приоритет жизни и здоровья человека над экономическими интересами

«Законодательство установило приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности»

Ответ УГИБДД МВД по РМ на статью Дениса Тюркина о проблеме перевозок свеклы «Падает? Ну и пусть падает! Дистанцию держите!», вышедшую в номере 40 «Столицы С» от 1 октября. Публикуется с сокращениями

Информирую Вас, что вопросы исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения при производстве сельскохозяйственных работ, в частности при перевозке сахарной свеклы, находятся на постоянном контроле Госавтоинспекции. Законодательство установило приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В связи с этим все водители, перевозящие грузы, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда другим участникам дорожного движения.

Однако при перевозке сахарной свеклы допускаются многочисленные нарушения. Опасность для водителей создают корнеплоды, падающие с непокрытых специальными тентами большегрузов. Такой неожиданно прилетающий «снаряд» во время движения может и машину повредить, и человеку принести увечья. Сотрудниками отделения Госавтоинспекции ММО МВД России «Ичалковский» с начала сезона за перевозку сахарной свеклы, не покрытой пологом, предотвращающим падение груза на проезжую часть, по ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ («Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки ​влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей» — ​«С») было привлечено к ответственности 88 водителей. Для увеличения объема перевозимого груза в целях увеличения веса сельхозпродукции, перевозимой за один рейс, а проще говоря, в погоне за прибылью, водители вносят изменения в конструкцию транспортных средств, дополнительно наращивая борта кузова и прицепов. Такой транспорт еле-еле поднимается в гору даже на участках с небольшими подъемами, и на спусках такое транспортное средство может создать угрозу для других участников дорожного движения. Что уж говорить о сохранности дорожного полотна, по которому ежедневно проезжают десятки махин, делая по несколько рейсов. Только за неделю октября за данное нарушение к ответственности привлечено 8 водителей.

С наступлением сезона дождей и слякоти к этой проблеме добивалось загрязнение дорожного покрытия при вывозе свеклы непосредственно с полей, что создает аварийно-опасную ситуацию для участников дорожного движения. Возмущенные водители, которым приходится проезжать по таким участкам, предоставляют в Госавтоинспекцию записи с видеорегистраторов своих автомобилей.

1 октября во время дождя выезд с грунтовой дороги с поля, принадлежащего ООО «8 Марта» Большеигнатовского района, на автодорогу Большое Игнатово — Атяшево и вывоз грязи на дорогу осуществил на ­КАМАЗе житель Республики Дагестан. Водитель был привлечен к ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ («Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5000 до 10000 рублей; на должностных лиц — ​25 тысяч рублей; на юридических лиц — ​300 тысяч руб­лей» — ​«С»). 3 октября должностным лицом Госавтоинспекции возбуждено административное расследование, по результатам которого решится вопрос о привлечении к ответственности по этой же статье должностного и юридического лица.

Подобная ситуация сложилась 10 октября в Ичалковском районе в результате вывоза свеклы с поля хозяйства ЗАО «Ичалки». Водителям, проезжающим по автодороге с. Рождествено — ​Ичалки — ​Кемля — ​Кендя — ​Саитовка, приходилось маневрировать между лежащими на асфальте комьями грязи, оставленными после себя водителем КАМАЗа. Хозяйство не организовало мойку автомобилей на выезде с поля, загрязнения убирают механическим способом (трактором с прикрепленной специальной щеткой) прямо с дороги, и не всегда своевременно и оперативно.

Водитель, зарегистрировавший свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, был привлечен к административной ответственности по ст. 12.33 за «умышленное создание помех в дорожном движении путем загрязнения дорожного покрытия», а также за другие нарушения. А именно: по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за внесенные изменения в конструкцию транспортного средства (нарощенные борта), по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ (за отсутствие путевого листа), по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за внешнее повреждение шин в виде отслоения корта, по ч. 2 ст. 12.31.1 и по ч. 3 ст. 12.31.1 за то, что управлял транспортным средством, не пройдя предрейсовый медицинский и технический осмотры.

С уважением, врио заместителя начальника Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Республике Мордовия П. О. Южалин.

Источник

Приоритет охраны жизни и здоровья человека

Приоритет в экологическом праве отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и отрицательных антропогенных воздействий. В этом плане осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий. Все остальные, в том числе вышеуказанные принципы, должны работать на охрану здоровья и жизни человека.

Указанный принцип приобрел конституционный характер: согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Как и другие принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в судебном, арбитражном, административном споре, быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит порой на практике.

Согласно ст. 41 Конституции в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, регулирует законодательство РФ об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Из вышеуказанных законодательных постулатов вытекают и остальные принципы охраны окружающей среды, тесно связанные между собой.

Сочетание экологии и экономики

Встает важный вопрос о возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой или экологических интересов над экономическими. Конечно, полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться (но словам профессора В. В. Петрова – это «экологический утопизм»). Однако совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований экологической безопасности (по словам того же автора – это был бы «экономический экстремизм»).

Решение вопроса находится где-то «в середине». В Законе он определен в виде разумного, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства. Предполагалась формулировка о приоритете экологических интересов над экономическими при их научно обоснованном сочетании. На первый взгляд – обоснованная и приемлемая, но не выполнимая в современных условиях.

Имеются в виду запрет отдельных видов производства, внедрение прогрессивных новейших технологий и устройств (безотходных, малоотходных, замкнутого, повторного водоснабжения, очистных сооружений), восстановление лесов, повышение плодородия почв – все это требует материальных, финансовых затрат, ложится тяжелым бременем на бюджеты, доходы, уменьшает прибыль от производства. Экология и экономика, имеющие один фонетический корень, не могут не противостоять друг другу, по крайней мере, в обозримой перспективе.

В этом плане важны итоги и решения конференций в Рио-де-Жанейро (1992), Йоханнесбурге (2002) и конференции «Рио+20» (2013), ибо они сформулированы именно по указанным направлениям. В России все же на первом месте в настоящее время стоят экономические интересы (видимо, в связи с экономическими реформами, современным уровнем развития предпринимательства и отсутствием средств), а экологические – пока на втором месте. Их разумного сочетания пока нет, а экология и ее проблемы постоянно отступают перед требованиями экономики.

Рациональное использование природных ресурсов

Длительное время велась дискуссия – что важней: рациональное использование природных ресурсов или их охрана от загрязнений, защита природной среды. В определенной степени спор представляется схоластичным: в ходе потребления природных ресурсов следует осуществлять их охрану; лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.

Необходимость сочетания экологии и экономики должна предполагать рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального государства, ставящего своими конституционными задачами обеспечение достойной жизни человека, благоприятные условия проживания настоящего и будущих поколений.

Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые не безграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки).

Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное воспроизводство природных ресурсов, не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. А они наступают в виде исчезновения некоторых видов животных и растений, усыхания Аральского моря, драматических последствий чернобыльской катастрофы, наводнения на Дальнем Востоке.

В ст. 358 УК «Экоцид» предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет за массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Источник

Приоритет жизни и здоровья человека над экономическими интересами

Значение принципов

Ряд законоположений может рассматриваться в качестве принципов, под которыми понимаются общие исходные идеи, руководящие начала, основные правила поведения. Задача исследователя состоит в том, чтобы были сформулированы и закреплены лишь основные принципы, т. е. те, которые могут помочь правоприменению, укреплению экологического правопорядка.

К принципам вообще и к принципам использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в частности отношение разное. Одни считают наличие принципов в законе его недостатком, многословием, расплывчатостью, а сами принципы называют простыми словами, декларациями, не несущими даже смысловой нагрузки.

Другие не согласны с таким мнением: принципы — это основополагающие начала, основные положения, подходы к решению вопроса, мероприятию, к содержанию, концепции, целям и задачам его. Даже в науке принципы играют огромную роль. На основе принципов речь идет именно о принципиальных подходах к решению любых проблем. Тем более, будучи закреплены законом, они становятся «законными», «законодательными», обязательными.

Даже различные термины и понятия нуждаются в толковании. Бывает доктринальное (научное) толкование их, оно необходимо. Оно может быть субъективным. Когда же понятия и термины включаются в закон (в преамбулу или даже в статью), они имеют официальное принципиальное значение. По такому пути идет законотворчество Российской Федерации в последнее время: в законах даются перечни таких терминов и понятий и их раскрытие, толкование. Тем большее значение это имеет для принципов. Принципы становятся «каркасом», на котором зиждется, строится все «здание» права и осуществляется вся многогранная деятельность в области экологических отношений[16].

Приоритет охраны жизни и здоровья человека

Необходимо подчеркнуть следующие основные моменты, касающиеся принципов: их приоритеты и гарантии. Приоритет в экологическом праве отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и антропогенных отрицательных воздействий. В этом плане осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий.

Сама охрана окружающей среды не является самоцелью — ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

Указанный принцип приобрел характер конституционного: согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Как и другие принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в споре, может быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит на практике.

Не случайно приоритет человека назван первым среди других принципов в Законе РФ об охране окружающей природной среды 1991 г. Жизнь и здоровье человека — основная цель охраны окружающей природной среды, всего экологического права. Из этого законодательного постулата вытекают и остальные принципы охраны окружающей среды, тесно связанные между собой.

Сочетание экологии и экономики

Встает важный вопрос о возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой, или экологических интересов над экономическими. Конечно, полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться (по словам профессора В. В. Петрова, это экологический утопизм). С другой стороны, совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований экологической безопасности (по словам того же автора, это экономический экстремизм).

Решение вопроса находится где-то «в середине». Закон нашел его в виде разумного, научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. Правда, в законах об охране природной среды Казахстана (СНГ) и Якутии (РФ) говорится о приоритете экологических интересов над экономическими при их научно обоснованном сочетании. На первый взгляд противоречивая формулировка. Но она компромиссная и демонстрирует большую заботу об учете экологических интересов.

См. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М.: Норма, 1997. С. 17.

Источник

Основные понятия и правовые основы безопасности дорожного движения

В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О без­опасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) содержатся основные понятия, в том числе:

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из упомянутого выше Закона о безопасности дорожного движения и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

Закон о безопасности дорожного движения определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами названного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон N 40-ФЗ) определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» в редакции последующих указов утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Госавтоинспекция).

Правительством Российской Федерации утверждены:

Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н, обязательны для исполнения работодателями – юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.

Вышеназванные и ряд других нормативных правовых актов соз­дают организационно-правовые и организационно-технические основы обеспечения безопасности дорожного движения.

Источник

Testsmart

Водитель автомобиля с ссылками в НТД

Вопрос 1
Тема 1. Общие положения

1.Какое из перечисленных определений соответствует термину «безопасность дорожного движения»?

Вы ответили верно
Состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий

Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог

Деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий

Вопрос 2
2.Что из указанного противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения?

Ваш ответ
Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности

Правильный ответ
Приоритет ответственности граждан, участвующих в дорожном движении, над ответственностью государства за обеспечение безопасности дорожного движения

Соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения

Программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения

Вопрос 3
3.На какие группы условно разделяют конструктивную безопасность транспортного средства?

Ваш ответ
На доаварийную безопасность, послеаварийную безопасность и экологическую безопасность

Правильный ответ
На активную безопасность, пассивную безопасность, послеаварийную безопасность и экологическую безопасность

На внутреннюю безопасность, внешнюю безопасность, активную безопасность и пассивную безопасность

На безопасность водителя, безопасность транспортного средства и безопасность пешеходов

Вопрос 4
4.Какое из перечисленных определений соответствует термину «активная безопасность»?

Cвойство транспортного средства уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий после остановки и предотвращать возникновение новых аварий

Cвойство транспортного средства уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия, если оно все же случилось, до его остановки

Вы ответили верно
Cвойство транспортного средства снижать вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия или полностью его предотвращать

Cвойство транспортного средства, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе эксплуатации

Вопрос 5
5.Что из перечисленного не относится к системам активной безопасности?

Электронная блокировка дифференциала

Ваш ответ
Информационно-навигационные системы

Правильный ответ
Ремни безопасности

Вопрос 6
6.Какие из перечисленных элементов не относятся к понятию «профессиональное мастерство водителя транспортного средства»?

Профессиональный интеллект водителя

Технические навыки управления транспортным средством

Вы ответили верно
Дорожные условия

Социально-психологические характеристики водителя

Вопрос 7
7.Наличие водительского удостоверения какой категории (подкатегории) дает право на управление транспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим от восьми до шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя?

Вы ответили верно
Подкатегории «D1»

Вопрос 8
8.К какой категории (подкатегории) транспортного средства относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг?

Вы ответили верно
К подкатегории «С1»

Вопрос 9
9.Какой из перечисленных документов не обязан иметь при себе водитель транспортного средства?

Ваш ответ
Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства

Правильный ответ
Паспорт транспортного средства

Лицензионную карточку и документы на перевозимый груз

Вопрос 10
10.В каком из перечисленных случаев водителю выдается график движения по времени?

Только при направлении водителя в длительный рейс

Ваш ответ
Только при выполнении пригородных автобусных маршрутов

Только при выполнении междугородных автобусных маршрутов

Правильный ответ
Во всех перечисленных случаях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *