processor level 6 что это

Борьба за производительность или кто отнимал процессорное время

Началось все с «Неваляшки». О том, что это такое и для чего это было надо описано тут: http://habrahabr.ru/company/oktell/blog/108726/. То есть, мы имели четыре работающих сервера call-центра, одинаково настроенных и с примерно одинаковой конфигурацией внешних и внутренних линий, пользователей и настройкой внутренней БД. На каждый из серверов со стороны оператора связи поступала равномерная звонковая нагрузка, но сервера реагировали на это по разному!

N Конфигурация сервера и операционная система
1 T1300 @ 1.66 1 Гб ОЗУ, Windows 2003 Standard Ed. R2 SP1 32 bit
2 Intel Core Duo E8400 @ 3000 4 Гб ОЗУ, Windows 2003 Standard Ed.SP1 32 bit
3 Intel Pentium 4 3GHz 2 Гб ОЗУ, Windows 2003 Standard Ed. SP2 32 bit
4 E3400 @ 2.60 2 Гб ОЗУ, Windows 2003 Standard Ed. R2 SP2 32 bit

Столкнулись с жалобами на качество связи. Причем, жаловались не на каждый звонок, а на «некоторые». Жаловались на «кваки», очень характерные для VoIP телефонии. Довольно оперативно было выяснено, что причиной появления «кваков» было непредсказуемый рост занятости процессора на одном (первом) из серверов call-центр при возрастании нагрузки. И это при всем притом, что другие сервера такой нагрузки вообще не замечали, и никакого роста нагрузки на процессор при таком же количестве вызовов не наблюдалось. Даже, несмотря на то, что первый сервер был значительно слабее всех остальных, такой картины — роста занятости процессора до 100% — наблюдаться не должно было.

Не стоит, наверное, говорить, что мы прошли стандартный путь «протирки фар», «пинания колес» и пр. В конечном итоге пришли к мнению, что ни настройки самого call-центр, ни его СУБД, на поведение сервера не влияет. Отправной точкой для понимания сущности проблемы послужил тот факт, что в диспетчере задач в списке процессов ни один из процессов не занимал процессорного времени, вместе с тем, на мониторинге быстродействия хронология загрузки процессора показывала непрерывную загрузку процессора ядра на уровне 20%.

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это
processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Задались целью получить ответ на вопрос чем же занято ядро в том случае, когда нагрузки на все остальные сервисы отсутствуют. Process Explorer — штатная утилита от Microsoft — подсказала, что основным потребителем ресурсов является «Hardware Interrupts». Для дальнейшего анализа причин такого потребления была скачана другая штатная утилита от Microsoft — «Kernrate View». Как и было описано в рекомендациях по использованию, в командной строке выполнили «C:\Program Files\KrView\Kernrates\Kernrate_i386_XP.exe >> log.txt» и, спустя некоторое время, нажав Ctrl-C, остановили. Получили файл log.txt, содержащий информацию вида:

/==============================\
\==============================/
Date: 2010/12/08 Time: 1:09:14
Machine Name: RESERVCC
Number of Processors: 1
PROCESSOR_ARCHITECTURE: x86
PROCESSOR_LEVEL: 6
PROCESSOR_REVISION: 0e08
Physical Memory: 1015 MB
Pagefile Total: 2450 MB
Virtual Total: 2047 MB
PageFile1: \??\C:\pagefile.sys, 1524MB
OS Version: 5.2 Build 3790 Service-Pack: 1.0
WinDir: C:\WINDOWS

Kernrate User-Specified Command Line:
Kernrate_i386_XP.exe

Kernel Profile (PID = 0): Source= Time,
Using Kernrate Default Rate of 25000 events/hit

P0 K 0:00:36.671 (28.5%) U 0:00:09.671 ( 7.5%) I 0:01:22.343 (64.0%) DPC 0:00:29.484 (22.9%) Interrupt 0:00:00.281 ( 0.2%)
Interrupts= 136809, Interrupt Rate= 1063/sec.

