Что главнее постановление правительства или указ мэра

Статья 41. Полномочия Мэра Москвы

Статья 41. Полномочия Мэра Москвы

1. Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.

1) представляет город Москву в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или поручает представление города Москвы иным лицам, представляет город Москву на официальных протокольных мероприятиях, выполняет другие представительские функции;

2) выступает от имени города Москвы в рамках компетенции, установленной настоящим Уставом, в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, законами города Москвы, поручает выступать от имени города Москвы органам исполнительной власти города Москвы, должностным лицам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам;

3) подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их;

4) заключают # договоры и соглашения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 48 пункт 5 части 2 статьи 41 настоящего Закона изложен в новой редакции

5) формирует Правительство Москвы и принимает решение о его отставке; определяет структуру органов исполнительной власти города Москвы;

ГАРАНТ:

Об отставке Правительства Москвы см. Указ Мэра Москвы от 12 сентября 2013 г. N 84-УМ

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 14 июля 2010 г. N 33 часть 2 статьи 41 настоящего Закона дополнена пунктом 5.1

5.1) представляет в Московскую городскую Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 2 июля 2014 г. N 39 пункт 6 части 2 статьи 41 настоящего Закона изложен в новой редакции

6) в порядке, установленном законом города Москвы, выражает согласие от имени исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на назначение руководителей территориальных (в городе Москве) органов исполнительной власти Российской Федерации, согласовывает представление на должность Прокурора города Москвы;

7) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;

8) назначает представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами города Москвы;

ГАРАНТ:

Согласно Закону г. Москвы от 13 июля 2001 г. N 32 до вступления в силу решения об избрании (назначении) представителей от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти г. Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ Мэр Москвы и Председатель Московской городской Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом по должности представляют город Москву в Совете Федерации Федерального Собрания РФ

9) назначает своих полномочных представителей в Московской городской Думе, а также в иных органах государственной власти;

ГАРАНТ:

См. Указ Мэра Москвы от 10 ноября 2010 г. N 137-УМ

10) вносит в Московскую городскую Думу кандидатуры на должности судей Уставного суда города Москвы;

11) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральными законами, законами города Москвы.

3. В случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.

4. По вопросам своей компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением.

ГАРАНТ:

О бланках правовых актов (распорядительных документов) Мэра и Правительства Москвы см. распоряжение Мэра Москвы от 28 августа 2001 г. N 866-РМ

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 14 июля 2010 г. N 33 часть 7 статьи 41 настоящего Закона изложена в новой редакции

7. Взаимодействие Мэра Москвы с органами исполнительной власти и должностными лицами других субъектов Российской Федерации может осуществляться путем заключения договоров и соглашений.

8. Правовые акты, издаваемые Мэром Москвы, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам города Москвы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 48 часть 9 статьи 41 настоящего Закона изложена в новой редакции

9. Мэр Москвы отменяет распоряжения Правительства Москвы, правовые акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, если указанные правовые акты не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу города Москвы, законам города Москвы, иным правовым актам города Москвы более высокой юридической силы либо их выполнение не обеспечено финансовыми или материальными ресурсами.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 ноября 2012 г. N 62 часть 10 статьи 41 настоящего Закона изложена в новой редакции

10. Правовые акты Мэра Москвы опубликовываются и вступают в силу в порядке, установленном законом города Москвы.

11. Правовые акты Мэра Москвы направляются в Московскую городскую Думу в двухнедельный срок со дня их подписания.

Информация об изменениях:

13. Мэр Москвы имеет печать с изображением герба города Москвы и должностной знак.

ГАРАНТ:

См. Закон г. Москвы от 11 июня 2003 г. N 39 «О гербе города Москвы»

См. Закон г. Москвы от 19 ноября 2003 г. N 74 «О должностных знаках Мэра Москвы и Председателя Московской городской Думы»

Источник

Что такое нормативный правовой акт

Что главнее постановление правительства или указ мэра. Смотреть фото Что главнее постановление правительства или указ мэра. Смотреть картинку Что главнее постановление правительства или указ мэра. Картинка про Что главнее постановление правительства или указ мэра. Фото Что главнее постановление правительства или указ мэра

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Статья 19. Правовые акты Правительства Москвы и правовые акты членов Правительства Москвы

Статья 19. Правовые акты Правительства Москвы и правовые акты членов Правительства Москвы

1. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Москвы.

2. Постановления Правительства Москвы принимаются большинством голосов от общего числа членов Правительства Москвы. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании является решающим.

3. Постановления и распоряжения Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы являются обязательными для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, всеми физическими и юридическими лицами на территории города Москвы.

4. Заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры Правительства Москвы в пределах своей компетенции издают распоряжения. Руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы и префекты административных округов города Москвы в пределах своей компетенции издают приказы и распоряжения. Указанные правовые акты членов Правительства Москвы не могут носить нормативный характер.

5. Правовые акты Правительства Москвы могут быть отменены или приостановлены Правительством Москвы. Правовые акты членов Правительства Москвы могут быть отменены или приостановлены Мэром Москвы или Правительством Москвы.

6. Постановления Правительства Москвы, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

7. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Москвы считается дата первой публикации его полного текста в официальных изданиях Правительства Москвы.

8. Постановления Правительства Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через 10 дней со дня их официального опубликования. Иные постановления и распоряжения Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Правительство Москвы осуществляет контроль за исполнением принятых им актов непосредственно и через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.

9. Правовые акты членов Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в указанных актах. Члены Правительства Москвы осуществляют контроль за исполнением принятых ими актов.

10. Правовые акты Правительства Москвы и правовые акты членов Правительства Москвы могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

В России любые документальные решения, которые принимает государство, муниципальный орган, юридическое должностное лицо называются правовым актом. Нормативные правовые акты, указы, распоряжения могут принимать различные органы страны и отдельные граждане. Постановление правительства это закон или подзаконный акт. Они содержат общие постановления, распространяются на определенный круг лиц с определенным периодом применения.

Для того чтобы разобраться, как правильно называть и различать, какие нормативные акты издает правительство Российской Федерации – изучите нашу статью.

Чем отличается постановление от указа?

Указ – в некоторых странах это нормативные акты главы государства. Постановления органа, который имеет власть и силу над законом.

Постановление – решение коллектива действующего органа, его официальное распоряжение.

Распоряжение – акт, который издается одним только руководителем учреждения. Распоряжение можно довести до исполнителей оперативных вопросов. Оно касается узкого круга лиц, работает на не долгосрочной основе.

Приказ – официальное распоряжение, которое выполняется в срочном порядке и неоспоримо.

Издание указов и распоряжений, кто занимается этим?

По статье № 90, в Российской Федерации издает и принимает указы Президент России. Принятые законы входят в список обязательных для исполнения, и исполняются по всей территории государства. При этом законы и указы, которые хочет принять глава державы, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным утверждениям.

Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. Нормативные законы вступают в действие сразу после их подписания. В течение 7 дней распространяются по всей территории страны.

Все нормативные акты строятся на политической иерархии. Все зависит от юридической силы документа. Царит над любым правовым, нормативным актом Конституция России, поэтому указы должны быть подзаконными и не противоречить правилам Конституции.

Нормативно правовые акты, указы, распоряжения, постановления: виды

Период действия законов определяется после момента их вступления в силу. Так документ может начать действовать во время принятия и опубликования, или по истечению установленного срока.

Поэтому из-за срока годности их разделяют на 2 вида:

Конкретно правовые акты разделяются на 3 основные группы. Каждая из них имеет свой срок действия, полномочия и распоряжения. Существует: закон, подзаконный акт, международный закон.

Указы и распоряжения Президента, в чем разница?

Акт Президента – это документ, который принимает юридическую форму Конституции Российской Федерации, выражает решения власти и соблюдает конституционные полномочия. Президент, как глава органа власти может издавать, как указы, так и распоряжения. После издания закона любой гражданин, предприятие должно выполнять и придерживаться нормативным актам закона по всей территории РФ.

Но не секрет то, что не один Президент трудится над изданием закона, правового акта. Над этим работает вся администрация Президента. Принимается закон с помощью коллег депутатов, методом голосования. А если дело касается указа Президента, то голосование не играет никакой роли, ведь приказ обязывает всех выполнять его условия.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Что главнее постановление правительства или указ мэра

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021 № 1 в ред. от 23.06.2021 № 2 (далее – Постановление главсанврача), а также Указом Мэра Москвы от 16.06.2021 № 32-УМ в Москве введена обязательная вакцинация для лиц, занятых в отдельных видах деятельности, а работодателей обязали эту вакцинацию организовать и отчитаться. Подробнее см.: комментарий.

На сайте https://mosgorzdrav.ru/ появились ответы на вопросы, связанные с вакцинацией.

Обязательность требований санитарного врача

В отношении обязательности требований разъяснения следующие.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон № 157-ФЗ), п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 от 16.12.2013 № 65 Главный государственный санитарный врач принял постановление о проведении обязательной вакцинации отдельных групп населения.

Руководители организаций и ИП, которые относятся к сферам, поименованным в Постановлении главсанврача, обязаны в период эпиднеблагополучия обеспечить проведение вакцинации в установленные сроки. Это вытекает из ст. 10, ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, в соответствии с которыми граждане, а также работодатели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При этом работодатели обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Среди прочих к ним относятся профилактические прививки, проводимые в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (НКП), в который включены прививки от COVID-19.

Не все в этом разъяснении понятно. Действительно, в п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ указано, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные врачи могут выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это право есть и у главных санитарных врачей регионов (п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476).

Статья 10 Закона № 157-ФЗ также подтверждает право Главного государственного санитарного врача региона принять решение о проведении профилактических прививок при угрозе возникновения болезней, перечень которых утверждает Минздрав. Приказом Минздрава России от 19.12.2020 № 1307н (в ред. приказа от 03.02.2021 № 47н) прививка против коронавируса внесена в календарь профилактических прививок. В календаре определены группы населения, которые должны сделать прививку. Однако эти группы лишь частично совпадают с теми, которые указаны в Постановлении главсанврача.

В частности, в календаре указаны:

Таким образом, проведение профилактических прививок сотрудникам торговли, а также работникам государственных органов Москвы указанным календарем не предусмотрено. Следовательно, профилактические прививки таким лицам по постановлению санитарных врачей не соответствуют статье 10 Закона № 157-ФЗ.

Кроме того, постановление о проведении прививок Главный санитарный врач может вынести исключительно по эпидемическим показаниям. К сожалению, в Постановлении главсанврача такие показания со ссылками на источники (статистику) не приведены.

Также отметим, что в соответствии со ст. 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний действительно проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Однако организации и ИП должны проводить эти мероприятия в соответствии с осуществляемой ими деятельностью и в случаях вынесения предписания (п. 3 ст. 29, п. 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ):

Профилактические прививки – это введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням (ст. 1 Закона № 157-ФЗ).

Обеспечивают осуществление иммунопрофилактики Минздрав, Роспотребнадзор, а также органы государственной власти субъектов в сфере здравоохранения (ст. 8 Закона № 157-ФЗ). Иммунопрофилактика производится за счет бюджетных средств (ст. 6 Закона № 157-ФЗ). Таким образом, работодатели (организации и ИП) не могут стать ответственными за проведение профилактических прививок населению в соответствии с действующим законодательством.

Какая торговля имеется в виду в Постановлении главсанврача?

Указано, что вакцинировать нужно не только сотрудников розничной торговли. Оптовая и дистанционная торговля также подпадают под вакцинацию. А вот что касается транспорта, имелся в виду только общественный транспорт и такси (где есть контакт граждан-пассажиров с сотрудниками).

В отношении торговли, как уже было указано выше, такой категории деятельности нет в календаре прививок, следовательно, проведение профилактических прививок в отношении этой категории лиц не соответствует законодательству.

Как считать долю работников, кого включать?

По доле работников, которых необходимо привить (в Москве – 60 %) указано, что в это число входят только лица, получившие вакцину. Все, у кого есть медотводы, – это оставшиеся 40 %.

Отметим, что в Постановлении главсанврача действительно есть обязанность организовать проведение прививок не менее 60 % от общей численности. Однако в п. 3 Постановления главсанврача указано, что требование об организации прививок не относится к лицам, которые имеют противопоказания. Из этого следует, что 60 % необходимо определять от того количества сотрудников, которые не имеют противопоказаний.

Те компании, которые имеют подразделения в других регионах, в целях 60 % учитывают только работающих на территории Москвы.

Указано, что в численность сотрудников, от которой необходимо определить 60 %, следует включить удаленных (дистанционных) сотрудников, а также самозанятых, привлеченных на основании договоров (каких договоров – не уточняется).

Отметим, что в соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона № 52-ФЗ и в соответствии со ст. 10 Закона № 157-ФЗ Главный санитарный врач может вынести постановление о проведении прививок группам граждан по эпидемическим показаниям, то есть эти показания должны быть в постановлении. В Постановлении главсанврача указано только на то, что заболеванию больше подвержено трудоспособное население, а также лица, посещающие общественные места. При этом категория лиц, работающих удаленно (возможно, на территории других субъектов), отдельно не поименована.

Таким образом, удаленных сотрудников из других регионов считать в численности не нужно однозначно (работающих и проживающих в Московской области, например). Что касается дистанционных сотрудников, местом работы которых является Москва, то, скорее всего, их придется включить в расчет 60 %.

В отношении лиц, применяющих налог на профессиональный доход, отметим следующее.

Если с ними заключены не трудовые, а гражданско-правовые договоры, то они находятся с организацией и (или) предпринимателем в равных отношениях. По гражданско-правовому договору одна сторона не может обязать другую сторону выполнять какие-либо действия, не предусмотренные договором. Более того, в связи с отсутствием трудовых отношений заказчики самозанятых лиц не могут по законодательству обеспечить им прохождение вакцинации, поскольку это вряд ли предусмотрено заключенными договорами.

Таким образом, включать самозанятых в расчет численности сотрудников, подлежащих вакцинации, нужно, только если с ними заключены трудовые договоры. В этом случае они являются обычными работниками.

Что касается расторжения договоров оказания услуг с самозанятыми, то заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (ст. 782 ГК РФ). Однако в этом случае он должен возместить исполнителю все расходы, фактически понесенные на исполнение этого договора.

Кто может получить медотвод?

Разъясняется, что медотвод могут получить лица с ОРВИ, беременные женщины и недавно переболевшие (не более 6 месяцев назад). Что касается антител, то их наличие не является противопоказанием.

Отметим, что для каждой вакцины есть свой перечень противопоказаний.

Так, в соответствии с Рекомендациями о порядке вакцинации ГАМ-КОВИД-ВАК (направлены письмом Минздрава России от 20.02.2021 № 1/И/1-1221) противопоказанием являются:

Для введения препарата «ЭпиВакКорона» противопоказаниями будут (см. письмо Минздрава России от 21.01.2021 № 1/и/1-332):

С осторожностью препарат предлагается вводить лицам с хроническими заболеваниями печени и почек, нарушениями эндокринной системы, заболеваний ЦНС и сердечно-сосудистой системы и др.

Что касается антител, то еще в январе Минздрав России выпустил письмо от 15.01.2021 № 1/И/1-155, в котором также указано, что при подготовке к вакцинации проверка иммуноглобулинов классов G и M к вирусу SARS-CoV-2 обязательной не является. Однако лица, имеющие положительные результаты исследования на наличие иммуноглобулинов классов G и M к вирусу SARS-CoV-2, полученные вне рамок подготовки к вакцинированию, не прививаются.

Отметим, что в указанном письме количество выявленных антител не указывается. Следовательно, само по себе их наличие уже делает невозможной прививку. Ни постановление Главного санитарного врача, ни нормативные правовые акты главы субъекта не могут изменить рекомендации Минздрава просто в силу того, что именно это ведомство является органом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. К ведению Минздрава относятся (п. 1 Положения о Минздраве, утв. постановлением Правительства России от 19.06.2012 № 608):

Главный санитарный врач не может игнорировать рекомендации профильного ведомства.

Как учитывать сотрудников с антителами?

Отдельно подчеркивается, что никакие титры антител не приравниваются к прививке. В разъяснениях говорится, что наличие высокого уровня иммуноглобулина G не является противопоказанием для вакцинирования.

Еще раз отметим, что это прямо противоречит позиции, высказанной Минздравом РФ в январе (письмо от 15.01.2021 № 1/И/1-155). Новых разъяснений на этот счет ведомство не представило и указанное письмо не отзывало. Следовательно, оснований игнорировать эти рекомендации нет.

Работодателям указали, что прохождение тестирования на наличие антител перед вакцинацией от COVID-19 не рекомендуется и не является обязательным, как и перед другими прививками.

Как было указано выше, проведение исследования на наличие иммуноглобулинов к коронавирусу не является обязательным в соответствии с письмом Минздрава РФ от 15.01.2021 № 1/И/1-155. Однако этот документ не запрещает гражданину самостоятельно организовать такое исследование. Более того, при наличии положительного результата, как следует из указанного выше письма, Минздрав не рекомендует прививаться.

Должен ли работодатель собирать медотводы и отказы от вакцинации?

Работодателям не нужно представлять справки о медотводах в Правительство Москвы и Роспотребнадзор, указано в ответах на вопросы.

Отметим, что работодатель не вправе потребовать от сотрудника справку о противопоказаниях к вакцинации. В соответствии со статьей 5 Закона № 157-ФЗ граждане имеют право на получение прививок в медицинских организациях при наличии лицензий (ст. 11 Закона № 157-ФЗ). Также граждане имеют право на отказ от профилактических прививок при осуществлении имуннопрофилактики. Иммунопрофилактику обеспечивают Минздрав, Роспотребнадзор и органы исполнительной власти субъектов в сфере здравоохранения (статья 8 Закона № 157-ФЗ).

Работодатели не имеют отношения к организациям, осуществляющим иммунопрофилактику, следовательно, не могут требовать от работников письменного отказа от прививки.

Одновременно оперштаб разъяснил, что в случае уклонения работника (сотрудника) от оформления письменного отказа от проведения прививки работодателю необходимо зафиксировать этот факт, составив в письменной форме соответствующий акт.

Это разъяснение вступает в противоречие со статьями 5 и 8 Закона № 157-ФЗ. Как было указано выше, работодатели не имеют отношения к иммунопрофилактике, ее организовывают государственные органы. Поэтому гражданин не обязан предоставлять работодателю отказ от прививки ни при каких обстоятельствах.

При этом, по нашему мнению, работодатель может попросить этот отказ написать.

Выбор вакцины и организация вакцинации

Оперштаб не дал каких-либо рекомендаций по выбору вакцины. Указано лишь, что выбор вакцины определяется по медпоказаниям. Непонятно, какие медпоказания имеются в виду, если тест на антитела проводить не рекомендуется.

Вопрос централизованной вакцинации сотрудников необходимо решать индивидуально с медицинскими организациями любых форм собственности.

Указанное выше означает, что работодатель может провести вакцинацию своих сотрудников, если сможет договориться с медицинской организацией.

Кого можно отстранять?

В отношении отстранения непривитых сотрудников указано следующее. Основания для отстранения от работы сотрудников установлены в статье 76 ТК РФ. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к которым относится COVID-19, Главный государственный санитарный врач субъекта РФ выносит постановление о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в котором определяет отдельные группы граждан, а также сферы услуг (перечень работ) с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации. При этом не применяются иные федеральные законы, акты Правительства РФ.

Требование о проведении профилактических прививок в период эпиднеблагополучия распространяется только на группы граждан и сферы услуг (работ), указанные в постановлении Главного санврача. При вынесении постановления Главным государственным врачом по городу Москве граждане, отнесенные к группам населения, подлежащего обязательной вакцинации, могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия. В качестве подтверждения этой точки зрения приводится письмо Роспотребнадзора от 01.03.2021 № 02/3835-2021-32.

В разъяснениях указано, что работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, выразившего отказ от проведения профилактической прививки от COVID-19 (иммунизации) при отсутствии медицинских противопоказаний. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. Кроме того, время отсутствия работника на работе без уважительных причин (в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ) не включается в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).

Работодатель вправе предложить сотруднику перейти на удаленный режим работы, но этот вопрос должен решаться индивидуально, законом не предусмотрены гарантии работникам, отказавшимся от проведения профилактической прививки.

Действительно, в соответствии со ст. 76 ТК РФ сотрудника можно отстранить от работы в случаях, предусмотренных ТК, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Верно и то, что Главный санитарный врач может вынести мотивированное постановление о проведении профилактических прививок гражданам (п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ). Однако неверно утверждение, что при этом не применяются все остальные нормы законодательства РФ. Более того, п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52 дает Главному санитарному врачу (наряду с объявлением прививок) полномочия по временному отстранению от работы лиц, которые могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства. Однако эти полномочия в Постановлении главсанврача не реализованы.

Многие эксперты отмечают, что само по себе постановление об организации профилактических прививок означает, что лица, ответственные за проведение иммунопрофилактики (а это государственные органы, а не работодатели в соответствии со ст. 8 Закона № 157-ФЗ), должны обеспечить доступность прививок для граждан.

Статья 5 Закона № 157-ФЗ дает гражданам право отказаться от проведения профилактической прививки. При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона отказ от прививки влечет отказ в приеме на работу или отстранение от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1995 № 825.

В нем указаны следующие работы:

Указанный перечень лишь частично пересекается с тем перечнем, который утвержден Постановлением главсанврача. В частности, организации и учреждения здравоохранения (частично), образовательные организации, а также организации ЖКХ (частично) должны отстранить сотрудников, которые не сделают прививку. Причем это отстранение не будет зависеть от того, есть у гражданина медотвод или нет.

Никаких других норм, позволяющих отстранить сотрудников (в том числе иных отраслей) от работы, в законодательстве РФ нет.

В приведенном в разъяснениях письме Роспотребнадзора от 01.03.2021 № 02/3835-2021-32 говорилось как раз о работниках сферы образования, что согласуется с позицией о том, что отстранять можно сотрудников в тех отраслях, которые установлены постановлением Правительства РФ от 15.07.1995 № 825.

Следовательно, работодатели большинства отраслей, поименованных в Постановлении главсанврача, не могут отстранить сотрудников от работы на основании статьи 76 ТК РФ.

Незаконное отстранение сотрудников от работы грозит работодателю выплатой неполученной зарплаты или оплатой вынужденного прогула (см. определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.04.2021 по делу № 88-6016/2021, 2-396/2020, Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2021 № 88-7332/2021 по делу № 2-1676/2020, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 № 88-3612/2021). Отметим, что судьи признают незаконным отстранение, которое произошло по основаниям, не предусмотренным статьей 76 ТК РФ.

Что касается лиц, с которыми у организаций и ИП заключены гражданско-правовые договоры, они вообще не могут использовать положения статьи 76 ТК РФ, поскольку такие отношения регулируются исключительно ГК РФ. С указанными лицами можно только растрогнуть договоры в одностороннем порядке с оплатой фактически понесенных расходов (ст. 782 ГК РФ).

Выполнение требований санитарного врача подтверждаются отчетом

Для подтверждения выполнения требований Постановления главсанврача работодатели обязаны предоставить отчет в мэрию Москвы в соответствии с Указом Мэра Москвы от 16.06.2021 № 32-УМ.

По нашему мнению, отчет в мэрию необходимо представить всем работодателям, деятельность которых относится к отраслям, поименованным в Постановлении главсанврача.

Согласно приложению 2 к этому Указу предоставить необходимо следующие данные:

По каждому работнику подаются данные:

По нашему мнению, непредставление такого отчета грозит ответственностью по ст. 3.18 КоАП г. Москвы в виде штрафа на руководителя (или ИП) от 4 до 5 тысяч рублей.

Что касается ответственности по статье 20.6.1 КоАП РФ, которую Верховный Суд РФ предлагал применять при нарушении региональных нормативных правовых актов в условиях коронавируса (подробнее см. комментарий), то ее применять некорректно. Эта норма устанавливает штрафы (до 300 тыс. рублей) за нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности. А Указ Мэра г. Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ (куда и внесены изменения Указом № 32-УМ) не устанавливает этот режим. Режим был установлен Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ, который применяется в части ограничений, не противоречащих Указу 68-УМ.

Ответственность работодателей

За несоблюдение требования о количестве вакцинированных работодателей ждет ответственность по ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа или приостановления деятельности на 90 суток. С учетом неблагоприятной эпидемической ситуации по коронавирусу Управление Роспотребнадзора по г. Москве при направлении в суд материалов обещает просить о применении санкции только в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Напомним, что по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ к ответственности привлекаются ИП и юридические лица за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Коронавирус включен в перечень заболеваний, представляющих опасность (см. постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66).

Наказание возможно в виде приостановления деятельности на 90 суток либо в виде штрафа для ИП от 50 до 150 тыс. рублей для организаций – от 200 до 500 тыс. рублей.

По ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ ответственность может наступить только при причинении вреда здоровью человека или в случае смерти человека. В этом случае помимо приостановления деятельности на 90 суток ИП и организациям грозит штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Отметим несколько моментов.

Во-вторых, по статье 6.3 КоАП РФ наступает ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил либо за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Как уже неоднократно говорилось, Главный санитарный врач Москвы правомерно вынес постановление о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (п. 1 пп. 6 ст. 51 Закона № 52-ФЗ).

Однако мероприятия по иммунизации осуществляют органы государственной власти во главе с Минздравом и Роспотребнадзором (ст. 8 Закона № 157-ФЗ), а прививки проводят медицинские организации при наличии лицензий (ст. 11 Закона № 157-ФЗ). Работодатели в соответствии с Законом № 157-ФЗ не относятся к лицам, которые должны проводить прививки. Значит, они не могут нести ответственность за неосуществление мероприятий по вакцинации.

В-третьих, за несоблюдение требований и правил поведения, которые установлены региональными властями, ответственность предусмотрена не статьей 6.3 КоАП РФ, а ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (см. Обзор № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).

Эта норма в качестве наказания содержит предупреждение или штраф для:

Если невыполнение региональных требований и правил привело к причинению вреда здоровью человека или имуществу (то есть кто-то заболел), а также при повторном нарушении этих норм применяется более строгое наказание для:

Срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ составляет три месяца с момента обнаружения административного правонарушения.

В-четвертых, наказание за деяния, предусмотренные статьями КоАП РФ, возможно только при наличии вины (ст. 2.1 КоАП РФ). При этом организация (и ИП аналогично) признается виновной в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее была возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но организация (ИП) не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 5 Закона № 157-ФЗ гражданин имеет право отказаться от проведения профилактической прививки. Работодатель не может лишить гражданина права, установленного законодательством, следовательно, работодатель не может быть признан виновным в совершении работником законных действий.

Кроме того, для каждой из прививок от коронавируса установлены противопоказания. Недавно переболевшие лица (менее 6 месяцев) в соответствии с разъяснениями оперштаба могут не вакцинироваться. Работодатель не может нести ответственность в ситуации, когда большинство сотрудников имеют медотвод и (или) недавно переболели.

Привлечение к ответственности без вины невозможно в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ.

В-пятых, наказание за деяния, предусмотренные всеми указанными статьями, в любом случае выносит суд на основании состязательности сторон.

По результатам рассмотрения дел о нарушении санитарных норм и правил в 2020 году решения о приостановлении деятельности выносились редко.

Другие разъяснения

Требование о соблюдении масочно-перчаточного режима сохраняется для всех работников (сотрудников), причем вне зависимости от прохождения вакцинации.

Для иностранцев и мигрантов планируется организовать прививочные пункты. Нужно дождаться постановления Правительства РФ.

Включать прививку от COVID-19 в список обязательных прививок в санитарные книжки и ставить отметки о ней необязательно. Важно, чтобы у привившегося лица был сертификат.

В примерочных магазинов возможно использование рециркуляторов закрытого типа, работающих всё время работы самого магазина без указания графика очистки, так как процесс очистки идет непрерывным циклом (в отличие от кварцевания).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *