Что значит подсидеть человека
Значение слова «подсидеть»
1. Охот. Подстеречь, притаясь, засев где-л. Он, чтобы не скучать ночью, подсидит и убьет зайца. Лесков, Некрещеный поп.
2. перен. Прост. Повредить кому-л. в чем-л., устроить подвох. Сенатор приезжал с целою свитой, и каждый член этой свиты старался что-нибудь заприметить, кого-нибудь подсидеть. Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни. [Вячка и Всевка] все старались подсидеть один другого: дать втихомолку подзатыльник, утянуть из-под носа тарелку, вытащить стул из-под зада. Кузьмин, Круг царя Соломона.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОДСИДЕ’ТЬ, ижу́, иди́шь, сов. (к подсиживать), кого-что. 1. Подстеречь, притаясь. П. зверя на охоте. 2. перен. Повредить, устроить неприятность, подвох кому-н. (простореч. фам.). А слышали вы, отче, как он на-днях одного юнца подсидел? Салтыков-Щедрин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мохноногий (прилагательное):
Что делать, если вас пытаются «подсидеть» на работе?
В чем причины подсиживания на работе?
Причин, по которым вас могут захотеть «подвинуть» с вашей должности может быть несколько. Чаще всего, основной мотив — это зависть. Некоторым вашим коллегам может показаться, что ваша зарплата не в пример больше их собственной или же условия труда у вас гораздо более благоприятные. Например, завистникам может показаться, что ваша работа требует меньших физических, интеллектуальных или же эмоциональных усилий.
Еще одна распространенная причина — это просто зависть к вашему положению. Кому-то просто может стать обидно из-за того, что, к примеру, начальником отдела назначили вас, а не его. Подсиживание — это процесс очень распространенный и практически повсеместный. Он характерен для любых организаций, в которых присутствует иерархическая система: в государственных учреждениях, крупных и малых коммерческих компаниях, учебных заведениях, учреждениях культуры и т.д.
При этом подсиживание может быть совершенно целенаправленным, когда человек сознательно метит на вашу должность и старается всеми способами добиться своей цели, а также бессознательным, когда человеку в силу природных особенностей характера просто необходимо постоянно с кем-то соревноваться. Второй сценарий, кстати, даже более вероятен, ведь гораздо чаще люди начинают проявлять активность на работе элементарно и-за потребности как-то самоутвердиться и развеять скуку, а не из-за желания навредить кому-то из своих коллег.
Кстати, гораздо чаще подсиживают друг друга дамы. Мужчины чаще всего открыто объявляют о своих притязаниях на ту или иную должность. А вот женщинам нравится плести паутину интриг, виртуозно разыгрывать целые спектакли. Так что разоблачить их гораздо сложнее. Но все-таки это возможно. Так как же понять, что вас подсиживают?
Основные признаки подсиживания
1. Без видимых на то причин ваши коллеги стали менее разговорчивы. А если и вступают с вами в диалог, то говорят очень осторожно, сухо. Это может свидетельствовать о том, что кто-то настраивает коллектив против вас.
2. Один из ваших коллег очень уж часто стал «совершенно случайно» при начальстве упоминать ваши просчеты. При этом лично вам он ничего об этом не говорит. Память «обостряется» у него только на совещания или планерках с директором.
3. Участились случаи, когда важную информацию по работе вам то и дело «забывают» передать. А вот один из коллег проявляет удивительную осведомленность.
4. Начальник каким-то таинственным образом постоянно оказывается в курсе тех вещей, которые ему не следовало бы знать и которые были известны только сотрудникам вашего отдела.
5. Частенько с вашего стола стали пропадать важные документы, а с рабочего компьютера вечно стираются нужные файлы. Если такие случаи ни с того ни с сего стали происходить с вами постоянно, возможно, дело не в проблемах с памятью или вниманием. Есть вероятность, что кто-то просто хочет выставить вас рассеянным, безответственным и ленивым перед начальством.
6. Еще один очень яркий признак — явный подхалимаж одного из сотрудников. Он буквально «смотрит в рот» начальнику, соглашается со всеми его идеями и постоянно пытается услужить ему.
7. И, наконец, насторожиться стоит, если в вашем отделе есть амбициозный сотрудник с подобной вашей квалификацией, который уже давно не получал повышения.
Что же делать?
В первую очередь, не паниковать. Ведь попытка подсиживания на работе еще вовсе не означает, что вас непременно уволят. Если вы занервничаете и начнете ошибаться, это будет только на руку вашему сопернику. Поэтому продолжайте работать спокойно и собранно.
Однако постарайтесь проанализировать свои недостатки и ошибки и постарайтесь их исправить. Чем меньше у вас будет слабых мест, тем больше вероятности, что желающий вас подсидеть коллега потерпит неудачу. Если вы убедились, что вас действительно подсиживают, начинайте действовать. Однако в бороться с соперником его же средствами, то бишь при помощи интриг, сплетен и мелких пакостей может быть опасно. Вы можете оказаться в проигрыше и испортить себе репутацию.
Поэтому прежде чем бросаться в бой, следует прозондировать почву.
1. Прежде всего, подумайте: а действительно ли стоит тратить свои силы на борьбу за место в этой фирме? Есть ли у вас здесь перспективы карьерного роста? Возможно, есть более интересные и стоящие предложения?
2. Выясните, что движет коллегой, который решил вас подсидеть: просто неприязнь к вам и желание попортить нервы или же намерение добиться вашего увольнения любой ценой.
3. Выясните, как относится к вам начальство. Если к вам нет никаких претензий как к работнику, да и чисто по-человечески вы директора устраиваете, то сопернику будет довольно трудно пошатнуть ваше положение. Если же отношения с руководителем не такие уж безоблачные, все поклепы на вас найдут живой отклик.
4. В чем причина того, что подсиживаю не кого-то другого, а именно вас? Тут может быть два варианта. Вариант первый: вы отличный специалист, хорошо справляющийся со своими должностными обязанностями, и ваши успехи не позволят завистнику продвинуться по карьерной лестнице. Вариант второй: вы расслабились и начали работать вполсилы, и этим не преминул воспользоваться ваш коллега.
Что вам точно не поможет?
Некоторые способы борьбы с недоброжелателем могут не только не облегчить ситуацию, но и заставят вас только глубже выкопать себе яму. Итак, чего же не стоит делать ни в коем случае?
Ябедничество. Даже если ваш конкурент поступает некрасиво и несправедливо по отношению к вам, жаловаться начальнику даже и не думайте. Во-первых, ему вообще вся ваша возня может быть совершенно безразлична. Во-вторых, вы обретете репутацию доносчика. И, наконец, неспособность самостоятельно решать проблемы выставит вас слабаком, и возникнет закономерный вопрос: а действительно ли вы занимаете свою должность по праву?
Беспощадная месть. Сражаться теми же средствами, что и ваш противник, тоже не стоит. Во-первых, если ваш конфликт дойдет до руководства, то оно не сможет разобраться, кто преследователь, а кто — жертва. При должном умении ваш недоброжелатель может выставить себя агнцем божьим, а вас — агрессором. Кроме того, если вы тоже опуститесь до подлости, вы фактически дадите сопернику карт-бланш на дальнейшие выходки.
Брать на себя слишком много. Некоторые люди стараются избавиться от преследователя, доказывая свой профессионализм. Они берут на себя самые сложные задачи и практически невыполнимые планы. Этот способ опасен потому, что рано или поздно огромное количество работы сломит вас. Или, постаравшись прыгнуть выше головы, вы потерпите неудачу на радость конкуренту.
Активные действия
Прием 1. Инициативный работник. Если коллега, который отравляет вам жизнь настроил против вас уже почти всех, не стоит тратить силы на выяснение отношений с ними или на попытки восстановить репутацию. Придумайте несколько конструктивных идей и рациональных предложений и идите к «самому главному» начальнику. Как только попадете на аудиенцию, заведите разговор о том, что вы засиделись на своем месте, а, меж тем, креативных идей и планов у вас целое море. Продемонстрируйте себя с лучшей стороны, покажите, какой вы квалифицированный специалист и энтузиаст. Начальники это любят, особенно если за ваши идеи и предложения вы, будучи альтруистом, не потребуете повышения оклада.
Прием 2. Ничего не вижу — ничего не слышу.
Никак не реагируйте на диверсии, которые устраивает ваш соперник. Если противник увидит, что его выходки совершенно вас не волнуют и не выводят из душевного равновесия, он с большой вероятностью скоро оставит вас в покое. Главное для вас сейчас — это сконцентрироваться на работе и показывать стабильно высокие показатели. При этом на своих успехах особенно стоит акцентировать внимание при начальнике. Это нейтрализует напор соперника, который, наверняка, докладывает руководителю о совершенных вами просчетах.
Если вы точно уверены, что на вас доносят, пора пресечь эти поползновения:
Если же «владеть аудиторией» у вас не получается. Постарайтесь наладить теплые доверительные отношения с каждым коллегой по отдельности.
Прием 4. Совершенно секретно. Подставить вам подножку конкурент сможет лишь в том случае, если прекрасно понимает, в чем состоят ваши обязанности, знает, над чем вы работаете в тот или иной момент. Поэтому старайтесь как можно меньше посвящать остальных сотрудников в подробности своей деятельности, не болтайте о своих планах и обязательно ставьте пароли на рабочий компьютер и все важные файлы. Не оставляйте открытыми окна браузера или интернет-мессенджеров. Кто знает, насколько беспринципным окажется ваш недоброжелатель.
Прием 5. Рокировка . Если бороться с соперником больше нет сил, но увольняться не хочется, попробуйте сменить сферу деятельности, перейти в другой отдел или на другой проект. Это позволит вам отдалиться от преследователя на безопасное расстояние, а то и вовсе лишить его возможности воздействовать на вас.
Ну, и напоследок, еще немного советов о том, как противостоять офисным интригам:
Бороться с подсиживанием на работе можно и нужно. Однако в этой борьбе главное — не опускаться до уровня соперника и не терять достоинства.
Подсиживание
Хуже нет, чем случайно обидеть слабого — сильный простит, а слабый так
и будет при каждом удобном случае лебезить, или подсиживать.
Необходимый аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна.
До того, как изобрели стул, никого не подсиживали, только подставляли.
Подсиживание как качество личности – склонность вредить кому-либо, чтобы вынудить его к увольнению, уходу, отставке; устраивать ему подвохи, неприятности интригами, кознями, клеветой, сплетнями, распусканием слухов: делать гадости.
— Меня зам подсидел. — А меня секретарша подлежала!
Подсиживание – умение заделать козу так, чтобы подсиживаемый быстро продвинулся вниз по служебной лестнице. Подсиживание – сделать такую заподлянку, чтобы у коллеги отпала всякая охота делать карьеру.
Искусство подсиживания требует кошачьего терпения: нужно уметь ждать и вовремя наслать на противника шкоду, сделать ему подножку так, чтобы больше не очухался. Насыпать соли на хвост не так-то просто. Нужно подстеречь начальника, выждать нужный момент.
Подсиживатель проникнут убеждённостью, что искусство выживания заключается в умелом подсиживании и аккуратном сталкивании. Свою паскудную деятельность он обертывает в красивый словесный фантик: — Я не подсиживаю. Я добиваюсь справедливости. Человек не соответствует занимаемой должности, что называется, кресло не по заду, так почему бы мне не занять его место.
В подсиживании спешка и суета ни к чему. Атаку на чью-то должность начинают потихоньку, тайно, никому об этом не сообщая. Стимулятором подсиживания обычно является корысть и зависть. Подвести начальника под монастырь нужно не наскоком без должной подготовки. Нужно собрать против него компромат, ежедневно подмачивать его репутацию в глазах начальства и всё время исподтишка гадить, пакостить и вредить.
Подсиживание схоже с диверсионной деятельностью: нужно подложить под начальника мину, подсторожить, когда он на неё усядется и без всяких сантиментов пустить его в расход. Подсиживание во многих компаниях — вещь довольно распространенная. «Одни подсиживают целенаправленно (назовем их подсидчиками-карьеристами), другие — неосознанно. Первые преследуют конкретную цель, вторые — компенсируют потребность в самоутверждении, уважении и даже порой в самореализации. Они подсиживают не ради результата, а ради самого процесса», — уверен Андрей Серов, психолог и бизнес-консультант.
Цели у «подсидчиков-карьеристов» бывают разные. Даже благородные — кто-то, в конце концов, может бороться с начальником-самодуром. А вот методы, как правило, схожие. Их объединяет стремление дискредитировать шефа в лице вышестоящего начальства. А уж как это сделать, зависит от ситуации и от личной фантазии.
Рубрика «Менеджер» газеты «Деловой Петербург» подготовила свои рекомендации, как подсидеть начальника или коллегу:
1. Станьте неформальным лидером коллектива. Это позволит, во-первых, манипулировать мнением коллег, а во-вторых — затеряться среди них. Шефу будет намного сложнее вычислить подсидчика.
3. Запускайте слухи и сплетни. В ход идет все: подробности личной жизни, доверенные ранее «по секрету» сведения, мнения об объекте с прежнего места работы. Но ничто так не действенно, как слух, что человек ищет другую работу.
4. Подвергайте сомнению профессионализм. Стоит только раз высказать сомнение в компетентности объекта, как оно начинает обрастать деталями со скоростью снежного кома. Особенно, если систематически подливать масла в огонь, ведь безошибочно не работает никто.
5. Устраивайте латентные (сидячие) забастовки. Коллектив вдруг начинает хуже и медленнее работать. А со стороны выглядит, будто все буквально горят на работе. Через некоторое время озадаченного начальника обвинят в том, что он не смог организовать коллектив и правильно поставить задачу, и предложат поискать другое место работы.
6. Постоянно указывайте на ошибки объекта подсиживания и подчеркивайте свои успехи. От подсидчика требуется не так много: замечать самому и акцентировать на них внимание руководства, одновременно предлагая варианты, как их можно было бы избежать.
7. Со всеми вопросами обращайтесь к вышестоящему начальству. Вскоре оно начнет считать руководителя некомпетентным и задастся вопросом: «Если мы выполняем его функции, то за что мы платим ему деньги?»
8. Давайте заведомо невыполнимое задание. Беспроигрышный способ для руководителя, который хочет избавиться от какого-то работника.
9. Выполняйте аналогичную работу быстрее и лучше, чем коллега. Выжить его с работы таким образом удастся вряд ли, а вот обойти конкурента в борьбе за повышение — вполне реально.
10. Совершайте махинации с документами и отчетностью. Цифры — вещь опасная. Малейшая ошибка — и человек выглядит вором, коррупционером. Взяв заветные бумаги в руки, отправляйтесь прямиком к начальству. Иные руководители считают, что украсть может каждый, поэтому без особых разбирательств увольняют «вора».
Как не позволить сотрудникам вас подсидеть
Возможно, вам приходилось с этим сталкиваться. Вы — лучший специалист в офисе. Все ваши задачи вовремя сдаются, все проекты успешно реализуются. В результате вам удается выполнить все планы и добиться всех поставленных целей.
Но затем вдруг выясняется, что по офису ползут грязные слухи о том, что вы подлизываетесь к начальству или добиваетесь повышения нечестным путем. Каким-то образом коллегам удается при любой возможности обесценить ваши достижения, «спустив с небес на землю» словом или действием.
А вы еще считали их друзьями!
Австралийцы даже придумали особый термин для описания этого феномена: синдром высокого мака — стремление унизить человека, поднявшегося на более высокий уровень, чем остальные «маки, растущие в поле». В других странах тоже можно услышать «крылатые» выражения, советующие не выделяться или не затмевать собой остальных.
В какой бы форме этот феномен ни выражался, результат один: успешные люди иногда становятся жертвами неприязни и даже подсиживания со стороны коллег.
Психология подсиживания
Этот тип поведения влечет за собой множество негативных последствий, приводящих к снижению производительности.
В статье, опубликованной в журнале Journal of Organizational Behavior, подсиживание описывается как действия, направленные на то, чтобы помешать сотруднику добиться успеха, подорвать его репутацию и испортить отношения с сослуживцами.
Выражаться это может в следующем:
В этом же исследовании подсиживание рассматривается как одно из проявлений враждебности на рабочем месте, для которого характерны три отличительных фактора:
Статья в журнале Journal of Personality and Social Psychology с результатами опроса 1087 респондентов, недавно уволившихся с работы, свидетельствует о том, что люди, ставшие жертвой подсиживания, страдают от таких психологических проблем, как повышенная раздражительность, тревожность, депрессии и т. д. Все это очень сильно отражается на результативности сотрудника.
Короче говоря, речь идет о нападках с целью снизить темп вашей работы и опустить вас на уровень нападающего. И в результате страдает ваше психологическое состояние и отношения на работе.
Как бороться с подсиживанием
И как же эффективным специалистам уберечься от неприязни со стороны коллег? Или какой совет мы можем дать «высоким макам» и успешным трудоголикам?
Поставьте в известность начальство
Как только чужие происки начнут оказывать влияние на вашу результативность, необходимо предпринять решительные шаги для исправления ситуации.
Во-первых, выясните отношения со сплетниками. Если вы знаете этих людей, просто поговорите с каждым из них с глазу на глаз и потребуйте, чтобы они прекратили злословить. Обычно это лучший способ разрешить проблему.
Но если вашу просьбу пропустили мимо ушей, обратитесь к начальству. Поговорите с менеджером, руководителем подразделения, начальником отдела кадров и так далее. Подайте жалобу в отдел кадров, изложив в ней все факты. Дайте понять, что не потерпите такого отношения.
Собирайте вещи
Самый простой способ — это взвесить «за» и «против» и решить, стоит ли рисковать своим психологическим здоровьем и каждый день отправляться в яму со змеями.
Если пунктов «против» оказалось больше, начинайте искать новую работу и более дружелюбный коллектив.
СОВЕТ. Прочтите отзывы о вашей будущей компании на таких сайтах, как Glassdoor. Обычно в этих анонимных обзорах раскрываются все подводные камни.
Но учтите: ни одна компания не идеальна.
Или. просто забейте
Столкнувшись с подобной проблемой одного из своих читателей, руководитель отдела кадров и автор колонки в Forbes Лиз Райан поделилась наблюдением:
Говорят, что эмоция, которая чаще всего сопровождает сильную неприязнь или даже ненависть, — это скука.
Смысл ее слов в следующем: если вы не будете доставлять удовольствие своим недоброжелателям, демонстрируя обиду или страх, они со временем переключатся на другую жертву.
Конечно, если вы предпочитаете и дальше работать в токсичной атмосфере и иметь дело с детскими интригами вроде бы взрослых коллег.
А если вы не знаете, можно ли считать вашу рабочую атмосферу токсичной или пока еще нет, оцените обстановку в вашем нынешнем коллективе с помощью статьи «Десять зловещих признаков токсичной культуры».
Контролируйте то, что можно контролировать: себя
И, наконец, напомним старую истину: по-настоящему вы можете контролировать только собственную реакцию, но не то, что говорят о вас другие люди.
Если они хитры или пассивно-агрессивны, не обращайте на них внимания и не поддавайтесь на их уловки. Если они враждебны, просто отойдите.
И главное — продолжайте выполнять свою работу со всем возможным старанием. Потому что если вы станете выполнять ее по-другому (кое-как и спустя рукава), это будет оскорблением для вас как профессионала и подорвет доверие к вам вашего работодателя.
Вы не всесильны
Качественная работа становится причиной для распрей лишь в тех организациях, где правят посредственности. Но помните: вы можете или попробовать вписаться в эту обстановку, или попытаться ее изменить, прежде чем она наложит на вас свой отпечаток. Лучше уж найти организацию, где ваши знания и ваш энтузиазм будут востребованы. И вместо того чтобы работать среди людей, которые в любой момент могут ударить вас в спину, лучше уж выбрать такую компанию, где вашу спину прикроют.
Как подсидеть босса и сохранить репутацию
Давайте сначала разберёмся с терминологией. Что значит «подсидеть»? Это значит, что должны выполниться два условия:
— Руководитель больше не работает на текущем месте
— Его место занимаете Вы
С последним Вы, скорее всего, не поможете (хотя история знает случаи), а вот на первые три вполне можно повлиять.
Важно, чтобы уходящий руководитель, куда бы он со своей позиции ни двинулся, ткнул пальцем в Вас как в преемника, а у компании была хорошая статистика по Вашей работе.
Фактически, есть два пути:
Если руководитель вызывает у Вас уважение, надо помочь ему и себе сделать шаг вперёд.
На 100% выполняйте свои прямые обязанности. Сделайте так, чтобы у Вашего руководителя не болела голова хотя бы по поводу Вас.
Приносите идеи и берите на себя ответственность.
Плохо : а что если мы вложим в каждую поставку в сентябре какую-то приятную мелочь?
Хорошо : а что если мы вложим в каждую поставку в сентябре маленький пакетик кураги? Они стоят от 30 до 60 рублей, и лояльность клиентов, думаю, повысится.
(если нравится идея) Я готов этим заняться.
Добирайте недостающие навыки и разгружайте босса. Например, честно признайтесь, что Вам всегда было интересно собеседовать людей, и попроситесь присутствовать на собеседованиях в Ваш отдел. Когда поймёте, что можете справиться сами, предложите боссу поручить первый этап собеседования Вам, чтобы босс тратил время только на отсеянных кандидатов.
Не становитесь лучшим. Показывайте хорошие результаты, берите на себя дополнительные функции за небольшую премию (обучение новичков, подготовка отчётности, что угодно), но не показывайте лучших в отделе результатов. Фокус в том, что лучшие редко становятся руководителями, т.к. в таком случае отдел сильно теряет в продуктивности. Что будет, если отдел продаж возглавит сейлз, который приносит 45% оборота? Вот-вот.
Будьте в курсе. Знайте цели компании и цели отдела на год, интересуйтесь целями смежных отделов, результатами стратегической сессии, планами по развитию продуктовой линейки. Спрашивайте об этих вещах своего руководителя: если он может дать Вам ответ, не нарушая политику компании, он его даст. Эта информация поможет отфильтровать идеи и предлагать те улучшения, которые интересны боссу.
Не ходите через голову. Не несите свои ценные мысли начальнику начальника или начальнику другого отдела, сверьтесь сначала со своим непосредственным руководителем. Любая идея, которую Вы произносите за рамками своего отдела, должна проходить три фильтра:
— Не выставляю ли я себя идиотом?
— Не выставляю ли я своего босса идиотом?
— Могу ли я не знать (=не учитывать) что-то важное?
Аккуратно открывайте рот. Если Вы встретили в лифте/коридоре собственника/генерального, и он по-отечески спрашивает, как у вас дела, усмирите свою прыть и не вываливайте всю панораму своих идей. Расскажите лучше о крутых реализованных в отделе кейсах или проекте, который уже в работе.
Плохо : отдел в норме, но по марже проседает. Я думаю, надо сфокусироваться на высокомаржинальном товаре, и поэтому предлагаю провести вебинар для клиентов.
Хорошо : мы активно взялись наращивать опыт. Вася (босс) выдал нам темы, и теперь мы готовимся рассказывать друг другу о тайм-менеджменте, переговорах и всяких эджайлах. Ребята воодушевились. Чувствую, будет круто!
В современном мире мало кто работает по 10 лет в одной компании на одной должности. Если Вы правильно будете двигать своего руководителя вперёд, то он либо займёт более высокую позицию, либо вырастит под собой (под Вами!) дополнительный отдел, либо перерастёт компанию и найдёт себе что-то новое на рынке труда. Важно не ждать пассивно, когда это произойдёт, а помочь ему вырастить босса нового уровня из себя и из Вас.