остров актеры русский лунгина
Актеры фильма «Остров»: тогда и сейчас
Фильм в свое время получил высокие оценки российских кинокритиков. Его снял режиссер Павел Лунгин, в последующем выпустивший кинокартины «Дирижер», «Братство», «Драма пик», «Родина» и другие.
Актеры и роли фильма «Остров», а также их фото тогда и сейчас – в материале 24СМИ.
Петр Мамонов (1951)
Слава к Мамонову пришла задолго до премьеры «Острова». В начале 80-х он основал рок-группу «Звуки Му». Музыкальный коллектив неоднократно распадался, а затем возобновлял работу. Неизменным оставался только его лидер Петр Мамонов.
Сегодня его фильмография полна крупными кинопроектами, среди которых – «Игла», «Пыль», «Царь», «Случайный взгляд».
Виктор Сухоруков (1951)
Сухоруков сыграл на экране отца Филарета, настоятеля монастыря. Он помогает старцу Анатолию обрести смирение и гармонию. Для Виктора Ивановича «Остров» не стал главной кинолентой в карьере. Почти каждый россиянин помнит Сухорукова благодаря криминальной драме «Брат», в которой он сыграл недотепу Виктора Багрова, за которым постоянно приглядывал герой Сергея Бодрова.
Сегодня актер продолжает активно сниматься в кино. Он задействован в производстве фильмов «Суворовъ», «Колесо фортуны. Сага о Злыднях». В отличие от своих коллег, Сухоруков может все время уделять искусству: детей у него нет.
Дмитрий Дюжев (1978)
Дмитрию Дюжеву досталась роль отца Иова. Для него, как и для Сухорукова, «Остров» не стал прорывной картиной. Россия знает Дюжева по роли харизматичного и обаятельного бандита Космоса Юрьевича в сериале «Бригада».
После съемок в популярном телепроекте Дюжев получил десятки предложений от видных режиссеров. Так, он снялся в комедии «Каникулы строгого режима» Игоря Зайцева, мелодраме «Мамы» Евгения Абызова, комедии «Беременный» Сарика Андреасяна.
Юрий Кузнецов (1946)
Фильмография Кузнецова насчитывает около 150 кинопроектов, но самые запоминающиеся из них – «Дуэлянт», «Страна чудес», «Легок на помине», «Антикиллер», «Особенности национальной охоты в зимний период».
Тимофей Трибунцев (1973)
Российский и советский актер Тимофей Трибунцев получил в картине Павла Лунгина роль молодого старца Анатолия. Сегодня он считается одним из самых востребованных актеров России. Трибунцев задействован в съемках кинолент «Последний богатырь: Корень зла», «Алиби», «Доктор Лиза».
Кроме фильма «Остров», Трибунцев успел сняться в таких ярких проектах, как «Домашний арест», «Легенда о Коловрате», «Метод», «В спорте только девушки», «Ликвидация», «Братья Карамазовы». Обширная фильмография не удивительна, поскольку впервые на театральные подмостки Трибунцев вышел, когда ему было 15 лет.
Сергей Бурунов (1977)
Бурунов исполнил роль адъютанта в «Острове». Сегодня российскому зрителю сложно поверить, что актер такого калибра, как Сергей, играл в кино второстепенные роли. В сложные времена он жадно пытался получить хоть какую-то роль в большом кино, а также занимался озвучкой.
Судьба улыбнулась Бурунову в 2016 году с премьерой комедийного сериала «Полицейский с Рублевки» на канале ТНТ. В последующем актер получил приглашение на съемки в не менее популярном телешоу «Домашний арест», сыграв на экране заместителя мэра города Синеозерска, погрязшего во взятках и финансовых махинациях. Бурунов уже готовится к съемкам амбициозного кинопроекта «Он+Она». Подробности картины не разглашаются.
Виктория Исакова (1976)
Актриса Виктория Исакова впервые заявила о себе в кино в 1998 году, снявшись в сериале «Чехов и Ко». В последующем актриса получила приглашения на съемки в фильмах «Каменская», «Доктор Живаго», «Охота на пиранью», «Ученик» и, наконец, в драме «Остров».
Ко всему прочему, Виктория – любящая супруга и счастливая мать. С 2003 года она в браке с режиссером Юрием Морозом, они воспитывают общую дочь. Личную жизнь Исакова предпочитает не афишировать.
Яна Есипович (1979)
Яна Есипович – российская актриса эстонского происхождения. За свою карьеру она в основном снималась в драмах и короткометражках. «Остров» стал для Есипович прорывом в карьере, несмотря на то, что в сюжете актрисе была отведена второстепенная роль.
В последующем Яна снялась в фильмах «Розыгрыш», «Брестская крепость», «Долгий путь домой», «Небесные жёны луговых мари», «Пятая группа крови». В 2019 году задействована в съемках российской короткометражки с незаурядным названием «Ваня».
Трейлер фильма «Остров» – видео
Как и где снимали фильм «Остров»
Кинокартина Павла Лунгина привлекла широкое внимание зрителей благодаря необычности раскрываемой темы. Зная, в каком году был снят фильм «Остров», можно удивиться — ведь в 2006-м кинотеатры были захвачены романтическими комедиями с обязательно искажёнными названиями («><отт@бь)ч», «Питер FM», «ЖARA») и претенциозными криминальными драмами («Сволочи», «Лифт», «Бумер 2»). Режиссёр выбирает третье направление — и создаёт спокойное вдумчивое кинополотно, обращающееся к вопросам духовности и прощения.
Постер фильма «Остров»
Содержание:
Многие зрители были поражены не только потрясающей актёрской игрой и силой сюжета, но и пейзажами, показанными на экране. Даже на плёнке было видно, что это место обладает особой силой, которая помогла не сильно религиозным актёрам вжиться в образы монахов. Естественно, после премьеры картины многие люди стали интересоваться, где находится эта деревянная церквушка и остров, как пришла идея фильма, по какому произведению он был снят. Прочитайте нашу статью — и вы узнаете многое о производстве этого фильма.
Где снимали фильм «Остров»
Подбор такой живописной натуры — дело всегда непростое. Съёмочная группа исследовала целых 4 места, в которых находились знаменитые монастыри: на Онежском, Ладожском и Псковских озёрах, в Кижах. Однако ни одно из увиденных сооружений режиссёру не понравилось — он отметил, что в современных монастырях нет нужной атмосферы, они все больше походили на «города, обнесённые высокими стенами». Для фильма же требовалась старая деревянная постройка, намекающая на захолустность местности.
Удача улыбнулась команде только на пятый раз — когда они отправились в Карелию. На побережье Белого моря они нашли небольшой посёлок Рабочеостровск. Местные пейзажи впечатлили всех: потрясающей красоты море, старые полуразваленные строения на берегу. Там, где в итоге снимали фильм «Остров», витал русский дух.
Съёмочное место картины
Оставалось только соорудить декорации, что было легко, поскольку на небольшом полуострове (который в картине станет островом) располагалась заброшенная навигационная башня. Для фильма её превратили в колокольню, а стоявший неподалёку старый барак — непосредственно в церковь. Внутри и снаружи произвели реставрацию, восстановили крышу, надстроили купола. И, конечно, большой удачей оказалась баржа, которая играла значимую роль в сюжете. По словам режиссёра, её затопили специально для фильма.
Актёры фильма «Остров»
Главную роль в картине исполнил Пётр Мамонов — известный российский музыкант, лидер группы «Звуки Му». Он известен как очень набожный человек, поэтому его не пришлось долго упрашивать на роль. Перед съёмкой Мамонов даже получил благословение от своего духовника.
Прототипом главного героя, по слухам, являлся Отец Николай Гурьянов — очень почитаемый настоятель храма Святого Николая на Псковском озере. Он был удостоен множества почестей в духовном сообществе. Как и к персонажу Мамонова, к Николаю приезжали верующие со всей страны — за советом и помощью. За ним была закреплена репутация мудрого старца и провидца. К сожалению, в 2002 году Николая Гурьянова не стало. На его похороны собрались более 3000 паломников. Также режиссёр выделял подвижников Феофила Печерского и Севастьяна Карагандинского как прообразы главного героя.
Отец Николай Гурьянов
Двух других монахов сыграли Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Для них обоих это стало отличным шансом проявить себя в максимально серьёзной роли. Сухоруков до этого в основном играл отрицательных, отталкивающих персонажей с нотками истеричности, а Дюжев — не шибко умных бандитов. Оба актёра отлично справились со своими персонажами и заявили свои новые, сильные и драматичные стороны.
По признаниям Виктора Сухорукова, он не являлся человеком глубоко религиозным и соблюдающим все предписанные православием правила. Поэтому основным консультантом на съёмочной площадке (помимо о. Косьмы — монаха Донского монастыря) выступал Пётр Мамонов. По уверениям очевидцев, он был очень озабочен тем, чтобы фильм оказался снят максимально правдиво и не вызвал нареканий у церкви. Поэтому главный актёр постоянно вносил правки в сценарий, а сперва даже отказывался играть героя с даром провидца — поскольку у грешника, коим отец Анатолий является по сюжету, такой способности быть не может.
Отец Анатолий (Пётр Мамонов) и Филарет (Виктор Сухоруков)
На помощь пришёл Сухоруков, который посоветовал актёру играть так, будто он сам удивляется своему дару. А в развязке — когда становится очевидно, что грех не был допущен — он приходит к миру с самим собой.
Дмитрий Дюжев также сумел отлично раскрыть своего персонажа, сыграв, по выражению Лунгина «человека, который служит Богу как офицер: честно, ждет повышения, новых звездочек, а они почему-то не приходят, и он не понимает в чем дело». Через всех трёх основных персонажей режиссёр раскрыл три пути прихода к Богу: страдальческий, как у отца Анатолия (героя Мамонова), радостно-детский, наивный, как у Филарета (Виктор Сухоруков) и строго-карьерный, как у Иова (Дмитрий Дюжев).
Что легло в основу сценария
Многие интересуются о фильме «Остров», по какой книге он снят. На самом деле литературным первоисточником послужила одноимённая повесть Дмитрия Соболева, которую он позже превратил в сценарий. Автор признаётся, что также не являлся сильно верующим человеком, и в этой истории его привлекла скорее проблема покаяния, ярко выраженная в христианской культуре. Однако по настоянию Петра Мамонова и отца Косьмы, в текст вносились правки, чтобы добиться аутентичности повествования.
Автор повести «Остров» — Дмитрий Соболев
Как снимали фильм остров
Из-за продолжительных поисков у съёмочной группы оставалось не так много времени — зимой Белое море покрывалось льдом, и надо было во что бы то ни стало успеть завершить картину. Так как снимали фильм «Остров» в октябре, то закончить его было необходимо до декабря 2005 года, с чем команда успешно справилась.
Рабочеостровск фактически выступил главной декорацией — действия за его пределами происходят только в начале и конце фильма: в эпизодах Второй Мировой войны и на вокзале, во время прибытия адмирала в Москву со своей дочерью. Благодаря хитростям оператора и грамотной работе с видеоредактором, картину удалось смонтировать «бесшовно», а также придать изображению узнаваемый синевато-серый оттенок, который становится ближе к фиолетовому в сцене с обрядом экзорцизма над Настей.
Изгнание бесов из Насти (Виктория Исакова)
Приём картины
Учитывая провокационную натуру того, кто снял фильм «Остров», зрители и критики были настороже. Однако картина поразила всех своей мирностью и глубоким уважением к духовным вопросам. Лента выиграла множество наград на кинофестивалях (в том числе 6 премий «Золотой орёл» и 6 премий «Ника»). До сих пор многие считают этот фильм лучшей работой режиссёра и отсылаются к нему как к образчику «православного кино» в России.
Финальная сцена фильма
Создание своего авторского фильма
Дмитрий Соболев, сценарист фильма «Остров», до начала съёмок был непрофессиональным писателем. Одноимённая повесть — его дипломная работа, которая попалась на глаза Лунгину в тот момент, когда он увлёкся теизмом. Сам режиссёр, хоть и имел уже некоторую известность, ранее был скорее отмечен как «андеграундный» творец. Это говорит о том, что можно снять серьёзный популярный фильм даже не имея огромных бюджетов и суперзвезды в главной роли (Пётр Мамонов всё же был актёром-любителем). Всё, что вам понадобится — хорошая задумка, творческое рвение и качественная программа для монтажа видео.
Отличным вариантом станет ВидеоМОНТАЖ — мощный редактор, разработанный для неопытных пользователей. Программа максимально удобна и понятна — поэтому вам не придётся подолгу разбираться с инструкциями и осваивать инструменты. Благодаря нативному русскоязычному меню вы сразу же сможете приступить к работе и произвести редакцию своего первого ролика. Кто знает — может он и станет вашей «прорывной» работой.
Какие возможности предоставляет ВидеоМОНТАЖ:
И это далеко не всё! Программа поможет полностью реализовать ваш творческий потенциал.
Главное меню ВидеоМОНТАЖА
Теперь вы знаете, как и где снимали фильм «Остров» Павла Лунгина, а также о первоисточнике картины и особенностях взаимоотношений актёров. Отличное кино создаётся не дорогими эффектами, а близкой зрителю атмосферой, прописанными героями, занимательным сценарием. Поэтому не бойтесь пробовать — скачайте программу для обработки видео и попытайте счастья со своим первым и, надеемся, не последним проектом.
Cохраните себе статью, чтобы не потерять:
Рожденные в год «Острова»: что подростки думают про легендарный фильм Лунгина
Приблизительное время чтения: 8 мин.
12 июля исполняется 70 лет режиссеру Павлу Лунгину. Накануне юбилея мы предложили подросткам посмотреть один из самых знаменитых его фильмов — «Остров». Ребята родились примерно тогда, когда «Остров» вышел в прокат. И вот их реакция на этот легендарный фильм.
СПРАВКА О ФИЛЬМЕ: Фильм «Остров» Павла Лунгина (по сценарию Дмитрия Соболева) вышел в 2006 году (студия Павла Лунгина). Главную роль, прозорливого монаха отца Анатолия, сыграл музыкант Петр Мамонов, также в фильме снимались Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Виктория Исакова. Действие происходит в 1976 году в небольшом северном монастыре, где главный герой, монах Анатолий, уже более 30 лет замаливает тяжелый грех, совершенный им в 1942 году. Фильм получил множество премий, имел большой успех в прокате.
Мой рейтинг: 10 из 10
Недавно в соцсетях получила распространение новая оптическая иллюзия. На картинке изображены шарики, и кажется, что они разного цвета. На самом деле все шары одинаковые, а вот линии, проходящие рядом, дают ощущение, будто у шаров разный цвет. Фильма Павла Лунгина «Остров» создает такую же иллюзию. Каждый увидит в этом фильме своё: жизненный опыт, личные переживания зрителя — это как те цветные линии с картинки-иллюзии.
Отец Анатолий живет в монастыре на острове. В его поведении я увидел слабого человека. Но не мне его судить, ведь он такой, каков есть. Да, он слаб, но в этом его особая сила. Спустя более чем тридцать лет отец Анатолий молится так, как будто только вчера совершил грехопадение. Он с рыданиями, с выворачиванием себя наизнанку идёт с молитвой к Богу.
Текст его молитвы, кажется, не отличается от слов монахов в кельях, но в голосе отца Анатолия звучат страдание и душевный разрыв. У него свой путь к Богу.
Ясно, что за своё искреннее покаяние отец Анатолий наделён даром прозорливости. Он видит будущее, но его этот дар тяготит. На нем висит тяжкий грех за убийство своего напарника давным-давно…* (Отец Анатолий думает, что совершил убийство, но, как выясняется ближе к финалу фильма, его напарник Тихон выжил и спустя 30 лет прощает его. — Прим. ред.) Парадокс в том, что отец Анатолий грешен, но приходящие к нему на остров люди нуждаются в его даре провидца.
Единственный выход из положения главный герой находит в обмане. Играя две роли, себя подлинного и воображаемого старца, отец Анатолий лечит души людей. Так он избавляет себя от гордыни, а людей от робости перед «великим святым». Они не видят в нем святого и открыто говорят о своих проблемах.
Но Божий дар сопровождает главного героя ежеминутно, а не только во время бесед с нуждающимся. Для отца Анатолия это тяжкий крест. Он не понимает, за что грешнику такая сверхспособность. Избегая своей гордыни, монах нарочно ведет себя, как юродивый, блаженный. Так он борется сам с собой.
После просмотра не остаётся вопросов – если смотреть не со стороны, а полностью погружаться в происходящее, полностью сопереживая главному герою. Тогда можно понять не только лежащую на поверхности мысль, но и подтекст.
Подкупает, что в фильме нет ни назиданий, ни пропаганды. Просто жизнь, которую я подглядываю. Без прикрас и всего прочего.
Сегодня мне только четырнадцать. «Остров» сильно впечатлил меня – но, наверное, в большей степени своей атмосферой. Возможно, лет через десять мой взгляд на этот фильм изменится и я открою в нём для себя что-то новое.
Мой рейтинг: 7 из 10
Фильм, очевидно, очень религиозный. Что-то мне подсказывает, что я не понял и сотой доли библейских отсылок, аллюзий и метафор, заложенных в «Остров». Но для меня, как для атеиста, ни их наличие, ни отсутствие, никоим образом не влияет на восприятие фильма.
Честно говоря, мне — 15-летнему подростку, индифферентному к любой религии, фильм показался настоящей пыткой. Такой нудной затянутости я не наблюдал уже давно. Насильно запихиваемая в зрителя экспозиция почти заставила вашего покорного слугу сдаться и пойти заниматься своими делами. Не дала мне этого сделать изумительная, аутентичная, выше всяких похвал актерская игра. Виктор Сухоруков, Петр Мамонов, Дмитрий Дюжев – украшения «Острова». Они так правильно, всей душой вжились, срослись с персонажами-монахами, что ни дать ни взять документальное кино о житье в монастыре. Да что уж там взрослые, опытные актеры – даже мальчик, исполняющий роль калеки, выкладывается на полную. (Как известно из рассказов режиссера и актеров, юный актер Гриша Степунов, игравший роль калеки Ванечки, вел себя на съемочной площадке абсолютно естественно, не изображал молящегося, а на самом деле искренне молился. — Прим. ред.) Это в очередной раз доказывает, что Павел Лунгин опытный режиссер, мастер своего дела. То же самое можно сказать и про оператора Андрея Жегалова и композитора Владимира Мартынова. Все очень плавно, размеренно, в соответствии с общим тоном картины.
К сожалению, подобное умиротворение подходит далеко не всем. Медитативное повествование меня порой откровенно выводило из себя. Нельзя так медленно все рассказывать, я хочу больше сюжета на единицу экранного времени!
Наверное, я просто не достиг возраста, достаточного для полного, правильного восприятия картины. Я понимаю, что режиссер пытался сказать — человек, прислушивающийся к голосу совести и Бога, обязательно обретет спасение; атрибуты веры неважны, главное — истинно веровать, и так далее… Но мне уныло и тоскливо на это смотреть, я от таких вопросов еще безнадежно далек.
Несмотря на все вышесказанное, финал оставил не облегчение в духе «Наконец-то это кончилось!», а вполне приятное, светлое чувство какой-то благости. Однако не думаю, что два часа скуки и преодоления желания выключить «Остров» того стоили.
Мой рейтинг: 7 из 10
Вчера я посмотрел фильм Павла Лунгина «Остров» 2006 года. Смотреть мне было немного тяжело, так как не всегда удавалось понять смысл действий героев. Особенно трудно мне было понять главного героя — Анатолия. Только под конец фильма я сообразил, что все его поступки были во благо и совершались благодаря дарам Господа.
Я не сразу понял, что Анатолий говорил правду в том эпизоде, когда к нему пришла вдова. Я подумал, что он издевается над ней, сказав, что ее муж в Франции. Само поведение Анатолия мне не понравилось, мне казалось, что он относится ко всем со злобой. Но под конец фильма, когда он изгнал беса из Насти, мое отношение к нему поменялось. Мне понравился момент из начала фильма, когда Анатолий смог уговорить девушку не делать аборт и сохранить жизнь своему ребенку. Также было очень приятно смотреть, как Анатолий и отец Иов извиняются перед друг другом, и отец Иов, последний раз пытаясь помочь и угодить Анатолию, трет углем гроб. Еще мне понравилось, когда Анатолий смог помочь понять отцу Филарету, что в нем еще мало веры.
Несмотря на всю сложность фильма, он мне очень понравился, и мне кажется, что детям и подросткам нужно его посмотреть, потому что он дает огромное и точное представление о вере.
Мой рейтинг: 8 из 10
Когда я начинала смотреть фильм «Остров», понятно не было ничего. Сначала долго пыталась разобраться, где происходит действие, потом запуталась в людях. Всё понятно стало только на двадцатой минуте, и в этот же момент у меня возник вопрос: а дальше-то что? Зачем еще полтора часа? И так видно, что человек, убив своего напарника из-за боязни собственной смерти, смог одуматься, стал сам помогать людям и получил в награду дар видеть будущее. Обычная история с моралью: даже самый страшный грех можно искупить и получить награду.
Я продолжила смотреть… и больше не обращала внимания на время до титров. Да, основная идея фильма, пожалуй, осталась такой, но возникли и другие вопросы, идеи, смыслы. Мы видим, что даже настоятель монастыря не может отказаться от материального ради веры. Вернее, не может без помощи главного героя — отца Анатолия. Даже в этом далеком монастыре на Соловках присутствуют зависть, злоба. Похоже, отец Анатолий — единственный, кто верует по-настоящему.
Всё ли в порядке у него с головой? Неизвестно. Он выглядит странным, немного сумасшедшим. И в 1942-м выглядел так же. Но в фильме четко показано: даже такой человек способен понимать чужую беду и честно желать, чтобы человек не страдал. Он помогает и мирянам, и своим собратьям — проникнуться истинной верой, в то же время пытаясь искупить свой грех. За это он и получает дар видеть будущее.
Только дар ли это? Да, он точно знает, что муж, считавшийся мертвым, жив, что ребенок исцелится. И он, спустя 30 лет, узнаёт Тихона. Но как сообщить жене, что ей придется всё продать? Как уговорить женщину, рвущуюся на работу? Как убедиться, что перед ним — бывший товарищ, как добиться прощения? Дар вызывает множество проблем. А может, это — наказание за грехи? У отца Анатолия после встречи с Тихоном и прощения не осталось на земле несделанных дел, он умирает как праведник.
После окончания фильма вопросы остаются. Что стало с Тихоном? Как будут жить Филарет и Иов? Не откроется ли у кого-нибудь из них дар предвидения? Что делать мирянам, ехавшим на Соловки со всей страны? И правда ли необходимо так пострадать, как кочегар Анатолий, чтобы открыться истинной вере?
Этими вопросами действительно задаешься, а это первый признак того, что фильм — хороший. Спасибо исполнителю главной роли Петру Мамонову и другим актерам, сценаристу Дмитрию Соболеву, режиссеру Павлу Лунгину и всем остальным за то, что получился очередной хороший фильм. Не столько даже о вере в религиозном понимании, сколько о страхе, роковой ошибке, раскаянии и надежде.
Интервью с создателями фильма «Остров»
Где снимали фильм «Остров»
Подбор такой живописной натуры — дело всегда непростое. Съёмочная группа исследовала целых 4 места, в которых находились знаменитые монастыри: на Онежском, Ладожском и Псковских озёрах, в Кижах. Однако ни одно из увиденных сооружений режиссёру не понравилось — он отметил, что в современных монастырях нет нужной атмосферы, они все больше походили на «города, обнесённые высокими стенами». Для фильма же требовалась старая деревянная постройка, намекающая на захолустность местности.
Удача улыбнулась команде только на пятый раз — когда они отправились в Карелию. На побережье Белого моря они нашли небольшой посёлок Рабочеостровск. Местные пейзажи впечатлили всех: потрясающей красоты море, старые полуразваленные строения на берегу. Там, где в итоге снимали фильм «Остров», витал русский дух.
Съёмочное место картины
Оставалось только соорудить декорации, что было легко, поскольку на небольшом полуострове (который в картине станет островом) располагалась заброшенная навигационная башня. Для фильма её превратили в колокольню, а стоявший неподалёку старый барак — непосредственно в церковь. Внутри и снаружи произвели реставрацию, восстановили крышу, надстроили купола. И, конечно, большой удачей оказалась баржа, которая играла значимую роль в сюжете. По словам режиссёра, её затопили специально для фильма.
Актёры фильма «Остров»
Главную роль в картине исполнил Пётр Мамонов — известный российский музыкант, лидер группы «Звуки Му». Он известен как очень набожный человек, поэтому его не пришлось долго упрашивать на роль. Перед съёмкой Мамонов даже получил благословение от своего духовника.
Прототипом главного героя, по слухам, являлся Отец Алексей Гурьянов — очень почитаемый настоятель храма Святого Николая на Псковском озере. Он был удостоен множества почестей в духовном сообществе. Как и к персонажу Мамонова, к Николаю приезжали верующие со всей страны — за советом и помощью. За ним была закреплена репутация мудрого старца и провидца. К сожалению, в 2002 году Алексея Ивановича Гурьянова не стало. На его похороны собрались более 3000 паломников. Также режиссёр выделял подвижников Феофила Печерского и Севастьяна Карагандинского как прообразы главного героя.
Отец Алексей Иванович Гурьянов
Двух других монахов сыграли Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Для них обоих это стало отличным шансом проявить себя в максимально серьёзной роли. Сухоруков до этого в основном играл отрицательных, отталкивающих персонажей с нотками истеричности, а Дюжев — не шибко умных бандитов. Оба актёра отлично справились со своими персонажами и заявили свои новые, сильные и драматичные стороны.
По признаниям Виктора Сухорукова, он не являлся человеком глубоко религиозным и соблюдающим все предписанные православием правила. Поэтому основным консультантом на съёмочной площадке (помимо о. Косьмы — монаха Донского монастыря) выступал Пётр Мамонов. По уверениям очевидцев, он был очень озабочен тем, чтобы фильм оказался снят максимально правдиво и не вызвал нареканий у церкви. Поэтому главный актёр постоянно вносил правки в сценарий, а сперва даже отказывался играть героя с даром провидца — поскольку у грешника, коим отец Анатолий является по сюжету, такой способности быть не может.
Отец Анатолий (Пётр Мамонов) и Филарет (Виктор Сухоруков)
На помощь пришёл Сухоруков, который посоветовал актёру играть так, будто он сам удивляется своему дару. А в развязке — когда становится очевидно, что грех не был допущен — он приходит к миру с самим собой.
Дмитрий Дюжев также сумел отлично раскрыть своего персонажа, сыграв, по выражению Лунгина «человека, который служит Богу как офицер: честно, ждет повышения, новых звездочек, а они почему-то не приходят, и он не понимает в чем дело». Через всех трёх основных персонажей режиссёр раскрыл три пути прихода к Богу: страдальческий, как у отца Анатолия (героя Мамонова), радостно-детский, наивный, как у Филарета (Виктор Сухоруков) и строго-карьерный, как у Иова (Дмитрий Дюжев).
Русская Православная Церковь
23 ноября в российский прокат вышел фильм «Остров». Картина уже успела стать настоящим событием некоторых международных кинофестивалей и завоевать признание критики. «Остров» — безусловное явление в кинематографе, новый, прежде не опробованный жанр.
О том, как проходила работа над фильмом, что вдохновило на создание этой картины, с каким трудностями сталкивалась съемочная группа — об этом шла речь на онлайн-конференции создателей «Острова» режиссера Павла Лунгина и сценариста Дмитрия Соболева, опубликованной 20 ноября на сайте РИА «Новости».
1. Сергей Голоха, Донецк, Украина: Как выяснилось, не менее половины диалогов из Вашего сценария были полностью позаимствованы из жизнеописания преподобного Феофила Киевского. Также не вызывает сомнения, что прототипами трех главных героев фильма (отца Анатолия, отца Филарета и отца Иова) послужили, соответственно, сам преподобный Феофил (Горенковский), Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) и тогдашний начальник Китаевской пустыни Иов (Вы даже не изменили имена двух последних). Почему Вы не указали это ни в аннотации к фильму, ни в его титрах?
Дмитрий Соболев: Так как я человек не воцерковленный, поэтому не очень знаю монастырскую жизнь. Я читал жития многих подвижников, и в основу образов главного героя легли Феофил Печерский и Севастиан Карагандинский. А что касается указаний, в книге издательства «Амфора», в которой напечатан сценарий, есть сноски на то, что прототипами главного героя были эти старцы.
2. Дарья, Санкт-Петербург: Мне очень понравилась Ваша картина, хотя слова «понравилась» даже мало, чтобы описать мои чувства. Есть такие фильмы, которые влияют на мировоззрение, «Остров» — один из них. Так как я сама человек верующий, но верю не по канону, то есть мне не обязательно посещать храм, чтобы вести внутренний диалог с Богом, хотела бы узнать у Вас, как верите Вы (если верите, конечно), что подтолкнуло Вас на съемки этой замечательной картины? Надеюсь я не обидела Вас таким вопросом, ведь вера — понятие сугубо личное. Спасибо еще раз, я плакала, эта картина воздействует на самые тонкие душевные нити.
Павел Лунгин: Дарья, действительно, описать, как ты веришь, очень сложно. Единственное, что могу Вам сказать, что, наверное, это похоже на Ваш внутренний диалог с Богом. На съемки этой картины, наверное, подтолкнуло какое-то чувство неудовлетворенности и тяжести современной жизни.
3. Gum, Москва, Косино: Что такое любовь в этом мире по вашему мнению? Какая из ее сторон и как показана в фильме? Понимаю, что вопрос ужасный…
Павел Лунгин: Мне кажется, что в мире христианства, любовь — это чувство, которое пронизывает всю жизнь. Мне кажется, что все отношения в этом монастыре продиктованы именно этой любовью. Просто любят все люди по-разному. Но мне кажется, что не меньше любви и в небе, которое над ними, в мостках старых, в ржавой тачке с углем. Для меня все это пропитано любовью.
4. Таня, Москва: Скажите, почему в фильме так много исторических ляпов и просто пренебрежения к фактам? — 2 человека на корабле — выживший раненый, упавший за борт корабля при минусовой температуре? — в 1976 году на севере ни одного монастыря не действовало в принципе, а в фильме есть… Это сознательное пренебрежение ради главной темы, или просто отсутствие нужной подготовки перед съемками, или неуважение к зрителю?
Дмитрий Соболев: Когда я поступил в институт, мне сразу объяснили, что кино и жизнь — это абсолютно разные вещи. В кино несколько иные законы, чем в жизни. Драматургия часто не совпадает с жизнью, особенно это заметно в тех же боевиках. Поэтому в кино возможны такие вещи. Если Вас интересует полный реализм, то смотрите документальное кино и читайте хронику.
5. Инна, Кишинев: Меня фильм очень потряс. Откуда вы взяли сюжет? Хожу по квартире и молчу 30 минут. Очень трогает за душу фильм.
Дмитрий Соболев: Сюжет оригинальный придуман, а прототипами главного героя стали Феофил Печерский и Севастиан Карагандинский.
6. Lev, Москва: Будет ли в дальнейшем, в Ваших фильмах (в т.ч. документальных) раскрываться тема Православия, как образа жизни в России?
Дмитрий Соболев: Мне кажется, тема неисчерпаема, поэтому — да, но не в ближайшее время.
7. Sandra: Здравствуйте, Павел! Спасибо Вам и всей съемочной группе, актерам за такой необходимый, человеческий фильм — «ОСТРОВ». Скажите, пожалуйста, почему на роль отца Иова Вы выбрали — удачно и верно! — именно Дмитрия ДЮЖЕВА? Планируете ли в дальнейшем работать с Дмитрием? Спасибо за ответ!
Павел Лунгин: Дмитрия Дюжева я выбрал потому, что давно люблю его как актера. Год назад на «Кинотавре» познакомился с ним и понял, что он замечательный человек. Мне кажется, что он очень подошел для этой роли, и что она больше соответствует его внутреннему духу, чем роли тех бандитов, которые он играл до этого. Я планирую дальнейшую работу с Дмитрием. К сожалению, режиссер идет от проекта к проекту, и надеюсь, что будет достойная роль для Дмитрия.
8. Михаил, Петербург: Посмотрел «Остров» на фестивале военного кино им. Озерова. Несмотря на прочитанные у моего любимого критика обвинения в ваш адрес, в том, что вы спекулянт от искусства, фильм произвел на меня сугубо положительное впечатление. Большое спасибо Вам, снимайте еще такие же картины!
Павел Лунгин: Михаил, никогда не верьте критикам, кинокритикам, даже любимым. Доверяйте только своему впечатлению.
9. Сергей Сардыко, Ялта: Будет ли и когда прокат Вашего фильма на Украине и в Крыму?
Павел Лунгин: Уверен, что будет, но когда — сказать не могу. Это вопрос к продюсерам.
10. Федор, Москва: Как обрести талант режиссера? Что для этого необходимо?
Павел Лунгин: Никто не знает, как обрести талант режиссера. Прежде всего, талант или есть или нет. Если его нет, то уже не обретешь. По моему ощущению, режиссуре выучить невозможно. Главное, мне кажется, надо иметь внутренний мир, тот особый неповторимый мир, который делает то, что ты снимаешь, не похожим на все остальное. Говоря про талант а про профессию, необходимо, наверное, поступить во ВГИК или на Высшие режиссерские курсы. Мне кажется, что в режиссуру можно и нужно приходить из других профессий иногда смежных, а иногда и не имеющих никакого отношения. Режиссеру необходим опыт, взгляд на жизнь. И мне иногда бывает жалко тех мальчиков и девочек, которые идут на режиссерский сразу после школы.
Дмитрий Соболев: В режиссеры, как и в сценаристы, надо идти после 25, чтоб иметь уже жизненный опыт.
11. Соринка: Скажите, как вам в голову пришла мысль создать подобный фильм, когда в стране возрождаются былые традиции языческой Руси?
Павел Лунгин: Именно потому, что в стране возрождаются языческие традиции, нам и пришла в голову мысль сделать христианский фильм. Потому что поклонение «золотому тельцу» — это тоже вечная языческая традиция.
12. Марина Левко, Новосибирск: Дмитрий, Вы церковный человек? Я слышала много мнений, что такой сценарий мог написать только человек верующий. Но мне кажется, что наоборот для того, чтобы написать сценарий и снять такой фильм нужна отстраненность.
Дмитрий Соболев: Я не церковный человек. Просто меня очень интересовала проблема покаяния, так как на мой взгляд она является основополагающей в христианстве, в том числе и в православии. Просто на этом материале показалось, что можно наиболее ярко выразить эту идею.
13. Игорь Матвеев, Екатеринбург: Вам не кажется, что получилась «православная клюква»? Я слышал, что верующие, которые его видели — не верят. А неверующим он тем более покажется пустым…
Дмитрий Соболев: Нам так не кажется, но если вы так считаете, то это вполне имеет право на жизнь.
Павел Лунгин: Мне пишут и звонят многие священники, причем не официальные лица, а скромные православные батюшки. Они говорят о том, как они были взволнованы этим фильмом, и смотрели его вместе со своими прихожанами. Православное радио «Радонеж» и «Благовест» проводили со мною очень длинные беседы и интервью. И поэтому я бы не сказал, что верующие не верят, а для не верующих, мне кажется, тоже ощущение, что вина и стыд существуют в этом мире, совершенно нелишне.
14. Николай Брагин, Калуга: Дмитрий, Павел, было ли благословение на работу с этим фильмом?
Павел Лунгин: Благословение получил Петр Мамонов у своего духовника. Во время съемок с нами был отец Косьма, монах Донского монастыря, и он провел молебен в первый день съемок.
15. Кирилл Токарев, Москва: Уважаемый Павел Семенович. 1. Православное монашество для Вас — достаточно ли знакомая среда? Образы, персонажи, уклады и действия Вашего фильма — это «реальная» реальность или реальность внутри Вашей головы? 2. По Вашему мнению, Вы справились с неподъемным пластом извечных вопросов, рассмотренных, более того, сквозь призму жизни монашества, даже старчества.
Павел Лунгин: Правда жизни и правда искусства — это совершенно различные вещи. Об укладе монастырской жизни мы знали очень немного. Но просто пытались так поднимать внутреннюю правду персонажей, чтобы это само по себе бы становилось реальностью. Наверное, с «неподъемным пластом извечных вопросов» мы не справились. На то он и неподъемный. Но как нам кажется, в том, что мы сняли, нет ни фальши, ни клюквы.
16. Люба Зайцева, Москва: Вы верующий человек, что побудило Вас к созданию фильма?
Павел Лунгин: Я верующий человек. Крещеный. Но не воцерковленнный. Хочу еще раз сказать, что это фильм не церковный, это фильм о людях и для людей. Просто мы пытались пронизать его ощущением, что Бог есть, что мы не одни на этом свете.
17. Ветров: C кем из актеров Вам было интереснее всего работать?
Павел Лунгин: Со всеми. В этом фильме все так переплетено, что переплелись роли, их психологические связи. Я даже не разделял их, один образ перетекал к другому. Актеры все замечательные. Но, конечно, главная роль и главная тяжесть этой работы легла на плечи Петра Мамонова.
18. Смелин Петр: Меня поразила игра Петра Николаевича Мамонова. Ведь он не драматический актер. Такое ощущение. что он играл самого себя или кого то хорошо ему знакомого. Это так?
Павел Лунгин: Да, Мамонов в большой степени играл самого себя. Он действительно не совсем драматический актер. Он какое-то особое явление в этой жизни. Но он может быть и актером, и музыкантом, и может быть художником. Но везде, прежде всего, он будет оставаться Петром Мамоновым.
19. Левчин Игорь, Берлин: Скажите, это и есть православное кино? Кто его аудитория — церковные люди или мирские? Атеисты или сомневающиеся? И кто из них, на ваш взгляд, категорически не примет фильм?
Дмитрий Соболев: Мне кажется, что в принципе это фильм для тех людей, для которых что-то значит чувство вины, потому что наличие этого чувства, как и совести, позволяет миру находиться в балансе. Для людей сомневающихся и совестливых, а совесть существует в любом человеке. Поэтому он адресован всем.
Павел Лунгин: Аудитория этого фильма — это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин.
20. Тиленкова Юлия, Мурманск: Где снимался ваш замечательный фильм? Это настоящий монастырь? Как был организован ваш быт во время съемок?
Павел Лунгин: Фильм снимался в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки. Монастырь, конечно, не настоящий. Мы его построили. Вся декорация была привязана к затопленной деревянной барже, которую вы увидите в фильме. Быт был организован самым обыкновенным образом — жили в гостинице.
21. Татьяна Деева: Я слышала, Вам предстоит встреча и обсуждение фильма с прихожанами храма св. мч. Татианы при МГУ: мне кажется, это самая сложная аудитория. С одной стороны, это интеллектуальная элита, с другой — верующие люди. Не страшно? И не для такой ли аудитории был снят фильм?
Павел Лунгин: Мне не страшно, я не боюсь интеллектуальной аудитории. А фильм, мне кажется, был снят для всех тех, кто не забывает, что человека отличает от животного — чувство стыда и греха. И могу добавить, что мне наоборот очень интересно встретиться с молодыми прихожанами этой церкви.
22. Марианна Месяц: Это элитарное кино? И какие перспективы у фильма на фестивалях?
Павел Лунгин: Фильм был уже на Венецианском фестивале, на фестивале в Торонто, в Лондоне. Из интересных фестивалей предстоит «Санденс» в США.
23. Петр Тревожнов, Москва: Дмитрий, что за новый проект «20 сигарет»? Будет ли он похож на «Остров»?
Дмитрий Соболев: Проект «20 сигарет» совершенно на другую тему. Это один день из жизни менеджера рекламной компании, которому надо принять сразу несколько очень важных решений в своей жизни. Справится ли со своими проблемами герой или нет, смотрите уже эту картину.
24. Ангелина, Новороссийск: Дмитрий, вы киносценарист или писатель? Это разное? Возможно ли перевоплощение от писателя к киносценаристу или наоборот?
Дмитрий Соболев: Я не писатель, я сценарист. Литература несколько иной жанр с иными законами. Что касается перевоплощения, я думаю, что это возможно, но для этого требуется много времени и сил.
25. Владимир Ткачев, Суздаль: С какими сложностями вы сталкивались в процессе съемок? Каким вам запомнился сам процесс?
Павел Лунгин: Процесс съемок запомнился мне гораздо больше радостями, чем сложностями. На съемках была совершенно особая теплая и творческая атмосфера. Мы жили там уединенно, в маленькой гостинице на берегу Белого моря. И даже Белое море само было к нам благосклонно, потому что не замерзало до середины декабря. Хотя по прогнозам лед должен был встать уже в октябре.
26. Ира, Новгород Н.: Павел Семенович, ваши фильмы такие разные. Скажите, как по-вашему, что их объединяет?
Павел Лунгин: Наверное, их объединяет некоторая энергия. Меняюсь я — меняются и мои фильмы.
27. Зарема, Алма-Аты: Вы никогда не хотели эмигрировать из России? Какая страна, на ваш взгляд, для этого подходит?
Павел Лунгин: Жил 10 лет во Франции, но это не было эмиграцией. Просто жил там, а работал по-прежнему в России. Считаю, что сейчас эмиграция абсолютно бессмысленна. Потеря языка, стиля жизни, культуры — это не восполняется ничем. Вообще, не забывайте, что эмиграция — это тяжелая и часто унизительная работа.
28. Владимир Павлов, Москва: Павел и Дмитрий, сделав «Остров», Вы сняли лучший русский фильм со дня рождения братьев Люмьер. Вы чувствовали, как длань Господа нашего вела Вас в этом проекте?
Павел Лунгин: Дорогой Владимир, спасибо за Вашу оценку.
29. Владислав: Зачем снимать фильм, заведомо предназначенный для узкого круга зрителей? Не боитесь провала?
Павел Лунгин: Мы никогда не рассматривали этот фильм, как фильм для узкого круга зрителей. В нем нет ничего заумного или интеллектуального. Просто это фильм, который требует от зрителя определенной душевной работы. То, что выпускают его 200 копиями, говорит, что прокатчики тоже считают, что фильм нужен зрителю. А провалов все боятся.
30. Вера Карибова, Москва: Как воспринимали фильм за рубежом? Насколько он интересен зарубежному зрителю? Ведь это не характерная для Вас тематика. Они привыкли к другому Лунгину…
Павел Лунгин: Западный мир стоит перед теми же проблемами духовного тупика и бессмысленности жизни, что и мы. Поэтому фильм был встречен с интересом. И в Венеции и во Франции. Тематика, конечно, не характерная, но когда я видел в наполненном зале Парижа мокрые от слез лица, я испытал огромное волнение. Правда, там было много русских.
31. Ольга: Видела сюжет по телевизору о показе фильма в Воронеже. Там на просмотр пришли в основном православные верующие и духовенство. Какова реакция на фильм со стороны православных, и в частности, руководства РПЦ?
Павел Лунгин: Мне кажется, что руководство РПЦ относится к фильму благосклонно, но не считает его фильмом о Церкви и для Церкви. И это чистая правда. Это фильм не церковный, а фильм о вере и покаянии. А руководство РПЦ определило этот фильм как притчу.
32. Кирилл, Балашиха: Вопроса нет, только кланяюсь… Ваш фильм потеснил в моем сознании «Форрест Гамп» и «Английский пациент».
Павел Лунгин: Кирилл, спасибо, что нет вопросов. Мы тоже Вам кланяемся.
33. Александр, Липецк: Как вы считаете, условием развития души в большей мере человека являются переживаемые страдания или вера (возможно идеалы), которые человек в себе несет?
Павел Лунгин: Да, я считаю, что человек, который не страдал, никогда не разовьет в себе душу. Это, конечно, христианский подход. Буддисты, может быть, посмеялись бы над не гармоничностью этого переживания. Но для меня оно является единственной мерой духовной жизни.
34. Александр Переверзин, Москва: Здравствуйте, Дмитрий! Хотелось бы узнать об истории создания сценария. Был ли сценарий утвержден Павлом Лунгиным сразу, вносились ли в него какие-то изменения? Переписывались (дописывались) ли какие сцены? Можно ли где-нибудь сценарий прочитать? Спасибо большое.
Дмитрий Соболев: Сценарий писался как выпускной сценарий во ВГИКе. Сценарий был с одной стороны утвержден сразу, но с другой стороны в него вносились изменения не мной, а режиссером. Сценарий вышел в издательстве «Амфора» в сборнике сценариев, который называется «Остров».
Павел Лунгин: К стыду своему я еще не видел сайта фильма «Остров». Раздел «Исповедь» считаю некоторым преувеличением, потому что исповедь не должна быть публичной. Но, может быть, только для людей, которым необходима групповая психотерапия.
36. Ирина, Москва: Доводилось ли Вам вступать в полемику со священнослужителями об этом фильме? Есть мнение, что метафора «Острова» призвана показать маргинальность Православия по отношению к современному миру, так ли это? Какие еще упреки Вам приходилось слышать от духовенства?
Павел Лунгин: Пока мне не приходилось слышать упреков от духовенства. В среду 22 меня приглашают в Троицко-Сергиевскую Лавру для обсуждения, может быть, там я их и услышу. О какой маргинальности в Православии Вы говорите, честно говоря, не понимаю. Мне кажется, что современный мир гораздо уже христианского мироощущения.
37. Анна, Москва: Были ли у Вас в жизни встречи со святыми людьми?
Павел Лунгин: Святые люди в наше время прячут себя. Почти как наш герой, отец Анатолий, который скрывается под маской своего собственного келейника, секретаря, истопника.
38. Ольга, Москва: Не было ли Вам страшно браться за такую тему? Была ли задача делать миссионерское кино или просто «экзотическая» и трудная тема привлекла?
Павел Лунгин: Конечно, было страшно браться за такую тему. Но мне показалось, что в наше конформистское время надо не бояться индивидуального поступка. Не бояться быть «перпендикулярным». На самом деле я снимал этот фильм для себя и ни для кого больше.
39. Анна: Здравствуйте, Павел. Хочу Вас поблагодарить за такой живой образ русских монахов. Я плакала в течение всего фильма, отец Анатолий очень похож на моего умершего дедушку, тоже шахтера отца Дионисия. Хочу спросить: давно ли Вы посещаете монастыри? В конце фильма создается впечатление, что Ваши герои уходят, покидают зрителя. Вы тоже считаете, что такие люди покидают наш мир?
Павел Лунгин: Анна, спасибо за теплые слова. Царствие небесное Вашему дедушке. Мне кажется, что отец Иов, герой Дюжева, не покидает людей. Он остается и даже, насколько это возможно, занимает место умершего отца Анатолия.
40. Александр Евгеньевич, Выборг: Удивительно, как Вам удалось снять такой хороший во всех отношениях фильм на такую трудную тему?! Надо полагать не без помощи Божьей. В Церкви бытовало мнение, что снимать житийные фильмы, не важно художественные или про реальных святых, — нельзя, так как актеры все равно не смогут сыграть, а режиссеры поставить. Теперь можно с уверенностью сказать, что это не так. Нет ли у Вас планов продолжить работы в этом жанре, например снять фильм про о.Иоанна Кронштадтского?
Павел Лунгин: Петр Мамонов не совсем играл эту роль. Природа его актерского таланта такая, что он всегда остается Петром Мамоновым. В его жизни есть много аналогий. Про Иоанна Кронштадтского с Петром Мамоновым в главной роли я, признаться, думал. И скажу даже вещь более кощунственную, думал про Ивана Грозного с тем же Петром Мамоновым в главной роли.
41. Наталья, Санкт-Петербург: Павел, скажите, а ваш герой — он умный или духовный? Он сам-то понимал, что делает? Или это такой дар, творить чудеса и видеть время, и вы о том кино и снимали?
Павел Лунгин: Мне кажется, что он и не умный и не духовный. Он блаженный. В том смысле, что он такой обнаженный нерв, который подключается к боли этого мира. Его всеведение — это реакция на боль тех людей, которые к нему приходят. Как например, в эпизоде со вдовой в исполнении Нины Усатовой. Пока он ее не увидел, он не подозревал ни что у нее есть муж, ни что он жив. Мне кажется, это знание просыпается мгновенно. Хочу обратить ваше внимание на то, что, как правило, когда чудо происходит, то миряне, просящие о чуде, всегда недовольны. Скорее бытовой мир не терпит чуда. Потому что или чудо, или дом, быт, скот, который надо кормить, и так далее.
Дмитрий Соболев: Мне кажется, что когда человек что-то просит у Бога, а он часто бывает не прав, потому что Господь лучше понимает, что нужно человеку в данный момент. Поэтому есть такое изречение: «Святой Дух дышит, где хочет». Поэтому воля Господня проявляется в совершенно неожиданных для нас формах. Господь для нас непостижим.
42. Даниил: Как давно Вы вынашивали идею такого сценария? Как получилось, что Вы начали сотрудничать с Лунгиным?
Дмитрий Соболев: У меня в жизни был период, когда я читал теологическую литературу, пытаясь что-то понять для себя. В принципе это второй сценарий, связанный с Православием. В первом сценарии был священник православный. Поэтому идея вынашивалась долго, пока не созрела эта схема искушения, покаяние и прощение. После этого все и случилось. Как началось сотрудничество? Мой агент отправил Павлу Семеновичу мой сценарий, он ему понравился.
43. Дима Клюев, Питер: Ваш фильм коммерческий? Как вы оцениваете современные тенденции кинематографа, когда недостаточно снять просто хороший фильм, надо еще умело его раскрутить? Вы задумываетесь об этом, когда решаете создать фильм?
Дмитрий Соболев: Раскрутка — это дело продюсеров и менеджеров. Грамотная реклама, создание тизеров. Это вопрос не к нам, а к продюсерам. В Голливуде, как и у нас, на это уже, закладывается отдельный бюджет.
44. Оксана, РИА «Новости», Москва: Дмитрий, расскажите поподробнее про новый проект «20 сигарет». На какой стадии сейчас работа, какие актеры будут заняты в нем, когда выйдет на экраны?
Дмитрий Соболев: В фильме заняты такие известные актеры, как Максим Суханов и Галина Тюнина, а также известный актер Оскар Кучера. В главной роли актер театр Фоменко Любимов. Съемочный период картины завершен. Предстоит монтаж и озвучивание. Что касается времени выхода фильма на экраны, пока не известно.
45. Алла, Санкт-Петербург: Хороший и очень нужный фильм. Прекрасный актерский состав: Сухоруков — прелесть, Мамонов — гениальный актер, Дюжев — очень органичен. В конце фильма ощутила легкое разочарование. То ли, как от хорошей книги, что быстро закончилась, то ли от недосказанности. Было ощущение незавершенности. Впрочем, может быть это специфика темы — духовный путь бесконечен. Как вы думаете, обладает ли ваша работа целостностью? Спасибо большое за этот фильм и желаю вам новых творческих достижений.
Дмитрий Соболев: Мне кажется, что там как раз существует завершенность, потому что герой примирился с собой и с этим миром. Его благостная кончина, мне кажется, логичное завершение картины.
Павел Лунгин: Считаю, что фильм получился целостный. Хотя так же, как и Вы, испытал глубокую грусть и в последний съемочный день, и когда закончил монтаж. Видимо, действительно очень не хочется уходить из мира фильма «Остров».
46. Nusyatina, Москва: Здравствуйте! Я еще не смотрела вашу картину, но собираюсь. Ее лучше просматривать в одиночестве или с кем-то?
Павел Лунгин: Фильм надо обязательно смотреть в зале на большом экране, ощущая эмоцию окружающих тебя людей. Очень хотелось бы, чтобы этот фильм вызывал единение душ. А в одиночном просмотре по телевизору всегда есть что-то не щедрое, эгоистическое, как есть варенье под одеялом.
47. Афанасий, Киев: Павел Семенович, извините за личный вопрос, но мне кажется, чтобы снять такой фильм, необходимо самому испытывать какой-то кризис веры, какую-то переоценку ценностей, не так ли? Такие вещи не рождаются, когда в душе у тебя полная гармония, Вы со мной не согласны?
Павел Лунгин: Вопрос действительно личный. И в режиме онлайн, не видя Вашего лица, сложно на него отвечать. И все-таки скажу Вам, что, конечно же, и кризис веры и переоценка ценностей, и чувство глубокого смятения — это тот мир, в котором я живу в последние годы.
48. Оксана, РИА «Новости», Москва: Как вы относитесь к фильму «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана», и к фактическому запрету на его прокат в России?
Павел Лунгин: Это развлекательная абсурдистская комедия. Запрещать ее — глупо. Но, может быть, разрешать еще глупее. Потому что, если хотя бы пять человек казахов почувствуют себя униженными идиотскими шутками, то для меня радость от смеха не оправдает этого. Есть такие ситуации, когда оба решения плохие. Это тоже часть нашей жизни.
49. Олег, Тюмень: Четверть века назад вышел «Такси-Блюз». За эти 25 лет вы часто общались с Петром Мамоновым?
Павел Лунгин: »Такси-Блюз» вышел 16 лет тому назад. Олег, Вы ускоряете время. С Мамоновым мы общались редко. Я ходил на его спектакли, иногда перезванивались. Но моя творческая жизнь началась с Петром. И сейчас, когда я снял фильм, отличающийся от всего того, что делал раньше, мы снова соединились. Думаю, что мы нужны друг другу.
50. Адель Хаиров, Казань: В «Свадьбе» Вы завершили очень серьезное кино никак — счастливым окончанием. Это не по-русски. Там бы всем кровью умыться. А Вы как бы надежду даете, спасете своих героев… Вы и в жизни надеетесь на лучшее в критических ситуациях или все-таки знаете наперед правду-матку?
Павел Лунгин: Адель, я действительно люблю хорошие концы, грешен. У меня иногда бывает чувство, что я не люблю людей, в смысле толпу. Но каждого отдельного человека люблю и верю в него. Почему-то, собираясь вместе, они бывают достаточно противны.
Дмитрий Соболев: Нам очень приятно, что картина Павла Семеновича вызвала такой отклик. Спасибо большое за вопросы. По вопросам мы поняли, что фильм не оставил равнодушным тех, кто участвовал в этой конференции. Мне кажется, что это все люди думающие и интересующиеся тем, что происходит в этом мире. Спасибо вам.
Павел Лунгин: Я не привык к онлайновому общению, и мне, конечно, не хватало глаз и лиц тех людей, которые задавали вопросы. И все же мне было очень радостно, что мы не одиноки, и что так много людей тонко и взволнованно откликнулись на наш фильм. Потому что, в принципе, это фильм для тех, у кого есть душа. Иногда мне кажется, что душа — это последнее русское богатство. Хочу вам еще сказать, что все Вы видели фильм на пиратских дисках. И если вы полюбили этот фильм, то сделайте усилие, сходите в зал и посмотрите его в том виде, в котором мы его задумывали. Для восприятия и просто для того, чтобы проголосовать за этот фильм. Потому что фильм «Остров» внеформатный. Он очень не похож на все то, что снимается сейчас для широкого проката. Очень хотелось бы доказать российским продюсерам, что такие фильмы тоже имеют право на существование. Спасибо всем вам.
Что легло в основу сценария
Многие интересуются о фильме «Остров», по какой книге он снят. На самом деле литературным первоисточником послужила одноимённая повесть Дмитрия Соболева, которую он позже превратил в сценарий. Автор признаётся, что также не являлся сильно верующим человеком, и в этой истории его привлекла скорее проблема покаяния, ярко выраженная в христианской культуре. Однако по настоянию Петра Мамонова и отца Косьмы, в текст вносились правки, чтобы добиться аутентичности повествования.
Автор повести «Остров» — Дмитрий Соболев
Описание истории
Проходит 35 лет. Кочегар постарел и взял имя Анатолий. В годы войны его спасли монахи. С тех пор Анатолий посвящает жизнь служению Богу. Никто не подозревает о его темном прошлом. Для местных он давно стал мудрым старцем, к которому всегда можно обратиться за помощью. Но если прихожане видят в Анатолии целителя, то монахи считают «коллегу» юродивым нарушителем церковного порядка. Анатолий не молится в храме, ведет себя вызывающе и нарушает общественный порядок. Между старцем и монахом Ивом образуется конфликт.
Как снимали фильм остров
Из-за продолжительных поисков у съёмочной группы оставалось не так много времени — зимой Белое море покрывалось льдом, и надо было во что бы то ни стало успеть завершить картину. Так как снимали фильм «Остров» в октябре, то закончить его было необходимо до декабря 2005 года, с чем команда успешно справилась.
Рабочеостровск фактически выступил главной декорацией — действия за его пределами происходят только в начале и конце фильма: в эпизодах Второй Мировой войны и на вокзале, во время прибытия адмирала в Москву со своей дочерью. Благодаря хитростям оператора и грамотной работе с видеоредактором, картину удалось смонтировать «бесшовно», а также придать изображению узнаваемый синевато-серый оттенок, который становится ближе к фиолетовому в сцене с обрядом экзорцизма над Настей.
Изгнание бесов из Насти (Виктория Исакова)
Приём картины
Учитывая провокационную натуру того, кто снял фильм «Остров», зрители и критики были настороже. Однако картина поразила всех своей мирностью и глубоким уважением к духовным вопросам. Лента выиграла множество наград на кинофестивалях (в том числе 6 премий «Золотой орёл» и 6 премий «Ника»). До сих пор многие считают этот фильм лучшей работой режиссёра и отсылаются к нему как к образчику «православного кино» в России.
Финальная сцена фильма
Призы и награды
Впервые фильм показали на Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж», где его признали лучшим христианским фильмом года. Все члены съёмочной группы побывали на приёме у патриарха Алексия II, Мамонов сказал патриарху, что если в результате просмотра фильма хотя бы один человек из десяти тысяч пойдёт в храм, «значит, мы выполнили свою задачу»[6].
Мамонов также получил премию «Своя колея» за вклад в возрождение православной культуры[7] и премию «Жорж».
Речь Мамонова на церемонии
На церемонии вручения «Золотого орла» Мамонов ввёл собравшуюся праздную публику в оцепенение, появившись на сцене в простой вязаной кофте, потёртых джинсах и дешёвых кроссовках. Получая награду, произнёс обличительную речь, шокировав светскую тусовку: рассказал о смерти оператора Андрея Жегалова, подверг резкой критике беспечность современного российского общества, отметив подмену ценностей, аморальность игорного бизнеса и ежегодные убийства миллионов детей. Власть, по его мнению, в этой плачевной ситуации ничего не сможет сделать, и если мы сами сейчас не одумаемся, то наши внуки будут рабами у хозяев-китайцев.
На Первом канале речь практически полностью вырезали, но в прессе она произвела заметный резонанс, цитаты из неё были опубликованы в газетах «Коммерсант», «Известия», «Эксперт» и др. Известная журналистка Ирина Петровская назвала Мамонова персоной месяца, а сетевой журнал «Бунтарь» включил это эпатажное выступление в «топ-10 бунтарских поступков 2007 года»[6].