Total Profile Time = 128687 msec

Total Avg. Rate
Context Switches, 609407, 4736/sec.
System Calls, 5078088, 39461/sec.
Page Faults, 119817, 931/sec.
I/O Read Operations, 11671, 91/sec.
I/O Write Operations, 209479, 1628/sec.
I/O Other Operations, 229216, 1781/sec.
I/O Read Bytes, 39981700, 3426/ I/O
I/O Write Bytes, 19240135, 92/ I/O
I/O Other Bytes, 7130204725, 31107/ I/O

— Results for Kernel Mode:
— OutputResults: KernelModuleCount = 99
Percentage in the following table is based on the Total Hits for the Kernel

Time 44651 hits, 25000 events per hit — Module Hits msec %Total Events/Sec
intelppm 27457 128685 61 % 5334149
hal 12284 128685 27 % 2386447
ntkrnlpa 2868 128685 6 % 557174
win32k 525 128685 1 % 101993
alder9xp 427 128685 0 % 82954
tcpip 254 128685 0 % 49345
Ntfs 251 128685 0 % 48762
afd 120 128685 0 % 23312
RDPDD 109 128685 0 % 21175
e1e5132 109 128685 0 % 21175
iaStor 97 128685 0 % 18844
NDIS 39 128685 0 % 7576
RDPWD 31 128685 0 % 6022
fltMgr 26 128685 0 % 5051
amon 12 128685 0 % 2331
termdd 10 128685 0 % 1942
CLASSPNP 10 128685 0 % 1942
ftdisk 7 128685 0 % 1359
ipsec 3 128685 0 % 582
Npfs 2 128685 0 % 388
USBPORT 2 128685 0 % 388
volsnap 2 128685 0 % 388
TDTCP 1 128685 0 % 194
rdbss 1 128685 0 % 194
ws2ifsl 1 128685 0 % 194
netbt 1 128685 0 % 194
watchdog 1 128685 0 % 194
PartMgr 1 128685 0 % 194

Далее определяем какой именно драйвер загружает процесс «Hardware Interrupts». В списке лога «Kernrate View» он будет верхним, и рядом в процентах будет показана его доля занимания ядра. Тут стоит обратить внимание, что проценты показывают не общий процент от загрузки системы, а процент загрузки серверного ядра драйверами.
Определили, что этим драйвером является Intelppm (Intel processor power manager). Дальше — google нам в помощь. Интернет велик, могуч и безграничен. Довольно быстро поняли, что проблема с Intelppm возникает, не так уж и часто, вместе с тем, мы были не одни столкнувшиеся с такой бедой. Результат не замедлил себя обнаружить, нашлась статья, в которой не только описывается сама проблема, но и обозначается путь ее решения (Постоянный адрес оригинала статьи тут: http://www.osp.ru/text/print/302/5818429.html)
Далее следуя рекомендациям Стивена Догерти понимаем, что intelppm, является драйвером управления электропитанием процессора, который не нужен на сервере, где питание от аккумулятора и не используется вовсе. Вариантов решений было предложено несколько: переустановка, обновление или остановка неисправного драйвера. Какой варианты выберете вы — смотрите сами, вполне логично тут следовать оригинальным рекомендациям Догерти.
Мы полезли в реестр. Данные драйвера процессора Intel находятся в разделе реестра HKEY_LOCAL_MACHINE/SYSTEM/Current Control Set/Services/intelppm. Для отключения драевера intelppm изменили значение параметра Start с 1 на 4. Специалисты Microsoft, конечно, рекомендуют делать резервную копию реестра, но мы то с вами русские люди, да и что там один параметр поменять с 1 на 4.
processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это
Рестарт помог убедиться, что загрузка процессора в среднем находится в пределах 60-70% даже при полной(!) загрузке сервера call-центр звонками.
Очень интересно выглядит при этом диспетчер устройств:
processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это
Жалуется, ябедничает, плачет: «Драйвер для этого устройства был отключен. Возможно, необходимые функции исполняет другой драйвер. (Код 32), Нажмите кнопку „Диагностика“, чтобы запустить мастер диагностики для данного устройства.» Но на безопасность полетов это уже не влияет 😉

Источник

Предопределенные IRQL-уровни

Давайте приглядимся к использованию к предопределенным IRQL, начиная с самого высокого уровня:

При активном состоянии профилирования ядра его обработчик системного прерывания записывает адрес кода, который выполнялся в тот момент, когда возникло прерывание. Со временем создается таблица выборки адресов, которую можно извлечь и проанализировать с помощью инструментов.

Для настройки и просмотра сгенерированной при профилировании статистики можно использовать такое средство, как Kernrate, входящее в состав Windows Driver Kit (WDK). Дополнительная информация об использовании данного средства дана в эксперименте, проводимом с Kernrate.

Эксперимент: Использование средства профилирования ядра (Kernrate) для замера производительности.

Средство Kernel Profiler (Kernrate) можно использовать для включения таймера профилирования системы, сбора примеров кода, выполняемых при запусках таймера, и вывода итоговой информации о распределении процессорного времени между файлами образов задач и функциями. Оно может быть использовано для отслеживания времени центрального процессора, потребляемого отдельными процессами и (или) времени, проведенном в режиме ядра независимо от процессов (например, затраченном на процедуры обслуживания прерывания). Профилирование ядра применяется при необходимости разобраться в том, на что система тратит время.

В своей самой простой форме Kernrate предоставляет выборку затрат времени на каждый модуль ядра (например, на Ntoskrnl, драйверы и т. д.).

Например, после установки Windows Driver Kit попробуйте выполнить следующие действия.

В следующем выводе выборки из Kernrate показано, что был запущен проигрыватель Windows Media Player, воспроизводящий фильм с диска:

Источник

9 команд для проверки информации о CPU в Linux

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Информация об аппаратном обеспечении CPU

Информация о CPU (Central Processing Unit. Центральный процессор) включает в себя подробные сведения о процессоре, такие как архитектура, название производителя, модель, количество ядер, скорость каждого ядра и т.д.

В linux существует довольно много команд для получения подробной информации о CPU.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из часто встречающихся команд, которые можно использовать для получения подробной информации о CPU.

1. /proc/cpuinfo

Файл /proc/cpuinfo содержит подробную информацию об отдельных ядрах CPU.

Каждый процессор или ядро перечислены отдельно, а различные подробности о скорости, размере кэша и названии модели включены в описание.

Чтобы подсчитать количество процессоров, используйте grep с wc

Количество процессоров, показанное в /proc/cpuinfo, может не соответствовать реальному количеству ядер процессора. Например, процессор с 2 ядрами и гиперпоточностью будет показан как процессор с 4 ядрами.

Чтобы получить фактическое количество ядер, проверьте идентификатор ядра на наличие уникальных значений

Соответственно, есть 4 разных идентификатора ядра. Это указывает на то, что существует 4 реальных ядра.

3. hardinfo

Он создаст большой отчет о многих аппаратных частях, читая файлы из каталога /proc. Информация о CPU находится в начале отчета. Отчет также может быть записан в текстовый файл.

Hardinfo выполняет несколько эталонных тестов, занимающих несколько минут, прежде чем вывести отчет на экран.

4. lshw

Производитель, модель и скорость процессора отображаются правильно. Однако из приведенного выше результата невозможно определить количество ядер в процессоре.

Чтобы узнать больше о команде lshw, ознакомьтесь с этой статьей:

5. nproc

Команда nproc просто выводит количество доступных вычислительных блоков. Обратите внимание, что количество вычислительных блоков не всегда совпадает с количеством ядер.

6. dmidecode

Команда dmidecode отображает некоторую информацию о CPU, которая включает в себя тип сокета, наименование производителя и различные флаги.

7. cpuid

Команда cpuid собирает информацию CPUID о процессорах Intel и AMD x86.

Программа может быть установлена с помощью apt на ubuntu

А вот пример вывода

8. inxi

Вывод соответствующей информации о CPU/процессоре

Чтобы узнать больше о команде inxi и ее использовании, ознакомьтесь с этой статьей:

9. Hwinfo

Она также отображает информацию о процессоре. Вот быстрый пример:

Если не использовать опцию «—short», команда отобразит гораздо больше информации о каждом ядре CPU, например, архитектуру и характеристики процессора.

Чтобы более подробно изучить команду hwinfo, ознакомьтесь с этой статьей:

Заключение

Это были некоторые команды для проверки информации о CPU в системах на базе Linux, таких как Ubuntu, Fedora, Debian, CentOS и др.

Примеры других команд для проверки информации о CPU смотрите в этой статье:

Большинство команд обрабатываются с помощью интерфейса командной строки и выводятся в текстовом формате. Для GUI интерфейса используйте программу Hardinfo.

Она показывает подробности об аппаратном обеспечении различных компонентов в простом для использования GUI интерфейсе.

Если вы знаете какую-либо другую полезную команду, которая может отображать информацию о CPU, сообщите нам об этом в комментариях ниже

Если вы хотели бы узнать подробнее о формате обучения и программе, познакомиться с преподавателем курса — приглашаем на день открытых дверей онлайн. Регистрация здесь.

А если вам интересно развитие в этой сфере с нуля до pro, рекомендуем ознакомиться с учебной программой специализации.

Источник

Зачем процессорам нужен кэш и чем отличаются уровни L1, L2, L3

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Во всех центральных процессорах любого компьютера, будь то дешёвый ноутбук или сервер за миллионы долларов, есть устройство под названием «кэш». И с очень большой вероятностью он обладает несколькими уровнями.

Наверно, он важен, иначе зачем бы его устанавливать? Но что же делает кэш, и для чего ему разные уровни? И что означает «12-канальный ассоциативный кэш» (12-way set associative)?

Что такое кэш?

TL;DR: это небольшая, но очень быстрая память, расположенная в непосредственной близости от логических блоков центрального процессора.

Однако мы, разумеется, можем узнать о кэше гораздо больше…

Давайте начнём с воображаемой волшебной системы хранения: она бесконечно быстра, может одновременно обрабатывать бесконечное количество операций передачи данных и всегда обеспечивает надёжное и безопасное хранение данных. Конечно же, ничего подобного и близко не существует, однако если бы это было так, то структура процессора была бы гораздо проще.

Процессорам бы тогда требовались только логические блоки для сложения, умножения и т.п, а также система управления передачей данных, ведь наша теоретическая система хранения способна мгновенно передавать и получать все необходимые числа; ни одному из логических блоков не приходится простаивать в ожидании передачи данных.

Но, как мы знаем, такой волшебной технологии хранения не существует. Вместо неё у нас есть жёсткие диски или твердотельные накопители, и даже самые лучшие из них далеки от возможностей обработки, необходимых для современного процессора.

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Великий Т’Фон хранения данных

Причина этого заключается в том, что современные процессоры невероятно быстры — им требуется всего один тактовый цикл для сложения двух 64-битных целочисленных значений; если процессор работает с частотой 4 ГГЦ, то это составляет всего 0,00000000025 секунды, или четверть наносекунды.

В то же время, вращающемуся жёсткому диску требуются тысячи наносекунд только для нахождения данных на дисках, не говоря уже об их передаче, а твердотельным накопителям — десятки или сотни наносекунд.

Очевидно, что такие приводы невозможно встроить внутрь процессоров, поэтому между ними будет присутствовать физическое разделение. Поэтому ещё добавляется время на перемещение данных, что усугубляет ситуацию.

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Увы, но это Великий А’Туин хранения данных

Именно поэтому нам нужна ещё одна система хранения данных, расположенная между процессором и основным накопителем. Она должна быть быстрее накопителя, способна одновременно управлять множеством операций передачи данных и находиться намного ближе к процессору.

Ну, у нас уже есть такая система, и она называется ОЗУ (RAM); она присутствует в каждом компьютере и выполняет именно эту задачу.

Почти все такие хранилища имеют тип DRAM (dynamic random access memory); они способны передавать данные гораздо быстрее, чем любой накопитель.

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Однако, несмотря на свою огромную скорость, DRAM не способна хранить такие объёмы данных.

Одни из самых крупных чипов памяти DDR4, разработанных Micron, хранят 32 Гбит, или 4 ГБ данных; самые крупные жёсткие диски хранят в 4 000 раз больше.

Итак, хоть мы и повысили скорость нашей сети данных, нам потребуются дополнительные системы (аппаратные и программные), чтобы разобраться, какие данные должны храниться в ограниченном объёме DRAM, готовые к обработке процессором.

DRAM могут изготавливаться в корпусе чипа (это называется встроенной (embedded) DRAM). Однако процессоры довольно малы, поэтому в них не удастся поместить много памяти.

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

10 МБ DRAM слева от графического процессора Xbox 360. Источник: CPU Grave Yard

Подавляющее большинство DRAM расположено в непосредственной близости от процессора, подключено к материнской плате и всегда является самым близким к процессору компонентом. Тем не менее, эта память всё равно недостаточно быстра…

DRAM требуется примерно 100 наносекунд для нахождения данных, но, по крайней мере, она способна передавать миллиарды битов в секунду. Похоже, нам нужна ещё одна ступень памяти, которую можно разместить между блоками процессора и DRAM.

На сцене появляется оставшаяся ступень: SRAM (static random access memory). DRAM использует микроскопические конденсаторы для хранения данных в виде электрического заряда, а SRAM для той же задачи применяет транзисторы, которые работают с той же скоростью, что и логические блоки процессора (примерно в 10 раз быстрее, чем DRAM).

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Разумеется, у SRAM есть недостаток, и он опять-таки связан с пространством.

Память на основе транзисторов занимает гораздо больше места, чем DRAM: в том же размере, что чип DDR4 на 4 ГБ, можно получить меньше 100 МБ SRAM. Но поскольку она производится по тому же технологическому процессу, что и CPU, память SRAM можно встроить прямо внутрь процессора, максимально близко к логическим блокам.

С каждой дополнительной ступенью мы увеличивали скорость перемещаемых данных ценой хранимого объёма. Мы можем продолжить и добавлять новые ступени,, которые будут быстрее, но меньше.

И так мы добрались до более строгого определения понятия кэша: это набор блоков SRAM, расположенных внутри процессора; они обеспечивают максимальную занятость процессора благодаря передаче и сохранению данных с очень высокими скоростями. Вас устраивает такое определение? Отлично, потому что дальше всё будет намного сложнее!

Кэш: многоуровневая парковка

Как мы говорили выше, кэш необходим, потому что у нас нет волшебной системы хранения, способной справиться с потреблением данных логических блоков процессора. Современные центральные и графические процессоры содержат множество блоков SRAM, внутри упорядоченных в иерархию — последовательность кэшей, имеющих следующую структуру:

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

На приведённом выше изображении процессор (CPU) обозначен прямоугольником с пунктирной границей. Слева расположены ALU (arithmetic logic units, арифметико-логические устройства); это структуры, выполняющие математические операции. Хотя строго говоря, они не являются кэшем, ближайший к ALU уровень памяти — это регистры (они упорядочены в регистровый файл).

Каждый из них хранит одно число, например, 64-битное целое число; само значение может быть элементом каких-нибудь данных, кодом определённой инструкции или адресом памяти каких-то других данных.

Регистровый файл в десктопных процессорах довольно мал, например, в каждом из ядер Intel Core i9-9900K есть по два банка таких файлов, а тот, который предназначен для целых чисел, содержит всего 180 64-битных целых чисел. Другой регистровый файл для векторов (небольших массивов чисел) содержит 168 256-битных элементов. То есть общий регистровый файл каждого ядра чуть меньше 7 КБ. Для сравнения: регистровый файл потоковых мультипроцессоров (так в GPU называются аналоги ядер CPU) Nvidia GeForce RTX 2080 Ti имеет размер 256 КБ.

Регистры, как и кэш, являются SRAM, но их скорость не превышает скорость обслуживаемых ими ALU; они передают данные за один тактовый цикл. Но они не предназначены для хранения больших объёмов данных (только одного элемента), поэтому рядом с ними всегда есть более крупные блоки памяти: это кэш первого уровня (Level 1).

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Одно ядро процессора Intel Skylake. Источник: Wikichip

На изображении выше представлен увеличенный снимок одного из ядер десктопного процессора Intel Skylake.

ALU и регистровые файлы расположены слева и обведены зелёной рамкой. В верхней части фотографии белым обозначен кэш данных первого уровня (Level 1 Data cache). Он не содержит много информации, всего 32 КБ, но как и регистры, он расположен очень близко к логическим блокам и работает на одной скорости с ними.

Ещё одним белым прямоугольником справа показан кэш инструкций первого уровня (Level 1 Instruction cache), тоже имеющий размер 32 КБ. Как понятно из названия, в нём хранятся различные команды, готовые к разбиению на более мелкие микрооперации (обычно обозначаемые μops), которые должны выполнять ALU. Для них тоже существует кэш, который можно классифицировать как Level 0, потому что он меньше (содержит всего 1 500 операций) и ближе, чем кэши L1.

Вы можете задаться вопросом: почему эти блоки SRAM настолько малы? Почему они не имеют размер в мегабайт? Вместе кэши данных и инструкций занимают почти такую же площадь на чипе, что основные логические блоки, поэтому их увеличение приведёт к повышению общей площади кристалла.

Но основная причина их размера в несколько килобайт заключается в том, что при увеличении ёмкости памяти повышается время, необходимое для поиска и получения данных. Кэшу L1 нужно быть очень быстрым, поэтому необходимо достичь компромисса между размером и скоростью — в лучшем случае для получения данных из этого кэша требуется около 5 тактовых циклов (для значений с плавающей запятой больше).

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Кэш L2 процессора Skylake: 256 КБ SRAM

Но если бы это был единственный кэш внутри процессора, то его производительность наткнулась бы на неожиданное препятствие. Именно поэтому в ядра встраивается еще один уровень памяти: кэш Level 2. Это обобщённый блок хранения, содержащий инструкции и данные.

Он всегда больше, чем Level 1: в процессорах AMD Zen 2 он занимает до 512 КБ, чтобы кэши нижнего уровня обеспечивались достаточным объёмом данных. Однако большой размер требует жертв — для поиска и передачи данных из этого кэша требуется примерно в два раза больше времени по сравнению с Level 1.

Во времена первого Intel Pentium кэш Level 2 был отдельным чипом, или устанавливаемым на отдельной небольшой плате (как ОЗУ DIMM), или встроенным в основную материнскую плату. Постепенно он перебрался в корпус самого процессора, и, наконец, полностью интегрировался в кристалл чипа; это произошло в эпоху таких процессоров, как Pentium III и AMD K6-III.

За этим достижением вскоре последовал ещё один уровень кэша, необходимый для поддержки более низких уровней, и появился он как раз вовремя — в эпоху расцвета многоядерных чипов.

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Чип Intel Kaby Lake. Источник: Wikichip

На этом изображении чипа Intel Kaby Lake в левой части показаны четыре ядра (интегрированный GPU занимает почти половину кристалла и находится справа). Каждое ядро имеет свой «личный» набор кэшей Level 1 и 2 (выделены белыми и жёлтым прямоугольниками), но у них также есть и третий комплект блоков SRAM.

Кэш третьего уровня (Level 3), хоть и расположен непосредственно рядом с одним ядром, является полностью общим для всех остальных — каждое ядро свободно может получать доступ к содержимому кэша L3 другого ядра. Он намного больше (от 2 до 32 МБ), но и намного медленнее, в среднем более 30 циклов, особенно когда ядру нужно использовать данные, находящиеся в блоке кэша, расположенного на большом расстоянии.

Ниже показано одно ядро архитектуры AMD Zen 2: кэши Level 1 данных и инструкций по 32 КБ (в белых прямоугольниках), кэш Level 2 на 512 КБ (в жёлтых прямоугольниках) и огромный блок кэша L3 на 4 МБ (в красном прямоугольнике).

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Увеличенный снимок одного ядра процессора AMD Zen 2. Источник: Fritzchens Fritz

Но постойте: как 32 КБ могут занимать больше физического пространства чем 512 КБ? Если Level 1 хранит так мало данных, почему он непропорционально велик по сравнению с кэшами L2 и L3?

Не только числа

Кэш повышает производительность, ускоряя передачу данных в логические блоки и храня поблизости копию часто используемых инструкций и данных. Хранящаяся в кэше информация разделена на две части: сами данные и место, где они изначально располагаются в системной памяти/накопителе — такой адрес называется тег кэша (cache tag).

Когда процессор выполняет операцию, которой нужно считать или записать данные из/в память, то он начинает с проверки тегов в кэше Level 1. Если нужные данные там есть (произошло кэш-попадание (cache hit)), то доступ к этим данным выполняется почти сразу же. Промах кэша (cache miss) возникает, если требуемый тег не найден на самом нижнем уровне кэша.

В кэше L1 создаётся новый тег, а за дело берётся остальная часть архитектуры процессора выполняющая поиск в других уровнях кэша (при необходимости вплоть до основного накопителя) данных для этого тега. Но чтобы освободить пространство в кэше L1 под этот новый тег, что-то обязательно нужно перебросить в L2.

Это приводит к почти постоянному перемешиванию данных, выполняемому всего за несколько тактовых циклов. Единственный способ добиться этого — создание сложной структуры вокруг SRAM для обработки управления данными. Иными словами, если бы ядро процессора состояло всего из одного ALU, то кэш L1 был бы гораздо проще, но поскольку их десятки (и многие из них жонглируют двумя потоками инструкций), то для перемещения данных кэшу требуется множество соединений.

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Для изучения информации кэша в процессоре вашего компьютера можно использовать бесплатные программы, например CPU-Z. Но что означает вся эта информация? Важным элементом является метка set associative (множественно-ассоциативный) — она указывает на правила, применяемые для копирования блоков данных из системной памяти в кэш.

Представленная выше информация кэша относится к Intel Core i7-9700K. Каждый из его кэшей Level 1 разделён на 64 небольших блока, называемые sets, и каждый из этих блоков ещё разбит на строки кэша (cache lines) (размером 64 байта). «Set associative» означает, что блок данных из системы привязывается к строкам кэша в одном конкретном сете, и не может свободно привязываться к какому-то другому месту.

«8-way» означает, что один блок может быть связан с 8 строками кэша в сете. Чем выше уровень ассоциативности (т.е. чем больше «way»), тем больше шансов на кэш-попадание во время поиска процессором данных и тем меньше потери, вызываемые промахами кэша. Недостатки такой системы заключаются в повышении сложности и энергопотребления, а также понижении производительности, потому что для каждого блока данных нужно обрабатывать больше строк кэша.

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Инклюзивный кэш L1+L2, victim cache L3, политики write-back, есть даже ECC. Источник: Fritzchens Fritz

Ещё один аспект сложности кэша связан с тем, как хранятся данные между разными уровнями. Правила задаются в inclusion policy (политике инклюзивности). Например, процессоры Intel Core имеют полностью инклюзивные кэши L1+L3. Это означает, что одни данные в Level 1, например, могут присутствовать в Level 3. Может показаться, что это пустая трата ценного пространства кэша, однако преимущество заключается в том, что если процессор совершает промах при поиске тега в нижнем уровне, ему не потребуется обыскивать верхний уровень для нахождения данных.

В тех же самых процессорах кэш L2 неинклюзивен: все хранящиеся там данные не копируются ни на какой другой уровень. Это экономит место, но приводит к тому, что системе памяти чипа нужно искать ненайденный тег в L3 (который всегда намного больше). Victim caches (кэши-жертвы) имеют похожий принцип, но они используются для хранения информации, переносимой с более низких уровней. Например, процессоры AMD Zen 2 используют victim cache L3, который просто хранит данные из L2.

Существуют и другие политики для кэша, например, при которых данные записываются и в кэш, и основную системную память. Они называются политиками записи (write policies); большинство современных процессоров использует кэши write-back — это означает, что когда данные записываются на уровень кэшей, происходит задержка перед записью их копии в системную память. Чаще всего эта пауза длится в течение того времени, пока данные остаются в кэше — ОЗУ получает эту информацию только при «выталкивании» из кэша.

processor level 6 что это. Смотреть фото processor level 6 что это. Смотреть картинку processor level 6 что это. Картинка про processor level 6 что это. Фото processor level 6 что это

Графический процессор Nvidia GA100, имеющий 20 МБ кэша L1 и 40 МБ кэша L2

Для проектировщиков процессоров выбор объёма, типа и политики кэшей является вопросом уравновешивания стремления к повышению мощности процессора с увеличением его сложности и занимаемым чипом пространством. Если бы можно было создать 1000-канальные ассоциативные кэши Level 1 на 20 МБ такими, чтобы они при этом не занимали площадь Манхэттена (и не потребляли столько же энергии), то у нас у всех бы были компьютеры с такими чипами!

Самый нижний уровень кэшей в современных процессорах за последнее десятилетие практически не изменился. Однако кэш Level 3 продолжает расти в размерах. Если бы десять лет назад у вас было 999 долларов на Intel i7-980X, то вы могли бы получить кэш размером 12 МБ. Сегодня за половину этой суммы можно приобрести 64 МБ.

Подведём итог: кэш — это абсолютно необходимое и потрясающее устройство. Мы не рассматривали другие типы кэшей в CPU и GPU (например, буферы ассоциативной трансляции или кэши текстур), но поскольку все они имеют такую же простую структуру и расположение уровней, разобраться в них будет несложно.

Был ли у вас компьютер с кэшем L2 на материнской плате? Как насчёт слотовых Pentium II и Celeron (например, 300a) на дочерних платах? Помните свой первый процессор с общим L3?

На правах рекламы

Наша компания предлагает в аренду серверы с процессорами от Intel и AMD. В последнем случае — это эпичные серверы! VDS с AMD EPYC, частота ядра CPU до 3.4 GHz. Максимальная конфигурация — 128 ядер CPU, 512 ГБ RAM, 4000 ГБ NVMe.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *