познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период

«Мы с тобой, малыш!» Из опыта работы с детьми в период адаптации

Адаптация – это своеобразный эмоциональный стресс для ребенка. Наша главная задача – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой ситуации, почувствовать себя уверенней, по возможности стать хозяином этой ситуации.

Работа по подготовке и проведению адаптации детей к ДОУ строится по нескольким направлениям: проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями и воспитателями. И собственно проведение периода адаптации.

Работа с родителями

1. Просвещение родителей по вопросам адаптации начинается с первого прихода их в детский сад. В фойе ДОУ они могут ознакомиться с выставкой, на которой находится материал, как для родителей, так и для детей: (Рисунок 1)

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период

— Информационные листы-памятки с кратким материалом “Адаптация. Что это такое?” и “Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду”. Эти листы Родители могут взять с собой.

Материал выставки пользуется большой популярностью у родителей.

2. Как только ребенок зарегистрирован в детском саду, родители приглашаются вместе с ребенком на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ.

Консультация имеет три цели:

В ходе беседы и заполнения карточки на ребенка собрать информацию о семье, выявить отношение родителей к поступлению в детский сад, установить партнерские, доброжелательные отношения.

В ходе беседы и заполнения анкеты собрать информацию о ребенке: выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

На основе этих данных определяется степень субъективной готовности к поступлению ребенка в детский сад, и на основании этого родителям даются рекомендации по подготовке ребенка к приходу в детский коллектив.

Так же проводится мини-консультация по вопросу, что такое адаптация и факторы, от которых зависит ее течение.

Еще одной важной целью встречи является формирование у малыша положительных ассоциаций, связанных с детским садом (пока проходит беседа с мамой, ребенок имеет возможность поиграть яркими, красочными, разнообразными игрушками, которые имеются в кабинете); наблюдение, как ребенок вступает в контакт и по согласованию с родителями проведение диагностики нервно-психического развития.

На основании результатов диагностического обследования родителям даются рекомендации, на что обратить внимание в развитии малыша и какие игры, упражнения и литературу можно использовать дома.

Опыт работы показал, что изучение ребенка до поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.

После консультации педагог-психолог проводит небольшую экскурсию для родителя и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно.

3. На групповом собрании, которое проводит заведующая ДОУ до открытия группы, мы еще раз объясняем родителям, что ребенку проще привыкать ко всему постепенно, поэтому рекомендуем:

— заранее, до поступления в ДОУ, придти на территорию детского сада и свой участок, чтобы совершить предварительное знакомство;

— договориться о времени, когда можно будет придти в группу, чтобы там не было других детей: воспитатель смог бы познакомиться с малышом, а ребенок – изучить нового для него взрослого человека;

— совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду навечно не остается. Это поможет ребенку избежать чувства, что “его бросили”, когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.

Работа с воспитателями

Старший воспитатель ДОУ и педагог-психолог совместно выстраивают работу с воспитателями групп раннего возраста, которые будут набирать детей:

1. Составляют планы работы по адаптации, с учетом возраста детей, на основании которых строится работа в доаптационный и адаптационный период (см. приложение 1).

2. Проводят диспут по вопросам адаптации.

Цель диспута: выявить имеющиеся знания у педагогов по организации адаптационного периода с детьми второго и третьего года жизни, пропагандировать лучший опыт и новые подходы к адаптации малышей.

В процессе дискуссии с воспитателями обсуждаются следующие вопросы:

— Адаптация, что этот такое?

— Приемы, облегчающие адаптацию;

— Признаки того, что ребенок адаптировался.

Данная форма работы показывает, что воспитатели очень активны при подготовке и обсуждении данных вопросов. При моделировании педагогами разных ситуаций, игровых моментов и т.д. педагоги активно используют имеющиеся знания и практические умения.

В конце диспута воспитателям раздаются памятки по “Организации щадящего режима в период адаптации” (см. приложение 2).

3.Старший воспитатель, психолог и воспитатели совместно пересматривают оформление групп и готовятся к приему новых детей.

Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки, поэтому большое внимание уделяется оформлению раздевалки. Там для детей готовятся:

— “Полочка для любимых игрушек”, где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома (Рисунок 3);

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период

— веселые, детские панно (Рисунок 4);

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период

— мини-игровая зона, куда выставляются яркие, красивые, игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать, рассмотреть их; (Рисунок 5)

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период

— подвески, которые помогают зрительно “снизить” потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно (Рисунок 6).

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период

Продумываем место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Готовится подборка специальных игр, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:

— хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;

— лучшее лекарство от стресса – смех. Для того, чтобы создавать такие ситуации, в которых ребенок будет смеяться готовится подбор игрушек-забав, кукол би-ба-бо.

Воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

В своей работе с детьми мы считаем главным принятие ребенка таким, каков он есть и тесное сотрудничество с семьей.

За день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает построить работу с вновь пришедшим ребенком на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек

Все привычки ребенка в период адаптации сохраняются.

Так же, для лучшего знакомства и получения как можно более разнообразной информации о поступившем малыше воспитатели предлагают родителям написать сочинение о своем ребенке “Мой ребенок. Какой он?” (см. приложение 3).

В первые дни (1-2) мама присутствует в детском саду вместе с ребенком. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее ребенка в детском саду.

Первые дни ребенка приводят не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

Рекомендуем приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.

Рекомендуем приносить небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями. Если взгрустнулось, имея такой альбом, ребенок всегда имеет возможность открыть его и увидеть маму или папу, взять игрушечный телефон и, глядя на фотографию, поговорить с родными.

В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию, поэтому воспитатели стараются чаще предлагать детям попить, поесть сухарики.

Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре внимании. Воспитатели спокойно, ласково и подробно объясняют ребенку все происходящее, готовят его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и психологом.

Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому воспитатели используют такие приемы, как:

— настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий

— ласкают ребенка: гладят ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям)

— хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей (рука должна касаться лишь кончиков волос).

Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролируется с помощью “Листа адаптации”, где отмечаются в контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16–й, 32-й и при необходимости 64-й (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает.

Для того чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка воспитатели ежедневно беседуют с ними, вселяя в них уверенность и соблюдая главное правило – не осуждать опыт ребенка, не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагогов профессиональными проблемами.

Такая многоплановая и кропотливая работа педагогического коллектива детского сада в период адаптации детей к дошкольному учреждению дает свои устойчивые положительные результаты.

Анализ работы за несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. В течение последних лет нет ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Источник

Консультация для родителей. «Организация жизни детей в адаптационный период».

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период Юлия
Консультация для родителей. «Организация жизни детей в адаптационный период».

Организация жизни детей в адаптационный период.

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение-процесс сложный и для самого малыша и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающим.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза, последствия может иметь.

Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

1. Сотрудничество с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации- согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду.

Изучение ребёнка до поступления его в дошкольное учреждение, а так же знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптации.

Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе и в процессе анкетирования я можно узнать каковы его характерные черты его поведения, интересы, склонности, и сделать прогноз готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы обрести в лицах родителей ребёнка союзников, следует настроиться на диалог, а не на поучение.

Внимательно выслушать пожелания родителей по вопросам питания ребёнка, формирования навыков самообслуживания, сна. Одежды малыша. Разъяснить родителям целесообразность сложившегося в детском саду алгоритма адаптации ребёнка в условиях дошкольного учреждения. Предложить родителям четыре четыре недели адаптационного периода прожить согласно памятке.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Скоро Вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребёнок быстро и легко привык к новому образу жизни, чтобы чувствовал себя в группе уверенно и комфортно. Мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.

Первое знакомство ребёнка с детским садом проведите заочно по фотоальбому «Мы ждём тебя малыш»

Приведите ребёнка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребёнку будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми.

Приведите ребёнка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку.

Первую неделю приведите ребёнка к 9 часам, чтобы он не видел слёз и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.

Первую неделю советуем маме находиться в группе вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребёнка домой.

Вторую неделю пребывания в детском саду, малыш остаётся в группе в течении такого же времени, что и в первую неделю, но уже без мамы.

Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки и ребёнок обедал уже в её присутствии.

Третью и четвёртую неделю предлагаем ребёнку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.

В период адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения, многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях. Им на помощь приходят педагоги и мед. работник.

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный периодРазвлечение для детей 2-й младшей группы с целью их успешной адаптации к условиям детского сада. Почему в детском саду ребёнок плачет? Он плачет потому, что ему трудно расстаться с мамой и папой. У ребёнка – адаптационный период. Задача.

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный периодЭмоциональное дерево. У нас в группе есть «Эмоциональное дерево»,оно является частью интерьера и помогает ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций. Все.

Источник

Адаптация детей в условиях ДОУ

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период Буслова Елена Николаевна
Адаптация детей в условиях ДОУ

Задача педагога завоевать доверие ребенка, а родителей помочь в этот сложный период в жизни ребенка пройти его с наименьшим стрессом.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:

К основным критериям адаптации относятся:

— уровень нервно – психического развития;

— заболеваемость и течение болезни;

— главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к

1. Легкая адаптация:

— временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

— аппетита (норма по истечении 10 дней);

— неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

— характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

— функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация:

— все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация:

около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно впервые дни, находится в состоянии стресса. Задача педагога на этапе адаптации не допустить затянувшейся адаптации и вовремя проконсультировать родителей о правильном подходе к работе с ребенком не только в условиях ДОУ, но и дома.

Адаптационный период можно условно разделить на

Его следует начинать родителям за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие привычки в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В домашних условиях, необходимо не торопясь и постепенно обратить внимание на формирование навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на адаптации.

Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить отрицательные эмоций.

III этап – заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Меры, облегчающие адаптацию:

1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ.

2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с педагогами.

4. Необходимо прививать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.

6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.

7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.

8. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т. к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. В период адаптации пребывание ребенка в детском саду укорочено.

9. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом (говорить о детском саде только хорошее).

10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.

11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

Подготовки малыша к жизни в детском саду — знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.

— индивидуальные консультации родителей о жизни и режиме группы. Какие необходимо предпринять действия с их стороны для облегчения периода адаптации у ребенка;

— проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы. Первые ознакомительные прогулки должны проходить с родителями дабы уменьшить уровень переживания у ребенка к новым условиям;

— игры совместно с родителями в первые дни адаптации, совместное пребывание в группе;

— знакомство родителей с правилами и моделями поведения в условиях ДОУ для дальнейшей совместной работы.

Главное на этом этапе — это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей, следующие:

1. Постоянные педагоги в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Адаптационный период считается законченным, если:

— ребенок ест с аппетитом;

— быстро засыпает, вовремя просыпается;

— эмоционально общается с окружающими;

Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период

В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношении, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок.

познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Смотреть картинку познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Картинка про познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период. Фото познакомиться с организацией жизни детей в адаптационный период«Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». Консультация для родителей МБДОУ Детский сад «СКАЗКА» Воспитатель Туз. Е. А. Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как.

Источник

Консультация для воспитателей «Организация адаптации детей к условиям ДОУ»

Филиал № 1 «Тополек» муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения № 105 города Пензы «Детсво»

«Организация адаптации детей к условиям ДОУ»

Воспитатель: Буйлакова С.С.

Адаптация детей к детскому саду

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:

— Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;

— Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;

— Наличие интереса к предметном миру;

— Частота и длительность острых вирусных заболеваний.

Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.

При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.

Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.

Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей раннего возраста являются:

— развитие предметной деятельности;

— развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.

Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т.д.) в соответствии с их социальным назначением.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки.

Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Рекомендации воспитателям по организации деятельности детей в период адаптации к детскому саду

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям ДОО

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.

Основные особенности нормально текущего периода адаптации

Рекомендации по адаптации детей в детском саду

Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2,5 —3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2—3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение), а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных психологических и неврологических нарушений.

В возрасте 2 —3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Посторонних же взрослых некоторые дети просто могут испугаться.

Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи, связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д., являются вторичными, так как их реализация может быть возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.

Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, должна начинаться задолго до того, как они приведут ребенка. Еще при записи малыша в учреждение мама должна получить четкую информацию о периоде адаптации и о том, что лично она может сделать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче. Родители и воспитатели должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжительности (1,5—3 месяца), о возможных нарушениях.

Деятельность воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Воспитателю необходимо предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если малыша заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, готов к непротертой и разнообразной пище, умеет играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, не боится их, доверяет воспитателю, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом, его минует. С ним будет легко и родителям, и педагогу.

Если же родители не подготовили ребенка к дошкольному учреждению, если он имеет те или иные нарушения со стороны нервной системы (перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция и т. п.), что, к сожалению, встречается все чаще, или страдает хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то его адаптация к детскому саду будет затруднена.

Воспитатель группы в первую очередь сталкивается с тем, что дети, начавшие посещать детский сад, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Приходится в сжатые сроки организовать более или менее однородную группу, где все хотя бы понимают, что происходит вокруг и что от них требуется.

Известно, что наиболее легко приспосабливаются к детскому саду те дети, которые, во-первых, не боятся сверстников и взрослых, т.е. доступны контакту, а во-вторых, умеют играть или хотя бы заниматься игрушками самостоятельно или с другими детьми.

С первых дней пребывания ребенка в ДОУ педагог должен стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей, смягчить трудности перехода от домашнего (разного у всех) к общественному (одинаковому для всех) образу жизни. Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первый месяц, когда адаптация малышей к новым условиям доставляет им столько неприятных моментов.

Обращаться к детям раннего и младшего дошкольного возраста, которые только начали ходить в сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени: «Катенька, пойдем мыть ручки», а с другой — подчеркивать принадлежность ребенка к группе, учить реагировать на обращение «Ребята» и т.п.: «Ребята, теперь все садимся за столики! И ты, Катя, садись, и ты, Витя, — вот сюда». Все непривычные детям действия надо проговаривать, объяснять, многократно повторять: «Сейчас мы все оденемся, подойдем к своим, шкафчикам — это у нас Мишин шкаф, а это — Машин, а это — твой. А ты, Соня, молодец, сама свой шкаф нашла».

Если дети понимают воспитателя — их легко обучить тем вещам, с которыми дома они не сталкивались или привыкли делать по-другому. Важно сохранять индивидуальный подход — надо помнить, кто что умеет, у кого какие затруднения.

Одновременно воспитатель старается обратить внимание детей друг на друга, добиться, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю. Для этого существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком: «Вот, ребята, Леночка пришла. Здравствуй, Леночка! Давайте все вместе с ней поздороваемся. «, «Виталик пошел домой. Давайте попрощаемся: пока-пока, Виталик! До завтра!» В играх, например «Паровозик», дети — это вагончики, и у каждого свое имя. «Первый вагончик — Саша, к нему прицепился второй — Илюша, третий вагончик — Верочка, а паровозом сегодня будет Анюта!»

Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры (под руководством воспитателя) способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.

Большое внимание надо уделять руководству детской игрой, показывать простые действия с игрушками, доступные сюжеты, проигрывать их с разными игрушками. Постепенно малыши начинают повторять их, дополнять, вносить изменения — возникают первые игры. А ребенок, который в состоянии занять себя игрушками, находится в хорошем настроении, не плачет, легче входит в контакт с другими детьми, сначала повторяя за ними те или иные действия, затем — общаясь уже вне игровых ситуаций.

Есть дети, которым очень трудно есть и спать в незнакомой обстановке. Может пройти несколько дней, прежде чем ребенок согласится остаться в группе один, без мамы. Хорошо посоветовать маме дать ему с собой игрушку (не новую, но и не самую любимую — во избежание конфликтов), просто чтобы с ним оставалось что-то родное, «кусочек дома». Кроватку такому ребенку надо показать заранее, продемонстрировать, как другие ложатся, пообещать, что кроватка его подождет, а завтра он уже сможет спать на ней.

Исходя из типичных для адаптационного периода сложностей со сном, аппетитом, нестабильностью гигиенических навыков и т. д., воспитателю и помощнику воспитателя важно максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Если ребенок плохо ест, недопустимо его кормить насильно и даже просто настаивать на «доедании» всей порции: в этом возрасте легко возникает и закрепляется невротическая рвота. Если не засыпает, надо дать игрушку, посидеть с ним, успокоить, разрешить не спать, а просто закрыть глазки и тихо полежать. Детей с неустойчивыми гигиеническими навыками следует чаще приглашать в туалет. Напоминать им об этом надо и на прогулке. Они должны иметь запас сменной одежды и белья. Обычно эти проблемы снимаются к концу первого месяца посещения детского сада, но после длительного отсутствия (например, из-за болезни) могут ненадолго возникнуть вновь.

Если воспитатели и родители вместе доброжелательно, но твердо направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком (если он физически и психически здоров) не будет.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.

Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.

В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.

Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.

Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.

Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *