на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Как растут дети

Изменение формы и длины ног в детском возрасте

Что касается возраста, оптимального для выполнения корригирующих операций, то нужно знать, что что при выраженных деформациях оперировать ребенка нужно как можно раньше.

При грубых деформациях бедра или голени не нужно ждать какого-либо «оптимального» возраста. Чем раньше выполнена корригирующая остеотомия, тем меньше будет негативных последствий и осложнений. При небольших деформациях операции можно выполнять уже в подростковом возрасте.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Изменение формы ног у детей разного возраста

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Коррекция вальгусной деформации у ребенка путем «замыкания» ростковых зон

Меняется не только форма, но и длина костей. Происходит это за счет ростковых зон, которые находятся около суставов. «Вклад» ростковых зон в увеличение длины костей, расположенных на разных уровнях, неодинаков.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Ростковые зоны, расположенные на разных уровнях, имеют разное значение для увеличения общей длины тела и, соответственно, увеличения роста. Ниже приведены показатели «вклада» каждой из ростковых зон в общую длину тела:

Соответственно, нужно выбрать возраст, в котором нужно выполнить такие операции. Для этого ребенку необходимо как минимум год наблюдаться у ортопеда, выполняя рентгенографию конечности и измеряя длин бедренной и большеберцовой кости. Это позволяет определить «скорость» отставания конечности в росте. Определив эту «скорость», с помощью формул или таблиц определяют возраст, оптимальный для блокирования зон роста.

Источник

Коррекция разной длины ног

Удлинением бедра или голени

Распространенность

Укорочение ноги – одна из самых распространенных проблем. У каждого тысячного человека разница в длине ног превышает 2 см. В большинстве случаев это состояние обнаруживается как случайная находка. При врожденном укорочении первые проявления этого патологического состояния развиваются бессимптомно. В этом заключается опасность постепенно развивающегося укорочения.

Какие бывают виды укорочения

Укорочение ног бывает:

Врожденное укорочение обнаруживается у детей в раннем возрасте и постепенно прогрессирует. Если родители сами заподозрили проблему, то определить приблизительную разницу в длине ног можно самостоятельно. Это единственное, что можно сделать самостоятельно. Следующий шаг – консультация специалиста. Разная длина ног у ребенка может быть симптомом самых различных, в том числе серьезных заболеваний скелета. В некоторых случаях необходимо срочное врачебное вмешательство.

Последствия и осложнения разной длины ног

Разница в длине ног приводит к целому ряду патологических состояний:

Одна и та же величина разницы в длине ног оказывает более пагубное влияние на организм ребенка, чем на организм взрослого человека. Это связано с разной шириной таза. У детей таз узкий, поэтому центры головок бедер находятся близко, поэтому угол наклона таза и отклонение позвоночника будут больше.

Комплекс патологических расстройств, которые развиваются из-за разницы в длине ног, некоторые авторы так и называют — «синдром неравной длины ног». При отсутствии лечения разница в длине ног может привести к тому, что многие функциональные компенсаторные установки (например, деформация позвоночника) трансформируются в необратимые фиксированные деформации (сколиоз).

S-образный сколиоз, сформировавшийся в результате некомпенсированной разницы в длине ног 10 см у пациентки 40 лет

Лечебная тактика при выявлении разной длины ног

Приобретенная разная разница в длине ног в результате перелома или повреждения ростковой зоны требует как можно ранней компенсации

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги
Посттравматическое укорочение правого бедра у пациента 15 лет, которое привело к отклонению таза и деформации позвоночника. Удлинение бедра привело к полному восстановлению.

Существует заблуждение, что для выполнения реконструктивных операций необходимо дожидаться 16-18 лет. При выраженном укорочении (более 3 см) операцию необходимо выполнять как можно раньше – в возрасте 6-7 лет, чтобы в школе ребенок не чувствовал себя ущербным.

Истинное укорочение у взрослых чаще всего связано либо заболеваниями, которые остались с детства, либо относится к категории т.н. приобретенных. Как правило, такие «приобретения» являются последствиями травмам или операций. Нередко укорочения сочетаются с посттравматическими деформациями. Взрослые гораздо хуже приспосабливаются к этому патологическому состоянию и раньше приходят к мысли о необходимости хирургического лечения.

На чем основан принцип удлинения конечностей?

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги
Регенерат большеберцовой кости в процессе удлинения голени на 7 см

Мы предлагаем Вам самые современные методы удлинения, которые позволяют значительно сократить сроки фиксации аппаратом Илизарова и приступить к ранней реабилитации (экспресс-методы с фиксацией интрамедуллярным штифтом).

Источник

На втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Статья основана на материалах опубликованных знаменитым американским ортопедом Стейли на сайте global-help.org

Перевод: Василистов Д.Б. http://ortosite.ru/

Комментарии к статье: Козик А.Н. (**)

Плоскостопие

Родители беспокоятся о плоскостопии, но … плоскостопие считается нормой в большинстве случаев у новорожденных младенцев, детей постарше, и у взрослых. Специальные обувь, вкладыши, супинаторы и упражнения не помогают увеличить свод стопы при мобильном (физиологическом) плоскостопии.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Знаете ли вы?

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

У каждого пятого ребенка уплощение свода стопы остается на всю жизнь. Большинство взрослых с мобильным плоскостопием имеют сильные, безболезненные стопы.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Большинство детей имеют уплощение продольного свода стопы из-за повышенной подвижности в суставах, характерной для детского возраста. При нагрузке стоя стопы уплощаются, и кажется что они «выворачиваются» кнаружи.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Свод стопы восстанавливается, стоит ребенку сесть или привстать на носочки

Точно также как нормальные дети имеют разный рост.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

. нормальные своды стоп также имеют разную высоту.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Ношение вкладышей и супинаторов при простом мобильном плоскостопии может причинять ребенку дискомфорт при ходьбе

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

… и является откровенно пустой тратой денег.

Доктор будет обеспокоен если плоская стопа:

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги
жесткая болит тяжелой степени

Но еще большую обеспокоенность вызывает увеличенный свод стопы, поскольку такие стопы в далнейшем могут вызывать боли при нагрузке.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Косолапие (intoeing)

Интоинг это очень частое явление в детском водрасте, которое обычно проходит по мере взросления.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Имеются три причины интоинга, которые доктор может определить во время осмотра:
1. Искривление стопы
2. Торсия(скручивание) костей голени
3. Торсия бедренной кости

Искривление стопы

Искривление стопы вызывается положением плода внутри матки. Большинство позиционных искривлений стоп проходят самостоятельно, без лечения, в течении первых месяцев жизни ребенка. Хотя в некоторых случаях улучшение формы стопы может продолжаться до трехлетнего возраста.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

В редких случаях когда искривление стопы сильно выражено, медленно проходит, стопа жесткая приходится накладывать корригирующие гипсовые повязки. Специальные ботинки не приводят к улучшению в данной ситуации.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Торсия костей голени

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги
Торсией голени называется скручивание костей голени, в данном случае кнутри, вдоль своей оси. Это вариант нормы и очень часто встречается у новорожденных и детей младшего возраста. Ортезы, специальные упражнения, брейсы или ортопедическая обувь не в состоянии исправить скручивание костей и, фактически, могут оказать вредное воздействие. У большинства детей кости «распрямляются» самоостоятельно, без всякого лечения, в первые годы жизни.

Торсия бедра

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Искривление ног (О-образные и Х-образные ноги)

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Только грамотный ортопед может решить есть ли какие-то нарушения в росте ног у ребенка или нет. Доктор может заподозрить патологию если деформация ног тяжелой степени, выражена преимущественно на одной стороне или искривление ног прослеживается у других членов семьи, особенно если большинство близких родственников имеют небольшой рост.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Обувь

Размер обуви

Обувь лучше подбирать чуть посвободнее, чем тесную.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Жесткая, «ортопедическая» обувь не подходит для стоп, потому что ограничивает движения, которые необходимы для развития силы и гибкости стопы. Стопы ребенка нуждаются в защите от холода и повреждений острыми предметов, а также в свободе движений.

Падения ребенка могут привести к травмам. Плоская подошва, которая не прилипает к полу и не скользит лучше всего.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Материал из которого сделана обувь должен пропускать максимум воздуха, что особенно важно для территорий с жарким климатом.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги
Избегайте покупать обувь причудливой формы. Узконосая обувь, высокие каблуки и жесткая подошва вредят стопе.

Заключение

Большинство беспокойств родителей относительно плоскостопия и искривления ног необоснованы. Варианты развития многочисленны и с возрастом ноги принимает обычную форму. Только грамотный ортопед может определить, все ли нормально с ногами у вашего ребенка.

Помните

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Крик души
Удивительно, но такие простые и логичные истины, напрочь забыты не только родителями но и многими ортопедами, педиатрами и неврологами. Каждодневно приходится наблюдать несчастных детишек, закованных в высокие жесткие ортопедические ботинки чуть ли не с семимесячного возраста. Бедные мамы и папы носятся по поликлиникам истязая своих любимых крох бесконечными массажами, электрофорезами и парафинами. Ортопедические салоны радостно потирают руками, продавая десятками супинаторы годовалым детишкам.

Небольшая история, взятая как илюстрация, с сайта babyblog

Мама ребенка жалуется:

Сама бы я не подумала никогда.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Еще, моя любитель вот так сидеть

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

Врач запретил здоровому ребенку двигаться! Назначил соответствующую экзекуцию.

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Смотреть картинку на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Картинка про на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги. Фото на втором году жизни у ребенка существенно удлиняются ноги

** (лично встречал подобное отношение)

Многое можно простить родителям, родительский долг которых обязывает «вылечить» свое здоровое дитя во чтобы ты ни стало, только из-за того что походка или ножки у малыша не похожи на походку или ноги взрослого человека. Но как понять массу дипломированных специалистов, которые понятие не имеют, что ребенок это не уменьшенная копия взрослого, а совершенно особенный организм, живущий по своим законам. Кому как не врачам знать эти законы и убеждать родитьелей что можно, а что не надо лечить малым детям.

Оригинал публикации: What Parents Should Know About Flatfeet, Intoeing, Bent Legs and Shoes for Children. Copyright © 1979 by Staheli, Inc.
Reprinted 1983,1993. Second edition 2004 All rights reserved. Design: Lynn T Staheli, MD & Vincent S. Mosca, MD
Children’s Hospital and Regional Medical Center, Seattle, Washington, USA

Источник

Основные варианты неврологической патологии детей первого года жизни раздел 3

Синдромы двигательных расстройств

Двигательные нарушения у новорожденных и грудных детей принципиально отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Поражение мозга на ранних стадиях онтогенеза вызывает в большинстве случаев генерализованные изменения, что крайне затрудняет топическую диагностику; чаще можно говорить лишь о преимущественном поражении тех пли иных отделов мозга.

Очень трудна в этот возрастной период дифференциация пирамидных и экстрапирамидных нарушений. Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторвая активность. Симптоматология изменения мышечного тонуса может выглядеть различно в зависимости от возраста ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 мес), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.

Гипотония, выраженная с рождения, может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни. Выраженность клинических проявлений мышечной гипотонии варьирует от легкого снижения сопротивления пассивным движениям до полной атонии и отсутствия активных движений.

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 мес сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задер-живается надолго.

Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (акушерский парез руки, травматический парез ноги). В этих случаях задержка будет парциальной.

Синдром двигательных расстройств у детей первого года жизни может сопровождаться мышечной дистонией (состояние, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией). В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Такие состояния называют «дистоническими атаками». Наиболее часто мышечную дистонию наблюдают у детей, перенесших гемолитическую болезнь в результате резус- или АВО-несовместимости. Выраженный синдром мышечной дистонии практически делает невозможным развитие у ребенка выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона и др. нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами и т. д. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе.

При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики.

Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно, к 10-11 мес. Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет. Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками; ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушение ем реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно. Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии. Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации. Дизартрические расстройства особенно влияют на развитие навыков экспрессивной речи.

Наиболее частой формой двигательных нарушений у детей первого года жизни является синдром детского церебрального паралича (ДЦП). Клинические проявления этого синдрома зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус. Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные релексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия. Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка).

Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).

Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, необходимо рассмотреть влияние тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.

Тонический лабиринтный рефлекс. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины набок, а затем на живот. В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только «блоком», т. е. отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса.

При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и oneреться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота^ на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возмож-ность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций.

Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР)- один из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, АШТР возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. АШТР более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя.

АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной сторо-не; в результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея. сколиоз позвоночника.

Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания.

АШТР нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние АШТР на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Симметричный шейный тонический рефлекс. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок.

При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад; опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках и ребенок падает вперед. Изо-лированное влияние симметричных шейных тонических реф-лексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.

Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии).

Положительная поддерживающая реакция. Влияние положительной поддерживающей реакции на движения проявляется в нарастании экстензорного тонуса в ногах при соприкосновении ног с опорой. Поскольку при стоянии и ходьбе дети с церебральными параличами всегда вначале касаются опоры подушечками стоп, эта реакция постоянно поддерживается и стимулируется. Происходит фиксация всех суставов ног. Ригидные конечности могут удерживать массу тела ребенка, но они значительно затрудняют выработку реакций равновесия, для которых необходима подвижность суставов и тонкая регуляция постоянно реципрокно меняющегося статического состояния мышц.

Содружественные реакции (синкинезии). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (т. е. выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и т. д.). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемкплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникнове-ние содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот). При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Ес-ли мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенден-ции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП.При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

Сухожильные и периостальные рефлексы при церебральном параличе высокие, однако из-за мышечной гипертонии они часто вызываются с трудом.

Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью приводит также к нарушению речевого и психического развития [Мастюкова Е. М., 1973, 1975]. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению тонуса мышц в корне языка, что затрудняет формирование произвольных голосовых реакций. При выраженном АШТР тонус в артикуляционных мышцах повышается асимметрично, больше на стороне «затылочных конечностей». Положение языка в полости рта при этом также часто асимметричное, что нарушает произнесение звуков. Выраженность симметричного шейного тонического рефлекса создает неблагоприятные условия для дыхания, произвольного открывания рта, движения языка вперед. Этот рефлекс вызывает повышение тонуса в спинке языка, кончик языка фиксирован, плохо выражен и часто имеет форму лодочки.

Нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование голосовой активности и звукопроизносительной oстороны речи. Крик у таких детей тихий, мало модулированный, часто с носовым оттенком или в виде отдельных всхли-пываний, которые ребенок производит в момент вдоха. Расстройство рефлекторной деятельности артикуляционной мускулатуры является причиной позднего появления гуления, лепета, первых слов. Гуление и лепет характеризуются фрагментарностью, малой голосовой активностью, бедностью звуковых комплексов. В тяжелых случаях истинное протяжное гуление и лепет могут отсутствовать.

Таким образом, речевые нарушения у детей раннего воз-раста, страдающих церебральным параличом, проявляются задержкой формирования моторной речи в сочетании с раз-личными формами дизартрии (псевдобульбарная, мозжечковая, экстрапирамидная). Тяжесть речевых нарушений зависит от времени поражения мозга в процессе онтогенеза н преимущественной локализации патологического процесса. Психические нарушения при церебральных параличах обусловлены как первичным поражением мозга, так и вторичной задержкой его развития в результате недоразвития двигательных речевых и сенсорных функций. Парезы глазодвигательных нервов, задержка формирования статических и локомоторных функций способствуют ограничению полей зрения, что обедняет процесс восприятия окружающего мира и приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Нормальному психическому развитию ребенка способствует деятельность, в результате которой происходит накопление знаний об окружающей среде и формирование обобщающей функции мозга. Парезы и параличи ограничивают манипуляцию с предметами, затрудняют их восприятие на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации отсутствие предметных действий препятствует формированию предметного восприятия и познавательной деятельности. В нарушении познавательной деятельности важную роль играют и речевые расстройства, которые затрудняют развитие контакта с окружающим.

Недостаточность практического опыта может быть одной из причин расстройств высших корковых функций в более старшем возрасте, особенно несформированности пространственных представлений. Нарушение коммуникативных свя-зей с окружающим, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность также способст-вуют задержке психического развития. Мышечная гипертония, тонические рефлексы, речевые и психические расстройства при ДЦП могут быть выражены в различной степени. В тяжелых случаях мышечная гипертония развивается в первые месяцы жизни и, сочетаясь с тоническими рефлексами, способствует формированию различных патологических поз. По мере развития ребенка становится более отчетливой задержка возрастного психомоторного развития.

В случаях средней тяжести и легких неврологическая симптоматика и задержка становления возрастных психомоторных навыков не так резко выражены. У ребенка постепенно формируются ценные симметричные рефлексы. Двигательные навыки, несмотря на их позднее становление и неполноценность, все-таки дают возможность ребенку адаптироваться к своему дефекту, особенно если руки поражены легко. У таких детей развиваются контроль головы, функция захвата предмета, зрительно-моторная координация, повороты туловища. Несколько труднее и длительнее овладевают дети навыками самостоятельно сидеть, стоять и ходить, сохраняя равновесие. Диапазон двигательных, речевых и психических нарушений у детей первого года жизни с церебральным параличом может колебаться в широких преде-лах. Он может касаться как всех функциональных систем, составляющих ядро детского церебрального паралича, так и отдельных его элементов. Синдром ДЦП сочетается обычно с другими неврологическими синдромами: поражения черепных нервов, гипертензионно-гидроцефальным, церебрастеническим, судорожным, вегетативно-висцеральных дисфункций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *