правила жизни фанни ардан
Правила жизни Фанни Ардан: «Не быть овечкой»
— Какой ваш любимый город?
— Вы снова «привезли» Марию Каллас — почему?
— Если я что-то люблю, то люблю навсегда, — я очень люблю Марию Каллас!
— О чем бы вы ее спросили, если бы встретили?
— Ни о чем, мне и так все понятно, просто пригласила бы ее к себе выкурить по сигаретке!
— Что вам в ней нравится?
— Она сильнейшая личность, которая учит нас идти за нашими мечтами.
— Что вы любите в русской литературе?
— Ваших поэтов-диссидентов — они научили меня, что стихи иногда сильнее бомб…
На выходе из института Фанни раздает автографы, а от селфи отказывается. Несмотря на жару, она в черном плаще и черных очках: француженка!
Мы встречаемся на следующий день в гостинице «Астория» напротив Исаакия. Захожу с черного хода. У дверей комнаты, где будем разговаривать, толпа фотографов ждет, когда закончится наше интервью. Во время беседы Фанни фотографировать запретила: «плохой свет». Говорить об искусстве желания нет — понимаю, что единственное, о чем хочу расспрашивать эту аристократку с горящими глазами, не скрывающую своего возраста, — о любви. Впрочем, она задает вопрос первой.
— Маша и Мария — это одно имя?
— Да, короткое — Маша.
Садимся, она — вполоборота. В начале разговора смотрит в сторону.
— Фанни, вчера я посмотрела документальный фильм «Мария до Каллас» и прочитала ваши старые интервью. И в ее письмах, и в ваших интервью рефреном звучит: «За любовь всегда надо платить, и далеко не всегда расплата адекватна тому, что получаешь». Значит ли это, что жизнь наша — сплошные страдания?
— Я говорила о выборе, который всегда стоит между любовью и безопасностью… И если вы выбираете любовь, то должны понимать, что одновременно с этим вы не можете выбрать безопасность. Да, сейчас вы выбираете радость и счастье, но, скорее всего, вам придется за это заплатить. Этого не надо бояться, но лучше осознавать заранее.
— Роковая любовь и эти самые страдания дают что-то в жизни — или лучше обойтись без них и жить проще, но счастливее? Вы боитесь встреч с «роковыми мужчинами»?
— Я думаю, что в жизни надо быть скромным: мы не решаем, что будет с нами происходить в этой жизни, это не наш выбор. И если вы оказываетесь в жизненной буре, где вас уносит ветер страстей, — ничего с этим не поделаешь, надо просто отдаться и унестись. Мы не можем выбирать судьбу. Если бы сейчас мне разрешили сделать выбор — жить в маленьком домике в прериях с мужем и детьми, я бы сказала: «Да». Но его нет.
— А как же свобода, о которой вы уже много лет говорите, что предпочитаете ее благополучию?
— Жизнь одна, и мне кажется, что нельзя себе врать и пытаться убедить себя, что ты можешь выбрать свою модель жизни. Жизни надо дать произойти с тобой — и дать себя унести. Я в жизни хотела всего: любви, нежности, карьеры и свободы. Мне кажется, что главный враг жизни — это страх. И самое ужасное — отказаться в ней от чего-то просто потому, что ты этого боишься. Когда ты боишься — теряешь свою жизнь. Она не может существовать одновременно со страхом. И получается, что ты отказываешься от каких-то вещей, а потом оглядываешься назад и говоришь: «Вот и прошла жизнь, и теперь ее нет». И это потому, что ты чего-то там боялся… Слово «страх» по-французски звучит нежно и мягко, а вот по-русски оно жесткое. И еще у французов есть поговорка: «Лучше попробовать что-то и потом сожалеть, чем всю жизнь сожалеть, что не попробовал».
— Мадам Ардан, вы были бы прекрасным коуч-тренером для русских женщин…
— Чего боятся русские женщины?
— Не получить мужчину, который не идет в руки.
— Возраста, который может увести любовь… А вы этого не боитесь?
— Нет. Потому что я не хочу быть жертвой.
— Но мы же зависимы от мира…
— Но у меня есть мое «сумасшествие», а сумасшедшие заключены в своем собственном мире. Один из моих больших недостатков — я асоциальна. Мне не интересен общественный успех — мне интересны только отдельные люди и некоторое взаимодействие с ними. Меня иногда спрашивают журналисты: «Боитесь ли вы власти?» — нет, потому что я ничего от власти не жду.
— Именно поэтому вы ушли в режиссуру как более независимую профессию?
— У меня не было стратегической причины — это произошло само по себе. От роли актрисы устаешь гораздо меньше, чем от роли режиссера. Когда тебя снимают, все тебя очень любят и заботятся, а когда ты режиссер — тебе надо писать сценарий, искать деньги, встречаться с всякими сложностями… Это требует гораздо больше сил. Именно поэтому я в первую очередь актриса театра и кино, и только когда у меня есть время — пускаюсь в режиссуру. Я делаю маленькие, оставленные Богом и забытые людьми фильмы и не являюсь частью киноиндустрии.
— Вы имеете в виду, что у ваших фильмов маленький бюджет?
— Пикколо-пикколо — совсем маленький, и темы я беру некоммерческие (хотя я, конечно, была очень рада, если бы они имели успех). Но я хочу сказать свою правду.
В прошлом году Ф.Ардан привозила в Москву свою картину «Диван Сталина», где вождя-тирана сыграл ее друг, совершенно на него не похожий, Жерар Депардье.
— Можно я задам вам «чисто питерский» вопрос: в чем правда, Фанни Ардан?
— Если говорить правду, я бы все свела к вопросу: «А ты что сделал в своей жизни, чтобы не потерять свою душу?» Потому что для меня самое главное и единственный главный вызов в жизни — пытаться ее не потерять. И в этом смысл всей русской литературы, которую я перечитала еще в юном возрасте. Она вся об искуплении…
— Ваша жизнь сама как роман — вы не хотели бы написать книгу о себе?
— Я не люблю автобиографии. Они бывают нужны через 100 лет. Если в это время тебя кто-то вспомнит…
— Впервые вы «встретились» с Марией Каллас в знаменитом фильме Дзеффирелли «Каллас навсегда». Дзеффирелли ставил с ней оперы в театре, много общался. Что он вам рассказал самое неожиданное о ней?
— С одной стороны, он говорил о ее силе и воле к жизни, а с другой — о том, что свой уход она сделала сама. Каллас сама захотела одиночества и осталась в квартире одна не из-за того, что ее забыли, — нет, ее никто не забывал, ее еще долго приглашали где-то выступить. Но она всегда отговаривалась занятостью. И в то же время сидела одна взаперти в этой квартире, и она не была занята. Думаю, дело в том, что она пела 20 лет и была лучшей певицей мира, и когда голос стал уходить и уже не так звучал, не захотела появляться на публике «тенью из прошлого» — как у вас говорят, «сбитый летчик». Она сама выбрала: уйти.
— Расскажите о Франсуа Трюффо (режиссер, первым снявший Фанни в кино — в фильме «Соседка», ее большая любовь и отец одной из трех ее дочерей. — М.А.). Как вы встретились?
— Он увидел меня в телесериале и сделал то, что было тогда совершенно не принято: пригласил на роль сериальную актрису, никогда не снимавшуюся в большом кино. В «Соседке» у Трюффо не было сценария с диалогами — только синопсис. Он показал мне его и говорит: «Спрашивайте меня, если вам что-то непонятно». Я говорю: «Нет, здесь понятно все — это же о страсти…» Мне повезло: первую сцену снимали с Жераром Депардье, и он сразу же заставил меня позабыть о камерах…
— В фильме Каллас устраивает скандал импресарио из-за того, что каждый раз ей «приходится играть с новым тенором». Вы много снимались с Депардье — это потому, что вы тоже любите старинных партнеров?
— Вы знаете, в России сейчас Депардье воспринимается по большей части как персонаж комический. Каков ваш Депардье?
— Да, он очень противоречив, и именно эта смесь женственного и мужского, брутального и хрупкого так сближает его с русской душой. Он глубок и меланхоличен, и, конечно, нельзя сводить его только к комическому типу, выпивающему огромное количество водки. Однажды, на съемках «Распутина», я сделала очень… непозволительную вещь. Мне было стыдно выходить к людям, и он первым подошел и подал мне руку.
— Говорят, вы подружились с Владимиром Машковым, когда несколько месяцев прожили в Санкт-Петербурге, снимаясь в фильме «Распутин» Жозе Дайана в роли императрицы Александры Федоровны. Это правда, что вы втроем, вместе с ним и с Депардье, просто «жгли» в Питере?
— О да, это были прекрасные съемки — и очень веселые. Я играла русскую царицу, надевала ее настоящие платья: оказалось, что они все это время хранились в Париже, и нам их привезли в Санкт-Петербург. Нам было невероятно легко и хорошо втроем — Володя Машков, Депардье и я. Он все время знакомил меня с какими-то новыми людьми, мы гуляли с ними по Петербургу, конечно, выпивали… Машков открыл для меня этот город, и даже простая жизнь в нем стала казаться мне формой поэзии. А какие здесь храмы и музеи!
— Недавно вас как режиссера пригласил Афинский оперный театр. Вы будете ставить оперу. Почему? Может быть, те режиссеры, с которыми вы работаете во Франции и в Европе, вас не удовлетворяют?
— Я всегда играла только те роли, которые любила. И я умею отказывать, даже если роль сулит огромные заработки. Я не знаю, почему ко мне обратилась афинская опера…
— В Греции вы будете ставить русскую оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Встречались ли вам роковые мужчины в России?
— О нет, что вы, я в этом — как пес в лесу: продираюсь сквозь него и абсолютно не понимаю где я. (Смеется.)
— Страсть — что это?
— Она разрушает посредственности. Я думаю, что в жизни страсти могут быть опасны в 20… Но не в 50.
— Вы пригласите в «Макбет» русских певцов?
— Конечно, обязательно, я очень хочу их пригласить.
— У вас есть ритуал перед выходом на сцену и съемочную площадку? Может быть, талисман?
— Нет, талисманов у меня нет. Перед выходом я вспоминаю о тех, кого я любила и кого больше с нами нет.
— У вас три дочери. У них у всех разные отцы, вы никогда не были замужем — это ваш выбор. А как воспитать девочку, чтобы она выросла и стала счастливой женщиной?
— Прежде чем стать женщиной, мы становимся человеком… Мои родители пытались воспитать во мне чувство свободы, провокационность, любовь к приключениям и риску. Я тоже хотела научить моих дочерей самих биться с жизнью и не хотела давать им готовых ответов и определенностей. Самое глубокое, что я вынесла от мамы и папы, — независимость духа: они научили меня не быть «овечкой», которая на каждое утверждение говорит: «Аминь». Мне кажется, первое, чему надо учить человека, — говорить «нет».
Правила жизни. Фанни Ардан
Фанни Ардан — известная французская актриса со свободолюбивым характером. Ардан, обладательница редкого ума и красоты, пережила несколько любовных историй, часть которых была неудачной. С подобными разочарованиями в любовной жизни столкнулись почти все известные личности, которые отдают все свои силы на благо искусства. Возможно, именно эта отверженность стала причиной популярности этой актрисы как во Французской Республики, так и во всем мире.
Она была и остается свободолюбивой женщиной, которая, не навязывая своего мнение никому, заставила следовать за собой многих людей. Всю свою карьеру актрисы она принципиально была бесстрашной, и из-за этого публика ее полюбила.
Начало карьеры
Будущая актриса родилась в марте 1949 года в небольшом французском городе Сюмир. Ее отец был военным в звании офицера. Спустя десятилетия она воплотит в себе образ femme fatale – роковой женщины, а в детстве она с семьей много раз переезжала из одной страны в другую: Испания, Швеция, Великобритания, дворец князей в Монако, в котором ее отец стал управляющим.
Родители девочки считали ее самой умной и красивой, и решили, что она должна сделать карьеру в какой-то интеллектуальной области, и Ардан, с согласия семьи, поступила на факультет политологии в Университете Прованса. Они не знали, почему Фанни, так любящая свободу, решила выбрать данный факультет. Спустя много лет Фанни Ардан расскажет, почему сделала этот выбор: все оказалось тривиальнее, чем ожидалось — просто это был единственный факультет, в котором обучаются три года вместо четырех.
На самом же деле Фанни была увлечена актерским мастерством и хотела стать актрисой.
Во время учебы в Университете Прованса девушка посещала курсы актерского мастерства, и спустя некоторое время после их завершения она уже выступала в театре, а в 1970 году она сыграла свою первую роль в кино. Уже через два года после этого события мир увидит фильм «Соседка», в котором она снялась в дуэте с Жераром Депардье — обладателем многих престижных премий в мире кино.
Над сценарием работал известный французский режиссер Франсуа Трюффо, и был так увлечен работой, что не прекращал съемок в выходные. Между ним и Фанни Ардан вспыхнуло чувство, и именно они заставили его сделать женщину с удивительным голосом и красивыми глазами известной на весь мир. Ардан не желала делать отношения с Франсуа Трюффо официальными, но в итоге у них появилась дочь. Спустя год после ее рождения великий режиссер умер в результате опухоли головного мозга.
Уже в 1982 году, спустя три года после начала карьеры в кинематографе, девушку наградили престижной премией «Сезар», которая обеспечила ей известность и спрос среди режиссеров на многие годы вперед. Спустя двадцать лет Арни встретиться с Катрин Денев: Франсуа Озон пригласил их к съемкам кинофильма «8 женщин», который вышел в 2001 году.
После съемок в этом фильме выделилась еще одна особенность ее ролей: в большинстве кинофильмов с участием актрисы она играла в дуэте с Жераром Депардье. Она считала, что это тот человек, который во время работы над фильмом смотрит на нее «по-настоящему». На протяжении всей своей фильмографии ей немало везло с партнерами по роли: сначала был Ален Делон, потом известный на весь мир красавец Бельмондо. Они помогали ей забыть о том, что сейчас за ней следит камера и по-настоящему вжиться в роль.
Свободолюбивая актриса
Эта удивительная актриса известна не только фильмами Трюффо: она играла роли в фильмах других, не менее известных режиссеров. Ее фильмография состоит из шестидесяти кинолент, десять из них получили звание мирового достояния, самая известная роль в ее карьере — фильм «Каллас навсегда», снятый режиссером Франко Дзефирелли. Она снималась не только в фильмах Французской Республики: ее приглашали немецкие, английские, итальянские и даже голливудские режиссеры. Она соглашалась не на все роли, а выбирала только те, которые ей подходили. Как и в карьере, так и в личной жизни она не желала сковывать себя чем-либо и, в отличие от многих деятелей искусства, не желала славы или денег.
В мире кинематографа она получила возможность стать свободной и ей нравилось быть актрисой. У нее было несколько дочерей, и каждой она давала один совет: нужно найти такую работу, которая будет нравиться.
Даже в старости эта величайшая актриса не выставляет на показ свою личную жизнь. Она обладала уникальным умением — воплотить на экране образ роковой женщины. Она, в отличие от многих актрис, не тратила кучу времени на свою внешность и не боялась старения. За свою жизнь она пережила многое, от трагедий до простых разочарований, а в зрелом возрасте Фанни наконец смогла стать беспечной, и ей это понравилось. Молодым людям стоит быть осторожными, ведь они своими необдуманными действиями могут нанести себе вред в будущем, а зрелые люди не обременены этим. Сейчас Фанни Ардан смогла по-настоящему насладиться жизнью. Она внесла огромный вклад в кинематограф Французской Республики. Ее актерская карьера не закончилась, и в 2019 году она снялась в фильме «Прекрасная эпоха», получив одну из главных ролей.
Армянская кровь и другие секреты красоты французской кинодивы Фанни Ардан
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кино, роскошь, классики русской литературы
Ее не спутаешь ни с одной другой актрисой. У Фанни Ардан яркая, уникальная внешность, эта француженка не позволяет никаким модным тенденциям диктовать ей свои правила, скорее, наоборот – в числе немногих европейских кинодив она – та, кто несет вдохновение ведущим кутюрье и женщинам всего мира. Ее любимые белые рубашки и черные платья, туфли на высоких каблуках создают ей строгий и одновременно чувственный образ. Фанни Ардан ассоциируется с роскошью, даже от ее фото как будто исходит аромат дорогих французских духов, и проходящие годы лишь усиливают это впечатление. Кстати, на экране она впервые появилась лишь в двадцать семь – достаточно поздний возраст для дебюта в кино.
По собственному признанию актрисы, уже с пятнадцати лет она привыкла ежедневно делать макияж, как способ быть готовой к встрече с миром, в некотором смысле вооруженной. При этом свою жизнь, со всеми ее удачами и неурядицами, катастрофами и свершениями, Фанни Ардан принимает безоговорочно. Не испытывая особенного интереса к будущему – которого еще нет, она живет в настоящем и немного в прошлом, которое тесно переплетается с тем, что происходит сейчас.
При этом светская жизнь с ее публичными выступлениями и мероприятиями совсем не входит в перечень интересов Ардан. Скорее уж в нем можно найти чтение, актриса признается, что прочитала практически всю русскую классику, а «Анну Каренину» ценит гораздо выше, чем «Мадам Бовари».
Быть актрисой для Фанни Ардан – великий дар, ведь в каждом новом фильме есть возможность сотворить новый маленький мир. А поскольку на протяжении последних десяти лет Ардан выступает не только перед камерой, но и за ней, работая над собственными фильмами в качестве режиссера, роль создателя новых миров стала основной в жизни актрисы.
Фанни Ардан, актриса и режиссер
Детство Фанни Ардан, по ее собственному признанию, было очень счастливым, она родилась 22 марта 1949 года во французском городе Сомюр в обеспеченной семье офицера Жана Ардана. Среди близких знакомых отца значился сам принц Монако Ренье, и юные годы Фанни и четырех ее братьев и сестер прошли в Монако, где отец служил в княжеском дворце.
Фанни окончила университет Экс-ан-Прованса, получив образование в сфере международных отношений, параллельно она училась на актерских курсах. В возрасте двадцати пяти лет она впервые сыграла на театральной сцене, а спустя два года появилась в фильме «Мари-кукла».
Всего в списке киноработ актрисы – более шестидесяти фильмов, они разные по жанрам, включают и комедийные роли, которые удаются Ардан особенно хорошо. В 2002 зрители с восторгом встретили «Восемь женщин» Франсуа Озона, фильм, получивший «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале за лучший актерский ансамбль.
Мама, бабушка или роковая женщина?
Примечательно, что роль матери Фанни Ардан сыграла в кино только в фильме «Семейный совет». У нее самой, помимо средней дочери от Франсуа Трюффо, еще двое детей – старшая Лумир, родившаяся в браке с актером Домиником Левердом, и младшая Баладин, чьим отцом является продюсер Фабио Конверси. Сейчас семидесятилетняя актриса уже бабушка – и она наслаждается и этой ролью, получая огромное удовольствие от прогулок в парке, где можно смотреть, как дети играют. Разумеется, именно такой и можно себе представить Фанни-бабушку – всегда спокойно-доброжелательную, прививающую новым поколениям своей семьи тот же истинный аристократизм, которым она славится и сама.
Не так давно стало известно, что в жилах Фанни Ардан течет и армянская кровь: актриса призналась, что ее собственная бабушка родила детей в неофициальной браке с армянином. Может быть, и гены – причина того, что актриса – натура страстная, в чем-то противоречивая, или, во всяком случае, любящая противоречия, увлеченная своей жизнью и своим делом.
На конец 2019 года в России запланирована премьера нового фильма с участием Фанни Ардан, «Прекрасная эпоха» Николя Бедоса – о путешествии в прошлое художника, который хочет снова пережить день встречи с любовью всей своей жизни.
Истинная француженка не имеет возраста, а Фанни Ардан, конечно же, именно такая. В ее доме всегда играет музыка – даже если это номер отеля, снятый во время поездки. На ее лице почти всегда улыбка – одновременно и открытая, и завораживающая, оставляющая каждому, кому она адресована, возможность разгадать ее самостоятельно.
О другой прекрасной француженке, связанной с бывшим СССР: здесь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Правила жизни Фанни Ардан: «Не быть овечкой»
Французская актриса посоветовала отдаваться страсти
На интервью с Фанни Ардан я приезжаю в Санкт-Петербург. На улицах еще невиданно тепло: Невский и прилегающие к нему набережные каналов и переулки больше напоминают улицы Милана и Рима, по ним ходят по-пляжному одетые люди. Через каждые 30 метров — уличные музыканты и циркачи на ходулях. Через совсем короткий промежуток времени на Питер обрушатся холодные дожди, а пока — лето.
Фанни Ардан — гость проходящего здесь в конце сентября 18-го фестиваля документального кино «Послание к человеку». Она снова привезла в Россию кино о Марии Каллас — на этот раз документальное. Фильм называется «Мария до Каллас», Ардан читает за кадром письма певицы.
А еще Фанни — «литературный посол» Франции и в январе открывала здесь Год франко-российской литературы и языка. В общем, Французский институт в Питере актриса посещает в первую очередь. Еду туда. Пробраться сквозь толпу в библиотеке института оказывается невозможно: питерцы, при всей их интеллигентности, реагируют на мое «сейчас я быстренько сниму и уйду» неожиданно, с жестким возмущением, и «сквозь себя» не пропускают.
Из толпы прилетают вопросы, я — в числе тех, кто их выкрикивает:
Фото: Мария Анисимова
— Какой ваш любимый город?
— Вы снова «привезли» Марию Каллас — почему?
— Если я что-то люблю, то люблю навсегда, — я очень люблю Марию Каллас!
— О чем бы вы ее спросили, если бы встретили?
— Ни о чем, мне и так все понятно, просто пригласила бы ее к себе выкурить по сигаретке!
— Что вам в ней нравится?
— Она сильнейшая личность, которая учит нас идти за нашими мечтами.
— Что вы любите в русской литературе?
— Ваших поэтов-диссидентов — они научили меня, что стихи иногда сильнее бомб…
На выходе из института Фанни раздает автографы, а от селфи отказывается. Несмотря на жару, она в черном плаще и черных очках: француженка!
Мы встречаемся на следующий день в гостинице «Астория» напротив Исаакия. Захожу с черного хода. У дверей комнаты, где будем разговаривать, толпа фотографов ждет, когда закончится наше интервью. Во время беседы Фанни фотографировать запретила: «плохой свет». Говорить об искусстве желания нет — понимаю, что единственное, о чем хочу расспрашивать эту аристократку с горящими глазами, не скрывающую своего возраста, — о любви. Впрочем, она задает вопрос первой.
— Маша и Мария — это одно имя?
— Да, короткое — Маша.
Садимся, она — вполоборота. В начале разговора смотрит в сторону.
— Фанни, вчера я посмотрела документальный фильм «Мария до Каллас» и прочитала ваши старые интервью. И в ее письмах, и в ваших интервью рефреном звучит: «За любовь всегда надо платить, и далеко не всегда расплата адекватна тому, что получаешь». Значит ли это, что жизнь наша — сплошные страдания?
— Я говорила о выборе, который всегда стоит между любовью и безопасностью… И если вы выбираете любовь, то должны понимать, что одновременно с этим вы не можете выбрать безопасность. Да, сейчас вы выбираете радость и счастье, но, скорее всего, вам придется за это заплатить. Этого не надо бояться, но лучше осознавать заранее.
— Роковая любовь и эти самые страдания дают что-то в жизни — или лучше обойтись без них и жить проще, но счастливее? Вы боитесь встреч с «роковыми мужчинами»?
— Я думаю, что в жизни надо быть скромным: мы не решаем, что будет с нами происходить в этой жизни, это не наш выбор. И если вы оказываетесь в жизненной буре, где вас уносит ветер страстей, — ничего с этим не поделаешь, надо просто отдаться и унестись. Мы не можем выбирать судьбу. Если бы сейчас мне разрешили сделать выбор — жить в маленьком домике в прериях с мужем и детьми, я бы сказала: «Да». Но его нет.
— А как же свобода, о которой вы уже много лет говорите, что предпочитаете ее благополучию?
— Жизнь одна, и мне кажется, что нельзя себе врать и пытаться убедить себя, что ты можешь выбрать свою модель жизни. Жизни надо дать произойти с тобой — и дать себя унести. Я в жизни хотела всего: любви, нежности, карьеры и свободы. Мне кажется, что главный враг жизни — это страх. И самое ужасное — отказаться в ней от чего-то просто потому, что ты этого боишься. Когда ты боишься — теряешь свою жизнь. Она не может существовать одновременно со страхом. И получается, что ты отказываешься от каких-то вещей, а потом оглядываешься назад и говоришь: «Вот и прошла жизнь, и теперь ее нет». И это потому, что ты чего-то там боялся… Слово «страх» по-французски звучит нежно и мягко, а вот по-русски оно жесткое. И еще у французов есть поговорка: «Лучше попробовать что-то и потом сожалеть, чем всю жизнь сожалеть, что не попробовал».
Фото: Мария Анисимова
— Мадам Ардан, вы были бы прекрасным коуч-тренером для русских женщин…
— Чего боятся русские женщины?
— Не получить мужчину, который не идет в руки.
— Возраста, который может увести любовь… А вы этого не боитесь?
— Нет. Потому что я не хочу быть жертвой.
— Но мы же зависимы от мира…
— Но у меня есть мое «сумасшествие», а сумасшедшие заключены в своем собственном мире. Один из моих больших недостатков — я асоциальна. Мне не интересен общественный успех — мне интересны только отдельные люди и некоторое взаимодействие с ними. Меня иногда спрашивают журналисты: «Боитесь ли вы власти?» — нет, потому что я ничего от власти не жду.
— Именно поэтому вы ушли в режиссуру как более независимую профессию?
— У меня не было стратегической причины — это произошло само по себе. От роли актрисы устаешь гораздо меньше, чем от роли режиссера. Когда тебя снимают, все тебя очень любят и заботятся, а когда ты режиссер — тебе надо писать сценарий, искать деньги, встречаться с всякими сложностями… Это требует гораздо больше сил. Именно поэтому я в первую очередь актриса театра и кино, и только когда у меня есть время — пускаюсь в режиссуру. Я делаю маленькие, оставленные Богом и забытые людьми фильмы и не являюсь частью киноиндустрии.
— Вы имеете в виду, что у ваших фильмов маленький бюджет?
— Пикколо-пикколо — совсем маленький, и темы я беру некоммерческие (хотя я, конечно, была очень рада, если бы они имели успех). Но я хочу сказать свою правду.
В прошлом году Ф.Ардан привозила в Москву свою картину «Диван Сталина», где вождя-тирана сыграл ее друг, совершенно на него не похожий, Жерар Депардье.
— Можно я задам вам «чисто питерский» вопрос: в чем правда, Фанни Ардан?
— Если говорить правду, я бы все свела к вопросу: «А ты что сделал в своей жизни, чтобы не потерять свою душу?» Потому что для меня самое главное и единственный главный вызов в жизни — пытаться ее не потерять. И в этом смысл всей русской литературы, которую я перечитала еще в юном возрасте. Она вся об искуплении…
— Ваша жизнь сама как роман — вы не хотели бы написать книгу о себе?
— Я не люблю автобиографии. Они бывают нужны через 100 лет. Если в это время тебя кто-то вспомнит…
— Впервые вы «встретились» с Марией Каллас в знаменитом фильме Дзеффирелли «Каллас навсегда». Дзеффирелли ставил с ней оперы в театре, много общался. Что он вам рассказал самое неожиданное о ней?
— С одной стороны, он говорил о ее силе и воле к жизни, а с другой — о том, что свой уход она сделала сама. Каллас сама захотела одиночества и осталась в квартире одна не из-за того, что ее забыли, — нет, ее никто не забывал, ее еще долго приглашали где-то выступить. Но она всегда отговаривалась занятостью. И в то же время сидела одна взаперти в этой квартире, и она не была занята. Думаю, дело в том, что она пела 20 лет и была лучшей певицей мира, и когда голос стал уходить и уже не так звучал, не захотела появляться на публике «тенью из прошлого» — как у вас говорят, «сбитый летчик». Она сама выбрала: уйти.
— Расскажите о Франсуа Трюффо (режиссер, первым снявший Фанни в кино — в фильме «Соседка», ее большая любовь и отец одной из трех ее дочерей. — М.А.). Как вы встретились?
— Он увидел меня в телесериале и сделал то, что было тогда совершенно не принято: пригласил на роль сериальную актрису, никогда не снимавшуюся в большом кино. В «Соседке» у Трюффо не было сценария с диалогами — только синопсис. Он показал мне его и говорит: «Спрашивайте меня, если вам что-то непонятно». Я говорю: «Нет, здесь понятно все — это же о страсти…» Мне повезло: первую сцену снимали с Жераром Депардье, и он сразу же заставил меня позабыть о камерах…
— В фильме Каллас устраивает скандал импресарио из-за того, что каждый раз ей «приходится играть с новым тенором». Вы много снимались с Депардье — это потому, что вы тоже любите старинных партнеров?
— Вы знаете, в России сейчас Депардье воспринимается по большей части как персонаж комический. Каков ваш Депардье?
— Да, он очень противоречив, и именно эта смесь женственного и мужского, брутального и хрупкого так сближает его с русской душой. Он глубок и меланхоличен, и, конечно, нельзя сводить его только к комическому типу, выпивающему огромное количество водки. Однажды, на съемках «Распутина», я сделала очень… непозволительную вещь. Мне было стыдно выходить к людям, и он первым подошел и подал мне руку.
— Говорят, вы подружились с Владимиром Машковым, когда несколько месяцев прожили в Санкт-Петербурге, снимаясь в фильме «Распутин» Жозе Дайана в роли императрицы Александры Федоровны. Это правда, что вы втроем, вместе с ним и с Депардье, просто «жгли» в Питере?
— О да, это были прекрасные съемки — и очень веселые. Я играла русскую царицу, надевала ее настоящие платья: оказалось, что они все это время хранились в Париже, и нам их привезли в Санкт-Петербург. Нам было невероятно легко и хорошо втроем — Володя Машков, Депардье и я. Он все время знакомил меня с какими-то новыми людьми, мы гуляли с ними по Петербургу, конечно, выпивали… Машков открыл для меня этот город, и даже простая жизнь в нем стала казаться мне формой поэзии. А какие здесь храмы и музеи!
— Недавно вас как режиссера пригласил Афинский оперный театр. Вы будете ставить оперу. Почему? Может быть, те режиссеры, с которыми вы работаете во Франции и в Европе, вас не удовлетворяют?
— Я всегда играла только те роли, которые любила. И я умею отказывать, даже если роль сулит огромные заработки. Я не знаю, почему ко мне обратилась афинская опера…
— В Греции вы будете ставить русскую оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Встречались ли вам роковые мужчины в России?
— О нет, что вы, я в этом — как пес в лесу: продираюсь сквозь него и абсолютно не понимаю где я. (Смеется.)
— Страсть — что это?
— Она разрушает посредственности. Я думаю, что в жизни страсти могут быть опасны в 20… Но не в 50.
— Вы пригласите в «Макбет» русских певцов?
— Конечно, обязательно, я очень хочу их пригласить.
— У вас есть ритуал перед выходом на сцену и съемочную площадку? Может быть, талисман?
— Нет, талисманов у меня нет. Перед выходом я вспоминаю о тех, кого я любила и кого больше с нами нет.
— У вас три дочери. У них у всех разные отцы, вы никогда не были замужем — это ваш выбор. А как воспитать девочку, чтобы она выросла и стала счастливой женщиной?
— Прежде чем стать женщиной, мы становимся человеком… Мои родители пытались воспитать во мне чувство свободы, провокационность, любовь к приключениям и риску. Я тоже хотела научить моих дочерей самих биться с жизнью и не хотела давать им готовых ответов и определенностей. Самое глубокое, что я вынесла от мамы и папы, — независимость духа: они научили меня не быть «овечкой», которая на каждое утверждение говорит: «Аминь». Мне кажется, первое, чему надо учить человека, — говорить «нет».