Что значит перебор на гитаре
Виды и схемы переборов на гитаре
В данной статье мы разберем что такое переборы, какие бывают виды переборов (восьмерка, четверка и другие) и посмотрим схемы переборов. Также я приведу список песен с переборами и аккордами 🙂
Содержание:
В схеме будет указана струна под обозначением «Б», например, Б-3-2-1-2-3. Это обозначение басовой струны на гитаре.
А вот теперь можно приступить к разборам!
4 простых вида гитарного перебора для начинающих видео
Перебор Шестерка, схема
Схема перебора Б-3-2-1-2-3
Играется очень просто, используется во многих песнях.
Перебор Восьмерка: виды, схемы
Есть как минимум 2 вида перебора Восьмерка на гитаре. Сейчас мы их разберем.
Первый вид перебора Восьмерка
Схема перебора Б-3-2-3-1-3-2-3
Он очень популярный, используется, например, в песне «Я куплю тебе новую жизнь».
Второй вид перебора Восьмерка
Схема перебора Б-3-2-3-1-2-3-2
этот перебор я, честно говоря, не знаю, где используется, но он существует
Перебор Четверка: виды, схемы
Б-3-2-1
Б-3-1-2
Б-2-3-2
Б-1-2-3
Б12-3-12-3
Б-3-12-3
Вальсовый перебор
Схема перебора Б-123-123
(другой вариант Б-12-12)
звучит достаточно неплохо, используется, например, в песне Изгиб гитары желтой
Что такое переборы и как играть перебором?
Любой гитарист должен знать:
Переборы на гитаре отличаются от боя тем, что при переборах струны дергаются по очереди.
Как играть перебором на гитаре? Мы должны по очереди дергать (щипать) по одной или несколько струн.
Основные правила и заметки о том, как играть перебором:
Переборы хорошо развивают моторику пальцев. При дальнейшем обучении игре на гитаре вам придется изучать табулатуры, где вам могут понадобиться переборы. Более того, научившись играть переборы, вы разовьете скорость игры пальцами правой руки, что хорошо для дальнейшего обучения.
Виды переборов на гитаре. 21 схема игры перебором.
Виды переборов
Перебор – это один из основных способов игры на гитаре. Он представляет собой защипывание струн и извлечение звуков по отдельности, а не одновременно, как в случае с гитарным боем. Это позволяет значительно расширить простор для аранжировок и мелодических ходов, поскольку не заставляет в точности помнить построение и формы аккордов. Как и в случае и с боем, существует ряд привычных и простых схем переборов, которые используются в большом количестве песен. Именно о них и пойдет речь в данной статье – как они играются, называются, и на каких композициях их можно отрабатывать.
Легкие и простые переборы
Исходя из заголовка и названия этой статьи, можно понять, что все описанные тут способы игры подойдут для новичков, как основа развития пальцев и техники. Все дело в том, что представленные переборы хоть и звучат очень мелодично, но, тем не менее, не дают большого пространства для импровизаций и интересных мелодических рисунков или фраз. Тем не менее, перед тем, как начинать играть красивые переборы фингрестайлом – нужно однозначно освоить стандартные способы исполнения.
Наиболее легкими из представленного списка однозначно являются «Шестерка» и «Четверка», поскольку не имеют в своем составе большое количество струн. Первым способом исполняется известная песня группы Сплин «Бог устал нас любить», а вторым – Yesterday группы «The Beatles».
Обозначения на схемах переборов
В левой части схемы вертикально расположенные цифры обозначают струны с 6-ой по 1-ую. Красными точками обозначена схема игры перебором.
Перебор 4 «Четверка» схемы
В этом способе игры задействовано, как понятно из названия, четыре струны – басовая, плюс три верхние – ми, си и соль. Все схемы, так или иначе, состоят из этих комбинаций.
Первая схема – когда вы сначала дергаете басовую струну, а далее поочередно третью, вторую и первую. После этого опять идет бас – и так далее. Это очень просто, и даже новичок быстро освоится в рисунке.
Эта схема выглядит таким образом – сначала играется бас, потом третья, потом первая, и потом вторая струна. Этот перебор немного посложнее предыдущего, потому что переход с третьей на первую менее очевиден, однако его тоже можно освоить довольно быстро.
Играется этот перебор так – сначала вы дергаете бас, потом третью струну, потом вторую, и после этого возвращаетесь к третьей. Этот способ игры очень прост, и выучить его не составит никакого труда.
Еще один способ играть «Четверку» — это сначала дергать бас, а потом последовательно проигрывать все струны с первой по третью.
Обратная четверка
А это уже более сложный вариант перебора «Четверки». Для него потребуется некоторое время потренировать координацию и даже, возможно, играть его медленно. Играется он примерно таким образом: сначала дергайте одновременно басовую, первую и вторую струну – они должны зазвучать вместе. После этого дергайте третью струну – играть должна только она. На третий такт дергайте опять первую и вторую, без баса. И на четвертый – только третью.
Обратная четверка сложнее своих аналогов, но и звучит она поинтереснее, чем остальные переборы – поэтому точно стоит научиться ее играть.
Как ни странно, но это более экзотический вид перебора – используется он не очень часто. Его схема выглядит так – бас, потом вторая, потом первая, и потом третья. В результате получается интересный мелодический рисунок, который, правда, подойдет не ко всем песням.
Б3213
Немного модифицированный вариант привычного перебора, направленный на более богатое звучание. Его схема выглядит так: бас, потом третья, потом одновременно звучит вторая и первая, потом третья снова. Это делает звук аккорда более богатым и интересным.
Перебор 6 «Шестерка» схемы
Б32123
Самый классический тип «Шестерки», играется таким способом: вы дергаете басовую струну, после этого последовательно играете третью, вторую, первую, и, не останавливаясь, вторую и третью. Получается цикличный мелодичный мотив, который можно узнать по большому количеству песен, им сыгранных.
Б321321
Нестандартный способ игры, который встретишь гораздо реже самого первого. Схема перебора выглядит следующим образом: сначала играет бас вместе с третьей, после этого последовательно вторая и первая струны. И после этого без остановки проигрыш третьей, второй и первой повторяется. Эта схема чуть проще остальных, поскольку требует меньше памяти и координации.
Б12Б12 (612512)
Весьма специфичный способ игры, который встречается не очень часто. Главное отличие заключается в том, что в данном случае бас звучит дважды. Схема при этом выглядит так: сначала идет нижний бас – то есть шестая или пятая струна, в зависимости от аккорда. После этого последовательно проигрывается первая и вторая струна. Далее без остановки надо дернуть верхний бас – то есть пятую или четвертую струну, в зависимости от того, какая игралась до этого. Потом вы последовательно дергаете первую и вторую струну. Этот вид шестерки сложнее остальных и потребует чуть больше времени для отработки.
Песни для отработки:
1. The Animals – House of the Rising Sun;
2. Сплин – Я хотел бы пройти;
3. Любэ – Там за туманами;
4. Петлюра – Солдат.
Перебор 8 «Восьмерка» схемы
Наиболее сложная категория переборов, поскольку имеют в себе длинные последовательности нот и задействованных струн. Тем не менее, однозначно стоит научиться играть таким способом, хотя бы для развития координации и техники игры.
Б3231323
Этот вид перебора имеет следующую схему: сначала играется бас, потом последовательно третья, вторая, третья, первая, третья, вторая и третья струны. То есть, по сути, он имеет в себе два одинаковых мелодических рисунка, которые разделяются звуком первой струны. Таким способом обыгрываются аккорды «Одинокая звезда».
Б3212323
Небольшая модификация классической «Восьмерки», указанной выше. Играется этот тип таким образом: бас, потом последовательно третья, вторая, первая, вторая, третья, вторая, третья струны. Можно сказать, что этот способ более очевидный и удобный, поскольку вы по факту играете восходящую последовательность нот с дополнительным проходом по вторым и третьим струнам.
Б3231232
Еще одна вариация перебора. Схема строится на следующем паттерне: бас, потом третья, вторая, третья, первая, вторая, третья и вторая струна.
Б313Б312 — для песни Костер
Данный вид перебора прекрасно иллюстрирует многообразие их видов – это специфичная манера игры, которая была придумана Андреем Макаревичем специально для песни «Костер», аккорды к которой можно найти на сайте. Схема выглядит так: сначала играется бас, потом последовательно третья, первая, третья – и потом опять бас, третья – первая и вторая струны. Это не очень простой рисунок, который, тем не менее, будет не очень сложно освоить при должной тренировке.
12312312
Необычный способ игры перебором. Его главное отличие заключается в отсутствии баса – и наличии только высоких струн. Выглядит это так, как написано ниже:
Первая, вторая, третья, первая, вторая, третья, первая, вторая.
В целом, ничего сложного – по факту, это повторение одного и того же мелодического рисунка несколько раз.
Длинная Восьмерка 6-4-3-2-1-2-3-4
Свое название этот вид перебора получил, потому что при его игре по факту надо пройтись почти по всем струнам. Выглядит схема так: Бас – четвертая – третья – вторая – первая – вторая – третья – четвертая. Таким образом, играются аккорды «Я верю».
Б1234123
Перебор, в котором обыгрывается нисходящая нотная последовательность. Схема выглядит так: бас, первая, вторая, третья, четвертая, первая, вторая, третья струны.
6-4-3-4 и 5-4-3-4 — Вороны-ДДТ
Перебор, которым играются аккорды «Вороны», композиции группы ДДТ. Выглядит схема таким образом: нижний бас – четвертая – третья – и четвертая струна, после этого, не останавливаясь – верхний бас – четвертая – третья – четвертая струна.
Песни для отработки:
1. Машина Времени – Костер (аккорды);
2. ДДТ – Вороны;
3. Фактор 2 – Одинокая звезда;
4. Ляпис Трубецкой – Я верю;
5. Сектор Газа – Лирика;
6. Бременский Музыканты – Солнце Взойдет.
Вальсовые переборы
Специфичный тип переборов, характерный для размера 3/4. Именно в нем играются, например, аккорды «Прогулки по воде» — знаменитой песни группы Наутилус Помпилиус. Стоит сказать, что в данном случае играть надо с отчетом «Раз-два-три» — ритме вальса, откуда и пошло название манеры исполнения. То есть бас будет на счет «раз», а остальное – на «два» и, соответственно, «три».
Перебор Б(21)(21)
Схема выглядит таким образом: Бас – и дважды надо дернуть первую и вторую струну. Помните о ритме вальса – и тогда все будет звучать как надо.
Перебор Б(321)(321)
Модифицированный вариант первого способа. Схема следующая: бас – дважды надо дернуть одновременно три верхние струны.
Еще вальсовый Б3(21)
Схема выглядит так: бас – потом третья – и потом одновременно надо дернуть вторую и первую струны.
Песни для отработки:
1. Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде;
2. Олег Митяев – Изгиб гитары желтой;
3. Булат Окуджава – Грузинская песня;
4. Крематорий – Мусорный Ветер;
5. Юрий Визбор – Милая моя.
Заключение
В целом, в приведенных выше переборах нету ничего сложного. Главная задача – это понять, как они играются правильно, и потом отрабатывать их на приведенных ниже песнях. Старайтесь, чтобы каждая струна звучала как должна – то есть без дребезга, а также потренируйтесь, чтобы пальцы не путались в больших нотных последовательностях. После отработки эти переборов можно приступать уже к освоению фингерстайла.
Переборы на гитаре для начинающих. Советы быстрого обучения.
Вводная информация
Техника игры перебором – один из самых важных аспектов игры на гитаре, который должен освоить гитарист. Все дело в том, что игра аккордами и боем не дает такого мелодического разнообразия и пространства для аранжировок, как это делает игра перебором. Конечно, данный способ звукоизвлечения более сложен и требует большего количества навыков, но освоить его однозначно нужно – ибо оно того стоит. Статья ниже создана специально для понимания того, как играть пальцами на гитаре.
Что такое перебор на гитаре?
Игра на гитаре перебором – это последовательное взятие нот, выстроенных между собой в определенном порядке. Если при игре аккордами одновременно воспроизводится сразу несколько звуков, то при последовательной игре звучат одна, максимум две ноты одновременно.
Какие же преимущества у игры перебором?
Синоним к слову «перебор» может быть слово «фингерстайл». Этот термин возник еще в самое зарождение гитарной музыки – и так называются гитаристов, которые достигли совершенства в технике перебора.
Техника игры перебором
Как играть перебором. Методы извлечения звука
Несмотря на то, что техника перебора требует игры именно пальцами – не все так просто, и сейчас последовательность нот можно воспроизводить несколькими способами.
Пальцы и ногти
Самый стандартный метод, которым пользуется подавляющая часть начинающих гитаристов. На правой руке нужно отрастить ногти и играть ими, цепляя и дергая струны. Еще один вариант – делать то же самое, но подушечками пальцев. Главное преимущество этого метода – он не требует никаких дополнительных предметов, и вы можете заиграть сразу же, как возьмете в руки гитару. Из минусов стоит отметить очень слабую атаку и контроль над игрой, особенно при игре ногтями – соответственно, звук будет получаться размытым и нечетким. Тем не менее, таким образом перебором играет множество знаменитых гитаристов – Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore’s Night), Брент Хайндс (Mastodon).
Медиатор
Плектры
Плектры – это не только медиаторы, но и еще специальные насадки на пальцы с острым треугольным концом. Этот предмет пришел в музыку от банджо и быстро разошелся по музыкальному миру. По сути это та же техника игры пальцами, однако с четкой атакой и ровным, острым и ясным звуком. На данный момент это наиболее популярный метод звукоизвлечения среди фингерстайл-гитаристов – на всех видеороликах с их игрой можно увидеть плектры, надетые на их пальцы.
Упражнения для развития навыка
Честно говоря, упражнений именно для развития техники перебора попросту не существует – поэтому из всех полезных советов стоит выделить один: играйте больше музыки.
Начните с самых простых песен, с простыми аккордами и ритмическими рисунками – и попробуйте выучить их. Разумеется, сначала все получится нечетко, руки будут путаться. Если не получается совсем уж никак – то попробуйте сыграть композицию в уменьшенном темпе. Помните – все, что вы можете сыграть медленно, вы однозначно сможете рано или поздно сыграть быстро.
Отличным вариантом будет взять на разбор классическое произведение – например «Зеленые Рукава», поскольку являются простой песней, которая, при этом, отлично способствует тренировке техники игры перебором.
Чтение и воспроизведение переборов
Если же в композиции написаны только аккорды – то придется немного постараться, чтобы воспроизвести нужную мелодию. Просто вслушайтесь в то, как она звучит – и на аккордной позиции попробуйте повторить мелодию. Это очень просто, и вскоре вы обязательно найдете нужное звучание. Помните, что каждая струна звучит по-своему – это тоже поможет в снятии перебора.
Правильная посадка и постановка правой руки
При игре перебором важно соблюдать правильную посадку и положение правой руки. Вы должны ровно держать гитару, чтобы гриф находился чуть под углом относительно вас. Большой палец правой руки должен находиться перпендикулярно указательному. Тело расслаблено – и рука особенно. Правильная постановка рук – это отдельная тема, о которой можно прочитать целую статью.
Советы
Для более быстрого освоения техники перебора можно дать только два совета – больше играйте и больше слушайте. Вслушивайтесь в то, как играют последовательности нот великие гитаристы-виртуозы, как происходит обыгрывание композиции, следите за их техникой игры по видео. Учите больше песен и осваивайте все более сложные композиции – и в скором времени вы сможете выучить и сыграть любой, даже самый сложный трек.
Список песен
Ниже дан список простых песен, которые позволят просто и быстро понять, как играть перебором. Почти все эти композиции наверняка слышал каждый музыкант. Сыграть их сможет даже начинающий гитарист, и каждая из песен станет отличным стартом для игры на гитаре перебором.
6. Сектор Газа — «Лирика»
7. Сектор Газа — «Твой звонок»
8. Сплин — «Романс»
9. Кино — «Пачка сигарет»
10. Наутилус — «Я хочу быть с тобой»
11. ДДТ — «Это всё»
12. Тальков Игорь — «Чистые пруды»
13. Северный ветер — «Дворовая»
14. Солнце взойдет (из м/ф «Бременские музыканты»)
15. Олег Митяев — «Изгиб гитары желтой»
Как играть перебором на гитаре
Чтобы разобраться, как играть перебором на гитаре, не обязательно учиться в музыкальной школе. Если выделить достаточно времени для освоения техники, можно самостоятельно постигнуть все тонкости искусства арпеджио.
Что такое перебор на гитаре?
Перебор представляет собой один из способов гитарной игры, заключающийся в поочередном защипывании струн. Изучив технику, можно играть различные музыкальные композиции, которые не требуют точного запоминания построения и аккордов. Для большинства песен существуют стандартные схемы арпеджио.
Техника основана на одиночном дергании струн. Например, при схеме «4/3/2/1/2/3» будут последовательно защипываться струны под №: 4, 3, 2, 1, 2, 3.
Как просто и быстро научиться играть перебором на гитаре?
Для удачного обучения перебору изучаются основные правила для новичков. Они простые, но их соблюдение облегчит задачу:
Лучше закрепить описанные советы на практике, тогда освоить сложные музыкальные произведения будет несложно.
Виды переборов на гитаре
Известно более 50 видов переборов, из числа которых активно используется не больше 20. Для начинающего музыканта достаточно изучить несколько разновидностей при помощи уроков и подробных схем.
Внимание! Перед стартом обучения нужно выучить порядок нумерации струн: она начинается внизу с 1-ой, а заканчивается 6-ой (басом).
Распространенные схемы арпеджио, доступные новичкам и подходящие для проигрывания многих песен:
Это основные виды, которые помогут играть новичку перебором на гитаре песни.
Техника игры перебором
Каждый прием игры на гитаре требует соблюдения определенной техники, в том числе и перебор. От точности соблюдения правил зависит скорость, чистота исполнения мелодии этим способом.
Основные техники заключаются:
Это основные технические секреты, которые рекомендуется запомнить до того, как научиться играть перебором на гитаре. Кроме технических приемов, существует несколько методов для игры. Чтобы выбрать оптимальный способ, необходимо попробовать их все:
Полезно! Сначала лучше выбирать и учить песни, состоящие из простых аккордов и ритмичных рисунков. Не стоит рассчитывать на успех с первой попытки, руки должны привыкнуть, а пальцы – перестать путаться в струнах.
В начале музыкального пути стоит освоить игру пальцами, со временем добавить инструменты для улучшения качества исполнения.
Упражнения для развития навыка
Конкретных упражнений, развивающих исполнение техники, нет — только практика.
Перед тем как научиться правильно играть перебором на гитаре, предстоит долго тренироваться. Если не получается взять нужный темп, исполняется замедленный вариант, с каждым разом ускоряясь.
Для тренировки подойдет произведение классики. Простая песня, способствующая усвоению и правильной отработке техники – Зеленые Рукава.
Список популярных песен
Список композиций, которые можно сыграть перебором, помогут разобраться в смысле техники. Они подходят для начинающих музыкантов, известны со времен детства и юности:
Среди музыкальных произведений каждый исполнитель найдет мелодию по душе, вне зависимости от возраста.
Рекомендации и советы
При освоении арпеджио на струнном инструменте стоит прислушаться к советам опытных исполнителей музыкальных произведений:
Мелодия, исполненная на гитаре, создает теплую и дружественную атмосферу, поэтому не стоит останавливать развитие в арпеджио, изучив только пару техник.
Виды переборов на гитаре: схемы, табы и ноты, примеры из песен
Перебор на гитаре – от слова «перебирать». Перебирать струны пальцами, медиатором, взявши аккорд на ладах. Но это определение по-простому, по-народному. Если по музыкальной теории, то перебор – это есть арпеджио: звучат (извлекаются) последовательно звуки аккорда.
Игра перебором – мощный художественный приём в аккомпанементе. Для вокала и инструментальных соло он создаёт особенную гармоническую красоту.
Существуют различные виды переборов на гитаре:
И в этой статье вы познакомитесь со всем этим многообразием. Переборы на шестиструнной гитаре простые и сложные, распространённые и необычные – пригодятся для акустической гитары и электрогитары, для аккомпанемента к песне, как вторая партия гитары при игре дуэтом, для инструментальных аранжировок (в группе).
Внимание! Если вы вообще ещё не умеете играть перебором, только начинаете изучать этот приём, рекомендуется план занятий для новичков: 1 – изучение обозначений, 2 – освоить схемы для начинающих: основной вид «шестёрки», «восьмёрки», «четвёрки», щипком (бас+аккорд), вальсовый (см. в блоках первые схемы). И только потом приступать к изучению остального материала (разновидности, добавление штрихов, сложные переборы).
Названия, обозначения и как играть
Записывается гитарный перебор, как и любой другой музыкальный материал, нотами и табами (подробней о табулатуре здесь). Но есть и другие способы обозначения – проще, наглядней:
Цифрами. Выписывается в строчку цифрами последовательность струн (6-ая – басовая; 1-ая – самая тонкая).
Более универсальный формат – вместо басовой струны используется слово «бас»:
Где «бас» указывает, на то, что можно использовать любую басовую струну (6-ую, 5-ую или 4-ую) в зависимости от аккорда. То есть вместо «бас», к примеру, на Em последовательность – 6 (бас)-3-2-1-2-3, на Am: 5(бас)-3-2-1-2-3 и т.д.
Схема игры перебором. Шесть линий – это 6 струн гитары. Первая струна в схеме – самая тонкая, шестая – басовая, толстая. И точки на линиях – последовательность перебирания струн. Читается слева направо: защипываем или ударяем струны согласно расположению точек.
Игра перебором возможна и пальцами, и медиатором. Способ звукоизвлечения выбирается в зависимости от стиля, предпочтений гитариста.
Для пальцев правой руки принимаются обозначения латинскими буквами:
Для большинства простых переборов на гитаре, распространенных в песенном аккомпанементе, применяется стандартная аппликатура пальцев правой руки:
Соответственно, аппликатура (рассмотренная и другие варианты) для пальцев правой руки может дополнительно указываться в нотах, табах, схемах – буквами (p, i, m, a).
Когда играется перебор медиатором, тоже применяются разнообразные варианты штриха.
удары по струнам только вниз:
басовая – вниз, остальные – вверх:
переменным штрихом – вверх-вниз:
Основные виды перебора: «восьмёрка», «шестёрка», «четвёрка»
Некоторые гитарные переборы условно называют по количеству звуков – сколько в последовательности перебора ударов по струнам. «Восьмёрка» – 8 звуков, «шестёрка» – 6 звуков, «четвёрка» – 4 звука. Все эти виды переборов соответственно имеют дополнительные разновидности. Разберём подробно схемы и названия, и научимся играть.
«Шестёрка»
Классический. Универсальный – подойдёт для множества песен. В первую очередь рекомендуется для новичков, тем, кто только начинает изучать переборы для гитары.
В цифрах: бас-3-2-1-2-3
Используется стандартная аппликатура для пальцев правой руки: бас (p)-3(i)-2(m)-1(a). Играем на счёт, на каждую долю защипываем струну в указанной последовательности: раз, два, три – раз, два, три.
Такой перебор звучит во вступлении песни Nothing Else Matters группы Metallica:
Обозначение «let ring» в табах указывает на то, что струны не глушатся: продолжают звучать, как бы наслаиваясь на последующие звуки.
Играется на открытых струнах – получается аккорд Em. Используйте как упражнение для освоения «шестёрки». Выдерживайте ритм. Каждый звук перебора на счёт – раз, два, три + раз, два, три.
Когда пальцы перестанут «сбиваться», чётко зазвучит каждая струна, сыграйте «шестёркой» небольшую последовательность аккордов.
В 7 т. схема перебора немного смещается – без первой струны: 5-4-3-2-3-4:
Получается более низкий оттенок. Попробуйте использовать эту схему на другие аккорды.
Ещё пример – песня Daemon Lover группы Shocking Blue. Последовательность «шестёрки» без изменений, но в другой ритмической фигуре. Играется четвертными триолями – на каждые две доли такта приходится по три ноты. Звучит оригинально в аранжировке.
Чтобы внести разнообразие в аккомпанемент, основную схему «шестёрки» можно изменять – менять последовательность струн, но в заданном ритме. И затем использовать как основной перебор, или чередовать с основной схемой.
Такой приём можно услышать в кавер-версии песни «Лирическая» (В. Высоцкого) в исполнении группы Чиж & Co.
Первые такты на Dm: после басовой – вторая струна, а не 3-я, как по основной схеме:
бас-2-3-1-2-3
В последующих тактах (на аккорды B7, A7, Em7b5) – обычная «шестёрка».
В 7 т. (A7) – всё тот же простой перебор, но первые два звука на басовых струнах:
5-4-3-1-2-3
В 13 т. – как обыгровка, «широкий перебор» на все шесть струн:
6-5-4-3-2-1
1 вариант аппликатуры – басовые большим пальцем:
2 вариант – басовые p-i-m:
16 т. и 17 т. – и ещё обыгровка на связку аккордов Asus4/A7 в завершении первой части куплета.
5-4-3-2-1-2
Обратите внимание, в 17 такте, в начале, с басовой одновременно защипывается 2-ая струна:
5+2-3-4-1-2-3
«Восьмёрка»
И «восьмёрка» один из универсальных, основных переборов. Довольно часто используется в аккомпанементе в различных музыкальных стилях.
Рекомендуется для начинающих после освоения перебора «шестёрка».
Основная (наиболее распространённая) схема «8»:
бас-3-2-3-1-3-2-3
Для «восьмёрки» используйте стандартную аппликатуру для правой руки – бас (p)-3(i)-2(m)-1(a). На каждую долю такта по два звука: раз (5, 3 струна) – два (2, 3) – три (1, 3) – четыре (2, 3).
После того, как освоите основную схему, можно изучить другие виды «восьмёрки»:
Интересный и легкий вариант «восьмёрки» без басовых струн звучит в интро акустической версии песни «Моя оборона» Егора Летова:
схема в полном виде – 2 т. и 3 т.:
2-3-2-3-1-3-2-3
Перебор из песни Unintended (гр. Muse): вторая часть перебора (обратно 4 звука) – последовательно 1,2,3,4 струну.
Фрагмент композиции в табах:
Схемы варьируются на басовых по аккордам:
например, на B7: 5-4-2-3-1-2-3-4
на E: 6-4-2-3-1-2-3-4
1 часть (4 звука) – последовательно от 6-ой; 2 часть – последовательно от 1-ой:
6-5-4-3-1-2-3-4
В песне «Романс» (Лист календаря) гр. Сплин первая часть перебора играется последовательно от басовой. В некоторых аккордах используется приём хаммер: на один щипок в переборе два звука – сначала звучит открытая струна и затем палец ставится на лад. Чтобы сыграть гитарную партию, нужно установить каподастр на 5 лад.
В 5 т., на аккорды Gm и A – перебор «четвёрка», который мы будем рассматривать далее в статье.
Схема немного изменяется на аккордах:
6-4-3-2-4-3-2-3
5-4-3-2-4-3-1-2
4-3-2-1-3-2-1-2
Последовательность на два такта:
1 т. – начинается с басовых: 5-4-1-3-2-3-1-3
2 т.: 2-3-1-3-2-3-4-3
Играть этот перебор можно пальцами или медиатором (переменным штрихом – вверх/вниз).
«Четвёрка»
Разновидность «четвёрка» – легкие переборы, но не так часто используются в песнях, как например, «шестёрка» или «восьмёрка». Тем не менее – красивые, звучат оригинально. Разберём разновидности в примерах.
Виды игры на гитаре перебором «четвёрка»:
Восходящий – последовательно от басовой к первой:
бас-3-2-1
Ещё разновидность «четвёрки» в восходящем движении на басовых струнах из темы Welcome Home (Metallica):
6-5-4-3
Обратите внимание, в композиции используется особый тип аккордов – квинты с открытыми струнами. Подробней о таких аппликатурах – в этой статье.
Нисходящий:
бас-1-2-3
Пример схемы – вступление известной баллады Still Loving You группы Scorpions:
И ещё простые переборы – как разновидности основной схемы «4»:
Вариант «четвёрки» из песни «Батарейка» гр. Жуки:
4-3-1-2
Красивый перебор в нижнем регистре (на басовых) звучит в песне «Это всё…» (гр. «ДДТ»):
6-4-3-4
Интересная разновидность – с одновременным защипыванием двух первых струн:
4-3-2+1-3
Этим перебором играется куплет песни «Печаль моя светла» Янки Дягилевой:
Ещё такая «четвёрка» довольно часто используется в романсах.
Красиво звучит и если в начале одновременно защипывать с басовой и первую струну:
4+1-2-3-1
Разновидности «четвёрки» можно чередовать в такте:
Например, как в The Call Of Ktulu:
4-1-3-2 – 4-2-1-2
Перебор щипком
Щипковый перебор, или перебор щипком – когда после извлечения звука на басовой струне одновременно защипывается три-две струны, обычно 1-ая, 2-ая, 3-я.
Простой, но и интересный по звучанию вариант – чередование баса и щипка:
бас-3+2+1
Этим перебором играется песня «Маленькая девочка» гр. «Крематорий»:
Ещё вариация этой схемы – чередование в обратном порядке: сначала щипок (или аккорд) – потом бас. Нередко такое звучание можно услышать и в партиях клавишных.
3+2+1-бас
Этот приём используется в куплете рок-баллады Don’t Speak гр. No Doubt:
Другая ритмическая разновидность щипкового перебора – вальсовый: бас и два щипка в ритме вальса – «раз, два, три»:
бас-1+2+3-1+2+3
Перебор + басовый ход
Оригинальное звучание получается, когда перед перебором или после перебора добавляется басовый ход – 2-4 ноты (иногда больше) на басовых струнах.
Начнём с более простых примеров – басовая нота аккорда повторяется (звучит два раза):
бас-бас-3-4-5
Это перебор из медленной части песни The Four Horsemen (Metallica): бас каждого пауэр-аккорда повторяется.
Такой же приём (с повтором баса) можно услышать в песне Sweet Home Alabama группы Lynyrd Skynyrd. Возможно, тема и послужила источником вдохновения для Metallica. Как известно, Lynyrd Skynyrd была одна из любимых групп Клиффа Бёртона, басиста группы.
Если обозначить схемой начало темы, получается:
басовый ход-5-2-3-4-2-3-4-2
Фактически басовый ход добавляется к разновидности перебора «восьмёрка». Похожий вариант аккомпанемента звучит в песне «Космический вальс» (Чиж & Co).
Придумайте перебор на другие аккорды, используя этот приём. Например, на Dm можно сыграть: ход на четвёртой струне ре(0)-ми(2)-фа(3) – и перебор «восьмёрка» (как в балладе Scorpions или какой-нибудь другой).
В схеме выглядит так:
5-4-3-2-1-2-3-5 | 5-4-3-2-1-2-3-4
Перебор с арпеджиато
«Арпеджиато» – это особая разновидность арпеджио, когда очень быстро последовательно перебираются звуки аккорда за счёт указанной длительности. Нечто среднее между обычным перебором и ударом по всем струнам на аккорде. В нотах обозначается волнистой линией, с направлением движения по струнам (от басовой или от первой).
Обозначение P.M. в нотах – palm muting – глушение струн ладонью правой руки.
В схеме с медиаторным штрихом:
5-арпеджиато (5-4-3)-3 | 5-4-3-4
Перебор условно состоит из трёх частей. На счёт в размере 6/8 играем:
Схемы перебора House of the Rising с указанием медиаторного штриха:
Сложные переборы
Сложные переборы, как правило, представляют собой комбинирование нескольких переборов в разном ритмическом оформлении. В том числе и с добавлением различных приёмов (удары по струнам, басовые ходы и т.д.). Другими словами, нет чётко установленного паттерна, или последовательности перебирания струн: на каждый аккорд или несколько аккордов перебор меняется.
Рассмотрим несколько примеров:
Вступление Planet Caravan (гр. Black Sabbath): перебор с ударами медиатором по аккорду:
Перебор с штрихами и затем две разновидности «четвёрки».
В балладе Don’t Cry (Guns N’ Roses) изменяются ритмические фигуры. Во второй части 2 т. и 5 т. красивая обыгровка с басовым ходом:
Схемы переборов из гитарной партии Don’t Cry:
На этом завершаем статью. Изучайте переборы из красивых, интересных, оригинальных композиций, придумывайте на их основе свои. Развивайте это навык. Чем больше будете знать переборов, тем лучше 😉 Этот приём таит в себе многие секреты шикарного гитарного аккомпанемента. Успехов в изучении!