Что говорит библия о воровстве
Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи
Цикл «Путь всей земли». Беседа 8-я
Почему в Библии предписывается по-разному воздавать за кражу «ночью» и «при солнце»? О каком «разбое» писали святые отцы? Что считается «кражей» с точки зрения Христовых заповедей? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев.
«Следующее мытарство – кражи. В нем мы ненадолго были задержаны, и немного добрых дел потребовалось на покрытие моих грехов, потому что я не совершала кражи, кроме одной, весьма малой, в детстве по неразумению», – читаем в свидетельстве блаженной Феодоры
Нас могут смутить слова: «немного добрых дел потребовалось на покрытие моих грехов». Грехи не покрываются добрыми делами, но исправляются ими, называясь «плодами покаяния».
Хотя блаженная Феодора «ненадолго» была задержана на этом мытарстве, мы остановим свое внимание на нем, ибо одна из заповедей Декалога (Десятисловия) касается этой проблемы. Сказано: «Не кради» (Исх. 20: 15). Важность каждой из десяти заповедей Пятикнижия заключатся в том, что есть только десять грехов, все остальное – их разновидности. Поэтому мы, встречая на мытарствах эти заповеди, будем относиться к ним с повышенным вниманием.
Господь Иисус Христос тоже выделял десять заповедей. Сказано: И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему… Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради… (Мф. 19: 16–19). Другой раз подошел к Нему законник и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? (Лк. 10: 25–26). Тогда главным чтением было именно Пятикнижие (Тора), где и содержатся десять заповедей и раскрытие их в разных уставах и постановлениях. Сказано: Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу (Деян. 15: 21).
Закон о ворах и воровстве всегда учитывал обстоятельство совершенного преступления. Сказано: Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им (Исх. 22: 2–3). То есть, если преступление совершается в период социальной «ночи», когда инфляция и дефолт – реальность жизни, то не может быть никаких послаблений тем, кто обворовывает бедных людей, кто совершает социально значимые преступления.
Но если подобное преступление совершается при общем благоденствии, когда царит социальное «утро», «если взошло над ним солнце, то вменится ему (то есть вынесшему смертный приговор. – прот. О.С.) кровь». Это связано с тем, что общество богатое и обеспеченное, не заботясь о малоимущих, становится как бы соучастником их преступлений и совершает «социальный грех», доводя отдельно взятых членов общества до необходимости воровать, например для того, чтобы сохранить собственную семью, спасти ее от голодной смерти. В Библии грех отдельного человека имеет духовные и социальные последствия для всей общины (см.: Ос. 6: 10; 1 Кор. 5: 1–2). Проклятие и наказание за преступление одного может обрушиться на всех членов общины.
С другой стороны, преступление, совершаемое ночью, подразумевает разбой, ведь делающий подкоп ночью предполагает, что семья дома, и готов на всё.
Обратим внимание на эти слова Златоуста: «Если же во время Закона следовало возвращать вчетверо, то тем более в Царстве Благодати». Благодать не прекращает активных действий против беззаконных, но, напротив, усиливает их. Сказано: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5: 21–22; 27–28). Закон усиливается за счет того, что Христос вскрывает духовный, не лежащий на поверхности смысл исполнения любой заповеди. Например, человек внешне мог выглядеть вполне пристойным и благочестивым, но внутренне являлся разложившимся грешником.
Так, апостол Павел, бывший иудей Савл, свидетельствует: однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками (Гал. 2: 16–17). Как Павел, по правде законной – непорочный (Флп. 3: 6), говорит: ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками! Он (Павел) исполнял внешнюю сторону Закона, не обращая внимания на внутреннюю сторону, открытую для него только во Христе. Ведь в христианстве даже бездействие в добре – грех. Сказано: Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4: 17).
«[В Новом Завете] богач порицается не за то, что украл чужое, но за то, что не отдал своего»
Слова «каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности» могут быть отнесены только к талмудическому восприятию Закона Божия, сам Ветхий Завет все же не знает такой нравственно-этической заторможенности. Святитель Василий Великий в данной цитате выступает именно против постветхозаветного иудаизма, когда действительно бездействие было возведено в ранг добродетели. Классическим примером может быть интерпретация Христом известного высказывания Гиллеля – великого законоучителя эпохи царя Ирода, основателя фарисейской школы, называвшейся по его имени «Бейт Гиллель». Однажды к раву Гиллелю пришел язычник и задал вопрос:
– Можете ли вы сформулировать смысл всей Торы, пока я буду стоять на одной ноге?
– Не делай другим того, чего себе не желаешь.
Сын Божий в беседе с фарисеями дает следующую интерпретацию данных слов: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7: 12). Он указывает на деятельную сторону Ветхого Завета словами: ибо в этом закон и пророки.
Фарисейскому «Не делай!» противостоит евангельское «Поступайте!»
И фарисейскому «НЕ ДЕЛАЙ» противостоит евангельское «ПОСТУПАЙТЕ», то есть «ДЕЛАЙ».
Святитель Василий Великий восклицает: «Вот уже действия, приличные подвижникам, и для совершения их нужна уже душа мужественная». То есть наша борьба с грехом должна идти не от пассивной, но от деятельной и активной нравственно-религиозной позиции и не превращаться в некое частное дело.
Если в мире физических тел действие порождает противодействие, точно так же и в мире духовном необходимо противодействие бесовскому действию. Боязливых же… участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21: 8).
Библия о ворах
Запрету воровства посвящена одна из десяти главных заповедей израильского Закона. «Не воруй». (Исх 20:15; Втор 5:19) В Ветхом Завете эта заповедь не раз повторяется и детализируется. «Не воруйте, не лгите, не обманывайте друг друга». (Лев 19:11) «Если кто-нибудь украдет быка или овцу и зарежет их или продаст, то он должен отдать пять быков за быка и четыре овцы за овцу… А если вору нечем отдать, то пусть его самого продадут в рабство — за кражу. А если украденное животное найдут у него живым — будь то бык, осел или овца — вор должен отдать двух животных за одно… Если один человек даст другому на хранение серебро или вещи, и они будут украдены у того из дома, и вор будет пойман, то вор должен все возместить вдвойне. А если вор не пойман, то взявший вещи на хранение должен предстать перед Богом, чтобы подтвердилось, что он не посягал на чужое добро». (Исх 22:1, 3-4, 7-8)
Пророки, вещающие от лица Бога, сурово клеймят виновных в воровстве. «Воры врываются в дома, разбойники нападают на улице! О том, что Я помню их злодеяния, они не думают…» (Ос 7:1-2) «…тяжба у Господа с жителями этой земли, ибо нет ни справедливости, ни доброты, ни знания Бога в этой земле. Клятвопреступления и убийства, воровство и разврат!» (Ос 4:1-2) «Крадете вы, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь ложно, воскуряете Ваалу, поклоняетесь богам иным, которых вы не знали, потом приходите, встаете предо Мной в этом Храме, который именем Моим осенен, и говорите: „Мы спасены!“ — чтобы и дальше творить все эти мерзости». (Иер 7:9-10) «Согласно этому свитку, ни один вор и ни один клятвопреступник не уйдет от наказания». (Зах 5:3) Принесение в жертву второсортных животных и плодов урожая, вместо отборных, объявляется воровством у Бога: «Может ли человек обмануть Бога? Но вы хотите обокрасть Меня! И говорите: «Чем же мы обкрадываем Тебя?» — Десятиной и приношениями! Проклятьем вы прокляты, потому что Меня вы обкрадываете, все до единого». (Мал 3:8-9) В Библии находит осуждение и такой специфический вид воровства, как плагиат. «Иду Я против пророков! — говорит Господь. — Они слова Мои воруют друг у друга». (Иер 23:30)
В Библии учитываются смягчающие обстоятельства, такие как голод, побудившие человека к воровству, что, однако, не слишком смягчает участь пойманного вора. «Не строго судят вора, что украл с голоду, чтобы только поесть; а все ж поймают — возместит всемеро, все свое имущество отдаст». (Притч 6:30-31) Особняком стоит случай воровства, рассказанный в книге Бытия. Здесь праматерь израильского народа Рахиль крадет домашних божков своего отца Лавана, и повествователь говорит об этом без малейшего осуждения, скорее он даже восхищен ловкостью и сообразительностью Рахили. «Лаван как раз ушел на стрижку овец, и Рахиль взяла с собой домашних божков своего отца… Лаван обыскал шатры Иакова, Лии, обеих служанок, но ничего не нашел. Выйдя из шатра Лии, он пошел в шатер к Рахили. Рахиль тем временем взяла домашних божков, засунула их в верблюжье седло и уселась сверху. Отец стал обыскивать ее шатер, но ничего не мог найти, а Рахиль сказала ему: «Пусть не гневается господин мой, что я не могу встать перед ним: у меня обычное женское недомогание». Лаван все перерыл, но божков не нашел». (Быт 31:19, 33-35)
В апостольских посланиях их авторы заклинают верующих быть непричастными к воровству, потому что это тяжкий грех, и воры не получат Божьего спасения: «…воры, стяжатели, пьяницы, клеветники, мошенники — никому из них не получить наследия в Царстве Бога!» (1 Кор 6:10) «Кто воровал, пусть больше не ворует, а усердно работает собственными руками, чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде». (Эф 4:28) «Ты учишь других, а почему не учишь себя? Проповедуешь «не воруй» — и сам воруешь». (Рим 2:21) «Рабы пусть во всем повинуются своим господам, пусть будут услужливы, не прекословят и не воруют, пусть проявят себя честными и надежными…» (Тит 2:9-10) «Если кто-то из вас страдает, пусть это будет не потому, что он убийца, или вор, или преступник, или доносчик». (1 Пет 4:15)
Библия. Часть20. Заповедь – «Не кради». Но с уточнением что нельзя воровать только у своих
Ссылка на предыдущую часть
Полную версию скачать можно отсюда
Как пример возьмем еврейский Исход из Египта. Помните, когда Египетский фараон, вроде бы ни с того ни с сего, погнался за так нелюбимыми им евреями.
(Исход, глава 1 стих 9)
9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
в случае войны подозревая в них предателей «. когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями. »
(Исход, глава 1 стих 10)
(Исход, глава 3 стих 22)
22 каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян
А чтоб не у кого не возникало колебаний, Господь навел небольшой «морок» на египтян «дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян...» то есть сам помог эту кражу и осуществить
(Исход, глава 11 стих 3)
Что евреи и сделали.
(Исход, глава 13 стих 35-36)
35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.
36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.
Наодалживав украшений, евреи тайно снялись с места и ночью ушли. Считая что у рабов драгоценностей быть не могло (то есть все потраченное золото было ворованное), я как то просуммировал сколько же материала пошло на изготовление золотого тельца, скинии и прочих атрибутов. Получились довольно таки интересные цифры
Евреями были украдены
1т 228кг 220г золота
4т 224кг 850г серебра
2т 973 килограмма меди)
Плохо если ты воруешь у своего, близкого тебе собрата еврея. Если же ты обобрал чужого, не израильтянина, то честь тебе и хвала. И сам Господь тебе в помощь.
А история про получение Иаковом отцовского благословения?
Библия задает нам эту загадку, соответственно Библия нам эту загадку и раскроет. Ведь не зря Писание из всей СОВМЕСТНОЙ жизни братьев приводит только два случая противостояния Исава с Иаковом считая что описания этих двух поступков достаточно для понимания отличий одного брата от другого.
(Бытие, глава 25 стих 29-33)
31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.
32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.
(Бытие, глава 27 стих 34)
35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.
Вот и все. Только готовность человека сделать подлость, не ограничиваясь никакими моральными принципами, подняла Иакова над братом Исавом и позволила стать основателем богоизбранного народа.
Грех воровства
Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
Апостол Павел говорит, какие грехи являются непроходимым препятствием на пути в Царство Божие. Среди людей, которые Его не наследуют, названы воры (1 Кор. 6:9–10). Однако чуть ли не каждый день мы слышим истории о крупных и мелких хищениях у частных лиц, пенсионеров, организаций, государства. Более того, способность украсть, придумать еще одну схему «развода на деньги» с помощью новых технологий в современном мире странным образом воспринимается как достоинство.
У одних все начинается с зависти. Человек смотрит, как живут богатые люди, и думает: «Я работаю не покладая рук, а эти наворовали и пользуются чужим!» В нынешних условиях многие люди действительно оказались в тяжелом положении. Им, живущим предельно скромно, невыносимо смотреть на вызывающую роскошь, которую транслируют по телевидению. Но ведь чувства осуждения и злобы лишь усугубляют проблему. Они отравляют мысли, взвинчивают нервы, и сама жизнь начинает казаться беспросветной. Более того, человек, который не противоборствует зависти, в итоге оказывается и сам готов переступить черту — присвоить себе чужое. «Ведь так все делают!» — убеждает он себя.
У других грех может проявляться по причине сребролюбия. Воровство — конкретный поступок. Сребролюбие — понятие более широкое. Тот, кто одержим этой страстью, может не залезать в карман или в сумочку другого человека. Он просто использует схемы, с виду законные, но которые лишают людей положенных выплат, надбавок к пенсии, сбережений на счетах. Он как бы ни при чем, но свое темное дело сделал.
А есть такие люди, которые находятся во власти жадности и корысти. Такой человек копит, но никому не помогает, сам ходит в обносках и при этом собирает по копеечке. Страсть к накопительству настолько сильна, что он даже не задумывается, зачем, в сущности, ему нужны деньги и успеет ли он ими воспользоваться. В евангельской притче Господь говорит богачу: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20) Суть греха сребролюбия и корысти заключается в том, что человек надеется не на Бога, а на деньги (Лк. 12:21). Такой человек уверен, что золото, акции или наследство избавят его от трудностей.
Никто не говорит, что вообще не нужно откладывать часть честно заработанных средств, но во всем должна быть разумная мера. Если человек сэкономил деньги, чтобы помочь кому-то, или он собирает их на большую покупку — это понятно и разумно. Нет греха в том, чтобы откладывать средства с зарплаты на необходимую цель: квартиру для семьи, машину, на лечение ребенка, поездку в святые места или на отдых, но копить их, как пушкинский скупой рыцарь, без особой нужды — греховно.
Воровство — более тяжелое прегрешение. Мотивируется оно сребролюбием, но это уже следующий шаг на пути греха. Человек не просто бережет свое, а похищает то, что ему не принадлежит, или лишает человека тех средств, которые ему положены.
Еще в земной жизни за этот грех бывает расплата: описано немало случаев, когда люди, совершавшие кражу, становились слепыми. Например, в житии преподобного Кирилла Новоезерского рассказывается, как разбойники прибыли к Красному острову, чтобы обокрасть монаха. Преподобный напомнил им, что «есть грозный суд правды Божией», но злодеи не вняли его словам и большинство из них ослепли. Когда разбойники раскаялись, святой отпустил их, но сказал: «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду».
Был и другой случай, когда воры сняли с монастырского храма колокола. Они так и не сумели переправиться на другой берег, а по попущению Божию вернулись в обитель. Преподобный Кирилл сказал им такие слова: «Еще не бывало того, чтобы кто-то был счастлив чужим добром. Алчешь чужого — потеряешь свое». Святой поручил накормить разбойников и с миром отпустил их.
Но наказание за воровство на Земле — даже благо, оно дает возможность при жизни покаяться и искупить свой грех, а на мытарствах — загробных испытаниях души этот грех становится препятствием по пути на Небо. Тогда человек уже не может что-либо исправить и, если в земной жизни брал чужое, подвергается вечному наказанию.
Человек видит несправедливость в том, что кто-то имеет больше финансов и возможностей. Но нам никто и не гарантировал царство справедливости на земле. Христианин призван во всем следовать за Господом (см. Лк. 9:23). Но что Спасителя ожидало в этой жизни? Клевета и страдания. Если хотим быть Его последователями, то и нам следует идти спасительным путем, который дан Иисусом Христом. Только безропотно претерпевая скорби на земле, можно надеяться на блага в жизни будущего века (ср. Лк. 21:19).
Социальная несправедливость существовала во все времена. Сейчас у нас есть достаточное количество людей, которых, хотя и с натяжкой, можно отнести к среднему классу. Им хватает денег на необходимые продукты, есть жилье и возможность оплатить коммунальные услуги. Да, возможно, они не могут позволить себе дорогую одежду, новую машину, квартиру, но, по крайней мере, холодильник у них не пустой. Таких — большинство, а сколько было исторических периодов, когда люди не просто бедствовали, а кое-как выживали. Внешние факторы жизни, климатические катаклизмы бывали не в пользу человека. Но если в душе его жили надежда на Бога и вера, что Господь допускает определенные жизненные обстоятельства только для пользы, то находились силы перенести все испытания.
Господь призывает нас иметь к Нему доверие. Сребролюбие и воровство показывают, что человек не уповает на Бога, а надеется исключительно на собственные силы и возможности денег. Ради достижения целей люди, зараженные такими грехами, используют все подворачивающиеся под руку средства, и это состояние делает невозможным их единение с Богом. Словно к этим людям обращены слова вразумления: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3:19). Именно поэтому апостол и говорит, что люди, одержимые грехами сребролюбия и воровства, рая не наследуют. Ведь счастье, собственные надежды они заключают в материальных вещах, а не в Боге.
Воровство, вор
I. НАКАЗАНИЕ ЗА ВОРОВСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Согл. Закону Моисея, В. принадлежит к числу грехов, за которые Бог повелевает наказывать ( Исх. 22:2 ). Если украденная вещь или животное остались в целости и сохранности, то человек, уличенный в В., должен был заплатить их хозяину вдвойне. Если же они пострадали или были проданы, то за украденную ов-цу вор платил в четырехкратном, а за вола – в пятикратном размере ( Исх. 22:1 ). Если в результате халатности был украден скот, отданный на сбережение, нерадивый хранитель должен был заплатить хозяину его стоимость ( Исх. 22:11 ). Если пойманный вор не мог возместить убытки, его самого отдавали в собственность тому, кого он обокрал ( Исх. 22:3 ), однако вора нельзя было продать за пределы страны. Преступника, уличенного в похищении и продаже человека, приговаривали к смерти ( Исх. 21:16 ; Втор. 24:7 ). Убийство вора, застигнутого на месте преступления, не считалось серьезной провинностью ( Исх. 22:2 ). Тот, в чьих руках оказывалась чужая собственность, добытая обманом, должен был возместить ее стоимость и в качестве компенсации дополнит. заплатить ее пятую часть ( Лев. 6:2 ).
II. ОТНОШЕНИЕ К ВОРОВСТВУ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Ветхозаветные законы о В. подтверждаются в НЗ ( Мк. 10:19 ; Лк. 18:20 ; Лк. 19:8 ; Рим. 13:9 ; Еф. 4:28 ; 1Петр. 4:15 и т.д.); но теперь и вору открывается путь к покаянию и принятию Евангелия ( 1Кор. 6:9–11 ) при условии, что он впредь будет зарабатывать на жизнь честным трудом и оказывать помощь нуждающимся.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»