организация своей жизни и деятельности
Как организовать свою жизнь
Представьте себе жизнь, в которой все тщательно организовано: нет ничего лишнего, все важное под рукой, а не очень важное находится в известном месте. Причем речь не только о физических объектах, но и о времени, мыслях, целях.
К примеру, возьмем чтение. Вы любите читать, но делаете это беспорядочно и хаотично. Из прочитанного запоминается 5-10%, да и то не всегда эта информация важная. Если же вы научитесь организованно подходить к чтению, то этот процент может и не возрастет, но извлекать вы будете гораздо больше пользы.
Ниже приведены несколько способов организации своей жизни в разных областях.
Организуйте одежду
В шкафу должны находиться только те вещи, которые вам действительно понадобятся. Задайте себе следующие вопросы:
Представьте себе, что вы открываете шкаф утром, чтобы подобрать вещи на работу, а в нем — только та одежда, которая вам нравится, хорошо сидит на вас, уместна и сочетаема. Держите ваш гардероб организованным и наполненным только тем, что действительно вам нужно.
Организуйте свои взаимоотношения с людьми
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на общение с людьми, которые портят вам настроение или ведут себя некорректно по отношению к вам. Научитесь не только избавляться от компании таких людей (тут многие из нас мастера), но и находить достойных для общения (это целое искусство).
Задайте себе следующие вопросы:
Организуйте цели
Изучите свои цели, находя новые вызовы — будь то написание романа или марафон — это позволит вам создать будущее, которое вы хотите.
Когда пытаетесь организовать цели, спросите себя следующее:
Когда вы наладите и организуете свои цели, то ваша жизнь станет также организованной.
Организуйте время
Будьте организованы, когда речь заходит и о вашем времени. Вместо того, чтобы добавлять задания в свое расписание волей-неволей, внимательно изучите каждую задачу перед этим. Сделайте следующее:
Организуйте мысли
Всякий раз, когда вы начинаете думать о чем-либо плохом, то можете сказать себе: «Я не собираюсь об этом думать». Вот так просто это работает.
Многие люди удивляются, когда им говорят, что они могут не думать о плохом. Это гениальное откровение для каждого, кто действительно понимает его смысл. Вы не обязаны думать о плохом или переживать по поводу будущего, если ничего не можете сделать прямо сейчас. Вы не обязаны грустить, обижаться и испытывать недовольство.
Вместо того чтобы пассивно позволить своему внутреннему голосу болтать о чем-то, активно выбирайте, какие мысли вы собираетесь культивировать и взращивать в своем уме. Их них расцветет ваша личность. Поэтому очень тщательно выбирайте семена для посева.
Основы стратегического планирования жизни
Подойдите к зеркалу. Что вы видите? Нос с горбинкой? Родинку на щеке? Брови, а-ля, Брежнев в Ессентуках? Берите выше! Перед вами президент корпорации. Название которой «Жизнь моя».
Чтобы корпорация начала приносить прибыль и не затерялась среди прочих бородатых, бровастых корпораций с родинками и без, ей необходим план. План действий.
Всем, кто учился на экономиста или менеджера, известно: планирование деятельности организации – очень нужная штука. И скучная. До безумия! Пока слушаешь лекцию, можно десять раз порвать рот, зевая. Где организация с ее стратегиями и планами, а где юный студент, у которого даже плана на вечер нет?!
К сожалению, в университетах не рассказывают, как планировать деятельность самой важной организации – жизни человека. Статья намерена исправить это упущение. Мы расскажем, зачем и как планировать свою жизнь, чтобы зевота не стала единственным ее развлечением.
Стратегическое планирование жизни: что такое и зачем нужно?
Стратегическое планирование жизни – это её эскиз. Планируя, человек решает, каким хочет видеть себя через год, 5 лет, 10 и больше. Ставит цели. Высокие, конкретные и вдохновляющие. Попросту, стратегическое планирование жизни – это планирование будущего.
Когда речь заходит о манере существования, люди задаются вопросом: план или импровизация? Конечно импровизация! Если всё, что нужно человеку от жизни – это свежий воздух, теплотрасса и гранёный стакан. Если же романтика теплотрасс – вариант на двоечку, то без плана на жизнь не обойтись.
Представьте. Забытый дядюшка Джо оставил вам наследство. Наконец, можно осуществить давнюю мечту – построить шикарный дом. Свой! Милое гнёздышко. Вы нанимаете бригаду. А усатый прораб заявляет: у нас плана строительства нет, мы свободные художники. Сейчас мантру споем, и как-нибудь с божьей помощью само устроится.
Вызывают доверие такие «профи»? Вряд ли. Безопасно ли жить в доме, построенном при помощи песнопений вместо плана? Вряд ли.
Строительство жизни – дело куда более серьезное, чем сооружение дома. И если у человека нет плана, у него нет ориентира. Нет мотивации. Нет смысла. Одни лишь фантазии и надежды. Мягкий диван, телефончик и бесцельное течение по накатанной.
Планировать жизнь – значит:
В сутках 24 часа. Успешные люди наполняют их планами и действиями. Безуспешные – пустотой. Эффективные люди при помощи плана делают из своей жизни долгосрочный проект, приносящий весомый профит. Неэффективные – будущее не моделируют. Прожили день и ладно.
Стратегическое планирование подходит тем, кто хочет жить своей жизнью. С результатом, который радует. Со смаком.
С кого всё началось?
Тот, кто первым начал планировать жизнь, теперь изображен на стодолларовой купюре. Пятнадцатый ребенок в семье нищего свечника. Угадайте, как его зовут? Бенждамин Франклин. А ведь он даже не был президентом, чтоб получить честь украшать своим портретом банкноты.
Зато был физиком, писателем, политиком, оратором и полиглотом. Придумал электрический «-» и «+», молниеотвод, переход на летнее время, конституцию США, библиотеки. Кресло-качалку и эффективную печку для обогрева, наконец! Он создал типографский бизнес, и был одним из самых богатых людей города.
Франклин сделал себя сам. Человек из многодетной эмигрантской семьи, без наследства, образования, и, казалось бы, перспектив, в 20 лет решил творить свою судьбу в столице. Он, как ежик из известного мультика, буквально, повязал мешок на палку и отправился в туман. Только вот ежик в тумане заблудился, а Франклин стал хозяином своей жизни.
Все потому, что он ставил четкие цели и разработал генеральный план их достижения. Если Франклин смог, то получится и у вас.
Еще примеры. Главный богач Китая, основатель Alibaba Group Джек Ма. Создатель империи ИКЕА с оборотом около 40 млрд евро Ингвар Кампрад. Бизнесмен из списка Forbes, бывший президент Starbucks Говард Шульц. Эти люди росли в бедности. У них не было первоначальных ресурсов. Зато был план собственной жизни на 10 лет вперед.
С помощью самоконтроля и грамотного управления временем шаг за шагом они двигались к своим целям. В итоге план будущего стал их настоящим.
Достижение жизненных целей за 9 шагов
Ключевое в стратегическом планировании жизни – это постановка целей. Достижение которых и приведет вас к жизни мечты. Возникает вопрос. Как? Как правильно поставить цель? Как быстро и легко ее достичь? Для этого нужно пройти путь в 9 шагов.
Сформулируйте свои цели в каждой сфере жизни
Главных или второстепенных сфер жизни не бывает. Богатый и больной – плохой вариант. Женатый, но безработный – тоже. Только баланс во всех областях сделает вас гармонично развитым и счастливым человеком. Поэтому пройдитесь по каждому аспекту жизни:
Существует несколько правила постановки целей.
Можно немного поиграть с внутренним мазохистом и представить, что вам осталось жить полгода. Обычно фактор безысходности отлично развязывает руки. Устраняет страхи. И высвобождает энергию, которая способна без рычага перевернуть мир.
Запишите цели на бумаге
Обязательно! 97% людей пропускают этот шаг. И проигрывают. Важность этого процесса объяснима:
Шариковая ручка весит 4 грамма. Это тяжело? Пустяк. Который поможет вам попасть в 3% победителей.
Найдите выгоду
Какая она, морковка, которая подстегнет ваше движение к цели? Определите ее в самых ярких красках. Нейробиологи утверждают, позитивная мотивация – дрожжи, на которых растут гормоны счастья. А вместе с ними и желание действовать.
Определите дедлайны
Помните, что цель всегда должна быть четкой, измеримой. Именно срок исполнения превращает эфемерную мечту в конкретную цель. Ученые доказали, что наш мозг очень чувствителен к границам. Как только он их осознает, продуктивность увеличивается. Поэтому дедлайны дисциплинируют и стимулируют к действиям.
Вы спросите: как определить срок, да еще и уложиться в него? Проще простого! Станьте владыкой времени. Повелителем мгновений. Хроносом во плоти! К счастью, для этого есть все инструменты.
Разделите мамонта на части
То есть большие цели – на мелкие задачи. Мозг сойдет с ума, если вы решите: надо сделать ремонт в квартире. Катастрофа, сообразит он, нужно срочно придумать веские аргументы, чтобы увильнуть. И придумает! Если же вы составите перечень всех возможных мелких шагов, которые способны привести к цели, мозг станет вашим другом.
Например: зайти в Интернет и посмотреть дизайны квартир; определиться с цветовой гаммой обоев; сходить в строительный магазин, прицениться; позвонить подруге Зиночке и узнать контакты строительной бригады, которая так профессионально отремонтировала Зинаидину спальню и т.д. Подъемные задачи? Вполне.
Систематизируйте задачи
Сделать это можно двумя способами:
Выбирайте тот способ систематизации, который для вас комфортен.
Сделайте первый шаг
Решили перейти на ЗОЖ? Отлично. Ваш первый шаг – лечь сегодня не позднее 22:00. Или подняться по лестнице два этажа. Или отдать холестериновый бургер врагу. Просто начните! Каждый новый шаг будет прибавлять вам опыта и уверенности.
Делайте хоть что-то, но каждый день
Вкладывайте в жирненького, румяного поросёнка под названием «Мое благополучие» хотя бы по 10 копеек усилий ежедневно.
Не вешайте нос. Не пасуйте. Не сдавайтесь!
Каким бы блестящим ни был ваш план, с каким бы энтузиазмом вы ни брались за решение задач, спады будут. И это нормально. Представьте, что вы на американских горках. Поймайте кураж. Кричите, когда совсем страшно. И наслаждайтесь каждым новым крутым виражом.
Будем объективны. Наличие плана не гарантирует, что жизнь сложится копейка в копейку, как вы запланировали. Зато его отсутствие гарантирует, что управлять вашей жизнью будут либо обстоятельства, либо другие люди. Не сдавайте позиции. Единственно возможный президент корпорации «Жизнь моя» – это вы сами. Будьте мудры. И успехов!
Тайм-менеджмент: 15 методов эффективного управления временем
Что такое тайм-менеджмент
Экономист Питер Друкер писал, что менеджмент будет все больше выходить за рамки коммерческих предприятий, где появился в попытке организовать производство вещей.
Тайм-менеджмент — это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку или компании планировать время и экономить ресурсы.
Например, если завалило работой, а вы не знаете, за что браться в первую очередь, следует расставить приоритеты. Матрица Эйзенхауэра помогает разобраться, какие задачи срочные и важные, а какие просто отвлекают.
Чем больше задуманного мы успеваем сделать, тем лучше качество нашей работы и жизни в целом. А в условиях цифровой трансформации и ускорения изменений, четкое распоряжение временем помогает сохранять фокус на целях и не отклоняться от курса.
Принципы тайм-менеджмента
Практически все существующие методы управления временем состоят из трех компонентов: приоритизации, планирования и структурирования.
Большая часть техник тайм-менеджмента опирается на структурирование и приоритизацию, и только малая часть — сложная комбинация всех трех принципов. Мы разберем 15 лучших методов тайм-менеджмента: от простых техник к сложным системам управления.
Лучшие методы тайм-менеджмента
1. Подготовка с вечера
Подготовка с вечера подойдет тем, кому трудно вставать рано утром — совет психолога Ника Уигнала [1]. Записывайте рабочие и личные задачи на завтра в конце рабочего дня. Так вы поймете свою нагрузку заранее и распределите задачи без утренней спешки. Можно готовить вечером план задач, рабочую одежду или обед с собой, если вы работаете вне дома.
2. Хотя бы N минут
Метод помогает справиться с прокрастинацией — откладыванием задач «на потом», даже если это важные или срочные дела. Если вы не хотите ничего делать, попробуйте начать хотя бы с нескольких минут на задачу: пять или десять. По мнению Джулии Мюллер, профессора Университета Лейпцига, так у человека останется право передумать, и оно повышает чувство контроля над ситуацией. Он перестает думать, что его принуждают делать что-то, чего он делать совершенно не хочет [2], поэтому дальнейшая работа идет легче.
3. Дедлайны
Ставьте четкие сроки сдачи работы — дедлайны. Понятные сроки стимулируют работать быстрее и помогают справиться с прокрастинацией. Исследователи Массачусетского технологического института выяснили, что даже самостоятельно установленные дедлайны помогают сдвинуть дела с мертвой точки [3]. При этом такие сроки работают хуже внешних дедлайнов, которые ставит руководитель или конкурсная комиссия. В личных делах внешним куратором может быть друг, коллега или родственник.
4. Поедание «лягушки»
Бизнес-тренер Брайан Трейси предлагает съедать «лягушку» каждое утро [4]— делать самую сложную и неприятную задачу самой первой. С утра мозг меньше нагружен информацией, поэтому вам будет проще справиться с трудным делом. После такой задачи все остальные покажутся пустяковыми и на них по-прежнему останутся силы.
5. Мелкие задачи
Это полная противоположность предыдущему методу. Делайте мелкие задачи — на 1–2 минуты — первыми, по возможности в тот же момент. Например, проверьте почту и оборудование, отправьте запросы или раздайте задачи. Это правило взято из метода Getting Things Done (GTD) бизнес-тренера Дэвида Аллена [5].
6. Автофокус
Метод «автофокуса» подойдет людям, которые часто работают с задачами без дедлайна. Два предыдущих принципа обязывают выбирать дело, и это чувство обязанности вызывает отторжение. Автор метода Марк Форстер считает [6], что сначала следует выписать все дела в единый список, а потом медленно его прочитать, пока не захочется остановиться на одной задаче. Объем задачи не имеет значения, важнее желание сделать ее прямо сейчас. Если получилось завершить дело сегодня — вычеркните его. Не получилось — перенесите в конец списка, и прочитайте его заново.
7. Сделайте это завтра
Автор книги «Сделай это завтра» [7] Марк Форстер рекомендует не браться за срочные задачи сразу, а откладывать их на завтра. Для этого нужно вести закрытые списки дел. В закрытый список невозможно добавить новую задачу, но можно занести в список на следующий день. Такой подход помогает сохранять фокус на текущих делах и делать только свою работу.
Форстер разделяет «свою настоящую работу» и «занятость». Настоящая работа помогает продвигаться в бизнесе или профессии. Здесь вы полноценно применяете свои навыки и знания. Часто выходите из зоны комфорта — делаете то, чего не делали раньше. Работать по-настоящему сложно, такая работа может вызывать небольшое сопротивление.
Занятость появляется, когда вы откладываете настоящую работу ради мелких задач. Деятельность — не то же самое, что действие. Если работа вызывает ощущение перегруженности, но не кажется сложной, — скорее всего, это занятость. Настоящая работа бывает сложной, но не заставляет чувствовать себя «белкой в колесе».
8. Деление большой задачи
Эту технику также называют поеданием салями или слона по кусочкам. Глобальная задача может испугать объемом. Чтобы к ней приступить, следует разложить большую задачу на небольшие этапы, декомпозировать. Например, «запуск нового проекта» звучит громко и давит ответственностью. Но когда в нем появляются конкретные шаги, становится проще: «начать исследование аудитории» → «поговорить с Сашей по пунктам анализа» → «изучить результаты» → «подготовить макет по результатам исследования». Задача «обрастает» конкретикой и уже не кажется невыполнимой миссией.
9. Одна задача в один промежуток времени
Многозадачность в интеллектуальном труде не работает. В 2009 году исследователи из Университета Стенфорда провели эксперимент [8]. Они выяснили, что когда человек делает несколько интеллектуальных дел одновременно, например, читает и разговаривает по телефону, то хуже запоминает и содержание разговора, и прочитанное. При этом не может определить, какая информация была важной, а какую можно было опустить. Если человек работает только над одним делом в один промежуток времени, он лучше справляется с задачей и хорошо запоминает информацию.
10. Методы фиксированного времени
Сюда относят методы работы по таймеру. Если завести привычку работать по таймеру, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, научитесь управлять ожиданиями, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.
Техника Pomodoro. Метод помидора — это «система 25 минут» Франческо Чирилло. «Помидором» называют отрезок времени в 30 минут — 25 минут на работу и пять минут на отдых. Вы работаете 25 минут, делаете пятиминутный перерыв, затем снова уходите в работу. Через каждые четыре повтора — перерыв 30 минут.
Кстати, таймер называется «помидорным» потому, что Франческо Чирилло вначале использовал небольшой кухонный таймер в виде помидора.
Метод «90 на 30» Тони Шварца [9] и метод «52 на 17», который появился в результате исследования сервиса The Muse [10], строятся по похожему принципу. Первое значение — время в минутах, которое нужно отводить для работы, второе — время для перерыва.
Можно сказать, что это модификация дедлайнов, но в них жестко ограничивается само время на работу. Обилие коротких перерывов помогает «разгружать мозг», сменить деятельность и отвлечься.
Если хотите попробовать методы на практике, помните, что в них одинаково важны не только промежутки работы, но и промежутки отдыха. Чтобы методы работали, важно отдыхать и возвращаться к задаче в установленное время.
11. Принцип девяти дел
Этот метод основан на иерархии задач. Согласно принципу, в течение дня нужно «закрыть» одну крупную задачу, три задачи поменьше и пять мелких. Подходят дела вроде подготовки к встрече с будущими клиентами, и задачи попроще, например покупка корма питомцу. Так домашние дела не пропадают из вида и входят в расчет собственной нагрузки.
Вариация этого метода — «принцип трех дел» Криса Бейли [11]. Этот метод поможет тем, кто легко погружается в рутину и не уделяет должного внимания своим долгосрочным целям. По мнению Бейли, нужно завершать три дела в день, которые приближают вас к достижению глобальной цели. Например, час в день делать грамматические упражнения на английском или сформировать заявку на стипендию, если ваша глобальная цель — учеба за рубежом.
12. Канбан
Канбан — это метод организации работы, чтобы распределять нагрузку между людьми и делать работу точно в срок. Метод помогает видеть нарастающий темп работы и ничего не забывать.
Классический канбан — это таблица с тремя столбцами «Нужно сделать», «В работе» и «Сделано». Но столбцов может быть и больше, например, по количеству этапов в вашем проекте или на производстве, а их названия также могут меняться по усмотрению компании.
Все дела по умолчанию заносятся в первый столбец отдельной строкой или на отдельном стикере, карточке. Потом они перетаскиваются из одного в другой, пока, не попадут в последний столбец. Благодаря такому «перетаскиванию» можно легко отследить прогресс отдельного человека и всей команды.
13. Хронометраж
Экономист и автор книг по тайм-менеджменту Глеб Архангельский считает, что в основе планирования — понимание, где время расходуется эффективно, а где не очень. Архангельский предлагает планировать в три этапа.
14. Матрица Эйзенхауэра
Система ведения дел и приоритизации, которую придумал 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр в середине XX века. Все текущие и будущие дела распределяют по четырем категориям матрицы в зависимости от их срочности и важности. Матрицей сложно пользоваться постоянно, но можно периодически к ней возвращаться, если завалило работой и домашними делами. Вот как ей пользоваться.
15. Тайм-менеджмент по хронотипу
Метод подойдет тем, кто хочет составить для себя идеальный распорядок дня. Кандидат медицинских наук и клинический психолог Майкл Бреус считает [12], что существует четыре хронотипа. У каждого из них свое идеальное время для пробуждения, пик продуктивности и режим сна:
Бреус считает: если подстроить личное и рабочее расписание под собственные биоритмы, качество жизни станет намного лучше.
Приложения для управления временем
Эти приложения пригодятся, чтобы управлять задачами. Они подходят для большинства методов тайм-менеджмента из нашего списка.
Книги по тайм-менеджменту
Эти книги дополняют статью и раскроют техники подробнее.
Читайте также на РБК Трендах:
Сферы жизни человека: 20 идей для личной стратегии
Попытки систематизировать состав этих сфер неизменно наталкиваются на субъективное восприятие жизненных приоритетов каждого исследователя. И это вполне естественно.
Есть также такое понятие, как колесо баланса, через которое некоторые авторы связывают сферы жизни человека в единое целое в попытках найти их баланс и золотую середину. Но любая попытка сделать универсальную модель, подходящую для каждого человека, обречена.
Дело в том, что у каждого свои приоритеты и свое представление о том, какие сферы жизни должны развиваться, а какими можно пожертвовать. И это решение целиком и полностью зависит от того, каким человек видит своё будущее и свою позицию в нём. Поэтому невозможно навязать всем чьё-то видение того, как должен выглядеть жизненный баланс человека.
Чтобы ваша жизнь и ваши планы зависели только от вас необходимо разработать личную стратегию. Мы изучали различные методологии, призванные достичь баланса в жизни человека, и выяснили, что сама идея сбалансированности противоречит динамике и самой природе. Мы решили разобраться в этом вопросе подробнее и в этой статье, созданной на базе одного из уроков курса по разработке личной стратегии, представляем вашему вниманию инновационную методику самооценки по 20 сферам жизни.
Вопросы целеполагания на курсе мы рассматриваем с нескольких сторон, одной из которых является миссия человека. Миссия, это вовсе не цель, а предназначение человека, которое он или она сознательно или подсознательно хотели бы реализовать. В этой статье мы расскажем о том, как грамотно и последовательно подойти к реализации своей миссии.
Сформулировать свою миссию — это далеко не самая сложная проблема, особенно с учётом того, что методик для формулирования миссии довольно много. В нашем курсе это делается в спринте 5 (из 11).
А вот методику реализации миссии пришлось заимствовать из нашей методологии разработки бизнес стратегии Strategium Space Scrum. Адаптация именно этой части методологии к личной стратегии оказалась весьма нетривиальной задачей.
Но, чем сложнее задача, тем интереснее получается её решение. И в этой статье я расскажу о новом подходе, который будет помогать нам реализовывать свою миссию и эффективно развиваться. Для начала нам нужно приложить определённые усилия и систематизировать наше, обычно хаотичное, понимание того, как мы идём к целям, как управляем своими действиями и каким образом достигаем результатов.
Цель такой работы не только в том, чтобы понять, что мы должны делать, чтобы соответствовать миссии, но и заложить основу для дальнейшей работы. Наша жизнь очень многогранна и для того, чтобы эффективнее управлять различными сторонами нашей жизни, нужно очень хорошо структурировать их.
Известные до сих пор подходы, например, колесо баланса, которое включает 7-8 сфер жизни явно входит в противоречие со всем многообразием того, из чего состоит жизнь вполне обычного человека, не говоря уже о развитых интеллектуально, духовно и физически личностях.
Поэтому приготовьтесь узнать нечто действительно новое.
Обычные методологии разработки стратегии предполагают, что сразу после выработки миссии нужно приступать к определению видения, целей, а потом и стратегий их достижения. Но при таком подходе мы рискуем пропустить нечто важное, что не связано напрямую с нашими целями, но тесно связано с нашей повседневной жизнью.
Ведь именно в повседневной жизни скрыты источники основных проблем: люди часто формулируют миссии, оторванные от реальности. В таких случаях возникает разрыв между желаемой миссией и фактическим образом жизни и его реальным наполнением.
Это тот самый случай, когда нам нужно предпринять усилия и настроить нашу жизнь в соответствии с миссией. Так что наша задача создать определённый образ жизни, который будет способствовать реализации миссии. Ведь иначе она будет лишь пустыми словами.
Определив разрывы между нашей миссией и реальной жизнью, мы сможем дополнить нашу личную стратегию целями и задачами по преодолению этих разрывов. Таких разрывов может быть достаточно много, но необязательно все они будут значительными. Многие из них потребуют лишь небольших корректировок образа жизни.
Ликвидация таких разрывов будет становиться частью личной стратегии только тогда, когда это потребует действительно стратегических изменений, а не простого принятия решения и чуть менее простого следования ему. Ведь иногда достаточно просто осознать проблему, нашу ответственность за её решение, добавить задачу в календарь и выполнить её. Но в некоторых случаях нас может ждать очень большая и кропотливая работа. И не только над собой.
Как я уже сказал, рассматриваемый сегодня подход несколько напоминает концепцию восьми сфер жизни, но эта концепция более гибкая и имеет 20 критериев оценки, что упрощает понимание и практическую работу.
Так как сфер жизни мы выделяем несколько больше 7 или 8 (как в стандартных подходах), то нам понадобится их дополнительно структурировать. Для этого вводится понятие проекций личности.
Проекции личности – это фундаментальные и взаимосвязанные стороны личности, необходимые для реализации миссии.
Примером могут быть здоровье, трудовая деятельность, саморазвитие, положение в обществе и другие стороны. Они индивидуальны и зависят от специфики вашей миссии, поэтому примеры проекций и логику рассуждений для их определения разберём позже.
Сферы жизни человека – это наиболее важные области жизни, характеризуемые однотипными подходами в управлении или сходными объектами управления. Через сферы жизни происходит влияние на состояние каждой проекции личности, на самого человека и на персональную миссию.
Например, на здоровье мы можем влиять через питание, спорт, регулирование эмоциональных нагрузок, среду обитания и другие. Такие сферы мы определим для каждой из проекций.
Для того, чтобы структурировать конкретные действия по изменению образа жизни, нам понадобится ещё одно понятие: задачи.
Задачи – это структурированная по сферам жизни деятельность, которую необходимо регулярно выполнять для того, чтобы соответствовать нашей миссии.
Смысл введения этих понятий состоит в том, чтобы перейти от миссии к конкретным действиям по её реализации. Методика данной работы адаптирована к личному планированию на основе методологии внедрения сбалансированной системы показателей, в которой определяются так называемые проекции (или перспективы) деятельности компании: финансы, клиенты, процессы, ресурсы. Кто когда-нибудь касался данной методологии, то обязательно найдёт общие черты. И самой главной из них будет логика.
Самым ценным ресурсом для человека является его время. Доступное нам время зависит от продолжительности жизни, а значит от здоровья, безопасности и качества окружающей среды. Но продолжительность жизни не самое главное, ведь можно всю свою долгую жизнь лежать на диване и ничего не делать.
Значит, есть что-то не менее важное. Скорее всего, это работоспособность. Если у вас есть время и работоспособность, то за счёт этого вы можете развиваться в других областях. Работоспособность также зависит от здоровья, стресса, качества среды и тому подобных вещей. Поэтому Все эти понятия стоит объединить в одну фундаментальную проекцию личности, которая будет характеризовать доступные базовые ресурсы организма — это здоровье.
Следующая большая часть нашей жизни (проекция) зависит от ожидаемого времени активной жизни, здоровья и работоспособности и заключается, видимо, в эффективном использовании и распределении этих не восполняемых ресурсов в соответствии с жизненными приоритетами.
Можно тратить время на развлечения и прожигание жизни, а можно на развитие, совершенствование навыков и использование их в соответствии со своими целями. Чтобы использовать какие-то навыки для чего-то, нам сначала необходимо их развить.
Без приобретения навыков и знаний мы почти бесполезны. Значит следующей фундаментальной проекцией личности должно являться саморазвитие, которое для краткости можно назвать развитием.
Рассуждаем дальше: человек — существо социальное, которое не может нормально жить без других людей. Наши знания, навыки и компетенции мы используем для того, чтобы приносить пользу обществу.
Поэтому следующей после саморазвития проекцией является наша непосредственная деятельность, в рамках которой мы выполняем некую работу для других людей, т.е. создаём ценность для них.
Процесс создания ценности для общества существует испокон веков и называется трудом. Поэтому и наша проекция личности, объединяющая сферы нашей работы и другой деятельности так и будет называться: труд.
Перед разработкой миссии и сфер жизни есть один очень важный этап, в котором мы разрабатываем личную бизнес-модель (см. спринт 4 курса по разработке личной стратегии). Из неё мы уже знаем, каким категориям людей и организаций мы приносим пользу и какую именно. Для кого-то это клиенты, для кого-то работодатели, для кого-то волонтёрские или государственные организации, а для кого-то это семья, которая, как известно, является ячейкой общества.
Поэтому следующую проекцию, которая объединяет всех, кому мы приносим пользу нашей деятельностью, мы так и назовём: общество.
Таким образом, для личных стратегий возникает следующий набор из четырёх проекций:
I. ЗДОРОВЬЕ — без здоровья вряд ли возможно развиваться.
II. РАЗВИТИЕ — без саморазвития вряд ли возможны успехи в труде.
III. ТРУД — без труда вряд ли возможно признание со стороны общества.
IV. ОБЩЕСТВО — без общества вряд ли возможно удовлетворение всех наших многообразных потребностей, которые указаны в пирамиде Маслоу.
Из этих четырёх стандартных проекций личности мы и будем исходить, когда будем определять сферы нашей жизни.
Этот состав проекций может быть расширен: вы можете ввести ещё одну или две важных проекции своей жизни. Такими проекциями могут быть семья, дети, бизнес, технологии или другие, которые в представленной ниже модели будут являться сферами жизни. Такую перестановку можно сделать и позднее, если выяснится, что стандартного набора проекций не хватает.
При этом следует соблюдать логические взаимосвязи, чтобы не запутаться в том, что на что на самом деле влияет. В любом случае, мы всегда можем вернуться и всё переструктурировать, как я и сам не раз делал при разработке этой модели.
Если ответить на этот вопрос коротко, то да. Есть универсальные вещи, которые относятся к каждому человеку. Но это не отменяет того, что существуют и сугубо индивидуальные сферы жизни, которые соответствуют конкретным приоритетам и стратегии каждого человека.
После определения состава проекций, нам необходимо определить основные сферы, влияющие на нашу жизнь в рамках этих проекций. Для большинства людей можно разработать универсальный набор сфер жизни, который можно скорректировать при необходимости.
При этом рекомендуется тщательно продумать состав, взаимозависимости и, самое главное, соответствие набора сфер жизни вашей миссии и стратегии. Важно, чтобы вы сами понимали, как именно конкретная сфера помогает реализовывать миссию и какие конкретные повседневные задачи должны войти в каждую из сфер.
Определить состав сфер жизни это важная задача, но не основная. Мы должны оценить каждую из наших сфер жизни на предмет соответствия миссии и делать это периодически, например, ежегодно. Для этого мы будем использовать 5 уровней оценки соответствия.
В модели, предлагаемой ниже, указаны 4 проекции и 20 сфер жизни (по 5 в каждой проекции). Это необходимо для того, чтобы можно было визуализировать состояние и прогресс достижения вашей миссии на нашей стандартной круговой диаграмме. Если число ваших проекций и сфер жизни будет отличаться, то вам придется самостоятельно корректировать визуализацию диаграммы или создавать свою.
Начнем изучение стандартных сфер входящих в стандартные проекции.
Для каждого человека общество является внешней средой. Как мы уже отмечали, человек — это существо социальное и мы в своей жизни непосредственно взаимодействуем с обществом. Многие наши знания, навыки и компетенции не имели бы никакого смысла, если бы они не помогали нам приносить пользу обществу.
Но в каком виде осуществляется это взаимодействие? Как его можно оценить? По каким направлениям можно сделать это наиболее полно и понятно?
Вопросы не простые, но после довольно тщательного отбора мы решили выделить следующие сферы жизни, касающиеся взаимодействия с обществом:
Разберём каждую из этих сфер подробнее и обоснуем такой выбор.
Эта сфера отражает финансовое измерение вашей жизни, в частности, доходы от существующих и/или новых видов деятельности за минусом расходов. Эта сфера характеризует некий финансовый результат вашего образа жизни и вашего взаимодействия с обществом.
Эта сфера важна не столько потому, что любая деятельность должна приносить доход. Это не всегда так. Она важна для того, чтобы понимать, как именно та или иная деятельность вносит вклад в итоговый результат и не станет ли она проблемой для вашей долгосрочной финансовой безопасности.
Данная сфера отражает роль ваших расходов, раскрывает финансовые измерения всех ваших инициатив и деятельности в целом. Анализ этой сферы жизни требуется для управления финансовой эффективностью и сокращения неэффективных или вовсе ненужных расходов.
Таким образом, данная сфера жизни отражает баланс ваших личных доходов и расходов. Разумеется, финансовые стороны нашей жизни должны быть сбалансированы не только по доходам и расходам, но и по времени. Мы должны заглядывать на годы вперёд, чтобы быть уверенными, что сможем реализовать нашу миссию и сможем обеспечить реализацию наших долгосрочных планов.
Шкала для оценки данной сферы жизни очень индивидуальна для каждого человека. Для кого-то наличие высокой задолженности, например, по ипотеке может выглядеть очень негативным фактором, а для кого-то нормальным. Главное в оценке этой и всех последующих сфер исходить из того, насколько это соответствует вашей миссии.
Если оценка данной сферы не удовлетворительная, это означает, что мы нашли первый разрыв, который мешает нам реализовать свою миссию, и мы должны предусмотреть меры по изменению ситуации и запланировать их реализацию (в личной стратегии).
Финансы хорошо характеризуют лишь то, насколько наша деятельность оплачивается, но совершенно не характеризует того, насколько заслуженно это происходит. Поэтому необходимо оценить состояние и других наших сфер.
Сфера жизни Признание отражает нематериальную сторону деятельности человека и её оценку со стороны общества. Признание может заключаться в высоком посте, которое доверило вам общество или какая-то компания, в степени уважения окружающих, в высокой оценке какой-либо стороны вашей деятельности.
Такое признание может быть выражено, например, в виде вашей известности и положительного отношения общества к вашим заслугам, в виде персональных, мировых или государственных премий или другой формы признания ваших заслуг, в виде уважения со стороны вашей семьи или даже в виде самоуважения. В общем, как и все остальные, это совершенно индивидуальная сфера жизни, оценка которой очень сильно зависит от вашей миссии и личной бизнес-модели.
Данная сфера жизни отражает ваши достижения в области отношений с (внешними) клиентами и косвенно может показывать ваш отношенческий капитал. Это тот самый капитал, который оценивается качеством и количеством ваших существующих или потенциальных клиентов. Такой капитал может быть конвертирован, например, в деньги через продажу товаров или услуг. Или в общественное признание и помощь в реализации целей, когда мы задействуем наши отношения для решения задач, не связанных с бизнесом.
Покажу на примере, как это может происходить. Например, у вас есть очень обширная сеть контактов, с которыми вы взаимодействуете по работе или бизнесу. Каждый из контактов может покупать у вас что-то, а может и не покупать, но может быть готовым приобрести ваш продукт или оплатить вашу услугу в определённых условиях.
Для любого бизнеса такая широкая сфера контактов может означать потенциал роста. Даже если у вас большое количество последователей в социальной сети, которые могут у вас что-то приобрести, то это также повод поставить высокую оценку этой сфере вашей жизни.
Если же у вас большое количество друзей, которые вряд ли у вас что-то купят, но они готовы поддержать ваши начинания, то это уже не клиенты, а партнёры. И отношения с ними характеризуются следующей сферой жизни.
Эта сфера жизни отражает ваши отношения с партнёрами и другими совместно с вами действующими людьми или организациями, которые прямо или косвенно могут помогать вам в любых начинаниях. В общем, всё по поговорке «Не имей сто рублей, а имей сто друзей.»
Почему это важно? Во-первых, это отражает ваше положение в обществе. Чем больше людей, которые готовы вас поддерживать, тем больше вероятность реализации вашей стратегии. Во-вторых, это косвенно отражает и вашу способность создавать человеческие экосистемы и организовывать людей во имя какой-либо цели.
Семья, как ячейка общества, является первым эшелоном этого общества в вашей жизни. Эта сфера жизни характеризует ваши отношения с членами семьи, друзьями и ближним кругом общения. Чем лучше эти отношения, тем, скорее всего, лучше характеристика той ценности и пользы, которую вы им приносите. И тем больше ценности предоставляет ближний круг и для вас лично и для реализации вашей миссии.
Данная сфера индивидуальна, я не веду здесь речь о семейных ценностях или их пропаганде, да и вообще, как мы договорились, мы не пытаемся здесь строить идеального человека и достигать мифического жизненного баланса. Мы пытаемся сформулировать свою личную стратегию и реализовать её. Но особенности вашей семейной жизни могут влиять на другие сферы. А могут и не влиять. В некоторых случаях семья может быть ограничением для реализации вашей стратегии, а в некоторых без семьи невозможно реализовать стратегию.
Поэтому оценка этой сферы вашей жизни сугубо индивидуальна, как индивидуальны и задачи по достижению её соответствия личной миссии.
Удивительно, но в существующих системах (8 сфер жизни, колесо жизни, колесо жизненного баланса и т.п.) нашей трудовой деятельности уделяется довольно мало внимания — всего лишь одна сфера из семи или даже восьми. Возможно это происходит потому, что в реальной жизни труд занимает у человека гораздо больше времени, чем нужно, и колесо баланса, например, призвано восстановить баланс и вернуть нашу «излишне распухшую» трудовую деятельность «на место».
Но это ещё не все нюансы. Как правило, эта деятельность называется «Бизнес и карьера». Во-первых, это довольно разные вещи, а во-вторых, есть некоторые критические факторы успеха в этой сфере, которые крайне необходимо детализировать для понимания и управления ими.
Именно поэтому вопросы нашей деятельности на благо других людей были очень детально проработаны и в результате выявлены следующие главные сферы, которые определяют состояние такой проекции нашей личности, как труд:
Разберём каждую из них подробнее.
Данная сфера отражает вашу деятельность с точки зрения руководства коллективами людей независимо от отрасли и вашей специальности. В этой сфере влияния будет отражаться ваш уровень с точки зрения вертикали управления, от рядового сотрудника до высшего руководителя чего бы то ни было.
Для каждой конкретной миссии оценка состояния данной сферы индивидуальна. Например, если ваша миссия — стать директором крупного предприятия, а вы являетесь рядовым сотрудником, то оценка данной сферы будет минимальной. А если вы уже генеральный директор компании, но поставили себе цель стать президентом страны, то и в этом случае ваша карьерная сфера жизни находится на первой ступени с точки зрения реализации вашей миссии, хотя для другого человека это может быть пределом мечтаний.
Это является ярким примером того, как сферы жизни помогают реализовывать конкретную стратегию конкретного человека и отслеживать его прогресс в достижении целей.
Но карьера показывает лишь одну сторону вашей трудовой деятельности. Вы можете стать руководителем за счёт умения грамотно управлять коллективами людей, в то время как вы будете очень поверхностно разбираться в предмете той деятельности, которой управляете.
Поэтому мы ввели способ отражения уровня экспертизы человека в определенной профессиональной сфере. В отличие от предыдущей, данная сфера жизни показывает не вертикальный рост в системе управления организацией, а уровень владения и применения профессиональных знаний в работе.
Например, генеральный директор компании может уметь руководить людьми за счёт определённых способностей, но не разбираться досконально в том, как конкретно производится её продукция. В то же время, директор по производству чётко знает как произвести основную продукцию компании, хотя и занимает несколько меньшую позицию.
Возьмём, к примеру, профессию космонавта. Для полёта в космос требуется очень многогранная подготовка, начиная от знаний и умений управлять космическим кораблём в тех или иных ситуациях и заканчивая умением проводить научные эксперименты. Поэтому наличия только умения вести сварку в условиях невесомости, конечно здорово, но далеко недостаточно для того, чтобы в данной сфере жизни поставить высокую оценку человеку, только начавшему своё обучение в отряде космонавтов.
В то же время, если вы решили стать сварщиком, то освоение различных инструментов и методов сварки и мастерство владения ими может уже означать высокую оценку по этой сфере, а значит, время заняться другими.
Оценивать свои успехи необходимо с помощью понятных и измеримых показателей. Это нужно для того, чтобы объективно оценивать свой прогресс и ставить достижимые цели. Для сварщика, показателем его квалификации будет разряд, а для руководителя можно принять шкалу, которая показывает освоение различных способов управления.
Например, успешное применение основ менеджмента это первая ступень квалификации, успешное применение бюджетирования и управления финансами — вторая и третья, стратегического управления — четвёртая, а уверенное применение подходов к управлению децентрализованными организациями — пятая.
Каждый создает себе свою шкалу в соответствии со своей стратегией и целями.
Быть руководителем высокого ранга или профессионалом в какой-то сфере ещё не значит, что вы действительно приносите пользу людям. Чтобы оценить это существует сфера жизни, которая отражает ваши успехи в непосредственном создании продуктов или оказании услуг на пользу общества.
Насколько хорошо вы лично применяете ваши профессиональные умения, насколько наполнено содержание вашей основной работы? Насколько качественно вы лично создаете ценность для других? Это вопросы, на которые нужно ответить при самооценке в этой сфере жизни.
Чтобы было более понятно, разберём пример. Возьмём две профессии: программист и директор компании. Для программиста процесс создания ценности состоит в разработке программ для компьютеров, которое характеризуется качеством программы, качеством кода, скоростью разработки. Если вы делаете это быстро и с хорошим качеством, то можно сказать, что ваша оценка в этой сфере жизни отличная. А если и сами программы приносят пользу людям, то это вообще замечательно.
В то же время есть сложность с оценкой качества труда руководителей. С одной стороны, их труд и состоит в самом управлении, с другой, у нас уже есть сфера жизни Карьера, которая отражает успехи человека в управлении коллективами. Как быть? Очень просто: сфера жизни карьера отражает ваши фактические успехи и достижения в управлении людьми. В то же время, вы можете не быть руководителем высокого ранга, но в то же время быть профессиональным управленцем и успешно управлять малыми или большими коллективами людей вне организаций или на проектах.
Если вы профессиональный руководитель, то оценить качество вашего управления можно различными способами. Это могут быть и объективные результаты работы подразделения или компании или обратная связь от ваших подчинённых или других руководителей компании.
Но самый главный критерий для оценки труда и программиста, и директора, и дворника, конечно же, не старательность и качество выполнения непосредственных обязанностей. Самая главная оценка данной сферы жизни — польза для общества.
К примеру, вы день и ночь качественно и выбиваясь из сил руководите предприятием по производству, скажем, сигарет или любого другого вредного продукта. В этом и некоторых других случаях оценку по созданию ценности для общества следует поставить минимальную. Однако, дело ваше, это же ваша личная миссия и стратегия.
И вот, наконец-то, мы пришли к такой важной и, кстати, не присутствующей в жизни каждого человека, сфере. Это сфера жизни, которая отражает ваши успехи в бизнесе. Тут важно различать несколько моментов:
Когда вы увлекаете других людей, создаёте подразделения или даже предприятия и организовываете их работу в одной системе для создания продуктов или оказания услуг для общества, то часто это имеет отношение к созданию бизнеса. Вот такого рода работу, направленную на создание бизнесов и организаций и отражает эта сфера жизни.
Это может относиться и к той деятельности, когда вы организовываете новые предприятия внутри существующей организации и настраиваете взаимодействие её составных частей с целью создания нового продукта или услуги.
В этом случае вас можно назвать внутренним предпринимателем (Intrapreneur), у которого есть много общего с предпринимателями, кроме, пожалуй, степени риска, т.к. свои деньги в новое предприятие такой внутренний предприниматель не вкладывает. Но снижение степени риска для внутреннего предпринимателя имеет и свою цену: он не получает прибыль, а, в лучшем случае, долю от неё и то, пока работает в организации.
Если вы будете использовать данную сферу жизни, то я бы использовал следующую шкалу для оценки: небольшой локальный бизнес — первая ступень, а глобальная организация (работающая во всём мире) — пятая ступень. Но это соответствует достаточно амбициозной личной стратегии, в то время, как для некоторых небольшой магазин может быть пятым уровнем оценки.
Несмотря на всю вашу замечательную карьеру, профессию или даже бизнес, вы можете не создавать ничего нового. Просто работать в какой-то устаревшей или не очень устаревшей отрасли, создавать посредственные или не очень посредственные продукты и оказывать услуги, которые, в общем-то, нужны большинству людей, но только из-за того, что недороги или у них нет другого, более интересного предложения. В общем, так себе, работаете, занимаетесь бизнесом, да и ладно.
Но разве это двигает цивилизацию вперёд? Конечно, нет.
Поэтому мы ввели новую и очень важную сферу жизни, которая показывает применение инноваций. Именно это измерение вашей жизни отражает вашу деятельность по улучшению существующих подходов к работе, внедрению новых продуктов и сервисов, технологий, управленческих методов и инноваций.
Именно эта сфера жизни показывает, что вы реально делаете для прогресса, снижения экологического ущерба, повышения качества продуктов и услуг, улучшение жизни человечества и всего живого на планете. Именно данная сфера является отражением того, насколько вы изобретательны в работе. Это очень важно и было бы здорово, чтобы каждый из нас мог сказать, что он или она улучшает жизнь через создание и применение инноваций.
Огромная часть нашей жизни является ничем иным, как развитием. В первые несколько лет мы растём, учимся ходить и говорить, взаимодействовать с другими людьми и добиваться своих целей.
Следующие несколько лет посвящены приобретению знаний и некоторых универсальных навыков и именно в первые 15-20 лет жизни закладывается фундамент не только наших будущих успехов или неудач, но и способности приобретать новые знания и умения и использовать их.
В современный динамичный век остановка в развитии означает медленную деградацию или быстрое сползание в неконкурентоспособность, что не меняет сути. Чтобы не отставать, нужно постоянно развиваться.
Поэтому вопросам развития в нашей системе посвящена целая четверть сфер жизни человека. Ну, конечно, такое внимание развитию оказывают далеко не все люди, но они ведь и не читают такие статьи, правда?
Итак, какие же сферы жизни могут в достаточной мере характеризовать наше развитие? Вот они:
Разберём каждую из них подробнее.
Вопросам развития и контроля развития различных видов интеллекта у нас посвящён не один урок курса по разработке стратегии. Уровень интеллекта очень важен для человека и его жизненного пути, но, как оказалось, речь идёт не только о ментальном интеллекте, который характеризует скорость обработки информации и способность к абстрактному или некоторым другим типам мышления.
В последнее время было выявлено несколько ключевых видов интеллекта, которые напрямую оказывают влияние на результаты деятельности человека, особенно в коллективе. Речь идет об эмоциональном, социальном и некоторых других типах интеллекта.
Особенности оценки и развития этих видов интеллекта и то, как они оказывают влияние на реализацию нашей личной стратегии, мы подробно разбираем в нашем курсе. Для данной обширной характеристики человека была введена отдельная сфера жизни, которая отражает развитие различных видов вашего интеллекта.
Оценить данную сферу довольно просто. Во-первых, нужно определить состав ключевых для реализации вашей стратегии видов интеллекта, во-вторых, нужно оценить, какой уровень этих видов интеллекта вам необходим для того, чтобы реализовать вашу миссию и стратегию в целом, если говорить шире. В-третьих, по результатам объективного тестирования мы оцениваем текущее состояние, исходя из результатов которого намечаем пути улучшений.
Получается, только когда мы взяли на себя определённую миссию и сформулировали её, только тогда информация об уровне развития различных видов нашего интеллекта становится для нас существенной. Именно после оценки и сопоставления с нашей миссией, целями и задачами мы чётко понимаем, зачем это нужно и что конкретно в нашей личности с точки зрения интеллекта нам нужно развивать и, что немаловажно, к какому сроку.
Важно понимать, что интеллект это определённые задатки, т.е. способности показывать результаты в определённых сферах жизни. Но недаром существует понятие опыта. Именно через опыт человек приобретает необходимые навыки и становится профессионалом в определённых сферах и только после этого может приносить пользу обществу.
Поэтому очень важно оценить набор ваших практических навыков, а также степень их соответствия вашим целям. Для этого и была выделена отдельная сфера жизни, которая отражает уровень освоения ключевых навыков и процессов, необходимых для обработки объектов материального мира, повышения уровня мастерства и улучшения его использования с точки зрения достижения вашей миссии. Да да, мы оцениваем своё развитие в этой сфере жизни, начиная от базовых навыков и заканчивая сложными мультидисциплинарными умениями и созданием шедевров.
Если вы уверенно владеете ремеслом создания сайтов и запуска интернет проектов, то вряд ли это поможет вам стать выдающимся спортсменом. Поэтому постарайтесь объективно оценить ваши навыки на предмет соответствия миссии и определите стратегические разрывы в этой сфере жизни.
Тут можно ещё вспомнить идею про то, что профессионалом в какой-либо сфере можно стать после того, как вы потратите на неё 10 тысяч часов. Если это и так, то эти пять лет (10000 / 2000 рабочих часов в год = 5 лет) можно потратить с разной эффективностью. И разработка личной стратегии может значительно улучшить и ускорить освоение новых навыков и получение опыта, поэтому при реализации стратегии этой сфере жизни требуется уделять особое внимание.
Однако для развития любого навыка необходим не только опыт, но и знания. Поэтому оценка знаний также очень важна. Эта сфера отражает конкретные знания, применение которых в практике будет наращивать ваш опыт и повышать ваш профессионализм.
Знания и компетенции могут быть универсальными (читать, писать, говорить и т.д.) и специфическими (управление компьютером, публичные выступления, стратегический менеджмент). Для каждого человека и каждой личной стратегии необходим свой набор знаний, но ни один человек не может обойтись без знаний и компетенций.
Поэтому вдумчиво оцените уровень ваших знаний и компетенций (обработка информации, умение учиться и т.п.), найдите недостатки и запланируйте развитие этой сферы жизни.
Для некоторых миссий важной частью жизни будет научная деятельность. В данном контексте рассматривается научная деятельность не как трудовая, а как развивающая ваши компетенции, которые будут применены в вашей трудовой деятельности. Речь идёт не о том случае, когда вы работаете учёным (это попадёт в сферу карьеры или профессии), а то, что вы ведёте научную деятельность в дополнение и в развитие вашей основной деятельности.
Также не стоит путать эту сферу со сферой инноваций, которую мы рассматривали чуть выше. Инновации предусматривают практическое применение новых разработок, которые могут быть вашими или чужими. Данная же сфера оценивает именно ваши успехи в области научных изысканий. Первый уровень этой сферы жизни я бы охарактеризовал, как чтение научной литературы по необходимой вам теме. Высшим уровнем я бы назвал какое-то, пусть и небольшое, но научное открытие или уточнение чужих открытий или изобретений, совершённое лично вами.
Если данная сфера важна для реализации вашей миссии, то обязательно оцените ваши успехи в этой области и наметьте пути улучшения ситуации. Для меня, например, эта сфера жизни очень важна, но её детали я разбираю в отдельной части урока по этой теме.
Для некоторых видов деятельности и миссий очень важна общественная деятельность. Она является одним из способов развития личности и может определённым образом влиять на трудовую деятельность и безусловно приносит пользу для общества.
Это может быть волонтёрская, политическая, гуманитарная и другая деятельность, непосредственно связанная с общественными интересами. Поэтому, если общественная деятельность необходима, а скорее всего это так, то обратите внимание на вашу ситуацию в этой сфере жизни и определите пути улучшения.
Для подавляющего большинства видов деятельности здоровье нашего организма имеет ключевую роль. Как бы успешен человек не был, в какие бы глубины разума и науки он не погружался, его здоровье определяет, будет ли у него время на реализацию целей, силы на достижение результатов и желание их достичь.
Конечно, некоторые сферы деятельности не слишком зависят от состояния здоровья человека, но в любом случае, проблемы со здоровьем значительно сокращают число доступных нам путей развития и жизненных интересов. Проекция личности, отражающая состояние здоровья человека, пожалуй, является наиболее универсальной и состав сфер жизни в этой проекции актуальны для каждого.
Если брать только те сферы, влияющие на здоровье, и на которые мы с вами в свою очередь можем хоть в какой-то степени влиять, то их состав может быть следующим:
Разберём каждую из них подробнее.
Есть известное изречение, которое гласит, что человек есть то, что он ест (авторство приписывают Людвигу Фейербаху, жившему в 17-м веке). По результатам последних научных исследований, эту поговорку стоит перефразировать так: человек есть то, что, как и когда он ест.
И действительно, питание человека и режим этого питания в значительной мере определяет его здоровье. Эта сфера жизни отражает полноценность, сбалансированность и достаточность питания для поддержания здоровья человека.
Если вы видите определённые проблемы в этой области, которые могут выражаться в различных симптомах, таких, как лишний или недостаточный вес, склонность к желудочным заболеваниям, отклонения в биохимическом составе крови и другие, то это напрямую влияет на ваше здоровье и эти проблемы должны быть решены.
Решать их можно своевременной коррекцией режима питания или системной работой по улучшению качества пищи и питания вообще для максимизации вашей работоспособности и продолжительности жизни.
В такой сфере жизни, как спорт, речь не идёт о спорте высоких достижений, и тем более, о просмотре спортивных телепередач Речь идёт об определённой физической активности и регулярных занятиях и упражнениях, которые позволяют максимизировать продолжительность жизни и нашу работоспособность. Насколько мне известно, тяжелые спортивные нагрузки вредны для организма, поэтому корректируйте эту сферу жизни в соответствии со своей стратегией и миссией.
Для оценки состояния дел в этой области можно и нужно использовать объективные данные об уровне физического состояния вашего организма. Как и в предыдущей сфере, нам очень пригодится полное медицинское обследование, чтобы своевременно выявить возможные проблемы со здоровьем и предпринять меры по их решению и профилактике через регулярные занятия спортом, под которым мы понимаем двигательную активность вообще.
В последнее время очень активно развиваются различные трекеры (браслеты, часы, кольца), которые позволяют отслеживать не только интересные показатели организма, такие, как, например, вариабельность сердечного ритма, но и определённые особенности образа жизни, что помогает сознательно их исправлять.
Ходьба, скандинавская ходьба, бег, плавание, гимнастика, танцы и прочие виды физической нагрузки вам в помощь в планировании развития этой важной сферы жизни.
Хорошее питание и регулярная двигательная активность вовсе не даёт гарантию отличного здоровья. Есть много факторов, которые это здоровье повреждают и одним из них является стресс, т.е. неблагоприятные явления окружающей физической, социальной и эмоциональной среды, которые непосредственно и неблагоприятно на нас воздействуют.
Поэтому данная сфера жизни отражает уровень стрессового воздействия на вас и очень важно, чтобы это воздействие не было разрушающим. Дело в том, что любой организм в определённой мере способен успешно противостоять стрессу. Более того, без стресса наш организм вряд ли будет развиваться, а вот наличие значительных разрушений от стресса нам ни к чему.
Поэтому в этой сфере жизни нужно оценивать не только стресс сам по себе, но и ваши способности по управлению стрессовыми нагрузками для снижения их отрицательного воздействия. Как я уже сказал, снижение стресса до минимума тоже может отрицательно сказываться на работоспособности, поэтому постарайтесь поддерживать оптимальный уровень.
Заметьте, что речь в данной сфере жизни идёт не о восстановлении от стресса (это, на самом деле, отдых и мы рассмотрим его чуть ниже), а об управлении воздействием стресса на вас со стороны внешних факторов.
Если мы будем жить в неблагоприятной для организма среде, то все наши меры по улучшению питания, оптимизации стресса и спортивные нагрузки не сильно нам помогут. Поэтому обязательно объективно оцените окружающую вас среду и предпримите меры по её улучшению.
Оценивайте эту проблему в комплексе, с учётом различных характеристик, и не только экологических. Важно учитывать другие риски, в том числе и риски совершения насилия, а также показатели общего комфорта жизни и прочие составляющие качества жизни.
По этим вопросам существует довольно много статистики, хотя средним показателям тоже не стоит доверять, т.к. негативные факторы среды могут быть сосредоточены только в определенных местах. Рассмотрим, к примеру, качество воздуха. Вот на этом ресурсе мы может его отслеживать практически в реальном времени https://aqicn.org/map/world/ru/
Вот такая интересная иллюстрация с этого ресурса. Карту на сайте можно увеличить и оценить, всё ли хорошо с качеством воздуха там, где вы работаете или живёте.
Если ваша оценка качества окружающей среды находится на низком уровне, и это не соответствует вашей миссии, то это повод подумать о серьезных мерах по улучшению или оптимизации среды обитания для лучшего соответствия вашим стратегическим задачам. Начиная от решения частных вопросов, таких как использование фильтрующих установок для воздуха и вплоть до переезда в другой район, а то и смены городов, стран и континентов проживания.
Данная сфера жизни отражает ваши возможности по эффективному восстановлению организма от физических и эмоциональных нагрузок. За счёт чего это может достигаться?
Если по большинству способов восстановления организма у вас низкая оценка, то это повод предпринять необходимые меры и заняться этим серьёзно. Кстати, качество сна имеет важнейшее значение для здоровья, существуют даже специальные трекеры сна и даже устройства, улучшающие сон.
Как видно, тема здоровья вообще неисчерпаема, я думаю, вы сможете придумать ещё столько же идей по укреплению здоровья для реализации своей миссии, а нам пора заканчивать эту тему и переходить к следующей статье.
Как видите, мы определили целых 20 сфер жизни, которые претендуют на определенную степень универсальности и которые дают нам возможность провести всестороннюю оценку соответствия нашего образа жизни принятой миссии. Как конкретно это делать и какие инструменты можно использовать мы разберём в следующей статье.
Но даже это не самое главное, ведь мы лишь определим, по каким направлениям нам необходимо развиваться. Самая важная часть работы это определить конкретные задачи по развитию в каждой сфере, которые будут способствовать решению найденных проблем и реализации нашей миссии и стратегии в целом.
Как вы понимаете, концепция 20 сфер жизни это всего лишь одна небольшая часть комплексной личной стратегии, которую вы можете разработать в рамка специального курса. Если вы хотите серьезно заняться личной трансформацией, определить видение или уточнить свои стратегические цели на базе продвинутых инструментов или детально продумать пути достижения своих целей, то приглашаю вас на курс по разработке личной стратегии.
Работа на курсе предстоит серьёзная, ведь эта статья — всего лишь часть одного из многих уроков, которые проходят слушатели курса в ходе разработки своих личных стратегий. Если вы действительно хотите достичь нового уровня и значительно повысить вероятность реализации своей стратегии, то добро пожаловать на борт.
Действуйте стратегически и не теряйте драгоценное время! #саморазвитие
Николай, спасибо за спасибо. Этот набор сфер, по моему мнению, является универсальным, но я специально оговариваю в методологии, что, в отличие от существующих концепций, концепция 20 сфер является гибкой. Поэтому набор сфер жизни и понятие баланса между ними является сугубо индивидуальным и основанным на долгосрочных целях человека и стратегии их достижения. В курсе по разработке личной стратегии люди обязаны выбрать свой индивидуальный набор сфер жизни. У кого проблемы стресса вообще нет, могут стресс не анализировать и не управлять им. Что касается вашего замечания, то вы можете предложить другой состав сфер жизни, я с удовольствием подискутировал бы по этому поводу.
Вообще, этот подход создавался в ходе разработки курса, причём мне нужно было срочно адаптировать концепцию функциональных областей в моей методологии разработки стратегии для компаний к личному планированию. С тех пор состав сфер не менялся и ваше замечание к этому составу первое.
Что касается «стул-сидеть», то главное не в названии, а способах оценки и возможностями управления этими сферами жизни. Вот здесь недавно разработанный тест для самооценки по 20 сферам, пока никто не жаловался, что какие-то сферы лишние или чего-то не хватает:
https://strategium.space/news/self-assessment-for-personal-strategy/ ред.
На картинках, как обычно, всё просто. А проблемы возникают именно в определенных ситуациях, где кроме вас никто ничего не решит.