почему сашка рискуя жизнью пополз за валенками
Урок литературы в 11 классе по повести В. Кондратьева «Сашка»
Урок литературы в 11 классе по повести В. Кондратьева «Сашка»
Цели: 1) обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны;
2) развитие умения анализировать текст;
3) нравственное и патриотическое воспитание учащихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.
0борудование урока: выставка литературы по теме, портрет писателя, аудиокассеты с записями военных песен, магнитофон.
У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.
1. Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.
2. Звучит фонограмма песни М. Ножкина «Под Ржевом».
3. Вступительное слово учителя.
Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.
4. Несколько слов об авторе повести «Сашка» Вячеславе Кондратьеве. (Прослушать сообщение ученицы)
Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они вошли в конце 50-х, в период «оттепели», а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда ему было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много, а рассказать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.
Оказывается, Кондратьев много лет писал что называется в стол, и, начиная с 1979г., когда в журнале «Дружба народов» появилась повесть «Сашка», он стал активно печататься.
Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что рассказал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.
Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Востоке, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года войны навсегда остались «самыми главными» в жизни.
Одно из интервью Вячеслава Кондратьева было озаглавлено «О войне придумывать не надо». В нём он так сказал о своем творчестве: «У каждого писателя должна быть сверхзадача, для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». Эта сверхзадача, владевшая им всю жизнь, заставила Вячеслава двадцать лет спустя после войны, летом 1961 года, пройти по местам своих ржевских боев. Работал он в то время художником-плакатистом и не помышлял, что когда-то станет известным писателем.
6. Фонограмма песни «На безымянной высоте». (1 куплет)
7. Учащиеся читают в отрывках поэму «Деревни русские».
Мы увидели с вами ещё одну грань В. Кондратьева как человека, который всю свою жизнь посвятил тем, кто был с ним на фронте, и тем, кому не суждено было вернуться.
Повесть «Сашка» была напечатана в 1979г., а в 1981вышла первая книга В. Кондратьева под тем же названием. Автор книги приезжал в Ржев, встречался с читателями. На память Центральной библиотеке имени он подарил книгу со своим автографом.
Эпиграф книги: «Всем, воевавшим подо Ржевом, – живым и мёртвым – посвящена эта повесть».
9. Беседа с ребятами:
• А вам, ребята, интересно было читать повесть «Сашка»?
• Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным, совестливым, находчивым, смелым)
• Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки.
• Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.
«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица».)
(эпизод с валенками)
• Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?
(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)
• На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?
(Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т. к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»)
• При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?
• Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?
(Заминка фрицев перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся.)
(отдал свой запасной диск)
• Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?
(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)
• Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.
И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)
Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.
• Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?
• Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой человек Сашка?
Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)
• Как разрешились мучительные размышления Сашки? (Комбат отменил приказ. А в жизни было по-другому.)
• Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует? (Надежный товарищ)
10. Сценка «В медсанбате»
Вывод: Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война. И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».
• Почему Сашку так обидела вечеринка в штабе? («Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»)
• Сколько обиды, злости было у Сашки, Жоры и лейтенанта Володьки, пока брели до госпиталя. Им, фронтовикам, побираться? просить еду, как нищим?
Вспомните деда, что дал раненым дельный совет копать картошку на поле и жарить лепёхи. Снабдил и махоркой, а на прощанье подколол: «Как дальше воевать-то будете?»
• Разбередил дед душу Володьке. А Сашка, утешая, сказал: «Война всё спишет». Согласны ли вы этими словами?
• Какие мысли не дают покоя лейтенанту Володьке?
• Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера? (именно потому, что готов защитить Володьку: ему трибунал грозил бы худшими последствиями. А что с рядового взять? Сашку никто не просил, он сам всё видит, понимает и поступает по совести)
11. Обобщение: В образе нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.
Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской».
12. Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?
Конспект занятия по литературе в колледже с презентацией. Лейтенантская проза. Кондратьев «Сашка»
1. Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.
2. Звучит фонограмма песни Владимира Трошина
Давным-давно была война,
Давным-давно прошла она.
Для тех, кто жив, она была когда-то.
Но помним мы, как в пламя шли
И как страну для нас спасли
Солдаты, солдаты, солдаты.
Припев.
Годы, сколько-б ни шли,
Вечно помнить родной стране
Всё, что сделали вы
В этой войне,
В трудной войне,
В страшной войне.
Давным-давно была война
И там, где всё сожгла она,
Хлеба желтеют и синеют реки.
Но тот, кто эту землю спас,
Остались жить в сердцах у нас
Навеки, навеки, навеки.
Давным-давно была война,
Но память нам на то дана,
Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.
И те, кому по двадцать лет,
Пусть знают, что глядят им вслед
Солдаты, солдаты, солдаты.
За годом год стучит в окно.
Была война давным-давно,
Давным-давно в запас ушли солдаты.
Но быль о ней всегда нужна,
О том какой была война
Когда-то, когда-то, когда-то.
3. Вступительное слово преподавателя.
75 лет наша страна победила в очень сложной и кровопролитной войне, которая по последним подсчётам статистов унесла жизни более 41 миллиона людей.
Сегодня мы с вами поговорим о произведения, которые были написаны о войне после 1945 года о военных действиях того времени. О том, как простые люди в различных сложных ситуациях находили правильные решения.
5. Слово преподавателя.
Сегодня мы с вами остановимся на одном авторе это В. Кондратьев и его произведении о войне «Сашка»
6. Краткая биография В.Кондратьева
Выступление одного из обучающихся. Доклад был подготовлен дома с презентацией.
10. Обобщение:
В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.
Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской».
11. Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?
Урок литературы по повести В. Кондратьева «Сашка».
Урок литературы в 11 классе по повести В.Кондратьева «Сашка»
Цели: 1) обсуждение повести В.Кондратьева «Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны;
2) развитие умения размышлять и анализировать текст;
3) нравственное и патриотическое воспитание учащихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.
0борудование урока: выставка литературы по теме, портрет писателя, аудиокассеты с записями военных песен, магнитофон.
У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.
Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.
З вучит фонограмма песни М.Ножкина «Под Ржевом».
Вступительное слово учителя.
Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.
Несколько слов об авторе повести «Сашка» Вячеславе Кондратьеве. / Прослушать сообщение ученицы/
Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фрон тового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они « вошли» в конце 50-х, в период «оттепели», а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда автору было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много, а расска зать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не рас скажет.
Оказывается, Кондратьев много лет писал что называется в стол, и, на чиная с 1979г., когда в журнале «Дружба народов» появилась повесть « Сашка», он стал активно печататься.
Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что расс казал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Сели жаровский тракт», «Отпуск по ранению», « B стр e чи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.
Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году, Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Вос токе, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года bo й h ы навсегда остались «самыми главными» в жизни.
6. Фонограмма песни «На безымянной высоте».( 1 куплет)
7.Учащиеся читают в отрывках поэму «Деревни русские»В. Кондратьева.
Мы увидели с вами ещё одну грань В.Кондратьева как человека, который всю свою жизнь посвятил тем, кто был с ним на фронте, и тем, кому не суж дено было вернуться.
Повесть «Сашка» была напечатана в 1979г., а в 1981вышла первая кни га В.Кондратьева под тем же названием. Автор книги приезжал в Ржев, встречался с читателями. На память Центральной библиотеке имени А.Н.Ост ровского он подарил книгу со своим автографом.
Эпиграф книги : «Всем, воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым – посвящена эта повесть».
9.Беседа с ребятами:
А вам, ребята, интересно было читать повесть «Сашка»?
Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным. совестливым, находчивым, смелым)
Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки.
«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица». )
/ эпизод с валенками /
Почему Сашка, рискуя жизнью», пополз за валенками?
(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)
На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?
Л ицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопас ности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»
При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?
/ зачитать с. 7-8 два последних абзаца /
Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?
/Заминка фрицев перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся /.
/отдал свой запасной диск/
Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?
(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)
Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен /ротный помог / и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.
В спомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на нем цев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы, при попытке к бегству, и спросу никакого.
И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)
• Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?
Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой человек Сашка?
Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкну лись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)
Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характери зует? (Надежный товарищ )
10. С ценка «В медсанбате» (инсценировка)
Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства? (1. радость от встречи с Зиной, 2.негодование по отношению к старшему лейтенанту, 3.обида, что в штабе будет вечеринка по поводу Первого мая)
Вывод: Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе : любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война. И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим.
Почему Сашку так обидела вечеринка в штабе? («Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»)
Сколько обиды, злости было у Сашки, Жоры и лейтенанта Володьки, пока брели до госпиталя. Им, фронтовикам, побираться? просить еду, как нищим?
Вспомните деда, что дал раненым дельный совет копать картошку на поле и жарить лепёхи. Снабдил и махоркой, а на прощанье подколол: « Как дальше воевать-то будете?»
Разбередил дед душу Володьке. А Сашка, утешая, сказал: «Война всё спи шет.» Согласны ли вы этими словами?
Какие мысли не дают покоя лейтенанту Володьке?
Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера, протестуя таким образом против плохого питания в госпитале? ( именно потому, что готов защитить Володьку, ему трибунал грозил бы худшими последствиями. А что с рядового взять? Сашку никто не просил, он сам всё видит, понимает и поступает по совести)
11. Обобщение: В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа сформированный своим временем, и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми у беждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.
Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской».
12.Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?
«Сашка» Кондратьева: анализ повести. Характеристика главного героя
Есть целый ряд произведений в русской литературе, которые правдиво описывают страшные фронтовые будни Великой Отечественой Войны. К этим трудам можно смело отнести и повесть «Сашка», анализ которой мы хотим провести с помощью рассуждений в этой статье. В этой повести отсутствуют высокопарные слова, которые славили бы русского солдата и подвиги народа. Вячеслав Кондратьев не задавался целью отразить здесь доблестные победы воинов, хотя надо обязательно отметить, что автор является писателем-фронтовиком, поэтому его взгляд особенно беспристрасный, а события изложены именно так, как они происходили на самом деле. Итак, проведем анализ повести «Сашка» Кондратьева.
Из истории создания повести
Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»
Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.
Основная мысль произведения
В кратком содержании повести «Сашка» автор по главам рассказывает о военных буднях. В.Л. Кондратьев описывает события, которым сам был свидетелем, говоря о том, как, несмотря на все ужасы, люди остаются людьми. Солдаты заботятся друг о друге, и даже о врагах. В кратком пересказе произведения видно, что война стала проверкой для многих, там проявились лучшие моральные качества: человечность, нравственность и принципы. Содержание рассказа кратко раскрывает доброту и милосердие советских солдат в окружении тяжелейших условий. Военные события нанесли травму целому поколению, в подробном пересказе последней главы видна разница между обычными буднями в тылу и военной жизнью, о которой прочитали ранее. Становится понятно, за что воевали и ради чего гибли солдаты на войне.
«Сашка»: краткое содержание повести
Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.
Раскрывая характер героя, автор обращает внимание читателя на несколько эпизодов из жизни Сашки. Совершенно буднично он совершает свои поступки:
Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.
Главные герои
В центре сюжета обычный сержант Сашка. Писатель не зря дал ему такой имя — сниженно-бытовая форма позволила сделать его близким читателям. Прототипом героя стал 17-летний Александр Капустин, отважный разведчик, которого наградили медалью «За отвагу». Он атаковал пулеметный расчет противника и взял в плен немецкого ефрейтора. Через несколько месяцев солдат героически погиб в бою и его похоронили в братской могиле деревни Красный Клин.
В книге Кондратьева «Сашка» главный герой не только сержант. Пленный немец тоже занимает важное место в тексте. Он столкнулся с неожиданным великодушием со стороны русского и это вызвало у него смешанные чувства. Мужчина отказывается верить в то, что ему дадут «хорошую жизнь». Сашка должен расстрелять немца по приказу командира, но он не может так поступить.
Есть в повести и любовная линия. Сашка знакомится с медсестрой Зиной из санроты, которая спасает ему жизнь. Сначала он думает, что война не располагает к любовным отношениям, но чувства к ней ему сложно перебороть. Зина же предпочитает выбрать лейтенанта и отправиться с ним на танцы. Сержант отпускает ее, хотя ему было сложно это сделать.
Характеристика главных героев позволяет составить полное представление о повести. Нередко на сочинении ЕГЭ приходится вспоминать книгу Кондратьева «Сашка». «Месть и великодушие» — это направление темы, которое подходит для того, чтобы применять это произведение. Аргументы из него помогают подтвердить необходимость сохранения нравственности в экстремальных условиях.
Пленение немца
Вот оно – одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка – анализ произведения тому доказательство – смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.
Жанр, тема и проблематика
Произведение «Сашка» является повестью по своему жанровому направлению. В нем очень подробно рассказывается о жизни солдат и обычных людей в военное время, их быте, проблемах, поэтому повесть относится к направлению реализма в русской литературе.
Проблематика нравственного выбора в трудных условиях выносится в центр произведения. Основной персонаж проходит через множество испытаний и является показателем настоящего облика человека. Важный момент в рассказе — взятие в плен немецкого солдата. В бою единственной целью Сашки является победа в военной схватке, но немного позже на него восходит озарение — перед ним такой же человек, но преследующий идеи фашизма.
Молодой сержант успешно выдерживает испытания любовью и властью. Он становится типизированным образом солдат, которые оказались на поле боя и лицезрели все ужасы войны. Основная идея повести гласит, что всегда и при любых условиях нужно сохранять человечность, не становиться противным самому себе. Вопрос «Можно ли и почему нужно оставаться нравственно живым во время ужасных военных действий», можно вынести как тему произведения.
В повести рассматриваются следующий проблемы:
Персонажи встречаются лицом к лицу с недостатком продуктов. Немного позже Сашка не решается убивать немецкого солдата, которого взял в плен, потому что считает низким поступком отнять жизнь у беззащитного. Автор подчеркивает главное: каждый герой может стать создателем своей судьбы.
Разбор и характеристика главных персонажей, сюжетной линии, а также жанра и проблематики помогает для написания сочинения с анализом произведения. Это будет полезно для учеников 11-ых классов, так как произведения Кондратьева, тема мести и великодушия довольно часто попадаются на ЕГЭ. Повесть помогает воссоздать образ солдат того времени, показать их тяжелую жизнь, заботы и переживания.
Защита лейтенанта
Еще один важный эпизод – случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового – к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.
В штабе батальона
Это сюжет первой части повести и ее краткое содержание.
Испытание любовью
На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.
Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.
В.Л. Кондратьев. «Сашка». Пересказ с цитатами из текста.
Глава 1.
Сашка заступил в очередной ночной наряд.
Вспомнил, как днём увидел убитого немца на пригорке. А у того хорошие валенки. Не самому Сашке они были нужны, а ротному, у которого они уж очень плохие. Но что-то остановило Сашку. Решил утром доползти до немца.
Вдалеке были слышны артиллерийская канонада, пулемётные очереди, но «привык уже Сашка к этому, обтерпелся». Ещё до призыва, живя на Дальнем Востоке, он переживал с остальными, что война пройдёт мимо, «не совершить им тогда ничего героического».
За два месяца на фронте не видел Сашка вблизи живого немца, только танки.
Ночь прошла, он с напарником попеременно отдыхал в шалашике. Вдруг канонада прекратилась, и Сашка решил сходить за валенками для ротного (не у него промокли насквозь, не высушить ему их до весны). «Для себя ни за что бы не полез… Но ротного жалко.» Подполз он к немцу. Стал снимать валенки. Но тут неожиданно начался артобстрел. И вдруг он увидел немцев, которые подходили со всех сторон. «…страх, сдавивший его поначалу, как-то сошел с него». Дал он автоматную очередь и побежал к своим предупредить.
Жаль, не знал Сашка немецкого, а то бы во время небольшого отдыха он спросил у немца: «…и как у немцев с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, сколько рому, и почему перебоев с минами нет.» А ещё он спросил у немца: «Ты мне скажи, чего с моим напарником, что в плен к вам попал, делать будете? Шиссен, наверное? Иль пытать будете?».
И вдруг понял Сашка, какая у него сейчас власть над этим немцем: захочет- доведёт до штаба, а захочет- убьёт. «И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». И немец понимал, что его жизнь в руках Сашки. «Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.»
По дороге часто попадались убитые советские солдаты, незахороненные. Стыдно было Саше за это перед немцем, «словно сам в чем-то виноватый». Наконец, дошли до штаба. Капитан стал спрашивать, откуда пришла разведка немцев, велел показать на карте. Потом комбат ненавидяще взглянул на немца. Горе переполняло командира- недавно убило его любимую женщину- Катеньку. Он приказал всем выйти из блиндажа.
Сашке непонятно было такое поведение командира. Тогда, когда немцы поднимались из-за оврага и шли на них, он «готов был давить и уничтожать безжалостно». Но с пленным он «мог разговаривать … по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…».
Немец на допросе ничего не сказал. Тогда ротный отдал приказ Сашке: «Немца – в расход!» Сашка стоял в недоумении и сказал командиру: «Товарищ капитан… Я ж обещался ему…». «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании». Но капитан заставил выполнить приказ и велел солдату Толику проверить исполнение. Но Сашка попросил его не мешать исполнять приказ, сам убьёт немца. За это отдал Толику трофейные час. Тут Сашка увидел лейтенанта, рассказал ему всё. Попросил отменить приказ, но тот не стал.
«Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все!»
Вдруг Сашка услышал чьи-то шаги: это шли комбат и Толик. Но Сашка твёрдо решил: «…не буду, не буду! Пусть сам комбат стреляет. Или своему Толику прикажет. Не буду!».
«…и смотрел на комбата уже без дерзости, но твердо, хотя и колотилось сердце, как бешеное, отдаваясь болью в висках.» Тут комбат отвернул глаза, стал уходить, отдав приказ отвести немца в штаб.
Глава 2.
Сашку ранило. Бойцы многие ему завидовали: отвевался, повезло, легко отделался, ведь в руку только ранило. Идя в санчасть, он по дороге услышал стон раненого в грудь солдата. Оставив его на месте, побежал в санчасть, где ему обработали рану. Затем с солдатами вернулся за раненым, довольный, что сдержал слово, данное тому, пошёл в тыл. Прошёл мимо места, где передал пленного немца начальству.
Глава 3.
Сашка и ещё двое ходячих раненых были отправлены в санчасть. Продуктов не дали, их можно было получить только в Бабине. А до него идти 20 вёрст. Но они были уверены, что по дороге их кто-то да накормит, «неужто картохи да хлеба кус не заработали они своим ратным делом». Однако прошли более полвины пути, а «интереса к ним никто не проявлял, никто не спросил ни разу: откуда, мол, идете, где ранило, большие ли бои были?». Поняли бойцы, что сотни таких проходят за день, привыкли все, «что в тылу голодуха и тяготы, и что на них никто как на героев каких не смотрит». Вспомнили, как торжественно их провожали на фронт, а сейчас, когда они «кровушку» проливали за страну, «никто в ладони не хлопает, никто по этому поводу не умиляется, никто самогону на их пути не выставляет».
На ночлег их тоже никто не пускал, мол, хата полная, много уже людей (обманывали). Да и Сашке было стыдно проситься, «понимал, сколько деревенькам этим ржевским довелось…».
Один из попутчиков всё радовался любой красоте, «все у него красота: к ручью вышли — красота, на поляну какую — красота, лес вдали засинел — тоже красота!».
Наконец она женщина пустила переночевать, даже накормила немного, хотя и у самой дети полуголодные.
Дошли до Лужкова, где располагался госпиталь. Они помылись, их перевязали и отправили в Москву долечиваться.
Доехал Сашка до Москвы.
«Думал ли он, гадал там, под ржевскими теми деревнями, пред полем тем ржавым, по которому и бегал, и ползал, на котором помирал не раз, думал ли, гадал, что живым останется и что Москву видит?» Всё ему здесь казалось чудом: трамваи, люди, спешащие на работу, в руках которых не автоматы, а обычные газеты, портфели, свёртки.
«Ну, а о женщинах и девушках и говорить не приходится — стучат каблучками туфелек, кто в юбке и кофточке, кто в платьице пестром, и кажутся они Сашке нарядными, праздничными, будто из мира совсем другого, для него почти забытого, а теперь каким-то чудом вернувшегося.
И странно ему все это, и чудно — словно и войны нет никакой!»
«Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительнее виделось ему его дело там…»
И шёл Сашка по Москве с высоко поднятой головой, не стесняясь своей одежды, небритого лица.
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.
Так какой же он, Сашка Кондратьева?
Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.
Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.
Композиция
Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.
Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.
Для названия повести автор намеренно выбрал самое распространенное мужское имя, придав ему сниженно-бытовую форму. Благодаря этому ходу герой с первых страниц становится близким и понятным читателю.