Что значит ночь предопределения в месяц рамадан
7 вещей, которые нужно совершить в Ночь Предопределения
Лайлатуль Кадр – Ночь предопределения – является самой великой ночью для всех мусульман, ибо в это время возможно получить очень большое вознаграждение – равное вознаграждению за поклонение в течение тысячи месяцев.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ
«Лайлатуль Кадр (ночь предопределения) лучше тысячи месяцев». (сура аль-Кадр, 3)
Также в хадисе, который Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится: «Когда наступил Рамадан, сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
فِيهِ لَيْلَةٌ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ، مَنْ حُرِمَ خَيْرَهَا فَقَدْ حُرِم
«И в нем (в месяце Рамадан) есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, и кто лишён ее блага, тот поистине лишён». (Имам Ахмад, Ан-Насаи)
Также, что о большой награде за поклонение в Ночь Лайлатуль Кадр сказано в обоих «Сахихах».Приводится от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ قَامَ لَيْلَةَ القَدْرِ إيمَاناً وَاحْتِسَاباً غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Тому, кто выстаивал в поклонении ночь Лайлатуль Кадр с верой и надеждой на награду Всевышнего Аллаха, простятся все его предыдущие прежние грехи». (Бухари; Муслим)
Поэтому каждому человеку следует совершить как можно больше поклонений и выбирать такие поклонения, которые рекомендовано совершить в эту ночь и за которые можно получить больше всего вознаграждения. Лучше всего заранее подготовиться к этой ночи.
По воле Всевышнего мы ниже перечислим некоторые вещи, которые следует совершить в Ночь Лайлатуль Кадр и в ходе подготовки к ней.
1. Заранее составьте список дуа и того, что вы желаете попросить у всевышнего Аллаха в эту ночь, ибо дуа в эту ночь принимаемся у всех мусульман, за исключением некоторых грешников.
2. Читайте дуа, которые рекомендовал Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Праведные предшественники старались делать в эту ночь самые хорошие дуа.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она сказала Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О, посланник Аллаха, если я застану Ночь ЛайлатульКадр, что мне следует сказать?».Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
قُولِي: اللْهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي
«Скажи: «Аллахумма Иннака ‘афуввун тухиббу ль-‘афва фа‘фу ‘анни» –«О Аллах! Поистине, ты – Прощающий, любишь прощать, так прости же меня»».(Тирмизи)
Также в книге «Хашия Ас-Сави» приводится:
من قال لا إله إلا الله الحليم الكريم، سبحان الله رب السماوات السبع ورب العرش العظيم ثلاث مرات، كان كمن أدرك ليلة القدر
«Кто скажет три раза: «Ля иляха илля Ллаху ль-Халиму ль-Карим, СубханаЛлахи Раббуссамавати ссаб’и ва рабби ль-’арши ль-’азим»–«Нет божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха Аль-Халим (Тот, Кто утаивает, прощает грехи, освобождает от мучений тех, ктопроявил ослушание;), Аль-Карим (Щедрый; Тот, у Кого не уменьшаются блага, сколько бы Он ни дал;). Пречист Аллах, слава Аллаху, Господу семи небес и Господу великого Арша», подобен тому, кто провёл в поклонении всю ночь Лайлатуль Кадр».
3. Совершайте ночной намаз с джамаатом, ибо это равно выстаиванию половины ночи в поклонениях.
4. Совершайте также и утренний намаз с джамаатом, ибо тогда это будет равно выстаиванию всей ночи в поклонениях.
От Усмана Ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ صَلَّى الْعِشَاءَ فِى جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا قَامَ نِصْفَ اللَّيْلِ وَمَنْ صَلَّى الصُّبْحَ فِى جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا صَلَّى اللَّيْلَ كُلَّهُ
«Тот, кто совершил ночной намаз вместе с джамаатом, подобен тому, кто выстоял полночи в поклонениях, а тот, кто совершил с джамаатом и утренний намаз, подобен выстоявшемувсю ночь в поклонениях». (Муслим)
5. Совершайте также таравих-намаз с джамаатом.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
من قام رمضان إيمانا واحتسابا، غفر له ما تقدم من ذنبه
«Тому, кто выстаивал молитвы (таравих-намазы) в месяц Рамадан с верой и надеждой на награду Всевышнего Аллаха, простятся все его прежние грехи». (Муслим)
6. Совершайте в эту ночь как можно больше намазов-тахаджуд.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَفْضَل الصَّلاَةِ بَعْدَ الْفَرِيضَةِ صَلاَة اللَّيْل
«Наилучший Намаз после обязательного – это Намаз, совершаемый ночью». (Муслим)
7. Читайте в эту ночь как можно больше Коран.
От Абу Умами Аль-Бахилий (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:
اقرؤوا القرآن فإنه يأتي يوم القيامة شفيعا لأصحابه
«Читайте Коран! Ведь в день Суда он явится заступником за тех, кто его читал». (Муслим)
Также в другом хадисе передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
من قرأ حرفا من كتاب الله فله به حسنة والحسنة بعشر أمثالها
«Тому, кто прочтёт хотя бы букву из Корана, запишется одно благодеяние, а одно благодеяние приравнивается к десяти». (Тирмизи)
В эту ночь занимайтесь богослужением, совершайте молитвы сунна, если есть пропущенные молитвы, то возмещайте всю ночь пропущенные намазы, поминайте Аллаха (зикр), восхваляйте Его, читайте священный Коран, молите Аллаха в своих дуа.
Да поможет нам Аллах и примет все наши деяния!
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Ночь предопределения (Лейлятуль-къадр)
О величии и достоинстве Ночи предопределения
Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь предопределения! А что даст тебе знать, что такое Ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. Нисходят ангелы и дух (Джибриль) в ней с дозволения Господа их для всяких Его повелений. Она – мир до восхода зари» (Ляйлятуль-Къадр 97: 1-5).
Всевышний Аллах также сказал: «Клянусь ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную Ночь, и Мы предостерегаем. В эту Ночь решаются все мудрые дела по повелению от Нас» (Дым 44: 2-5).
Къатада сказал: “В эту Ночь предопределяются деяния последующего года” См. “Тафсир ат-Табари” 25/65.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Аллах Всевышний ниспослал Коран в Ночь предопределения целиком и сразу из “хранимой скрижали” на нижнее небо в место, называемое “Дом величия”, и находился он в местах заката звезд. А после этого Аллах ниспосылал Коран Своему пророку ﷺ через ангела Джибриля частями, в зависимости от обстоятельств, в течение двадцати трех лет” См. “Тафсир ат-Табари” 2/144, “аль-Мустадрак” аль-Хакима 2/530 и “Тафсир Ибн Касира” 4/685.Достоверность этого сообщения подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Шейх аль-Альбани сказал: “Ученые говорят, что эти слова Ибн ‘Аббас не мог произнести от себя, а слышал это от пророка ﷺ, ибо сподвижники о сокровенных вещах от себя не говорили” Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 410.
Анас ибн Малик рассказывал: “Когда наступил Рамадан, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, явился к вам этот месяц! В нем есть ночь – лучшая, чем тысяча ночей. И тот, кто лишится этой ночи, тот лишится всего ее блага, и не лишится ее благо никто, кроме лишенного!»” Ибн Маджах 1/289. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1307.
Ночь предопределения получила свое название из-за того высокого места, которое она занимает перед Аллахом Всевышним и своего превосходства перед другими ночами и днями, а также потому, что в эту ночь предопределяется срок жизни и удел людей, а также все, что произойдет в течение года. См “Тайсируль-Карими-Ррахман” 1017.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, в Ночь предопределения ангелов на земле больше, чем мелких камешков» ат-Таялиси 2545, Ибн Хузайма 2/223. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2205.
Ночь предопределения – абсолютно лучшая ночь. Аллах сделал ее благословенной, выделил ее среди прочих ночей, ниспослав в ней Коран, и сделал эту ночь более значимой, чем тысяча месяцев, что соответствует восьмидесяти трем годам!
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “О тот, кто потратил свою жизнь, не приобретя ничего благого! Использую Ночь предопределения, чтобы обрести упущенное, ведь эта Ночь приравнивается к целой жизни!” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 191.
О проявлении усердия в поклонении в Ночь предопределения
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто проведет в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» аль-Бухари 38, Муслим 760.
Сообщается, что ‘Аиша спросила пророка ﷺ: “О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи предопределения, что мне следует говорить?” Он сказал: «Говори: «О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Великодушный, Ты любишь прощать, так прости же меня!»» ат-Тирмизи, Ибн Маджах, аль-Хаким. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’» 4423.
اللهم إنك عفو تحب العفو فاعف عني
/Аллахумма иннака ‘афуун, тухиббуль-‘афуа фа‘фу‘анни/
Хафиз Ибн Раджаб, упомянув эти хадисы, сказал: “Суфьян ас-Саури говорил: «Обращение с мольбами в Ночь предопределения любимее для меня, чем совершение молитв!» Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду’а лучше, чем намаз, в котором мольба часто не произносится. Но если человек будет читать Коран и обращаться с ду’а, это будет лучше! Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершая ночные молитвы в Рамадан читал Коран размеренно и читая аят о милости, просил о ней, а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он объединял между намазом, чтением Корана, мольбой и размышлением! Это является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей Рамадана и других ночах” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 204.
Когда наступает Ночь предопределения?
Относительно точной даты Ночи предопределения среди ученых было множество мнений, однако все они были единогласны в том, что Ночь предопределения – это одна из десяти последних ночей Рамадана, о чем сообщил посланник Аллаха ﷺ, сказавший: «Ждите наступления Ночи предопределения в одну из десяти последних нечетных ночей Рамадана» аль-Бухари 2017, Муслим 1169.
Имам Абу Иса ат-Тирмизи говорил: “От пророка ﷺ передается, что Ночь предопределения выпадала на двадцать первую ночь, на двадцать третью, двадцать пятую, двадцать седьмую и последнюю ночь месяца Рамадан” См. “Сунан ат-Тирмизи” 1/372.
Имамы аль-Музани и Ибн Хузайма, объединив между всеми сообщениями на эту тему, говорили: “Ночь предопределения меняется каждый год!” См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/329.
Этому же мнению отдал предпочтение и хафиз Ибн Хаджар, который сказал: “Согласно наилучшему мнению, она (Ночь предопределения) является одной из последних десяти ночей месяца Рамадан, и приходится на нечетную ночь. Причем в разные годы, она попадает на разные числа, что становится ясно из хадисов этой главы” См “Фатхуль-Бари” 4/326.
Ученые говорили, что мудрость того, что точная дата Ночи предопределения неизвестна может заключаться в том, чтобы мусульмане усердно поклонялись все последние десять ночей месяца Рамадан, а не полагались на поклонение только лишь в эту ночь.
Сам посланник Аллаха ﷺ проявлял усердие в поклонении все последние десять ночей, как рассказывает об этом ‘Аиша: “Когда наступали последние десять дней Рамадана, посланник Аллаха ﷺ, проводил ночи в молитвах, будил членов своей семьи и проявлял особое усердие в поклонении” аль-Бухари 2024, Муслим 1174.
Признаки Ночи предопределения
От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха ﷺ о признаках Ночи предопределения сказал: «Признаком Ночи предопределения является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна в ней словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В эту ночь не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним» Ахмад 5/324. Хафиз аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/255.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Что же касается сообщений о том, что в эту ночь собаки не лают или лают редко, то они не являются правдивыми” См. «Шархуль-мумти’» 6/499.
Но нет сомнения в том, что каждый мусульманин, который искренне и правильно поклонялся Аллаху в последние десять ночей Рамадана, получит обещанную великую награду за поклонение в Ночь предопределения, даже если он и не узнал о том, когда именно была эта Ночь!
Ночь предопределения
Ночь предопределения
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Достоинства Ночи предопределения
Ночь предопределения наделена великими достоинствами. Она лучше тысячи других ночей и она является лучшей из всех ночей рамадана. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ * وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ * لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ * تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْرٍ * سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْرِ *
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари».
Ас-Са‘ди (да помилует его Аллах) сказал в своём «Тафсире», комментируя аят: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев»: «Это означает, что по своему достоинству она лучше тысячи месяцев, и дела, совершённые в эту ночь, лучше дел, совершаемых в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.
Это приводит в изумление всякого: Всевышний Аллах даровал этой слабой общине такую силу. Это особая ночь: дела, совершённые в эту ночь, приравниваются к делам, совершаемым в течение тысячи месяцев, а это целая жизнь, и не простого человека, а долгожителя, прожившего более восьмидесяти лет.
Ибн Касир сказал в своём «Тафсире», комментируя Слова Всевышнего: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят»: «То есть в эту ночь умножается нисхождение ангелов, учитывая её особую благодать. Ангелы нисходят с благодатью и милостью, как нисходят они при чтении Корана, окружают собрания поминающих Аллаха и преклоняют крылья перед искателем знаний, возвеличивая его».
Когда наступает ночь предопределения?
В «Ар-рауда ан-надиййа» говорится: «В “Аль-мусавва” сказано: “Относительно Ночи предопределения учёные разошлись во мнениях. Наиболее правильное мнение — что это одна из нечётных ночей последней декады рамадана, и она может наступать в один год раньше, чем в другой и наоборот”. Абу Са‘ид сказал, что это ночь двадцать первого числа»[1].
Аль-Музани передаёт, что аль-Хузайма сказал: «Эта ночь перемещается, то есть в один год выпадает на одно число, а в другой — на другое. Это мнение позволяет согласовать все передаваемые хадисы на эту тему».
А «Ар-рауда» также говорится: «Это сильное мнение. А аш-Шафи‘и считал, что она не приходится на какую-то определённую ночь. А в “Аль-минхадж” аш-Шафи‘и склонялся к мнению, что это ночь двадцать третьего или двадцать пятого числа. А Абу Ханифа утверждал, что это одна из ночей рамадана. Но какая именно, неизвестно…»
Абу ‘Иса ат-Тирмизи (да помилует его Аллах) сказал: «От Пророка r передаётся относительно Ночи предопределения, что это ночь двадцать первого числа, или двадцать третьего, или двадцать пятого или двадцать седьмого или двадцать девятого, или же это последняя ночь рамадана»[2].
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха r неотлучно пребывал в мечети в последние десять дней рамадана и говорил:
«تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ».
«Ищите Ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана»[3].
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) также передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
« تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى الْوِتْرِ مِنَ الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ».
«Ищите Ночь предопределения в числе нечётных ночей из последних десяти ночей рамадана»[4].
Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى السَّبْعِ الأَوَاخِرِ».
«Ищите Ночь предопределения среди последних семи ночей рамадана»[5].
А в другой версии говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«الْتَمِسُوهَا فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ يَعْنِي لَيْلَةَ الْقَدْرِ فَإِنْ ضَعُفَ أَحَدُكُمْ أَوْ عَجَزَ فَلَا يُغْلَبَنَّ عَلَى السَّبْعِ الْبَوَاقِي».
«Ищите её в последние десять ночей рамадана, а если кто-то из вас слаб. Пусть не упускает хотя бы последние семь ночей»[6].
Абу Са‘ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) неотлучно пребывал в мечети среднюю декаду рамадана в ожидании Ночи предопределения, до того, как ему были даны разъяснения относительно неё. Потом он велел убрать навес (палатку), а потом ему было разъяснено, что Ночь предопределения нужно искать среди последних десяти ночей рамадана.
Тогда он велел заново поставить палатку, что и было сделано. А потом он вышел к людям и сказал:
« يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّى أُنْبِئْتُ بِلَيْلَةِ الْقَدْرِ فَخَرَجْتُ كَيْمَا أُحَدِّثَكُمْ بِهَا أَوْ أُخْبِرَكُمْ بِهَا. فَتَلاَحَى رَجُلاَنِ يَحْتَقَّانِ مَعَهُمَا الشَّيْطَانُ فَأُنْسِيتُهَا فَالْتَمِسُوهَا فِى التَّاسِعَةِ وَالسَّابِعَةِ وَالْخَامِسَةِ ».
“О люди! Мне было сказано, когда наступает Ночь предопределения, и я вышел к вам, чтобы сообщить о ней. Однако ко мне явились два человека, которые препирались, и с ними был Шайтан, и я забыл о ней (по воле Всевышнего). Ищите же её среди последних десяти ночей рамадана, а именно, в девятую, седьмую или пятую ночь (последней декады)”».
Передатчик этого хадиса от Абу Са‘ида рассказывал: «Я сказал: “О Абу Са‘ид! Ты знаешь, как вести отсчёт, лучше нас”. Он ответил: “Да. У нас на это больше прав, чем у вас”. Я спросил: “Что же такое девятая, седьмая и пятая ночи?”
Он ответил: “Когда пройдёт двадцать первая ночь, то следующая за ней будет двадцать вторая. Она и есть девятая. А когда пройдёт двадцать третья, то следующая за ней и будет седьмая. А когда пройдёт двадцать пятая, то следующая за ней и будет пятая”»[7].
‘Абдуллах ибн Унайс передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
« أُرِيتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ ثُمَّ أُنْسِيتُهَا وَأَرَانِى صَبِيحَتَهَا أَسْجُدُ فِى مَاءٍ وَطِينٍ ».
«Мне была показана Ночь предопределения, а потом я забыл её (по воле Всевышнего), и я знаю, что утром этой ночи я совершал земной поклон в воду и глину».
Он сказал: «А дождь шёл ночью двадцать третьего числа, и потом Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву с нами, и когда мы уходили, мы видели следы воды и глины у него на лбу и носу».
Он сказал, что ‘Абдуллах ибн Унайс говорил, что это была ночь двадцать третьего числа[8].
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«الْتَمِسُوهَا فِى الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى تَاسِعَةٍ تَبْقَى وَفِى سَابِعَةٍ تَبْقَى، وَفِى خَامِسَةٍ تَبْقَى».
«Ищите её в последние десять ночей рамадана — Ночь предопределения. Это либо девятая[9] с конца месяца, либо седьмая[10], либо пятая[11]»[12].
Му‘аз ибн Джабаль (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о Ночи предопределения, и он сказал:
«هِيَ فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ أَوْ فِي الْخَامِسَةِ أَوْ فِي الثَّالِثَةِ».
«Это одна из последних десяти ночей рамадана, либо пятая, либо третья»[13].
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
« هِىَ فِى الْعَشْرِ، وَهِىَ فِى تِسْعٍ يَمْضِينَ أَوْ فِى سَبْعٍ يَبْقَيْنَ».
«Это одна из последних десяти ночей рамадана — либо девятая (с начала)[14], либо уж точно седьмая (с начала)[15]».
Му‘авийа передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«اِلْتَمِسُوا لَيْلَةَ القَدْرِ آخِرَ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ».
«Ищите, Ночь предопределения. Это последняя ночь рамадана»[16].
В «Маджму аль-фатава» говорится (с небольшими сокращениями), что Ибн Таймиййу (да помилует его Аллах) спросили о Ночи предопределения, когда он сидел под стражей в Кальат аль-джабаль в 706 году, и он ответил: «Её следует искать среди последних десяти ночей рамадана, а именно — среди нечётных ночей, то есть это ночи нечётных чисел последней декады рамадана, а именно, ночь двадцать первого числа ночь двадцать третьего числа ночь двадцать пятого числа ночь двадцать седьмого числа ночь двадцать девятого числа.
Ночи можно отсчитывать и с конца, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«لِتَاسِعةٍ تَبْقِى، لِسَابعةٍ تبقى، لخامِسةٍ تَبْقَى، لِثَاِلثةٍ تَبْقَى».
“Девятая с конца, седьмая с конца, пятая с конца или третья с конца”[17]. Таким образом, если в месяце тридцать дней, то это будут чётные ночи, то есть девятая с конца — это двадцать вторая, седьмая с конца — это двадцать четвёртая. Так разъяснил порядок отсчёта Абу Са‘ид в достоверном хадисе. Так следует из хадиса Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Если же в месяце двадцать девять дней, тогда, что с конца, что с начала, считать одинаково — получатся нечётные ночи.
Исходя из этого, верующий должен искать Ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана, как чётных, так и нечётных, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел искать её среди последних десяти ночей рамадана».
Чаще всего она выпадает на последние семь ночей рамадана, и чаще всего это бывает ночь двадцать седьмого числа. Убайй ибн Ка‘б клялся, что Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого рамадана. Бывает, что Всевышний Аллах открывает эту ночь некоторым людям во сне и наяву и он видит её свет. Или же он видит того, кто говорит ему, что это — Ночь предопределения. А иногда человек вдруг чувствует. Что эта ночь и есть Ночь предопределения. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше».
И его спросили, какая из ночей лучше: Ночь предопределения или ночь вознесения Пророка r (исра)? Он ответил, что относительно Пророка r ночь вознесения лучше, а для общины лучше Ночь предопределения, поскольку в ночи вознесения доля Пророка r больше, нежели в Ночи предопределения. Верно и обратное: в ночи предопределения доля мусульманской общины больше, нежели в Ночи вознесения. Доля мусульман в ночи вознесения также велика, однако величайшая честь и возвышение принадлежали в эту ночь тому, кто был вознесён.
Определение Ночи предопределения
Большинство хадисов указывают на то, что Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого рамадана[18].
Зирр ибн Хубайш сказал: «Я спросил Убаййа ибн Ка‘ба: “Вот твой брат Ибн Мас‘уд говорит, что кто проводит весь год в поклонении, тот непременно застанет Ночь предопределения”. Он ответил: “Да помилует его Аллах. Он хотел чтобы люди не оставляли поклонение и в другое время… Известно, что она в рамадане в его последней декаде, и это ночь двадцать седьмого рамадана”. Сказав это, он поклялся, что это ночь двадцать седьмого рамадана, не говорят: “Если пожелает Всевышний Аллах”.
Я спросил: “На основании чего ты утверждаешь это, о Абу аль-Мунзир?” Он ответил: “На основании приметы, о которой сообщил нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«إِنَّ الشَّمْسَ تَطْلُعُ مِنْ ذَلِكَ الْيَوْمِ لاَ شُعَاعَ لَهَا».
на следующий день после этой ночи солнце встаёт, не испуская лучей”»[19]. А в другой версии говорится, что Убаййу ибн Кабу сказали, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд говорит, что кто проводит весь год в поклонении, тот непременно застанет Ночь предопределения. Убайй сказал: «Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, это ночь в рамадане (он поклялся, не сделав оговорку: “Если пожелает Всевышний Аллах”). И, клянусь Аллахом, я знаю, что это за ночь. То ночь, которую Посланник Аллаха r велел нам выстаивать. Это ночь двадцать седьмого рамадана, а приметой её является то, что наутро после неё солнце встаёт белым, не испуская лучей».
Выстаивание Ночи предопределения и обращение к Аллаху с мольбами в эту ночь
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
« مَنْ قَامَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ».
«Кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллах, тому простятся его прежние прегрешения»[20].
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт:
«يَا نَبِيَّ اللَّهِ أَرَأَيْتَ إِنْ وَافَقْتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ مَا أَقُولُ؟ قَالَ تَقُولِينَ: اللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي».
«Я спросила Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Если я узнаю эту ночь, то что мне говорить в неё?” Он ответил: “Говори: ‹О Аллах! Поистине Ты — Прощающий и любишь прощение, прости же меня!›”»[21].
Описание Ночи предопределения
1. Это прекрасная ночь, не жаркая и не холодная.
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«إِنِّي كُنْتُ أُرِيْتُ لَيْلَةَ القَدْرِ، ثُمَّ نُسِيتُهَا، وَهِيَ فِي العَشْرِ الأَوَاخِرَ مِنْ لَيْلَتِهَا، وَهَيَ طَلِقَةٌ بَلِجَةٌ، لاَ حَارَّةٌ وَلاَ بَارِدَةٌ».
«Мне была показана Ночь предопределения, а потом я забыл её по воле Всевышнего. Это одна из последних десяти ночей рамадана. Это прекрасная ночь, ясная, ни жаркая и не холодная»[22].
2. Наутро после этой ночи солнце встаёт белым, не испуская лучей.
Многочисленность ангелов на земле в эту ночь
Абу Хурайра передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«إِنَّهَا لَيْلَةُ سَابِعَةٍ أَوْ تَاسِعَةٍ وَعِشْرِينَ إِنَّ الْمَلَائِكَةَ تِلْكَ اللَّيْلَةَ فِي الْأَرْضِ أَكْثَرُ مِنْ عَدَدِ الْحَصَى».
«Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого или двадцать девятого рамадана, и поистине, в эту ночь ангелов на земле больше, чем мелких камешков»[23].
Продолжение по воле Всевышнего Аллаха следует