Что выпускает газ сегодня

Горьковский автозавод: вчера, сегодня, завтра

Прошлый год на Горьковском автозаводе прошел под знаком 85‑летия со дня его вступления в строй действующих предприятий — 1 января 1932 года. А уже 29 января того же года с конвейера завода сошел первый грузовик — «полуторка» ГАЗ-АА. Сегодня ГАЗ — ведущий производитель коммерческого транспорта в России. Он входит в десятку крупнейших европейских производителей коммерческих автомобилей. Наш рассказ о вчерашнем дне завода, дне сегодняшнем и перспективах на завтра.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Несмотря на то, что «красная» дата приходится на начало года, приглашение посетить завод пришло практически в его конце. Есть тому и свой резон. Самое время подводить итоги, а заодно делиться планами на перспективу.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Самая первая «полуторка» — еще под маркой «НАЗ».

С выпуском на Горьковском автозаводе «полуторки» ГАЗ-АА связан масштабный переход страны на автомобильный транспорт, оснащение сельского хозяйства среднетоннажными грузовиками, организация пассажирских перевозок и многое другое, в том числе обороноспособность страны. С момента основания ГАЗа им выпущено более 18 млн грузовых и легковых автомобилей, освоено производство свыше 350 моделей и модификаций различной техники.

По автомобилям ГАЗ можно проследить историю становления и развития российского автомобилестроения. Многие из них стали поистине эпохальными. Среди наиболее известных моделей ГАЗа — легендарные «эмка» (ГАЗ-М1) и «полуторка» (ГАЗ-АА), знаменитые грузовики ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ГАЗ-66, легковые автомобили «Победа», «Волга» и «Чайка». В 1990‑е годы «ГАЗель» сыграла огромную роль в становлении рыночной экономики, расширении грузовых и пассажирских перевозок, дала импульс развитию российского предпринимательства.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Труженик села — ГАЗ-51А (1955–1975).

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Последний из 53‑х — ГАЗ-53‑12 (1984–1992).

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

ГАЗ-66 последнего выпуска.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Знаменитая «эмка» — ГАЗ-М1 (1936–1942).

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Наша «Победа» — ГАЗ-М20 (1946–1958).

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Эпохальная «Волга» ГАЗ-21 (1956–1970) — последняя серия, улучшенная.

Основа деятельности завода — производственная система ГАЗ, внедренная в 2003 году и разработанная на основе принципов Toyota Product System. Благодаря внедрению этой системы ГАЗ за 10 лет в 4 раза повысил производительность труда, сократил издержки и повысил рентабельность бизнеса.

Так, автоматизированная линия штамповки класса «А» оборудована многофункциональными роботами Kuka и прессами со штамповой оснасткой фирмы LG. На ней производятся крупногабаритные детали, в том числе лицевые панели боковин, основания, сдвижные и распашные двери.

Основная часть штампов произведена на японских автоматических линиях Komatsu и на входящем в периметр ГАЗа заводе штампов и пресс-форм. Математическое моделирование, отработка технологии и разработка конструкции штампов выполнена специалистами ГАЗа совместно с одним из мировых лидеров в сфере инжиниринга производственной оснастки — компанией V-EnS, дочерним подразделением корпорации LG.

Сварка кузовов ведется на современных автоматических линиях. К примеру, только на линии сварки цельнометаллических фургонов «ГАЗель NEXT» задействовано 98 роботов Fanuc. Количество сварочных точек достигает 6000. Максимально допустимое отклонение в каждой точке — не более 0,2 мм.

Всем этим управляет интеллектуальная система, которая непрерывно контролирует все основные параметры сварки и при необходимости моментально вносит коррективы. До 70 % деталей кузова по отдельным моделям изготавливаются из оцинкованной стали с высокими антикоррозионными свойствами. После завершения сварки на координатно-измерительной машине проверяется соответствие кузова заданным параметрам.

Не меньшую гордость завода составляет сварка кабин. 8 типов для различных моделей и модификаций («ГАЗель NEXT», «ГАЗон NEXT», «Урал NEXT» и «ГАЗель БИЗНЕС») свариваются в одном потоке. На линии сварки кабин работают 100 роботов фирмы Kuka. Причем 85 % операций выполняется в автоматическом режиме.

Окрасочный комплекс ГАЗа является одним из самых современных в России. Он обеспечивает высокое качество подготовки поверхности, грунтования и нанесения лакокрасочного покрытия. Каждый кузов проходит катафорезное грунтование. В результате электролитической обработки образуется защитное покрытие, которое более чем в 15 раз увеличивает устойчивость металла к коррозии. Роботы компании Sames обеспечивают автоматизированную окраску внутренних и внешних поверхностей.

Сегодня численность работающих на Горьковском автозаводе составляет свыше 20 тыс. человек, площадь территории — 600 га. Кроме того, ГАЗ — это 70 % рынка бортовых LCV, 35 % рынка ЦМФ и 44 % микроавтобусов, а также 71 % рынка среднетоннажников. Продукция Горьковского автозавода поставляется в 50 стран мира. С недавних пор экспорт в приоритетных направлениях завода.

ГАЗ выпускает легкие коммерческие и среднетоннажные автомобили для малого и среднего бизнеса, различных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, сельскохозяйственных предприятий, медицинских и школьных учреждений.

Линейка LCV включает автомобили «ГАЗель» и «Соболь» (семейств «БИЗНЕС» и NEXT), среднетоннажные грузовики «ГАЗон NEXT», машины повышенной проходимости «Садко», а также автокомпоненты (системы PowerTrain, системы управления, элементы кузова, оснастка, детали кузнечного производства, чугунное и цветное литье).

Модельный ряд комплектуется двигателями, работающими на разных видах топлива: бензине, дизельном и газовом топливе.

Несмотря на то, что «Группа ГАЗ» прекратила выпуск легковых автомобилей, сосредоточив свои усилия исключительно на коммерческом транспорте, здесь сотрудничают с международными автопроизводителями, такими как Volkswagen и Daimler. На ГАЗе в режиме контрактной сборки выпускаются автомобили Skoda Yeti и Octavia, VW Jetta, а также коммерческие автомобили Mercedes-Benz Sprinter Classic. Выпуск автомобилей организован в режиме полного цикла, включая все основные технологические этапы: сварку, окраску, сборку.

Кстати, на ГАЗе также работают автокомпонентные СП с европейскими компаниями Bosal (системы выпуска отработанных газов) и Bulten (детали крепежа), идет выпуск штампованных деталей для компании Daimler и отливок коленчатого вала для производства рядных 4‑цилиндровых двигателей Ford.

Этот год для ГАЗа запомнится следующими событиями. В августе на производство был поставлен 13‑местный микроавтобус на базе «ГАЗели NEXT». В октябре на базе каркасного микроавтобуса была выпущена модификация для перевозки детей. В ноябре с конвейера завода должна сойти «тяжелая» «ГАЗель NEXT» полной массой 4,6 тонны. На момент посещения завода все подготовительные работы были практически закончены. Наконец, в декабре с конвейера должен сойти «ГАЗон NEXT» полной массой 10 тонн.

Помимо этого, не прекращается «рутинная работа». Модернизация линейки «ГАЗели БИЗНЕС», начатая в 2015 году, продолжится вплоть до 2018 года. Появился «Соболь 4х4» с двойной кабиной. В производство были запущены катаные борта грузовой платформы, новая панель приборов, для всех моделей стал доступен двигатель EvoTech 2,7. В следующем году появятся раздаточная коробка с электронным управлением и топливный бак увеличенной емкости.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Сборочный конвейер 70‑х годов прошлого века.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Сегодня сборочное производство «ГАЗа» изобилует роботами.

Крупнейший в России инженерно-конструкторский комплекс ведет на ГАЗе полный цикл работ по созданию автомобилей: разработку концепции, стиля, планирование, прототипирование, моделирование и испытания, формирование процессов производства, инжиниринг, сертификацию. Центр создан на базе инженерной службы ГАЗа, объединяет конструкторские службы предприятий «Группы ГАЗ».

Здесь самое время рассказать о перспективных разработках ГАЗа. Прежде всего, это создание собственной интеллектуальной платформы. Проще говоря — телематики для ГАЗа. Это как раз то, с чем сейчас выходят на российский рынок LCV Volkswagen и Ford.

Преимущества такого подхода — безопасность водителя и ТС, сохранность груза, увеличение срока эксплуатации и уменьшение стоимости владения. Производитель же получает бесценную базу статистических данных, которая позволит вовремя отслеживать дефекты, повышая тем самым наработку на отказ конструкции в целом.

ГАЗ продолжит работу по созданию экологически чистого транспорта. Во втором квартале будущего года создадутся предпосылки для производства мелкими сериями электромобилей на унифицированной платформе для всего модельного ряда.

Из более прагматичных вещей следует назвать освоение «ГАЗели NEXT» с объемом кузова 16 м 3 и автобуса на 20 мест, каркасного автобуса с низким входом, 6‑ступенчатой МКП на 460/600 Нм и собственного автомата на передачу до 800 Нм.

Сотрудничество с группой Volkswagen позволит освоить в производстве 2‑литровый мотор в двух исполнениях по мощности, тем самым потеснив в производственной программе перетяжеленный Cummins.

Целый ряд задумок близок к воплощению и в сегменте среднетоннажников. Это 6‑ступенчатая МКП, автомат, шасси с измененной рамой и усиленным задним мостом, седельный тягач и многое другое.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Производственная программа «ГАЗа».

Отрадно, что через 85 лет со времени своего основания завод здравствует и с уверенностью смотрит в завтрашний день, оставаясь флагманом отечественного автомобилестроения.

Источник

Пятилетки нового ГАЗа О Горьковском автомобильном заводе в XXI веке

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Продукция Горьковского автомобильного завода в эпоху СССР была известна всей строящей социализм большой части планеты. А автомобили «Волга» считались самыми престижными не только в Советском Союзе, но и в Восточной Европе, Африке, Латинской Америке. Отсутствие конкуренции и огромный рынок сбыта делали советский ГАЗ в условиях социалистической экономики неуязвимым. Но в конце прошлого века завод, не вписавшись в новую, рыночную экономику, оказался на грани банкротства. В 2000 году на ГАЗ пришел новый собственник, который за 20 лет произвел там настоящую революцию. И сейчас предприятие занимает лидирующее положение на российском рынке автобусов и легких коммерческих автомобилей, успешно конкурируя с мировыми автогигантами. О четырех ударных пятилетках ГАЗа в новом веке — в материале «Ленты.ру»

90-е: на грани банкротства

С тяжелым грузом опыта работы в условиях плановой советской экономики и при отсутствии конкурентоспособности с заполнявшими российский авторынок иномарками к концу прошлого века ГАЗ представлял собой предприятие с устаревшим оборудованием и отсталой производственной культурой, находящееся на грани банкротства. Из-за неумения работать в условиях строящейся рыночной экономики у завода отсутствовали деньги не только на развитие, но и на расчеты с партнерами.

Продукция ГАЗа конца 90-х отличалась низким уровнем качества и не соответствовала современным требованиям к автомобилям. Новые продукты продолжали создавать по старинке, без учета потребностей клиентов. Соответственно, отсутствовали маркетинговые прогнозы востребованности разрабатываемых продуктов на рынке, разработка и освоение в производстве происходили очень медленно, существовал разрыв между конструкторским проектом и возможностями массового производства, не было обратной связи с потребителями, предприятие несло огромные затраты по устранению дефектов в гарантии.

Отличался завод тех лет и низкой производительностью труда. Простои часто достигали трех часов в смену из-за отсутствия необходимых деталей, оборачиваемость запасов на складе составляла четыре дня, на рабочих местах — восемь часов. Операторы при перемещении мешали друг другу, рабочие места были загромождены большим количеством лишних деталей, производство было отягощено множеством проблем: браком от поставщиков, некачественным инструментом. Кроме того, сотрудникам приходилось работать в темных грязных цехах, где было холодно зимой и душно летом из-за отсутствия нормальной вентиляции. Обратной связи с работниками ГАЗа у руководства предприятия в конце прошлого века не было.

2000-2010. Первые пятилетки нового ГАЗа

В Советском Союзе планировали и отчитывались пятилетками. Двадцать лет ГАЗа в новом веке — четыре пятилетки, если руководствоваться старым подходом, хотя предприятие развивалось по собственному стратегическому плану. Нам показалось интересным измерить результаты предприятия по пятилетним показателям, как в прежние советские годы.

В 2000 году Горьковский автозавод становится частью промышленной группы, принадлежащей российскому промышленнику Олегу Дерипаске. И уже в 2003-м по инициативе нового собственника на ГАЗе внедряется производственная система, основанная на философии постоянных улучшений. В результате производительность труда на предприятии растет в четыре раза. И финальный аккорд первой пятилетки нового века — в 2005-м создается холдинг «Группа ГАЗ», в который входят отечественные предприятия по выпуску легких коммерческих автомобилей, автобусов, грузовиков, строительно-дорожной техники, двигателей и автокомпонентов.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Валерий Цыбанев, гендиректор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей: «20 лет назад мы узнали, что главным акционером ГАЗа стал Олег Владимирович Дерипаска. Для нас человек новый, молодой, 32 года ему было в то время. Мы с ним встречались на полях Бюро Правления российского союза промышленников и предпринимателей, много говорили о развитии завода, о традициях, которые десятилетиями формировались на ГАЗе. И я понял, что он действительно тот человек, который готов взять на себя большую ответственность за развитие завода, построенного еще в 30-е годы. И главное — он видит перспективу. В дальнейшем это все оправдалось».

В ходе второй пятилетки в 2007 году «Группа ГАЗ» первой из отечественных компаний-производителей начинает серийное производство автобусов, работающих на газовом топливе. А в 2008-м на базе Горьковского автозавода создается корпоративный университет «Группы ГАЗ», разработано свыше 400 уникальных учебных программ и тренингов по повышению квалификации персонала. В 2010-м ГАЗ внедряет современную систему качества и начинает выпуск модернизированной линейки автомобилей «Газель Бизнес».

2010-2020. Две последних пятилетки

В 2011-м Дерипаска строит с нуля в Ярославле самое современное предприятие по производству двигателей для коммерческого транспорта в Восточной Европе — завод по выпуску дизельных двигателей ЯМЗ-530, также вошедший в «Группу ГАЗ». Уровень автоматизации нового завода составляет 90 процентов.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

В 2012-м ГАЗ локализует производство компонентов в сотрудничестве с международными партнерами: создано совместное предприятие с бельгийской компанией по выпуску выхлопных систем. В этом же году «Группа ГАЗ» первой в России начинает серийное производство автобусов «Лиаз» экологического стандарта «Евро-5». А в 2013-м, когда на предприятии уже было модернизировано свыше 200 тысяч квадратных метров производственных площадей, начинается выпуск автомобиля нового поколения «Газель NEXT», который признан лучшим коммерческим автомобилем в России. В рейтинге лучших российских брендов, который проводит международная компания Interbrand, марка «Газель» оценивается в 32,3 миллиарда рублей и опережает даже такие именитые бренды, как «Роснефть» и «Аэрофлот». В том же году на Горьковском автозаводе организована сборка автомобилей Volkswagen и Daimler.

В 2014-м предприятия группы разрабатывают для XXII Олимпийских зимних игр в Сочи новые модели автобусов и поставляют более 700 машин. Техника отлично зарекомендовала себя во время Игр. После окончания Олимпиады автобусы вышли на улицы городов Подмосковья и Санкт-Петербурга. В этом же году на Горьковском автозаводе стартует выпуск новых среднетоннажных автомобилей «Газон NEXT». Создав линейку современных автомобилей, ГАЗ начинает расширение экспортной программы.

Финал третьей пятилетки нового века ГАЗа, вишенка на торте — в 2015 году «Группа ГАЗ» выводит на рынок фургоны и микроавтобусы NEXT. В этом же году ГАЗ обновляет товарный логотип для выхода на экспортные рынки и распространяет легендарный знак «бегущий олень» на автобусную линейку предприятий.

В 2017-м «Группа ГАЗ» и Volkswagen Group подписывают три соглашения о расширении сотрудничества в России: о продлении контрактного производства легковых автомобилей до 2025 года, о поставке компанией Volkswagen двигателей для легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ и о намерениях стратегического сотрудничества в производстве коммерческого транспорта и компонентов к нему.

Несмотря на множество трудностей, запас прочности «Группы ГАЗ», заложенный промышленником Олегом Дерипаской в предыдущие годы, позволяет автопроизводителю даже в таких условиях выпускать конкурентоспособную и высокотехнологичную технику. В частности, с 2018 года компания начала серийное производство электробусов с ультрабыстрой зарядкой, которые сегодня успешно работают на маршрутах Москвы и других городов страны.

В 2019-м «Группа ГАЗ» представила на выставке Comtrans-2019 новое революционное транспортное средство «Газель NN» с интеллектуальными помощниками водителю. Машина уже превращается в партнера, полноценного участника дорожного движения, который видит дорожную ситуацию, анализирует ее и взаимодействует с человеком за рулем. Универсальная новая платформа позволяет использовать в автомобиле не только уже существующие узлы и компоненты и элементы ADAS, но и внедрять еще только планируемые или даже прогнозируемые системы и механизмы.

В сентябре нынешнего года компания продемонстрировала первые предсерийные модели легкого коммерческого автомобиля на электрической тяге GAZelle e-NN. Это важный этап технологического развития отрасли, шаг в сторону создания транспорта с элементами автономного управления и беспилотных автомобилей.

По мнению автоэксперта, директора по маркетингу и внешним коммуникациям «Марс моторс» Анны Воробьевой, «ГАЗ как автопроизводитель уже настолько себя хорошо зарекомендовал у отечественного покупателя, что сейчас в нише B2B у него очень сильные позиции, это серьезный кандидат, чтобы целиком занять эту нишу, несмотря на то, что краски его развития сгущались мировыми санкциями». Анна Воробьева считает, что «на сегодня это одно из лучших решений для бизнеса и с точки зрения «цена — качество», и таких критериев, как стоимость обслуживания, гарантийная и сервисная поддержка, развитие внутренних программ для поддержки клиентов, таких как «ТрэйдИн» или продажа автомобилей с пробегом».

Более того, техника «Группы ГАЗ», несмотря на все внешние обстоятельства, покупается и за рубежом. «Вы что, сомневаетесь, что ГАЗ способен экспортировать? Конечно, способен. 22 процента продукции «ГАЗа» уходит на экспорт», — заявил Олег Дерипаска на Столыпин-форуме в сентябре 2020 года. А недавно ряд немецких СМИ опубликовал новость о том, что производитель электрического транспорта в Штутгарте расширяет продажи в Германии электрических фургонов и автобусов на базе модели «ГАЗель NEXT». Электрическая «ГАЗель» покупается в Европе! Мало кто мог ожидать такого от российских автопроизводителей.

Автопроизводитель с уникальным набором компетенций

Сегодняшний ГАЗ — это современный инженерно-промышленный холдинг с уникальным набором компетенций в разработке и производстве автомобильной техники и автокомпонентов, объединяющий свыше 10 предприятий с современными технологиями производства. В их модернизацию и новый модельный ряд инвестировано более двух миллиардов долларов. Предприятие конкурентоспособно, ему удалось в условиях острой конкуренции с импортными аналогами, наводнившими российский рынок за последние 20 лет, сохранить лидерские позиции. Сейчас доля ГАЗа на рынке автобусов — 80 процентов, а на рынке легких коммерческих автомобилей — 50 процентов. Создано новое поколение легких коммерческих автомобилей, среднетоннажных грузовиков, автобусов, соответствующее современным мировым стандартам.

Источник

От А до Next: как сегодня работает Горьковский автозавод

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

У Горьковского автозавода удивительная судьба. Когда-то он выпускал самые массовые грузовики Советского Союза ГАЗ-АА, потом был период, когда он делал легенду ХХ века Волгу ГАЗ-21, затем – когда строил престижные Чайки и мечту почти любого гражданина, Волгу ГАЗ-24. Был период, когда ГАЗ спас себя и малое предпринимательство России “Газелькой”. Разное было время у завода, а перечислять всё, что выходило из его ворот, будет слишком долго. Но мы постараемся рассказать хотя бы о том, что происходило в Нижнем в самом начале тридцатых, что происходит сейчас, и чего ждать в ближайшем будущем.

Что Сибирь, что Аляска — два берега

В конце двадцатых годов прошлого в СССР сложилась неприятная картина: надо строить социализм (чтоб потом приступить непосредственно к коммунизму), а кирпичи возить не на чем. Можно, конечно, на лошади, но в период индустриализации это животное своим гордым видом дискредитировало власть трудящихся. Было принято единственно возможное решение: строить собственный автомобильный завод.

Само собой, построить крупный завод за короткий срок, не имея никакого опыта, — дело практически невозможное. И тогда ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили договор о помощи в запуске массового производства автомобилей в Советском Союзе. Форд выбрали не случайно: себестоимость машин у этой компании тогда была минимальной, автомобили — надёжными и простыми, а о массовости в Форде знали, наверное, всё.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Но сначала надо было построить сам завод. Его проектированием занималось архитектурное бюро Альберта Кана, а руководство строительством осуществляла компания «Остин». Само собой, все эти фирмы были американскими.

Но не надо думать, что с лопатами и тачками на стройке горбатились заокеанские помощники. Нет, физически тут работали наши люди. И труд был действительно крайне тяжёлым, практически ручным. Тем не менее, темпы строительства оказались просто невероятными: завод был готов всего за 18 месяцев, и уже в январе 1932 года с конвейера сошёл первый полуторатонный грузовик НАЗ-АА, ставший потом ГАЗом-АА, более известным в народе как полуторка. Почему он назывался НАЗ? Потому что завод тогда был Нижегородским, а Горьковским он стал в 1933 году.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Пятая машина первого выпуска ГАЗ-А. 06.12.1932 г

Номенклатура завода расширялась быстро. Даже перечисление машин, разработанных газовцами до начала Великой Отечественной войны, заняло бы много места. Но отмечу, что все они базировались на старых добрых ГАЗ-А и ГАЗ-АА. На старых — потому что для американцев они к тому времени уже были старыми, на добрых — потому что лучше всё равно у нас ничего не было.

Незадолго до прекращения сотрудничества с американцами в 1935 году заводчане получили документацию на Ford Model B. Этот автомобиль был основой для ГАЗ-М-1 («Молотовец-1», он же “Эмка”), выпуск которого начался в 1936 году. Внешне Форд В и «Эмка» очень похожи, но отличий в них много. Впрочем, сегодня у меня нет никакого настроения анализировать, что там на ГАЗе копировали (легально и нелегально), что делали лучше, а что — хуже. Это тема для долгих философских бесед в гараже. Нужно разложить на капоте старой Волги газетку, нарезать колбасу, разлить по сто граммов и кидать друг в друга кучей аргументов разной степени достоверности. А потом хлестать оппонента по щекам прокладкой ГБЦ от мотора ГАЗ-11, один в один похожей на… Хм, ладно, не будем. Праздник всё-таки.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Автомобили ГАЗ выезжают из Дворца Бухарского эмира, Узбекистан, 1936

Работникам завода удалось сделать почти невозможное: уже в середине апреля 1935 года был собран стотысячный автомобиль. Для предприятия, как и для страны в целом, это был невероятный успех. Уже началась разработка ещё одного бестселлера — ГАЗ-51, но началась война.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Автомобиль ГАЗ-67. Из ворот завода на фронт. 1942 г.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Главный конвейер. Сборка автомобилей ГАЗ-51. 1946 г

Завод был переориентирован на военные нужды. Выпускали первые лёгкие внедорожники, грузовики, танки, самоходные артиллерийские установки, бронеавтомобили, миномёты, снаряды для “Катюш”. Конечно, смотреть на это спокойно немецкие захватчики не могли. И завод стал мишенью для бомбардировщиков. Бомбили много, целенаправленно, настойчиво. Несли потери от советских средств ПВО, но всё равно летели кидать бомбы. И летом 1943 года конвейерное производство всё же пришлось остановить.

Завод был очень сильно разрушен. По разным оценкам, были уничтожено около пятидесяти зданий предприятия. Но в истории завода был ещё один подвиг: его восстановили за сто дней и снова запустили производство. Конечно, всё это было сделано не в полном объёме: пришлось, например, отказаться от выпуска трёхосных грузовиков ГАЗ-ААА и броневиков БА-64.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

ГАЗ-51, 46 год, Гос. испытания. Автопробег на Байдарском перевале в Крыму

Зато после войны завод “выстрелил” целым залпом машин, ставших впоследствии культовыми. Это грузовой ГАЗ-51, легковая Победа М-20, представительские ЗиМы, просто мегапопулярная Волга ГАЗ-21, Чайка ГАЗ-13

Не менее продуктивным оказался и период с начала шестидесятых до начала восьмидесятых. Тут ГАЗ тоже радовал советских граждан и в сегменте грузовой техники, и в сегменте легковых автомобилей. Если вы никогда ничего не слышали про ГАЗ-53, “шишигу” ГАЗ-66, ГАЗ-24, Чайку ГАЗ-14, то доделывайте уроки и складывайте портфель. Эти машины известны каждому русскому человеку, и в этот период ГАЗ стал главным поставщиком автолегенд Советского Союза.

В 1981 году был выпущен уже десятимиллионный ГАЗ. Но последующие десятилетия оказались для ГАЗа не совсем удачными.

Если ещё несколько эпичных грузовиков в “догазельную” эпоху ГАЗ выпустить смог (например, ГАЗ-3307 и потом ГАЗ-3309), то с легковыми автомобилями картинка получилась печальной. Можете закидать меня ржавыми шкворнями, но бесконечные переделки 24-й Волги оказались не слишком удачными. Нужно было что-то принципиально новое, но в этот период ГАЗ не мог (или не хотел) заниматься новым легковым автомобилем.

Правда, в 90-х значительно выросло производство Волги: народ по старой памяти считал этот автомобиль престижным, а стоить он тогда внезапно стал очень недорого. Но долго на остатках былой славы Волга протянуть на смогла, а новые ГАЗ-3103, 3104 и седан бизнес-класса 3105 так и не были доведены до серийного выпуска: для этого не было средств, да и конкурировать с нахлынувшими на российский рынок иномарками этим автомобилям было очень тяжело.

Типично российскому принципу “купить дешевле, нагрузить больше, увезти дальше” газельки соответствовали полностью (да и сейчас тоже соответствуют). Да, они дико ржавели, не отличались высоким качеством сборки, не сильно радовали глаз уже на второй-третий год трудовой жизни, но именно на их шасси ГАЗ выбрался из затяжного кризиса. Правда, полностью утратив в 2000-х своё присутствие в легковом сегменте. Но плакали по этому поводу наши граждане недолго и не особо горько, и в основном это были фанаты марки и те, кто не понял, что в мире есть очень много машин, которые лучше Волги почти во всём.

В 2001 году завод вошел в состав холдинга «РусПромАвто», который в свою очередь в 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ». С тех пор завод ГАЗ является головным предприятием холдинга. Давайте посмотрим, что такое «Группа ГАЗ» и Горьковский завод сегодня.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Статистика знает всё

Этот маленький раздельчик могут пропустить те, кто знает, что именно входит в Группу ГАЗ, и как это всё работает. То есть, руководство холдинга. Остальным, наверное, будет небезынтересно открыть для себя некоторые новые моменты.

Итак, в Группе ГАЗ насчитывается пять дивизионов: «Легкие коммерческие и легковые автомобили», «Грузовые автомобили», «Автобусы», «Силовые агрегаты» и «Автокомпоненты». В составе каждого дивизиона есть несколько предприятий. Например, автобусы — это заводы ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ, силовые агрегаты — ярославский ЯМЗ, ЯЗДА и ЯЗТА (ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры), грузовики — Урал и так далее, список этот неполный. Всего — 13 предприятий в восьми регионах России.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Сегодня во всех предприятиях холдинга (включая смежные отрасли) работает около 400 тысяч человек, а количество стран, куда экспортируют продукцию ГАЗа, постоянно растёт: с 23 в 2013 году до 51 в 2017. Думаю, мало кому интересно разбираться с отчётах о деятельности холдинга, но ещё некоторые интересные числа статистики привести всё же надо. Например, 100% всех отечественных переднемоторных автобусов принадлежит ГАЗу, как и 74% легких коммерческих автомобилей. Значительно за последний год выросла доля средних дизельных двигателей — с 22% в прошлом году до 38% в нынешнем.

Что выпускает газ сегодня. Смотреть фото Что выпускает газ сегодня. Смотреть картинку Что выпускает газ сегодня. Картинка про Что выпускает газ сегодня. Фото Что выпускает газ сегодня

Год назад было создано подразделение GAZ International, которое занимается экспортом газовской техники. Поэтому с недавних пор холдинг делает упор на некоторые вещи, которые просто необходимы для успешной интеграции в зарубежные рынки. Например, готовится к выпуску моторов, соответствующих нормам Евро-6, вводит в стандартную комплектацию своих автомобилей систему ESP, готовит свои машины для работы в высокогорном климате, жарких странах, странах с левосторонним движением. Звучит, может, и не слишком сложно, но на самом деле работы много.

Не надо думать, что взаимодействие с иностранцами ограничено лишь попытками (причём успешными) продажи им машин. Нет, ГАЗ ещё и занимается сборкой некоторых автомобилей. Например, Skoda Yeti, Octavia, Volkswagen Jetta и коммерческих Mercedes-Benz Sprinter. И в следующем году даже приступит к сборке Skoda Kodiaq.

Разумеется, все эти автомобили намного сложнее старенькой Газели. И всё же предприятие с задачей справляется успешно. Мало того, даже собственные Газели NEXT очень не похожи на старые добрые машины предыдущего поколения Газель Бизнес. Тут и мультимедийные системы, и тросовые приводы КПП с джойстиком на панели, и передняя многорычажная подвеска, и очень многое другое. Да, Газели уже не те! Они даже разучились корродировать до дыр прямо к концу цикла сборки на конвейере. Давайте-ка коротенько посмотрим, как их делают сейчас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *