Что значит мобильный оператор
Оператор мобильной связи
Оператор сотовой связи (оператор мобильной связи, оператор беспроводной связи, ещё есть сленговая аббревиатура ОпСоС) — компания, предоставляющая услуги сотовой связи для сотовых телефонов своих абонентов.
В задачи оператора входит получение разрешительных документов на использование радиочастот и предоставление услуг, построение собственной сотовой сети и её последующая эксплуатация, разработка условий обслуживания, сбор платежей за свои услуги, предоставление технической поддержки. Кроме того, есть и ряд неочевидных задач: маркетинговые усилия для продвижения услуг на рынке, разработка стратегического плана развития сети, технологическое совершенствование инфраструктуры. Многие операторы также осуществляют торговлю сотовыми телефонами, продажу цифрового контента для телефонов, предоставляют доступ в Интернет через свою сотовую сеть.
Процесс образования оператора сотовой связи в стране обычно начинается с получения лицензии на определённые радиочастоты у правительства. Диапазон частот, разрешение на которых необходимо получить, зависит от типа сети, которую планируется разворачивать. Оператор может предоставлять доступ в нескольких стандартах (как, например, российский Вымпелком: DAMPS (в прошлом), американский Verizon: CDMA).
Регулирующие государственные органы распределяют частотный диапазон по определенной ими схеме, в том числе и с помощью тендера. Например, недавние распределения лицензий на Европе проходили в форме аукциона, и частоты доставались сделавшему наибольшее предложение. Как правило, число разрешений на определённую территорию ограничивается (например в Москве число GSM-операторов было ограничено тремя), чтобы обеспечить конкуренцию, но избежать распыления капитала по слишком мелким компаниям, неспособным к построению современной и надёжной инфраструктуры.
Операторы сотовой связи в России
Крупнейшие федеральные операторы сотовой связи:
Независимые операторы сотовой связи:
Что такое виртуальный оператор связи,как они работают
Виртуальные операторы связи — что это?
Российский рынок мобильной связи поделили 4 крупных компании: Билайн, МТС, Мегафон, Теле2. «Подвинуть» большую четверку и отвоевать часть рынка — задача из разряда невыполнимых. Для этого потребуется большое количество ресурсов — не только денег, но и административных связей.
Мелкие компании вынуждены конкурировать на поле «виртуальном». Они закупают сетевые ресурсы у крупных компаний — представителей «большой четверки» — и используют их инфраструктуру для продажи своих услуг. Статистика за 2017 года говорит о следующем: число абонентов, которые пользуются услугами виртуальных операторов в России, составляет 6 миллионов человек. Сбором данных занималась компания «ТМТ консалтинг».
Некоторые компании используют MVNO для дополнительной монетизации клиентской базы. Хорошим примером являются Ростелеком, Тинькофф Мобайл, ВТБ Мобайл и другие. На первый взгляд может показаться, что операторам мобильной связи не выгодно плодить конкурентов и предоставлять им инфраструктуру для развития. На практике, в такой схеме представителям «большой четверки» не нужно тратить собственные ресурсы на привлечение новых клиентов.
Почему «виртуальные»?
В современных условиях создать «реального» сотового оператора практически невозможно за любые деньги.
Всё упирается в лицензии на соответствующие диапазоны частот и технологии связи, которые становятся объектом дележки на самом высшем уровне.
При этом админресурс задействуется направо и налево – достаточно вспомнить еще «шведский» Tele2, которому вопреки всякой логике так и не досталось лицензии на 4G.
Так что повторить успех Ростелекома, превратившего «большую тройку» в «четверку» в обозримом будущем больше ни у кого не выйдет – почти все мелкие региональные игроки уже прибраны к рукам и поглощены.
Новичкам места нет — возникла «естественная олигополия».
Поэтому те, кто хочет по тем или иным причинам предоставлять услуги под собственной торговой маркой, вынуждены покупать сетевые ресурсы у одного из хозяев рынка. Зачастую – вместе с личным кабинетом и биллингом.
Виртуальные сотовые операторы в России
Отечественные MVNO работают на материнских сетях Tele2, МТС, Билайн и Мегафон. В число операторов, которые работают на базе Теле2, входят:
Операторы, которые используют инфраструктуру Билайна (сети Вымпелком):
MVNO, которые работают на сетях МТС:
Операторы, которые используют инфраструктуру Мегафона:
Стоит ли пользоваться услугами MVNO
Очень серьезный вопрос. После отмены «мобильного рабства» абоненты переносят свой номер к любому выбранному оператору, в том числе и виртуальному.
И жалоб на проблемы с таким переносом как «туда» так и «оттуда» очень много.
Перебраться от одного члена «большой четверки» к другому куда безопаснее.
А то и вовсе отказаться – сотрудники проинструктированы на такой случай, и стараются удержать «голосующего ногами» с помощью какой-нибудь персональной плюшки.
Да, тарифы у MVNO часто очень привлекательны – первое время, пока идет «раскрутка». Впоследствии «халява» подвергается жесткой коррекции в одностороннем порядке.
Можно сказать о том, что меньше опасений внушают бренды, за которыми стоит кто-то финансово «толстый»: Ростелеком (собственно Ростелеком), СберМобайл (Сбербанк), Тинькофф Мобайл (ТКС Банк).
Но и это не панацея: например, лихо стартовавший Связной Мобайл (сеть салонов «Связной»), подключивший с конца 2013 года 800 тысяч(!) абонентов, уже в 2015 году был заморожен. Выводы делайте сами.
Нюансы виртуальных сотовых операторов
Что мы знаем об ускорении мобильного интернета?
Но не все смартфоны и не все сотовые операторы поддерживают данную опцию. Чтобы узнать, поддерживает ли 4G+ твой телефон, нужно установить программку Network Signal Guru (требует Root-прав доступа). Информацию по работе оператора в этом режиме нужно уточнить на его официальном сайте.
Однако, даже при счастливом совпадении этих двух исходных данных, сигнал может быть очень нестабильным и скорость не соответствовать заявленной.
Вообще, скорость работы мобильного интернета зависит от правильной настройки точки доступа в телефоне, от уровня сигнала сети в месте вашего пребывания, а также от времени суток — в вечернее время, когда все зависают в интернете, скорость будет падать.
Как повысить скорость интернета Yota 4G, Мегафон, МТС и Билайн?
Поговорим для начала про популярную Йоту, Для того, чтобы исправить эту печальную ситуацию, необходимо:
- Зайти в «Настройки > SIM карты и мобильные сети > Имя оператора (Yota, Мегафон, МТС, Билайн) > Точки доступа > Имя оператора
и выбрать в разделе «Владелец» «LTE» или «4G» в качестве стандарта передачи данных
Далее идем в настройки точки доступа и в качестве APN прописываем client.yota.ru, вместо yota.ru, internet.megafon.ru вместо internet для Мегафона, client.mts.ru вместо internet.mts.ru для МТС, home.beeline.ru для Билайн — некорректные значения могли быть заданы при автоматическом получении настроек от оператора.
Поскольку Йота является виртуальным оператором, для нее меняем «Тип MVNO» на IMSI. Для остальных операторов в данном пункте указывать ничего не нужно. После чего сохраняем настройки и перезагружаем телефон.
Читайте также: Яндекс метро не работает
Результаты теста скорости Yota ДО применения настроек
Результат стабильности интернета Йота ПОСЛЕ
Увеличение скорости в Speedtest после изменений настроек мобильного интернета
В этой статье рассмотрим основные настройки для мобильной сети, выбор оператора (в ручном или автоматическом режиме), выбор типа сети и подключение роуминга.
Все настройки мобильной сети доступны при вставленной сим-карте.
Заходим в Настройки – Сеть и интернет – Мобильная сеть.
Здесь доступны следующие настройки:
Насколько легко запустить MVNO?
Сейчас столько компаний запускают виртуальных операторов, что кажется – это очень легко. Итак, для открытия своего виртуального оператора компании проходят ряд этапов:
Вся процедура запуска виртуального оператора может занимать от 5 до 8 месяцев. Что касается стартового капитала, то минимальная сумма для открытия составляет порядка 50 миллионов рублей.
Виртуальные операторы по типам
Крупные банки и компании запускают собственных операторов связи, так как некоторые виды бизнеса нуждаются в них. В результате этого их разделили по отраслям.
Основные виды виртуальных операторов такие:
Как перейти на виртуального оператора и что нужно учесть
Стать абонентом виртуального оператора просто – для клиента процесс не отличается от подключения к обычному оператору. Для этого потребуется:
Важно учитывать, что можно сделать переход с сохранением номера (по технологии MNP). Для этого потребуется написать заявление, которое предоставит сотрудник салона связи. Это может стоить до 100 рублей.
При смене оператора, как и всегда, нужно учитывать некоторые тонкости:
Малоизвестные компании, или однодневки могут собрать данные или продать. Также не исключено, что полученные данные будут использованы с целью мошенничества.
Как добавить точку доступа APN?
Добавление точки доступа APN происходит в автоматическом режиме со стороны оператора. Вам приходит смс с конфигурацией доступа к интернету и mms. Вам нужно лишь применить/сохранить настройки.
Но иногда требуется настроить точку доступа вручную. Разберем далее, как это сделать.
Открываем Настройки – Сеть и интернет – Мобильная сеть – Точки доступа (APN). Жмем на плюсик (добавить).
Большинство настроек вообще не нужны и не используются российскими операторами. И раз процесс настройки APN проходит в автоматическом режиме (а не как было 5 лет назад), заморачиваться и запоминать все настройки не имеет смысла.
Речь об MVNO — эта аббревиатура расшифровывается как Mobile Virtual Network Operator — виртуальный оператор сотовой связи. Суть их работы очень проста: они оказывают услуги, не имея своей сотовой сети, а арендуя ее, например, у той же «большой тройки». Дело в том, что у каждого «полноценного» оператора возможности сети по обслуживанию абонентов всегда несколько выше, чем этих абонентов есть на самом деле. То есть имеется определенный простаивающий ресурс, который можно продать за какие-то деньги: это лучше, чем если он останется никем не востребованным.
Конечно, себе в убыток операторы свой сетевой ресурс продавать тоже не будут, но MVNO зарабатывают на том, что покупают этот ресурс (т. е. трафик) оптом, а продают в розницу обычным абонентам: схема простая.
MVNO и «корпоративные» SIM-карты
Не стоит путать MVNO с различными предприятиями, которые подключают частных лиц на корпоративные тарифы.
Рекламу таких компаний можно увидеть не только в интернете, но и на улицах. Смысл в том, что предприимчивые сотрудники операторов оформляют какое-нибудь ООО с незамысловатым названием, выписывают на него сколько-то «красивых» номеров и требуют от родной компании специальные условия для такого «корпоративного» клиента, зарабатывая на разнице: пока абоненты не приносят оператору убытков, руководство на такие схемы не будет обращать внимания, как показывает практика.
Главный минус тут один: сколько проживет каждое такое созданное небольшое предприятие, на которое оформлены корпоративные номера, на приемлемых для вас условиях? Ведь номер, подключенный через него, принадлежит не вам, а самому предприятию, и уйти с ним в другое место может быть затруднительно.
Впрочем, и MVNO тоже может бесследно исчезнуть. Кто вспомнит сегодня, например, «Просто для общения» или «Зенит Мобайл»? Но абонент MVNO — сам хозяин своего номера и вправе выбирать, что с ним делать дальше.
По опыту исчезнувших виртуальных операторов, номер по умолчанию переводится на базового оператора (у которого компания арендовала сотовую сеть), а дальше уже можно выбрать тариф из числа действующих.
Кстати, о тарифах и операторах: при выборе MVNO важно знать не только цену, но и базового оператора, поскольку вы получите ровно то же покрытие и качество, что и у него. В первой части рассмотрим несколько вариантов экономического класса.
Тарифы эконом-класса
Предложений без абонентской платы с поминутным списанием средств на рынке почти нет. Однако до сих пор теплится жизнь, например, проекта «А-Мобайл» («Ашан» на базе МТС): сайт его закрыт, но в гипермаркетах можно купить стартовый пакет с тарифом «А-Мобайл 2010», в рамках которого предлагается звонить по 2,5 рубля за минуту на мобильные телефоны и по 4,5 рубля — на городские (здесь и далее — тарифы для Москвы; в регионах они могут быть ниже). 90 копеек стоят звонки другим абонентам «А-Мобайл», но главное преимущество — это 15 минут бесплатных звонков на номера «А-Мобайл» в день. Кроме того, за 5 рублей в день можно безлимитно обмениваться SMS-сообщениями с абонентами «А-Мобайл»: без опции они стоят 80 копеек. SMS на номера других операторов обойдутся в 1,60 руб.
«Посмертие» MVNO
За годы существования мобильной связи в России было создано несколько десятков MVNO, начиная с первого, Корбина Телеком, работавшего еще в сети DAMPS. Из которых в настоящее время функционирует хорошо если пятая часть
Ответы на частые вопросы
Не мешают ли виртуальные операторы реальным получать прибыль?
Важно понимать, что зачастую MVNO являются дочерними компаниями мобильных операторов. Именно поэтому они не будут мешать получать прибыль. Благодаря такому сотрудничеству компании получаю новых клиентов. Мало того, что новые клиенты приносят доход, они позволяют получить необходимую для оператора информацию.
Полученную информацию могут использовать в личных целях, так и продать третьим лицам. Например, Тинькофф Банк запустил «Тинькофф Мобайл» на базе Tele2, который не только повышает лояльность клиентов, но и дает много полезной информации. Благодаря полученным данным кредитор делает предложения по кредитам новым клиентам.
Будет и с каждым годом увеличиваться количество виртуальных операторов?
Безусловно, в ближайшем времени будет увеличение виртуальных операторов на рынке связи. Это объясняется тем, что посредники могут быстро и удобно создать своего оператора, с целью получения прибыли.
Однако многие эксперты прогнозируют, что на рынке останется только крупные компании (такие как Тинькофф или Сбербанк), которые предлагают услуги уже действующим клиентам.
Что делать, если компания уходит с рынка, а на счете остаются деньги?
Как правило, в такой ситуации клиент сразу становится клиентом основной компании. При этом ему обязательно направляется уведомление через смс-сообщение. Пользоваться услугами в рамках нового тарифа или нет, клиент решает сам и при необходимости расторгает договор и забирает остаток неиспользованных денег.
Почему виртуальные операторы востребованы?
Никто не хочет платить много за услуги сотовой связи. Виртуальные операторы часто предлагают качественные услуги по доступным ценам. При этом многие компании делают акцент на свою клиентскую базу. К примеру, для студентов предлагают пакет с минимальной абонентской платой и безлимитным трафиком на интернет.
Зачем в России столько виртуальных операторов и кому нужен свой MVNO
Об эксперте: Сергей Волков, директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств Tele2.
Откуда берутся MVNO
Виртуальный оператор мобильной связи, или MVNO (mobile virtual network operator) — это компания, которая оказывает услуги связи под своим брендом, но работает на инфраструктуре другого оператора. Обычно его называют материнским, или хост-оператором.
В Европе и США количество виртуальных операторов связи исчисляется десятками, число их абонентов — миллионами человек, выручка — миллиардами долларов. В одной только Великобритании услуги оказывают 87 виртуальных операторов, в Штатах — 73. По данным GSMA Intelligence, количество действующих MVNO по всему миру превышает 1,2 тыс.
Только за последние пару лет появились десятки интересных MVNO-проектов: от виртуальных операторов футбольных клубов в Бразилии и Испании, кофейного сообщества Tchibo до MVNO с криптокошельком внутри экосистемы и другими финансовыми сервисами. Такие проекты создают на рынке на рынке абсолютно новый тренд, бесшовно встраивая цифровые деньги в нашу повседневную жизнь.
Почему MVNO так популярны на Западе
Во-первых, они появились задолго до того, как это произошло в России. Регуляторы осознали важность здоровой конкуренции на рынке сотовой связи и подготовили нормативную базу для успешного развития MVNO-индустрии заметно раньше, чем у нас.
Во-вторых, на Западе много компаний-агрегаторов: для них создание MVNO — отдельный бизнес, который они поставили на поток.
И в-третьих, западные MVNO «попали» в своего потребителя: нашли уникальную нишу, создали правильный продукт для целевой аудитории и не пытались быть оператором связи для всех.
Британский MVNO-проект GiffGaff ориентируется на молодежь. Пользователям из поколения Z он предлагает недорогую связь и мобильный интернет. После запуска в 2009 году GiffGaff ввел пакетные тарифы, которые состояли из набора минут, SMS, дата-трафика и назывались «коробками с подарками» (от англ. goody bags). Идея таких пакетов возникла на форумах сообщества проекта. Позже появились «коробки», которые включали в себя только мобильный интернет.
Tesco Mobile — еще один успешный британский виртуальный оператор. Его запустила популярная торговая сеть Tesco. MVNO-проект работает в четырех странах, количество его клиентов только в Великобритании превышает 4 млн.
Tesco Mobile предлагает своим пользователям удобный конвергентный продукт на стыке телекома и ретейла: скидки в магазинах на разные бренды Tesco, удвоение гигабайтов для обладателей клубной карты, бонусные баллы, семейный тариф с бонусами для всех членов семьи.
Как MVNO развивается в России
То, что бизнес MVNO может быть коммерчески успешен и в России, впервые стало понятно после взлета Yota в 2014 году (MVNO на сети «Мегафона»). Тогда доля виртуальных операторов на мобильном рынке страны составляла порядка 1% абонентов.
Спустя два года на развитии этого направления сфокусировалась Tele2. Чтобы сделать интеграцию систем более простой, а запуск виртуальных операторов быстрым и доступным по цене, мы вместе с партнером «ТВЕ-телеком» проинвестировали в покупку специальной технологической платформы — MVNE (mobile virtual network enabler). Она помогла поставить запуск виртуальных операторов на поток и радикально снизила порог входа в MVNO-бизнес, сделав его доступным компаниям любого уровня.
Если оценить абонентскую базу наших MVNO-партнеров, мы увидим, что с момента старта первого проекта в конце 2016 года она выросла с нуля до 4,5 млн абонентов по состоянию на конец октября 2020-го. При этом число абонентов основного бизнеса Tele2 также уверенно росло.
В 2020 году MVNO-проекты в России стали появляться один за другим. Только за последние несколько месяцев начали работать сразу три новых виртуальных мобильных оператора. Так, в сентябре на рынок вышел Migo Mobile от бизнес-блогера Азама Ходжаева. В начале декабря о создании виртуального оператора Eagle Mobile объявил действующий чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов. А следом за ним свой MVNO-проект запустил «Газпромбанк».
Всего в нашей стране сейчас действует больше 20 MVNO, и почти все они запущены на сети Tele2.
Российские виртуальные операторы обслуживают в общей сложности порядка 11,5 млн клиентов, то есть около 4,4% всех мобильных абонентов страны. По итогам 2020-го клиентская база MVNO-проектов увеличилась на 16% — и это на фоне стагнирующего рынка мобильной связи.
Что MVNO дают операторам и абонентам
По статистике, более 80% клиентов не задумываются о том, что MVNO работает на инфраструктуре какого-то мобильного оператора. Пользователи полагают, что связь предоставляет сам бренд. Это позволяет нетелеком-компаниям быть ближе к людям.
Для клиентов это способ решать все насущные вопросы в режиме «одного окна» и пользоваться всеми преимуществами экосистемы любимого бренда. Для компании, которая интегрирует мобильную связь в основной бизнес, она становится связующим звеном и объединяет разные элементы экосистемы.
На чем же тогда зарабатывает материнский оператор и почему MVNO-проекты для него не конкуренты? Виртуальные операторы, которые работают на сети Tele2, платят нам только за трафик: количество минут, гигабайтов, SMS, которые понадобились клиентам. По сути, мы продаем «трубу» и зарабатываем на этом — монетизируем нашу сеть.
Но есть нюанс: мы как хост-оператор не тратим деньги на создание и развитие продукта, на привлечение новых клиентов и маркетинг, на зарплату сотрудникам. После запуска виртуального оператора эти затраты несет партнер.
Запуск MVNO-проектов помогает нам привлекать новых клиентов на высоконасыщенном и очень конкурентном рынке. Ведь любой клиент нашего виртуального оператора одновременно является и нашим пользователем, поскольку «живет» именно в нашей сети.
Сколько стоит запуск собственного оператора
MVNO-проект можно встроить практически в любой бизнес, будь то футбольный клуб, бренд кофе, сообщество поклонников кукол Barbie, социальная сеть, коммерческий банк или интернет-провайдер.
Размер инвестиций, которые нужны для входа в этот бизнес, варьируется в зависимости от модели работы виртуального оператора. Запуск собственного MVNO-проекта доступен не только большим корпорациям — его может создать компания или медийная личность с лояльной клиентской базой.
Какими могут быть модели запуска MVNO
Light MVNO (агент). Такая модель предполагает, что виртуальный оператор (агент) запускает продукт под своим брендом, со своим приложением и тарифами, занимается маркетингом и продажами, обслуживает клиентов. Все остальное он берет у компании-партнера, которая сама является MVNO-проектом. На запуск виртуального оператора по этой модели понадобится от 3 до 10 млн руб.
MVNE-платформа. Оператор, который запускается по этой модели, обладает большей степенью самостоятельности, получает свою нумерацию, лицензию на оказание услуг связи. Такой MVNO может создавать любые конвергентные со своим основным бизнесом продукты. На стороне виртуального оператора остается маркетинг, обслуживание, продажи, прием платежей, продукт. Размер инвестиций — от 20 млн до 50 млн руб.
Medium MVNO. Эта модель запуска подразумевает, что на стороне материнского оператора остается сеть радиодоступа и часть инфраструктуры. Виртуальный оператор берет на себя биллинг, разработку продукта и его кастомизацию, продажи, обслуживание, маркетинг. Такой оператор получает свою нумерацию и самостоятельно лицензирует работу. На запуск виртуального оператора по этой модели понадобится от 70 млн до 300 млн руб.
Full MVNO. Такой виртуальный оператор максимально независим от материнского, он арендует только сеть радиодоступа, а всю остальную инфраструктуру покупает сам. Эта модель запуска MVNO потребует максимальных вложений — от 500 млн до 1 млрд руб.
Как запустить собственного виртуального оператора:
Как будет развиваться рынок
Допускаю, что рынок традиционных телеком-операторов в нынешнем виде перестанет существовать в течение ближайших пяти-десяти лет. Он трансформируется либо в экосистемы, где мобильная связь будет лишь транспортом и связующим звеном, либо — в «трубу» для множества разных брендов.
Так или иначе, российские MVNO внесут свой вклад в развитие мировой индустрии. По нашим прогнозам, к 2025 году виртуальные операторы будут обслуживать 10-15% российского мобильного рынка в России. А к 2030-му — уже около 20%.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.