открытие богатства мирной жизни андрея болконского
Открытие богатства мирной жизни андрея болконского
КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ
Первый раз читатель встречает этого героя в Петербурге в гостиной Анны Павловны Шерер с беременной женой Лизой. После званого обеда он едет к отцу в деревню. Оставляет свою жену там на попечении отца и младшей сестры Марьи. Отправляется на войну 1805 года против Наполеона в качестве адъютанта Кутузова. Участвует в Аустерлицком сражении, в котором был ранен в голову. По приезду домой Андрей застаёт роды своей жены Лизы.
Родив сына Николеньку, Лиза умирает. Князь Андрей винит себя в том, что был холоден со своей женой, не уделял ей должного внимания. После длительной депрессии Болконский влюбляется в Наташу Ростову. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа — роман Наташи с Анатолем Курагиным. Такой поворот событий становится тяжёлым ударом для Болконского. Он мечтает вызвать Курагина на дуэль. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой им женщине князь Андрей полностью посвящает себя службе.
Участвует в войне 1812 года против Наполеона. Во время Бородинского сражения получает осколочное ранение в живот. При переезде раненый случайно встречается с семьей Ростовых, и те берут его опеку на себя. Наташа, не переставая винить себя в измене жениху и осознавая, что всё ещё любит его, просит прощения у Андрея, в доме у Ростовых
Ради достижения своей цели готов принести в жертву
«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами»
Лучшие минуты жизни
Что меняется в герое
Небо под Аустерлицем
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».
Открытие богатства мирной жизни
Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.
Встреча с Пьером в Богучарове
«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня»».
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.
Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя.
Любовь к Наташе Ростовой
Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова
Участие в войне 1812 года В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.
Прощение Анатоля Курагина
Возрождение любви к Наташе Ростовой После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «. он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».
Смерть Андрея Болконского
Этапы в развитии личности Андрея Болконского
Участие князя Андрея в войне 1805 года связано с его честолюбивыми мечтами о славе, о своём «Тулоне». Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодёжи начала XIX века. Но Андрей жаждал не только личной славы, но и счастья для людей. Толстой выделяет его из толпы штабных карьеристов (таких, как Жерков и Друбецкой). Преодолением «наполеоновского» начала, стремлением стать выше окружающих его людей завершается этот этап в жизни Андрея. Небо Аустерлица помогло князю Андрею понять, что и преклонение перед Наполеоном, и его мечта стать спасителем русской армии – лишь заблуждение.
Встреча с Пьером и Наташей
Разочарованный в прежних идеалах, пережив горе утрат, раскаяние, князь Андрей уверен, что понял, в чём заключается счастье: в отсутствии болезней и угрызений совести. Но Пьер (в споре на пароме) доказывает ему, что надо верить в добро и высокое предназначение человека. А встреча с Наташей спасает князя Андрея от духовного кризиса, пробуждает в нём любовь и желание жить.
В Отечественной войне 1812 года судьба князя впервые сливается с судьбой народа. Он возвращается в армию, охваченный тем же чувством оскорблённой национальной гордости, которое ведёт в бой простых русских солдат. В Бородинском сражении (в отличие от Аустерлицкого) князь совершает настоящий нравственный подвиг, достигает гармонии с самим собой и понимает, что главное предназначение человека – служить интересам родного народа.
Князь Андрей умирает от раны, полученной на Бородинском поле. Толстой примиряет его не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Писатель вложил в образ князя Андрея свою заветную мысль о том, что только любовью и добротой правится жизнь и без них невозможно ни истинное совершенство, ни избавление от мук и противоречий.
Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние. Уважение к нему в свете основано на его имущественном положении. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его из гостей салона Шерер.
Его душевные свойства раскрываются в первом же описании: когда он улыбается, у него «исчезает серьёзное и даже несколько угловатое лицо и является другое – детское, доброе». По молодости и под влиянием окружения совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Василию Курагину обобрать себя и женить на Элен.
Перед нами человек, так же как и Андрей Болконский, ищущий дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь. Он не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями. Ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера, в нём сочетаются ум с наивностью и простодушием, переплетаются хорошее и дурное (образ во многом автобиографичен). Он человек своей эпохи, живущий её интересами и духовным настроением.
Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать свои силы, он поначалу ведёт разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый и добрый, часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не умеет правильно оценивать людей и слишком часто ошибается в них.
Как и Андрей, свой нравственное развитие начинает с заблуждения – обожествления Наполеона. В романе показано несколько этапов в развитии личности Пьера. Основные события в его жизни: вступление в масонство, война 1812 года (Бородинское сражение, плен, расстрел поджигателей), встреча с Платоном Каратаевым, женитьба на Наташе Ростовой, увлечение идеями декабристов.
Этапы в развитии личности Пьера Безухова
Дуэль с Долоховым привела Пьера к потрясению: он осознал, что оказался способным «покуситься» на жизнь человека, и пытается найти нравственную опору. Ему становится ненавистна фальшь светского общества, начинаются поиски смысла жизни. Это приводит к масонству, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. Он искренне стремится облегчить положение крестьян (вплоть до освобождения их от крепостной зависимости). Но вскоре убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него.
Встреча с Платоном Каратаевым
Платон Каратаев вносит мир в души всех людей. Это удивительный человек: он ни на что не ропщет, никого не обвиняет – сама доброта. От него Пьер набирается мудрости, в общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Каратаев становится для Пьера главным нравственным мерилом.
Женитьба, увлечение идеями декабристов
Женившись на Наташе, впервые чувствует себя подлинно счастливым. Увлёкшись радикальными идеями, считает, что общество можно изменить усилиями нескольких тысяч честных людей. Декабризм – его новое заблуждение, близкое по смыслу попытке Андрея включиться в изменение русской жизни «сверху». Не гений, не «орден» декабристов, а нравственные усилия всей нации – вот путь к реальному изменению общества. По замыслу Л.Н. Толстого, героя должны были сослать в Сибирь. Пережив крушение ложных надежд, он придёт к окончательному пониманию подлинных законов жизни.
В чем заключается духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир»
Андрей Болконский в романе «Война и мир»
Князь Болконский наряду с Петром Безуховым — один из любимых персонажей Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Толстой выработал свою собственную классификацию личностей.
Деление основано на степени так называемой «подвижности» человека или героя произведения. Писатель делил их на «ищущих», движущихся, и «неищущих», то есть неподвижных. Имеются в виду духовные искания, поиск смысла жизни, вообще смысла во всем происходящем. Сам Толстой считал, что без такого искания нет живости ни в писателе, ни в его героях. Поэтому и людей, и своих персонажей он четко делил на эти два лагеря. Болконский относится к «подвижному», то есть «ищущему» типу в рассматриваемом романе. Поэтому он бесспорно близок автору.
В чем заключаются духовные искания князя
Князь Андрей, как и сам Лев Толстой, поглощен поиском смысла жизни и находится в постоянных сомнениях, не позволяя себе остановиться на чем-то. Для Толстого эта способность сомневаться в своих собственных суждениях является ключевой. Она неизменно приводит к разочарованиям. Путь Болконского — постижение смысла жизни через разочарования во всем: в долге, в любви, в людях, в самом себе и своих стремлениях.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
На протяжении всего романа герой пытается понять роль человека в жизни: все зависит от него самого или от «рока». В этом и заключаются главные духовные поиски князя Андрея. Он прошел путь смирения своего ума, подверженного гордыне, и вышел к доброте и всепрощающей любви. Перед смертью он простил Анатолия Курагина, Наташу и весь мир, каким бы несовершенным он ни был.
Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского
Этот процесс можно разделить на несколько этапов.
Первоначальный образ мышления князя Болконского
Андрей Болконский изначально предстает перед читателем как человек благородный, деловой, интересующийся и сочувствующий наполеоновским идеям. Несмотря на то, что женат, он тяготится супружеством и все свои мысли направляет на кажущиеся ему более важными высокие цели. Он восхищается как «Бонапарте», так и Цезарем за их целеустремленность и подчиненность великим целям, а также за то, что они достигли этих целей сами, как считает Андрей, и прославились. Он мечтает о такой славе, поэтому отправляется на войну.
Вместе с тем, ему присущи глубокое чувство долга перед своим Отечеством и заинтересованность в общем деле — ходе и результатах войны с Наполеоном. Поэтому он ответственно относится к службе и своему полку, простые солдаты уважают и даже любят его. Но это чувство чести, долга и ответственности, а не любовь к людям мотивируют его так себя проявлять.
Князь жаждет подвига, который прославил бы его. Например, когда князь Андрей возвращается от австрийцев, он знает о поражении русских. Однако едет с чувством, что ему предстоит спасти свою армию.
На этом этапе герой самолюбивый, тщеславный и честолюбивый, но умный и во всех отношениях положительный. Князь уверен, что все в жизни зависит от человека, и все ему по плечу, если искренне и ответственно относиться к своему делу.
Сражение под Аустерлицем
Это время начала перемен во взглядах героя. Роль сражения в том, чтобы заставить князя пересмотреть свои тщеславные мечты. После предыдущего сражения под Шенграбеном он все еще хочет совершить подвиг, который прославил бы его имя. Он совершает смелый поступок со знаменем, ведет за собой полк, но получает ранение в голову. А русская армия проигрывает сражения. На этом этапе мечты князя о собственной славе окончательно разбиваются. Наступает первый глобальный перелом во взглядах. Об этом свидетельствует его монолог (смотрите цитаты в последней части статьи). Герою приходится принять, что человек не всесилен, что внезапный «рок» может вмешаться в любую минуту, а последствия этого непредсказуемы. И вообще, все это стремление к славе было простой суетой.
Уединение Болконского в имении, время с семьей
На данном этапе его точка зрения о смысле жизни проявляется в разговоре с навестившим его Пьером Безуховым. Они говорят о христианском взгляде на жизнь. О христианской любви. Но князь считает, что жизнь ради других разочаровала его во время службы, а теперь он счастлив, живя, как он считает, только для себя. На вопрос Пьера о семье (сыне, сестре, отце) князь отвечает, что они — не другие, они — это он сам. Таким образом, снова ставится под сомнение идея жизни только ради себя. Ведь при убеждении, что живет именно так, князь отпустил крепостных, открыл школы в своей деревне и сделал еще много хорошего для простых людей и дворян. Снова самолюбивые убеждения князя не сходятся с его же собственными делами. Он все еще горд. И все еще от этого страдает. И однозначного ответа о смысле жизни и месте в ней человека в этой части все еще нет.
Паром, Отрадное и встреча с дубом
Встреча с Пьером оживила князя. Он снова смог увидеть то вечное, от чего отгородился, закрывшись один в имении в плену своей гордыни.
Поездка в Отрадное вновь соединила его с внешним миром, и ему захотелось взаимодействовать с ним снова.
Встреча с дубом стала для героя образом-воплощением возрождения надежды на светлое, на жизнь, веру и любовь. Князь Андрей понял: нужно продолжать жить, двигаться вперед. Болконский с обновленным мышлением вновь выходит на службу и параллельно встречает Наташу Ростову.
Возвращение на службу, встреча и отношения с Наташей Ростовой
Андрей встречает Наташу Ростову. Его взгляды снова меняются: только что он вышел на службу и, по старой памяти, увидел кумира в своем начальнике — Сперанском. Наташа помогла ему понять, что он чуть не встал на старые рельсы гордости и честолюбия. Благодаря ей он понял, что в политике Сперанского больше слов, чем дела, и отошел от него. Но противоречий становится еще больше. Живость Наташи волнует его, любовь к ней нарастает, заставляет делить жизнь на две части: ту, что касается ее, он классифицирует как светлую, счастливую, а ту, что от нее отделена, называет тьмой. Он между двух огней, истина как будто ускользает от него все дальше. Снова вмешиваются внезапные события, которые князь не может контролировать, которые вновь несут ему разочарование: Наташа вдруг изменяет ему с Анатолием Курагиным. Эгоизм затмевает весь принесенный Ростовой свет. Болконский не может простить Наташу и хочет отомстить Анатолию. Это становится на какое-то время смыслом его жизни.
Война 1812 года, Бородино
Последняя встреча с Наташей
Князь Андрей снова переживает прощает и ее, испытывает горечь от разрыва с ней.
Последний сон Болконского
В этой части романа Толстой также дает читателю понять свое отношение к такому преобразованию ума одного из своих любимых персонажей: самолюбивому и одинокому герою, пусть даже очень умному и во всех отношениях положительному, не принести пользы этому миру.
Описание пути с цитатами из текста
Этап 1. Первоначальный образ мышления князя Болконского.
Андрей — внешне скептичен и замкнут, внутреннее — жадно ищет своим внутренним качествам достойного применения.
Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли.
. он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим.
Он сочувствует идеям Наполеона и Цезаря. Поглощен высшими целями.
Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, — и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной — и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу.
. имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производил на других и занятого делом приятным и интересным.
Несмотря на свою жажду славы, Болконский — настоящий патриот своего Отечества, искренне считает заботу о нем своей личной ответственностью, даже долгом.
Да ты пойми, что мы — или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела.
Цитата (князь на службе у Сперанского)
Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили.
Этап 2. Сражение под Аустерлицем.
Перелом во взглядах героя: жажада славы — суета перед вечностью.
Цитата (из монолога Болконского)
Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал. не так, как мы бежали, кричали и дрались. Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу.
Этап 3. Уединение в имении, время с семьей.
Цитата (из диалога с Пьером при его посещении Болконского, том 2)
. говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
Цитата (из того же диалога)
— Да как же жить для одного себя? — разгорячаясь спросил Пьер. — А сын, а сестра, а отец?
Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.
Этап 4. Паром, Отрадное и встреча с дубом.
Из разговора с Пьером на пароме. Итог.
Надо жить, надо любить, надо верить.
Первая встреча с дубом — по дороге в Отрадное.
С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, любовь и счастие!».. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!
Вторая встреча с дубом — по дороге из Отрадного.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их.
Этап 5. Выход на службу и встреча и отношения с Наташей Ростовой.
Служба у Сперанского, старые мотивы честолюбия.
Я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это.
Этап 6. Война 1812 года. Бородино.
Мысли раненого князя.
Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью.
Этап 7. Прощание с Наташей.
Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.
Этап 8. Последний сон Болконского.
Смерть — пробуждение к жизни.
. князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни. Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно-медленном, пробуждении.
. он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной легкости бытия.
Он слишком хорош, он не может, не может жить.
Духовные искания Андрея Болконского
Духовные искания Андрея Болконского
Лучшие минуты жизни
Что меняется в герое
Небо под Аустерлицем
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял»
Князь осознал великую истину: жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».
Открытие богатства мирной жизни
Вернувшись из французского плена, Болконский узнаёт о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мёртвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении,
с которым относился к жене, поймёт и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе начинают превалировать естественные потребности любви и добра
Встреча с Пьером в Богучарове
«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя по внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей. В жизнь не только земную, но и вечную, в Бога
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, оказывающие на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь : «Господи, помилуй меня».
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом сос-тоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским
Эмоциональность Наташи, её искренность и восторга дают толчок к душевному возрождению князя
Любовь к Наташе Ростовой
Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался : «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?»
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова
Участие в войне 1812 года
В армии князь – заботливый и внимательный командир. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь»
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движут не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы
Прощение Анатоля Курагина
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека : «Распустился …цветок любви, вечной, свободной, независимой от этой жизни…»
Возрождение любви к Наташе Ростовой
После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуту возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «…он в первый раз представил себе её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней»
Смерь Андрея Болконского
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, который он провел после своей раны, вдумы-вался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви – значи-ло – не жить этою земною жизнью»
Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно
Духовные искания Пьера Безухова
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым
Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд
Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчёту. Осознав совершённую ошибку, Пьер винит только себя во всём случившемся
Переломное событие в жизни Пьера. Заставила его заду-маться и понять, что он живёт по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло.
Пьер не сразу понял, что в масонстве присутствуют то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах
Поиски идеала, стрем-ление разобраться в себе и определить цель жизни
даёт возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда – знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного очищения мира и человека, потребность человека в личном совершенствованию. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее»
Участие в Бородинс-ком сражении
Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую волну патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом»
Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле