потешная палата группа биография

Потешная палата

Сегодня общественность хором гадает, как будет формироваться Общественная палата и в чем будут состоять ее задачи и полномочия. Одни по-женски размышляют вслух о том, как запрячь в одну палату спецслужбистского коня и трепетную правозащитную лань. Другие по-мужски вспоминают о ельцинской Общественной палате, созданной после разгона Верховного Совета как протез парламента. Третьи по-простому считают Общественную палату «ненужной декорацией» в обществе спектакля.

Великокняжеская «потеха» с участием скоморохов — певцов, игрецов на музыкальных инструментах, а также плясунов, лицедеев, акробатов, дрессировщиков — была обычной забавой при дворе московских князей. Аж ко второй половине XV в. относятся сведения о бывших при дворе «трубниках», «нагарниках», «набатниках» (трубачах, барабанщиках, литавристах). Составлявшие основу Потешной палаты скоморохи свозились в Москву из разных мест, прежде всего из Новгородской земли. Есть сведения о причислении к Потешной палате иноземцев, выходцев главным образом из германских и польских земель, — «органников», «цымбальников» (клавесинистов), «скрыпотчиков» (исполнителей на скрипках и виолах).

По свидетельству Е. Забелина ( Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях, М., 1869.), Потешная палата помещалась в подклете Теремных покоев. Там происходила большая часть княжеских увеселений и хранилась «потешная утварь и рухлядь».Она входила в ведение царского постельничего, затем — Приказа тайных дел. За штатом Потешной палаты надзирала бдительная «сторожа» из 4 человек. С той древней поры можно уже было говорить о «гражданском контроле за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы».

Потешная палата достигла своего расцвета в царствование Алексея Михайловича (1645—76), который по модным веяниям нового времени поддерживал светское искусство при дворе. Он выстроил сначала деревянные Потешные хоромы, а затем в конце 1670-х гг. место Потешной палаты занял кремлёвский Потешный дворец. Во времена правлений Бориса Годунова (1595-1605) и Василия Шуйского (1606-1610) при дворе также существовала своя «Потешная палата».

В придворных мистериях обычно развивались популярные темы переменчивости судьбы и изменчивости счастья. Но главной темой при дворе было воспевание благоденствия страны и долга царя, призванного заботиться о своих подданных. Робко, но звучала и тема «совести» как «благого» нравственного качества, и тема «любви» как прекрасного чувства, способного захватить человека и даже «бога земного» — царя. При этом намеренно подчеркивалась связь сценической придворной жизни с реальной. Как пишут театральные историки, в финале действа, разрушая иллюзию происходящего на сцене, все исполнители провозглашали: «Ей, ей, ей. Ей! Великая Москва с нами ся весели!».

При Михаиле Федоровиче широко был известен бахарь Богдан Путята. Во время свадьбы Михаила Федоровича государя тешили скрипачи: Ивашка Иванов, Онашка да новокрещеный немчин Арманка. Кроме скрипачей, при палате находились шуты и гусельники. Труд профессиональных лицедеев хорошо оплачивался. Так, гусельник Любим Иванов получал жалованья в год 16 рублей 38 копеек и полный наряд платья, что по тому времени составляло значительную сумму. Органы и цимбалы также составляли необходимую принадлежность Потешной палаты, и при них находились игрецы, например, популярный исполнитель Томила Михайлов Бесов.

В середине XVII века, после царского указа о запрещении по всей стране народных увеселений — хороводов, игрищ, песен и последовавших гонений на скоморохов, «Потешная палата» перестала существовать. Между прочим, затем в Потешном дворце проживали толмачи из Посольского приказа, которые переводили для царя иностранные газеты. Небезынтересно заметить, чем сделался Потешный дворец, когда там прекратились театральные представления. Полицейский суд и расправа от Стрелецкого приказа перешли под своды Потешного дворца, где князь Ромодановский и начал свою пыточную деятельность.

Источник

Потешная палата

Поте́шная пала́та государева, образовалась не позднее начала XVI в. Великокняжеская «потеха» с участием скоморохов — певцов, игрецов на музыкальных инструментах, плясунов, лицедеев, акробатов, дрессировщиков — была традиционной забавой при дворе московских князей. Ко второй половине XV в. относятся сведения о бывших при дворе «трубниках», «нагарниках», «набатниках» (трубачах, барабанщиках, литавристах). Составлявшие основу Потешной палаты скоморохи свозились в Москву из разных мест, прежде всего из Новгородской земли. Ко времени царствования Михаила Фёдоровича (1613—45) относятся сведения о причислении к Потешной палате иноземных музыкантов, выходцев главным образом из германских и польских земель, — «органников», «цымбальников» (клавесинистов), «скрыпотчиков» (исполнителей на скрипках, виолах). В 1630 из Голландии были выписаны органные мастера, обучившие нескольких русских учеников. В Потешной палате происходила большая часть княжеских увеселений, здесь хранилась «потешная утварь и рухлядь». Потешная палата располагала лучшими в Московском государстве исполнителями и сочинителями музыки, первоклассными мастерами музыкальных инструментов. Достигла расцвета в царствование Алексея Михайловича (1645—76), который, следуя веяниям нового времени (особенно после 1660), поддерживал светское искусство при дворе. Потешная палата помещалась в подклете Теремных покоев, входила в ведение царского постельничего, затем — Приказа тайных дел. За штатом Потешной палаты надзирала «сторожа» из 4 человек. Наряду с этим помещением существовали деревянные Потешные хоромы, которые Алексей Михайлович выстроил в 1646. В конце 1670-х гг. место Потешной палаты занял кремлёвский Потешный дворец.

Литература: Забелин И.Е., Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях, М., 1869.

Смотреть что такое «Потешная палата» в других словарях:

Потешная палата — (стар.) так называлось помещение в государевом дворце, хранившее все предметы (и все стременты ) дворцовых увеселений. Первое достоверное свидетельство о П. палате относится ко времени Годунова и Шуйского, но, вероятно, она существовала уже в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Потешная палата государева — образовалась не позднее начала XVI в. Великокняжеская «потеха» с участием скоморохов певцов, игрецов на музыкальных инструментах, плясунов, лицедеев, акробатов, дрессировщиков была традиционной забавой при дворе московских князей. Ко второй… … Москва (энциклопедия)

Москва — I Москва река в Московской и частично в Смоленской области РСФСР, левый приток Оки (бассейн Волги). Длина 502 км, площадь бассейна 17 600 км2. Берёт начало на Московской возвышенности. Питание снеговое (61%), грунтовое (27%) и дождевое… … Большая советская энциклопедия

Москва (столица СССР) — Москва. I. Общие сведения. Население М. столица СССР и РСФСР, центр Московской области. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политических, научных, промышленных и культурных центров, город герой. М. относится к крупнейшим по численности … Большая советская энциклопедия

музыкальная жизнь Москвы — Первые сведения о музыкальной жизни Москвы относятся к рубежу XV—XVI вв., когда, предположительно, был создан хор государевых певчих дьяков для участия в царских богослужениях и придворных церемониях. В придворный быт с конца XV в. проникают … Москва (энциклопедия)

Переславль-Залесский — (до 15 в. Переяславль) город областного подчинения, центр Переславского района Ярославской области РСФСР. Расположен на юго восточном берегу озера Плещеево, при впадении в него р. Трубеж. Соединён ж. д. веткой со станцией Берендеево (на… … Большая советская энциклопедия

Переславль-Залесский — В Ярославской области, областного подчинения, центр Переславского района, в 124 км к юго западу от Ярославля. Расположен в северо восточной части Клинско Дмитровской гряды, на юго восточном берегу озера Плещеево, при впадении в него р.… … Города России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *