морозко сказка актеры год выпуска
«Тепло ли тебе, девица?»: как сложилась судьба актеров из фильма «Морозко»
Наталья Седых — Настенька
Исполнительница главной роли в фильме была известна как самая маленькая фигуристка Советского Союза: она каталась на коньках с четырех лет и мечтала завоевать медаль на Олимпиаде.
15-летняя Наталья блестяще справилась с ролью Настеньки, потом снялась в фильмах «Дети Дон Кихота» (1965), «Огонь, вода и медные трубы» (1968) и «Голубой лед» (1969). Новые предложения от режиссеров поступали ей постоянно, но Седых окончила хореографическое училище и стала профессиональной балериной, разочаровавшись в фигурном катании. Вскоре она начала танцевать в Большом театре и со временем стала солисткой. В 1990 году 41-летняя актриса перешла в театр «У Никитских ворот», где играла более 15 лет. Наталья была замужем за композитором Виктором Лебедевым, родила от него сына Алексея. Сейчас актриса на пенсии, живет в Москве.
Эдуард Изотов — Иван
Партнер и будущий муж Натальи по сюжету в реальной жизни был старше нее на 13 лет! Он прославился за несколько лет до «Морозко» благодаря главной роли в фильме «В степной тиши». После зимней сказки он продолжил активно сниматься: в частности, составил компанию Седых в ленте «Огонь, вода и медные трубы», а также получил роли в сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973) и фильме «Мимино» (1978).
Более 20 лет актер прожил в браке с однокурсницей Ингой Будкевич, воспитывая дочь Веронику. В 1980 году женился повторно — на Ольге Ладыженской. Вместе с ней в 1983 году за обмен долларов на рубли попал в тюрьму, и никто из влиятельных друзей не смог помочь актеру избежать трехлетнего заключения. После выхода Изотов почти не снимался. С 1988 года у него случилось пять инсультов, он был вынужден бросить и театр, а 8 марта 2003 года Эдуард умер в больнице. Ему было всего 66 лет.
Александр Хвыля — Морозко
Эту роль актер, которому на момент съемок было уже 58 лет, получил не случайно. Помимо многочисленных фильмов, в которых он снялся с 1932 года («Первая Конная» (1941), «Пятнадцатилетний капитан» (1945), «Кубанские казаки» (1949)), Хвыля много лет играл главного Деда Мороза СССР на ежегодной елке в Кремле.
Незадолго до съемок актеру присвоили звание Народного артиста СССР. После зимнего фильма он продолжил сниматься: в «Бриллиантовой руке» (1968), «12 стульях» (1971), а последней ролью актера стал персонаж сериала «Старая крепость» Василий Науменко. 14 октября 1976 года Хвыля умер от инфаркта, похоронен на Кунцевском кладбизе в Москве.
Инна Чурикова — Марфушка
Одной из самых красивых актрис Союза довелось играть некрасивую и злую девочку Марфушку. В то время Инна доучивалась в театральном училище имени Щукина, и эта роль помогла ей стать известной и получать новые предложения. «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Васса» (1982), «Военно-полевой роман» (1983), «Курочка Ряба» (1994), «В круге первом» (1996) — лишь некоторые из 40 фильмов, где она играла. Кроме того, почти 40 лет Чурикова играла в спектаклях театра «Ленком».
На какие жертвы пришлось идти актерам, снимавшимся в фильме-сказке «Морозко»
Вышедший в 1965 году на экраны фильм-сказку «Морозко» Александра Роу сразу оценили не только дети, но и взрослые, которые отвечают за кинематографические награды. Картина получила главный приз «Лев святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов; в 1966 году на Всесоюзном кинофестивале «Морозко» признали лучшим детским фильмом; Консультативный совет по кинематографии США вручил ему награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра, а Стивен Спилберг, восхищаясь спецэффектами ленты, назвал нашу картину предтечей многих киношедевров американской фабрики грез.
А ведь в процессе создания актерам и всей съемочной группе пришлось пережить немало тяжелых и даже опасных моментов, да и сам фильм мог погибнуть, так и не дойдя до зрителя.
Настенькой могла стать Надежда Румянцева
Артиста на роль Морозко нашли сразу: режиссер Александр Роу нисколько не сомневался, что им должен быть актер Александр Хвыля, высокий, колоритный, с густым внушительным голосом. После выхода сказки на экраны Хвыля стал самым главным Дедом Морозом Советского Союза: он много лет «отработал» на кремлевских елках, его узнавала детвора и очень радовалась появлению любимого персонажа.
Александр Хвыля. Кадр из фильма «Морозко»
Поиски девушки, которая должна была сыграть робкую, милую и безответную Настеньку, продлились недолго: Роу увидел 15-летнюю балерину и фигуристку Наталью Седых, исполняющую «Умирающего лебедя», и сразу решил, что именно такая актриса ему и нужна. Но, чтобы отстоять ее кандидатуру, пришлось побороться: худсовет во что бы то ни стало хотел видеть в этой роли уже прославившуюся в фильме «Девчата» Надежду Румянцеву. Юная Наташа Седых не нравилась киношному начальству — нет опыта, тихий робкий голосок, какая из нее актриса! Да и молоденькая слишком.
Но Роу, всегда очень тщательно подбиравший актеров, проявил упорство, ведь он твердо решил: в его сказке будет именно такая Настенька! И победил. Правда, попросил гримеров чуть-чуть «состарить» девушку, чтобы она выглядела взрослее.
Наташу долго не хотели отпускать на съемки из хореографического училища: там все строго, учениц держат в ежовых рукавицах, а тут пришлось дать Наташе «вольную» на несколько месяцев.
Как «Настенька» чуть не осталась без ресниц
Снег в сказке был настоящим, без шуток: на Кольском полуострове зима всегда холодная и снежная. А Настенька и Иванушка должны были сниматься посреди сугробов в легких одежках — в сарафанчике и тонкой рубашке. Съемочной группе приходилось после каждого эпизода отогревать замерзших артистов.
«Ледяные» ресницы Настеньки делали при помощи обычного клея. Кадр из фильма «Морозко»
А еще юная Наташа влюбилась в своего партнера Эдуарда Изотова, игравшего Иванушку. Любовь была безответной, и девушка очень страдала.
Эдуард Изотов и Наталья Седых в фильме «Морозко». Кадр из фильма «Морозко»
Как Инна Чурикова рыдала после просмотра фильма
Пожалуй, самым ярким персонажем всенародно любимой сказки можно назвать Марфушеньку — родную дочку злой старухи. Молодую Инну Чурикову привела на съемочную площадку ассистентка режиссера. Александр Роу сразу поставил перед ней миску с орехами: грызи! И девушка, страстно мечтавшая сыграть в сказке знаменитого режиссера, с таким темпераментом принялась за дело, что никто не смог удержаться от смеха. Чурикову утвердили, и Марфушенька в ее исполнении получилась неподражаемой.
Посмотрев на себя из зрительного зала, Инна Чурикова, не выдержав, расплакалась навзрыд. Она показалась себе грубой, некрасивой, плакала и повторяла: «Кто же меня теперь замуж возьмет, такую страшную!»
Молодая актриса тогда даже не подозревала, какой знаменитостью она станет, а ведь именно «Морозко» проложил ей путь на большой экран.
«Нет, не прынцесса. Королевна!». Кадр из фильма «Морозко»
Съемки в этой сказке вообще дались Инне Михайловне нелегко: например, сидя в лесу, под елью, Марфушенька должна была грызть яблоки, но их забыли положить в мешок. Актрисе пришлось аппетитно хрустеть сырым луком, а, чтобы легче было его жевать, она запивала лук разбавленным молоком. Испытание для истинных актеров.
Как Баба-яга совершила подвиг
И, конечно, одной из самых ярких звезд сказки «Морозко» стала колоритная Баба-яга — уникальный актер Георгий Милляр. Ради большей достоверности своего персонажа актер был готов на любые жертвы: сидел на гриме по шесть часов, а однажды гримеры сожгли ему лицо перекисью водорода. При 30-градусном морозе снимался в легких лохмотьях.
Никто даже не сомневался в его таланте, но была у актера известная русская «слабость». Роу ругался, запрещал местным продавщицам отпускать Милляру алкоголь, но ничего не помогало: продавщицы не могли отказать любимому артисту, который каждый раз придумывал новые хитрости и неизменно был навеселе.
Но после одного происшествия Александр Роу сразу простил Милляру все нарушения дисциплины. Киногруппа проживала в частном доме с подвалом, в этом подвале хранился весь отснятый материал. В один из дней в доме прорвало трубу, вода хлынула в подпол. Фильм мог запросто погибнуть, если бы не находчивая «Баба-яга»: раздетый Милляр, у которого в тот день был выходной, в 20-градусный мороз бегал босиком по снегу, вытаскивая из подвала драгоценные пленки. Промокший, окоченевший артист не ушел, пока не убедился в том, что «Морозко» спасен.
Георгий Милляр в роли Бабы-яги. Кадр из фильма «Морозко»
В фильме снимались: Александр Хвыля, Наталья Седых, Эдуард Изотов, Инна Чурикова, Павел Павленко, Вера Алтайская, Георгий Милляр, Галина Борисова, Анатолий Кубацкий, Валентин Брылеев, Татьяна Пельтцер, Татьяна Барышева, Варвара Попова, Зинаида Воркуль, Анастасия Зуева
Режиссер: Александр Роу
Сценаристы: Михаил Вольпин, Николай Эрдман
Оператор: Дмитрий Суренский
Композитор: Николай Будашкин
Художник: Арсений Клопотовский
Премьера фильма состоялась 24 марта 1965
Награды: Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля «За фильм для детей и юношества»
Александр Артурович Роу завоевал своё особое место в советском кинематографе. Вся его жизнь была полностью посвящена киносказке. Он создал такие фильмы, как «По щучьему велению», «Марья-искусница», «Кащей Бессмертный», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», «Огонь, вода и медные трубы», «Конёк-Горбунок» и «Василиса Прекрасная».
Многолетние поиски режиссёра нашли своё наилучшее выражение в «Морозко». Тринадцатый фильм Роу приняли единодушно и у нас, и за рубежом. О нём много писали как о произведении гармоничном, ярком, высокохудожественном.
В фильме был вполне самостоятельный сюжет и в то же время связанный с фольклором, и прежде всего с мотивами многочисленных вариантов сказки «Морозко» и сказки «Об Иване с медвежьей головой».
Николай Эрдман и Михаил Вольпин — знатоки русского фольклора, талантливые, опытные сценаристы-комедиографы — создали великолепную литературную основу фильма.На роль Морозко был сразу определён Александр Хвыля, любимец режиссёра. Сказочного Ивана доверили играть Эдуарду Изотову, а Настеньку — школьнице из Ленинграда Наташе Седых.
С четырех лет она занималась фигурным катанием. Когда Наташа поступила в балетную школу Большого театра, со спортом пришлось расстаться. Однако «коронный» номер Седых, потрясающе красивый «Умирающий лебедь», помнили долго. Однажды её уговорили выступить с этим номером на большом новогоднем празднике. Номер пятнадцатилетней Наташи увидел по телевизору Александр Роу.
Перед фотопробами Наташа смотрела на фотографии своих потенциальных соперниц по «Морозко» и думала: «Какие же они все красивые, что мне тут делать?». В финале осталось двое: Наташа и Надежда Румянцева, которая к тому времени была уже известной актрисой. Наташа была уверена, что выберут именно Надежду, поэтому особенно не беспокоилась. Но через два месяца ей позвонили и сказали, что она может приступать к съемкам.
На моей кандидатуре настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё и пищит как мышь (уж очень высокий у меня был голос). Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталия Седых! „Только сделайте с ней что-нибудь, — попросил он гримёров, — чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать лет“»
Кинематографический опыт у Наташи к тому времени был. Правда, очень небольшой. Лет в шесть ее сняли для рекламного ролика «Берегись пожара», потом она снималась в учебном фильме на французском языке. Но со съемками в «Морозко» это, конечно, не сравнить. В хореографическом училище за воспитанницу не обрадовались.
Был жуткий скандал. Ее ведь забирали не на день-два, а на несколько месяцев. Сначала на Кольский полуостров, где снимали зимнюю натуру, а потом в подмосковный Звенигород. Если бы не педагог Наташи, которая поручилась за то, что девушка сдаст экзамены на одни пятерки, ее ни за что бы не отпустили из училища…
Больше всего на съемках «Морозко» Наташу поразила удивительная природа Кольского полуострова: северные низкорослые деревья, огромные ели и чистейший воздух… Мешал наслаждаться этой красотой холод. «Слава Богу, со мной была моя мамулечка. Она не дала мне замерзнуть – отпаивала горячим чаем, подкармливала», – вспоминала актриса
Баба-яга в «Морозко» — восьмой вариант этого образа в исполнении Георгия Милляра. Как и в других картинах, живёт Баба-яга в избушке на курьих ножках, в ступе летает, положительного героя собирается в печке изжарить — вроде бы классическая, так сказать, ведьма, а в то же время и несколько иная: постарела, подряхлела, силы поубавились, радикулит старую замучил. Да и в своих колдовских волшебствах разуверилась.
Получая роль, Милляр в своих «почеркушках» рисовал героя, не ожидая эскизов художника. Собственно, часто он становился изобретателем костюма и грима своих персонажей. В работе над ролью он шёл от внешней характеристики: «Сначала я вижу фигуру, грим, костюм, походку, позже приходит речь. С текстом обращаюсь жестоко, фильтрую его, избавляясь от многословия. Роль „прорезывается“ по кускам, а не в сюжетном порядке. Как ни странно, так „монтировать“ роль я приучился ещё в театре, и это облегчило мне работу в кинематографе».
Именно Милляр практически спас «Морозко». Было это так. Фильм снимали под Звенигородом, в деревне Гигирево, которую киношники в шутку называли ГигиРоу. Пленка с отснятым материалом хранилась в подвале двухэтажного кирпичного дома, где жила съемочная группа. Снимали всю зиму, пленки упаковывали в целлофановые пакеты и укладывали в коробки.
В конце февраля работа была почти закончена. Однажды съемочная группа уехали доснимать какие-то незначительные кадры. Вдруг видят, к ним бежит женщина из деревни, крича: «Ребята! Скорей! Там трубу прорвало! Подвал с вашими пленками затопило!». Киношники бросились к машине, безнадежно думая при этом: «Всё! Конец фильму!».
Но, подъехав к дому, увидели потрясающую картину: на снегу свалены коробки с пленками, а Милляр, мокрый, в семейных трусах, босиком по снегу выносит из подвала последнюю коробку. Когда трубу прорвало, его разбудила хозяйка, и он в чем был с постели побежал спасать пленки. Ключ от подвала найти не могли, но щупленький Милляр выбил дверь с петель. Из дверного проема хлынула вода. На улице 20 градусов мороза… Когда Милляр влез в подвал, вода доходила ему до пояса. Он жутко окоченел, но пленки спас.
Инна Чурикова была ещё школьницей, когда впервые снималась в картине «Тучи над Борском». Роль была маленькая — несколько крупных планов. В съёмочную группу «Морозко» попала случайно. Инна Михайловна поведала о том, почему именно её, студентку театрального училища имени Щепкина, выбрали на роль Марфушеньки-душеньки.
«У нас была замечательная комедийная актриса Тамара Носова, и режиссёр Александр Артурович Роу хотел её снимать. Меня увидела в институте ассистентка и предложила режиссёру такую смешную девчонку. Мы пробовались вместе с Тамарой Носовой, мне, конечно, очень хотелось сниматься, но про себя я думала, что выберут Носову.
Но выбрали меня. На пробах мы грызли орехи, я их очень хорошо грызла, не щадя зубов своих. Наверное, поэтому Александр Артурович меня взял… В „Морозко“ я играла дурашливую девчонку. Когда позвали на озвучание и я увидела себя на экране… так расстроилась, даже плакала. Какая я страшная… Я ж не такая, говорила себе». После этого Инна решила больше не сниматься в кино…
«Съёмки „Морозко“ длились почти год, — рассказывает Владимир Окунев. — Первый съёмочный день пришёлся на 13 марта. Уходящую зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове, под Мурманском, за полярным кругом. Там такие красивые леса! Мы даже видели северное сияние! Летнюю натуру снимали под Звенигородом».
Актёры, снимавшиеся у Роу, как правило, весело, с полной отдачей, с темпераментом «играли» в сказку.
В фильме много сказочных чудес, сделанных с большим мастерством. На глазах у зрителей появляется и исчезает старичок-Боровичок, деревья мгновенно покрываются инеем, дубинки, заброшенные героем много времени назад, падают на головы разбойников. А сани-самокаты чего стоят! Этот трюк делался методом обратной съёмки.
Сани привязывали на длинном металлическом тросе к мощному грузовику. При этом плёнка в кинокамере крутилась в обратном направлении. Впервые этот способ съёмки Александр Роу применил ещё в 1937 году в кинофильме «По щучьему велению».
В эпизоде, когда Настенька дотрагивается до посоха Морозко, режиссёр применил съёмку методом наложения, с двойной экспозицией. Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Морозко (Александр Хвыля) и Иван (Эдуард Изотов).
Для Бабы-яги в заполярном лесу построили деревянную избушку, которая приводилась в движение с помощью специальных рычагов. Вторую — танцующую — сделали из поролона. Немало усилий прилагалось и режиссёром, и актёрами, чтобы фильм стал настоящей волшебной сказкой для детей.
Но мало кто знает, что на самом деле, есть две отечественных версии этой русской сказки. Первого «Морозко» сняли еще в 1924 году. Это был первый советский фильм, который делали на только что полученной из-за границы новой аппаратуре. Даже кинопрожекторы тогда были в диковинку. Тем не менее, «Морозко» получился удачным – благодаря подлинно сказочным, подлинно русским и подлинно кинематографическим декорациям и блестящему составу исполнителей.
Новая осветительная техника позволила, например, дать в фильме эффект настоящего солнечного света при съемке декораций и ряд световых ракурсов. Старыми, давно известными приемами, но удачно была решена задача такого показа Мороза, чтобы юные зрители поверили, что это не ряженый дед, а действительно фантастическое существо – сказочный Дед Мороз.
В 1965 году «Морозко» получил на фестивале в Венеции главный приз — «Золотой лев» в разделе детских и юношеских фильмов. Роу очень гордился почётным призом, как и другими наградами, завоёванными фильмом. В залах Дворца кино полторы тысячи итальянских бамбино (детей) азартно аплодировали советской сказке, а потом в перерывах между просмотрами разыгрывали сценки, смешно копируя русскую Бабу-ягу.
На показ пришли (а кто-то и приехал на инвалидной коляске) русские эмигранты. И после окончания фильма многие из них плакали и кричали: «Спасибо за белые березки. Спасибо за русский рассвет».
«Морозко» получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Но в конце 90-х там же, в Америке, «Морозко» вызвал бурю эмоций и вошёл в список 100 худших фильмов всех времён. Американцы, в большинстве своем мало интересующиеся кинопродукцией других стран, узнали о русском фильме 34-летней давности случайно.
Естественно, аудиторию интересует не фильм, а комментарии ведущих. Представляете, во что можно таким образом превратить «Морозко» или «Father Frost», т. е. «Отец Мороз», как назвали его в США. Вот некоторые отзывы посмотревших фильм: «Какая-то фантазия про хвастливого придурковатого парня, превратившегося в медведя, одиннадцатилетнюю аутистку, которую он хочет соблазнить, идиотский дом с ногами, неблагополучную семью уродливых русофилов, длиннобородого уродливого парня, который замораживает деревья и убивает птиц, санки похожие на свинью, гибонообразного гнома….».
«Да, этот фильм кажется ужасным. Но в нем присутствует нездешний сюрреализм…». «Кислотные телепузики!». «Хуже всего, что этот фильм называют детским! Это ужасающая, шизофреническая, психопатная мешанина! Если бы я посмотрел этот фильм в детстве, я бы сошел с ума!».
При случае обязательно пересмотрите «Морозко». Думаю, что в новогодние праздники его покажут не раз. Кстати, традиция ставить эту новогоднюю сказку в эфир есть не только в России. В Чехословакии или в Польше его тоже показывают на каждый Новый Год, правда, называется он там «Мразек»
Содержание фильма «Морозко». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Киносказка от режиссера Александра Роу.
Иван хочет вернуться в прежнее состояние и избавиться от медвежьего облика. Для этого ему нужно сделать добрые дела, но все его боятся и убегают; в отчаянии парень разбивает своё любимое зеркальце. Только слепая бабка принимает его помощь, после чего называет его красавцем. Найдя клюку, принадлежавшую старушке, Иван возвращает её. За это старичок-боровичок превращает его обратно в человека.
Тем временем старуха готовит свою дочь к сватовству. Она мажет Настеньку сажей и покрывает ей голову рваной тряпкой, чтобы та не привлекала внимания. Поначалу хитрость срабатывает, но потом гости просят Марфушку приготовить гусячьи потрошка. Пытаясь поймать гуся, Марфушка падает в воду. Грим смывается с неё, а накладная коса отрывается, и только Настенька спасает её. Жених тут же отказывается от Марфушки и сватается за миловидную Настеньку, с которой вода смыла сажу и тряпки.
Однако злая мачеха никому не позволяет свататься к Настеньке, и зимой, отчаявшись выдать Марфушку, велит старику отвезти Настеньку в лес и оставить там замерзать. Старик покорно везёт свою дочь, но потом решает вытерпеть любую жестокость от старухи, нежели погубить Настеньку, и поворачивает домой. Настенька, боясь, что мачеха за это сживёт отца со свету, незаметно спрыгивает с саней и остаётся в заснеженном лесу.
По зимнему лесу расхаживает Морозко. Под одной из елей он обнаруживает замерзающую Настеньку и испытывает её холодом, но в ответ слышит только слова смирения и доброты. На самоходных санях Морозко везёт Настеньку в свой терем, где сообщает ей опасный секрет: «Кто до посоха моего коснётся, никогда не проснётся».
Путеводные санки заводят Ивана в яму. В тереме Настенька, пытаясь погладить чёрного кота, дотрагивается до морозильного посоха и засыпает ледяным сном. Её пёс Тяпа чует беду и бросается в лес. Он вытягивает Ивана из ямы, и они вместе бегут к терему Морозки. Иван просит у замороженной Настеньки прощения за обиду, и она оживает.
Богато одаренные Морозкой, нарядные Иван и Настенька подъезжают на тройке коней к родному дому Настеньки. Марфушка кричит, что тоже хочет жениха и богатства, и старик отвозит её в то же место, где недавно оставил Настеньку. Там Марфушку и находит Морозко. Грубая Марфушка заявляет: «Подавай быстрей жениха, да приданого. Да побольше!»
Иван, Настенька и Тяпа продолжают свой путь на тройке. В лесу на них нападает уже знакомая Ивану шайка разбойников, которых подкупила Баба-Яга. Они привязывают Настеньку к дереву, и Яга обещает Ивану «расплату за лопату». Иван разгоняет разбойников, а Бабе-Яге надевает на голову ступу и прогоняет прочь. В довершение разгрома на злодеев падают дубинки, которые Иван забросил на небеса ещё летом.
кадры из фильма «Морозко»
Режиссер: Александр Роу;
Сценаристы: Михаил Вольпин, Николай Эрдман;
Оператор: Дмитрий Суренский;
Композитор: Николай Будашкин;
Художник: Арсений Клопотовский;
Страна: СССР;
Производство: Киностудия им. М. Горького;
Год: 1964;
Премьера: 24 марта 1965