приоритет жизни и здоровья человека над экономическими интересами
«Законодательство установило приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности»
Ответ УГИБДД МВД по РМ на статью Дениса Тюркина о проблеме перевозок свеклы «Падает? Ну и пусть падает! Дистанцию держите!», вышедшую в номере 40 «Столицы С» от 1 октября. Публикуется с сокращениями
Информирую Вас, что вопросы исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения при производстве сельскохозяйственных работ, в частности при перевозке сахарной свеклы, находятся на постоянном контроле Госавтоинспекции. Законодательство установило приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В связи с этим все водители, перевозящие грузы, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда другим участникам дорожного движения.
Однако при перевозке сахарной свеклы допускаются многочисленные нарушения. Опасность для водителей создают корнеплоды, падающие с непокрытых специальными тентами большегрузов. Такой неожиданно прилетающий «снаряд» во время движения может и машину повредить, и человеку принести увечья. Сотрудниками отделения Госавтоинспекции ММО МВД России «Ичалковский» с начала сезона за перевозку сахарной свеклы, не покрытой пологом, предотвращающим падение груза на проезжую часть, по ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ («Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей» — «С») было привлечено к ответственности 88 водителей. Для увеличения объема перевозимого груза в целях увеличения веса сельхозпродукции, перевозимой за один рейс, а проще говоря, в погоне за прибылью, водители вносят изменения в конструкцию транспортных средств, дополнительно наращивая борта кузова и прицепов. Такой транспорт еле-еле поднимается в гору даже на участках с небольшими подъемами, и на спусках такое транспортное средство может создать угрозу для других участников дорожного движения. Что уж говорить о сохранности дорожного полотна, по которому ежедневно проезжают десятки махин, делая по несколько рейсов. Только за неделю октября за данное нарушение к ответственности привлечено 8 водителей.
С наступлением сезона дождей и слякоти к этой проблеме добивалось загрязнение дорожного покрытия при вывозе свеклы непосредственно с полей, что создает аварийно-опасную ситуацию для участников дорожного движения. Возмущенные водители, которым приходится проезжать по таким участкам, предоставляют в Госавтоинспекцию записи с видеорегистраторов своих автомобилей.
1 октября во время дождя выезд с грунтовой дороги с поля, принадлежащего ООО «8 Марта» Большеигнатовского района, на автодорогу Большое Игнатово — Атяшево и вывоз грязи на дорогу осуществил на КАМАЗе житель Республики Дагестан. Водитель был привлечен к ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ («Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5000 до 10000 рублей; на должностных лиц — 25 тысяч рублей; на юридических лиц — 300 тысяч рублей» — «С»). 3 октября должностным лицом Госавтоинспекции возбуждено административное расследование, по результатам которого решится вопрос о привлечении к ответственности по этой же статье должностного и юридического лица.
Подобная ситуация сложилась 10 октября в Ичалковском районе в результате вывоза свеклы с поля хозяйства ЗАО «Ичалки». Водителям, проезжающим по автодороге с. Рождествено — Ичалки — Кемля — Кендя — Саитовка, приходилось маневрировать между лежащими на асфальте комьями грязи, оставленными после себя водителем КАМАЗа. Хозяйство не организовало мойку автомобилей на выезде с поля, загрязнения убирают механическим способом (трактором с прикрепленной специальной щеткой) прямо с дороги, и не всегда своевременно и оперативно.
Водитель, зарегистрировавший свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, был привлечен к административной ответственности по ст. 12.33 за «умышленное создание помех в дорожном движении путем загрязнения дорожного покрытия», а также за другие нарушения. А именно: по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за внесенные изменения в конструкцию транспортного средства (нарощенные борта), по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ (за отсутствие путевого листа), по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за внешнее повреждение шин в виде отслоения корта, по ч. 2 ст. 12.31.1 и по ч. 3 ст. 12.31.1 за то, что управлял транспортным средством, не пройдя предрейсовый медицинский и технический осмотры.
С уважением, врио заместителя начальника Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Республике Мордовия П. О. Южалин.
Приоритет охраны жизни и здоровья человека
Приоритет в экологическом праве отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и отрицательных антропогенных воздействий. В этом плане осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий. Все остальные, в том числе вышеуказанные принципы, должны работать на охрану здоровья и жизни человека.
Указанный принцип приобрел конституционный характер: согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Как и другие принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в судебном, арбитражном, административном споре, быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит порой на практике.
Согласно ст. 41 Конституции в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, регулирует законодательство РФ об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Из вышеуказанных законодательных постулатов вытекают и остальные принципы охраны окружающей среды, тесно связанные между собой.
Сочетание экологии и экономики
Встает важный вопрос о возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой или экологических интересов над экономическими. Конечно, полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться (но словам профессора В. В. Петрова – это «экологический утопизм»). Однако совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований экологической безопасности (по словам того же автора – это был бы «экономический экстремизм»).
Решение вопроса находится где-то «в середине». В Законе он определен в виде разумного, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства. Предполагалась формулировка о приоритете экологических интересов над экономическими при их научно обоснованном сочетании. На первый взгляд – обоснованная и приемлемая, но не выполнимая в современных условиях.
Имеются в виду запрет отдельных видов производства, внедрение прогрессивных новейших технологий и устройств (безотходных, малоотходных, замкнутого, повторного водоснабжения, очистных сооружений), восстановление лесов, повышение плодородия почв – все это требует материальных, финансовых затрат, ложится тяжелым бременем на бюджеты, доходы, уменьшает прибыль от производства. Экология и экономика, имеющие один фонетический корень, не могут не противостоять друг другу, по крайней мере, в обозримой перспективе.
В этом плане важны итоги и решения конференций в Рио-де-Жанейро (1992), Йоханнесбурге (2002) и конференции «Рио+20» (2013), ибо они сформулированы именно по указанным направлениям. В России все же на первом месте в настоящее время стоят экономические интересы (видимо, в связи с экономическими реформами, современным уровнем развития предпринимательства и отсутствием средств), а экологические – пока на втором месте. Их разумного сочетания пока нет, а экология и ее проблемы постоянно отступают перед требованиями экономики.
Рациональное использование природных ресурсов
Длительное время велась дискуссия – что важней: рациональное использование природных ресурсов или их охрана от загрязнений, защита природной среды. В определенной степени спор представляется схоластичным: в ходе потребления природных ресурсов следует осуществлять их охрану; лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.
Необходимость сочетания экологии и экономики должна предполагать рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального государства, ставящего своими конституционными задачами обеспечение достойной жизни человека, благоприятные условия проживания настоящего и будущих поколений.
Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые не безграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки).
Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное воспроизводство природных ресурсов, не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. А они наступают в виде исчезновения некоторых видов животных и растений, усыхания Аральского моря, драматических последствий чернобыльской катастрофы, наводнения на Дальнем Востоке.
В ст. 358 УК «Экоцид» предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет за массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
Приоритет жизни и здоровья человека над экономическими интересами
Значение принципов
Ряд законоположений может рассматриваться в качестве принципов, под которыми понимаются общие исходные идеи, руководящие начала, основные правила поведения. Задача исследователя состоит в том, чтобы были сформулированы и закреплены лишь основные принципы, т. е. те, которые могут помочь правоприменению, укреплению экологического правопорядка.
К принципам вообще и к принципам использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в частности отношение разное. Одни считают наличие принципов в законе его недостатком, многословием, расплывчатостью, а сами принципы называют простыми словами, декларациями, не несущими даже смысловой нагрузки.
Другие не согласны с таким мнением: принципы — это основополагающие начала, основные положения, подходы к решению вопроса, мероприятию, к содержанию, концепции, целям и задачам его. Даже в науке принципы играют огромную роль. На основе принципов речь идет именно о принципиальных подходах к решению любых проблем. Тем более, будучи закреплены законом, они становятся «законными», «законодательными», обязательными.
Даже различные термины и понятия нуждаются в толковании. Бывает доктринальное (научное) толкование их, оно необходимо. Оно может быть субъективным. Когда же понятия и термины включаются в закон (в преамбулу или даже в статью), они имеют официальное принципиальное значение. По такому пути идет законотворчество Российской Федерации в последнее время: в законах даются перечни таких терминов и понятий и их раскрытие, толкование. Тем большее значение это имеет для принципов. Принципы становятся «каркасом», на котором зиждется, строится все «здание» права и осуществляется вся многогранная деятельность в области экологических отношений[16].
Приоритет охраны жизни и здоровья человека
Необходимо подчеркнуть следующие основные моменты, касающиеся принципов: их приоритеты и гарантии. Приоритет в экологическом праве отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и антропогенных отрицательных воздействий. В этом плане осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий.
Сама охрана окружающей среды не является самоцелью — ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
Указанный принцип приобрел характер конституционного: согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Как и другие принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в споре, может быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит на практике.
Не случайно приоритет человека назван первым среди других принципов в Законе РФ об охране окружающей природной среды 1991 г. Жизнь и здоровье человека — основная цель охраны окружающей природной среды, всего экологического права. Из этого законодательного постулата вытекают и остальные принципы охраны окружающей среды, тесно связанные между собой.
Сочетание экологии и экономики
Встает важный вопрос о возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой, или экологических интересов над экономическими. Конечно, полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться (по словам профессора В. В. Петрова, это экологический утопизм). С другой стороны, совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований экологической безопасности (по словам того же автора, это экономический экстремизм).
Решение вопроса находится где-то «в середине». Закон нашел его в виде разумного, научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. Правда, в законах об охране природной среды Казахстана (СНГ) и Якутии (РФ) говорится о приоритете экологических интересов над экономическими при их научно обоснованном сочетании. На первый взгляд противоречивая формулировка. Но она компромиссная и демонстрирует большую заботу об учете экологических интересов.
См. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М.: Норма, 1997. С. 17.
Основные понятия и правовые основы безопасности дорожного движения
В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) содержатся основные понятия, в том числе:
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из упомянутого выше Закона о безопасности дорожного движения и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Закон о безопасности дорожного движения определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами названного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон N 40-ФЗ) определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.
Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» в редакции последующих указов утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Госавтоинспекция).
Правительством Российской Федерации утверждены:
Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н, обязательны для исполнения работодателями – юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.
Вышеназванные и ряд других нормативных правовых актов создают организационно-правовые и организационно-технические основы обеспечения безопасности дорожного движения.
Testsmart
Водитель автомобиля с ссылками в НТД
Вопрос 1
Тема 1. Общие положения
1.Какое из перечисленных определений соответствует термину «безопасность дорожного движения»?
Вы ответили верно
Состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий
Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог
Деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий
Вопрос 2
2.Что из указанного противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения?
Ваш ответ
Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности
Правильный ответ
Приоритет ответственности граждан, участвующих в дорожном движении, над ответственностью государства за обеспечение безопасности дорожного движения
Соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения
Программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения
Вопрос 3
3.На какие группы условно разделяют конструктивную безопасность транспортного средства?
Ваш ответ
На доаварийную безопасность, послеаварийную безопасность и экологическую безопасность
Правильный ответ
На активную безопасность, пассивную безопасность, послеаварийную безопасность и экологическую безопасность
На внутреннюю безопасность, внешнюю безопасность, активную безопасность и пассивную безопасность
На безопасность водителя, безопасность транспортного средства и безопасность пешеходов
Вопрос 4
4.Какое из перечисленных определений соответствует термину «активная безопасность»?
Cвойство транспортного средства уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий после остановки и предотвращать возникновение новых аварий
Cвойство транспортного средства уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия, если оно все же случилось, до его остановки
Вы ответили верно
Cвойство транспортного средства снижать вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия или полностью его предотвращать
Cвойство транспортного средства, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе эксплуатации
Вопрос 5
5.Что из перечисленного не относится к системам активной безопасности?
Электронная блокировка дифференциала
Ваш ответ
Информационно-навигационные системы
Правильный ответ
Ремни безопасности
Вопрос 6
6.Какие из перечисленных элементов не относятся к понятию «профессиональное мастерство водителя транспортного средства»?
Профессиональный интеллект водителя
Технические навыки управления транспортным средством
Вы ответили верно
Дорожные условия
Социально-психологические характеристики водителя
Вопрос 7
7.Наличие водительского удостоверения какой категории (подкатегории) дает право на управление транспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим от восьми до шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя?
Вы ответили верно
Подкатегории «D1»
Вопрос 8
8.К какой категории (подкатегории) транспортного средства относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг?
Вы ответили верно
К подкатегории «С1»
Вопрос 9
9.Какой из перечисленных документов не обязан иметь при себе водитель транспортного средства?
Ваш ответ
Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства
Правильный ответ
Паспорт транспортного средства
Лицензионную карточку и документы на перевозимый груз
Вопрос 10
10.В каком из перечисленных случаев водителю выдается график движения по времени?
Только при направлении водителя в длительный рейс
Ваш ответ
Только при выполнении пригородных автобусных маршрутов
Только при выполнении междугородных автобусных маршрутов
Правильный ответ
Во всех перечисленных случаях