почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни

Несколько трудностей на пути к ЗОЖ

Многие из тех, кто ранее задумывался о том, чтобы перейти полностью на ЗОЖ, сталкивались с типичными трудностями на пути к осознанности. Ведь Здоровый Образ Жизни — это прежде всего осознанность как в поступках, так и в питании, и именно в достижении этого состояния трудности, возникающие на пути, одних сбивают с толку, а другим помогают выйти на качественно новый уровень жизни.

Первая проблема, с которой сталкиваются новички — трудность отказаться от неправильной пищи. Да, она вкусная и жирная, но не полезная для организма. Помимо калорий в ней нет ничего, за что можно было бы зацепиться и удержать ее в рационе. Например, в гамбургере содержится до 600 калорий. В то время как такое же количество содержится в ряде более полезных салатов, которые можно есть практически в неограниченном количестве, насыщая организм полезными минералами и калориями.

Стрессовое состояние из-за отказа от любимых блюд также может сопровождать на первых этапах. Но важно отдавать себе отчет в необходимости преодоления этого состояния. Ведь чем осознаннее человек питается, тем лучше будет его физическое и духовное состояние. Если сбиться на полпути ради любимой картошки фри, то здоровее от нее вряд ли можно стать, а вот калории придется отрабатывать. Кроме того, после съеденного лишнего кусочка психологически эйфория наступает только в первые минуты. Дальше идет снижение самооценки и самокопание, в таком случае поможет спортивное питание в Москве.почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть картинку почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Картинка про почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни

Еще один пункт — занятия спортом. Очень важно начать тренироваться хотя бы самостоятельно. Постепенно придет и опыт, поскольку многие новички смущаются даже домашних тренировок, боясь лишний раз навредить организму. Однако в таком случае стоит иметь хотя бы базовые познания, а также научиться тренироваться по системе тренировок видео. Есть множество тренеров и программ различного уровня, которые помогут развить тело и повысить мотивацию.

Как можно увидеть, при помощи рационального подхода к формированию принципов ЗОЖ можно преодолеть любые трудности и стать чуточку здоровее.

Источник

ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто

Здоровый образ жизни как социальный фактор: реальное положение и проблемы

Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха. В частности, определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности.

Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки, туризм и призваны компенсировать двигательное голодание, или, как говорят ученые, гиподинамию.

Казалось бы, все ясно. Но на практике получается не совсем так. Мы все с вами являемся свидетелями того, что из года в год ухудшается состояние здоровья населения республики, областей России в целом. Этому способствуют социально-экономические факторы, ухудшение экологической обстановки, заметное снижение двигательной активности, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие веры в самого себя, семью, как опоры общества и т.д.

Вызывает большую озабоченность и тот факт, что в настоящее время Российская Федерация по уровню смертности и средней продолжительности жизни устойчиво занимает одно из последних мест среди индустриально развитых стран. Согласно прогнозу Госкомстата России и Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации в течение ближайших 10 лет численность населения страны может сократиться на 11,2%. По оценкам специалистов 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает, как мы знаем, приспособительные и компенсаторные механизмы, поддерживающие здоровье. Об этом свидетельствуют увеличение психических заболеваний, неврозов, депрессий, рост алкоголизма и наркомании (около 2 млн. человек в России), сердечно-сосудистых заболеваний

М.А. Грязнова предлагает следующее:

Первое. Переориентация медицинской науки и здравоохранения на первичную профилактику. Что мы имеем здесь в виду? Стоимость профилактических программ несравненно ниже стоимости лечения пациента и их дальнейшего социального обеспечения по причине нетрудоспособности и инвалидности. В Канаде было подсчитано, что затраты в год на программу профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в провинции с населением в 1 млн. человек (практически как Республика Мордовия) равняются стоимости содержания одной койки интенсивной терапии в год. Многие профилактические программы в странах, добившихся успехов в борьбе с заболеваниями, начались в неблагоприятной для этих стран экономический период. Этому есть объяснение: дефицит средств заставляет лучше планировать их использование. Данное положение справедливо и для нашей России.

В рамках бюджетного финансирования необходимо использовать финансовые средства для развития профилактики в виде перераспределения ресурсов внутри здравоохранения. Конечно, в условиях дефицита в скудном бюджете трудно изыскать какие-либо средства. Развитие профилактики требует перераспределения финансирования внутри сектора здравоохранения, отказ от финансирования на койко-день и переход на финансирование на душу населения. Одним из источников финансовой поддержки профилактики на уровне первичного здравоохранения могут стать средства страховых организаций, фонда обязательного медицинского страхования.

Поскольку процесс формирования здоровья должен быть непрерывным и последовательным, то реализацию курсов и программ гигиенического воспитания в учебных заведениях предпочтительнее возлагать на педагогов, прошедших у врачей-специалистов по гигиеническому и психическому воспитанию расширенную подготовку. Поэтому необходима корректировка программ подготовки в ВУЗах как педагогов, независимо от профиля преподаваемого ими предмета, так и врачей, независимо от специальности.

Общеизвестно, что занятия физической культурой и спортом, наряду с прямым положительным эффектом, значительно снижают воздействие негативных факторов социальной среды на человека. Физическая активность способствует отказу от вредных привычек, повышает здоровье, работоспособность, способствует увеличению сопротивляемости организма экологически неблагоприятной окружающей среде. В связи с этим в республике большое внимание, на наш

Таким образом, говоря о нашем обществе, можно сказать, что практически здоровых людей нет, потому что одни страдают физическими и психическими заболеваниями, а другие нравственными.

Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни молодежи

Для того чтобы общество осознало важность профилактических мер, позволяющих укрепить и сохранить свое здоровье, необходимо повысить социальную значимость физической культуры и спорта, важность физической активности; сформировать взгляд на физическую культуру и спорт, как на факторы здорового образа жизни.
Очевидно, что в последнее время интерес к здоровому образу жизни и спорту в нашей стране значительно возрос.

На сегодняшний день можно выделить пять основных блоков мер, влияющих на формирование здорового жизнеспособного молодого поколения:

Массовый спорт еще некоторое время назад был недооценен в нашей стране как интересное и функциональное по социальной ценности зрелище и форма физической активности. На сегодняшний день ситуация меняется. В республике регулярно проводятся массовые любительские физкультурно-оздоровительные соревнования среди детей и молодежи, доступные каждому желающему. Такие соревнования, как «Кросс наций», «Лыжня России» и другие, способствуют привлечению большого числа молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Проведение спортивных праздников, открытие спортивных центров и освещение этих событий в средствах массовой информации также способствуют формированию убеждения молодого поколения в престижности здорового образа жизни.

Необходимо учитывать мотивационную функцию зрелищности профессионального спорта. В стране успешно и на высоком уровне проходят чемпионаты мира, России, Европы по различным видам спорта. Проведение международных крупномасштабных соревнований показало, что яркое, эмоциональное освещение спортивных соревнований в средствах массовой информации может вовлечь в мир спорта многих.

Подготовка к проведению престижных всемирных соревнований даст возможность строительства новых спортивных объектов, что послужит дополнительным толчком к развитию массового спорта.

Источник

Проблема формирования здорового образа жизни.

почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть картинку почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Картинка про почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть картинку почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Картинка про почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть картинку почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Картинка про почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть картинку почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Картинка про почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни

почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть картинку почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Картинка про почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни

почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть картинку почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Картинка про почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни

Тема 4.

Принципы и направления формирования здорового образа жизни.

1. Понятие здорового образа жизни.

2. Проблема формирования здорового образа жизни.

3. Принципы формирования здорового образа жизни.

По данным ВОЗ, условия и образ жизни людей определяют около 52-53% количества индивидуального здоровья человека.

Под образом жизни многие исследователи понимают устойчивый, сложившийся в определенных общественно – экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

Однако, образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и обусловливают образ жизни материальными и нематериальными факторами.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком биологических, общественных, профессиональных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.Здоровый образ жизни выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

С медицинской точки зрения здоровый образ жизни–это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Понятие здорового образа жизниопределяется по-разному: в зависимости от прикладного назначения различают «узкую» и «расширенную» трактовки.

1) Узкая трактовка ЗОЖ делает акцент на личностный компонент здорового образа жизни. Например, представители психолого-педагогического направления (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) рассматривают здоровый образ жизни с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Личностный компонент ЗОЖ также отражает зависимость образа жизни от наследственных типологических особенностей человека, особенностей характера, воспитания. В личностном плане образ жизни человека зависит от:

— морально-волевых качеств и жизненных целевых установок человека;

— способности человека обеспечить себе социальное благополучие.

2) В отличие от узкой, расширенная трактовка ЗОЖ предполагает более широкий социальный контекст, обусловленный социальными детерминантами здоровья. В данном понимании здоровый образ жизни – это биосоциальная категория. В таком понимании здоровый образ жизни – это определенный тип жизнедеятельности человека, который обусловливается его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Смотреть картинку почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Картинка про почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни. Фото почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни

Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом.

Социальный компонент здорового образа жизни обусловлен: условиями жизни и работы, состоянием экологии, доступностью транспорта, социальных объектов и др.

По мнению Э.Н. Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу следующих обстоятельств: социальных, культурных, материальных и профессиональных.

Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи – укрепление здоровья индивидуума.

Проблема формирования здорового образа жизни.

О здоровом образе жизни ученые начали задумываться еще в древности.

На Востоке существовали целые системы управления психическими и физиологическими функциями организма, укрепления жизненной силы организма. Например – йога в Индии, система дыхательных и двигательных упражнений цигун в Китае и т.д.

Значительную роль формированию здорового образа жизни уделяли и на Западе – в древнегреческих городах-государствах и в древнем Риме.

Уже в трудах древнегреческих философов возникли разные трактовки здоровья и здорового образа жизни.

Гиппократ специфическим элементом здорового образа жизни считал здоровье человека, а Демокрит – духовное начало.

Образ жизни современного человека не соответствует здоровому образу жизни. Характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной нагруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами, что приводит в конечном счете к развитию так называемых болезней цивилизации.

Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако, двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно – психического и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно – техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили и работали в тесном общении с природой, синхронно природным ритмам. Вставали с рассветом и ложились спать при наступлении темноты. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.

Актуальностьздорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Болезни современного человека обусловлены также его образом жизни и повседневным поведением.

Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительной реакций. А взрослые, и в том числе учителя, редко придерживаются указанных правил. Старшеклассники и студенты не занимаются формированием своего здоровья, т. к. это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.

В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10 – 15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.

Источник

Статья на тему: «ЗОЖ как психолого-педагогическая проблема»

Здоровый образ жизни младшего школьника как психолого-педагогическая проблема

Лесь Анна Владимировна

Постановление проблемы. На современном этапе развития общества активизировалось внимание к здоровому образу жизни детей. Состояние здоровья является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья детей и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение. Неслучайно педагоги в последнее время проявляют глубокий интерес к проблеме здоровья, воспитания у них ответственного отношения к своему здоровью, к здоровью окружающих и здоровью будущих поколений. В последнее время, когда стало понятно, что медицина не всегда может справиться со всем шквалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Анализ исследований. Изучением здорового образа жизни дет е й занимались и занимаются ученые и педагоги разных стран и эпох. Большой вклад в развитие здорового образа жизни детей внесли: А.С. Залманов, Г.Д. Алимжанова, Г.Н. Жарова, И.П. Березен, К.А. Абульханова-Славская, М.Я. Вилинский, Н.М. Амосов, Н.Н. Моисеев, Н.Т. Веселов, Н.П. Дубинин, Р.И. Айзман, С.В. Алексеев, С.В. Григорьев, Ю.М. Федоров, Ю.П. Лисицин и другие.

В настоящее время психологи, педагоги и валеологии, рассматривают формирование здорового образа жизни с позиции формирования его элементов (Б.Н. Чумаков, В.В. Марков, В.И. Дубровский, В.П. Петленко, Г.Л. Апанасенко, Г.Л. Билич, Г.С. Никифоров, Е.А. Ботоева, Е.В. Сунгурова, И. Бакулина, И.И. Брехман, И.И. Соковня-Семенова, К. Байер, Л.А. Попова, Л.Б. Дыхан, Л.Г. Татарникова, С.В. Попов, С.Н. Варламова.

Цель статьи. Изучить проблему формирования здорового образа жизни в начальной школе.

Основная тема. «Теоретические основы формирования здорового образа жизни у младших школьников на основании анализа различных подходов к определению понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» позволил уточнить определение понятия «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни – рациональное поведение учащихся, способствующее удовлетворению биологических и социальных потребностей, направленных на укрепление собственного здоровья, т.е. психического, физического и социального благополучия[4, с.6]. Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика физиологического, психологического и функционального развития ребенка с высоким уровнем адаптированности к среде, основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижения уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнидеятелности организма ученика[4].

Здоровье во многом зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни, как необходимое, но не достаточное условие, предполагает отсутствие вредных привычек. Кроме того, главное в здоровом образе жизни – это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели, ценности и т.д. Исходя из этого, здоровый образ жизни определяется как деятельность младшего школьника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни. При этом представление о здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия младшего школьника в процессе сохранения и укрепления здоровья.

Охрана и укрепление здоровья – важнейшего из жизненных приоритетов – является одной из насущных проблем нашего сообщества. Уже в дошкольном возрасте дети имеют различные патологии. Переход ребенка к режиму школьного обучения вызывает глубокую функциональную перестройку в его организме, причем у многих детей при этом страдает здоровье.

Ориентация младшего школьника на здоровый образ жизни рассматривается как личностное образование, которое включает устойчивые представления младшего школьника о здоровом образе жизни как ценности, а также предполагает их оценку с позиции личностной значимости, проявление бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, осуществление линии поведения, основывающейся на приоритете здоровья.

Для более полного раскрытия механизма формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни выделяют основные критерии: когнитивно-смысловой, эмоционально-волевой, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Когнитивно-смысловой критерий предполагает отражение в сознании младшего школьника результата овладения знаниями о здоровом образе жизни как ценности, осознание ее значимости на личностно-смысловом уровне. Эмоционально-волевой критерий отражает спектр установок младшего школьника в осуществлении здорового образа жизни. Он представляет собой качество отношения младшего школьника к видам деятельности, направленным на осуществление здорового образа жизни. Деятельностный критерий отражает практический, действенный характер ценностной ориентации младшего школьника на здоровый образ жизни, проявляющийся в активности учащегося по присвоению данной ценности. Деятельностный критерий отражает способность младшего школьника преобразовывать свое поведения на основе полученных знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни. Рефлексивно-оценочный критерий предполагает отражение содержательной стороны ценности в сознании и поведении младшего школьника, оценку здорового образа жизни с позиции личностной значимости. Рефлексивно-оценочная деятельность протекает через процессы самопонимания, самооценки, самоинтерпретации, а также понимания, оценки и интерпретации деятельности других людей, которые позволяют осознать, какое значение имеет здоровый образ жизни для человека.

Данные критерии тесно связаны между собой. Причем эта взаимосвязь является системной, поскольку ценностная ориентация на здоровый образ жизни – это целостное образование, в котором в неразрывной связи находятся субъективно-личностные компоненты, выражающие внутренний план отношения младшего школьника к данной ценности и объективно-практические действия.

Младший школьный возраст считается наиболее сензитивным периодом для направленного формирования личности ребенка. Ориентиры, установленные в качестве критериев его ценности, обладают силой инерции, а сформированные в этом возрасте внутренние поведенческие регуляторы обладают устойчивостью, проецируются на будущее, изменяют жизненную позицию человека, его взаимоотношения с другими людьми и существенно определяют дальнейшее развитие человека.

Психофизиологические и социокультурные личностные преобразования, присущие младшему школьному возрасту, указывают на значимость данного возрастного этапа в становлении и развитии личности, определяют необходимость более глубокого и тщательного изучения и понимания особенностей младшего школьника с целью повышения эффективности осуществляемой с ним учебно-воспитательной работы, в том числе и в процессе формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

Формирование у младшего школьника здорового образа жизни является одним из ведущих факторов развития культуры здоровья, осознания им необходимости быть здоровым. В процессе формирования у детей здорового образа жизни важно задействовать игровые, тренинговые, художественные формы работы, предполагающие активное участие школьника в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению представлений о здоровом образе жизни.

Поскольку основу здорового образа жизни составляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. В связи с этим крайне важна роль воспитания у каждого члена общества отношения к сохранению и укреплению здоровья как к одной из главных человеческих ценностей. Для воспитания подобного представления необходим комплексный подход к формированию здорового образа жизни на трех уровнях: социальном (информационно-просветительская работа), инфраструктурном (конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности, профилактические учреждения, экологический контроль), личностном (система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада)[3].

Влияние учебных нагрузок и условий школьной жизни на организм может быть как прямым – непосредственно воздействующим на вегетативные системы жизнеобеспечения, так и опосредованным, воздействующим на психику, регуляторные системы ребенка. Возникающее в учебном процессе нервно – психическое напряжение вместе с другими неблагоприятными социальными факторами в современном обществе может вызывать у детей со сниженными психофизиологическими возможностями срыва адаптации, что проявляется, в частности, в большом числе невротических реакций. Именно условия школьной жизни являются основным фактором, формирующим здоровье детей, доказывается тем, что в специализированных школах, гимназиях с углубленным изучением ряда предметов и, соответственно, с большей нагрузкой на организм состояние здоровья детей, как правило, хуже, чем в обычных школах. Организация жизнедеятельности школьника с позиций сохранения и укрепления здоровья как естественной составной частью общей культуры, то есть важна в контексте становления личности ребенка [1.]

Здоровье детей является общей проблемой педагогов, медиков и родителей. Условия школьной жизни являются более значимым фактором для формирования здоровья учащихся, чем, например, получаемый от родителей усилия органов медицины, здравоохранения. Решить проблему только оздоровлением и лечением детей, уже заболевших, невозможно. Только своевременное, целенаправленное, систематическое проведения комплекса профилактических и реабилитационных мероприятий, в первую очередь в сфере школьной жизни, позволит исключить негативные тенденции в динамике показателей здоровья.

Основными причинами ухудшения здоровья детей школьного образа является следующие: перегрузка учебным материалом, медицинская и психологическая неграмотности части учителей, недостаточное внимание к двигательной активности и физической активности ребенка. В тоже время опыт различных образовательных учреждений показывает, что рациональная организация учебно-воспитательного процесса, чередования умственных и физических нагрузок, оптимизация режима дня, индивидуальный подход к детям позволяют не только сохранить, но и в ряде случаев повысить уровень здоровья учащихся. Поэтому именно педагоги в первую очередь должны чувствовать профессионльно-этическую ответственность за физическое, психическое и моральное здоровье детей. Это должно стать предметом постоянной профессиональной заботы учителя [2].

Основными факторами формирования здорового образа жизни у младших школьников являются следующие: социальные, экономические, политические, педагогические. Социальные факторы выступают как совокупность материальных и духовных сил общества, обеспечивающих его прогрессивное и поступательное развитие. Педагогические факторы формирования здорового образа жизни у младших школьников включают в себя педагогический процесс с физкультурно-оздоровительной направленностью. Экономические и политические факторы обеспечивают условия для эффективного формирования здорового образа жизни у младших школьников [4].

Выводы. Таким образом, формирование здорового образа жизни на данном этапе является актуальной психолого-педагогической проблемой. Причинами ухудшения здоровья детей младшего школьного возраста является перегрузка учебным материалом, медицинская и психологическая неграмотности части учителей, недостаточное внимание к двигательной активности и физической активности ребенка.

Резюме. В статье рассматривается психолого-педагогическая проблема о формирование здорового образа жизни младшего школьника, определены основные причины ухудшения здоровья детей и основные факторы формирования здорового образа жизни. Ключевые слова. Здоровье, здоровый образ жизни, школьник, ориентировка.

Резюме. У статті розглядається психолого-педагогічна проблема про формування здорового способу життя молодшого школяра, визначені основні причини погіршення здоров’я дітей та основні чинники формування здорового способу життя. Ключові слова : здоров’я, здоровий спосіб життя, школяр, орієнтування.

Summary. The article deals with psychological and pedagogical problem of creating a healthy lifestyle junior student, identified the main causes of ill health of children and other factors of a healthy lifestyle. Keywords: health, healthy living, the student, the orientation.

2. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

3. Кокаева И.Ю. Валеологические задачи для младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – №7. – С. 31.

4. Кривошеина И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни // Начальная школа плюс До и После. – 2009. / – С. 95.

5. Михайлов А.А. Формирование у младшего школьника привычек здорово образа жизни // Начальная школа До и После. – 2011. – №9. – С. 35.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *