прибалтийские актеры служившие в сс
Как солдаты вермахта и СС стали знаменитыми советскими актерами
Виктор Лоренц в фильме «Иди и смотри».
Народный артист Эстонской ССР
Калье Кийск в фильме «Смерть под парусом».
Ада Неретниеце/Рижская киностудия,1976
В 1944 году девятнадцатилетний эстонец Калье Кийск был мобилизован в 20-ю гренадерскую дивизию СС (1-ю эстонскую). После прохождения трехмесячной подготовки на учебном полигоне СС Хайделагерь в Польше его направили на оборонительный рубеж «Танненберг» в восточную Эстонию, где летом того же года развернулись кровопролитные бои против наступавших частей Красной Армии.
Позиции немецких войск подверглись массированным ударам бомбардировщиков и постоянному обстрелу советской артиллерии. Служивший в расчете противовоздушной обороны Кийск вспоминал, что из-за страха повредить барабанные перепонки в том невыносимом шуме он не мог закрыть рот и тот всегда был полон песка.
В сентябре 1944 года линия «Танненберг» была прорвана, и немецкие войска отступили со своих позиций. Калье Кийск решив, что достаточно повоевал, не ушел вместе с ними и вернулся домой в уезд Ида-Вирумаа.
После освобождения территории Эстонии Красной Армией у местной службы госбезопасности появились к Кийску вопросы: чем он занимался во время войны и почему его, вполне подходящего по возрасту, не забрали в немецкую армию? Калье выручил отец: он показал, что они вместе работали в сланцевой промышленности в городе Силламяэ и таким образом не подлежали мобилизации.
Всю свою дальнейшую жизнь Кийск посвятил кинематографу. При этом он проявил себя и как актер, и как режиссер. На его счету — 17 фильмов, что было выдающимся достижением в рамках не только маленькой Эстонии, но и всей огромной страны. В 1980 году ему присвоили звание Народного артиста Эстонской ССР, важнее которого было только звание Народного артиста СССР.
Калье Кийск тщательно хранил тайну своего военного прошлого. О его службе в СС знали лишь самые близкие друзья. Только после распада СССР и обретения Эстонией независимости о ней стало известно широкой общественности.
Народный артист СССР
Харий Лиепиньш в фильме «Контрудар».
Владимир Шевченко/Киностудия имени А. Довженко,1985
За 50 лет своей карьеры один из самых прославленных латвийских актеров Харий Лиепиньш сыграл более 250 ролей на сцене театра и в кино. Однако до того, как к нему пришла популярность, Лиепиньшу довелось пройти через войну и ГУЛАГ.
В 1944 году, когда будущему актеру было 17 лет, его мобилизовали в качестве «хиви» («добровольного помощника») в немецкую армию. Набранные немцами (далеко не всегда добровольно) среди советского населения эти люди служили грузчиками, санитарами, механиками, подносчиками снарядов и на других должностях. Харий попал в расчет ПВО.
В скором времени Лиепиньш вместе с остатками группы армий «Север» оказался блокирован в западной Латвии в так называемом Курляндском котле. Те из войск, которые не были эвакуированы в рейх по морю, держались здесь вплоть до самой капитуляции нацистов.
Харий не собирался бежать в Германию. После окончания войны он вернулся в Ригу, где вскоре был арестован как коллаборационист и отправлен на север СССР в угольные шахты Воркуты.
13 апреля 1946 года вышло постановление Совета министров СССР «О возвращении на родину репатриантов — латышей, эстонцев и литовцев», согласно которому были амнистированы представители прибалтийских народов, так или иначе сотрудничавшие с немцами во время войны. В их числе был и Лиепиньш. Вскоре после возвращения в Ригу он всецело посвятил себя театру и кино и получил в награду в 1988 году звание Народного артиста СССР.
Благодаря своей характерной неславянской внешности, прибалтийских актеров в советском кинематографе часто приглашали на роли иностранцев: англичан, американцев и, конечно, немцев в фильмах про Вторую мировую войну.
Не был исключением и Харий Лиепиньш. Среди прочих, на его счету роль фельдмаршала Эриха фон Манштейна в фильме «Контрудар», офицеров СС в культовом советском сериале «Долгая дорога в дюнах» и в фильме того самого Калье Кийска «Безумие».
Заслуженный артист Латвийской ССР
Виктор Лоренц в фильме «Красная скрипка».
В 1944 году семнадцатилетний рижанин Виктор Лоренц был мобилизован в Латышский добровольческий легион СС. Несмотря на название, набор в него происходил в том числе и на принудительной основе.
После войны Лоренц оказался в одном из проверочно-фильтрационных лагерей НКВД на Дальнем Востоке, через который проходили некоторые граждане СССР, служившие в германской армии, побывавшие в плену, а также жившие на оккупированных немцами территориях. Однако после амнистии прибалтийских коллаборационистов 1946 года он вернулся в Латвию.
Закончив в 1961 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (сегодня — Всероссийский), Виктор Лоренц стал первым профессиональным латвийским киносценаристом.
Еще во время учебы Лоренц написал свой первый сценарий, основанный на его военном прошлом в СС. Озаглавленный «Родина, прости!», он рассказывал историю трех друзей, мобилизованных в Латышский легион в ходе Второй мировой войны.
Сценарий был опубликован в московском альманахе, но оказался слишком смелым для кинематографа в то время. На экранизацию решились лишь в 1964 году.
Вышедший спустя два года фильм «Я все помню, Ричард» с Харием Лиепиньшем в главной роли подвергли сильной цензуре, однако все-таки допустили до всесоюзного проката. Лишь в Латвии он прошел ограничено в нескольких небольших кинотеатрах, без рецензий и упоминаний в местной прессе. В 1992 году была выпущена полная версия фильма под названием «Камень и осколки».
Заслуженный артист Латвийской ССР, Лоренц не ограничивал себя лишь деятельностью сценариста, но и активно снимался сам. По иронии судьбы в 1985 году ему вновь пришлось примерить эсэсовскую форму. В одном из самых страшных фильмов о Второй мировой войне «Иди и смотри» он сыграл роль штурмбанфюрера, отдавшего карательному отряду приказ об уничтожении жителей белорусской деревни.
Как солдаты вермахта и СС стали знаменитыми советскими актерами
Некоторым из них сначала пришлось пройти через лагеря, но кому-то удалось скрыть свое прошлое.
Калье Кийск, народный артист Эстонской ССР
В 1944 году девятнадцатилетний эстонец Калье Кийск был мобилизован в 20-ю гренадерскую дивизию СС (1-ю эстонскую). После прохождения трехмесячной подготовки на учебном полигоне СС Хайделагерь в Польше его направили на оборонительный рубеж «Танненберг» в восточную Эстонию, где летом того же года развернулись кровопролитные бои против наступавших частей Красной Армии.
В сентябре 1944 года линия «Танненберг» была прорвана, и немецкие войска отступили со своих позиций. Калье Кийск решив, что достаточно повоевал, не ушел вместе с ними и вернулся домой в уезд Вирумаа.
После освобождения территории Эстонии Красной Армией у местной службы госбезопасности появились к Кийску вопросы: чем он занимался во время войны и почему его, вполне подходящего по возрасту, не забрали в немецкую армию? Калье выручил отец: он показал, что они вместе работали в сланцевой промышленности в городе Силламяэ и таким образом не подлежали мобилизации.
Всю свою дальнейшую жизнь Кийск посвятил кинематографу. При этом он проявил себя и как актер, и как режиссер. На его счету — 17 фильмов, что было выдающимся достижением в рамках не только маленькой Эстонии, но и всей огромной страны. В 1980 году ему присвоили звание Народного артиста Эстонской ССР, важнее которого было только звание Народного артиста СССР.
Калье Кийск тщательно хранил тайну своего военного прошлого. О его службе в СС знали лишь самые близкие друзья. Только после распада СССР и обретения Эстонией независимости о ней стало известно широкой общественности.
Харий Лиепиньш, народный артист СССР
За 50 лет своей карьеры один из самых прославленных латвийских актеров Харий Лиепиньш сыграл более 250 ролей на сцене театра и в кино. Однако до того, как к нему пришла популярность, Лиепиньшу довелось пройти через войну и ГУЛАГ.
В 1944 году, когда будущему актеру было 17 лет, его мобилизовали в качестве «хиви» («добровольного помощника») в немецкую армию. Набранные немцами (далеко не всегда добровольно) среди советского населения эти люди служили грузчиками, санитарами, механиками, подносчиками снарядов и на других должностях. Харий попал в расчет ПВО.
В скором времени Лиепиньш вместе с остатками группы армий «Север» оказался блокирован в западной Латвии в так называемом Курляндском котле. Те из войск, которые не были эвакуированы в рейх по морю, держались здесь вплоть до самой капитуляции нацистов.
Харий не собирался бежать в Германию. После окончания войны он вернулся в Ригу, где вскоре был арестован как коллаборационист и отправлен на север СССР в угольные шахты Воркуты.
13 апреля 1946 года вышло постановление Совета министров СССР «О возвращении на родину репатриантов — латышей, эстонцев и литовцев», согласно которому были амнистированы представители прибалтийских народов, так или иначе сотрудничавшие с немцами во время войны. В их числе был и Лиепиньш. Вскоре после возвращения в Ригу он всецело посвятил себя театру и кино и получил в награду в 1988 году звание Народного артиста СССР.
Благодаря своей характерной неславянской внешности, прибалтийских актеров в советском кинематографе часто приглашали на роли иностранцев: англичан, американцев и, конечно, немцев в фильмах про Вторую мировую войну.
Не был исключением и Харий Лиепиньш. Среди прочих, на его счету роль фельдмаршала Эриха фон Манштейна в фильме «Контрудар», офицеров СС в культовом советском сериале «Долгая дорога в дюнах» и в фильме того самого Калье Кийска «Безумие».
Виктор Лоренц. Заслуженный артист Латвийской ССР
В 1944 году семнадцатилетний рижанин Виктор Лоренц был мобилизован в Латышский добровольческий легион СС. Несмотря на название, набор в него происходил в том числе и на принудительной основе.
После войны Лоренц оказался в одном из проверочно-фильтрационных лагерей НКВД на Дальнем Востоке, через который проходили некоторые граждане СССР, служившие в германской армии, побывавшие в плену, а также жившие на оккупированных немцами территориях. Однако после амнистии прибалтийских коллаборационистов 1946 года он вернулся в Латвию.
Закончив в 1961 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (сегодня — Всероссийский), Виктор Лоренц стал первым профессиональным латвийским киносценаристом.
Виктор Лоренц в фильме «Красная скрипка». Кальё Кийск/Tallinnfilm,DEFA,1974
Еще во время учебы Лоренц написал свой первый сценарий, основанный на его военном прошлом в СС. Озаглавленный «Родина, прости!», он рассказывал историю трех друзей, мобилизованных в Латышский легион в ходе Второй мировой войны.
Сценарий был опубликован в московском альманахе, но оказался слишком смелым для кинематографа в то время. На экранизацию решились лишь в 1964 году.
Вышедший спустя два года фильм «Я все помню, Ричард» с Харием Лиепиньшем в главной роли подвергли сильной цензуре, однако все-таки допустили до всесоюзного проката. Лишь в Латвии он прошел ограничено в нескольких небольших кинотеатрах, без рецензий и упоминаний в местной прессе. В 1992 году была выпущена полная версия фильма под названием «Камень и осколки».
Заслуженный артист Латвийской ССР, Лоренц не ограничивал себя лишь деятельностью сценариста, но и активно снимался сам. По иронии судьбы в 1985 году ему вновь пришлось примерить эсэсовскую форму. В одном из самых страшных фильмов о Второй мировой войне «Иди и смотри» он сыграл роль штурмбанфюрера, отдавшего карательному отряду приказ об уничтожении жителей белорусской деревни.
Товарищи фашисты
На фестивале «Киношок» показали документальный фильм «Фрицы и блондинки» — о прибалтийских актерах, воплощавших в советском кинематографе образы нацистов.
На съемки этого фильма в чистом виде ушел один день: минимализм прибалтийского искусства органично сочетается с его малобюджетностью. Год назад в Латвии, в поместье Эволе, собрали прибалтийских актеров, игравших нацистов в советских фильмах. Все было обставлено в шутливой манере — на фасаде было написано по-немецки «Привет бойцам идеологического фронта», но само дело было, конечно, нешуточное. Дело в том, что в сегодняшней Прибалтике участие актеров в советских пропагандистских фильмах приравнивается к пособничеству советскому режиму. И если этот фильм в России смотрится как в общем-то ностальгическая штука — вот сидят актеры и вспоминают молодость,— то в Прибалтике к нему отнеслись примерно как к фильму «Покаяние» Абуладзе.
Режиссер Арбо Таммиксаар пригласил троих самых известных «фашистов» советского кино — литовца Альгимантаса Масюлиса (который, к сожалению, не дожил до премьеры фильма), латыша Улдиса Лиелдиджа и эстонца Тыну Аава — и устроил что-то вроде шуточного Нюрнбергского процесса. Режиссер спрашивал, не раскаиваются ли актеры за свое участие в идеологическом кино, актеры отвечали, что нет, не раскаиваются, и приводили аргументы в свою защиту,— вот, собственно, и все содержание фильма «Фрицы и блондинки». При этом атмосфера была очень теплая: актеры радовались встрече, вспоминали смешные случаи, так сказать, из общего «фашистского» прошлого. Потрясает при этом количество фильмов, в которых они снялись: у каждого примерно по три-четыре десятка ролей такого плана. В Прибалтике всерьез считают, что именно из-за этих ролей у сегодняшних Эстонии, Латвии и Литвы имидж «пособников фашистов»: то есть что виноваты в этом именно актеры Масюлис, Лиелдидж и Аав и прочие. А режиссер Арбо Таммиксаар, поставив вопрос об ответственности художника, тем самым снял ужасное напряжение в обществе и косвенным образом защитил актеров.
Нам, конечно, эти страсти кажутся преувеличенными, если даже к фильмам Лени Рифеншталь у нас отношение неоднозначное, хотя, казалось бы, вот где пропаганда нацизма, то что уж там говорить об актерах, которые играли «фашистов», по сути, в развлекательном кино. Здесь гораздо интереснее эстетическая сторона вопроса: прибалтийских актеров в советском кино действительно чаще других приглашали играть злодеев, можно даже говорить о своеобразной актерской школе, о «фабрике зла». Фактически это разговор об образе врага в советском кино — о том, как он создавался и как в конечном итоге стал сам управлять своими создателями.
Главный комментатор фильма «Фрицы и блондинки» — Александр Шпагин, специалист по истории советского кино — говорит, что прибалтов стали приглашать в советское кино не только потому, что они были «похожи» на немцев. Это лишь формальная причина: на самом деле задачи у советского киноискусства были глубже. «Главное качество этих персонажей была тотальная холодность,— говорит Шпагин.— Они были все как аршин проглотившие и совершенно ледяные. Прибалтийский актер нужен был именно для того, чтобы подчеркнуть чужеродность «фашистов», еще больше их отчуждить, отстранить. Но дело в том, что и сами прибалты в нашем кино были изначально символом чего-то чужого, иного, это началось еще с «Дела Румянцева» (1955), где главного гада играет Антс Эскола,— это одно из первых появлений прибалтийских актеров на экране. Прибалтов звали в кино, чтобы подчеркнуть несоветское происхождение героя».
Однако массовое пришествие прибалтийских актеров случилось в 1970-е: именно в это время в нашем кино в очередной раз поменялись задачи — и идеологические, и коммерческие, и эстетические. Ставка была сделана на «советский Голливуд», и отныне в стране идет борьба за количество зрителя, а не только за идеологическую лояльность фильма (таким образом в советском кино начинают стихийно складываться рыночные отношения). Именно в эти годы было снято огромное количество фильмов с абсолютно одинаковым сюжетом: «разведчики пошли на задание, вернулись не все» или «наш разведчик уделывает немецкого генерала»: «В двух шагах от «Рая»», «Шел четвертый год войны», «Без права на провал», «Постарайся остаться живым» и т. д.
Именно в этих фильмах снималась целая плеяда прибалтийских актеров, естественно, в роли «фрицев»: Антс Эскола, Юозас Будрайтис, Альгимантас Масюлис, Улдис Лиелдидж, Хейно Мандри, Тыну Аав, Арнис Лицитис, Улдис Думпис, Сулев Луйк, Валентин Скулме. Соответственно в ролях фашисток — Вия Артмане, Ада Лундвер, Эве Киви. Что касается жанра, то это были полуприключенческие фильмы: для приключенческих они были довольно вялы, а на серьезность не претендовали. Не было там и подлинного драматизма. «Почти весь военный кинематограф 1970-х годов,— говорит Шпагин,— вяло-развлекательный: война в кино превращается в пионерлагерь, в игру «Зарница»».
Как воспринимал «фашистов» массовый советский зритель? Как ни парадоксально — именно как прибалтов, которые играют фашистов. Что до самого образа «фашиста», то он был с художественной точки зрения настолько неубедительным, что говорить о каком-либо воздействии на зрителя глупо. Это была чистая функция, условность, с чем (что тоже довольно забавно), советский зритель сознательно примирялся. То есть зрителю и не нужно было «сложнее»: когда на экране появлялся очередной на редкость схематичный «фашист», в голове, вероятно, срабатывала защитная реакция — «а что же, их людьми, что ли, показывать?» Единственной попыткой усложнить образ врага были «Семнадцать мгновений весны», однако посыл Лиозновой не был подхвачен: в советском кино все равно победил миф о фашисте как о примитивном, холодном истукане. Даже если играл его крупный актер, например Будрайтис, все равно его игру было не отличить от игры других актеров.
Между тем клишированность и стереотипность фашистов в кино 1970-1980-х годов, а также само количество этих картин (примерно 400-500) породили непредсказуемый эффект: это стало вызывать у зрителя смех, причем в самых «кровожадных сценах». В первую очередь смех вызывал утрированный немецкий акцент: «Ти бутешь отвешайт мне, сволотш, или ми тебя бутем немношко вешайт». «Конечно, можно было бы приглашать немецких актеров из ГДР,— говорит Шпагин.— Но в 1970-е всем уже было по фигу: все эти картины сняты левой ногой. У прибалтов есть какой-то акцент, ну и слава богу».
Вряд ли это было сознательной диверсией, прибалтийские актеры, по их признанию, напротив, старались по возможности «усложнить, углубить» образ врага. Просто так все совпало: в кино стало много похожих фашистов, однообразно-пустых, и это кино перестали воспринимать всерьез, это называли «киношко про войнушку», а самих героев «фашиками». В результате война-трагедия, война как святое, бывшая в СССР своего рода заменой религии, перестала играть в обществе объединительную роль, потеряла сакральный статус. Больше объединять, как выяснилось, было нечему.
На месте прибалтов — без шуток! — я бы рассматривал работу актеров не как «пособничество» советскому режиму, а, напротив, как тайную борьбу с ним, как подрыв советской идеологии. Патриотизм не выдерживает поточного производства: как только его начинают штамповать, он сам себя разоблачает, опровергает. Оскомина от лжепатриотизма была порождена именно формальным и массовым производством таких фильмов. Зло перестало ужасать, и настало новое время.
Альгимантас Масюлис / Литва
Мягкая фактура диктовала «нестандартность» его «фрицев». Одна из характерных ролей — офицер СС в Заксенхаузене («Освобождение»). На родине он был любим за роли в спектаклях для детей: его знали в первую очередь как дядюшку Римуса и бравого солдата Швейка.
Улдис Лиелдидж / Латвия
Считается рекордсменом по участию в фильмах «про фашистов» — около 50 фильмов. Лиелдидж вспоминает, как однажды в Москве он зашел перекусить в кафе: мальчик лет десяти, узнав его, закричал: «Товарищи! Этот фашист ест наши советские пельмени!»
Паул Буткевич / Латвия
Его «специализацией» были «плохие западные парни»: шпионы, капитаны вражеских судов, сотрудники спецслужб. На этой фотографии — кинопробы для «Семнадцати мгновений весны» на роль. Штирлица. В результате он все-таки сыграл роль «связного из центра» в 12-й серии фильма.
Какие артисты из Советского Союза воевали на стороне нацистской Германии
В боях во время Великой Отечественной войны актёры-фронтовики сражались не только на стороне СССР. Были также артисты, которые воевали за Германию. Известно, что до начала ВОВ они были почитаемыми творческими людьми. История сохранила имена как минимум троих известных артистов, которые стали предателями Родины. Известно, каким образом сложилась судьба каждого из них.
Народный артист из Латвии Харий Лиепиньш воевал на стороне гитлеровской Германии
Советский актёр латышского происхождения Харий Лиепиньш известен широкой общественности как человек, который во время Великой Отечественной войны воевал на стороне гитлеровской Германии.
Он родился в 1927 году. До 1935 года он со своей семьёй жил рядом с границей Эстонии, на севере Латвии. Через некоторое время ему предстояло со своими родителями переехать в Ригу.
На момент начала вооружённого конфликта между СССР и Германией в июне 1941 года ему исполнилось 14 лет. В 1943 году Харий Лиепиныш был мобилизован в немецкую армию.
В 1944-1945 годах будущему актёру пришлось сражаться против Красной армии. Ему довелось служить в расчёте зенитного орудия. Через некоторое время Харий Лиепиныш принял решение бежать из воинской части. Советские солдаты поймали его во время побега.
После окончания Великой Отечественной войны будущий народный артист СССР отбывал наказание в Воркуте, однако срок его был недолгим. Пробыв там в течение полутора лет, ему предстояло вернуться на родину в Латвию, где он смог поступить в художественный театр и успешно его окончить.
Данное обстоятельство позволило ему начать актёрскую карьеру и сниматься в советском кинематографе. Нередко Харий Лиепиныш играл в художественных фильмах немецких военных.
Впервые он снялся в кино в 1955 году. Его первая роль была в картине «К новому берегу». За всю свою актёрскую карьеру он успел поучаствовать в съёмках 37 фильмов. Наиболее известными из них являются художественная картина «Шестое июля» (1968) и многосерийный фильм «Долгая дорога в дюнах» (1980-1981).
Также Харий Лиепиныш прославился, как актёр латвийского Художественного театра им. Я. Райниса, который продолжает работать в Риге в 2021 году под названием «Дайлес». Там он участвовал в девяти постановках. Харий Лиепиныш играл князя Мышкина, короля Ричарда, Гамлета, Дон Кихота и многих других.
Актёр является обладателем множества званий и наград. Лиепиныш — заслуженный и народный артист Латвии, награждённый знаком почёта. Он умер в 1998 году и был похоронен на одном из кладбищ в городе Рига.
Советский артист и киносценарист Виктор Лоренц был на стороне Германии во время войны
Вторым заслуженным артистом СССР, который воевал в годы Великой Отечественной войны на стороне нацистской Германии, является Виктор Лоренц. Как и Харий Лиепиныш, он был уроженцем Латвии.
Виктор Лоренц родился 30 июля 1927 года в Риге. Его отцом был общественный деятель и член социал-демократической рабочей партии. В 1944 году ему предстояло принять участие в сражениях Великой Отечественной войны против Советского Союза.
Виктор Лоренц был мобилизован в Латышский добровольческий легион СС. Через некоторое время он стал военнопленным. Свою ссылку он отбывал в городе Комсомольск-на-Амуре, что находится в Хабаровском крае.
В апреле 1946 года в СССР был подписан документ, согласно которому латыши, эстонцы и литовцы, воевавшие на стороне Германии, получили возможность вернуться на родину. Жизнь в ссылке и стала первоосновой сценария Виктора Лоренца к кинофильму «Я всё помню, Ричард», вышедшем на экраны в 1966 году.
Когда Виктор Лоренц вернулся в Латвию, он принял решение получить образование. Окончив школу, пошёл учиться на юридический факультет. После этого он окончил ВГИК, что положило начало его профессиональной карьере.
С 1965 по 1987ы год Виктор Лоренц писал сценарии, а с 1974 по 1985 годы снялся в качестве актёра в 5 художественных картинах. Как артист он наиболее известен по фильмам «Иди и смотри» (1985) и «Смерть под парусом» (1976).
Родной дядя режиссёра Никиты Михалкова воевал на стороне Германии
Русский писатель, поэт и публицист Михаил Михалков, родившийся в 1922 году, является родным дядей известного режиссёра Никиты Михалкова. Он воевал во времена Великой Отечественной войны на стороне гитлеровской Германии.
В 1941 году он служил в НКВД, но ему предстояло попасть в немецкий плен. Он идеально умел говорить по-немецки, из-за чего ему удалось притвориться этническим немцем, жившим в Украине.
Через некоторое время он стал служил в танковой дивизии, и находился в Европе. Позже он решил дезертировать. Его поймали советские солдаты. Михаил был в форме СС «Мёртвая голова». По привычке он длительное время продолжал говорить с советскими солдатами на немецком.
Его судили. Через пять лет он вышел из тюрьмы, и продолжительное время был доносчиком. Параллельно он начал заниматься писательской деятельностью. В 1985 году Михаил Михалков был награждён орденом славы. В 2006 году писатель и публицист скончался в возрасте 83 лет.