Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики

История герменевтики в философии

Герменевтика в философии — это наука о толковании текстов, без которой становление философии было бы невозможным. Благодаря ее существованию работы философов могли передаваться из поколения в поколение без искажения первоначального смысла.

Особенности науки

Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть картинку Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Картинка про Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики

В философии под герменевтикой понимают практическое и теоретическое толкование различных текстов. Определение произошло от Гермеса — бога-посредника между богами и людьми. Предмет исследования герменевтики — текст.

Эта наука возникла из-за необходимости правильно истолковать смысл послания, если он написан с применением узкоспециализированной терминологии недоступной широкой аудитории. Существовать — значит быть понятым. Это главная идея науки. Она занимается поиском ответов на вопросы о понимании:

Герменевтика — смежное понятие. Она существует, как направление в философии, основа для развития лингвистики, и особый подход в психоанализе.

Роль в философии

Свободная наука, без привязки к смысловым границам текста, начала формироваться в XIX веке. Ее основоположник — Шлейермахер, настаивал на необходимости погружаться в текст, чтобы понимать его как сам автор, а возможно и лучше, чем автор. Герменевтика превращалась в науку не о произведении, а о духе автора. Через него герменевты могли приобщиться к духу эпохи, в которой жил автор, увидеть то, что не попадало в официальные исторические книги.

В XX веке, герменевтика стала одним из основных методов философии. Первым философом, внесшего наибольший вклад в развитие ее как философской науки, был Гадамер. Он рассматривал ее как учение о бытие. Человеческая жизнь невозможна без общения. Посредством общения формируются сферы культуры и науки, моральные ценности. Исходя из этого, герменевтика — учение о бытие, задача которого, поиск ответов на основные вопросы философии о предназначении человека.

Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть картинку Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Картинка про Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики

Гадамер все больше отходит от толкования герменевтики, как инструмента для понимания произведения. Для полноценной интерпретации, необходимо, чтобы текст стал объектом исследования, а это уже не просто метод постижения, а процесс естественнонаучного познания. Поэтому, философии герменевтики отведено отдельное место в современной философии.

Основные понятия

В герменевтике существуют термины, которые используют все толкователи, чтобы максимально точно передавать смысл текста, и не мешать работе друг друга. К ним относятся:

Важно правильно использовать термины. В бытовой речи, часто значение конкретного понятия меняется, и в результате, люди неверно понимают переданную информацию. В личном разговоре, это, как правило, не приносит особого ущерба, но для профессиональных герменевтов подобное недопустимо.

История развития

Развитие герменевтики началось в период античности. Отдельной влиятельной кастой людей того времени были жрецы и оракулы. Их предсказания часто были туманными и правители, чтобы принимать на их основе правильные решения, нанимали толкователей — ученых людей, способных пересказать смысл предсказания в доступной форме. В Средневековье, учение использовали для расшифровки и перевода текстов из Библии. В эпоху Возрождения, она была нужна для перевода сохранившихся произведений античных авторов.

Выделение метода исследования в самостоятельную науку началось в период Реформации. В XIX веке, герменевтика становится главным методом познания. В XX веке, под влиянием европейских философов, этот метод превратился в самостоятельное философское учение.

В 1995 году, герменевт Бетти выделил 3 этапа понимания текста:

Они используются во всех современных формах герменевтического познания.

Роль в психологии

В психологии, герменевтический метод начал применяться, благодаря исследованиям философа Дильтея. Он предложил разграничить науки на категории:

Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть картинку Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Картинка про Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики

Вторая категория базировалось на внутреннем жизненном опыте, который, по мнению Дильтея, присущ каждому ученому. У человека есть базовый набор символов, которые он и другие люди трактуют одинаково.

Но в дальнейшем, используя эмпирические методы исследования, психологи пришли к выводу, что первичные символы для отдельных людей могут иметь разные трактовки. Поэтому, возникла необходимость создать общедоступный набор описаний, который могли бы использовать для работы специалисты всего мира. В этом смысле, психология использовала метод герменевтики — расшифровки изначального смысла с последующей интерпретацией.

Внедрение в психоанализ

Поскольку основная задача психоанализа — толкование, без применения герменевтического метода психолог обойтись не может. Основатель психоанализа, как метода работы с пациентом, — психолог Зигмунд Фрейд. В своей работе он использовал классические приемы: графологическую и физиогномическую методику, опрос с последующей трактовкой полученного материала.

Он интерпретировал факты из биографии пациента, опираясь на концепцию личностного развития. Продукты деятельности человека он рассматривал как результат мыслительных процессов. Оба метода исследования относятся к типичным приемам герменевтики, применяемым не только в психологии, но и социологии, экономике, математике.

Источник

Герменевтика – методология интерпретации

Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть картинку Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Картинка про Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики

Вопрос о том, как лучше всего определить значение определенного текста, всегда был главной задачей любых исследователей. Попытки понять истинный смысл слов автора, разгадать его мысли и послания предкам занимали умы многих, кто так или иначе связывал свою жизнь с трактованием человеческих сообщений.

Данное направление стало настолько популярным, что было выделено в отдельную область исследований – герменевтику, и приобрело ряд последователей.

Действительно ли авторы произведений вкладывали определенный смысл в свои работы, оставляя подсказки последующим поколениям, или это всего лишь домыслы исследователей? Существует ли единый взгляд на трактовку послания или каждый человек видит то, что близко ему на данный период времени? Об этом и многом другом поговорим в данной статье.

Значение и происхождение герменевтики

Герменевтика – одно из направлений философии, занимающееся анализом условий понимания. Философы-герменевтики исследуют, например, как наши культурные традиции, история, язык и природа влияют на интерпретацию [OUPblog, 2017].

Герменевтика как методология интерпретации занимается проблемами, которые возникают при работе со значимыми человеческими действиями и продуктами таких действий, особенно с текстами [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2016]. Если говорить кратко, то герменевтика описывает интерпретацию смыслов – объяснение, анализ, комментарий.

Первоначально применяемая к толкованию Библии, она включала в себя достоверные прочтения плюс экзегезу (комментарий о том, как следует применять полученные знания). В XIX веке герменевтика стала рассматриваться как общая теория интерпретации, относящаяся к текстам любого описания.

История термина «герменевтика» (от греческого глагола hermeneueuein – интерпретировать) восходит к античной философии. Древнегреческий философ Платон использовал данное слово, обращаясь к поэтам как к «герменевтам божественного», а его ученик Аристотель написал первый дошедший до нас трактат по герменевтике, в котором показал, как сказанные и написанные слова могут являться выражением внутренних мыслей [OUPblog, 2017].

Философ Дэвид Хой прослеживал происхождение данного термина от греческого бога Гермеса, который, среди прочего, был изобретателем языка и переводчиком между богами и человечеством [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

На самом деле, основные проблемы, которые была призвана решить герменевтика, преобладали в жизни человека и неоднократно и последовательно требовали рассмотрения. Первоначально она возникла как ответ на дебаты об интерпретации библейских писаний.

Представители Римско-католической церкви считали, что истинное значение библейских текстов может рассматриваться только через призму традиции. Реформаторы, наоборот, полагали, что некоторая версия истинного значения этих библейских текстов могла быть получена от современных, обычных читателей, многие из которых не были знакомы с основными канонами католической церкви.

Вскоре после этого немецкий философ Фридрих Аст предложил новый взгляд на герменевтику. Он считал, что она представляет собой нечто большее, чем просто интерпретацию библейских текстов. По мнению Аста, герменевтика включала в себя попытку воссоздать в максимально возможной степени первоначальное намерение автора путем анализа текста, не ограничиваясь при этом линзами исторической или религиозной традиции или современной культуры [Literary Theory and Criticism, 2016].

В области качественных исследований термин «герменевтика» по-прежнему имеет значение «интерпретация». Интерпретация – это повсеместная деятельность, разворачивающаяся всякий раз, когда люди стремятся понять информацию, значимую для них. Однако ее глубина и тип и объект менялись на протяжении всей истории [Literary Theory and Criticism, 2016].

Сегодня в сфере качественных методов слово «герменевтика» кажется взаимозаменяемым с термином «феноменология». Они тесно связаны, но на самом деле имеют разные значения. И феноменология, и герменевтика – это способы анализа, используемые исследователями для интерпретации данных. Эти два режима разделяют основополагающее предположение, что к интерпретации текста или артефакта следует подходить при помощи различных точек зрения.

Традиционная герменевтика (включая библейскую) относится к истории интерпретации письменных текстов, особенно в области литературы, религии и права.

Современная герменевтика охватывает не только вопросы, связанные с письменным текстом, но и все, что связано с процессом интерпретации. К ней относятся вербальные и невербальные формы общения, а также аспекты, влияющие на общение, такие как предположения, предварительное понимание, значение и философия языка и семиотика [Literary Theory and Criticism, 2016].

