ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал

Элементы жизни

Денис Ларионов о новой книге стихов Линор Горалик

Книги стихов Линор Горалик публикуются не так часто, как ее публицистические тексты, малая проза и исследования. На первый взгляд, между ними не так много пересечений (и это принципиальная позиция автора), однако, если прочитать их как единый текст, могла бы сложиться интересная картина (но это тема для отдельного материала).

Сборник «Так это был гудочек» вышел через восемь лет после книги «Подсекай, Петруша» и более чем через три года после сборника «Устное народное творчество обитателей сектора М1», куда наряду со стихами вошли и прозаические фрагменты (которые, впрочем, и выполняли структурообразующую функцию). Завершая рецензию на ту книгу, Мартын Ганин совершенно справедливо отмечал, что проблема восприятия этой литературы состоит «в выработке адекватного ей критического языка». В этом смысле тексты авторов, определяемые читателем как «сложные», оказываются в более выигрышном положении, так как нередко указывают на метаязык, который можно было бы использовать при их разборе. Трудно назвать стихи Горалик сложными с точки зрения выбранного языка, в этом смысле они вполне демократичны (что совпадает с ее стратегией автора-«многостаночника», да простится мне эта техническая метафора), но также трудно назвать их «простыми», так как они в явной и неявной форме соотносятся с самыми разными областями знания, от фольклористики до фармакологии, и «перемалывают» множество дискурсов, вскрывая неочевидные и тупиковые связи между ними. Например, эсхатологические мотивы в этих текстах становятся более выпуклыми на фоне нарочито сниженных или объективистских пассажей:

В потной маршрутке по дороге к продуктовому рынку
она представляет себе аварию —
как они оба попадут в рай,
где он будет любить ее заново —
так, что перестанет болеть в груди
при виде рекламных буклетов с идиотскими пальмами.

Более того, одно без другого оказывается невозможным: именно через частный опыт, нередко банальный, возможно обращение к более широким обобщениям. Переплетение частной эмоции и общего неблагополучия является одним из важных мотивов этой поэзии.

В своих стихотворениях Горалик стремится представить некий универсальный опыт, «строгость считалки — твердой песни в текучем мире, твердой песни среди плывущих голосов» (Григорий Дашевский). Причем формально универсальность образуется в результате как умножения тематических единиц, так и их вычитания.

По сути, это два разных множества.

В первом случае текст является своего рода маниакальной скороговоркой, стремящейся вместить в себя все голоса и события мира:

Выпь, красотка, прокричи вприсядку;
сигаретка, разменяй мне сотку;
клейся ближе, милая облипка;
полно лезть, беретка, на пилотку,
не гони, покровка, на петровку,
балаклавка, не гноби чернавку —
не быкуйте, девки

Текст строится на постоянном скольжении смысла, в результате складывается впечатление, что нельзя ничего понять, кроме того, что речь идет о каком-то диком карнавале. Человеческие тела претерпевают здесь множество метаморфоз, анонимные голоса срываются на крик. Слова, инфицированные бредом коллективного бессознательного, теряют свой смысл. Стихотворению, из которого взята вышеприведенная цитата, предпослан эпиграф из Нины Искренко (1951—1995), которая в 1990-е годы довела подобный тип письма до виртуозности. Очевидно, что Горалик стремится развить практику Искренко на новом социокультурном витке, когда речевые ландшафты становятся более гомогенными и велик соблазн представить этот подход выражением универсального языка насилия. Почти в каждом стихотворном тексте Горалик — словно по мановению рока — показывает себя деструктивность, имеющая имперсональную природу. Человеческое тело не защищено перед силой, расщепляющей его на атомы (и словно бы прибывшей из школьной модели ада — соединение юности и зла здесь не случайно): «Наша Аня все кричит через свой стафилококк — / красноморденький щенок, сердца жилистый укус». Авторская оптика, организующая охваченный пандемией горя мир, предстает то сочувственной, то по-тинейджерски любопытной и основательной: позволю себе предположить, что тексты Горалик пишутся долго, не сразу попадая в нужную интонацию между частным и общим, своим и чужим.

Объединяет столь разные по структуре тексты Горалик стремление описать человеческий опыт как биополитический феномен: недаром наиболее употребительными словами в ее поэзии оказываются «жизнь» и «смерть».

Во втором случае из текста удаляется все «лишнее», остаются лишь самые необходимые детали. При этом формальное решение таких текстов не бросается в глаза, предлагая сосредоточиться на сообщении:

В парке, под бобыльником простым,
умирает старый молодым:
гордо, молча, с каменным лицом —
словом, умирает молодцом.

Рядом, под клеменцией простой,
умирает старым молодой:
стонет, плачет, дергает лицом —
тоже умирает молодцом.

Этот приведенный полностью текст словно бы исключает даже намек на частную, индивидуальную судьбу… но тут же включает ее в плане читательской рецепции, сформированной в рамках «культуры автора». Грубо говоря, здесь умирает не просто «некто», а «кто-то», возможно, что ты сам.

Восьмистишия Горалик напоминают наполненные этическими противоречиями тексты Натальи Горбаневской и эсхатологическую направленность поздних стихов Вениамина Блаженного (Айзенштадта). Но тексты Горалик в большей мере сконструированы, в них видно стремление поверить гармонию строгостью культурных оппозиций. Впрочем, конструирование не исключает и эмотивной составляющей, провоцирующей читателя на ответную реакцию, что вновь косвенно указывает на стремление к универсализму:

Ночью, доктор, я узнал,
за что полжизни бы отдал, —
и чтоб забыть, о чем узнал,
к утру полжизни бы отдал.

Вот почему средь бела дня
жизнь оставила меня:
хоть любила — плакала,
простить обиду не смогла.

Объединяет же столь разные по структуре тексты Горалик стремление описать человеческий опыт как биополитический феномен: недаром наиболее употребительными словами в ее поэзии оказываются «жизнь» и «смерть».

Несколько лет назад была издана книга Линор Горалик «Частные лица», где она выступила в роли интервьюера ряда современных поэтов, которым было предложено выразить сугубо индивидуальный взгляд на социальные, психологические и экзистенциальные координаты собственной жизни. В том проекте участвовали самые разные авторы в диапазоне от Сергея Гандлевского до Сергея Завьялова. С другой стороны, в многочисленных беседах, где Горалик оказывается интервьюируемой, она подчеркивает исключительную важность оптики частного лица, которой она руководствуется в своей работе. Что это значит? Посмею предположить, что здесь идет речь о частности, которую описывал в своей нобелевской лекции Иосиф Бродский: непредвзятом, но заинтересованном взгляде единичного индивида, остро ощущающего экзистенциальные противоречия, но не теряющего чувства собственного достоинства. Но подобная авторская идентичность идет вразрез с тем, что исследуется в стихотворениях Горалик: человек здесь оказывается просто живым существом среди других живых существ, волочащих свою жизнь, состоящую из внешних предписаний и химических элементов.

Линор Горалик. Так это был гудочек. — Ozolnieki: Literature Without Borders, 2015

Источник

Линор
Горалик

Все стихи Линор Горалик

В окно выходит человек – без шляпы, босиком, –
и в дальний путь, и в дальний путь
срывается ничком
и там, где с каплющих бельёв струится затхлый сок,
встречает чёрных воробьёв
летящих поперёк.

Они его издалека
зовут попить пивка,
а он в ответ – «пока-пока»,
в том смысле – «нет пока»,
в том смысле, что смотреть туда ↑↑↑:
сюда идёт вода
из неба чёрная вода спускается сюда:
на серый хлеб,
на серый сад,
на невскую слюду,
на этот город Петроград
в семнадцатом году.

О жалкий сильный человек без сил и босиком
решивший выбраться сухим, успеть уйти сухим:
опередив и мор, и глад, и чёрную воду
покинуть город Петроград в семнадцатом году:
и серый хлеб
и серый свод
где безысподня рать
вдруг наше сраное бельё
решила простирнуть

И мерзость пенная в тазах
ещё лишь кап да кап –
а он утёк у них из лап
мимо железных труб
Он твердолоб и твердорот,
и, слава Господу,
всё ближе город Петроград
в семнадцатом году.

Но выше выпала вода и падает быстрей
и говорит: Постой, босой, я за тобой, босой
и слизкий стыд
и сраный срам
и сладкая гнильца
ты думал – скинул бельецо и нету бельеца?
А ну сольёмся у крыльца,
а ну обнимемса.

О, бывший твёрдый человек,
раскисший человек
он лупит воздух так и сяк
не чуя скользких рук
не чуя мокрого лица и дряблого мясца,
сквозь чёрный каменный пирог
просачиваеца
сквозь серый град в кромешный ад
просачиваецццца



——————————————————————
и вновь, как пять минут назад, под ним лежит в аду
весь этот город Петроград в семнадцатом году:
и ослепительный дымок
и жгучий ветерок
и темень красных воробьёв,
летящих
поперёк

Источник

Стихи..

sniper0707

New member

ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Смотреть фото ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Смотреть картинку ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Картинка про ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Фото ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал

Aquarius

Administrator

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Иосиф Бродский
1970

ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Смотреть фото ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Смотреть картинку ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Картинка про ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Фото ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал

Aquarius

Administrator

У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Равномерное страданье —
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
Каждый маленький цветочек
Машет маленькой рукой.
Бык седые слезы точит,
Ходит пышный, чуть живой.
А на воздухе пустынном
Птица легкая кружится,
Ради песенки старинной
Нежным горлышком трудится.
Перед ней сияют воды,
Лес качается, велик,
И смеется вся природа,
Умирая каждый миг.

ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Смотреть фото ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Смотреть картинку ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Картинка про ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Фото ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал

Aquarius

Administrator

Ночью, доктор, я узнал,
за что полжизни бы отдал, –
и чтоб забыть, о чём узнал,
к утру полжизни бы отдал.

Вот почему средь бела дня
жизнь оставила меня:
хоть любила-плакала,
простить обиду не смогла.

В парке, под бобыльником простым
умирает старый молодым:
гордо, молча, с каменным лицом, –
словом, умирает молодцом.

Рядом, под клеменцией простой,
умирает старым молодой:
стонет, плачет, дергает лицом, –
тоже умирает молодцом.

ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Смотреть фото ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Смотреть картинку ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Картинка про ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Фото ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал

Aquarius

Administrator

Юлия87

New member

ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Смотреть фото ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Смотреть картинку ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Картинка про ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал. Фото ночью доктор я узнал за что пол жизни бы отдал

Aquarius

Administrator

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Иосиф Бродский
1970

Konsnantin

New member

shiloff8

New member

Моё творчество на суд читателя

Насмешка судьбы [FONT=&quot]Игорь Бабиченков[/FONT]
[FONT=&quot]Не заплачу от обиды и тоски—
Но поневоле выступают слёзы
От проникновенной кратенькой строки,
В которой плачут кошки на морозе.

И от кинофильма с радостным концом,
Где люди снова счастливы и любят.
Сижу на кресле с заплаканным лицом
И радуюсь,что радуются люди.

Самого— ногами втаптывали в грязь
И били на руках моих чечётку,
Но я не плакал,их не хотел проклясть,
Выплёвывая грязные ошмётки.

Непростительно бывал с людьми жесток,
Обманывал,ходил пешком по чувствам.
Только как остаться человеком смог,
Когда в душе,на сердце было пусто?!

Да об этом можно долго рассуждать
С нерусскими словами вперемежку.
Только не пытаюсь ум свой осаждать-
Я есть судьбы весёлая насмешка.

2012г
© Copyright: Игорь Бабиченков, 2012 Посмотреть вложение 11195 Свидетельство о публикации №112032705059 [/FONT]

shiloff8

New member

Моё творчество на суд читателя

Завертелась жизнь юлою. [FONT=&quot]Игорь Бабиченков[/FONT]
[FONT=&quot]Тлеет жизнь,как сигарета.
К небу тянется дымок.
Не дождался я привета
И весною занемог.

Просится любовь наружу
Без Амуровых без стрел.
Но я стал тебе не нужен
И мгновенно постарел.

А весна смеётся звонко,
Зазывая парня в блуд.
Тут по случаю—девчёнка
И сорвался старый плут.

Завертелась жизнь юлою.
Счастье—просто через край!
Я живу-дышу тобою,
Мой весенне-милый рай!

Плейкаст тут http://www.playcast.ru/view/9726953/7516f2f166537990e415fe84a2bb319ac25b4d28plПосмотреть вложение 11196
27.03.16г.[/FONT]
[FONT=&quot]© Copyright: Игорь Бабиченков, 2016
Свидетельство о публикации №116032701630 [/FONT]

shiloff8

New member

Моё творчество на суд читателя

Памяти Михаила Круга [FONT=&quot]Игорь Бабиченков[/FONT]
[FONT=&quot]Говорят,что ты пел для блатных,
Но ведь слушала вся Россия!
От молодой шпаны до седых :
Коммерсант, богач и босые.

Что на кофейной гуще гадать?
Никому нам неведом конец.
И тебе не дано было знать,
Где настигнет холодный свинец.

Далеко не всех память хранит,
Следы многих снега заметут.
Но сквозь толстый асфальт и гранит
Твоих песен цветы прорастут.
Плейкаст можно посмотреть по ссылке http://www.playcast.ru/view/9926798/940be5174b8b2183bbfaad0fc7f58d9752dd6ee5pl

25.01.14г.[/FONT]
[FONT=&quot]© Copyright: Игорь Бабиченков, 2014
Свидетельство о публикации №114012502389 [/FONT]

shiloff8

New member

Моё творчество на суд читателя

Звезда современной поэзии [FONT=&quot]Игорь Бабиченков[/FONT]
[FONT=&quot]Посвящается молодому таланту
Лерочке Мелиховой http://www.stihi.ru/avtor/89522694613

Звезда..а скоро солнцем станет,
Рисуя чудные картины.
Вздохнёт счастливо Пушкин Саня
И с ним Цветаева Марина.
Явилась миру наконец-то
Ушедшим яркая замена,
Покинув очень рано детство.
Она—Богиня и Сирена.
В стихах бунтует,не сдаётся,
То громко плачет, то грустит,
Но после радостно смеётся
И вновь словами шелестит.
Она сердца людские греет
Своей душевной теплотой
Переживает и болеет
За каждый стих свой непростой.
И я,читая,восхищаюсь
Её великим мастерством,
А после долго улыбаюсь.
Где мудрость спорит с озорством,
Там будет вечно необычность,
Какой мне сроду не достичь.
В том есть от нас её отличность.
Она охотница на дичь,
Что в каждом звуке поднебесья,
В листве зелёной,облаках;
В горах высоких и полесьях
И на малиновых кустах.
Как я люблю её безумства,
Души и сердца красоту.
Ещё божественные чувства
И смелость драться за мечту.
Горжусь знакомством с этой девой
И рад—могу её читать.
Её удел—быть КОРОЛЕВОЙ
И ей другой уже не стать.
27.05.18г.[/FONT]
[FONT=&quot]Посмотреть вложение 11197Посмотреть вложение 11198Посмотреть вложение 11198© Copyright: Игорь Бабиченков, 2018
Свидетельство о публикации №118052702156[/FONT]

shiloff8

New member

Моё творчество на суд читателя

В мониторе [FONT=&quot]Игорь Бабиченков[/FONT]
[FONT=&quot]Ты красива красотой испанской,
Очаровательна очарованием небесным.
Я же парень с нравом хулиганским
И с именем всем мусорам известным.

Но тянется к тебе душа в ночИ
И руки по твоим округлостям скучают.
Я по привычке выкраду ключи
От сердца и тебя всю заласкаю,

Замучаю любовью и теплом.
Хочу увидеть,как от счастья задыхаешься.
Но пока ты в мониторе за стеклом
Сидишь и мне призывно улыбаешься.

02.03.13г.[/FONT]
[FONT=&quot]© Copyright: Игорь Бабиченков, 2013
Свидетельство о публикации №113030203349 [/FONT]

makarof

New member

shiloff8

New member

Есть у меня свои рубаи по его мотивам
Мудрые мысли Хайяма [FONT=&quot]Игорь Бабиченков[/FONT]
[FONT=&quot]Мне библией служит сборник Омара.
Это судьбы наилучший подарок.
Его мысли понятны всякому люду :
От учёных мужей и до кухарок.
*******************************
Освободилась от тела душа,
С улыбкой вещает:» жизнь хороша.»
Спросил:»А вино и женщины есть?»
—Кроме неба нет ни шиша. )))))))
*****************************************
Пусть пиала вином будет полна.
Выпей чашу,дружище,до дна
И красавицу свою залюби,
Ведь жизнь у нас всего лишь одна.
******************************
Иуду считают предателем
И алчным денег стяжателем.
Но вдумайтесь,люди:мы все
Движимы нашим Создателем.
**************************
Зло и добро были даже в раю.
Господь проглядел дОчерь свою.
Но Он всемогущ—это значит,
Так было задумано—осознаю.
**********************************
Один мудрец сказал :
—Я знаю только то,
Что ничего не знаю.
Но многие и этого не знают.

Смотрю в небеса и понимаю,
Что ничего в этом мире не знаю.
А мудрецов,кто познал бы весь мир,
Таких просто нет—их не бывает.
***********************************
«Принцип Бумеранга» в жизни—безотказен
И,если людям сотворил проказы,
То будь уверен:вскоре троекратно
За свои проступки будешь ты наказан.
**************************************
Во всём,что есть,пребывает любовь.
Она заставляет двигаться кровь.
И если любовь покидает порой,
То знай,что она придёт к тебе вновь.
********************************
Случится всё так,как случиться должно.
Хоть как ты брыкайся,но всё равно
Будет так,как хочет Господь:
Один Он решает,что тебе суждено.
29.11.12г.
© Copyright: Игорь Бабиченков, 2012
Свидетельство о публикации №112120508803

Источник

«Мой близкий умер, часть меня — вместе с ним». Как жить дальше после смерти дорогого человека?

Важно: статья может оказаться психологически тяжёлой для тех, кто недавно потерял близкого или боится говорить о смерти.

Ещё важно: героев и события их жизни мы выдумали для наглядности. Хотим этим показать, как можно переживать горе.

Что такое скорбь и работа горя?

Когда умирает тот, кого мы любили, наша реальность меняется: вот в ней был человек — и вот его нет. Скорбь нужна, чтобы пережить утрату и подстроить под неё внутреннюю картину мира. Такая перестройка — долгий процесс, он занимает в среднем от одного до двух лет. Психологи называют его гореванием или работой горя.

На экране телефона короткое сообщение: «Дима погиб». Саша уверен, что это шутка — он видел брата буквально позавчера. Тот как раз ушёл в отпуск и поехал на озеро. Завтра должен был вернуться с ведром карасей. Дима с Сашей бы их чистили, а жена Димы, Лера, пожарила бы их в сметане. На экране появляется второе сообщение: «Утонул. Приезжай срочно».

Зачем нужны ритуалы: похороны, девять дней, сорок дней?

Ритуалы прощания с умершим важны для нашей психики. Похороны — часть реальности, своеобразный акт. Во время этого акта должен начаться важный этап горевания — принятие реальности, в которой у вас есть утрата. Это первый этап, когда человек, который переживает потерю, осознаёт, что его жизнь продолжается и эта жизнь теперь без близкого.

Важно увидеть, что дорогого и важного больше нет. Поэтому во время похорон есть свои ритуалы.

Мысли об утрате помогают принять новую реальность. А похороны, ритуалы девяти и сорока дней не дают нам уйти от этой реальности. Всё это даёт время и место, в которое можно пережить утрату и не запирать в себе горе. Если на работе или дома хочется бодриться, то на похоронах такого желания совсем нет.

Ирина даже не думала, что столько людей придёт на похороны: мама давно ушла из школы и была на пенсии. Тем не менее пришли учителя и бывшие ученики. Они подходят со словами утешения, дают деньги в конверте. Внутри у Ирины — будто свинцовая плита. Когда на кладбище закрывают гроб и лицо мамы исчезает навсегда, у Ирины начинают дрожать ноги. Гроб опускают в могилу, она бросает горсть земли — и в этот момент понимает, что мамы больше нет. Нигде. Совсем.

На девятый день семья и все друзья Димы собираются в кафе. Некоторых из них Саша не знает, но это неважно. Говорят тихо, пьют не чокаясь, вспоминают брата. На краю стола стоит фото покойного с чёрной лентой. Саша думает о похоронах — хорошо, что они были. Иначе Саша так бы и не поверил, что Димы больше нет. А сейчас он знает это точно. Дима умер. Он остался только на этой фотографии — и в воспоминаниях.

Какие ещё чувства могут испытывать те, кто потерял близкого?

Говорите о вине с тем, кому доверяете

Часто родственники умерших так не делают, потому что боятся услышать от других, что у вины есть основания. Но всё-таки попробуйте поделиться этим с тем, кому доверяете. Не обязательно, чтобы человек знал лично вашего близкого, которого вы потеряли. Важно разделять любые чувства с другими.

Ирине с каждым разом труднее приходить с работы в пустой дом. Здесь всё словно немой укор. «Если бы я была более внимательной, болезнь не укоренилась бы настолько. Если бы я была более настойчивой, то уговорила бы маму раньше обратиться к врачу!» Ирина не знает, как заглушить этот голос внутри. Странно — но она даже не чувствует боли. Её жизнь идёт как шла — если бы не это постоянное чувство вины…

Однажды к Ирине подходит пожилая соседка и спрашивает, как у неё дела. Ирина вдруг говорит: «Если бы я сделала больше, мама была бы жива». Женщина качает головой: «Твоя мама сама всё сильно затянула. Я тоже уговаривала её пойти в больницу. Ты не виновата». Ирине становится от этих слов легче.

Гнев на умершего

Ещё одна распространённая и тоже нормальная реакция. Она возникает бессознательной эгоцентричной реакции «А как же теперь я?». Близкий человек ушёл навсегда, бросил. Тут есть на что злиться: «Почему ты вовремя не пошёл к врачу?!», «Какого чёрта ты вёл машину ночью в дождь, у тебя же было плохое зрение!»

Признайте свой гнев. Чувства не равны отношениям, которые были у вас с близким.

То, что вы злитесь на умершего, не делает вас плохим человеком. Вам плохо и больно, и это всё него. Такие мысли могут возникать, это нормально. Не гоните их и не зацикливайтесь — просто позвольте им быть.

Саша приходит на могилу брата и долго сидит на скамейке. Он смотрит на Димину солнечную улыбку. Она была именно что солнечная — от неё мир казался светлее и чище. Теперь так не кажется. Саша понимает, что при виде лица Димы его душит ярость. А потом осознаёт, что эта ярость с ним теперь всё время: с первого дня, как он узнал о несчастье. Какого чёрта этот идиот полез в воду — будто бы он хорошо умел плавать! Почему он пошёл купаться один, не позвал никого из друзей, которые с ним приехали на рыбалку? Зачем вообще на рыбалке купаться?!

«Как ты мог со мной так — со всеми нами?» — спрашивает Саша. «Родители на сто лет состарились. Лера всё время плачет. А мне даже поговорить не с кем о том, что я чувствую. Мы с тобой всегда были вместе, а теперь ты меня бросил!» Последние слова Саша почти орёт. Он бьёт кулаком по скамейке, отбивает руку и долго плачет — первый раз с похорон.

Следите за своим физическим состоянием, если недавно потеряли близкого

Иногда у близких человека, который умер от тяжёлой болезни, возникают симптомы его заболевания. Это чистая психосоматика — она показывает сильную идентификацию с умершим. Тело тоже проживает горе: оно делает это через сходные симптомы.

Сходите к врачу

Убедитесь, что речь действительно о психосоматике. Дальше нужно осознанно проживать своё горе, выражать его и не давать запертым эмоциям уходить в тело.

У Ирины постоянно болит грудь. Она прощупывает её каждый день и боится найти опухоль — такую же, как была у матери. Но ничего не находит. Ирина долго отговаривает себя от визита к врачу, но в конце концов всё-таки идёт в поликлинику. Результат нулевой — она здорова, опухоли нет. Ирина выдыхает. Ей всё ещё тяжело чувствовать и она переживает, что не умеет грустить. Но после врача и новости, что всё хорошо, Ирине становится легче.

Не забывайте есть и спать. Пожалуйста

Берегите себя. Есть, пить и спать всё ещё важно и нужно. Если не смыкать глаз по четыре дня, это не вернёт вашего близкого. Зато подорвёт ваше собственное здоровье.

Какие стадии работы горя важно пройти, прежде чем исцелиться?

считается, что от горевания надо отвлекать: постоянно звать, не давать свободной минуты, чтобы вспомнить о покойном. На самом деле люди, у которых умер близкий, действительно должны соприкоснуться со всеми своими чувствами. Боль, безусловно, одно из них. Это нормально. Так работает горевание. «Поплакали и хватит» — плохая тактика.

Есть четыре этапа, которые должен пройти горюющий.

1. Принятие реальности.

Признайте, что вы потеряли очень важного — теперь это ваша реальность. Не пытайтесь бодриться — нужно оплакать утрату.

Подумайте, что в близком было самым ценным для вас. Чего больше нет и никогда не будет.

Это очень сложный этап. В этом вам помогут похороны как ритуал, когда вы окончательно прощаетесь с человеком.

2. Выражение горя.

Плачьте. Этого не надо стесняться: вам нужно проживать и выпускать наружу боль, принимать её, быть с ней в контакте.

Проговаривайте чувства другим людям, ищите у них поддержку. Воспоминания полезны для того, чтобы психика закрепила изменения реальности. Когда мы думаем о покойном хорошее или плохое, мы пытаемся понять, что было важно и ценно для нас в этом человеке. И одновременно осознаём, что больше этого не будет.

Говорите об умершем в прошедшем времени.

3. Адаптация к новой реальности, в которой близкого больше нет.

Со временем вы будете встречаться с новыми аспектами реальности. Жизнь изменится после потери близкого.

Делайте в одиночку те вещи, которые раньше делали с покойным или которые делал он сам. Например, если покойная сестра пекла пирог на Новый год, его надо испечь вместо неё. Это знак того, что жизнь продолжается, — и одновременно такие дела показывают, что их теперь не выполнит умерший. Есть только вы и те, кто с вами рядом.

4. Изменение эмоционального места умершего в жизни.

А если даже спустя два года сильная скорбь и горе не проходят?

Есть нормальное и осложнённое, патологическое горевание.

Нормальное горевание завершается тем, что человек приспосабливается к новой жизни, принимает утрату. У него появляются новые знакомства, интересы и отношения.

Патология горевания — это когда в ваших эмоциях, поведении и общении с окружающими меняется. Вот признаки патологии горевания:

Патология горевания может возникнуть, если:

Важно: нельзя самому себе диагностировать патологию горевания и другие виды горя. Это может сделать только специалист: клинический психолог, психотерапевт или психиатр.

Если вы столкнулись с потерей нормально использовать все возможные способы, чтобы себе помочь. В том числе — обратиться к психологу.

Вы можете подобрать психолога в нашем сервисе: для этого нужно заполнить небольшую анкету. Чтобы решиться на терапию было проще, две первые консультации стоят по цене одной: 2 490 рублей. Мы подбираем только профессионалов, в которых уверены. Если вам не подойдёт психолог, это нормально — мы предложим другого.

Наступает сороковой день после смерти мамы. Ирина смотрит на её фото и вспоминает, что мама была верующей. Значит, сегодня определится её загробная участь. Ирина не замечает, как вслух говорит в пустом доме: «В любом из миров ты заслуживаешь лучшего. Люблю тебя, пока». В этот момент Ирина понимает, что теперь точно всё. Она плачет весь вечер. Вся скорбь ещё впереди, но Ирине становится легче.

Спустя год после смерти Димы Саша едет на рыбалку. Надо ловить карасей, чтобы Лера их пожарила в сметане. Потом они позовут в гости родителей Саши и Леры. Саша берёт плавки: он будет купаться. Саша всегда будет любить Диму, но опыт его брата был опытом его брата. Саша это понимает совершенно ясно.

Благодарим клинического психолога Викторию Расулову за профессиональные рекомендации, которые описаны в этой статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *