, чем sur le cou-de-pied, что получается неизбежно вследствие захлестывающего характера движения, отбросить ногу на II позицию и таким же движением бросить ее вперед, причем она и спереди пройдет дальше, чем sur le cou-de-pied; открыть опять на II позицию (рис. 45).
В старших классах flic-flac делается в один темп. В заключительный момент движения следует подняться на полупальцы или же заканчивать его в какой-либо большой или маленькой позе.
En dedans. Движение делается совершенно так же, с той разницей, что первый проход ноги — вперед, второй — назад. Затем проходится flic-flac en toumant.
Flic-flac entоurnant. En dehors. Предварительно нога и руки раскрыты на II позицию, при первом движении руки соединяются вместе внизу и как бы дают толчок корпусу для поворота en dehors. При втором движении, когда нога идет вперед, принимается требуемая поза, причем первое движение делается face, второе — в повороте (в момент поворота исполняется на полупальцах и так задерживается в заданной позе).
En dedans делается наоборот. Первое движение ноги вперед и поворот корпуса en dedans. Заканчивается требуемой позой.
Flic-flac как связующее движение может встретиться и при исполнении adagio, даже иногда и в комбинированном экзерсисе не со II позиции, а с какого-либо другого положения — тогда его следует исполнять первым движением в том направлении, в каком нога находилась в данном случае, не отводя ее на II позицию.
Рис. 45. Flic-flac
PASSE
Passe соответствует своему французскому названию проходящее, переводящее. В сценическом танце оно служит вспомогательным движением, переводящим ногу из одного положения в другое.
Если мы стоим на developpe вперед на efface и хотим передать ногу на arabesque, не обводя ее grand rond de jambe, мы согнем ногу в колене, оставив ее на высоте 90°, проведем носком близко к стоящей ноге и выведем на 3-й arabesque. Прохождение ногой этого пути и называется passe.
Это же движение можно сделать с прыжком, отделившись от пола стоящей ногой — оно будет называться так же.
Passe можно сделать и по полу, как в rond de jambe par terre, это будет passe по I позиции.
TEMPS RELEVE
Temps releve — французское название движения, происходящее от глагола se relever (подняться), и это определяет его форму. Это движение часто встречается как preparation к следующему; особую форму оно приобретает, когда служит подготовкой к tours, — ее мы опишем дальше, а начнем с основного вида — petit и grand temps releve.
Petit temps releve. Стать в V позицию, правая нога впереди; сделать demi-plie, правая нога sur le cou-de-pied впереди приемом, изображенным на рис. 46, правая рука согнута на I позиции, правая нога проходящим движением вперед без остановки отводится на II позицию на 45°; одновременно правая рука открывается на II позицию, левая нога одновременно поднимается на полупальцы.
Начиная это движение, нужно оставить верхнюю часть ноги (от колена наверх) неподвижной, сделать движение отведения ноги на II позицию только нижней частью (от колена вниз), удерживая верхнюю часть ноги от перемены положения. Таким образом, нижняя часть ноги вытягивается вперед лишь настолько, насколько позволяет сдержанность мускулов верхней части ноги. Назад petit temps releve делают таким же приемом, начиная sur le cou-de-pied сзади: делают ногой проходящее движение назад, отведя ее на II позицию и удерживая верхнюю часть ноги от перемены положения, т. е. стремясь проделать движение ногой от носка до колена.
Рис. 46. Temps releve
Тут нога приобретает еще новую форму движения, которая нам до сих пор не встречалась. Это — отведение ее вперед и назад, не шевеля верхней частт. ноги. Вот это и послужит фундаментом для изучения tours, которые делаются приемом с одной ноги, так как такая подвижность ноги в нижней ее части позволяет ей работать, не вовлекая в движение корпус.
Grand temps releve. Начало то же, как и для petit temps releve, но правая нога подогнута высоко, носком у колена, после demi-plie нога отбрасывается на II позицию на 90°, с той же сдержанностью мускулов верхней части ноги, что и при исполнении petit temps releve, и таким же проходящим движением без задержки на developpe вперед.
Рис. 47. Grand temps releve
Так же подняться на полупальцы; движения рук те же, что и при petit temps releve (рис. 47).
Temps releve служит preparation для tours в том случае, когда они берутся не с двух ног, т. е. не с IV или V позиции, а стоя на одной ноге, в то время как другая в воздухе. Когда мы делаем temps releve вспомогательным для tours, оно исполняется иначе: правая нога проскальзывает II позицию так же без остановки, проходящим движением, как и вперед, и приводится sur le cou-de-pied, проходя весь этот прием в один темп, т. е. оставаясь на plie, вторым же темпом делается tour правой ногой, примкнутой к sur le cou-de-pied левой.
При исполнении tours на II позиции на 90° с grand temps releve форма grand temps releve не изменяется, только добавляется сам поворот.
Читайте также
35/ Возможность движения
35/ Возможность движения Не нужно быть глубоким диалектиком, чтобы заметить регулярное желание некоторых людей вернуться от больших авторитарных сообществ, собранных рынком и государством, к малым сообществам, с гораздо большей свободой каждого их участника и с гораздо
Глава VII Вспомогательные элементы
Глава VII Вспомогательные элементы Хотя в разных местах этой работы мы уже упоминали «спецэффекты» и другие вспомогательные технические средства, которые использовались в греческом классическом театре с V века до нашей эры (в частности, мы говорили об удивительных
Движения и жесты
Движения и жесты Одной из главных наук, преподаваемых в серале, было умение красиво и грациозно двигаться. Привычные способы сменялись утонченными, а большей частью прививались новые. Стоять, сидеть, приближаться к повелителю или его ложу, подавать кофе или кальян,
5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Лучанский, М. – «Щепки»; Комсомолия, №11, 1926.Сосновский, Л. – «Развенчайте хулиганство»; О писательской этике, литературном хулиганстве и богеме; сборник статей (ред. А. Жаров); Ленинград, Прибой.СССР – Административно-территориальное деление
Тема VII Динамика и характер движения
Тема VII Динамика и характер движения Оттенки звучанияСлово «динамика» древнегреческого происхождения и означает «учение о силе». В музыке этим термином можно обозначить не только оттенки движения, достигаемые изменениями в силе звучания, но также оттенки скорости
Физиологичность движения
Физиологичность движения Вкус, обоняние, осязание более, чем другие чувства, помогают нам «сливаться» с предметами или явлениями. Но если мы возвратимся к питью кваса Рудым Паньком, то заметим, что, кроме вкусовых ощущений, там было немало и действий. Стакан подносился ко
ПРАВИЛА УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ,
ПРАВИЛА УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ, которые охраняют жизнь и здоровье граждан любого ранга. Ничего не поделаешь, правила уличного движения приходится соблюдать, это необходимо. Приходится пережидать красный свет и начинать судьбоносный переход на другую сторону улицы даже не