Уваровская премия что это

Уваровская премия

Уваровская премия учреждена в 1856 году в память о графе С. С. Уварове, бывшем с 1818 года президентом Академии наук. Она присуждалась, в основном, за труды по русской истории, но среди её лауреатов были и драматические писатели.

О премии

После смерти отца А. С. Уваров учредил в память о нём премии его имени за сочинения по русской истории и за драматические произведения, чтобы поощрить русских писателей к занятиям русской и славянской историей. В письме от 1 марта 1856 года на имя нового президента Академии наук Д. Н. Блудова он предложил вносить 3000 рублей ежегодно: из этой суммы одна большая награда должна была составить 1500 рублей, две меньшие — по 500 рублей и одна поощрительная — 500 рублей. Одновременно в Академию наук был отправлен проект правил присуждения Уваровских премий. Присуждались премии 2-м отделением Петербургской Академии наук.

В 1876 году граф А. С. Уваров заявил своём желании со следующего года исключить драматические произведения из числа сочинений, за которые может присуждаться премия. Он собирался соответствующим образом изменить «Положение о наградах», но так и не сделал этого до своей смерти. Хотя после смерти А. С. Уварова денежные взносы на награды не вносились, в течение 1885 и 1886 годов Академия наук всё же продолжала вручать награды за исторические сочинения за счёт небольшого капитала, образовавшегося от неприсуждённых поощрительных премий.

Наследники графа А. С. Уварова пожелали продолжать вручать премии, в том числе за драматические произведения.

Лауреаты премии

Уваровская премия что это. Смотреть фото Уваровская премия что это. Смотреть картинку Уваровская премия что это. Картинка про Уваровская премия что это. Фото Уваровская премия что это

А. Н. Неустроев, которому была присуждена премия за труд «Историческое розыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703—1802 годы»» (1884), отказался от неё в пользу составителя тождественного труда за первую половину XIX века.

Напишите отзыв о статье «Уваровская премия»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Уваровская премия

Источник

Уваровская премия

Награждались: авторы трудов по русской истории (среди лауреатов были и драматические писатели).

Значение в области литературы: авторитетная литературная премия.

Премия учреждена: в память о графе С. С. Уварове в 1856 году.

Премия присуждалась: один раз в год.

Лауреаты награждались: денежной премией.

Лауреаты премии. Избранные писатели и их произведения:

1856 — Иван Забелин, «О металлическом производстве в России до XVI в.»
1857 — Дмитрий Ровинский, «История русской школы иконописания до кон. XVII в.»
1860 — Алексей Писемский, «Горькая судьбина»
Александр Островский, «Гроза»
1861 — Николай Ланге, «Исследование об уголовном праве Русской Правды»
1863 — Алексей Галахов, «История русской словесности, древней и новой»
Дмитрий Иловайский, «История Рязанского княжества»
1865 — Павел Савваитов, «Описание старинных русских утварей»
1866 — Григорий Данилевский, «Украинская старина»
1868 — Михаил Морошкин, «Вече и князь. Русское государственное устройство во времена князей Рюриковичей»
1869 — Евгений Голубинский, «Св. Константин и Мефодий, апостолы славянские»
Нил Попов, «Россия и Сербия. Исторический очерк русского покровительства Сербии с 1806 г. по 1856 г.»
Михаил Горчаков, «О церковных историках первых восьми веков христианских»
1870 — Дмитрий Ровинский, «Русские гравёры и их произведения с 1564 года до основания Академии Художеств»
1871 — Михаил Морошкин, «Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство Киевское»
1872 — Николай Ламбин, «Опыт восстановления и объяснения Несторовой летописи»
Михаил Горчаков, «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода»
1873 — Николай Барсов, «Очерки русской исторической географии. География первоначальной летописи»
1874 — Павел Шейн, «Белорусские народные песни…»
1875 — Юрий Толстой, «Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. 1553—1593»
1878 — Александр Потебня
Александр Воронов, «Главнейшие источники для истории святых Кирилла и Мефодия»
1879 — Александр Потебня
1880 — Филипп Брун, «Черноморье. Сборник исследований по исторической географии Южной России»
1881 — Евгений Голубинский, «История Русской Церкви»
1882 — Дмитрий Кобеко, «Цесаревич Павел Петрович (1754—1796)»
1883 — Михаил Горчаков, «О тайне супружества. Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей Книги»
1885 — Степан Голубев, «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники»
1886 — Степан Голубев, «История Киевской духовной академии (период домогилянский)»
Николай Петров, «Очерки истории украинской литературы XIX века»
1887 — Дмитрий Багалей, «Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства»
1888 — Матвей Соколов, «Материалы и заметки по старинной славянской литературе»
1890 — Сергей Платонов, «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник»
1891 — Константин Грот, «Из истории Угрии и славянства в XII в. (1147—1173)»
1892 — Николай Чечулин, «Города Московского государства в XVI веке»
1893 — Надежда Белозерская, «Василий Трофимович Нарежный»
1895 — Иван Миклашевский, «К истории сельскохозяйственного быта московского государства. Заселение и сельское хозяйство южной окраины XVII в.»
1896 — Иван Смирнов, Николаевич — «Восточные финны, историко-этнографический очерк»
1897 — Тимофей Барсов, «Синодальные учреждения прежнего времени»
1899 — Степан Голубев, «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники»
1900 — Константин Харлампович, «Западно-русские православные школы XVI и начала XVII в., отношение их к инославным…»
1902 — Михаил Богословский, «Областная реформа Петра Великого. Провинция. 1719—1727 гг.»
1904 — Евгений Аничков, «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян»
1905 — Владимир Бенешевич, «Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 года. К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви»
1909 — Андрей Стороженко, «Стефан Баторий и днепровские козаки: исследования, памятники, документы и заметки»
1910 — Борис Титлинов, «Духовная школа в России в XIX ст.»
1914 — Владимир Бенешевич, «Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика»

Источник

Уваровская премия

Уваровская премия учреждена в 1856 году в память о графе С. С. Уварове, бывшем с 1818 года президентом Академии наук. Она присуждалась, в основном, за труды по русской истории, но среди её лауреатов были и драматические писатели.

После смерти отца А. С. Уваров учредил в память о нём премию его имени за сочинения по русской истории и за драматические произведения, чтобы поощрить русских писателей к занятиям русской и славянской историей. В письме от 1 марта 1856 года на имя нового президента Академии наук Д. Н. Блудова он предложил вносить 3000 рублей ежегодно: из этой суммы одна большая награда должна была составить 1500 рублей, две меньшие — по 500 рублей и одна поощрительная — 500 рублей. Одновременно в Академию наук был отправлен проект правил присуждения Уваровских премий. Присуждались премии 2-м отделением Петербургской Академии наук.

В 1876 году граф А. С. Уваров заявил своём желании со следующего года исключить драматические произведения из числа сочинений, за которые может присуждаться премия. Он собирался соответствующим образом изменить «Положение о наградах», но так и не сделал этого до своей смерти. Хотя после смерти А. С. Уварова денежные взносы на награды не вносились, в течение 1885 и 1886 годов Академия наук всё же продолжала вручать награды за исторические сочинения за счёт небольшого капитала, образовавшегося от неприсуждённых поощрительных премий.

Наследники графа А. С. Уварова пожелали продолжать вручать премии, в том числе за драматические произведения.

А. Н. Неустроев, которому была присуждена премия за труд «Историческое розыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703—1802 годы»» (1884), отказался от неё в пользу составителя тождественного труда за первую половину XIX века.

Источник

Уваровская премия

Уваровская премия учреждена в 1856 году в память о графе С. С. Уварове, бывшем с 1818 года президентом Академии наук. Она присуждалась, в основном, за труды по русской истории, но среди её лауреатов были и драматические писатели.

Содержание

О премии [ править | править код ]

После смерти отца А. С. Уваров учредил в память о нём премии его имени за сочинения по русской истории и за драматические произведения, чтобы поощрить русских писателей к занятиям русской и славянской историей. В письме от 1 марта 1856 года на имя нового президента Академии наук Д. Н. Блудова он предложил вносить 3000 рублей ежегодно: из этой суммы одна большая награда должна была составить 1500 рублей, две меньшие — по 500 рублей и одна поощрительная — 500 рублей. Одновременно в Академию наук был отправлен проект правил присуждения Уваровских премий. Присуждались премии 2-м отделением Петербургской Академии наук.

В 1876 году граф А. С. Уваров заявил своём желании со следующего года исключить драматические произведения из числа сочинений, за которые может присуждаться премия. Он собирался соответствующим образом изменить «Положение о наградах», но так и не сделал этого до своей смерти. Хотя после смерти А. С. Уварова денежные взносы на награды не вносились, в течение 1885 и 1886 годов Академия наук всё же продолжала вручать награды за исторические сочинения за счёт небольшого капитала, образовавшегося от неприсуждённых поощрительных премий.

Наследники графа А. С. Уварова пожелали продолжать вручать премии, в том числе за драматические произведения.

Лауреаты премии [ править | править код ]

Уваровская премия что это. Смотреть фото Уваровская премия что это. Смотреть картинку Уваровская премия что это. Картинка про Уваровская премия что это. Фото Уваровская премия что это

А. Н. Неустроев, которому была присуждена премия за труд «Историческое розыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703—1802 годы»» (1884), отказался от неё в пользу составителя тождественного труда за первую половину XIX века.

Источник

Уваровская премия что это

Сценарии перемен Уваровская награда и эволюция русской драматургии в эпоху Александра II

Эта работа началась как преимущественно архивное разыскание, целью которого было ввести в научный оборот ранее не печатавшиеся отзывы ученых и критиков о нескольких известных пьесах. Со временем масштаб исследования рос, а его фокус менялся. Уваровская премия оказалась для меня своеобразным ключом, давшим доступ к многочисленным вопросам литературной и социальной истории. Хотя значимость для развития литературы самой премии можно поставить под сомнение, ее изучение позволяет сформулировать общие вопросы – о соотношении литературы и театра, искусства и общества, профессионального и любительского творчества, о влиянии развивающихся общественных институтов эпохи «Великих реформ» на драматургию этой эпохи, о связях хрестоматийных драматических произведений с развитием национализма и исторического мышления. Сложное переплетение этих проблем озадачивает исследователя, обратившегося к текстам русских пьес второй половины XIX века и к истории бытования этих пьес в России тех лет, – проблем, которые не позволяют ограничиться лишь публикаторскими задачами.

Постепенно передо мною начала вырисовываться картина эволюции русской драматургии времен Александра II, когда творческое воображение отдельных авторов было неотделимо от социальных и исторических процессов эпохи. Картина эта была, с одной стороны, хорошо знакома ученым: именно о связях литературы и общества историки русской литературы писали со времен Шевырева и Никитенко – и в то же время необычна: литература в ней не «отражала» общество или идеологию отдельных групп и не обращалась к «вечным» вопросам как бы поверх злободневной повестки дня.

Одной из основных предпосылок моей работы стало убеждение, что невозможно ограничиваться имманентным изучением поля литературы. Это противоречит как современным представлениям о значении гуманитарных и социальных дисциплин, так и самому материалу. Как сказали бы русские формалисты, «литературный ряд» сложным образом соотносился с внешними рядами, в некоторых аспектах оказываясь от них автономным, а в других вписываясь в логику их развития. Более того, сами участники литературного процесса, как выяснилось, внимательно следили за общественными и политическими процессами и сознательно пытались в них участвовать. В конечном счете, история первой литературной премии в России оказалась захватывающим и сложным феноменом, в котором как в капле воды отразились многие ключевые проблемы становящейся публичной сферы.

Я не смог бы поставить и тем более разрешить задачи, сформулированные в этой книге, без щедрой помощи моих коллег и друзей. Я благодарен Абраму Рейтблату, на раннем этапе порекомендовавшему мне двигаться в сторону большей концептуальности и опубликовать книгу в издательстве «Новое литературное обозрение», и Ирине Прохоровой, согласившейся ее напечатать. Маргарита Вайсман, Алексей Вдовин, Юлия Красносельская и Андрей Федотов внимательно прочитали текст этой книги на разных этапах работы над нею и высказали ценные замечания. Роберт Ходель любезно пригласил меня в Гамбургский университет, где я смог познакомиться с научной литературой по истории литературных премий в странах Западной Европы. Многие работы по истории драматургии и театра я прочитал в Нью-Йорке благодаря возможности, предоставленной мне Джордан-Центром при Нью-Йоркском университете. Особенно я признателен Энн Лонсбери, которая сообщила мне об этой возможности. Илья Бендерский, Александр Дмитриев, Татьяна Костина, Светлана Новикова и Марина Пантина давали мне ценные советы по части научной литературы в тех областях, в которых я не специализируюсь, и помогали с доступом к библиотекам. Редактор Алла Бурцева проделала огромный труд, значительно доработав книгу. Сотрудники Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук и Рукописного отдела Института русской литературы Российской академии наук помогли мне ознакомиться со множеством важнейших для исследования документов и сочувственно относились к моим многочисленным пожеланиям. Наконец, участники научных конференций, на которых я представлял промежуточные результаты исследования, терпеливо слушали мои бесконечные доклады о разных аспектах истории Уваровской премии и высказывали свои соображения, многими из которых я воспользовался в ходе исследования. К сожалению, здесь я не могу перечислить всех этих людей.

Особую благодарность я испытываю к бывшим и настоящим студентам, которые искренне заинтересовались моими исследованиями: их внимание и поддержка были для меня особенно важны. Анастасия Перникова участвовала в первом моем проекте, посвященном истории Уваровской премии, и активно работала с архивами премии, защитив магистерскую диссертацию на тему «Уваровская награда для драматургов в истории русской критики (на материале отзывов об А. Н. Островском)» (СПбГУ, 2018). В ходе работы мы опубликовали несколько ценных документов, хранящихся в СПбФ АРАН. С разрешения Анастасии я воспользовался некоторыми ее соображениями (разумеется, везде ссылаясь на ее диссертацию). Екатерина Вожик и Мария Лихинина ознакомились с текстом книги и помогли мне его доработать.

Разумеется, все недостатки книги остаются на моей совести.

Все цитаты даны в современной орфографии и пунктуации за исключением случаев, когда модернизация помешала бы их пониманию. Подчеркивания и разрядка в источниках переданы курсивом.

В книгу вошли значительно переработанные материалы, использованные в публикациях:

1) Литературные премии, социальные границы и национальный театр: крестьянин в русской драматургии эпохи «Великих реформ» // Russian Literature. 2021. Vol. 119. P. 71–101 (совместно с А. С. Перниковой).

2) И. А. Гончаров и награда графа Уварова // Русская литература. 2018. № 4. С. 60–77.

3) Экспертный корпус Уваровской премии для драматургов: Состав и эволюция // Карабиха: историко-литературный сборник. Вып. X. Ярославль, 2018. С. 92–118.

4) Островский, «обличительная» драматургия и цензура Третьего отделения // А. Н. Островский: материалы и исследования: Сб. науч. тр. Вып. 4. Иваново, 2013. С. 64–71.

Прежде всего, эта книга посвящена связям между литературой и обществом в Российской империи времен Александра II. Предлагаемый нами взгляд на эту проблему в современном исследовании может показаться необычным. Согласно влиятельной статье У. М. Тодда III «The Ruse of the Russian Novel»1, русская литература обязана своим значением не развитию русского общества, а недостатку этого развития. Во-первых, великие русские романы этого периода были отчетливо архаичны; во-вторых, сложившиеся институты, такие как профессионализация писателей или читающая публика, были нестабильны; в-третьих, писатели, в первую очередь Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, последовательно проводили радикальную критику социальных институтов своего времени (характерным примером может послужить сцена суда в «Братьях Карамазовых»)2. Наша работа предполагает во многом иной взгляд на отношения литературы и общества. По нашему мнению, российские писатели не только подвергали современные им социальные институты резкой критике или сокрушались по поводу их отсутствия. Многие авторы, напротив, пытались участвовать в развитии и становлении этих институтов, предлагая обществу модели и образцы для самоконструирования и самоосмысления, по крайней мере, далеко не во всем определявшиеся влиянием государства. В свою очередь, российские ученые, критики и даже цензоры внимательно искали эти модели и подчас пытались ими пользоваться. В особенности заметна установка на взаимодействие с обществом в драматургии, которая в силу самой своей специфики буквально обращена к людям, собравшимся в зрительном зале. Разумеется, общество, которому адресованы произведения драматургов середины XIX века, было совершенно иным, а то послание, которое могут нести их произведения, на вкус современного читателя может показаться странным или даже аморальным. Однако это не отменяет важного факта: русская драматургия XIX века самими ее деятелями и многими зрителями воспринималась как важный социальный институт: пьесы были не только словесными конструкциями, но и ответственными и значимыми высказываниями по вопросам общественной и политической жизни. Чтобы показать это, мы обратимся к истории одного почти забытого предприятия.

В русском переводе, на который мы ссылаемся далее, не передана отсылка к названию знаменитой книги: Watt I. The Rise of the Novel. Studies in Defoe, Richardson and Fielding. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1957. Вместо описания триумфального развития романа в Англии Тодд предлагает описание своего рода ловушки, в которую попадает исследователь, пытающийся прочитывать русский роман по аналогии с западным.

См.: Тодд У. М. III. Русский контрапункт в истории романа // Тодд У. М. III. Социология литературы: институты, идеология, нарратив. СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. С. 11–45.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *