Что значит рисунок цветок психология
Что значит рисунок цветок психология
Весной люди делятся на два типа: одни страдают от авитаминоза, другие ощущают небывалый прилив энергии и вдохновения. Мы принесли кое-что интересное для всех, кто хочет превратить это время года в творческое и энергозаряжающее. И это «кое-что» — рисование цветов акварелью.
Живые цветы акварелью
Для тех, кто приготовился сказать: «Я не умею, и розы у меня не очень», есть яркая новинка от любимого автора МИФа — художницы Джин Хэйнс. Она порадует новичков полезными советами и примерами, а профессионалов — потрясающими иллюстрациями и необычными техниками.
Акварельные цветы точно не завянут. Сделайте их живыми. Своей рукой→
Зачем рисовать цветы
Цветы — источник радости и вдохновения. Уже много столетий их рисуют и обычные люди, и великие художники — вспомните хотя бы подсолнухи Ван Гога. Сама Джин Хэйнс говорит, что именно рисование цветов научило её всему, что она знает.
В книге есть пошаговые мастер-классы. Вот, к примеру, простой способ рисования розы
Новая книга Хэйнс «Живые цветы акварелью» — одна сплошная практика. Художница много, вкусно и эмоционально пишет про цветы, приемы и техники — работу с водой, заливками и золотым порошком. А ещё делится мастер-классами по рисованию разных цветов: фиалок, магнолий, примул.
Семена или сорняки?
Мы любим планирование, но вот в живописи им не стоит слишком увлекаться. Случайные кляксы и разводы сравнимы с сорняками, но если полюбить их, они станут вашими лучшими друзьями.
Учитесь видеть в собственных картинах красоту, а не недостатки. Кому-то сорняк покажется фантастическим цветком.
Смиритесь с «сорняками» на своих рисунках — учитесь композиционно обыгрывать их. Они случайны, и повторить их, как правило, нельзя, что делает их еще более волшебными. Радуйтесь кляксам и всем возможностям акварели — таким прекрасным.
Выпускайте пчелу
Рисовать цветы вовсе не скучно. Столько деталей! Пчелы, осы и бабочки прелестны не только на лужайке, но и на картине. Они привносят энергию, разнообразие и придают динамику. Расположите их по диагонали, приводящей взгляд к цветку. Или по линии, параллельной стеблю.
Но помните: насекомые должны добавлять красоту вашей работе, а не отвлекать от нее
Сделать это очень просто. Чтобы нарисовать пчелу, наметьте тельце желтым цветом и добавьте поверх несколько темных полос. Крылья нарисуйте, размывая краску. Можно сделать это кончиком пальца — так форма получается менее четкой и не слишком «ученической».
Поиск своего стиля
Как найти свой стиль? Вот одно упражнение из книги. Одновременно сделайте три небольших рисунка. Нанесите первые заливки, затем на все три добавьте детали. Первый рисунок должен быть недоработанным, третий — максимально подробным, а второй — золотой серединой.
Упражнение учит не перегружать рисунок. Тут, например, видно, что правый вариант — самый свежий и воздушный
Возможно, вы обнаружите, что вас не устраивает недоработанный вариант или вам не по душе детализированный. Это упражнение суперполезное: оно развивает художественные навыки и помогает найти собственный стиль.
Что ещё в книге
Рисование, как говорит Джин Хэйнс, очень похоже на садоводство. Творческие идеи прорастают из крошечных семян: вы начинаете с экспериментальных зарисовок, которые постепенно распускаются в роскошные композиции.
Да и листать книгу — сплошное удовольствие. Она невероятно красивая
Что ещё вы узнаете из книги:
Природа удивительна. Представьте только: в мире существует примерно 258 650 видов цветов! А значит у вас больше двухсот тысяч сюжетов для ботанических рисунков и столько же возможностей для радости. Порисуем?
Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?
Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?
У детей какого возраста можно анализировать рисунки
В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.
Анализируем рисунок семьи
Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.
Расположение фигур на рисунке
Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.
И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.
Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.
” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
Изображение себя
Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».
Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?
Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.
Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!
Страх и агрессия на детских рисунках
Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.
Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.
Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.
Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.
Секс и детские рисунки
Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.
А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»
Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?
Детский рисунок и цвет
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.
темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.
Рекомендации родителям
Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.
Обратите внимание на следующие факторы.
Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.
Какие цвета использует ребенок.
Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.
Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).
Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.
Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!
Бессознательные рисунки выдают ваше настроение
9 августа 2015 в 18:25
Неосознанно сделанные надписи или рисунки во время совещания, лекции или разговора по телефону отражают состояние души человека. Рисование не только помогает нам разгадать наши чувства и познать себя, но даже может изменить жизнь.
Однажды ученые из Института психологии в Бонне провели занимательный эксперимент. Кропотливая работа над ним шла целый год. Все это время ученые пытались выявить связь между бессознательными рисунками людей (которые они изображали во время бесед по телефону и совещаний) и особенностями их характера.
По результатам исследования был сделан вывод, что по «бессознательным каракулям» можно создать примерный психологический портрет человека на текущий момент времени. Если вы тоже любите рисовать незатейливые фигурки во время телефонных бесед и ряда других дел, то можете прямо сейчас проверить, насколько эти рисунки выдают ваши личностные особенности и жизненный настрой. Для этого рассмотрим наиболее распространенные варианты бессознательного творчества.
▪ Звезды
Такие люди всегда хотят быть в центре внимания. Если у звезды больше пяти концов, то это говорит о сильных переживаниях человека. А вообще звезды (а также луна) – это любимые рисунки прирожденных начальников, людей, обладающих сильной волей. Кроме того, подобные картинки могут говорить об эгоизме.
▪ Домики
Такие рисунки присущи одиноким людям, тоскующим по домашнему уюту. Обычно эти люди очень аккуратны, они любят во всем соблюдать порядок и дисциплину. Это помогает им всегда достигать поставленных целей. Иногда домики рисуют личности, у которых возникли серьезные проблемы в семейной жизни.
▪ Треугольники и квадраты
Любят рисовать люди, обладающие твердым характером. Вообще, углы в рисунках говорят о том, что их авторы – прямолинейные люди, которым не свойственно скрывать свои истинные чувства. Кстати, считается, что чем больше углов – тем напористее человек. А вот если углы связаны в непрерывную цепочку (например, рисунок изображает скалы или елку), то человек желает избежать выполнения неприятной для него работы, но не знает каким образом это сделать.
▪ Круги
Обычно рисуют люди, считающие себя несправедливо обделенными чем-либо: вниманием, деньгами, любовью и т. д. Чем больше кругов – тем сильнее это неприятное чувство.
▪ Волнистые линии
Изображают люди, озабоченные решением какой-либо сложной проблемы. Чем выше волна – тем серьезнее проблема.
▪ Спирали
Рисуют люди, зацикленные на самих себе. Чужие проблемы таких людей, как правило, не интересуют. Также спирали могут говорить о том, что в жизни человека наступили тяжелые времена.
▪ Цветы
Любят изображать романтики. Нарисованные цветы сигнализируют о том, что человеку не хватает в жизни теплых, доверительных отношений. Острые лепестки или листья цветов говорят о склонности к излишней драматизации жизненных событий.
▪ Решетки
Обычно рисуют люди, которые в настоящий момент времени попали в какой-либо жизненный переплет. Как правило, решетка или сетка говорит о неразрешенной проблеме. Однако если в конце рисунок был обведен – это значит, что неприятная ситуация близится к завершению или уже благополучно разрешилась.
▪ Животные
Вообще животные характеризуются по тем качествам, которые им бывают присуще в сказках. Например, если «художник» изобразил лису – скорее всего он хочет кого-то обмануть, нарисовал льва – ощущает свое превосходство над другими и т. д. Также здесь стоит отметить, что красивые веерообразные плавники и хвосты у рыбок, а также крылья у птичек свидетельствуют о легком, даже немного игривом характере человека.
▪ Солнышки и облака
Любят рисовать люди солнечные и позитивные. Это метатели, обладающие безудержной фантазией. Однако если облака сильно закрывают солнце – это говорит о каких-то проблемах в жизни человека.
▪ Повторяющиеся узоры
До бесконечности повторяющийся мотив говорит о наступлении периода однообразия в жизни человека. Тем не менее, именно эти люди в текущий момент времени более всего склонны к совершению экстравагантных поступков.
▪ Знаки препинания
Абсолютно любые знаки препинания (точки, тире, знаки вопроса и др.) свидетельствуют о чрезмерном любопытстве человека.
▪ Человеческие фигуры
Если человек рисует исключительно портреты, то вероятно он страдает от одиночества. Возможно, что это очень общительный человек, но именно сейчас он не находит никого, с кем можно поделиться своими сокровенными секретами. Детально и тщательно прорисованное лицо говорит о том, что человек придает огромное значение своему внешнему виду. Схематичное изображение человека (а-ля палка, палка, огуречик) свидетельствует о нежелании вести задушевные беседы.
▪ Глаза
Обычно рисуют люди, которые в настоящее время склонны к самокопанию и самокритике. Такой рисунок свидетельствует о том, что человек настойчиво пытается разобраться в себе или в сложившейся ситуации.
▪ Губы
Как правило, рисуют чувствительные, творческие натуры. Они нуждаются в повышенном внимании к собственной персоне. Если в таком рисунке отчетливо проглядывают зубы, то вероятно человек настроен агрессивно.
Проективная арт-терапевтическая методика «Мой ребенок — мой цветок»
В статье рассматриваются возможности проективной методики «Мой ребенок — мой цветок», разработанной автором для помощи взрослым клиентам, обращающимся по вопросам детско-родительских отношений.
Цветок — широко распространенный символ молодой жизни. Метафора цветка, символизирующая ребенка, как нельзя лучше отражает эмоциональное отношение взрослого человека к подрастающему — молодому, трепетному, расцветающему при его участии и под его защитой.
В качестве арт-терапевтического сюжета цветок не вызывает затруднений у людей, тревожащихся за свои изобразительные способности, его легко рисуют клиенты любого возраста, пола и художественного дарования.
Начало работы
Работа с родителем, которого мы видим впервые, начинается с беседы и установления контакта. Мы уже знаем, какие вопросы ставят учителя по поводу проблемного ребенка. Теперь важно понять, что сам родитель думает и чувствует в связи с вопросами учителей, каково его отношение к ребенку и его школьным проблемам.
Предварительная беседа настраивает родителя, дает ему возможность сфокусироваться на ребенке и своих чувствах к нему. Если беседа построена корректно, клиент начинает доверять специалисту, обретает готовность раскрыть информацию о сложностях во взаимоотношениях с ребенком.
После 15–20-минутной беседы можно суммировать всю услышанную информацию с помощью активного слушания и помочь клиенту сформулировать рабочий запрос. Это может звучать примерно так: «Итак, я услышала, что вас беспокоит поведение вашего ребенка в школе. Если я правильно поняла, вы испытываете трудности с его воспитанием и дома. Часто вы чувствуете бессилие и гнев в отношении того, что происходит. В то же время бывают и хорошие моменты. Ваш ребенок любит проводить с вами свободное время, куда-нибудь пойти вместе или почитать. И, если я не ошибаюсь, вы хотите понять, почему ваш ребенок, такой любящий и ласковый в хорошие часы, не хочет пойти вам навстречу тогда, когда это необходимо. Так?»
После подтверждения родителем запроса или совместной корректировки я обычно предлагаю «поисследовать» ситуацию с помощью простого рисунка. Такая формулировка, с одной стороны, снимает тревожность и напряжение, особенно у тех, кто все еще испытывает беспокойство, в том числе по поводу своих изобразительных способностей, так как я даю понять, что рисунок простой. С другой стороны — настраивает на исследование, то есть на серьезную работу, которой наши клиенты ждут от психолога.
Далее можно предложить родителю инструкцию. Нам всем известно метафорическое выражение «Дети — цветы жизни». Предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Мой ребенок — мой цветок». Рисуя, подумайте о том:
В качестве дополнительных методов исследования можно:
Процесс рисования и знакомство с результатом
Процесс рисования занимает обычно немного времени (3–7 мин.). Все клиенты легко справляются с заданием. Рисование в течение меньшего или большего времени является одним из важных диагностических признаков: работа психологических защит и сопротивления, склонность к перфекционизму, недоверие вследствие личностных особенностей или недостаточно установленного контакта, потребность в поддержке и поощрении и др.
Важно наблюдать за клиентом в процессе рисования, ведь способ, которым человек выполняет рисунок (бережно, внимательно, быстро, неаккуратно и т.п.), может многое рассказать о его отношении к предмету исследования.
Дальнейшие шаги соответствуют канонам работы с проективными рисунками и арт-терапевтической практики. Когда рисунок готов, я прошу разрешения у художника посмотреть на него. Вначале важно посмотреть на рисунок в целом и не столько чтото увидеть, сколько почувствовать — какая эмоция или реакция рождается при внимательном взгляде на работу. Казалось бы, сюжет цветка должен быть в основном позитивным. Но на деле это не так. Одни рисунки вызывают грусть, другие тревогу. Есть рисунки, несущие уверенное спокойствие, а есть другие, в которых преобладают ощущения хрупкости, нестабильности, неукорененности. На этом этапе я не анализирую, а пытаюсь понять и обозначить спектр моих чувств.
Затем необходимо дать клиенту возможность рассказать о своем рисунке все, что он сам может и хочет рассказать, а также привлечь дополнительные способы исследования.
Таким образом, осуществляется переход к следующей стадии процесса — аналитической. Анализи руя информацию, полученную от клиента, необходимо связать ее с теми аспектами рисунка, которые привлекли внимание. При рассмотрении деталей важно придерживаться:
— основных критериев анализа проективных рисунков (нажим, размер, расположение на листе, заполнение пространства и др.);
— очевидных принципов художественной (или жизненной) логики, присущей изображению живого цветка, встречающегося в природе (согласованность размеров частей цветка, симметрия–асимметрия, наличие, выделение или отсутствие важных деталей — листьев, лепестков, шипов, колючек и, наконец, почвы и растительности вокруг цветка, изгибы и наклоны стебля, соответствие цвета рисунка реальному цвету растения и др.).
Нюансы интерпретации
Стоит помнить, что рисунок — индивидуальный творческий продукт и его прямая интерпретация на основании жестких критериев приводит к утрате и индивидуального смысла, и эмоционального наполнения работы. И все же основы интерпретации проективных рисунков существуют и помогают создать форму, которую важно заполнить индивидуальным смысловым содержанием.
В рамках статьи я коснусь лишь некоторых нюансов, с которыми пришлось работать мне самой, связанных с тем, что рисунок отображает не только проекцию внутреннего мира клиента, но и отношение родителя к своему ребенку.
Итак, начнем с анализа основных критериев рисунка, а затем перейдем к деталям, связанным непосредственно с образом цветка.
Размер рисунка, рассматриваемый в соответствии с размером бумаги, может быть необычайно большим. Такой рисунок, возможно, отражает тревогу по поводу утраты контроля над отношениями с ребенком или наличие компенсаторных механизмов у родителей, испытывающих чувство вины по отношению к своему ребенку. В моей практике такой рисунок встретился лишь однажды.
Рисунок маленького размера может свидетельствовать о неприятии ребенка или каких-то качеств его личности. Одна мама нарисовала свою дочку в качестве маленькой фиалки. Цветок получился скромным, приземистым, оставлял большое пространство листа над собой. При дальнейшем исследовании женщина обнаружила беспокойство по поводу расцветающей девичьей привлекательности дочери.
Выраженная штриховка обычно указывает на беспокойство, тревогу рисующего. Если заштрихован весь рисунок, мы можем сказать о «свободно плавающем» невротическом беспокойстве, способном проявиться в любой сфере отношений. Так, недавно клиентка заштриховала весь рисунок поверх цветка, символизирующего ее сына. Как удалось прояснить в последующей беседе, она действительно испытывала постоянное диффузное беспокойство, связанное со здоровьем и жизнью ребенка, но мало осознавала это. Обратилась за консультацией в связи с соматическими симптомами напряжения до судорожных проявлений в ногах.
В арт-терапевтической практике большое значение имеет композиция рисунка. Так, рисунки, представленные как взгляд сверху, указывают на чувство превосходства, возможно возникающее при компенсации скрытых внутренних конфликтов. Однажды такой рисунок был представлен на консультации. Взору открывалась яркая, сочная чаша красного мака. Рисовал папа дочери-подростка, испытывающий проблемы с тем, чтобы отпустить жесткий контроль и дать дочери чуть больше свободы.
Симметрия в рисунке цветка — важная и в то же время спорная часть. Цветок — творение природы, являющееся примером гармонии. И все же при ближайшем рассмотрении в нем нет жестко зафиксированных симметричных форм. Это и делает цветок живым, трогательным и эстетически привлекательным. Однако в рисунках некоторых родителей встречается склонность к нарочитой симметрии, они стремятся переделать рисунок, потому что он «неровный», «лепестки получились разных размеров». Все это может указывать на излишнюю рационализацию и следование долженствованиям («дети должны слушаться», «дети должны уважать старших», «главная задача ребенка — это учеба»). Люди, рисующие таким образом, стремятся быть образцовыми родителями, часто испытывают стыд за поведение ребенка перед другими людьми, стараются во всем следовать правилам, расписанию, дистанцируются от своих истинных чувств, не слышат «зова сердца». В то же время излишняя асимметрия может свидетельствовать о дисбалансе, перекосе в отношениях, отсутствии или слабости родительского контроля, цветок «гнется куда хочет», как выразилась одна родительница.
Акцентирование отдельных частей цветка — подчеркиванием, цветом, размером, включая рассогласованность размеров частей, может указывать на беспокойство родителя об определенной сфере отношений или на значимость для родителя определенных качеств личности ребенка или его психического и физического состояния. Отсутствующие существенные детали могут свидетельствовать о тех же процессах, но более болезненных, конфликтных и, соответственно, подвергающихся вытеснению. Поскольку цветок — только метафора, важно соотнести ее с реальностью в процессе интерпретативной части арт-терапевтической работы.
Например, для меня наиболее привычной стала следующая смысловая интерпретация отдельных частей цветка: сам цветок — личность ребенка, его эмоциональное и ментальное «Я»; стебель — его физическое «Я», физическое состояние, жизненная сила, эмоциональная связь с родителями; корни — связь с родителями, с родом, поддержка, которую ребенок получает от старших членов семьи; дополнительные персонажи рисунка (трава, солнце, птицы, другие цветы) — ближайшее окружение ребенка, социум. Тогда, в зависимости от акцента на тех или иных частях рисунка, можно предположить наличие проблемных, чрезмерно выделяемых или просто значимых сфер в отношении родителя к ребенку.
Однако можно ожидать, что родитель, нарисовавший рисунок, также может дать свои смысловые значения частям цветка, в зависимости от которых следует интерпретировать акцентированные детали. Я помню рисунок клиентки, нарисовавшей кактус, увенчанный цветком, сказавшей о своем сыне-подростке так: «Это (ствол кактуса с колючками) — его непомерно раздутое, колючее внешнее «Я», а это (цветок) — его душа, которую он показывает все реже».
Символика
Важно помнить о символах, являющихся более или менее универсальными. Например, шипы у роз. Родители, не принимающие агрессивных проявлений характера своего ребенка, склонны компенсаторно изображать розу без шипов. Другой часто встречающийся пример — отсутствие почвы, корней или воды у цветка. В краткосрочном консультировании или групповой работе я практически не интерпретирую эту деталь, а задаю корректирующие вопросы (см. приложение). В долгосрочном формате обсуждаются вопросы, связанные со способностью родителей оказывать эмоциональную (а иногда и материальную) поддержку ребенку, о связи самих родителей со своими родителями и предками.
Цвет. Я не очень много времени уделяю отдельному анализу символики цвета в этом сюжете. Конечно, я помню об основных значениях цветов, когда задаю вопрос о выборе цветка — почему выбран голубой василек или красный пион, но необходимость в отдельной интерпретации выбора цвета, на мой взгляд, возникает редко. Возможно, это та сфера, которой необходимо уделить больше внимания при дальнейшей работе.
Исключением являются те случаи, когда рисунок выполнен в одном цвете (при наличии выбора) или цвета не соответствуют реальности (слишком яркие, слишком темные, разноцветные лепестки, искусственный цвет, например голубая роза). Выполнение рисунка в одном цвете обычно говорит о напряжении в отношениях, потере контакта родителя с ребенком, непонимании, отвержении. Такое исполнение характерно для родителей детей, вступающих в подростковый возраст и меняющих стиль общения, или подростков с девиантным поведением. В этом случае рисунок может свидетельствовать о том, что родитель не готов к изменениям в поведении ребенка, дезориентирован, находится под влиянием депрессивных чувств, усталости и непонимания. Как правило, такие рисунки исполнены в темном цвете — коричневый, темно-синий, серый.
Работы, выполненные с использованием нереально ярких искусственных красок, напротив, создают ощущение некой иллюзорности образа. Такие цветы могут отличаться особой изящностью, прорисованностью. В беседе такой цветок характеризуется как волшебный. Иногда это цветок из сказки («Аленький цветочек», «Цветик-семицветик»). С волшебными цветами необходимо быть особо внимательным, так как чаще всего за волшебным в реальности скрываются иллюзии.
Например, Цветик-семицветик — цветок, исполняющий желания. Такой цветок рисуют родители, которые много делают для своих детей, но глубоко бессознательно полагают, что ребенок должен возвращать все полученное, исполнять родительские желания. Мысль о том, что цветок при этом теряет свои лепестки, может серьезно шокировать родителя, заставить его задуматься о той «волшебной» роли, которая отводится ребенку в семье. Подавая эту идею, психологу важно помнить об эмпатии, сочувствии к клиенту, открывающему для себя такую жестокую истину.
Аленький цветочек — многозначный символ, в нем и страсть, и потаенное желание, и зарождающаяся и бережно хранимая до поры сексуальность. Иногда такой рисунок может символизировать бессознательные и пугающие сексуальные чувства родителя к ребенку противоположного пола, скрывающиеся за жестким контролем, равнодушием или нарочитой грубостью.
И в первом и во втором случае специалисту придется иметь дело с сопротивлением клиента и чувством стыда, иногда настолько интенсивным, что делает дальнейшую работу невозможной. Поэтому я предпочитаю задавать вопросы, приводить аналогии, а если дело все же доходит до интерпретации, предлагаю ее бережно, с опорой на способность клиента принять и переработать эту информацию.
Цветы с развернутым, открытым соцветием (роза, ромашка, фиалка, анютины глазки) символизируют женское начало и характерны для родителей девочек. Но бывает и так, что родители мальчиков рисуют нежный, хрупкий, открытый цветок. Чаще всего это мамы дошкольников или младших школьников. Если так изображается подросток, то я стараюсь быть внимательной к тому, насколько мама проецирует на мальчика свои черты и воспринимает его больше как свое продолжение, нежели как самостоятельную личность с характерными для мальчика возрастными задачами.
Цветы вытянутой формы с заостренными листьями или лепестками, с выраженным пестиком (тюльпан, нарцисс, кактус, цветы в соцветии типа початка) рисуют чаще родители мальчиков.
В то же время известный российский арт-терапевт Л.Д. Лебедева указывает, что многие цветы символизируют амбивалентность мужского и женского начала, среди них лотос, пион, роза. И это небезосновательно, ведь в природе во многих случаях мужская и женская функции действительно заложены в одном цветке.
Один забавный нюанс связан с тем, что пестик на самом деле является женским репродуктивным органом, в котором впоследствии формируется плод. А тычинки, иногда трактующиеся как женская часть, представляют собой андроцей — орган, несущий мужскую репродуктивную функцию. Но не следует думать, что наши современники такие необразованные. Еще древние греки полагали, что Афродита, ненавидя чистую и невинную лилию, вставила цветку пестик, напоминающий фаллос осла. Очевидно, приписывание пестику и цветам, имеющим выраженный пестик, мужскую функцию является одним из феноменов коллективного бессознательного.
Еще одна важная тема
Важная тема может возникнуть при работе с родителем, воспитывающим двоих, троих и более детей. В тех случаях, когда клиент приходит на консультацию по поводу одного ребенка, а в предварительной беседе выявляется, что в семье есть и другие дети, я не меняю инструкцию.
Это достаточно провокационный шаг, и, возможно, он не всегда оправдан, но в моей практике такой способ помогает выявить скрытые внутренние конфликты и семейную дисфункцию. Многие родители задают вопрос, рисовать ли второго ребенка, на что я отвечаю: «Как хотите» или «Рисуйте так, как вы считаете нужным» или «Делайте, как вам удобно». Необходимо проанализировать, как родитель поступает с этим вопросом. Некоторые клиенты помещают на бумагу образы всех детей. При этом важно обратить внимание на выбор каждого цветка, цвета, положение на бумаге, на то, насколько похожи или насколько различаются между собой эти изображения.
Другие рисуют только одного ребенка, того, по поводу которого они пришли на консультацию. Сам по себе этот факт говорит о том, что внимание родителя больше сосредоточено именно на этом ребенке, он является фокусом родительского напряжения, тревоги. В то же время в семейной системе создается дисбаланс, еще больше невротизирующий всех членов семьи. Надо выявлять и природу этого дисбаланса, и его последствия, и пути выхода из сложившейся ситуации.
Недавно я консультировала маму, которая пришла с вопросами по поводу младшего ребенка, чей образ и был отражен на рисунке, а проблемным оказался старший. Тот факт, что он не вошел в пространство ее рисунка, отразил ситуацию, в которой мама не могла принять колючего, бунтующего подростка и, так случилось, выбрала путь игнорирования и отвержения.
Это основные моменты, на которые я обращаю внимание на втором, аналитическом этапе работы с рисунком цветка.
Подводя итоги
На третьем этапе необходимо интегрировать наблюдения за тем, как родитель рисовал свой рисунок, впечатления от рисунка, работу по интерпретации его значимых частей и связать это с запросом, сформулированным в начале работы. Если остались не проясненные вопросы по проблемной ситуации, связанной с рисунком, только на этом этапе специалист может поделиться с клиентом своим впечатлением от рисунка и предложить свои интерпретации.
Таким образом, мы видим, что цветок является сюжетом, символически и эмоционально значимым, стимулирующим и психолога, и клиента к дальнейшему исследованию, узнаванию, переживанию. Благодаря своей многозначности символ цветка позволяет экспериментировать и развивать способы работы.
Его потенциал не ограничивается диагностикой. На основе полученного нового видения клиент может переделать свой рисунок. При этом для достижения хорошего терапевтического эффекта важно не рисовать его заново, а исправить имеющийся. Работа над сюжетом обычно заканчивается на позитивной ноте, рисунок приобретает еще более ресурсное значение для родителя, и, как правило, я не возражаю против того, чтобы он забрал этот рисунок с собой.
Но необходимо помнить, что, анализируя рисунок, важно до поры удерживать свои выводы при себе, пока с помощью дополнительных вопросов не будет прояснено отношение родителя к элементам рисунка, вызвавшим у специалиста определенные эмоции и интерпретации. Конечно, мы помним о том, что сопротивление клиента часто не позволяет ему двигаться дальше поверхностных рациональных объяснений. Для этого существуют вопросы, помогающие сместить привычное ригидное восприятие (в приложении).
Если последовательность работы нарушена и специалист предлагает свою интерпретацию раньше, чем клиент готов принять и пережить ее как свой эмоциональный опыт, то случается, что исправленный рисунок вызывает еще больше тревоги, представляется более хаотичным и нагруженным, чем первоначальный вариант. Тогда может потребоваться дальнейшая кропотливая работа, включающая анализ реакций переноса и контрпереноса в терапевтической паре.
Примеры вопросов и замечаний для последующей беседы
1. Почему выбран именно этот цветок?
2. Мы знаем, что цветок, который вы нарисовали, символизирует вашего ребенка. Есть ли у вас ощущение (понимание), какие черты характера или сферы жизни ребенка отражает этот рисунок?
3. Вы нарисовали пышную головку цветка и очень тонкий стебель. Настолько тонкий, что в природе такой цветок вряд ли удержался бы на таком стебле. Что это может значить?
4. Ваш цветок как будто срезан. Он не находится ни в почве, ни в воде. Если бы вы увидели такой цветок, не помещенный ни в почву, ни в воду, что бы вы подумали?
5. Что значит отсутствие окружения? Если бы вы представили себе настоящий цветок в таких условиях, что бы вы чувствовали?
6. Что для вас значит тот факт, что бутон цветка еще не развернут? (Варианты ответов: сворачивается при неблагоприятных условиях, спит, еще очень юный цветок, не распустился.)
7. Что означает цвет вашего цветка? (В природе нет голубых роз. Это — результат селекции. О чем это может говорить?)
8. Что может означать тот факт, что в природе не существует цветов, подобных тому, который вы нарисовали и описали?
9. Ваш цветок схематичен, выполнен в одном цвете. В природе вы не встретите такого цветка. Что это для вас значит?
10. Вы нарисовали цветок, исполняющий желания. Как вам кажется, какие черты вашего ребенка соответствуют этому образу? Как это иллюстрирует ваши отношения?
11. Ваш цветок «свесил голову». Что это означает? (Если клиент говорит, что это колокольчик и что все колокольчики такие, можно заметить, что среди колокольчиков встречаются разные виды. Есть вид луговых колокольчиков с цветками, прямо держащимися на стебле или имеющими небольшой наклон.) 12. Вы заштриховали рисунок так сильно, что линии штриховки практически перечеркивают сам цветок. О чем это может говорить?
13. На вашем рисунке мы видим только часть цветка — его чашу, но не имеем представления ни о его
стебле, ни о листьях, ни о том, где он растет. Как вам кажется, какие части личности вашего ребенка
вы выделяете, а какие не замечаете, игнорируете?
14. На вашем рисунке все три цветка похожи друг на друга. Ваши дети действительно так похожи?