программа улучшения жизни на селе
Были на селе: как вернуть жизнь российской деревне
Президент России поручил правительству обеспечить выделение из федерального бюджета не менее 6 млрд рублей на реализацию государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Что еще, кроме финансирования, необходимо для возрождения деревни, какие меры нужны для предотвращения оттока жителей — в материале «Известий».
Бюджет в помощь
— Выделение денег на программу — это решение президента, — рассказал «Известиям» пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. — Программа комплексная — разрабатывается по линии целого ряда министерств. [Об этом] недавно докладывалось президенту на совещании с членами правительства.
Как ранее уточняла вице-премьер Виктория Абрамченко, дополнительное финансирование позволит 35 тыс. семей приобрести 2 млн кв. м жилья, построить 198 объектов инфраструктуры в 27 регионах, оплатить 555 проектов по благоустройству населенных пунктов в 76 регионах.
Президент РФ Владимир Путин
— Нынешняя программа комплексного развития сельских территорий — это не прямое финансирование каких-то коробочных решений, — объяснил «Известиям» губернатор Орловской области Андрей Клычков. — В том виде, в котором сейчас есть программа, — это рычаг, с помощью которого на один вложенный рубль можно привлечь 20. Не надо жаловаться на то, что денег мало. Нужно увеличить их мультипликатор. Если вы привлечете деньги бизнеса, то может получиться лучше, чем если бы эти деньги просто раздавали бы всем нуждающимся.
Кроме того, учитывая социальную значимость госпрограммы, также требуется и рассмотрение вопроса о выделении дополнительного финансирования мероприятий на 2022 год и плановый период (2022–2023 годы), добавили в департаменте агропромышленного комплекса Костромской области.
Развивать сельские территории и вкладывать в них деньги — это одна из приоритетных задач в развитии страны, сказал доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Ставропольского государственного аграрного университета Сергей Луговской. «Процесс деурбанизации в России запущен, и толчком стала пандемия. Многие отказались от города в пользу деревни и поняли, что могут продуктивно работать удаленно, не находясь в городе. Второй момент — село это сохранение традиций».
Не только деньгами
Увеличение объемов государственной поддержки сельских территорий — необходимое, но недостаточное условие возрождения села, подчеркивает генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов.
— С другой стороны, основные проблемы села — плохая инфраструктурная обеспеченность территорий и низкий уровень качества и благоустройства жилищного фонда — это прямая ответственность соответствующих бюджетов, — говорит Пузанов. — В этом контексте увеличение на 6 млрд рублей объемов федерального финансирования госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» (от 31 млрд рублей средств федерального бюджета, предусмотренных действующей редакцией программы на 2021 год) выглядят важным изменением, которое позволяло бы говорить об изменении приоритетов государственной политики поддержки села.
Правда, очевидно, что одними деньгами не получится решить проблемы села, добавляет председатель комиссии ОП РФ по развитию АПК и сельских территорий и лидер Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина.
— Следует отметить, что программа «Комплексное развитие сельских территорий» подверглась сокращению в 5–6 раз по сравнению с изначально запланированным уровнем федерального финансирования, — говорит Юлия Оглоблина. — Но не стоит обманываться, что как только будет увеличено финансирование и в селах будут построены важные и нужные социальные объекты, улучшится инфраструктура и благоустройство, то сразу начнется новая жизнь и молодежь устремится из городов в села. Развитие села — это в первую очередь развитие людей, живущих в нем. А значит, и основная работа должна вестись именно с людьми.
Стоит напомнить, что сегодня на сельских территориях от Краснодарского края до Крайнего Севера проживает около 25% населения, то есть практически каждый четвертый россиянин. И самая главная проблема этих территорий — отток населения.
— И у нее есть вполне понятное объяснение, связанное с сокращением экономической активности населения, — отмечает профессор кафедры теории и системы отраслевого управления факультета инженерного менеджмента ИОМ (система РАНХиГС) Николай Новичков. — Такого количества предприятий, которое было раньше в сельском хозяйстве, сегодня нет. Соответственно, нет и былой занятости. Понятно, что доля сельского населения и дальше будет сокращаться. Тем не менее проблему эту решить можно, определив экономический базис села.
Надо понимать, что «развитие сельских территорий поможет уменьшить массовый отток населения в крупные города, это способствует решению таких проблем, как перенаселение городов, экологические проблемы, проблемы социального характера, например «эмоционального выгорания», подчеркнула ассистент экономического факультета РУДН Татьяна Ушкац.
Доля сельскохозяйственной занятости в сельской местности неуклонно снижается: за 2010–2020 годы — с 26 до 20%. Для сравнения: доля занятых в сельском хозяйстве в развитых странах: 11% — в ЕС, 5% — в США. Сельское хозяйство перестает быть основным источником занятости и дохода в сельской местности, указывает старший научный сотрудник Института аграрной экономики и развития сельских территорий РАН Юлия Никулина. Поэтому для развития сельских территорий принципиально важным становится диверсификации источников дохода, развитие альтернативной (несельскохозяйственной) занятости. С рынком труда связаны и вопросы безработицы и уровня доходов. Уровень безработицы в сельской местности России почти в два раза выше, чем в городах (8% по сравнению с 5%), а около 1/5 сельских жителей получают доход ниже прожиточного минимума. Бедность является значимым препятствием для развития сельских территорий.
В Минсельхозе добавляют, что наряду с экономическими и социальными факторами большое внимание необходимо уделять развитию самоуправления на сельских территориях. «В целях эффективного и всестороннего развития села Научным центром изучения проблем сельских территорий совместно с Минсельхозом России в 2021 году планируется организация и проведение за счет средств федерального бюджета бесплатных обучающих мероприятий, которые позволят повысить уровень компетенции представителей органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров», — сообщили «Известиям» в ведомстве.
На острие проблем
Направления господдержки сельских территорий включают создание и развитие инфраструктуры, льготную ипотеку и возмещение затрат на обучение персонала. В настоящее время многие сельхозпроизводители сталкиваются с проблемами привлечения персонала. Для решения этих задач многие компании самостоятельно строят жилье рядом с производственными площадками, организуют доставку рабочей силы из близлежащих населенных пунктов и ее обучение. Эти затраты часто влияют на конечную конкурентоспособность компаний на рынке.
— Программа развития сельских территорий позволяет частично решить задачу развития сельского хозяйства в РФ, — говорит партнер компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. — Большинство предприятий расположены вдали от крупных населенных пунктов, и обеспечение жильем позволит работникам находиться рядом с производственными площадками.
Выдавая ипотечную ссуду селянам, банки должны отталкиваться от сметной стоимости нового строительства, указывает исполнительный директор группы «Деловой профиль» Ксения Архипова. Но для снижения рисков кредитования достаточно, чтобы сумма кредита покрывала преобладающую часть фактически осуществленных и подтвержденных документально расходов на индивидуальное строительство. А после завершения определенных его этапов сумма ипотечного кредита могла бы быть увеличена пропорционально удорожанию возводимого объекта жилой недвижимости.
— Чтобы село развивалось, нужно проработать механизмы предоставления ипотечных ссуд под ведущееся индивидуальное строительство, — говорит Ксения Архипова. — Сегодня ипотеку на строительство жилого дома получить практически невозможно или же сумма кредита ограничивается стоимостью земельного участка и под незавершенное строительство банки кредитовать отказываются.
Среди других острых проблем — транспортная доступность, уровень образования и медицины, а также доступ к интернету. Для производственных регионов болезненны вопросы логистики и сбыта продукции, указывает президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов.
Для решения накопившихся проблем, отмечает директор Института аграрной экономики и развития сельских территорий РАН Владимир Суровцев, необходимы не разовые дополнительные транши, но долгосрочная, научно обоснованная, подкрепленная гарантированным финансированием всего комплекса мероприятий программа устойчивого развития сельских территорий. Ведь сокращение трудоспособного сельского населения объективно приводит к необходимости внедрения высокопроизводительных технологий, роботизации и цифровизации основных производственных процессов, считает эксперт.
Старший научный сотрудник сектором развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики УрО РАН Сергей Полбицын обращает внимание на снижение предпринимательской активности сельского населения.
— Жизнь так поставила, что на сельских территориях всё основано прежде всего на семейном предпринимательстве, — говорит Полбицын. — Поэтому основная и первоочередная задача государства — возродить предпринимательский дух селян, который был притушеван советским индустриальным периодом. Людям нужны подсказки сверху, что целесообразно производить и где можно выгодно это продавать. Для этого нужно создать информационную структуру сельского предпринимательства.
Эксперт «Келис Консалтинг» Алексей Елисеев полагает, что для развития сельских территорий нужно давать деньги прежде всего проверенным годами хозяйствам или предприятиям, неважно прибыльные они или нет, главное, чтобы платили налоги, давали работу и производили востребованную продукцию. Очень важно осознавать, что самая острая проблема — нехватка компетентных и ответственных управленческих кадров. И, конечно, не менее острая проблема — получение, а главное — обслуживание кредитов (здесь скрываются не только проценты).
Жизненная необходимость
Государственная поддержка сельскому хозяйству настолько сегодня необходима, что без нее даже самым устойчивым сельским территориям будет сложно сохранить свой статус по всем направлениям деятельности (экономика, социальная сфера, экология), не говоря о депрессивных территориях, замечает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. Необходимы не только инвестиции в производство, но и развитие социальной инфраструктуры. По данным мониторинга состояния социально-трудовой сферы, учреждения культуры доступны только для 39,6% сельского населения, для 35,4% — они не совсем доступны и для 20,1% — недоступны, есть проблемы с доступностью медицинских и образовательных услуг, газификацией.
Программа по улучшению жилищных условий в сельской местности
Дмитрий Алексеев
Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке.
Какие категории лиц вправе участвовать в программе?
В данной программе могут участвовать:
Правовая регламентация
Главным нормативно-правовым документом считается Постановление Российского Правительства «Стабильное развитие сельской местности на период с 2017-го по 2019-й годы, а также на 2020-й год».
Представленный законодательный документ детерминировал на федеративном уровне регламент действий, а также категории лиц, которые вправе рассчитывать на получение господдержки в покупке квартиры либо частного дома.
Основные условия участия
Ключевыми условиями считаются:
Признание лица нуждающимся в повышении качества жилищных условий по постоянному месту проживания | такое условие является недействительным, что касается молодых специалистов, выразивших желание перебраться в поселок; |
Постоянное проживание в селе | кроме того допустимым считается участие в программе специалистов, молодых семей, которые готовы перебраться в поселок либо в село для трудоустройства, а также на постоянное проживание; |
Индивидуальное предпринимательство или работа по соглашению | Важнее всего, дабы в качества объекта труда выступала социальная сфера деревни либо же агропромышленный комплекс конкретной области; |
Наличие личных денежных средств, требуемых для покрытия части затрат | на постройку либо приобретение индивидуальной жилплощади. Как правило, это 30% от совокупной цены недвижимого объекта (который находится на этапе строительства либо уже сдан в эксплуатацию). И все же для группы молодых специалистов данная планка несколько опущена, составляет 10%. |
Программа улучшения качества жилищных условий в сельской местности
Такая государственная программа являет собой предоставление гражданам РФ, которые трудятся и проживают в поселках, некоторой финансовой компенсации.
Эти деньги могут применяться исключительно для приобретения собственного жилого помещения либо для возведения частного строения.
Для молодых семей
Семья считается молодой, если российские граждане, состоящие в легитимном браке, еще не достигли 35-ти летнего возраста на момент подачи соответствующей заявки на участие в программе.
Кроме того молодой является семья, которая состоит из одного родителя (отца либо матери), возраст которого составляет менее 35-ти лет, имеющего нескольких или одного ребенка (усыновленного либо кровного).
Если лицо претендует на получение государственного обеспечения, оно обязано:
На постоянной основе жить в поселке | или быть готовой к переезду в сельскую местность на постоянное место жительства; |
Быть нуждающейся в улучшении жилищных условий | либо же в в обеспечении жилым помещением; |
Располагать соответствующими денежными активами | чтобы обеспечить участие в госпрограмме социального характера (от 10-ти до 30-ти % от совокупной цены недвижимости в сельской местности); |
Заключить трудовое соглашение | сроком как минимум пять лет либо же один из членов семьи должен быть трудоустроен в сельской местности. |
Соцпрограмма для молодых специалистов
При этом важно иметь законченное образование:
Приобретенная специальность должна быть тесно связана с агропромышленностью либо же с прочими сферами деятельности, если в конкретном регионе существует потребность в квалифицированных специалистах определенной профессии (врач, учитель).
Разрешается участие специалистов, которые проходят последний курс обучения в учебном заведении.
Чтобы получить госпомощь они должны обучаться либо перевестись на заочную форму.
После чего важно найти работу в селе, собрав полный пакет документации представить справку из деканата относительно даты окончания учебы, формы обучения.
Об улучшение жилищных условий военнослужащих, смотрите здесь.
Варианты участия в программе
Порядок действий
Осуществляется ознакомительное посещение | жилищного комитета (органов муниципалитета) |
Принимается решение относительно участия | в конкретной государственной соц программе |
Выполняется сбор требуемой документации | подача всех необходимых выписок, оригиналов и дубликатов документов |
Ожидание решения | о допуске к участию в программе |
Получение свидетельства | о получении соцвыплаты на покупку, возведение жилплощади |
Перечень требуемых документов
Необходимо в обязательном порядке подать:
— Заявку на участие в программе господдержки сельских жителей;
— Документ, подтверждающий, что особа либо члены ее семьи потребуют повышения качества условий проживания;
— Справки, выписки, удостоверяющие постоянную трудовую занятость особы в сельской местности (выписка из трудовой книжки, трудовой договор и прочее);
— Свидетельство о рождении (предъявляется для детей, которые не достигли 14-ти лет);
— Документы, удостоверяющие уровень квалификации, образованности специалиста, свидетельства, подтверждающие семейное положение граждан.
Возникающие трудности
Данная помощь может предоставляться однократно в течении жизни особы заявителя.
О выплатах на улучшение жилищных условий сотрудникам полиции в статье: улучшение жилищных условий сотрудникам полиции.
Видео: Программа по улучшению жилищных условий на селе:
Похожие материалы:
Комментарии Отменить ответ
Рейтинг записей
3. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
3. Повышение качества жизни сельского населения
3. Повышение качества жизни сельского населения
Улучшение доступа сельского населения к объектам социальной инфраструктуры нацелено на улучшение среды обитания людей, проживающих в сельской местности. Для успешной реализации этого направления в первую очередь необходимы:
разработка системы региональных стандартов предоставления услуг образования, медицинского, ветеринарного, культурного, торгового, бытового и других видов обслуживания в сельских поселениях с учетом существующих систем расселения, транспортной и временной доступности соответствующих организаций;
укрепление материально-технической базы предоставления социальных услуг, особенно услуг здравоохранения и ветеринарных услуг, с учетом временной и транспортной доступности;
создание для инвалидов и других маломобильных групп населения безбарьерной среды, обеспечивающей инвалидам наряду с другими гражданами доступ к физическому окружению, транспорту, информации, связи и другим услугам, предоставляемым сельскому населению.
В целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования в сельской местности, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования следует:
принять меры, направленные на исключение практики обучения детей в 2 и 3 смены, повышение качества образовательных услуг согласно современным требованиям и обеспечение условий для занятий детей физической культурой и спортом и обучения профессиям, необходимым в сельской местности;
оказывать поддержку малокомплектным детским садам и школам в сельской местности;
повысить техническую оснащенность сельских школ, завершить их компьютеризацию и подключение к сети «Интернет» для организации дистанционного обучения и других современных технологий образования и воспитания, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса;
восстановить и развить в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве, а также организации собственного дела в других значимых на селе сферах деятельности;
расширить доступ к профессиональному образованию и обучению на основе разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения для сельского населения, в том числе женщин, имеющих детей, и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
укрепить сферу дополнительного образования и развития детей в сельской местности на основе организаций образования, культуры и спорта;
развивать сеть специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, всемерно содействовать расширению изучения родного языка, национальной культуры и основ традиционного хозяйствования народов России, включая издание учебно-методической литературы, мультимедийных учебников и электронных пособий;
разработать систему взаимодействия между образовательными организациями среднего профессионального образования и работодателями в целях подготовки кадров из числа выпускников сельских школ и увеличения предложений о свободных рабочих местах в сфере квалифицированных рабочих профессий по направлениям, соответствующим приоритетам экономического развития субъектов Российской Федерации.
В области улучшения медицинского обслуживания необходимо решить следующие задачи:
обеспечить комплексный межведомственный подход к решению вопросов охраны здоровья сельского населения с учетом приоритетных задач обеспечения для всех групп сельского населения первичной медико-санитарной, скорой и специализированной медицинской помощи;
продолжить строительство фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики в сельских населенных пунктах;
обеспечить совершенствование системы санитарно-авиационной эвакуации, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, приобретение передвижных медицинских комплексов, а также применение информационных технологий при оказании медицинской помощи жителям сельских территорий;
при разработке программ территориального планирования каждого муниципального района рекомендуется предусмотреть наличие медицинских организаций и их подразделений с учетом транспортной доступности для сельского населения;
создавать межмуниципальные консультативно-диагностические центры первичной специализированной медико-санитарной помощи;
расширять меры социальной поддержки медицинских работников, работающих в сельской местности;
провести анализ потребности регионов в мобильных медицинских комплексах различных видов и обеспечить восполнение указанной потребности в максимально короткие сроки;
улучшить доступ сельского населения к высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения;
стимулировать развитие государственно-частного партнерства, активно привлекать малый и средний бизнес в систему оказания бесплатной медицинской помощи сельскому населению в амбулаторных условиях;
укрепить материальную базу скорой и специализированной медицинской помощи, дистанционной диагностики для охвата сельского населения диспансеризацией.
В области улучшения ветеринарного обслуживания необходимо:
провести анализ потребности регионов в мобильных ветеринарных участках;
разработать и принять федеральные и региональные стандарты в области ветеринарии;
обеспечить комплексный межведомственный подход к обеспечению эпизоотического благополучия сельских территорий;
расширять меры социальной поддержки ветеринарных работников, работающих в сельской местности;
обеспечить реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и обеспечению оборудованием ветеринарных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и используемых учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии, для реализации ветеринарных услуг и (или) проведения лабораторных исследований.
Для улучшения возможностей для занятий спортом и проведения активного здорового досуга в сельской местности необходимо:
продолжать практику проведения массовых физкультурных мероприятий, в том числе сельских спортивных игр по традиционным видам спорта;
поддерживать создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
поддерживать сооружение плоскостных спортивных сооружений и стадионов в сельской местности;
расширить финансирование организационных мероприятий по физкультурно-спортивной работе.
Социальное обслуживание в сельской местности имеет свои специфические особенности, связанные с особым образом жизни в сельских поселениях. Проблемами нередко являются транспортная доступность отдаленных деревень и слабость материально-технической базы организаций социального обслуживания. Для разрешения указанных проблем, повышения качества оказания социальных услуг и обеспечения социальной поддержки в сельской местности необходимо:
развитие самозанятости на основе социального контракта и индивидуальных программ социальной адаптации;
создание безбарьерной среды для маломобильных групп населения на объектах социальной инфраструктуры в сельской местности;
расширение мер социальной поддержки на основе укрепления материальной базы организаций социального обслуживания населения;
развитие нестационарных форм социального обслуживания, развитие службы социального такси, мобильных бригад и обеспечения доставки продуктов питания;
организация физкультурных мероприятий, в том числе среди лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
обеспечение поддержки негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги в сельской местности, посредством реализации механизмов государственно-частного партнерства, предоставления налоговых льгот и преференций;
привлечение на основе государственного заказа некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере социального обслуживания;
поддержка волонтерского движения для оказания социально-бытовых услуг и помощи на приусадебных участках.
В целях расширения торгового и бытового обслуживания населения необходимо:
ввести упрощенный, прозрачный порядок организации ярмарочной и нестационарной торговли, создавать районные центры ремесел и торговли и развивать мобильную торговлю (через специализированные автомагазины);
поддержать развитие промыслов и ремесел.
В сфере расширения доступа сельских жителей к современному благоустроенному жилью необходимо:
продолжить практику представления жилья на льготных условиях, в том числе для молодых специалистов;
осуществлять проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.
В области развития инженерной инфраструктуры предстоит осуществить:
в сфере электроснабжения:
обеспечение снижения затрат на передачу и распределение электроэнергии за счет внедрения передовых технологий эксплуатационного обслуживания и ремонта электросетевого хозяйства;
повышение надежности электроснабжения за счет установки на жизненно важных объектах независимых резервных источников электроснабжения. В крупных сельских населенных пунктах при больших объемах теплоснабжения на источниках тепла, в том числе работающих на газе, максимально использовать установки комбинированного производства тепла и электроэнергии с учетом экономического обоснования в схеме теплоснабжения поселения;
максимальное использование возможности применения для электроснабжения сельских населенных пунктов нетрадиционных источников энергии (солнечных батарей, ветроэнергетических установок, минигидроэлектростанций, биогазовых установок и др.);
в сфере газоснабжения:
осуществление полной газификации сельских поселений в районах, где возможно подключение к газу, и оказание государственной поддержки в оснащении жилья современными автономными системами жизнеобеспечения (тепло, питьевая вода и утилизация отходов) во всех остальных районах;
ускорение темпов строительства новых объектов сетевого газоснабжения в целях повышения уровня газификации сельских поселений;
обеспечение снижения потерь при транспортировке сетевого газа потребителям, энергосбережения на объектах газопотребления, а также совершенствование ценообразования в системе газоснабжения сельских потребителей;
в сфере теплоснабжения:
повышение уровня обеспечения сельского населения теплом на основе повышения эффективности использования местных основных топливных ресурсов (угля, газа и электроэнергии);
в многолесных районах осуществление теплоснабжения сельских поселений с использованием лесных ресурсов, создание в лесопромышленных организациях производства альтернативных видов топлива на основе древесных отходов (пилеты, брикеты, гранулы) и др., организация изготовления необходимых типоразмеров автоматизированного котельного оборудования для его использования в сельской местности;
в целях повышения качества и надежности централизованного теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы сельских поселений, обеспечения эффективной работы теплотехнического оборудования и сетей осуществление модернизации действующих и строительства новых объектов производства и передачи тепловой энергии, а также внедрение энергосберегающих технологий при производстве тепла и повсеместное развитие энергоэффективных систем автономного теплоснабжения;
в сфере водоснабжения:
осуществление необходимых мероприятий по обеспечению сельского населения питьевой водой нормативного качества на основе реконструкции и развития централизованных систем водоснабжения, установки контейнерных сооружений водоподготовки и повышения санитарной надежности водозаборных сооружений;
увеличение темпов реконструкции действующих и строительства новых объектов забора, транспортировки и очистки воды в целях повышения уровня обеспечения централизованным водоснабжением населения, объектов социальной и производственной сфер сельских поселений;
повсеместное обеспечение внедрения энергосберегающих технологий, высокоэффективных оборудования и материалов при заборе, транспортировке и очистке воды с целью улучшения технического состояния объектов водоснабжения, а также снижения потерь и повышения качества поставляемой потребителям воды;
в сфере водоотведения:
в целях повышения уровня обеспечения централизованным водоотведением сельских населенных пунктов ускорение реконструкции действующих и строительства новых объектов транспортировки и очистки стоков;
осуществление внедрения высокоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования и материалов при транспортировке и очистке стоков, в том числе автономных установок по очистке стоков, а также обеспечение высокого уровня технического состояния объектов водоотведения и повышения качества поставляемой потребителям услуги.
Основой устойчивого развития сельских территорий должно стать ускоренное развитие дорожной сети, транспортной инфраструктуры и современных средств связи, что позволит преодолеть пространственный разрыв между городом и селом.
В сфере развития дорожно-транспортной инфраструктуры необходимо:
увеличить темпы строительства дорог в сельской местности для обеспечения подъезда по дорогам с твердым покрытием до сельских населенных пунктов;
улучшить транспортное обслуживание сельского населения путем увеличения числа сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами, числа и протяженности автобусных маршрутов.
В сфере развития инфраструктуры связи необходимо:
с помощью современных средств связи обеспечить доступ к мобильной связи и широкополосный доступ к сети «Интернет» в максимально возможном числе сельских населенных пунктов с учетом технических возможностей. Доступность услуг связи будет являться одним из ключевых факторов, обеспечивающих повышение качества жизни в сельской местности и повышающих привлекательность сельского образа жизни;
в рамках модернизации системы почтовой связи обеспечить совершенствование деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» как важного инструмента комплексного предоставления почтовых и банковских услуг в сельской местности.
Сельские территории и сельская традиционная культура являются основой национальной и культурной идентичности народов Российской Федерации. В этой связи заслуживают поддержки инициативы, направленные на сохранение и популяризацию образцов сельской культуры. Поддержка этого направления может осуществляться на грантовой основе.
Для сохранения и развития сельской культуры, традиций, культурного и исторического наследия необходимо:
в опорных пунктах поселенческой сети создать современные технически оснащенные социально-культурные комплексы, включающие клуб, библиотеку, театральную площадку и кружки для внешкольного развития детей;
для обслуживания жителей отдаленных малолюдных населенных пунктов организовать передвижные библиотеки, кинопоказы и выезды концертных бригад;
провести модернизацию организаций культуры в сельской местности, в том числе обновление материально-технической базы и приобретение специального оборудования;
обеспечить доступ к сети «Интернет» жителям всех сельских поселений и создать при сельских библиотеках центры по обучению компьютерной грамотности и пользованию полезными интернет-ресурсами;
создать фото-, видео-, библиокаталоги культурного наследия народов России, включая нематериальное наследие (песни, сказания, танцы, обычаи, рецепты традиционной кухни и др.);
разработать каталоги элементов традиционной архитектуры сельских поселений и использовать в современной сельской застройке при реализации проектов комплексной компактной застройки;
поддерживать информационно-просветительские проекты, направленные на популяризацию сельского образа жизни;
поддерживать молодежные инициативы по сохранению сельского исторического и культурного наследия в целях передачи опыта и традиций;
осуществлять развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации на базе муниципальных библиотек.