новые явления в образе жизни людей первой четверти 18 века
§ 18—19. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века (окончание)
Перемены в быте
По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.
По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем — ссылка.
Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.
С января 1700 года Петр ввел новое летосчисление — от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 годом наступил 1700 год. К тому же год теперь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января. На Новый год по примеру жителей европейских стран дома стали украшать еловыми ветками, на них вешали игрушки и ленты.
Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин. Каждый хозяин ассамблеи стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника.
Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
Новшеств в быте высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов».
Сделаны были шаги по созданию первого в России общедоступного театра. Для него было построено помещение на Красной площади в Москве, где всегда было многолюдно.
Значение культурного наследия Петровской эпохи
Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских образцов.
На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX.
Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси.
Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.
Вопросы и задания
1. Чем вы объясните усиление внимания Петра к развитию научных знаний?
2. Какие научные успехи при Петре I вы считаете главными и почему?
3. Какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху?
4. В чем проявился переходный характер художественной культуры Петровской эпохи?
5. Почему новые элементы быта Петр вводил силой?
ИЗ УКАЗА ПЕТРА I (1700 год)
Бояром и окольничим, и думным, и ближним людем, и стольникам, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком и жильцом, и всех чинов служилым и приказным, и торговым людем, и людем боярским на Москве, и в городех носить платья венгерские, кафтаны: верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием, и то платье кто успеет сделать, носить с Бо- гоявлениева дни нынешняго 1700 года, а кто к тому дни сделать не успевает, и тем делать и носить, кончав с нынешния сырныя недели.
На Москве и во всех городах царедворцам и дворовым, и городовым и приказным всяких служивым чинов людям и гостям и гостинной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с сего Его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороды и усы брить не похотят, а похотят ходить с бородою и с усами и с тех имать. по 60 рублей с человека.
Тогдаж за благо разсудил старинное платье российское (которое было наподобие польскаго платья) отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды повелел брить.
ИЗ ДНЕВНИКА КАМЕР-ЮНКЕРА Ф. В. БЕРХГОЛЬЦА 1722, февраль
Придти на ассамблею имеет право всякий. Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император. В комнате, где танцуют (или в ближайшей к ней), должны быть приготовлены: стол с трубками, табаком и деревянными лучинками (которые употребляют здесь вместо бумажек для закуривания трубок) и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на ассамблеях не терпятся и не подаются. Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт, англез или польский по желанию. Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию, вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу. Собрания эти, начинающиеся около 5 часов, продолжаются не далее 10, и тогда все должны разъезжаться по домам.
ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО
13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.
27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.
Вопросы и задания к документам
1. Как вы думаете, почему решения, изложенные в указе Петра I, были приняты именно в 1700 году?
2. Расскажите, как проходили ассамблеи.
3. Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?
Запомните новые слова
АССАМБЛЕЯ — собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.
ГРАВЮРА — печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге.
КАНТ — вид бытовой многоголосной песни.
КЛАВИКОРДЫ — струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент.
Годовая контрольная работа по истории 8 класс
Годовая контрольная работа по истории России в 8 классе.
1 вариант. Часть 1 . Выберите правильный ответ.
1. Высшее правительственное учреждение при Петре I с 1711 года: 1) Боярская дума; 2) Ближняя канцелярия; 3) Кабинет министров; 4) Правительствующий Сенат
2. Какое событие произошло в России в 1722 году: 1) был принят Табель о рангах; 2) подписан указ о единонаследии; 3) создана Тайная канцелярия 4) проведена городская реформа
3. В каком году Крым был присоединен к России: 1) 1721 г; 2) 1741 г; 3) 1783 г.; 4) 1791 г.
4. Определите событие, которое произошло позже других. 1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева; 2) Великое посольство, направленное Петром I в Западную Европу; 3) Семилетняя война ; 4) Северная война.
5. В ходе церковной реформы Петр I: 1) упразднил патриаршество; 2) конфисковал обширные владения церкви; 3) отделил церковь от государства ; 3) изменил летосчисление
6. Главная причина Северной войны: 1) борьба за выход в Северное море ; 2) борьба против владычества шведов на Балтике; 3) вторжение шведов на территорию Украины; 4) разгром союзников России в борьбе против Швеции
7. Чем известен в русской истории 1703 год? 1) произошло сражение под Нарвой ; 2) русские войска овладели штурмом крепостью Нотебург; 3) был заложен Санкт-Петербург; 4) Дания вышла из войны со Швецией
8. Рекрутская повинность — это: 1) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре; 2) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии; 3) государственный налог с крестьян на содержание армии; 4) обязанность податного сословия выставлять от своей общины определенное количество солдат
9. В 1721 г. произошел (о): 1) заключение перемирия с Турцией; 2) морское сражение у острова Гренгам; 3) заключение Ништадтского мира 4) разгром шведской эскадры у мыса Гангут
10. Первая печатная газета в России называлась: 1) «Четьи-Минеи»; 2) «Апостол» ; 3) «Ведомости»; 4) «Часослов»
11. Венцом петровских преобразований в науке и просвещении стал(о): 1) указ об учреждении Академии наук и художеств; 2) открытие первого русского музея-Кунсткамеры; 3) формирование системы профессионального образования 4) указ об организации государственной горно-разведывательной службы
12.Кто из правителей открыл эпоху дворцовых переворотов? 1) Петр II; 2) Анна Иоанновна; 3) Елизавета Петровна; 4) Екатерина I.
13. Политика протекционизма и меркантилизма, проводимая Петром I способствовала:
1) развитию отечественной промышленности и защите ее от иностранной конкуренции;
2)снижению пошлин на товары с Востока;
3)снижению пошлин на все иностранные товары;
4)запрету торговли иностранным купцам.
14. При правлении Екатерины I реальная власть сосредоточилась в руках: 1) Э.И. Бирона; 2) А.Д. Меншикова; 3) А.И. Остермана; 4) Д.М. Голицына.
15. Как называлась передача церковного имущества в государственную собственность: 1) протекционизм; 2) меркантилизм; 3) секуляризация; 4) колонизация.
16. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II: 1) указ о единонаследии; 2) Табель о рангах; 3) «Манифест о вольности дворянства»; 4) «Жалованная грамота дворянству».
17.Эпоха дворцовых переворотов – это период: 1) 1700-1721 гг.; 2) 1725-1762 гг.; 3) 1762-1796 гг.; 4) 1796-1801 гг.
18. Современником Екатерины II был: 1) Симеон Полоцкий; 2) Степан Разин; 3) Александр Радищев; 4) патриарх Никон
19. Что из перечисленного характеризует внутреннюю политику Екатерины II? 1) созыв Уложенной комиссии; 2) принятие Табели о рангах; 3) созыв первого в истории Земского собора; 4) принятие Указа о единонаследии
20. В результате какого события Россия завоевала выход в Черное море? 1) войны России с Турцией и Крымом в 1676–1681 гг.; 2) присоединения украинских земель в 1654 г. 3) русско–турецкой войны 1768–1774 гг. ; 4) русско–турецкой войны 1806–1812 гг.
22. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в: 1) 1763—1765 гг.; 2) 1771—1774 гг.; 3) 1773—1775 гг.; 4) 1783—1786 гг.
23. Годы правления Павла 1 : 1) 1700 – 1721 гг.; 2) 1762 – 1796 гг.; 3) 1754 – 1801 гг.; 4) 1796 – 1801 гг.
Часть 2. Выберите правильные ответы.
1. Табель о рангах: 1) уравнивала в положении все посадское население; 2) уравнивала в служебном положении старую и новую аристократию; 3) разделила службу на гражданскую и военную; 4) устанавливала порядок назначения на службу с учетом знатности и происхождении; 5) давала возможность служебного роста служилому человеку вне зависимости от его происхождении
2. Новые явления в образе жизни людей первой четверти XVIII в.: 1) средством передвижения стали кареты; 2) ношение европейской одежды; 3) использование таких тканей, как парча и тафта; 4) введение нового летосчисления; 5) введение ассамблей
3. Расположите события в хронологическом порядке войны (запишите цифры в последовательном порядке):
1) основание Санкт-Петербурга ; 2) учреждение Академии наук;
3) введение нового летоисчисления ; 4) создание Сената
4. Установите соответствие
5. Прочитайте отрывок з сочинения современного историки Е.З. Анисижова и ответьте на вопросы.
1. О каком хронологическом периоде в истории России идет речь в документе? Укажите его рамки. 2.Под каким названием вошел в историю этот период?
2 вариант. Часть 1 . Выберите правильный ответ.
1. В период царствования Петра I появились: 1) земства; 2) коллегии ; 3) приказы ; 4) министерства
2. По указу о единонаследии: 1) дворянам поместья предоставлялись на условиях несения службы; 2) боярские вотчины не могли дробиться при наследовании; 3) дворянские поместья оказывались в более привилегированном положении, чем вотчины бояр; 4) поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам
3. Как часто называют период засилья иностранцев при дворе Анны Иоанновны 1) «Годы бедствия»; 2) «Хованщина ; 3) «Бироновщина»; 4) «Смутное время»
4. Главная официальная цель Великого посольства 1697-1698 гг.: 1) укрепление связей с западными странами; 2) поиск союзников для борьбы с Швецией; 3) создание антитурецкого союза европейских государств; 4) заключение торговых соглашений со странами Западной Европы.
6. Меркантилизм – это : 1) политика, направленная на стимулирование производства отечественной продукции; 2) политика, направленная на стимулирование ввоза в страну иностранных товаров; 3) политика, направленная на строительство городов.
7. Как называлось открытое в 1764 г. в Петербурге учебное заведение для девушек дворянского происхождения?
1) Петербургский университет; 2) Смольный институт; 3) Царскосельский лицей;
4) Гатчинский колледж
8. Важнейший итог Полтавской битвы : 1) перелом в ходе войны в пользу России; 2) распад Северного союза 3) потеря русскими войсками Нарвы ; 4) отказ Карла XII от похода на Москву
9. В годы правления Петра I произошло восстание под предводительством
1) И. И. Болотникова ; 2) К. А. Булавина; 3) Т. Костюшко ; 4) С. Т. Разина
10. «Эпохой просвещенного абсолютизма» историки называют царствование 1) Павла I; 2) Елизаветы Петровны; 3) Екатерины II ; 4) Алексея Михайловича
11. Знаменитое пособие с правилами хорошего тона называлось: 1) «Домострой»; 2) «Часословец»; 3) «Книга о скудости и богатстве»; 4) «Юности честное зерцало»
12. Определите событие, которое произошло раньше других. 1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева 2) Великое посольство, направленное Петром I в Западную Европу 3) Семилетняя война 4) Северная война
13. В ходе какой войны русские войска взяли Берлин? 1) Семилетней ; 2) Северной; 3) Ливонской ; 4) Русско-турецкой войны 1768—1774 гг
14. В каком году была проведена губернская реформа, согласно которой вместо 15 было создано 50 губерний и введена двухуровневая система административно-территориального устройства? 1) 1762 г.; 2) 1764 г.; 3) 1767 г.; 4) 1775 г.;
15.В середине XVIII века Россия принимала участие в войне вошедшей в историю как 1) Семилетняя; 2) Северная; 3) Отечественная; 4) Крымская.
16. Золотым веком русского дворянства называли царствование:
17. Какое название в XVIII в. получила комиссия, созванная Екатериной II для составления нового свода законов?
1) Негласный комитет; 2) Избранная рад; 3) Уложенная комиссия; 4) Конференция
18. В результате Северной войны Россия получила:
1) выход в Балтийское море; 2) Новгородские земли; 3)Смоленские земли; 4)Финляндию
19. Каким образом Екатерина II пришла к власти? 1) по наследству после смерти своего отца;
2) в результате дворцового переворота;
3) в результате избрания на Земском соборе;
4) по завещанию своего брата.
20. Россия стала называться империей с: 1) 1709г; 2) 1714г. ; 3) 1721г; 4) 1725г.
21. Итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг. подвел 1) Кючук-Кайнарджийский договор; 2) Сан-Стефанский договор; 3) Ясский договор ; 4) Георгиевский трактат
22. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать», — это 1) А.Д. Меншиков; 2) А. В. Суворов ; 3) П.С.Салтыков ; 4) П. А. Румянцев
23. Какие из названных дат связаны с разделами Речи Посполитой?
1) 1700 г., 1709 г., 1721 г. 2) 1768 г., 1774 г., 1791 г. 3) 1725 г., 1730 г., 1741 г. 4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.
Часть 2. Выберите правильные ответы.
1. Какие события относятся к правлению Петра I?
1) Северная война 2) взятие крепости Измаил
3) Взятие Казани 4) создание стрелецкого войска
5) Учреждение Сената 6) Полтавская битва
2. Важнейшие памятники архитектуры Петровской эпохи: 1) Петропавловский собор и Петропавловская крепость; 2) церковь Ильи Пророка в Ярославле; 3) ансамбль Ростовского кремля; 4) здание Двенадцати коллегий; 5) Меншиковский дворец в Петербурге
3. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны (запишите цифры в последовательном порядке): 1) Полтавская битва ; 2) Гангутское сражение ; 3) сражение у деревни Лесной; 4) Нишатдский мирный договор
4. Установите соответствие между правителем России и временем его правления
Е) Елизавета Петровна
Ж) Иван VI Антонович
5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь.
«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета».
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века
Урок 19. История России 7 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»
За первую четверть 18 века изменились не только армия, государственное устройство, экономика России. Большие перемены произошли в образовании, науке, культуре, быте.
К началу 18 века образование России не соответствовало тому уровню, который был нужен стране для быстрого переустройства.
Поэтому в развитии системы образования Пётр I видел одну из важнейших государственных задач.
В первую очередь России были нужны специалисты для армии и флота, административного аппарата, промышленности. Для их подготовки были открыты профессиональные учебные заведения.
В 1701 году – Школа математических и навигацких наукв Москве. Процесс обучения в ней разделялся на три ступени. На первом этапе, «русской школе», обучали чтению, письму, основам математики.
На второй ступени, в «циферной школе», подробно изучали математику, тригонометрию.
В «навигаторских классах» изучали специальные науки, которые были необходимы в морском, артиллерийском, инженерном деле (навигацию, астрономию, черчение и другие).
В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. Она готовила специалистов в области навигации, артиллерии, фортификации, географии, кораблестроения.
За время правления Петра I так же были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы в Москве и Петербурге. К обучению в таких заведениях допускались преимущественно дворянские дети. Для них получение образования, согласно указу Петра, стало приравниваться к государственной службе. Не желавших учиться наукам обучали принудительно.
Для подготовки младших офицеров флота, корабельных мастеров, по указу Петра были основаны Адмиралтейские школы в Воронеже, Астрахани, Кронштадте, Казани, Новгороде, Вологде, Нарве, Ревеле.
Для обучения грамоте, основам военного дела, необходимым в сухопутной армии специальностям, Указом от 1721 года при каждом полку были организованы гарнизонные школы для солдатских детей.
Для подготовки чиновников при посольском приказе была образована школа по обучению иностранным языкам. К концу правления Петра были образованы школы для подготовки канцелярских служащих.
Обучением рабочих и мастеров для заводов и мануфактур занимались горнозаводские школы. Они были основаны при Олонецких и Уральских заводах.
При Петре І в стране была создана сеть цифирных школ. В них допускались дети всех слоёв населения, кроме крестьян. Они давали общее начальное образование, при этом упор в обучении делался на изучении математики. Такие школы были открыты в каждой губернии. В 20-х годах 18 века их было 42 при около двух тысячах учеников.
При Петре І успешно развивалась система церковного образования.
Во всех епархиях России были открыты Архиерейские школы для детей духовенства. В конце правления Петра их насчитывалось 46. В них изучались светские науки, богословие, иностранные языки.
В Петербурге была основана Славяно-греко-латинская семинария. Это заведение давало «профессиональное» духовное образование ученикам из разных сословий.
Общеобразовательными учреждениями стали гимназии. Они давали светское образование, включающее несколько иностранных языков, изучение «семи свободных искусств», часто готовили чиновников. Такими заведениями были петербургская школа для сирот и бедных детей Феофана Прокоповича, московская гимназия Эрнста Глюка.
При Петре І продолжало развиваться высшее образование. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. Теперь больший упор в обучении был сделан на светские науки и языки (в документах того времени «латинские» науки).
Указом Петра І от 1724 года в Петербурге основывалась Академия Наук. При ней были созданы Академический университет и Академическая гимназия. Обучение в университете было построено по западному образцу, первыми преподавателями были иностранные профессора.
Таким образом, в конце правления Петра І российская система образования имела следующий вид.
Начальное образование давали цифирные, гарнизонные, архиерейские школы.
Общее образование можно было получить в основном в гимназиях и семинариях (Феофана Прокоповича, Эрнста Глюка, Академической гимназии, Славяно-греко-латинской семинарии).
Профессиональное образование давали Школа математических и навигацких наук, Морская академия, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы в Москве и Петербурге. Эти заведения готовили в основном специалистов и руководителей.
Адмиралтейские школы, горнозаводские школы при Олонецких и Уральских заводах, школы для подготовки канцелярских служащих готовили преимущественно квалифицированных работников.
Высшее образование было представлено Славяно-греко-латинской академией и Академическим университетом.
Вместе с развитием образования развивалось книгопечатание. Для обучения специалистов требовались учебники. Для начальных школ буквари и арифметики. При Петре стали массово печататься царские указы, сведения о ходе Северной войны, специальная военная и техническая литература (пособия, справочники, таблицы).
В 1703 году появилась первая печатная русская газета – «Ведомости».
В основном она освещала успехи русской армии, промышленности, просвещения и науки. Сообщала о важных заграничных событиях. Предоставляла торговую информацию. Газета выходила нерегулярно. Её тираж мог составлять несколько тысяч экземпляров.
За годы правления Петра было издано в два раза больше наименований печатной продукции, чем за всю предыдущую историю книгопечатания в России. Потребление бумаги за эти годы возросло в 10 раз и достигло около 50 тысяч листов в год. В стране действовало несколько десятков типографий.
По приказу царя был реформирован русский алфавит и правописание.
Церковнославянский язык и церковный шрифт были очень сложными. Они применялись в основном при богослужении, в церковной литературе.
Простой человек не всегда мог понять всех слов, написанных или сказанных при их помощи.
Развитие образования требовало простого и понятного языка, который был бы близок к существовавшему тогда разговорному русскому языку. Книги на таком языке упростили бы обучение.
Так же церковный шрифт был неудобен для набора печатных текстов. Церковный язык часто не мог передать смысла переводных книг. В нём не было нужных слов.
В ходе реформы был создан русский гражданский шрифт. Он получил такое название, так как им печатались светские книги.
Современное начертание получили буква «я» и «у». Была введена буква «э».
Были исключены ранее обязательные знаки ударения (силы) и знаки сокращений (титлы).
В ходе реформы изменилась форма букв. Их написание упростилось и округлилось.
Важным нововведением стала замена старого написания цифр при помощи букв и специальных значков, арабскими цифрами. Ранее знак «титло» над буквой обозначал, что это число. Для обозначения тысяч слева от буквы писали диагональ.
Например, на копейке, отчеканенной в 1709 году, дату кириллицей писали так.
Так же в русский язык были включены многие иностранные слова. Прежде всего, научные и технические термины. Понятия из военного и морского дела, государственного управления. Выражения из сферы искусства.
В первой четверти 18 века происходит дальнейшее развитие российской науки и просвещения.
В России развивается музейное дело. В 1714 году, в Петербурге, Петром І была основана Кунсткамера (кабинет редкостей), где были собраны уникальные предметы старины, природные и анатомические редкости.
Так же были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. Они тоже располагались в Петербурге.
В 1714 году, в Петербурге, была открыта научная библиотека.
Наиболее значительным вкладом Петра І в развитие российской науки стало учреждение Академия Наук и Художеств.
Для работы в ней были приглашены известные европейские учёные. Они так же должны были обучить своим предметам русских специалистов.
Академия охватывала все области науки того времени. Она была разделена на классы.
· Математический (кафедры математики, астрономии (с географией и навигацией), механики, физиологии).
· Физический( кафедры физики, химии и медицины, ботаники, анатомии и зоологии).
· Гуманитарный (кафедры красноречия и церковной истории, греческих и римских древностей, правоведения, логики и метафизики).
В Москве при Навигацкой школе была создана современная обсерватория.
С 1725 года в Петербурге были организованы постоянные метеорологические наблюдения.
Появились научные труды и учебники русских авторов. Среди них «Арифметика» Леонтия Магницкого. «Славянская грамматика» Фёдора Поликарпова. «Первое обучение Отрокам» Феофана Прокоповича.
Семён Ремезов составил уникальный атлас «Чертёжную книгу Сибири».
В начале 18 века успехов добились русские изобретатели.
Андрей Нартов изобрёл токарный станок, на котором было можно изготавливать сложные детали и предметы, до этого производимые вручную.
Ефим Никонов стал автором первой построенной русской подводной лодки. Она получила название «Потаённого судна».
Новый облик при Петре І получила художественная культура России. Она становится светской, в ней появляются новые жанры и направления. В истории она получила название «петровское барокко».
Новый стиль гармонично сочетал русские народные традиции и лучшие образцы западноевропейского искусства.
При Петре развернулось масштабное строительство Петербурга. Для этих целей были приглашены европейские специалисты.
По проектам Доменико Трезини были построены Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I.
Жан Батист Леблон создал Генеральный план Санкт-Петербурга.
Изменилась музыка. Популярность приобрели канты – многоголосое пение. Распространились военные марши, светская европейская музыка.
В изобразительном искусстве этого периода так же произошли изменения. Популярность приобретают гравюры. Их стали широко использовать в учебниках и газетах.
Выделяется портретный жанр. Основателем русской портретной школы стал Иван Никитин. Его картины достоверно изображали людей, раскрывали их внутренний мир и характер.
Существенные изменения произошли в быту.
Указом Петра І в России вводился новый календарь и система летоисчисления.
До 1700 года летоисчисление в России велось по византийской эре. В этой системе счёт лет вёлся «от сотворения мира». Пётр же ввёл так называемую «Новую эру», как в Европе. В ней счёт лет вёлся «от Рождества Христова».
Получилось следующее. По старому летоисчислению, годом вступления этого указа в силу был 7208 от сотворения мира. Пётр же приказал следующий за 7207 годом считать 1700, но уже «от Рождества Христова».
Таким образом, разница между старым и новым календарём составила 5508 лет.
Так же согласно этому указу, начало года было перенесено с 1 сентября на 1 января. Новый год предписывалось отмечать торжественно.
При Петре І популярными стали массовые светские мероприятия. Торжественные шествия, массовые гуляния, маскарады.
Желая внешне приблизить российских дворян к европейскому обществу, своим указом царь ввёл обязательное ношение европейской одежды для знати.
Так же всем кроме крестьян и духовенства было запрещено носить бороды. За неисполнение указа полагался крупный штраф (от 50 рублей).
Петром І были введены ассамблеи – собрания представителей высшего сословия, богатых горожан, иностранцев для увеселения (танцев, игр, бесед), проведения деловых встреч, общения.
Одной из основных целей ассамблей было внедрение новых культурных традиций в дворянском обществе. Ассамблеи были школами светского воспитания, где люди обучались хорошим манерам, правилам поведения. Важным моментом являлось то, что на ассамблеях должны были обязательно присутствовать жёны и взрослые дочери дворян. Этим шагом был положен конец затворнической жизни знатных женщин. Ассамблеи должны были «уровнять» старую и новую знать, сплотить высшее сословие России.
Для воспитания и обучения детей дворян, по указанию Петра I было составлено специальное наставление – «Юности честное зерцало».
Пособие обучало новому гражданскому шрифту и арабским цифрам. В нём были описаны правила этикета, которые должны были соблюдать молодые дворяне дома и в обществе.
Петровские преобразования в области культуры и быта способствовали европеизации России.
В первой четверти 18 века получила развитие российская система образования, наука, архитектура и искусство. Была создана основа для дальнейшего успешного развития этих направлений. Введение гражданского шрифта значительно упростило делопроизводство, способствовало развитию просвещения.
Серьёзные изменения в быту сделали высшее общество России светским. Способствовали его развитию и сплочению.
Но далеко не все иностранные порядки и нововведения прижились в России в своём изначальном виде. В дальнейшем они примут новые формы, создадут новую русскую культуру, которая походя на западную, сохранит свои национальные особенности.