В наше время герменевтика занимается интерпретацией и пониманием человеческих действий сквозь призму политических, культурных, экономических и социальных институтов. Как методологическая дисциплина, она предлагает набор инструментов для эффективного решения проблем трактования человеческих действий, текстов и другого значимого материала [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2016].

Современная герменевтика также должна задаться вопросом, как цифровая революция меняет условия понимания текстов. Например, кодировки текста уже являются интерпретацией, а различные параметры поиска представляют тексты через определенный, предварительно выбранный фокус [OUPblog, 2017].

Герменевтические подходы к значению тематизированы и используются во многих академических дисциплинах: археологии, архитектуре, исследованиях окружающей среды, международных отношениях, политической теории, психологии, религии и социологии. В частности, философская герменевтика уникальна тем, что вместо того, чтобы использовать особый подход к значению, она связана с природой значения, понимания или интерпретации.

Философская герменевтика

Герменевтика в философии ставит перед собой не только задачу – лучше всего интерпретировать конкретный текст, но и более глубокий вопрос о том, что вообще значит интерпретация этого самого текста. Другими словами, данная методология использует в качестве объекта исследования сам процесс интерпретации и ищет практики, призванные объяснить его суть [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Философская герменевтика берет свое начало в трудах немецкого филолога XIX века Фридриха Аста, содержащих раннюю формулировку основных компонентов того, что позже стало известно как герменевтический круг. Аст писал, что основным принципом всякого понимания является циклический процесс интерпретации частей через целое и целого через части.

Для Аста понимание текста означало определить его внутренний смысл или дух и понять диалектическую связь между частями данного произведения и целым. То, что философ называл герменевтикой духа, включало, в свою очередь, развитие понимания духа писателя, его эпохи и попытку идентифицировать одну идею. В этом процессе, по его мнению, интерпретатор должен был всегда помнить об историческом периоде, в котором создавался текст [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Таким образом, философскую герменевтику можно альтернативно описать как философию понимания или философию значения. Данное направление стремится к прозрачности процесса интерпретации на пути к более точному определению смысла [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].

Центральная проблема философской герменевтики состоит в том, как сделать процесс трактования максимально объективным в свете очевидного факта, что все значения устанавливаются через фильтр субъективности по крайней мере одного интерпретатора.

Юридическая герменевтика

Юридическая герменевтика уходит корнями в философскую герменевтику. Именно в правовом поле так необходимо правильное толкование законов для справедливого разрешения любых спорных ситуаций. Чтобы упорядочить данный процесс юридическая герменевтика задает следующие вопросы:

Через исследование этих вспомогательных вопросов данное направление герменевтики играте решающую роль, помогая толкователю законов достичь более высокого уровня саморефлексии в отношении процесса интерпретации. С этой точки зрения, именно благодаря повышенной прозрачности процесса трактования создаются более объективные оценки.

Стоит отметить, что подобные вопросы следует задавать себе не только в рамках юридической герменевтики. Правильная саморефлексия, понимание себя и своих особенностей, а также способность адекватно оценивать происходящее вокруг – ключ к счастливой и успешной жизни. Онлайн-программа «Когнитивистика» способна решить эти и многие другие задачи, которые при правильном подходе позволят раскрыть потенциал абсолютно любого человека.

В рамках господствующей философии права юридическая герменевтика наиболее тесно связана с юридическим толкованием и концептуально позиционируется между двумя основными областями философии права: юридическим позитивизмом и теорией естественного права.

Юридический позитивизм основан на мнении, что нет необходимой связи между законом и моралью и что закон не обязан ни своей легитимностью, ни своим авторитетом моральным соображениям. Действительность закона для правового позитивиста определяется не его моральным содержанием, а определенными социальными фактами [Internet Encyclopedia of Philosophy, 2020].

Различные взгляды на герменевтику

Немецкий философ Вильгельм Дильтей развивал мысль своего коллеги Фридриха Шлейермахера о «герменевтическом круге» – парадоксе, который возникает из того факта, что читатель не может понять ни одну часть текста, пока он не поймет весь текст целиком. Ученые полагали, что невозможно понять целое, пока не будут поняты отдельные его части [Literary Theory and Criticism, 2016].

Дильтей перенес идеи герменевтики из теологического дискурса в философию. Его прежде всего интересовали смысл, сущность и понимание. Он постулировал разницу между «пониманием» и «объяснением» как основную разницу между гуманитарными и естественными науками.

По мнению американского педагога и литературного критика Эрика Дональда Хирша, действительная интерпретация предполагает толкование желаемого автором смысла. Такая конструкция учитывает кругозор и образ мыслей автора, его ожидания – общие, культурные и общепринятые [Literary Theory and Criticism, 2016].

Юрген Хабермас, немецкий философ и социолог, профессор Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гёте утверждал, что возможности герменевтического анализа ограничены. Он отмечал, что этот способ анализа рассматривает интерпретацию только с точки зрения повседневного языка, а не с точки зрения форм социальной жизни [Literary Theory and Criticism, 2016].

Немецкий философ Фридрих Август Вольф определил герменевтику как науку о правилах, по которым определяется значение знаков. Эти правила указывали для Вольфа на знание человеческой природы. Согласно Вольфу, как исторические, так и лингвистические факты играют надлежащую роль в процессе интерпретации и помогают нам понять органическое целое, которым является текст. Главной задачей, которую ставил перед собой философ, было достижение высокого уровня диалога между автором текста и его читателем [Literary Theory and Criticism, 2016].

Немецкие философы Мартин Хайдеггер и Ханс-Георг Гадамер были одними из самых ярких представителей идей герменевтики. Они полагали, что интерпретация литературы прошлого возникает из спора между прошлым и настоящим. Наша настоящая перспектива определенно связана с нашим прошлым. В то же время прошлое можно понять только через ограниченную перспективу настоящего. Таким образом, участие читателя в создании смысла также становится значительным, поскольку интерпретация текста зависит от знаний, предположений, культурного фона, опыта, которыми он владеет [[Literary Theory and Criticism, 2016].

Мартин Хайдеггер разработал две ключевые концепции, отражающие его отношение к интерпретации: dasein («быть там» или «быть здесь») и «бытие-в-мире». С помощью данных концепций Хайдеггер пытался подчеркнуть, что быть человеком значит, быть активным и вовлеченным в общение с другими людьми, а не находиться в определенном статичном состоянии.

По мнению философа, не существует изолированных человеческих субъектов, отделенных от мира. Жизнь для людей – это «бытие в мире», термин, призванный подчеркнуть отсутствие четких барьеров между людьми и контекстами или схемами понимания, в которых они находятся. Данный факт открывает людям понимание, что то, кем они являются, влияет на то, как они трактуют те или иные вещи. Другими словами, понимание для Хайдеггера – это процесс оценки для конкретного человека или группы людей в мире [Literary Theory and Criticism, 2016].

Однако Мартин Хайдеггер подчеркивал, что объект и субъект неотделимы. Он считал, что людей «бросают» в этот мир и что контекст этого мира будет определять их взгляды. Герменевтика по Хайдеггеру утверждает, что посредством изучения общих утверждений о бытии, сформулированных через диалог, тексты и части текстов, можно выявить общие верования и практики.

Ханс-Георг Гадамер расширил работу Хайдеггера по герменевтике. Он подчеркнул важность изучения исторического и культурного сознания, заложенного в артефактах. Он утверждал, что наше восприятие мира в первую очередь не теоретическое, а практическое. Мы не оцениваем объекты нейтрально на расстоянии, но они открываются нам, когда мы перемещаемся в уже существующей совокупности значимых отношений [OUPblog, 2017].

Гадамер уделял большое внимание идее раскрытия «предрассудков» как объекта, так и субъектов. Актуальность современных тенденций в качественных исследованиях этого типа герменевтики заключается в том, что он призывает исследователя отслеживать свои предубеждения во время самого процесса исследования.

Вместо того, чтобы вовремя пресекать эти предубеждения, мыслители, изучающие данный вопрос, делают их неотъемлемой частью исследования. Гадамер предлагает критическую форму герменевтики, посредством которой при анализе разговоров, посредством текстов или других артефактов, становятся видимыми молчаливые предположения и предрассудки, присущие определенной расе, полу или культуре [META: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 2012].

Другой ключевой элемент философской герменевтики Гадамера – настойчивое утверждение о том, что интерпретация, понимание или значение не могут иметь место вне практического применения. Для Гадамера трактование – это больше, чем просто объяснение или толкование. Помимо этого, изучение конкретного текста всегда и обязательно происходит через призму текущих проблем и интересов.

Идеальным способом понять что-то для Гадамера является беседа или диалог, в ходе которого возникает вопрос. Этот вопрос становится предметом обсуждения, темой разговора. По мере продолжения беседы появляется мнение, которое как раз и станет точкой «слияния горизонтов» между точками зрения или предубеждениями участников разговора. Это слияние и есть понимание истинного смысла [META: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 2012].

Гадамер отмечал, что традиционные методы герменевтики ошибочны и противоречат реальности, в которой бытие и интерпретируемое понимание переплетаются. На традиционных путях к истине истина и метод расходятся. Традиция – это мировоззрение, система понимания, структура идей и верований, посредством которых данная культура воспринимает и интерпретирует мир. Методы же, используемые в западной традиции, не приведут к истине.

Таким образом, как сами вещи, так и участники разговора вместе создают как тему разговора (вопрос), так и ответ. Вместе они порождают истину. Более того, все это происходит в рамках традиции, которая придает легитимности и веса генерируемому значению.

Заключение

Герменевтика – это искусство понимания и самопознания. Данный процесс часто выходит за рамки простого логического анализа и общих принципов толкования. Изначально этот термин использовался мыслителями, которые обсуждали, как божественные послания или мыслительные идеи выражаются на человеческом языке.

Герменевтика возможна и в повседневной жизни, когда мы интерпретируем действия наших друзей или пытаемся выяснить, что, например, увольнение с работы означает в контексте нашей истории жизни. Мы действительно понимаем объект, слово или факт только тогда, когда они имеют смысл в нашем собственном жизненном контексте и, таким образом, говорят с нами осмысленно. В таких случаях важно не впадать в крайности: не закрывать глаза на очевидные послания, которые до нас пытаются донести, но и не становиться параноиками, видящими во всем скрытый смысл.

Источник

Основы философской герменевтики

Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть картинку Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Картинка про Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть картинку Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Картинка про Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть картинку Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Картинка про Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть картинку Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Картинка про Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики

Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть картинку Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Картинка про Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики

Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Смотреть картинку Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Картинка про Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики. Фото Укажите что составляет основное содержание философской герменевтики

Герменевтика в переводе с греческого означает «разъясняю, растолковываю». Для древнегреческих философов герменевтика была искусством понимания, толкования иносказаний и многозначных символов в поэтических текстах, для неоплатоников — искусством интерпретации произведений Гомера. Христианские писатели понимали под герменевтикой искусство толкования Библии. С началом формирования в эпоху Возрождения классической филологии, герменевтика выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык современной культуры. Так, в рамках экзегезы — дисциплины, цель которой состояла в том, чтобы понять текст на основании того, что он хотел бы сказать, возникла герменевтическая проблематика. «Всякое чтение текста само по себе связано. с вопросом о том, «с какой целью» он был написан, и всегда осуществляется внутри того или иного общества. так, прочтение греческих мифов школой стоиков на основе натурфилософии и этики содержит в себе герменевтику, значительно отличающуюся от раввинской интерпретации Торы в Галлахе и Хаггаде. ». Если текст может иметь несколько смыслов, например исторический, духовный, то надо прибегнуть к гораздо более сложному пониманию значения, чем понимание так называемых одиозных знаков, которых требует формальная логика доказывания. Это лишний раз подтверждает наличие тесной связи между герменевтикой и общей проблемой понимания. Интерпретация, составляющая основу герменевтического метода исследования, определяемая как толкование текста, и понимание, трактуемое в широком смысле как постижение знаков, составляют как бы две стороны одной медали. Ведь сама работа по интерпретации призвана преодолеть дистанцию, отделяющую читателя от чуждого ему текста, чтобы поставить его на один культурный (информационный) уровень с автором текста и таким образом включить смысл этого текста в понимание читателя.

Наука о понимании, истолковывании текстов. Г.Г. Гадамер создал теорию понимания.

П.Рикеранализировал язык в широком контексте социальной жизни и культуры, применяет герменевтика для исследования литературы. Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грамматического значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

Этапы развития герменевтики:

qГерменевтика возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов,

qв 19в. начинается развитие так называемой свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста.

qВ 20в герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в философии герменевтики.

qТак у Гадамера герменевтика приобретает функции онтологии, поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык», социальной философии, поскольку понимание есть форма существование общественной жизни и «критики идеологии». Результатом оказывается замыкание в кругу языка, что роднит герменевтику с неопозитивистским анализом языка.

qВ рамках Франкфуртской школы (Ю. Хабермас) герменевтика как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка «средство господства и социальной власти», служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса герменевтика выступает одним из консолидирующих факторов различных течений современной западной философии.

Герменевтические процедуры могут быть использованы в исторических, юридических и др. науках, имеющих дело с анализом объективированных результатов сознательной человеческой деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *