Федоскинская миниатюра: Как 200 лет назад в России появилась лаковая сказка, покорившая мир
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Интересно, что при изготовлении коробочек для лаковых миниатюр используется не дерево, а папье-маше. Поэтому, чтобы отличить настоящее изделие мастеров от дешевой подделки, можно аккуратно похлопать крышкой – звук должен получаться особенный, немного глуховатый.
Первое производство в подмосковном селе Федоскино основал купец Петр Коробов в конце XVIII века. Сначала на фабрике производили армейские козырьки из папье-маше. Затем предприимчивый купец побывал в Германии на фабрике Штобвассера и загорелся идеей расширить свое производство. Он привез в Россию несколько иностранных мастеров и выделил им для обучения деревенских мужиков, показавших талант к этому делу.
Из жеваной бумаги, как тогда называли папье-маше, стали изготавливать коробочки, шкатулки, табакерки и бисерницы. Сначала на коробочки просто наклеивали картинки. Расписывать вручную их стали с 1814 года. Позднее фабрика перешла к зятю основателя купцу Лукутину. Он-то и поднял планку мастерства для художников на новый уровень. После этого федоскинские мастера получили право ставить на изделиях герб – золотого двуглавого орла.
Темами для миниатюр становились сценки из деревенской жизни и эпизоды русских сказок. Также на коробочках изображали копии картин великих русских мастеров. Символом федоскинской миниатюры считается русская тройка.
Изготавливаются шкатулки из папье-маше по особой старинной технологии, которая позволяет делать их прочнее деревянных. По весу, кстати, они также сравнимы с натуральной древесиной, хотя делают такие коробочки из картона. Его наматывают на основу, промазывая каждый слой клеем и прессуют. После сушки изделие вымачивают в льняном масле, еще раз сушат и шлифуют. Мастера дают для своих изделий 100-летнюю гарантию. Такое папье-маше выдерживает даже кипяток и не боится грибка.
Для росписи шкатулок только федоскинские мастера используют масляные краски. Остальные школы русской лаковой миниатюры рисуют яичной темперой. Отличием этого старинного стиля является объемность. Она достигается за счет того, что между слоями рисунка – замалёвком, перемалёвком, основным слоем и бликами лежат слои лака. Всего за время росписи на изделие наносится около пятнадцати-двадцати слоев. Каждый из них высушивается, на некоторых этапах лаковые слои шлифуются. Еще одна особенность федоскинской живописи – это особый блеск. Он достигается за счет того, что из-под рисунка просвечивает первый слой – золотая, серебряная фольга или натуральный перламутр
В среднем на изготовление одного изделия уходит от 4 до 6 месяцев. Каждой миниатюре присваивается индивидуальный номер. Ее подлинность подтверждается сертификатом с личной подписью художника.
За свою долгую историю федоскинское производство переживало несколько взлетов и падений. С 1945 года при фабрике работает экспериментальная мастерская, в которой ученым удалось возродить старинные прикладные техники: скань, цировка, роспись по перламутру и др. Кроме того, в Федоскино обучают мастеров росписи и действует музей лаковой миниатюры.
Прославленные федоскинские миниатюры: как начинались и за что ценятся
Россия славится не только своими матрешками, платками и Гжелью, но и потрясающими традиционными лаковыми миниатюрами. Известны четыре школы такой утонченной росписи: Палех, Мстёра, Федоскино и Холуй. Самой старинной является – Федоскино, основанная в XVIII веке. Художники, которые создавали эти миниатюры, проходили обучение в Строгановском училище и брали пример с мастеров эпохи Возрождения. Их произведения, как и много лет назад, поражают своей красотой и неповторимостью.
Коробочки для федоскинской росписи, делают вовсе не из дерева, а из папье-маше. Это, как помните, особенная техника послойного изготовления прочного материала из бумаги или картона. Поэтому, чтобы распознать подделку, достаточно легонько постучать по шкатулке: у оригинального изделия звук немного глуховатый.
В конце XVIII века купец Пётр Коробов открыл производство из папье-маше козырьков для военных, в подмосковном селе Федоскино. После посещения немецкой фабрики Штобвассера, Коробов решил, что пора бы начать изготавливать и другую продукцию. Он пригласил в Россию иноземных специалистов для обучения работавших на подмосковном производстве.
Из папье-маше стали клеить много новых изделий: коробочки, шкатулки и табакерки: на них первое время наклеивали разные картинки.
А вот с 1814 года продукцию завода расписывают вручную. Настоящим произведением искусства она стала после того, как фабрика перешла к зятю Коробова, купцу Лукутину. Тот решил поднять качество росписи на самый высокий уровень, и совсем скоро федоскинская фабрика получила право ставить на свою продукцию герб Российской империи.
На миниатюрах изображали отечественные пейзажи, сюжеты русских народных сказок, события деревенской жизни и даже копии картин знаменитых русских художников. Но визитной карточкой федоскинских мастеров считают русскую тройку.
Несмотря на то, что шкатулки изготавливают из папье-маше, они прочнее деревянных. Картон послойно наматывают на основу и проклеивают, после этого изделие прессуют, сушат, вымачивают в льняном масле и ещё раз сушат. На продукцию, сделанную по такой технологии, дают гарантию не менее 100 лет.
Сегодня роспись шкатулок происходит в несколько этапов. Только федоскинские мастера используют масляные краски, а не яичную темперу, как другие школы. Самая нижняя основа – это золотая или серебряная фольга, а иногда даже перламутр.
Расписывают изделия послойно, количество слоёв достигает иногда двадцати, между ними ещё происходит лакировка. Все слои обязательно сушат, а если необходимо шлифуют.
На изготовление одной шкатулки уходит от 4 до 6 месяцев. И каждой присваивается индивидуальный номер, занесенный в протокол художественного совета.
На изделие выдается обязательный сертификат подлинности с подписью художника. Словосочетание «авторская работа» предполагает, что эта работа выполнена самим автором того сюжета, который изображен на шкатулке. Обычно работа федоскинского мастера подписывается автором в следующем порядке: Федоскино. Год выпуска. Название сюжета. Автор: подпись.
Если это копия, то подпись будет следующая: Федоскино. Год выпуска. Название сюжета (не обязательно). Исп. (не обязательно) подпись.
С 1945 года при федоскинском производстве открыта мастерская, где учёные работают над изучением и восстановлением древних техник, проводят мастер-классы и обучение росписи мастеров.
Федоскинская лаковая миниатюра и Музей народных художественных промыслов в Федоскино
Неподалеку от Москвы находится старинное село Федоскино. Здесь зародилась федоскинская лаковая миниатюра. Однако, если говорить точнее, родиной русской лаковой миниатюры является деревня Данилково, расположенная рядом с Федоскино, на другом берегу речки Учи. Именно там в 1795 году московский купец Петр Иванович Коробов открыл фабрику по производству лаковых козырьков из папье-маше для армейских головных уборов и недорогих табакерок. С этого момента началась история федоскинской лаковой миниатюры.
Ларец «Май», 1980. Автор Ю.В.Карапаев
Дом Лукутиных в Данилково
В 2014 году в Данилково был открыт Московский областной музей народных художественных промыслов, который разместился в отреставрированном доме Лукутиных — следующих владельцев промысла, при которых он приобрел всероссийскую известность.
До 1970-х годов в нем размещалась Федоскинская фабрика миниатюрной живописи. Затем для неё было выстроено новое большое здание (весьма уродливое внешне), а старый деревянный дом пришел в запустение. В 2003 году здесь начались реставрационные работы, а в 2014 году открылся музей.
Его экспозиция рассказывает об удивительной истории лаковых изделий, истории фабрики П.И.Коробова, Лукутинской фабрики, артели лукутинских мастеров и, наконец, Федоскинской фабрики миниатюрной живописи. В одном из залов музея проводятся временные выставки. Здесь хранится самая большая коллекция федоскинской лаковой миниатюры.
Дом Лукутиных
Если же вы хотите познакомиться непосредственно с производством, увидеть весь процесс изготовления произведений федоскинской лаковой миниатюры, то тогда стоит посетить фабрику, где проводятся экскурсии.
Здание Федоскинской фабрики миниатюрной живописи
Вернемся к дому Лукутиных. Это весьма внушительное по размерам двухэтажное здание. Внутри царит домашняя атмосфера, где всё располагает к неспешному знакомству с историей лакового промысла в России и федоскинской лаковой миниатюрой. Можно ходить самому — ко всем экспонатам есть подписи (на русском и английском языках), подробные тексты рассказывают об истории промысла. Но лучше, конечно, идти с экскурсией.
Давайте пройдем по залам музея и познакомимся с развитием лакового промысла в России и историей федоскинской лаковой миниатюры.
Село Федоскино и сельцо Данилково
В зале №1 Музея народных художественных промыслов можно увидеть макет села Федоскино и деревни Данилково, выполненный А.Н.Мажаевым. Они разделены некогда судоходной рекой Уча. Сейчас, глядя на тоненькую нитку реки, больше похожую на ручеек, в это трудно поверить. В прошлом эти земли принадлежали знатному роду Вельяминовых. Один из них, по прозвищу «Аксак», что значит «Хромой», разделил свое имение между сыновьями Федосом и Данилом, отсюда и пошли названия: Федоскино и Данилково. Неподалеку от них находится деревня Аксаково.
В XVI веке в Федоскино была поставлена церковь Николая Чудотворца. В 1680 году её перестроили в камне, но в 1875 году она сгорела. На её месте по проекту знаменитого архитектора А.Н.Померанцева была возведена деревянная церковь на каменном фундаменте. В советские годы в ней размещалось зернохранилище, затем — музей при фабрике. В 1992 году она была передана верующим.
В Данилково в конце XVIII века была построена лакирная фабрика Коробова, перешедшая затем к Лукутиным.
В 2015 году деревня Данилково вошла в состав села Федоскино.
Макет усадьбы Лукутиных в Данилково и церкви Николая Чудотворца в селе Федоскино в конце XIX века
Места здесь чрезвычайно живописны. Неподалеку расположены красивейшие усадьбы Марфино, Николо-Прозорово, Рождественно-Суворово… Неудивительно, что именно в этих краях возникли такие знаменитые народные промыслы, как федоскинская лаковая миниатюра и жостовская роспись. В 1930-х годах здесь был проложен канал Москва-Волга (ныне канал имени Москвы), низины затоплены водохранилищами.
Карта Московского уезда, 1849 год
История лакового промысла: из Китая через Европу в Россию
Истории лакового промысла посвящен большой стенд. Здесь вы увидите старинные китайские лаковые шкатулки, европейские лаковые изделия XVIII-XIX веков и изделия подмосковных лакирных фабрик XIX века. Интересно проследить, как от эпохи к эпохе, от культуры к культуре менялся внешний вид шкатулок и роспись на них.
Лаковая миниатюра в Китае
Техника производства лаковых изделий возникла в Китае еще во II тыс. до н.э. В то время лак получали из сока сумахи — лаконосного дерева. Из-за особенностей технологического процесса китайцы изготовляли лаковые изделия только красного и черного цветов. Технология была сложной и вредной для здоровья. Тем не менее, у лаковых изделий немало преимуществ. Так, после высыхания лак остается твердым и гибким, его можно резать и гнуть. Он не имеет запаха и не подвержен разрушению. Его можно наносить на любую поверхность.
Своего расцвета китайская лаковая миниатюра достигла в эпоху Мин (1368-1644). Изделия того времени отличаются особой утонченностью. В VI веке лаковое искусство из Китая проникло в Японию, где к VIII-XII векам сформировался свой собственный стиль, отличный от китайского.
В начале XVII века голландцы стали завозить китайские лаковые изделия в Европу. В конце XVII — начале XVIII века китайские лаковые изделия становятся чрезвычайно популярными в Старом Свете. То было время моды на все китайское, благодаря чему сформировался стиль шинуазри (шинуазери, «китайщина»).
В конце XVII века европейцы стали разрабатывать собственные технологии производства лаковых изделий, поскольку привозные китайские товары были очень дорогими. За основу были взяты индийская и персидская технологии получения лака.
В Индии собственное производство лаковых изделий возникло в XV-XVI веках. Там лаки получали из льняного семени и камеди. В Персии лак производили из сандарака («красный мышьяк»), который получали из смолы хвойного дерева из семейства кипарисовых тетраклинис членистый (Tetraclinis articulata). Оно известно также под названиями Берберийская туя, или сандараковое дерево. Кроме того, для получения лаков использовали копал — ископаемые смолы тропических растений. Копаловые лаки отличались особой прозрачностью и плотностью.
Один из первых центров лакового производства в Европе появился в бельгийском городе Спа. Там из букового дерева изготовляли разнообразные изделия — шкатулки, табакерки, наборы для рукоделия, предметы мебели, на которые затем наносили завершающее покрытие из лака. Покрывали лаком и металл, но особой популярностью пользовались лакированные деревянные изделия.
В первой половине XVIII века во Франции братья Мартен усовершенствовали китайские методы лакировки изделий, получив разноцветные лаковые покрытия с насыщенным глянцевым блеском. По их имени технология получила название Vernis Martin, а подобные лаки долгое время назывались мартеновскими. Такими лаками покрывали изделия роскоши: мебель, настенные панно, футляры для часов и др.
Большое производство лаковых изделий было налажено в Англии, которая получала сырье из своих колоний. В Германии лучшие лаковые изделия создавали на фабрике Иоганна Штобвассера (1740-1829) в городе Брауншвейг.
Лаковые шкатулки и табакерки европейских мастеров
Становление лакового производства в России
В России лаковые изделия впервые появились при царе Алексее Михайловиче. Они украшали некоторые покои Коломенского дворца. Большое внимание лаковому производству уделял Петр I. Он не только покупал лаковые изделия в Европе, но и пригласил в страну мастеров «лакирного дела», которые смогли наладить здесь собственное производство.
В 1714 году по приказу Петра I в Санкт-Петербурге появился «лакирный двор». В 1721 году во дворце Монплезир в Петергофе был создан Лаковый кабинет, стены которого украшали 94 черных лаковых панно на липовых досках, украшенных миниатюрной живописью в китайском стиле. Работами руководил голландский мастер Генрих Брумкорст.
В 1761 году во дворце Ораниенбаум, принадлежавшем Петру III, лакирных дел мастер Федор Власов расписал в китайском стиле панно в Картинном зале, Кабинете и Спальне, всего 218 композиций общей площадью около 70 кв.м. Они считаются наиболее ценными в художественном отношении во всем убранстве дворца.
К концу XVIII века во многих российских городах начинается массовое лаковое производство. В Подмосковье, под Санкт-Петербургом и в других городах появляются собственные лаковые мануфактуры. В начале XIX века наиболее крупными в Москве и Подмосковье были фабрики Коробовых-Лукутиных, Вишняковых, А.И.Аустена, Н.Нажевщикова, братьев Сорокиных и др. В Петербурге популярностью пользовались изделия мастерских Мартина Боля, Андрея Эка, К.Н.Тернберга. Однако со временем почти все они закрылись, за исключением фабрик Вишняковых и Лукутиных.
Фабрика Вишняковых
В 1780 году крепостной крестьянин графа Шереметьева Филипп Никитич Вишняков основал в деревне Жостово, которая находится к северу от Москвы, «лакерную мастерскую». Она выпускала лакированные металлические подносы, сухарницы, поддоны, а также изделия из папье-маше — шкатулки, портсигары, альбомы.
Производство быстро расширялось, и к 1830 году мастера работали в подмосковных селах Осташково, Хлебниково, Троицкое, Новосельцево. После участия их продукции во всероссийских художественно-мануфактурных выставках, Вишняковым было предоставлено право клеймить свои изделия.
Еще в начале XIX века вишняковские мастера копировали в миниатюре реалистические произведения живописи того времени. Однако постепенно возобладала романтическая интерпретация сюжета с фольклорной основой. Так выкристаллизовался знаменитый «вишняковский» лубочный стиль.
Отмена крепостного права в России в 1861 году дала большой толчок развитию лакового промысла. В окрестных деревнях и селах появилось не менее 12 крупных семейных мануфактур, выкристаллизовалась собственная художественная школа.
Так родился знаменитый жостовский народный промысел, знакомый большинству по узнаваемым черным металлическим подносам, украшенным яркими, словно светящимися изнутри рисунками.
Производство Коробова в Данилкове
В 1795 году в сельце Данилково Троицкого стана Марфинской волости Московского уезда купец I гильдии Петр Иванович Коробов открыл фабрику по производству бумажных лаковых козырьков из папье-маше для армейских головных уборов. Это производство оказалось на редкость прибыльным: козырьки — вещь расходная, их всегда требуется много.
Бумажный лакированный козырек производства фабрики Петра Лукутина
Производство недорогих лаковых табакерок, украшенных приклеенными к ним гравюрами, тоже приносило неплохой доход. В начале XIX века Коробов переманил с немецкой фабрики Штобвассера в Брауншвейге нескольких мастеров, которые смогли организовать производство табакерок с оригинальной масляной росписью и обучили этому местных крестьян.
Производство быстро расширялось. Так, в 1811 году на фабрике в Данилково было изготовлено 580 дюжин табакерок с кунштюками, т.е. украшениями и 145 дюжин табакерок без украшений. Для удешевления продукции бумажную гравюру просто приклеивали на изделие и покрывали сверху лаком. Особой популярностью пользовались женские портреты, жанровые сценки и пейзажи. Клейм в то время еще не ставили.
Русские лаковые изделия
Лукутинская лаковая миниатюра
В 1810 году купец Петр Васильевич Лукутин (1784-1863) женился на Екатерине Петровне Коробовой (1780-1858), дочери Петра Коробова. В качестве приданного жены он получил лаковое производство в Данилково. Сюда же Лукутин перенес из Москвы принадлежавшую ему фольговую фабрику.
Лукутины принадлежали к «природным москвичам», жили в Кадашевской слободе в Замоскворечье, их каменный дом — один из немногих, переживших пожар 1812 года, сохранился до наших дней. Владели производством оловянной, медной, серебряной и золотой фольги, которой успешно торговали по всей России.
При Лукутиных производство быстро росло, расширялся ассортимент продукции, среди которой наибольшей популярностью пользовались шкатулки, чернильницы, тарелки, стаканы, табакерки, футляры для очков и перчаток и многое другое. Появился собственный неповторимый стиль, соединивший в себе классические произведения живописи, сказочные сюжеты и народный лубок.
Расцвет Лукутинской лаковой миниатюры приходится на 1840-1855 годы, когда Лукутинским производством владели совместно Петр Васильевич Лукутин и его сын Александр. Еще в 1828 году Лукутин получил высочайшее право ставить на изделиях клеймо с изображением российского герба и инициалы владельца фабрики. К 1880 году клеймо на лукутинских шкатулках имело уже три государственных герба, к которым в 1896 году добавился четвертый. Популярность лукутинской продукции была настолько высока, что в то время все русские лаковые миниатюры называли «лукутинскими».
Лукутин Николай Александрович
В 1888 году владельцем производства стал Николай Александрович Лукутин (1853-1902) — общественный деятель, меценат, владелец крупной коллекции русского фарфора, насчитывающей около 10 тысяч экспонатов. В 1900 году за большую общественную и благотворительную работу его возвели в потомственное дворянское сословие. Его женой была Любовь Герасимовна Хлудова* (1859-1931), происходившая из богатого московского купеческого рода.
*Постоянные читатели моего блога наверняка помнят рассказ о даче Хлудова в Сочи. Любовь Герасимовна приходилась двоюродной сестрой владельцу сочинского имения (ныне парк Ривьера в Сочи).
Лукутины жили в Москве в большом особняке на Тверской улице (ныне ул. Тверская, 18). Этот нарядный дом, позднее перестроенный при новых владельцах — Сытиных в стиле модерн, сохранился до сих пор. Он расположен рядом с «Известиями», около выхода из метро «Пушкинская» и «Тверская». На первом этаже располагался магазин, который называли «Кунсткамера», где продавались изделия лукутинской фабрики.
В конце XIX века Лукутин приобрел у своего знакомого, графа С.Д.Шереметьева усадьбу «Старо-Никольское» в Подольском уезде. Там он поселился с семьей, а дом в Данилкове был полностью перестроен под нужды фабрики.
Кабинет Н.А.Лукутина
Благодаря богатому приданному жены, Николай Александрович Лукутин имел возможность заниматься общественной деятельностью и благотворительностью. Фабрика лаковой миниатюры дохода не приносила, Лукутин занимался ей в основном в память о своем отце.
Дочь Лукутиных, Любовь Николаевна (1886-1865) вышла замуж за действительного статского советника В.В.Пржевальского (1869-1919), племянника известного путешественника и исследователя Центральной Азии Николая Михайловича Пржевальского.
Сыновей у Николая Александровича Лукутина не было.
Кабинет Н.А.Лукутина
Будучи занятым человеком, Николай Александрович редко бывал в Данилково, поручив все дела своему управляющему — Федору Ивановичу Калинину. В его обязанности входило следить за домом и производством, принимать заказы и отправлять продукцию. В доме у него были комната и кабинет, где он вел все дела. В зале №3 музея как раз можно увидеть кабинет управляющего.
Кабинет управляющего усадьбой и производством Ф.И.Калинина Предметы, найденные во время реставрационных работ в подвале дома Лукутиных в Данилкове
В витрине можно увидеть продукцию лукутинской фабрики конца XIX века. В то время выпускали более 100 наименований: табакерки, шкатулки, кошельки, футляры для вееров, перчаток и очков, портсигары, стаканы, коробочки, марочницы. Изделия украшались миниатюрными копиями знаменитых произведений живописи. Большой популярностью пользовался сюжет «Тройка»*, жанровые сценки из крестьянской жизни. Стоимость изделия составляла от 25 копеек до 125 рублей.
*Художников, которые специализируются исключительно на изображении троек, называют троечниками.
По данным статистики, в 1876-1888 годах на фабрике трудилось 460 человек в 40 мастерских, расположенных в десятки селах. Это 28% от числа всех кустарей Московской губернии того времени!
Ассортимент фабрики Лукутина в конце XIX века
Лукутины заботились о своих работниках. Им выделялись бесплатные квартиры, дрова, керосин, земельные участки под огороды. В лукутинских амбарах можно было брать в кредит крупу, масло, чай, сахар и др. Старых немощных мастеров по их желанию устраивали в Хлудовскую богадельню.
Конечно, от работников требовали добросовестного исполнения своих обязанностей. В 1893 году Николай Александрович Лукутин разработал для своих работников «Правила внутреннего распорядка».
Мастерские фабрики Лукутина
Для своих рабочих, которые в основном были безграмотными, Лукутин выписывал журналы, среди которых были «Нива», «Огонек», «Художественный листок». Оттуда с помощью кальки мастера копировали изображения. Это называлось припорох. Один из сюжетов — «Чаепитие», с фотографии И.Манштейна, опубликованной в журнале «Нива», стал очень популярным и неоднократно воспроизводился на федоскинских изделиях. Правда, в количестве не трех, а двух человек.
«Чаепитие» Сюжет «Чаепитие» на федоскинской шкатулке
Процесс производства федоскинской шкатулки
В зале №4 можно увидеть технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки. Она делается из папье-маше. Сначала картон нарезается лентами, которые обмазывают клейстером и навивают на болванки, чтобы придать форму. Затем заготовку просушивают в сушильном шкафу. После этого изделия пропитывают растительным маслом и многократно сушат при температуре 85-90°С. Благодаря этому шкатулка приобретает твердость дерева.
Дальше при помощи столярных инструментов заготовке придают форму, грунтуют и шпаклюют её, втирая специальную красную глину, смешанную с голландской сажей и маслом. После этого её покрывают несколькими слоями копалового лака и полируют, постоянно просушивая.
Пройдет несколько месяцев, прежде чем шкатулка или иное изделие приобретет форму и будет передано художнику. Сначала художник копирует рисунок на бумагу. Далее рисунок копируется на заготовку шкатулки. После этого последовательно выполняются замалевок — общий набросок композиции, пропись или перемалёвка — детальная проработка рисунка, лессировка — моделирование изображения прозрачными красками и бликовка — изображение бликов на предметах светлыми красками.
Существует также оригинальная федоскинская техника «письмо по сквозному», когда перед росписью на всю поверхность изделия или его часть наносится перламутр, золотая или серебряная фольга. Они просвечивают через лессировочные краски, придавая изделию внутреннее свечение.
Для росписи используют масляные краски, что отличает федоскинскую школу от других русских школ лаковой миниатюры. Художники пишут тонкими беличьими и колонковыми кисточками. При выполнении тонких работ мастер может использовать тончайшую кисть буквально из двух-трех волосков. Нередко требуется использование лупы.
Изделия украшают также сканью, различными орнаментами и др. После этого шкатулку снова отправляют на лакировку и полировку. Отличительная особенность федоскинских шкатулок — глубокий черный цвет снаружи, ярко-красный внутри, глубокие краски рисунка с внутренним свечением.
В целом, на изготовление одной шкатулки, в зависимости от сложности, тратится от нескольких месяцев до года работы.
Технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки
Основные этапы изготовления федоскинской шкатулки:
Артель бывших лукутинских мастеров в 1910-1945 годах
В 1902 году Николай Александрович Лукутин скончался. Производство перешло к его вдове, Любови Герасимовне. В это время продукция выпускалась под маркой «Фабрика наследников Лукутина», повторяя в основном старые сюжеты. Еще при Лукутине производство не давало никаких доходов, и потому в 1904 году Любовь Герасимовна закрыла его.
Оставшиеся без работы мастера были вынуждены искать себе новое пристанище. Кто-то ушел в соседнее Жостово, другие — в Осташково, расположенное в 10 км от Данилково, в одну из мастерских В.О.Вишнякова.
В 1910 году оставшиеся работники на деньги, выделенные Саввой Морозовым Московскому губернскому земству, создали «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина». Большую помощь в этом им оказала сельская учительница Любовь Дмитриевна Державина.
Организатор Федоскинской артели Державина Любовь Дмитриевна
Первая партия продукции Федоскинской артели была отправлена в основанный Саввой Морозовым Кустарный музей (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства; Москва, Леонтьевский переулок, 7с1Б). В артели насчитывалось 14 мастеров и 9 учеников, которые выпускали около 160 наименований продукции, по качеству не уступавшие лукутинским и превосходящие вишняковские.
То было время возрождения национальных традиций, обращения к русскому народному творчеству, широкого распространения неорусского стиля. Вспомним, к примеру, абрамцевские мастерские в Подмосковье, Талашкино (Фленово) на Смоленской земле, Федоровский городок в Царском Селе. Изделия Федоскинской артели стали пользоваться большим спросом в Москве и Петербурге, поступали заказы и из-за границы. Федоскинские мастера копировали лучшие произведения из «Музея образцов» при Кустарном музее.
В 1913 году продукция артели получила Малую золотую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве. Эту медаль даже стали штамповать на оборотной стороне продукции.
Свидетельство о присуждении Федоскинской артели Малой золотой медали на Всероссийской выставке 1913 года в Киеве
Тяжелый период для федоскинцев начался после революции. В новых политических и экономических реалиях их продукция не пользовалась спросом, новые власти несколько раз предпринимали попытки закрыть артель. Тем не менее, в 1923 году изделия из Федоскино были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Появились новые революционные сюжеты: коллективизация, индустриализация. Сохранялись и старые традиции.
Продукция Федоскинской артели 1930-40-х годов Шкатулки 1930-х годов Шкатулка, середина XX века Шкатулка «В семье», 1949 год
В 1931 году была создана Федоскинская профтехшкола, выпускники которой успешно работали не только в Федоскино, но и в Жостово, в других центрах народных промыслов. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже продукция Федоскинской трудовой артели живописцев получила Большую золотую медаль и Диплом за высокое качество изделий из папье-маше и за сохранение традиций русского народного искусства.
Витрина Федоскинского училища миниатюрной живописи Мастера за работой, 1930-е годы
Федоскинская миниатюра в годы войны и в первые послевоенные годы
В первые дни войны многие мастера ушли на фронт. В сентябре-декабре 1941 года линия фронта подошла совсем близко к Федоскино. Кровопролитные бои шли всего в нескольких километрах отсюда: в районе Лобни, в Белом Расте, на Перемиловских высотах, в Яхроме… Враг изо всех сил рвался к Москве. Многие уникальные произведения федоскинской лаковой миниатюры XIX — начала XX веков пришлось схоронить в тайниках в земле.
Весной 1942 года, как только опасность взятия Москвы миновала, Федоскинская артель возобновила свою работу. По личному указу Сталина и приказу Советского правительства оставшихся в живых художников отозвали с фронта: федоскинская продукция хорошо продавалась за рубежом, принося стране необходимую ей твердую валюту. Воевать можно не только оружием…
Продукция Федоскинской артели в 1930-1940-е годы
Интересна история, связанная со шкатулкой «Салют Москвы» работы И.С.Семенова. На ней изображен салют 5 августа 1943 года в Москве — первый салют во время Великой Отечественной войны, данный в честь освобождения Орла и Белгорода. Это было задание Партии и Правительства. Но вот беда: художник, который должен был написать этот сюжет, никогда прежде не видел салютов! Вся артель собрала деньги, и он пешком отправился в Москву (с транспортом в военные времена было туго). Рассказывают, что домой он вернулся в одном исподнем. Но написал великолепную картину, которая потом неоднократно тиражировалась.
Салют Москвы
Федоскинская артель живописцев в 1950-е годы
Экспозиция зала №5 посвящена деятельности Федоскинской артели живописцев в 1950-е годы. То было время возвращения к мирной жизни, новых надежд. В угловом стенде можно увидеть изделия того периода — коллекцию спортивных кубков, шкатулки с различными сюжетами.
Продукция Федоскинской артели живописцев середины XX века
В 1953 году СССР готовился пышно отмечать 75-летие Сталина. В 1952 году на Федоскинскую фабрику поступил заказ на изготовление письменного прибора для Сталина. Разумеется, мастера очень волновались: промах мог обойтись очень дорого не только им лично, но и всей артели. Однако 5 марта 1953 года вождь умер, и письменный прибор оказался невостребованным.
Письменный прибор в подарок Сталину Папка с изображением павильона ВДНХ
В то время федоскинским художникам предоставили возможность работать в Третьяковской галерее в Москве, чтобы снять копии со знаменитых картин. Это значительно обогатило продукцию Федоскинской артели.
Шкатулки с копиями картин из собрания Третьяковской галереи и другими творческими работами
Еще один интересный экспонат в этом зале — рабочее место Заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, члена Союза художников СССР Ивана Ивановича Страхова (1918-1979). Его кисти принадлежат одни из самых лучших федоскинских шкатулок. Он, фактически, умер на своем рабочем месте, оставив свою последнюю работу незаконченной.
Рабочее место Заслуженного художника РСФСР И.И.Страхова
Федоскинская фабрика в 1960-1980-е годы
Федоскинская лаковая миниатюра активно развивалась и в последующие годы. В это время артель получает новое название — Федоскинская ордена «Знак Почета» фабрика миниатюрной живописи. В начале 1970-х годов здесь была организована творческая группа, которая искала новые формы изделий, новые сюжеты. В изделиях того времени мы увидим классические сюжеты русских сказок, копии знаменитых картин, «космическую» тему.
Продукция Федоскинской фабрики 1960-1980-х годов Шкатулка со сказочным сюжетом Шкатулка с изображением Кирилло-Белозерского монастыря Шкатулка с портретами советских космонавтов (к сожалению, с отпечатком моего фотоаппарата) Русские мотивы
Не остались в стороне художники и от изображений портретов политических деятелей.
Шкатулки и доски с портретами политических деятелей Портрет Фиделя Кастро Портрет матроса Анатолия Железняка Шкатулка «Бой за Яхрому», автор М.Чижов, 1966 год Шкатулка
Федоскинская фабрика в 1980-2000-х годах
В конце 1970-х годов в Федоскине была организована молодежная творческая группа. Ослабли жесткие рамки, и художники получили большую свободу самовыражения. В это время появляются шкатулки новых, необычных форм, захватывающие сюжеты. Одновременно сохранялась преемственность: то было время самой тесной связи между фабрикой и училищем, где преподавали высококвалифицированные мастера. Придя на производство, молодые художники попадали к мастеру-наставнику, который передавал им свое мастерство, опыт и секреты. Работы этого времени отличаются необыкновенным внутренним светом.
90-е годы XX века были непростыми в истории фабрики. С одной стороны — рост популярности русского искусства во всем мире, интерес к народному творчеству. Художники получили возможность продавать свои произведения за границу. С другой стороны — тяжелая экономическая ситуация внутри страны, неплатежи. Тем не менее, мастера смогли пережить это время. Как и в прежние времена, кто-то трудился непосредственно на фабрике, другие работали на дому, сдавая на фабрику готовую продукцию.
В конце 1990-х годов я впервые попала с экскурсией на Федоскинскую фабрику. В мастерских было весьма пустынно. Выяснилось, что большинство заняты уборкой урожая — стояла ранняя осень. «Как соберут картошку, так придут на работу», — был лаконичный ответ одной из сотрудниц. Рядом с фабрикой были целые «развалы», где можно было купить авторские работы за весьма скромную цену.
Мастер с учениками Продукция молодежной творческой группы Необычный дизайн шкатулок Изделия молодежной творческой группы Образцы продукции Федоскинской фабрики 1980-2000-х годов
Многие изделия отличает особый, идущий изнутри свет. Такой эффект дает, в первую очередь, перламутр. Где-то вставлены лишь отдельные кусочки перламутра, а есть картины, полностью выполненные на раковине. Также используется металлическая фольга. К сожалению, фотография не способна передать это удивительное внутреннее свечение.
Шкатулка с росписью по раковине Музыканты Шкатулка с пейзажем Сказочный сюжет Сказочный сюжет Москва Шкатулка с перламутром Шкатулка с перламутром Шкатулка с перламутром Восточные красавицы Шкатулки
«Красная комната»
Зал №8 Музея народных художественных промыслов — это «Красная комната», где собраны шедевры федоскинской лаковой миниатюры XX века. Вы словно оказываетесь внутри шкатулки. Здесь выставлены лучшие работы, многие из которых лишь по счастливой случайности остались в музее.
«Красная комната» — шедевры федоскинской лаковой миниатюры XX века Шкатулка «За чаем», 1985, с картины К.Е.Маковского. Автор Н.В.Иванов Шкатулка «Туристскими тропами», 1977. Автор И.И.Страхов Москва Панно «Две летние тройки», 1993. Автор В.А.Налимов Шкатулка «Зимний пейзаж с рекой», 1982. Автор С.И.Козлов Ларец «Хоровод», 1978. Автор Н.М.Солонинкин Шкатулка «Россия», 1978 год. Автор — Н.М.Солонинкин Шкатулка с портретом Юрия Гагарина, 2000. Автор Н.М.Солонинкин
Я рассказала лишь о малой доле сокровищ Музея народных художественных промыслов в Федоскино. На экскурсии по музею и по производству вы узнаете и увидите гораздо больше.
Четыре школы русской лаковой миниатюры
Завершая рассказ о федоскинской лаковой миниатюре, нужно упомянуть и другие школы. Всего в России в наше время существует четыре основные школы лаковой миниатюры: Федоскино (Московская область), Палех (Ивановская область), Мстёра (Владимирская область) и Холуй (Ивановская область). Самая старая из них — Федоскинская лаковая миниатюра.
Отличие Федоскинской лаковой миниатюры от Палеха, Мстёры и Холуя заключается в использовании масляных красок; в остальных трех применяется яичная темпера. Кроме того, лаковые миниатюры Палеха, Мстёры и Холуя выросли из иконописной традиции, что накладывает определенный отпечаток на их произведения до сих пор. Федоскинская лаковая миниатюра изначально имела «светское» происхождение.
Палех с XVIII века был одним из центров иконописи, где писали иконы в традициях XVI-XVII веков. В 1918 году бывшие иконописцы объединились в декоративно-художественную артель. В 1924 году художник И.И.Голиков, познакомившись на выставке с работами Федоскинской артели, организовал у себя на родине «Палехскую артель древней живописи».
Иконописный промысел в Мстёре зародился в конце XVII века. В 1923 году иконописцы-кустари Н.П.Клыков и А.И.Брягин организовали артель «Древнерусская народная живопись», а в 1931 году появилась более крупная артель «Пролетарское искусство».
Иконописцы из Холуя были известны еще в XVII веке. Однако, в отличие от мастеров Палеха и Мстеры, они вносили в иконы черты народного лубка в сочетании со стилистикой владимиро-суздальского письма XIV века. В 1928 году холуйские мастера организовали артель — филиал Мстеры, а в 1934 году объединились в самостоятельную художественную артель.
Информация для посетителей и карта
Московский областной музей народных художественных промыслов
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать: Дешевые авиабилеты: Aviasales Гостиницы и базы отдыха: Booking Туристическая страховка: Cherehapa Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае? Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Красивые шкатулки. Сейчас фабрика тоже работает? В детстве была на экскурсии в Палехе. Тоже очень понравилась палехская роспись.
Да, фабрика работает до сих пор, проводятся экскурсии, где можно увидеть весь процесс изготовления федоскинских шкатулок, есть при фабрике свой небольшой музей.