мухиддин ибн араби биография
Мухиддин ибн араби биография
И Аллах сделал его (фараона) знамением для того кто захочет, чтобы никто не отчаивался в Его милости….
См. Фусус аль-Хикам 201
وكان قرة عين لفرعون2 بالإيمان الذي أعطاه الله عند الغرق، فقبضه طاهرا مطهرا، ليس فيه شيء من الخبث؛ لأنه قبضه عند إيمانه قبل أن يكتسب شيئا من الآثام، والإسلام يجب ما قبله، وجعله آية على عنايته سبحانه وتعالى بمن شاء، حتى لا ييأس أحد من رحمة الله،
И поистине хороши слова ибн Хальдуна :
Сказал ибн Хальдун :
Поэтому является обязательным для правителя сжигать эти книги….
См. Маср’а ат-Тасауф 165.
Сказал имам аз-Захаби :
Сказал имам Зайну ад- Дин аль-‘Ираки в ответ на вопрос ( обн ибн Араби) :
И не принимается от того кто осмелился на такие отвратительные речи чтобы он сказал :
Говорит имам ас-Суюти :
Притиворечат нам в этом ( вопросе вечности мира) несколько групп.
Сказал ат-Такий ас-Субки :
См.»Маср’а ат-Тасауаф» 66\151\157\170.
Ибн Хаджар аль-Аскалани о Ибн Араби
بسم الله الرحمن الرحيم
На одном из суфийских интернет-ресурсах появилась небольшая информация о биографии Шейха Ибн Хаджара аль-Аскалани, да смилуется над ним Аллах, в которой мягко говоря промелькнула дезинформация об отношении этого выдающегося Ученого к некоторым личностям из псевдо-суфиев.
Было сказано, что якобы: «Ибн Хаджар, рахимахуллах, в «Лисан аль-Мизан» хвалит книгу «Футухат аль-Маккия [шейха Мухиддина ибн аль-Араби].»
Прочитав всю биографию Ибн Араби из этой книги[Книга «Лисан аль-Мизан». Издательство «Мактаба аль-матбуат аль-ислямия» Бейрут 1423 г. Под проверкой Шейха Абдул-Фаттаха Абу Гъудды] я не встретил ни одной похвалы со слов Ибн Хаджара в адрес этой книги. Вот что я встретил на страницах этой книги в адрес этого «гения» философского суфизма:
Ибн Хаджар, после того как привел разнящиеся мнения о нем, начиная от обвинений в неверии до возвеличивания на статус великого мудреца (Арифа), и заключив версией того, что возможно он умер отказавшись и покаявшись от своих убеждений говорит:
«Возможно, что он является одним из любимцев Аллаха, которые на смертном одре пришли к Истине и получили хороший конец. Однако остаются его слова, тот, кто поймет их, узнает в них убеждения приверженцев «Единства бытия»… Таким же образом, тот, кто внимательно посмотрит в его книгу «аль-Фусус» и вникнет в нее, тот увидит умопомрачительное. Если человек здравомыслящий, понимающий смысл слов, вникнет в эти слова, то он будет являться одним из двух: либо он скрытый приверженец убеждений «Единства бытия», либо он из верующих в Аллаха, которые считают это вероучение наихудшим выражением неверия. Да упасет нас Аллах!… Клянусь Аллахом, быть невежественным мусульманином и пасти коров, зная несколько сур из Корана, читать намаз, веря в Аллаха и Судный день, намного лучше, чем эта «мудрость» и эти «истины»… Некоторые его современники были обольщены им, и почему то, я не встретил в их словах, критики в отношении его вероучения, как будто они этого не знали и среди них не была известна его книга «аль-Фусус»…». Том 7. стр 392.
В другом месте этой книги, в биографии псевдо-суфия, известного еретика Халляджа, который был казнен за вероотступничество, Ибн Хаджар так же затрагивает Ибн Араби и его книги.
Ибн Хаджар, после того как привел слова ученых современников Халляджа, судивших и казнивших его говорит:
«И я не видел, чтоб кто-то фанатично защищал Халляджа, кроме тех, кто говорил его же словами о «Единении (бытия)»- это слова приверженцев «Единства бытия». Поэтому мы встречаем что Ибн Араби, автор книги «аль-Фусус» возвеличивает Халляджа и ругает Джунейда». Том 3. стр. 212.
Было сказано, что якобы: «Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, написал частичный комментарий к суфийской поэме «ат-Та’ийа» ибн аль-Фарида, рахимахуллах».
Ну а в биографии этого самого Ибн аль-Фарида, Ибн Хаджар говорит:
«Спросил я нашего шейха Сиражуддина Булькини, о ибн Араби, и он прервал меня своим ответом: «Он неверующий», затем я спросил его по поводу ибн аль-Фарида? он сказал: «Я не люблю о нём говорить», я продолжил: «А какая разница между ними, одно и тоже?», и я начал читать ему строчки из его поэмы «ат-Та’ийа», Шейх оборвал меня после нескольких строчек, сказав: «Это неверие, это неверие». Том 6 стр. 125.
Так же приводится в книгах учеников Шейха ибн Хаджара, в книге его ученика Хафиза ас-Сахави «аль-Джавахир ва дарар» 1/1001-1002 и книге Такъид-дина аль-Фаси «аль-акд ас-самин фи тарих баляд аль- амин» 2/198.
История как Имам ибн Хаджар и один из последователь ибн Араби, призвали проклятие на себя. Т.е. Ибн Хаджар сказал: «О Аллах если ибн Араби был на верном пути, то прокляни меня», а тот ученик ибн Араби сказал: «О Аллах если был ибн Араби в заблуждении, то прокляни меня».
Было сказано, что якобы: «Он недвусмысленно поддерживает единогласие суфиев относительно того, что Хизр жив. И Ибн Хаджар, рахимахуллах, так же пишет в «аз-Захр ан-надир фи наба’ аль-Кадир» и в «Исаба», что его учителя встречались с Хизром.»
По этому поводу Ибн Хаджар, на основе своего замечательного анализа всех историй о Хидре, мир ему, ясно заключает:
«То к чему я склоняюсь в этом вопросе, это несогласие с тем, в чем убеждены простые люди а именно,- в том что он продолжает жить… Самым серьезным доводом в пользу того что Хидр не жив является то, что он не прибыл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и то что он единственный подобный долгожитель из прошлых веков на что нет никаких Шариатских доказательств». Стр 208-209. Книга «аз-Захр ан-надир фи халь аль-Хидр». Издательство «Мактаба Ахль аль-Асар» 1425 г. Кувейт.
Прошу всех сегодняшних приверженцев суфизма обратить внимание на следующие слова Ибн Хаджара. В отношении Хидра и его истории в Коране, Шейх Ибн Хаджар недвусмысленно указал на следующее:
«Некоторые секты из зиндикъов (еретиков), проложили такой путь, который разрушает шариатские основы, сказав, что из истории Мусы с Хизром (мир им) извлекается великая польза, и она заключается в том, что Шариатские постановления относятся только к простолюдинам и невежественным тупицам. А «авлия» и высшее духовное сословие, то для них нет необходимости в текстах (Корана и Хадиса), а совершать им следует то, что придет им на сердце, и судить о них следует на основе собственного соображения, так как чисты их сердца от пелены и свободны от всего дурного. И открылись для них тем самым божественное знание и господние истины, и они познали секреты всего сущего, и познали основы всего частичного, а это делает не нужным для них следовать общим основам Шариата, как это стало возможным для Хизра. Поистине то, что открывалось ему из знания, делало его, самодостаточным и не нуждающимся в том, что было у Мусы из знания. А подтверждает это хадис: «даже если тебе дали фатву, все равно спроси у сердца своего».
· Сказал аль-Къуртуби: «Это слова зиндикьов (еретиков) и куфр (неверие), так как это отвергает то, что стало известно из Шариата. Поистине Аллах постановил в Бытие так, что не познаётся ничего из Его решений, кроме как посредством пророков, послов Его, между Ним и творениями Его, которые поясняют Его Шариат и решения. Как сказал Аллах: «Аллах избирает среди ангелов и людей посланников». Сура Хадж 75 аят. А так же: «Аллах лучше знает, кому доверить Свое послание». Сура Ан’ам 124 аят.
Аллах приказал подчиняться пророкам, во всем, с чем они пришли, и что они приказывают делать, так как в этом истинное руководство. И все Ученые из праведных предков (Салафов) единогласны во мнении на это. А тот, кто заявил, что есть другой путь, по которому можно познать, что Аллах для него порицает, а что приказывает делать, путь отличный от путей, по которым пришло знание пророкам, и он может обойтись без пророков, то этот человек неверный, который убивается и не требуется от него покаяние». «Фатхуль Бари» комментарий к хадису под номером 122.
Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословления Его посланнику, нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Исламская энциклопедия
Ибн Араби Мухаммед ибн Али Мухиддин ابْنُ عَرَبِيِّ (1165-1240 гг.) — арабский философ и поэт, известен как основоположник религиозно-философского учения «единства бытия» (вахдат аль-вуджуд), прозванный последователями величайший учитель, и Ибн Афлатун — Сын Платона.
Биография
Потомок древнего арабского рода. Родился в Испании, в андалусском городе Мурсия, около тридцати лет провел в Севилье и ее окрестностях, куда его родители переселились, когда Ибн Араби было восемь лет. Получил традиционное мусульманское образование.
Серьезное заболевание, перенесенное в детстве, сделало его очень религиозным, и он рано оставил светскую жизнь и принял посвящение в суфии. Искренность религиозности Ибн Араби потрясала отца и, особенно, его друга, знаменитого философа Ибн Рушда.
В поисках наставников-суфиев Ибн Араби оставил Севилью и направился в Тунис, затем Марракеш, Фес и другие города Северной Африки, где впервые попробовал свои силы как писатель. В возрасте 36 лет Ибн Араби посетил Каир, затем совершил хадж в Мекку и остался в Мекке на два года. Здесь он написал свой знаменитый поэтический сборник Тарджуман ал-ашвак и начал работу над многотомным сочинением «Мекканские откровения», которое впоследствии назовут «энциклопедией суфизма».
Он также предпринял путешествия в Багдад, Мосул, в Египет, побывал в Конье и Малатье. С 619/1223 г. и до самой кончины Ибн Араби жил и работал в Дамаске в окружении своих жен. Жизнь его текла мирно и спокойно. Ему покровительствовали светские и религиозные власти. Здесь он завершил энциклопедию суфизма, написал свой самый знаменитый трактат Фусус ал-хикам, «Каменья мудрости».
Он написал более 400 трудов, в которых можно проследить традиции западного и восточного суфизма, параллели с неоплатонизмом и гностицизмом, а также с христианскими воззрениями.
Взгляды
Он выступал как сторонник аллегорического толкования Корана. Ибн Араби прибегал к особому методу изложения, характеризующемуся нарочитой многозначностью и недосказанностью. Это затрудняет понимание сути учения.
Как многие суфии, Ибн Араби черпал вдохновение в мусульманской метафизике и исмаилитских доктринах, полагая, что знания, полученные посредством чувственного восприятия, ограниченны. Истинные знания приходят от Бога. По этой причине интуитивное, боговдохновенное знание следует получать, предпринимая еще при жизни путешествие к Богу. Мистику доступны самые сокровенные тайны бытия, если он сможет проникнуть в «промежуточный» мир, ал-барзах, в область первообразов, ‘алам ал-мисал, где соединены две ипостаси Бога — материальная и трансцендентная.
Ибн Араби верил, что Бог полностью трансцендентен и от Него исходят эманации, сходные с эманациями, которые описывали неоплатоники. Эти эманации несут знание от Бога к людям через веру или через пророческое вдохновение. Пророки более восприимчивы к этим эманациям. Себя Ибн Араби считал одаренным в этой области, а свои труды боговдохновенными, хотя и не претендовал на роль пророка.
для духовного путешествия он полагал необходимыми молчание, отказ от общения, бодрствование и голод. При соблюдении всех этих условий покров, отделяющий человека от Бога, поднимается, и мистик получает Откровение.
Значение
Идеи Ибн Араби в течение нескольких столетий были предметом ожесточенной полемики среди мусульман.
Обширное наследие, оставленное Ибн Араби оказало огромное влияние на философские и оккультные взгляды его многочисленных последователей, которых можно найти в Йемене, Ираке, Сирии и Иране. Особое внимание его трудам уделялось в Османской империи, где изучение некоторых из них входило в школьную программу. Оказал он влияние и на развитие европейской философской мысли, что отразилось в трудах Спинозы, Данте («Божественная комедия»), каталанского философа и миссионера Раймона Луллия (ум. 1315).
Похоронен Ибн Араби недалеко от Дамаска. Великолепный мавзолей, сооруженный над его могилой в 16 в., существует и в настоящее время.
Ибн Араби. Книги онлайн
Мухйиддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али аль-Андалуси (Ibn Arabi, 28 июля 1165, Мурсия — 10 ноября 1240, Дамаск) — исламский богослов из Мусульманской Испании, крупнейший представитель и теоретик суфизма. Известен как «Величайший шейх» (аш-Шейх аль-Акбар) суфизма.
Ибн Араби разработал учение о единстве бытия (вахдат ал-вуджуд), отрицающее различия Бога и мира. Критики (Ибн Таймийя и др.) видели в этом учении пантеизм, сторонники — истинный монотеизм (таухид). Отстаивал концепцию совершенного человека (аль-инсан аль-камиль).
Ибн аль-Араби много путешествовал, его поездки и впечатления имели как правило мистическую суфийскую интерпретацию. По его рассказам, он трижды встречался с Хизиром.
Оставил около 800 сочинений (список произведений, составленный египетским исследователем Османом Яхья, включает 856 сочинений, из которых 550 сохранилось до настоящего времени в 2917 рукописях; другие авторы пересматривают его в сторону уменьшения — ливанский исследователь Мухаммад Абд ар-Рахман аль-Марашли насчитывает порядка 400 аутентичных работ).
Ибн Араби родился в знатной арабской семье в городе Мурсия, в то время в Андалузии правили султаны Альморавиды.
В 1193 году он покидает Андалузию и пускается в странствия по Магрибу (Северной Африке). С этого момента начинаются его наполненные мистическими переживаниями путешествия, во время которых он трижды встречается с Хизиром.
После возврата в Андалузию, он снова направляется в Магриб, и с 1195 по 1197 годы живёт в Фесе, где общается с многочисленными учёными, мистиками и суфиями.
В 1202 он направляется в Мекку, куда добирается через Александрию и Каир, где в это время после нескольких неурожаев возник страшный голод.
В Мекке он начинает работу над «Мекканскими откровениями», которые становятся делом его жизни. В 1205 он направляется в Багдад. В 1207 он снова направляется в Египет и совершает ещё одну поездку в Мекку. Далее он направляется в сельджукскую столицу — город Конья. Его визит оказывает большое влияние на суфизм в Персии и даже в Индии.
С 1223 года проживал в Дамаске, где умер в 1240 году.
Книги (4)
«Геммы Мудрости» (араб. «Фусус ал-хикам») — наряду с «Мекканскими откровениями» основное произведение Ибн ’Араби, содержащее изложение его философских взглядов. Отличается от последнего несравненно меньшим объемом. Написано в конце жизни философа. Состоит из 27 глав, каждая из которых отнесена к одному из посланников и пророков, иногда по ассоциации с его высказыванием, воспроизводимым в Коране или сунне, которое становится отправной точкой размышлений Ибн ’Араби, иногда по другим признакам. Главы расположены в традиционно признаваемом в исламе порядке пророчества, от Адама до Мухаммада.
В произведении обсуждаются все основные вопросы философии суфизма: понятие Первоначала и его связь с миром, различные методы познания и характеристика даваемого ими знания и т. д.
В первый том двухтомного собрания избранных трудов Ибн Араби, крупнейшего представителя средневековой арабо-мусульманской мысли, вошли сочинение «Составление окружностей» и фрагменты из его наиболее репрезентативных трудов — «Мекканских откровений» и «Гемм мудрости».
Представленные тексты раскрывают основные положения его философского учения, оказавшего глубокое влияние на интеллектуальную мысль эпохи классического ислама. Работа снабжена предметным и именным указателями, списком арабоязычных терминов и понятий.
Второй том «Избранного» Ибн Араби содержит отрывки из «Мекканских откровений» — самого значительного труда Величайшего шейха. Это «Тезисы», в которых дано авторское изложение учения Ибн Араби; «Вопросы и ответы», где раскрываются центральные положения его учения; «Наставления ищущему Бога», обращенные к ученикам, вставшим на путь суфизма.
В исследовательской части книги дана экспликация процессуальной логики и ее законов, рассмотрено ее соотношение с логикой Аристотеля, предназначенной для работы с субстанциями. В комментарии подробно продемонстрировано значение учета процессуальной логики для понимания смысла текстов Ибн Араби.
Избранные переводы из наследия Мухйи ад-Дина Мухаммада Ибн ал-Араби (1165-1240), выдающегося мыслителя мусульманского средневековья.
Представленные труды знакомят с учением «Величайшего Учителя» (аш-Шайх ал-Акбар) о Человеке, с метафизикой и мистическим (суфийским) мировосприятием, оказавшим огромное влияние на философов Востока и Запада.Настоящее издание включает в себя переводы избранных трактатов Ибн ал-Араби (и в том числе одной главы из «Мекканских откровений» — важнейшего и итогового произведения Учителя), публикуемых на русском языке впервые.
Переводы снабжены комментариями и предварены подробным введением, они позволяют читателю составить цельное и глубокое представление о суфийской философской традиции вообще и о ярчайшем ее представителе Ибн ал-Араби.
Ибн Араби – «величайший шейх суфизма»
Крупнейшим теоретиком суфизма, который внёс неоценимый вклад в развитие исламской богословской мысли, считается Мухиддин ибн Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али аль-Андалуси, более известный как Ибн Араби.
Происхождение
Он родился предположительно в 1165 году в мусульманской Андалусии. Отцом был знатный чиновник, приближенный к местному султану. Ибн Араби получил превосходное образование и вполне мог продолжить дело своего родителя, но заметные коррективы внесла политическая обстановка.
Во второй половине XII столетия полным ходом шло завоевание территории Пиренейского полуострова. Андалусия к тому моменту переживала период феодальной раздробленности. Мусульмане теряли свои позиции. Возможно, по этой причине Ибн Араби не стал связывать свою жизнь с государственной службой, а решил встать на духовный путь. Первым его наставником был суфий аль-Урайби.
Кроме того, он встречался со многими богословами и философами тех лет, набираясь знаний и опыта у них. В частности, около 1180 года ему довелось пообщаться с известным религиозным философом Ибн Рушдом, более известным как Аверроэс, а во время странствий по Магрибу он встретился с шейхом Абу Мадьяном.
Единство бытия
Центральное место в учении Ибн Араби занимает положение о единстве бытия. Он утверждал, что человечество – основная причина сотворения этого мира Всевышним. По его словам, человек является атрибутом, благодаря которому описывается Аллах. Исходя из этого Ибн Араби отстаивал мнение, что индивид может познать Господа миров в процессе познания самого себя.
Основным методом в этом может стать воображение. По мнению учёного, воображение играет такую же роль, как и чувственное познание окружающего мира. Воображение – есть высшая форма разума, и кто сможет постичь её, тому по силам оторваться от земного мира и познать скрытое бытие. Богослов считал, что весь земной мир есть не что иное как воображение Аллаха, которое человек познаёт через наглядные формы и образы.
Концепция любви
Одним из имён Аллаха является «ас-Самад» («Самодостаточный»). Оно говорит о том, что Господь не нуждается ни в ком и ни в чём. Ибн Араби задаётся вопросом о том, зачем Всевышнему нужно было создавать этот мир в целом и человека в частности. Отвечая на этот вопрос, учёный утверждал, что Господь создал всё из любви к Себе, а соответственно и любви к Своим творениям. А верующие люди любят своего Создателя. Ибн Араби приходит к выводу, что высшей формой любви является взаимная любовь между человеком и Всевышним.
На взгляд Ибн Араби, именно любовь служит основным механизмом познания бытия. Он считал, что чувство привязанности к Аллаху отводит на второй план земной разум с его недостатками и выводит сверхразум, то есть воображение, при помощи которого верующий мог познать своего Творца.
Странствия человека
Ибн Араби выделял три этапа странствий, которые человек может пройти за свою земную жизнь:
Первый этап охватывает всех людей без исключения. Второй этап включает в себя духовное созерцание и самопознание, которое проходит суфий при наставничестве шейха. Ибн Араби считал, что данный этап верующий может пройти при соблюдении четырёх условий: молчание, отстранение от других людей, отказ от еды и бдение. Под действием этих условий сердце мусульманина наполняется любовью и духовной страстью к Господу, и он начинает осознавать своё единство с Всевышним. Встав на данный путь, человек проходит испытания и обретает новые знания. Когда он полностью очищает своё сердце от всего негативного и успешно проходит все трудности, наступает третий этап, который, по мнению Ибн Араби, длится бесконечно.
Отношение к философии Ибн Араби
Наследие мыслителя до сих пор вызывает споры среди мусульманских учёных. Сторонники наиболее консервативных течений, а также некоторые умеренные богословы обвиняли его в безбожии и распространении заблуждений. Одним из известных критиков Ибн Араби был «отец арабской социологии» Ибн Хальдун, который считал, что тот в своих суждениях зашёл слишком далеко и впал пантеизм. Однако суфийские алимы именуют его «величайшим шейхом», который внёс наибольший вклад в развитие суфийской мысли.
Воззрения Ибн Араби легли в основу учений шазилитов и мавлявитов, некоторые его идеи изучали шиитские философы, как, например, Хайдар Амули. В наши дни идеи Ибн Араби особенно популярны в Турции и тюркских странах, также его почитают суфии из арабских государств.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Мухиддин ибн араби биография
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Великий шейх суфизма Ибн аль-Араби
Наиболее глубокое философское обоснование суфизм получил в творчестве Ибн аль-Араби (Мухйиддин Абу Абдаллах Мухаммад Ибн Али ибн Мухаммад ибн Араби ал-Хатими ал-Таи) (1165-1240), знаменитого философа и выдающегося поэта. Его наследие оказало решающее влияние на последующее развитие суфизма во всех областях исламского мира. Последователи выдающегося философа называли его «Величайшим учителем».
Родился выдающийся мыслитель в городе Мурсия на востоке Андалусии. Власть в этой области принадлежала тогда альморовидскому султану Мухаммаду Ибн Марданишу, на службе у которого и состоял отец великого суфия. В Севилье, куда семья переселилась, когда Ибн аль-Араби было восемь лет, мальчик получил традиционное мусульманское образование. Среди его учеников называют Ибн Заркуна аль-Ансари, Абу-ль-Валида аль-Хадрами и др. Под воздействием суфийских идеалов Ибн аль-Араби довольно рано отказался от светских занятий и принял посвящение в суфии.
Биографы утверждают, что решающее влияние на его суфийскую подготовку оказал тот факт, что его отец поддерживал контакт с великим суфием Абд аль-Кадиром Джилани. Считается, что сам факт рождения Ибн аль-Араби был связан с духовным влиянием Абд аль-Кадира, предсказавшего, что тот будет человеком выдающихся дарований.
В поисках авторитетных суфийских наставников он отправился в странствия по Андалусии и Северной Африке. Посетил Марракеш, Сеуту, Беджайю, Фес, Тунис. К тридцати годам Ибн аль-Араби приобрел уважение и известность в суфийских кругах благодаря своим способностям к философским и изотерическим наукам, широте кругозора и благочестию.
С 1223 года до самой смерти в 1240 году Ибн аль-Араби прожил в Дамаске, пользуясь покровительством религиозных и светских властей. После себя суфий оставил большое наследие. Есть основание полагать, что его перу принадлежало около 400 сочинений, из коих сохранилось 200. Его основные философские произведения: «Геммы мудрости» («Фусус аль-хикам») и «Меканские откровения» («Аль-футухат аль-маккиййа»), которые были созданы им в конце жизни и вобрали в себя наиболее зрелые плоды его размышлений и духовного опыта.
Оба трактата являются отличными изложениями того, что мы можем назвать «антропологией» (взгляд на человека как на высшее создание Аллаха) Ибн аль-Араби, и в то же время содержат многие другие важные аспекты его учения. Исходной точкой обоих произведений служит любимая идея суфийского мыслителя: человек есть причина и конечная цель сотворения Вселенной; он подобен одновременно и Богу, и сотворенному миру, говоря современным языком, Бог и Вселенная антропоморфны, а значит, могут быть познаны человеком в процессе самосознания.
В 1229 году Величайшего Учителя посещает видение, в котором сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелевает ему написать книгу под названием «Геммы мудрости». Суфий прилежно исполняет повеление. Так появляется на свет самый популярный труд Ибн аль-Араби. В нем разработана концепция, позже названная «вахдат аль-вуджуд» («единство бытия»), которая стала важнейшим направлением суфийской мысли. Он производит неизгладимое впечатление как на его современников, так и на последующие поколения образованных мусульман. Трудно найти мало-мальски образованного суфия или богослова, которые не знали об этом произведении, хотя бы понаслышке, и не пытались бы определить своего отношения к нему. Редкая книга в истории мусульманской цивилизации служила источником столь ожесточенных споров, объектом столь многочисленных комментариев.
Под Исламом Ибн аль-Араби подразумевает религию мусульман, которая, согласно их представлениям, есть конечная истина, венчающая откровения всех пророков, и универсальную религию. Вера, данная от рождения тому или иному человеку, предопределена, равно как и предопределено, кому будет даровано тайное знание.
Ибн аль-Араби говорит о трёх странствиях, совершаемых человеком:
— от Аллаха через разные миры в мир земной;